Fender mustang гитара курта кобейна

Как Курт Кобейн модифицировал свою гитару

Сохранить и прочитать потом —

Недавно я начал слушать группу Nirvana и заметил, что звук гитар в их песнях отличается от того, что обычно можно услышать в современных группах. Это особенно заметно в начале песни «Rape Me».

Я не очень разбираюсь в музыке и буду очень благодарен, если кто-нибудь объяснит, как Курт Кобейн модифицировал свою гитару, чтобы получить такой уникальный звук?

Делали ли другие участники группы, кроме Курта, похожие модификации со своими инструментами для достижения такого эффекта? Если да, то какие?

Мэтью Рассел (Matthew Russell): Для начала стоить отметить, что большую часть своего существования Nirvana была неизвестной и бедной группой. Поэтому они пытались как можно больше сэкономить на покупке оборудования. Их инструменты были хорошими, но не впечатляющего качества и, скорее всего, подержанными.

За свою жизнь Курт пользовался разными гитарами. Его можно было часто заметить с гитарой Stratocaster, выпущенной компанией Fender (на фото выше).

… и самой известной гитарой Jagstang, которая сочетала в себе качества гитар Jaguar и Mustang. Она изображена на рисунке ниже, который сделал Кобейн:

Также он использовал и другие гитары, например, Univox, копию Mosrite. Это доказывает, что любая гитара может звучать как гитара Курта Кобейна, если на ней играет Курт Кобейн. Гитаристы часто говорят, что все зависит только от того, кто играет на гитаре, и в какой-то мере это правда.

Гитары Jaguar и Mustang в то время были не очень популярными, так как все группы пытались подражать таким гигантам, как Van Halen или Guns & Roses, которые использовали совершенно другие марки инструментов. Именно по этой причине поддержанные гитары Fender можно было купить по очень низкой цене.

Основной модификацией, которую Курт производил для своих гитар, была установка хамбакера, вместо стандартных синглов. Звук, полученный с помощью хамбакеров, обычно мощнее, объемнее и обладает выраженным акцентом на средние частоты. Они в два раза больше синглов (сравните размер черного хамбакера на Stratocaster’е с двумя обычными белыми звукоснимателями на картинках выше), поэтому, чтобы поставить хамбакер на гитару, предназначенную для использования синглов, требовалось снять верхнюю защитную часть с деки гитары или даже резать саму деку.

Такая модификация была проделана с Jaguar’ом Курта (на картинке выше), но делал её не он, а предыдущий владелец гитары. Иногда Курт использовал звукосниматели Seymour Duncan Hot Rails – это хамбакеры, уменьшенные до размеров сингла. Их можно было установить на гитары Fender без особых проблем. Он также использовал звукосниматели Seymour Duncan JB, если это позволяла сделать конструкция гитары.

Чтобы получить такой звук, Курт модифицировал не только гитары, но и другое оборудование. Я нашел информацию о том, что Кобейн несерьезно относился к выбору оборудования и использовал очень разные компоненты. Во время туров его стандартным оборудованием были предусилитель Mesa Boogie и раздельные усилители низкой частоты. Эта система доставляла много проблем команде техников, которые отчаялись убеждать Курта использовать что-то более надежное.

Также он использовал BOSS DS-1 и DS-2, педали эффектов Distortion, и chorus-педаль Electro Harmonix Small Clone, выпущенную в 1970 году. С их помощью он добивался «плавающего» звука, как например, в песне «Come As You Are». Педали эффектов Distortion – это ножные переключатели, которые обычно включаются между гитарой и усилителем.

Их используют для резкого перехода от тихого «чистого звука» к громкому агрессивному «грязному звуку», как во вступлении песни «Smells Like Teen Spirit». Также их можно использовать для получения постоянного «грязного звука», вне зависимости от того, к какому усилителю подключена гитара.

Педаль BOSS DS-1 можно заметить на переднем плане фотографии ниже. Я могу объяснить вам, как Курт добился такого гитарного звучания, но я понятия не имею, как он делает эту стойку на голове, одновременно играя на одном из модифицированных Stratocaster’ов.

Различные приемы, используемые во время звукозаписи, тоже играли свою роль. Например, местоположение микрофона в студии, могло повлиять на качество звука. Стив Альбини (Steve Albini), который помогал записать альбом «In Utero», записывал группы одним дублем – они играли в помещении, где стояли несколько микрофонов. Такая методика позволяет получить более «сырой» звук, которого нельзя добиться другими методами, например, когда участников группы записывают по отдельности.

Техника игры Курта, или скорее ее отсутствие, тоже влияла на конечный результат. Это возвращает нас к теории, что все зависит только от самого гитариста. Кобейн был способен на многое, но он не был виртуозным гитаристом. В свою игру он вкладывал больше чувства, чем умения: он сильно бил по струнам, получая уникальный звук. Он не старался играть в одной тональности с другими членами группы или постоянно попадать в ноты – все это отражалось на звуке его гитары.

Кобейн использовал «неправильное» оборудование и играл очень агрессивно. Его вдохновляли такие стили, как панк и альтернатива, а также популярный в то время рок, поэтому он не хотел, чтобы его гитара звучала «чисто», без каких-либо дефектов. Он использовал оборудование, которое не могло воспроизводить звук высокого качества, даже если бы Курт захотел того. Кобейн работал вместе с продюсером, который тоже не был заинтересован в «хорошем» звуке, потому помог музыканту усилить агрессивное звучание гитары, используя различные методы записи.

Леон Левнгтон (Leon Lewington): Вот отличное интервью, в котором Курт объясняет, как он получил такой уникальный звук: «Курт Кобейн об оборудовании и многом другом в его последнем интервью для журнала «Guitar World».

Никто в группе не обращал особого внимания на то, как настроены их инструменты. Все просто подстраивались под гитару Курта. Он тоже не беспокоился по поводу состояния его гитар: о том, как они настроены или в каком состоянии находятся струны.

Дилан Нобуо Литтл (Dylan Nobuo Little): Если говорить вкратце, то такой уникальной его музыку делали несколько факторов. Во-первых, он использовал не предназначенные для такой игры гитары (Курт предпочитал Fender’ы, которые не были созданы для панк-рока и педалей Distortion, а Jaguar, с которым часто ассоциируют Кобейна, создавалась для сёрф-рока).

Во-вторых, уникальный звук создавали тональности, в которых он играл, и более мощные хамбакеры (они лучше принимают средние частоты, и их звук считается более теплым и полным). Также на звук влияло используемое оборудование и стиль игры Курта (которые были очень нетипичны). Теперь перейдем к описанию всех гитар, на которых он играл (в хронологическом порядке), и другого оборудования, которое он использовал.

Курт был левшой, и, несмотря на то, что праворукие гитары дешевле и их легче найти, он старался как можно чаще играть на леворуких гитарах, поскольку они больше подходили для его агрессивного стиля игры. Однако время от времени он использовал модифицированные праворукие гитары с измененным порядком струн, особенно в то время, когда Nirvana еще была гаражной группой, и им было сложно достать необходимое оборудование.

В течение этого периода Курт использовал много разного б/у оборудования (в основном копии Fender и Gibson), в том числе Mosrite Gospel, Epiphone ET-270 и Aria Pro II Cardinal, которые стали его запасными гитарами. Самой известной гитарой этого периода была Univox Hi-Flyer, копия Mosrite Mark IV, обладавшая небольшим весом и уникальной формой деки, которую Курт продолжил использовать, даже когда Nirvana стала популярной группой. За всю свою карьеру он приобрел и модифицировал множество гитар.

Начиная примерно с 1991 года, Курт предпочитал играть на гитарах Fender. После выпуска альбома «Nevermind» он выступал с сильно модифицированной гитарой Fender Jaguar ’65 цвета «санбёрст», которая имела красную пеструю накладку на деку. Сейчас гитары Jaguar, и похожие на них Jazzmaster, стоят очень дорого, но в то время эти американские модели можно было купить по довольно низкой цене. Курт купил свою гитару примерно за $500 в ломбарде LA Recycler.

Она уже была модифицирована предыдущим владельцем (Мартином Дженнером (Martin Jenner) из Cliff Richard и The Everly Brothers). Он поставил на нее двойные хамбакеры Dimarzio (нековый датчик типа PAF и бриджевый Super Distortion), бридж Tune-o-Matic от Schaller, как на гитарах Gibson, и второй регулятор громкости.

Он привык к такому набору элементов и продолжил в таком же ключе модифицировать свои гитары Fender. Потом он заменил стандартный переключатель выбора звукоснимателей (микросхема с тремя переключателями) на кнопочный переключатель с тремя режимами. До этого он заклеивал переключатель изолентой, чтобы случайно не сменить его положение, так как он в основном использовал бриджевый звукосниматель.

Позднее, после записи альбома «In Utero», он заменил хамбакер Super Distortion своим любимым Seymour Duncan JB. Так же стоит отметить, что он никогда не использовал рычаги тремоло и фиксировал их струнодержатели, повышая сустейн и точность настройки гитары. Более того, все его гитары имели крепления для ремня Schaller, а сами ремни фирмы Ernie Ball были черные или белые.

У него под рукой всегда было несколько гитар Fender Stratocaster (в основном они были белого или черного цвета, однако одна была цвета «санбёрст», а другая красного), которые разбивались во время знаменитых концертов группы. Они были собраны либо в Японии, либо в Мексике, и являлись дешевыми альтернативами американских моделей.

На все эти гитары он поставил хамбакер JB. Иногда это был Seymour Duncan ’59 или, когда на деку какого-нибудь Strat’а не помещался большой хамбакер – Hot Rails. После того как Strat’ы разбивали, из их частей собирали новые гитары («Franken-Strat»). Примером такой гитары может служить полностью черная гитара Strat (с черной декой, накладкой, звукоснимателем ’59 и регуляторами, а также наклейкой Feederz) с грифом от Fernandes Strat (оригинальный гриф был сломан).

Этот гриф продержался всего месяц, и его заменили грифом от Kramer (группа постоянно возила их с собой для ремонта). Скорее всего, они нравились Курту больше чем грифы Fernandes (хотя их было легче всего достать). Все остальные грифы его Fender’ов были сделаны из розового дерева, которое ему нравилось больше, чем клен.

Во время тура с альбомом «In Utero» основной гитарой Курта была Fender Mustang. У него было несколько таких гитар: одна цвета «Fiesta Red» с запасной накладкой белого перламутрового цвета и черными звукоснимателями и две другие цвета «Sonic Blue». Они отличались только внешним видом – одна имела красную пеструю накладку и белые звукосниматели, а другая накладку на деку матового красного цвета и белый и черный звукосниматели.

Стандартные бриджи были заменены на Tune-o-Matic от Gotoh, а звукосниматель рядом с ними – на Seymour Duncan JB. Как и в случае с гитарой Jaguar, он не использовал нековые звукосниматели (кроме некоторых студийных записей) и рычаги тремоло. Пружины тремоло были заменены обычными шайбами, а струнодержатель закреплен так, чтобы струны проходили через него напрямую. Такая система более характерна для гитар Gibson.

Курт также начал сотрудничать с компанией Fender для создания гитары Jag-Stang – комбинации гитар Jaguar и Mustang, которая сочетала в себе его любимые качества: бридж Tune-o-Matic, бриджевый хамбакер, небольшую длину (примерно 60 сантиметров) и уникальную форму самой гитары. Однако он использовал эту гитару лишь несколько раз уже ближе к концу своей карьеры – Курт оставался верен гитарам Mustang. Стоит отметить, что вся группа настраивала свои инструменты ниже на полтона.

Для акустических выступлений Курт использовал либо гитару Epiphone Texan со съемным звукоснимателем Bartolini 3AV (ее можно было легко узнать по наклейке «Nixon Now»), либо очень редкую гитару Martin D-18E 1950 года. Ее можно услышать в альбоме «Unplugged In New York», но в качестве электроакустики (со звукоснимателем Bartolini 3AV, но уже встроенным в саму гитару), которую он подключал через педали и микшер, поэтому ее нельзя назвать чисто акустической.

Обе эти гитары являлись модифицированными праворукими моделями с измененным порядком струн. Забавно то, что гитара, на которой он играл во время записи песен «Polly» и «Something In The Way» с альбома «Nevermind», была в очень плохом состоянии, однако он никак не модифицировал ее и даже не менял на ней струны. Это была 12-струнная Stella Harmony, которую он купил за 30 долларов в ломбарде. У нее было только 5 нейлоновых струн, а бридж держался на клею.

Как истинный коллекционер, в основном, старых, необычных и дешевых инструментов, Курт сознательно избегал покупки нового оборудования. Я не упомянул об огромном количестве других гитар, на которых он играл: пара модифицированных гитар Telecaster и другие гитары Mustang (в основном модель ’69, известная по своему появлению в клипе «Smells Like Teen Spirit»). Гитары Mosrite Mark IV и Fender XII (обе уничтожены вместе с домашними записями и дневниками, которые Курт прятал в своей ванной, чтобы уберечь от грабителей – их залило водой).

Источник

Jag-Stang

I ♥ my Fender Jag-Stang

История Fender Jag-Stang

В самом названии гитары Fender Jag-Stang кроется подсказка о ее происхождении. В ней слились воедино черты двух других гитар компании Fender – Jaguar и Mustang. И это, пожалуй, единственный случай в истории Fender, когда не компания предложила исполнителям новый инструмент, а напротив, музыкант сам изобрел для нее новый инструмент.

Fender Jaguar Fender Mustang

Гитара Jag-Stang – детище Курта Кобейна.

Певец и гитарист Курт Кобейн, лидер рок-группы «Nirvana», которого многие считают величайшим антигероем в истории электрогитары, был левшой. Как-то раз ему случилось купить гитару Fender Mustang для левшей, и он влюбился в нее на всю жизнь. Нравилась ему и модель Fender Jaguar. Однажды Курту пришло в голову объединить эти два инструмента. Позднее он утверждал: «С тех пор как я начал играть, что-то мне нравилось в одних гитарах, что-то в других, но я ни как не мог подобрать инструмент, идеально сочетающий все нужные мне особенности. Гитара Jag-Stang ближе всего к совершенству в моем представлении». Он передал свою идею в подразделение компании Fender, которое занимается изготовлением инструментов по индивидуальным заказам (Fender Custom Shop). В 1993 году появилось два прототипа гитары. На одном из них Курт Кобейн успел сыграть всего несколько раз за тот короткий срок, который ему оставалось жить.

Лэрри Брукс, занимавший должность главного конструктора подразделения Fender Custom Shop в начале девяностых годов, работал над первой версии инструмента вместе с самим Кобейном. Он отметил, что у певца в голове была простая картинка: гитара, которая была бы наполовину Jaguar, наполовину Mustang. Поэтому значительную часть детальных проработок вскоре опустили за ненадобностью.

«Он взял фотографии обеих гитар, разрезал их пополам и сложил, чтобы посмотреть, как это будет выглядеть.

Замысел был его, а мы как следует проработали и придали ему нужные очертание, чтобы гитару было удобно и приятно держать в руках. Работать с Куртом было очень легко. Я посидел и поговорил с ним, а затем мы создали прототип. Он сыграл на нем, написал несколько предложений по поводу гитары и отправил их нам. Со второго раза у нас все получилось как надо»

Брукс в статье журнала «Fender Fortline» за 1994 году.

Сам Кобейн всегда был против того, чтобы иметь дело с крупными корпорациями. Но в этой же статье он рассказывал, как понравилась ему новая гитара, и отметил, что не возражает против того, что его имя теперь тесно связано с большой компанией. «Я рад, что на рынке появится качественный инструмент, и у меня нет предубеждений на этот счет».

Процесс создания гитары легко проследить по документам. В дневниках Курта, изданных в 2002 году, приведено несколько ранних чертежей, составленных самим музыкантом, с его собственными примечаниями.

Вырезка из дневников Курта Кобейна

Говорят, он отправил гриф своей любимой гитары Mustang в компанию, и попросил, чтобы у новой гитары был точно такой же. Брукс создал два прототипа для левшей: красный (Fiesta Red) и синий (Sonic Blue). Кобейну отправили только синий экземпляр. Он получил его и отправил обратно для доработки. Когда гитара была готова, он взял ее с собой на гастроли в Европу и несколько раз сыграл на ней.

Fender Jag-Stang Fiesta Red Fender Jag-Stang Sonic Blue

Красный экземпляр он так и не увидел. По словам Брукса, приведенным в мартовском номере журнала «Guitar World» за 1995 год, «мы уже паковали гитару, чтобы отправить ему, как вдруг получили известие (о его трагической гибели)». Это произошло 5 апреля 1994 года.

Оригинальный макет Fender Jag-Stang

После смерти Кобейна вдова певца Кортни Лав передала синий экземпляр гитаристу группы R.E.M. Питеру Баку. В видеозаписи сингла 1994 года «What’s the frequency, Kenneth», видно как Бак играет на гитаре правой рукой. Другая запись группы того же года, «Let me in», посвящена памяти Кобейна. Бассист Майк Миллз часто играл эту песню на гитаре безвременно ушедшего музыканта на концертах во время тура 1995 года.


Смерть Кобейна не разрушила планов компании Fender. Получив разрешение наследников музыканта, она выпустила гитару Jag-Stang. Первые производственные модели были созданы в Японии и поступили на рынок в конце 1995 года. Формально гитара была представлена в январе 1996 года в рамках серии де-люкс. У новой гитары был липовый корпус, мензура 24 дюйма, как и у предшественников, кленовый гриф с палисандровой накладкой радиусом 7,25 дюймов, 22 лада, перлоидная накладка, плавающий тремоло бридж с динамичным подгрифником, как и у модели Mustang, и тюнеры в винтажном стиле. Каждая гитара была оснащена двумя звукоснимателями: сингл в винтажном стиле у грифа и хамбекер у бриджа, специально разработанный для этой модели (на первых двух прототипах были установлены сингл Fender Texas Special™ и хамбекер DiMarzio®H-3). Для каждого звукоснимателя был предусмотрен переключатель, при помощи которого их можно включить/выключить или поставить в фазу/противофазу. Общая громкость и общий тон регулировались специальными кнопками управления, установленными на хромированной пластине. Модель выпускалась в красном и синем исполнениях, в розничной продаже правосторонняя модель стоила 619,99 долларов без чехла и 774,99 с чехлом. Вариант для левшей стоил 689,99 долларов. Эти первые гитары Jag-Stang продавались в течение 4 лет. В 1999 году их сняли с производства.

Приближалась десятая годовщина смерти Кобейна, и в 2003 году компания Fender выпустила гитару Jag-Stang еще раз. Теперь она относилась к серии “ARTIST”. Эти модели, также японского производства, в целом повторяли своих предшественников 1995-1999 годов. В розничной продаже они стоили 756,99 долларов. Выпускались они еще 2 года, до начала 2005 г.

Гитара Fender Jag-Stang занимает особую нишу в истории компании Fender. Вокруг нее сплотилась маленькая, но преданная группа поклонников. Изобретение Курта Кобейна на хорошем счету среди не вполне обычных предложений компании Fender (по иронии судьбы ее «родителями» были 2 абсолютно традиционные модели). Встретишь такую гитару нечасто, но иногда она все-таки привлекает к себе внимание. Например, на обложке книги Тони Бейкона. «60 лет компании Fender», изданной в 2010 году, крупным планом изображен красный экземпляр Jag-Stang.

Fender Jag-Stang на обложке книги, посвященной 60 летию компании Fender.

Годы выпуска Fender Jag-Stang

А вот так звучит Fender Jag-Stang в руках Курта Кобейна:

Источник

Читайте также:  Классическая гитара или дредноут
Оцените статью