Fender stratocaster что это за гитара

Обзор гитар Fender Stratocaster

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Если вы умеете играть на гитаре или хотя бы интересовались этим направлением, то обязательно знакомы с электрогитарой Fender Stratocaster. Она известна уже более 50 лет, продолжая пользоваться повышенным спросом. В данной статье рассмотрим особенности и обзор гитар Fender Stratocaster с их комплектующими и аксессуарами, а также тонкости выбора.

Особенности

Fender Stratocaster – это популярная модель электрической гитары, которая появилась благодаря усилиям трёх незаурядных людей – Фредди Тавареса, Лео Фендера и Джорджа Фуллерта. Эта гитара появилась ещё в далёком 1954 году, но до сих пор продолжается пользоваться популярностью у профессиональных гитаристов. Необходимо знать, что не все гитары с надписью Stratocaster или Strat являются продуктом компании Fender. Многие недобросовестные производители, которые предлагают гитары с такими же техническими характеристиками, как и модели бренда Fender, используют для повышения покупаемости своей продукции надписи «Strat» или «Stratocaster».

Название «Stratocaster» придумали не случайным образом. Оно должно было ассоциироваться с инновационными разработками. Бренд Fender создал новую серию в современном дизайне. Изначально места на гитаре, предназначенные для отдыха рук, и задняя часть приобрели скошенный вид, что позволило создать лучшее прилегание корпуса к рукам и грудной клетке музыканта. Чтобы можно было добраться до верхних ладов, имелись 2 выреза. Дизайн такой гитары стал революционным.

Источник

История Stratocaster: 1960-е. Часть 1

Серф-рок, психоделик и все, что между ними — 60-е годы изменили буквально все.

В конце 1959 года, с быстрым приближением следующего десятилетия, перспективы рок-н-ролла и Fender Stratocaster выглядели далеко не многообещающе.

Эти музыкальные феномены возникли в середине 1950-х примерно в одно и то же время — электрогитара Stratocaster в 1954, а рок-н-ролл в 1955 году. Разумеется, ни то, ни другое не появилось в одночасье — для этого понадобилось по меньшей мере несколько лет, при этом рок-н-ролл и Stratocaster не имели никакого отношения друг к другу.

Последний факт может показаться нелепым, но это правда. Leo Fender и его тогда еще небольшая компания, казалось, не замечает роста популярности нового музыкального жанра, даже после его прорыва в 1955 году. Усилия компании по продвижению нового элегантного Stratocaster были направлены в сторону западных гитаристов, играющих свинг и танцевальную музыку, используя откровенно прагматичный инструмент — Telecaster. Leo полагал, что эта армия по-ковбойски одетых гитаристов непременно поменяют свои Telecaster на более комфортный и выразительный дизайн нового Stratocaster. Но этого не произошло.

Вместе с этим, электрогитара в рок-н-ролле середины 50-х даже не считалась основным инструментом. Главными «голосами» этой музыки были тогда саксофон и фортепиано, а участие гитары ограничивалось лишь их поддержкой, и то это были акустические или большие полуакустические гитары, как те, что выпускали Gibson и Gretsch. В период классического рок-н-ролла гитара почти всегда была второстепенным инструментом.

Так сложилось, что вплоть до середины 1950-х годов рок-н-ролл и Stratocaster решительно не имели ничего общего.

Во второй половине 50-х, когда рок-н-ролл уже почти потерял свою популярность, всего несколько музыкантов взяли на вооружение Stratocaster. Buddy Holly был наиболее заметным гитаристом, успешно игравшим на новинке от Fender, но его только начавшаяся карьера неожиданно прервалась: в феврале 1959 года, в возрасте 22 лет, он погиб в авиакатастрофе вместе с другим успешным гитаристом, игравшем на Stratocaster — 17-летним Ritchie Valens. К тому времени, авангард рок-н-ролла уже окончательно остановился на своем пути: в 1957 году Little Richard ушел со сцены, чтобы заняться миссионерством, а Elvis Presley в 1958 году ушел служить в вооруженные силы США. В конце 1959 года гитарист Chuck Berry был осужден, а Jerry Lee Lewis оказался вовлечен в скандал — в итоге оба исчезли из виду на несколько лет. Казалось, эпоха рок-н-ролла подходила к концу, едва начавшись.

Пока происходили все эти события, в 1958 году был представлен Jazzmaster, который ознаменовал конец недолгого расцвета как профессионального инструмента топ-уровня Stratocaster, так и его дуэта вместе с Telecaster.

Да, конец 1950-х годов поистине можно назвать «смутными временами» в жизни рок-н-ролла и Stratocaster. Выживут ли они? Следующее десятилетие — шестидесятые — были уже на подходе.

В самом начале 1960-х явились две благодати, спасшие рок-н-ролл от нашествия слезливого тин-попа — нового жанра, которым американские звукозаписывающие компании заполняли вакуум, образовавшийся в результате почти полного исчезновения рока в конце предыдущего десятилетия. Это были Motown и серф-рок.

В 1959 году в Детройте была создана Motown Records — звукозаписывающая компания, которая наполнила хит-парады долгожданной дозой чудесной и заразительной музыки, ставшей эталоном великолепия. В ней электрогитара была частью ансамбля, редко выходя на передний план, гитарные партии тщательным образом размещались среди фортепиано, органа, барабанов, баса, перкуссии, струнных и других инструментов. Тем не менее, инструменты Fender хорошо себя показали с самого начала работы Motown, особенно Precision Bass.

Впрочем, серф-рок начала 60-х настойчиво продвигал электрогитару на передний план, что было в новинку. Молодой жанр «серф», как музыкальное явление, возник на юге Калифорнии, а именно там и располагалась молодая компания Fender, которая изготавливала качественные и весьма доступные гитары, и делала это прямо в гуще событий. Оглядываясь назад, не приходится удивляться, что инструменты Fender совершенно естественным образом стали «серф-гитарами». Однако, стоит отметить, что для компании Fender это стало приятным сюрпризом: новые обстоятельства предвещали успех как Jazzmaster, который изначально продвигался в другом направлении, так и его непопулярному предшественнику — Stratocaster.

Серф-рок был представлен в разных вариациях инструментальной и вокальной музыки. Тот факт, что это были небольшие коллективы, обусловлен стремительным ростом качества звучания электрогитар и усилителей, который обеспечила компания Fender, упорно развивая это направление. В конце 1950-х такие музыканты, как Duane Eddy, Link Wray и группа Ventures, впервые предложили публике инструментальный рок-н-ролл, а к началу 60-х молодые гитаристы из южной Калифорнии развили это направление, добавив к нему жгучий солнечный твист. Одним из первых стал Richard Monsour, взявший себе сценический псевдоним Dick Dale — именно он остался в истории, как единоличный создатель инструментальной серф-музыки. И его основным инструментом был Stratocaster.

Dick Dale играл громко и быстро, при этом он действительно занимался серфингом, в отличие от большинства исполнителей серф-рока. Говорят, что он стремился воссоздать звуки, которые он представлял себе во время катания по волнам, для чего развил технику быстрого тремоло на одной ноте в сочетании с использованием средневосточных ладов и мотивов (Dick Dale имел ливанские корни). Часто посещая компанию Fender, этот музыкант помог ей разработать более мощные гитарные усилители, а его фирменный саунд был богато насыщен пружинным ревербератором, который стал входить в оснащение усилителей Fender начала 60-х. В 1960 году Dick Dale записал сигнл «Let’s Go Trippin», который известен всему миру как первая инструментальная серф-композиция, затем через два года он представил свою версию греческой народной песни «Misirlou» (1929 г.), и это исполнение по сей день остается самой известной инструменталкой в жанре, а его дебютный альбом 1962 года «Surfer’s Choice» стал абсолютной классикой серф-рока.

Несмотря на то, что Jazzmaster и Jaguar считаются ключевыми инструментами в серф-роке, известность Dick Dale способствовала тому, чтобы Stratocaster тоже стал неотъемлемой его частью — итогом стал тот факт, что лишь немногие из многочисленных серф-групп, последовавших за ним, были замечены без этой гитары.

У вокальных серф-групп все сложилось так же. Очень часто на Stratocaster играл Al Jardine, гитарист Beach Boys — эта группа, образованная в Калифорнии в 1961 году, являлась наиболее влиятельной в этом жанре. Феноменальный успех Beach Boys фактически стал одним из основных факторов превращения Fender из местечкового производителя гитар и усилителей в компанию федерального, а затем и глобального масштаба (только лишь обложка концертного альбома 1964 года «Beach Boys Concert» продала далеко не один-два Stratocaster).

Тем временем, в 1960 году, на другой стороне Атлантического океана целых пять недель в британских чартах царствовали Shadows со своей инструментальной композицией «Apache» авторства Jerry Lordan. В этой песне гитарист Hank Marvin блестяще задействовал эффект эха и тремоло-систему на своей гитаре — вероятно, это был первый Stratocaster в Великобритании. После этого в течение нескольких лет Shadows, в составе с Cliff Richard, который исполнял роль ведущего и бэк-вокалиста, записали несколько хитов с «участием» Stratocaster, из-за чего многие британские подростки стали буквально грезить об алом Fiesta Red Stratocaster, как у Hank Marvin.

В целом, серф-рок и инструментальная музыка стали ярким, но непродолжительным феноменом в хит-парадах. Эта волна быстро достигла своей вершины, после чего в 1964 году в чартах произошло «Британское вторжение», тем не менее, первая половина 1960-х годов запомнилась торжеством яркого и модного серфа, который вне всяких сомнений открыл дорогу Stratocaster в новое десятилетие.

В тот период конструкция электрогитары продолжала видоизменяться. Stratocaster образца 1960 года в целом был очень похож на модель 1959 года, заметно отличаясь от более ранних моделей толстой палисандровой накладкой, многослойным целлулоидным пикгардом с креплением на 11 шурупов и характерным зеленоватым оттенком (хотя некоторые имели «черепаховые» пикгарды из нитроцеллюлозы), а также утолщенным профилем грифа по сравнению с тонкими грифами 1958-1959 годов.

В 1961 году был введен ряд модификаций. Красный компонент трехцветного «санберста» на Stratocaster выгорал на солнце, поэтому его заменили на более стойкую краску, а коричневый компонент было решено заменить на черный. На головке грифа рядом с логотипом разместили номера двух патентов, которые ранее не наносились, а профиль грифа приобрел более массивную D-образную форму.

1962 год: на головке грифа появился третий патентный номер, а на его торце компания Fender начала наносить дату изготовления при помощи штампа (ранее их писали вручную карандашом). Наиболее заметное изменение этого года заключалось в том, что шпонированные радиусные накладки из палисандра, которые обеспечивали более стабильное соединение с грифом, уступили место толстым накладкам с плоским низом (Slab fingerboard). Среди изменений 1963 года — менее строгие формы корпуса, отказ от нанесения дат изготовления на корпусах, перенос одного из шурупов крепления пикгарда — расположенный между нековым и средним датчиками шуруп сдвинули ближе к среднему на полдюйма.

Важным периодом в эволюции Stratocaster стал 1964 год. Летом этого года оригинальный «макаронный» логотип Fender на головке грифа был изменен на утолщенный вариант начертания, который впоследствии стал называться «переходным». Также на головке появился четвертый патентный номер, а в покрытие «санберст» снова внесли изменения: теперь желтый компонент наносился в дополнение к морению, поэтому требовалось меньше полупрозрачной желтой краски, которая создавала менее плавный переход от цвета цвету (за это внешний вид покрытия сравнивали «мишенью»).

В конце 1964 года изменения коснулись маркеров ладов: прежние «глинянные» маркеры теперь изготавливались из перлоида, который также стал материалом для боковых маркеров. Тогда же был дополнительно сглажен скос под правую руку, а вместо целлулоидных пикгардов мятно-зеленого цвета (Mintgreen) стали устанавливать трехслойные белые пикгарды из пластика (прежние еще оставались на складах, поэтому они еще использовались на протяжении 1965 года). Также в этот период произошли другие небольшие изменения: нижние панели серого цвета у звукоснимателей заменены на черные, надписи на колках «Kluson» и «Deluxe», которые ранее выполнялись в одну строку, теперь располагались параллельно в две линии, а металлическая втулка под ритейнером заменена на пластиковую белого цвета.

Февраль 1964 года — волна успеха «Британского вторжения», в этот период инструменты Fender еще не составляли основную часть арсенала музыкантов. Послевоенный запрет на ввоз американских музыкальных инструментов в Великобританию был снят совсем недавно, поэтому объемы импорта гитар, бас-гитар и усилителей Fender только сейчас набирали существенные обороты. По-видимому, большинство групп «Британского вторжения» предпочитали полуакустические инструменты, поскольку электрогитары Fender попросту не были широко доступны в стране.

Источник

«Стратокастер»: что это такое, описание, фото, отзывы

«Стратокастер» — что это такое? Такой вопрос задает обычно себе каждый человек, который увлечен каким-либо музыкальным направлением, в котором роль солирующего инструмента отводится электрогитаре. Именно она выпускается известной фирмой «Фендер» под такой маркой. Поклонников данных инструментов можно найти множество среди музыкантов, играющих в самых разнообразных музыкальных жанрах.

Юбилей инструмента

В 2004 году в Америке состоялось пышное празднование юбилея создания гитары Фендера Стратокастера. В рамках этого события прошел грандиозный концерт, видеозапись которого позже была выпущена в формате DVD под названием Start 50. Среди участников события были такие знаменитые музыканты, как Марк Нопфлер, Гэри Мур, Брайан Мэй.

На одной сцене с ними выступили также вокалисты Пол Роджерс и Эми Вайнхауз. Это еще раз подтверждает тот факт, что любовь и уважение к Стратокастеру питают не только гитаристы, но и другие музыканты, являющиеся поклонниками его звучания.

Создатель

Что такое «стратокастер»? В первую очередь стоит сказать о том, что это слово является названием лишь одной из нескольких популярных моделей гитар, разработанных и выпускающихся фирмой «Фендер».

Эта компания была создана в начале сороковых годов. Первоначально ее возглавлял Лео Фендер. Изобретатель музыкальных инструментов родился в 1909 году в семье, которой принадлежали обширные плантации апельсиновых деревьев в южных штатах. В конце двадцатых годов Фендер окончил колледж по специальности «бухгалтер». Молодой человек с детства горячо интересовался радиотехникой, хотя никогда не получал в этой области профессионального образования. Еще во время учебы в колледже он открыл свою мастерскую по ремонту радиоприемников.

Производство техники

Вскоре будущий изобретатель гитары Фендер Стратокастер сам стал изготовлять радиоприемники, а затем и усилители. Музыканты ведущих джазовых оркестров того времени заказывали у него концертное оборудование.

Первые гитары

В годы Второй мировой войны в связи с развитием различных направлений джаза и танцевальной музыки большую популярность получили гавайские и лэп-стил гитары (на которых играют, держа их на коленях струнами вверх). Именно последнюю из перечисленных разновидностей Лео Фендер решил усовершенствовать в 1944 году. Незадолго до начала работы над музыкальным инструментом он познакомился с Доком Кауфманном.

Опытный специалист

Этот изобретатель и мастер по изготовлению музыкальных инструментов уже не первый год работал в данной сфере. Первым его творением было приспособление для создания эффекта вибрато. Эта конструкция включала в себя металлический рычаг, который при перемещении ослаблял натяжение гитарных струн. Такую систему Кауфманн разработал для всемирно известной фирмы «Рикенбакер». Гитары этой марки были весьма популярны и использовались многими музыкантами, в том числе и ливерпульской четверкой «Битлз».

За свою жизнь данный специалист успел поработать в таких известных фирмах, как «Рикенбакер», «Фендер», «Гибсон» и некоторых других.

В 1944 году Фендер объединился с ним для создания электрогитары новой модели. Это еще не была гитара Fender Stratocaster, но она уже имела некоторые черты, которые впоследствии станут фирменными знаками знаменитой модели. Например, данная гитара была снабжена так называемой «машинкой», то есть механическим приспособлением для получения эффекта вибрато.

Телекастер

В начале пятидесятых большие джазовые оркестры стали выходить из моды. На смену им пришли камерные ансамбли, которые исполняли веселую танцевальную музыку (кантри, вестерн, буги-вуги). К тому же, многие звезды не могли позволить себе приглашать для записи и концертных выступлений оркестры духовых инструментов. Поэтому появившиеся к тому времени электрогитары вызывали большой интерес у эстрадных музыкантов. Такие инструменты достаточно недорогие, и к тому же, благодаря громкому звучанию могут заменить собой целую духовную секцию.

Тогда фирмы, специализировавшиеся на производстве гитар, выпускали в основном полуакустические модели. Среди них особо выделялись так называемые арктопы, то есть гитары с особой аркообразной формой корпуса, которая позволяет легко играть высокие ноты. Но из-за недоработок в конструкции такие модели при выступлении в больших концертных залах производили «эффект обратной связи звука». Поэтому их невозможно было использовать для крупных мероприятий.

Фендер благодаря своему конструкторскому чутью понял, что корпуса гитар следует делать не полыми, а цельными (из одного куска дерева). Это позволяет избежать нежелательного эффекта «обратной связи». К тому же производство подобных инструментов обходится гораздо дешевле.

Первая легендарная модель

В 1950 году Фендер произвел первые экземпляры новой модели гитары, предназначенной для эстрадной музыки. Она получила название «Эсквайр», но позднее была переименована в «Броадкастер». Но и это название не прижилось, поскольку не отвечало требованиям времени. Тогда начиналась пора стремительного развития техники. Поэтому новое имя гитары, безусловно, должно было отражать эту особенность эпохи.

И такое название было найдено. Гитара стала именоваться «Телекастером». Эта модель была оснащена одним, а в некоторых вариациях — двумя звукоснимателями. Она выпускается и сегодня и является одной из самых популярных гитар в мире. Но при сходстве названий «Стратокастер» все же не является прямым потомком «Телекастера».

История создания

Что такое «Стратокастер»? Это принципиально новая модель электрогитары, которую фирма «Фендер» выпустила через четыре года после «Телекастера». Глава компании решил не заниматься усовершенствованием предыдущей модели, а создать новую. Эта гитара оснащена тремя одиночными звукоснимателями. Ее корпус является цельным и имеет две «арки» в верхней части.

Данное конструкционное решение еще более упростило игру в верхней части грифа, где находятся ноты высокого диапазона. Также гитары снабжены «машинкой» — устройством для создания вибрирующего звука. Причем рычаг данного приспособления стал не плоским, как в более старых моделях гитар, таких как инструменты фирмы «Рикенбакер», а округлым.

Другие особенности

Гриф инструмента прикреплен к корпусу металлическими болтами. Их шляпки обычно скрываются под прямоугольной пластиной с эмблемой фирмы «Фендер». В образцах пятидесятых-шестидесятых годов выпуска на этой металлической табличке иногда значилась дата изготовления инструмента.

Данный вид крепления грифа к корпусу гитары является не единственным существующим. Есть около десятка его аналогов. Например, в акустических гитарах часто используется другое соединение. В нем гриф крепиться к инструменту при помощи механизма, способного регулировать его высоту, а значит и строй гитары. Также известны модели гитар, в которых две упомянутые их части соединены между собой деревянными втулками, которые находятся внутри гитары и не видны снаружи.

Итак, что такое «Стратокастер»? Это гитара, конструкция которой включает в себя ряд особенностей, явившихся открытиями в сфере изготовления музыкальных инструментов.

Отпекаемый корпус

Прежде всего, следует упомянуть о том, что форма этой электрогитары «Фендер Стратокастер» специально разработана для удобства игры. Задняя часть корпуса и его боковые части являются рельефными. Это позволяет исполнителю плотнее прижать гитару к своему туловищу во время игры, а также выбрать наиболее удобную позицию левой и правой руки. Конструкция гитары напоминает устройство ортопедической обуви. Инструмент создан, учитывая анатомические особенности человека. Гриф «Фендер Стратокастер» обычно изготовляется из цельного куска клена с вставками из черного дерева.

Он удобен для обеспечения комфорта при исполнении произведений в быстром темпе. Лады устанавливаются на гриф «Стратокастера» при помощи гидравлического пресса.

Дизайн

Лео Фендер для разработки «Стратокастера» (фото гитары смотрите в статье) привлек двух авторитетных специалистов — Била Карсона и Фредди Треверса. Они оба были виртуозными гитаристами, известными своими выступлениями со звездами первой величины.

Карсон посоветовал Лео Фендеру оснастить свой новый инструмент пятью звукоснимателями. В итоге изобретатели остановились на количестве трех штук. Звукосниматели могут включаться попеременно, в разных комбинациях. Это позволяет получать разные оттенки звука. В первых моделях использовались две крутящиеся ручки для переключения комбинаций.

Позже стал применяться рубильник, ручка которого может находиться в пяти разных позициях, обеспечивая такое же количество вариантов сочетания датчиков. Теперь понятно, что это такое — «Стратокастер». Это первая в мире модель гитары, оснащенная тремя звукоснимателями.

Вибрато

Что касается механизма, с помощью которого достигается этот эффект, то и здесь не обошлось без новаторства. В «Стратокастере» стала использоваться пружинная система, позволяющая регулировать настройку каждой струны. Поэтому, если из-за использования рычага для вибрато строй гитары сбивался, его легко можно было отрегулировать. Струнодержатель такого типа, использующийся сегодня, позволяет это сделать.

Струны на «Стратокастер» можно ставить практически любого калибра. Их выбор зависит от того, какой окраски звука хочет добиться музыкант. Из всего разнообразия марок выделяется Fender Bullet. Эти струны предназначены специально для гитар «Фендер» (особая форма наконечника струн, совпадающая со строением струнодержателя).

Космическая гитара

Пятидесятые годы, как известно, стали началом космической эры в развитии человеческой цивилизации. Именно в то время был запущен первый искусственный спутник Земли. С этого момента началась «космическая гонка» — соревнование в этой области между двумя сверхдержавами — СССР и США. Тема освоения космического пространства стала одной из главных в новостных радио-, а затем и телепередачах.

Поэтому в качестве названия новой гитары Лео Фендер выбрал слово «Стратокастер». Первый корень его присутствует в термине «стратосфера», откуда, вероятнее всего, он и был позаимствован.

И действительно, электрогитара «Стратокастер» напоминает своим «обтекаемым» очертанием космические корабли и гоночные машины — высокоскоростные изобретения двадцатого века. Можно с уверенностью заявить, что название гитары оправдало себя. Этот инструмент способствовал стремительному развитию эстрадной музыки. Не случайно, что в 2009 году вклад Лео Фендера в развитие рока был отмечен на церемонии вручения премии «Грэмми».

Источник

Читайте также:  Как настроить струны гитары через микрофон
Оцените статью