Ферапонтов монастырь ноты для

Самые известные произведения для аккордеона

На этой страничке пойдет речь об известных произведениях для аккордеона, которые обычно играют музыканты, обучающиеся в колледжах или старших классах школ. Все 8 композиций резко отличаются друг от друга звучанием, сложностью в плане техники исполнения и общим слуховым восприятием. Ценители аккордеонной музыки тоже найдут для прослушивания подходящую пьесу, которая заставит задуматься или просто поднимет настроение.

В. Золотарев «Ферапонтов монастырь. Размышление у фресок Дионисия»

Данное произведение условно можно подразделить на 2 части: вступление звучит в тональности до-мажор, в нём явно слышится перезвон колоколов. Затем начинается основной напевный лейтмотив в соль-миноре, где во время игры преимущественно используется штрих «легато» в партиях обеих рук.

Звучание соответствует названию: здесь чувствуется вдумчивость с элементами философии, однако каждый музыкант воспринимает «Ферапонтов монастырь» по-своему. Для того, чтобы приступить к изучению, понадобится полный аккордеон, т.к. во время игры нужно несколько регистров, а партия левой руки исполняется только на выборной клавиатуре.

А. Пьяцолла «Либертанго»

Испанский танец покорил сердца многих слушателей: романтичное и задорное звучание никого не оставляет равнодушным, а в техническом плане редко возникают сложности. Если музыкант самостоятельно взялся разучивать «Либертанго», крайне важно уделить внимание динамике и штрихам: именно они придают композиции изысканность. Это произведение для аккордеона можно исполнять и в ансамбле, но чаще всего его играют сольно студенты музыкальных училищ или те, кто уже выступают на сцене.

Для того чтобы понять всю красоту аккордеонной музыки, посмотрите видео профессионального исполнения «Либертанго» А. Пьяцоллы

Е. Дербенко «Падеспань»

В этом русском танце явно проскальзывают испанские мотивы: при исполнении в трио или квартете используются кастаньеты, а само произведение написано в размере ¾, как и большинство пьес Испании. При самостоятельном разучивании придется столкнуться со многими трудностями, ведь на аккомпанемент ложится немалая нагрузка, а также немаловажна скорость передвижения пальцев правой руки: если они недостаточно подвижны, стоит выбрать другую пьесу. «Падеспань» обычно играют студенты на международных конкурсах, поэтому профессиональная подготовка имеет решающее значение.

Д. Букстехуде «Прелюдия и фуга фа-диез минор»

Дитрих Букстехуде – немецкий органист, сочинениями которого заслушивался даже небезызвестный И.С. Бах. Разумеется, ноты «Прелюдии и фуги» для аккордеона являются переложением, но от этого окрас и тембр ничуть не портятся: достаточно включить органный регистр на инструменте, и получится практически воссоздать первоначальное звучание, а вот для партии левой руки необходимо наличие выборной клавиатуры. Техника исполнения не отличается особой сложностью, поэтому приступить к изучению композиции могут все музыканты уже после 4-5 лет занятий.

З. Абреу «Тико-Тико»

Начинающим музыкантам это произведение для аккордеона, написанное в бразильском стиле, будет освоить проще всего – достаточно 2-3 лет профессиональной подготовки, и «Тико-Тико» зазвучит идеально. В нем нет сложной нагрузки на пальцы: басовая партия может исполняться на обычной клавиатуре, а на изучение главной мелодии обычно уходит не более двух дней.

В. Семенов «Соната №1»

Произведение исполняется в темпе «Largo», но сам его текст насыщен «шестнадцатыми» нотами, поэтому звучит отнюдь не медленно. В процессе игры музыкантам приходится применять множество приемов – рикошеты, мелизмы, вибрато – все они придают насыщенность и создают ощущение тревоги во время прослушивания. Несмотря на довольно удобную для исполнителей тональность – ре-минор, – в техническом плане освоить композицию из трех частей без многолетней подготовки крайне тяжело.

И. Паницкий «Вот мчится тройка почтовая»

Любители русских народных песен могут заняться изучением этой веселой музыки, написанной известным исполнителем и композитором из Саратова. Для хорошего звучания достаточно самого простого аккордеона: здесь нет сложных переходов партий из одной руки в другую, а из приемов используется только тремоло.

В. Золотарев «Испаниада»

Еще одно произведение композитора из Хабаровского края также пользуется большой популярностью у аккордеонистов и баянистов. Звучит оно довольно переменчиво: воинственное начало в басах, затем встревоженная партия правой руки, модуляция, множество длинных форшлагов, игра мехом. Самостоятельное изучение довольно затруднительно, но при желании можно освоить «Испаниаду», если есть хорошая музыкальная подготовка.

Источник

Ферапонтов монастырь. Знаменитая жемчужина Русского Севера

Ферапонтов монастырь, что в 100 км от Вологды, не зря называют жемчужиной Русского Севера.

Обитель не берёт своими размерами, величественными храмами или золотыми куполами. Нет. Ферапонтов монастырь красит скромность. Он не выставляет сразу своих прелестей на показ (а одно из самых главных сокровищ монастыря — росписи 16 века знаменитого иконописца Дионисия — находятся в интерьере. Не знаешь про них — так и не увидишь).

Постройки, дошедшие до нас с 14-17 веков, приземисты и не ярки. Однако что-то заставляет не проехать Ферапонтов мимо, а свернуть к нему и побродить по территоррии. И никуда, вообще никуда не спешить. В таких местах спешить нельзя.

В свой приезд летом прошлого года я не заходил в музей к фрескам. Почему-то не был готов ко встрече с ними и решил оставить её до лучших времён. А вот монастырская территория. С ней как-то сразу установилась тесная связь, разрывать ниточки которой очень не хотелось. В итоге я пару раз обошёл все постройки обители, познакомился как с храмами, так и с их деталями. А потом ещё просто присел и, задумавшись, рассматривал Ферапонтов и рассматривал. Запоминал.

Больше всего здесь запоминаются шатры-«рожки». Это церкви Богоявления Господня и преподобного Ферапонта над Святыми воротами.

Преподобный Ферапонт — основатель монастыря. Боярин по происхождению, чуть более 6 столетий назад от пришёл сюда, в северный край, из Москвы и дал жизнь своей обители.

Довольно быстро монастырь стал популярным, местом паломничества и вкладов царей и знати, а также колыбелью для многочисленных деятелей церкви — архиепископов и епископов.

Над вратами располагается действующая церковь и я вам рекомендую в неё зайти, не важно верующий ли вы или нет. Здесь очень атмосферно.

Древние иконы, полумрак свечей. Кажется, что мигом перенёсся как минимум лет на 200 назад.

У входа икона. Мне кажется, или её писал иконописец-любитель?

Нам же пора осмотреть территорию. Разница у построек достигает 150 лет, однако они все смотрятся настолько гармонично и едино, будто бы их построили за одну ночь по приказу капризного властелина.

Вот, к примеру, слева собор Рождества Пресвятой Богородицы (там внутри фрески Дионисия) — главная и древнейшая на сегодня постройка обители (1490 год). Справа — церковь преподобного Мартиниана, возведённая уже в 1640-х годах.

И снова не могу не повторить — как же прекрасно смотрятся храмы без золотых куполов! Увы, сейчас их лепят много где и куда не по стилю и хорошему вкусу. Много куда там, где их никогда не было. Это не только нарушение задумки архитектора, но и просто некрасиво — словно бы пиджак с вырезом на спине.

Детали собора. На что же они похожи, хмм? На вкусные украшения торта? На вологодское кружево? На народный орнамент, стилистика которого уходит в седую древность? Наверное на всё это, вместе взятое. Вот как пройти мимо и не полюбоваться?)

Да, это все постройки монастыря. Знаете, на что ещё похоже? На воинов, плечо к плечу вставших на защиту своих рубежей. Таким образом ансамбль Ферапонтовой обители показывает нам пример стойкости, дружбы и единства. Разные по времени постройки храмы, в разных стилях — а стоят вместе и «друг за друга горой».

Ещё одна изюминка обители — малое количество посетителей. Если в соседнем, огромном, Крилло-Белозерском монастыре, от гостей отбоя нет, то здесь тихо. Думаю, примерно также было и несколько столетий назад.

Монастырь расположился на берегу довольно не малого Ферапонтовского озера. Отличный дополнительный источник ярких впечатлений и уюта от посещения этих мест.

Ферапонтов монастырь — не только памятник истории и культуры федерального значения, но и единственный на территории Вологодской области памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Источник

ФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРЬ В БЕЛОЗЕРЬЕ

Ферапонтов-Белозерский монастырь был основан преподобным Ферапонтом в 1398 г. Расположен в 18 км от г. Кириллова, между озерами Паским и Бородаевским. Представляет собой уникальный памятник истории, архитектуры и стенописи XIV–XX вв., дошедший до наших дней в архитектурном комплексе XV–XVII вв. В течение 400 лет был мужским монастырем, в 1798 г. его упразднили, после чего в XIX в. он стал приходом Ферапонтовской волости. В 1904 г. монашеская жизнь в стенах обители возобновилась. Женский монастырь просуществовал до 1925 г. После изгнания насельниц богослужения еще совершались до 1935 г., затем монастырь вошел в состав Кирилловского краеведческого музея. В 1974 г. был открыт Музей фресок Дионисия. С 1989 г. возобновились богослужения Ферапонтовского прихода.

Монастырь имел двух основателей и назывался Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь. Основан в вотчине князя Андрея Дмитриевича Можайского. Первоначально был небольшим и малочисленным, удаленным от селений и дорог. Число братии к началу XV в. составляло 10–15 иноков. Позже вдоль его стен пролег большой тракт на Архангельск через Каргополь, по которому проходил торговый путь на Север, а также шли паломники в Соловецкий монастырь.

Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белоезерские

Расцвет духовной культуры начался при игуменах Мартиниане, принесшем сюда “книжное рукоделие”, и его ученике Иоасафе архиепископе Ростовском. Здесь создавалась житийная и философская литература. В числе духовных писателей были митрополит Спиридон-Савва, прп. Кассиан Грек, иноки Паисий и Матфей. Из насельников обители в лике святых были прославлены: преподобные Ферапонт, Мартиниан, Кассиан Грек (в миру Константин князь Мангупский, основатель Угличской Учемской пустыни), местно чтимый блаженный Галактион – юродивый Христа ради. В монастыре также чтилась память архиепископа Ростовского Иоасафа (Оболенского), строителя собора Рождества Богородицы. Среди известных постриженников монастыря был епископ Пермский и Вологодский Филофей.

Расцвет хозяйственной деятельности Ферапонтова монастыря пришелся на время царствования Василия II Темного, Василия III и его сына Иоанна Грозного, которые, побывав в монастыре на богомолье, щедро давали вклады утварью, землями, деньгами, льготами. В XVII и XVIII вв. для монастыря наступила эпоха бедствий: случались пожары и разграбления. Начало этому положили польско-литовские “воровские люди” в 1612–1616 гг. После неудачной осады Кирилло-Белозерского монастыря шайка разбойников занялась грабежом окрестных деревень. В завершение, по указу 1764 г. были отобраны монастырские владения. После этого обитель стала приходить в упадок и в 1798 г. была упразднена.

Вид на Ферапонтов монастырь со стороны Бородаевского озера

В XVII в. Ферапонтову монастырю суждено было сделаться местом заточения низложенного Патриарха Никона, который отбывал здесь 10-летнюю ссылку, начиная с 1666 г. Суровость заточения то ослабевала, то, по наветам недругов, усиливалась. В 1676 г. после смерти царя Алексея Михайловича врагам Никона удалось настоять на переводе его в Кириллов монастырь, где престарелый и больной Патриарх провел последние 5 лет своей жизни в тяжком заключении. Он был освобожден по настоянию своего крестника – царя Федора Алексеевича, но по дороге в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь скончался под г. Ярославлем. Кроме Патриарха Никона ссыльными монастыря в разные периоды были митрополит Литовский и Киевский Спиридон-Савва, а также святитель Арсений Мацеевич митрополит Ростовский, расправа над которым совершилась по воле Императрицы Екатерины II.

С восстановлением в начале XX в. монашеской жизни к Ферапонтову монастырю было привлечено внимание Императорской Археологической комиссии, после чего начались реставрационные работы под руководством академика архитектуры П.П.Покрышкина. Церковная старина в монастыре была полностью сохранена. Впервые в стране проводились широкомасштабные работы по всему комплексу зданий. Под все церкви и палаты были подведены новые фундаменты, восстановлены своды, позакомарные покрытия собора Рождества Богородицы и церкви Благовещения.

Архитектура монастыря уникальна по своей древности. Пожалуй, это единственный в стране комплекс древних построек дониконовского времени. При этом, среди построек – самый древний каменный храм Русского Севера – собор Рождества Богородицы 1490 г., вся внутренняя поверхность которого имеет столь же древние фрески Дионисия 1502 г. Полная композиционная сохранность росписей составляет непревзойденную ценность этого памятника.

Архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря

Архитектурный ансамбль состоит из 4 церквей (6 престолов), колокольни, Казенной и Трапезной палат. Келейные постройки не сохранились ни от мужской обители, ни от возобновленной женской. Последние были деревянными 2-этажными. Небольшая территория обнесена невысокой оградой с двумя угловыми башенками и тремя воротами. Собор Рождества Богородицы 1490 г. составляет главную достопримечательность Ферапонтова монастыря, поскольку в нем сохранились уникальные фрески 1502 г., созданные прославленным древнерусским иконописцем Дионисием. Его же кисти принадлежат древние иконы из собора. Однако в 1930-е гг. иконостас был изъят “за низкой художественной ценностью”. Иконы находятся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, в Третьяковской галерее и Русском музее. Кроме главного престола собор имел южный придел, над которым возвышалась малая главка. Придел был освящен во имя святителя Николая архиепископа Мирликийского. С северной стороны была пристроена небольшая звонница, остатки которой стали частью паперти. Фрески Дионисия сделали Ферапонтов монастырь в XX в. всемирно известным. В 2000 г. памятник вошел в список особо охраняемых ЮНЕСКО.

Храмовый комплекс Ферапонтова монастыря

Церковь Благовещения с Трапезной палатой 1530–1531 гг. была построена на вклад царя Василия III в связи с рождением наследника Иоанна IV, после царского богомолья в Белозерье. Подклет Трапезной служил поварней и хлебней. Архитектура трапезной церкви необычна. Особый интерес представляет ныне замурованный ярус звонов над церковью, которая строилась “под колоколы”. Ярус имеет сложно расположенные камеры-резонаторы. После возведения колокольни здесь находилось книгохранилище, куда вела скрытая лестница из алтаря. Церковь Благовещения и собор Рождества Богородицы соединены каменными переходами через 2-й ярус колокольни. Казенная палата 1-й трети XVI в. относится к редким постройкам гражданского назначения. Верхний ярус служил книгописной мастерской, хранилищем казны и книг, а нижний назывался сушилом, и это название перешло на все здание.

Церковь прп. Мартиниана 1641 г. является усыпальницей одного из основателей монастыря, где под спудом покоятся его мощи. Место погребения было украшено деревянной резной золоченой рáкой, с текстами, содержащими фрагменты его Жития. У ног святого ближе к алтарю находится погребение его ученика Иоасафа архиепископа Ростовского. Надвратная церковь Богоявления 1649 г. с приделом во имя прп. Ферапонта на Святых вратах служила домовым храмом опального Патриарха Никона. К храму примыкает каменная келья, в которой, по преданию, жил ссыльный Патриарх, пока строилась его келья в 30 саженях от Святых врат.

Трехъярусная Колокольня XVII в. имеет высокий открытый внутри квадратный шатер, вверху которого сохранился древний часовой механизм 1635 г. Он был отреставрирован в 1990 г. мастером-часовщиком Ю.П.Платоновым, им же восстановлены звоны.

Сохранившиеся святыни: 9 древних антиминсов XV–XVII вв. из собора Рождества Богородицы, рака прп. Мартиниана 1646 г., полотняная риза преподобного, игуменское место, житийная икона прпп. Ферапонта и Мартиниана 1732 г., написанная монахом обители Феодосием. От времени пребывания в ссылке Патриарха Никона сохранилось кресло, изготовленное им в 1668 г. в Ферапонтовом монастыре, его стол и кресло из надвратной кельи. Восстановлен на Бородаевском озере рукотворный остров, сложенный из камней Святейшим изгнанником. В год 600-летия монастыря на острове был установлен Поклонный крест.

Литература: Бриллиантов И. Ферапонтов-Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона: К 500-летию со времени его основания, 1398–1898. СПб., 1899; Покрышкин П.П., Романов К.К. Древние здания Ферапонтова монастыря Новгородской губернии. СПб., 1908. Муравьев А.Н. Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские чудотворцы и основанный ими Ферапонтов монастырь. Кириллов, 1913.

(с) Е.Стрельникова, Ферапонтов монастырь, село Ферапонтово

Источник

Оцените статью