Ференц лист этюд метель ноты

Трансцендентальные этюды, часть 1

Венгерский композитор, пианист, дирижер, музыкальный писатель и педагог. Уже в девятилетнем возрасте начинает выступать как пианист. В Вене берет уроки у Черни и А.Сальери. На одном из концертов 11-летнего Листа, его «благословил» Бетховен. Сильное влияние на становление великого музыкального романтика оказали встречи с Берлиозом, Шопеном и Паганини. Восхищаясь мастерством скипача-виртуоза, Лист видел и ограниченность такого рода исполнительства и стал искать иные пути, ибо «художник должен следовать внутренним, а не внешним стремлениям». Путешествуя по Швейцарии и Италии, под впечатлением явлений природы произведений искусства, он создает нотные страницы для фортепиано «Альбома путешественника», в последствии переработанного в цикл «Годы странствий». В это же время Лист пишет 12 больших этюдов для фортепиано (эти ноты классической музыки будут переработаны им в «Этюды высшего исполнительского мастерства»). В Риме Лист проводит 8 лет, став аббатом католической церкви. В течение 17 лет после этого периода выступает, преподает и дирижирует. Он становится первым пианистом, начавшим играть сольные концерты. Он воспринимает их как миссию «Высекать огонь из людских сердец». В года, когда репертуар состоял из переложений модных арий, салонной музыки и пустых виртуозных пьес, Лист играет «фортепианные партитуры» симфоний, песен и секстетов Бетховена, знакомит мир с увертюрами Вебера и Россини, симфоническими полотнами Берлиоза, вокальными произведениями Шуберта, Шумана, а позднее – с органными произведениями Баха, творениями Верди, Вагнера, Глинки. Фортепиано стало у него универсальным инструментом, способным воссоздать богатство звучания оперных и симфонических партитур, мощь органа и певучесть человеческого голоса. Лист трижды приезжал в Россию. Здесь сыграл и свой последний концерт (1847г.). В том же году, обосновавшись в Веймаре, он становится капельмейстером при княжеском дворе, перерабатывает прежнее и создает новые произведения, в том числе Венгерские рапсодии, «Прелюды» и другие Симфонические поэмы, симфонию к «Божественной комедии» Данте, 2 фортепианных концерта, Мефисто-вальс и другие. Лист создал такой музыкальный жанр как одночастная симфоническая поэма. Лист выступает как дирижер, пишет статьи и книги, создает великую пианистическую школу. Лист был признан при жизни гениальным музыкантом. Его мастерство обогащало его не только духовно, но и материально. Лист был очень богат, и уже к середине карьеры ему не было нужды работать за деньги. Более того, он занимался благотворительностью.

Смотрите также ноты произведений композитора Ференц Лист:

Источник

Ф. Лист — Этюды — Ноты для фортепиано

Сочинения композитора Ференца Листа для фортепиано


Ф. Лист
ЭТЮДЫ

для фортепиано
“Музыка”, 1981г
Редакция и комментарии Я.И. Мильштейна
“Музыка”, 1981г.
номер 11395

ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящем томе собраны двадцать четыре этюда Листа, опубликованные в окончательном виде между 1848 и 1863 гг. Текст этих этюдов заново проверен по первоначальным публикациям и академическому собранию музыкальных сочинений Листа (Franz Liszt-Stiftung), а в тех случаях, когда представлялась необходимость, сличен и с другими изданиями.
Редактор ставил своей целью собрать воедино из различных источников авторские указания и ремарки к исполнению этюдов. Поэтому при редактировании текста были приняты во внимание не только авторские обозначения, содержащиеся в последних редакциях этюдов, но и пометки, сделанные автором в более ранних изданиях, а также те исполнительские указания, дополнения и исправления, которые автор рекомендовал в позднейшие годы своим ученикам.
Для того, чтобы варианты и замечания, установленные автором в окончательном изложении этюдов, не смешивались с замечаниями, вариантами и дополнениями, сделанными им в иное время, последние либо выделены особым шрифтом (в том случае, если они введены в текст), либо помещены в примечаниях.

Таким образом, авторский текст последней редакции этюдов сохранен в этом издании полностью и напечатан, включая исполнительские указания, нормальным крупным шрифтом. Все же дополнения набраны более мелким и тонким шрифтом. Причем те из них, которые несомненно принадлежат самому Листу, напечатаны без каких-либо оговорок (только графические обозначения, как, например, лиги, поставлены для более ясного выделения в круглые скобки). Те же дополнения, принадлежность которых Листу полностью еще не доказана (и которые большей частью исходят от его учеников), а также те, которые сделаны редактором в развитие содержащихся в тексте авторских указаний, заключены в квадратные скобки.
Орфография автора (не всегда достаточно точная и правильная, по очень своеобразная и не вызывающая исполнительских сомнений) в основном оставлена без существенных изменений; она подверглась лишь самой необходимой редакционной корректуре. Очевидные мелкие опечатки и неточности письма исправлены в тексте без особых пояснений. Общие исполнительские указания, исторические справки об этюдах и программное содержание некоторых из них даны в специальных комментариях. Там же помещены сведения о точном значении музыкальных терминов, наиболее часто встречающихся у Листа. В приложении напечатана листовская обработка этюда соль минор Ф. Давида.
Я. Мильштейн

  • ЭТЮДЫ ВЫСШЕГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА
    • 1. Прелюдия
    • 2. a-moll
    • 3. Пейзаж
    • 4. Мазепа
    • 5. Блуждающие огни
    • 6. Видение
    • 7. Героика
    • 8. Дикая охота
    • 9. Воспоминание
    • 10. f-moll
    • 11. Вечерние гармонии
    • 12. Метель
  • БОЛЬШИЕ ЭТЮДЫ ПО ПАГАНИНИ
    • 1. g-moll
    • 2. Es-dur
    • 3. Колокольчик (Кампанелла)
    • 4. E-dur
    • 5. E-dur
    • 6. a-moll
  • В ГНЕВЕ. Этюд для усовершенствования.
  • ТРИ КОНЦЕРТНЫХ ЭТЮДА
    • 1. As-dur
    • 2. f-moll
    • 3. Des-dur
  • ДВА КОНЦЕРТНЫХ ЭТЮДА
    • 1. Шум леса
    • 2. Хоровод гномов
  • ПРИЛОЖЕНИЕ
    • Этюд g-moll Давида
  • КОММЕНТАРИИ
    • 1. Общие замечания
    • 2. Примечания к отдельным произведениям

      Скачать ноты


      Золотой репертуар пианиста
      Ф. Лист
      Концертные этюды

      “Композитор”, 1994г
      Только для информации.

      Ференц Лист придавал огромное значение поэтической стороне музыки. Подавляющее большинство его сочинений, в том числе и многие этюды, имеют явную или скрытую программу и уж непременно образное содержание, на что сам композитор указывал в названиях и подробных обозначениях, касающихся, характера исполнения. Три концертных этюда, сочиненных около 1848 года, в оригинале имеют заголовки: 1. «Жалоба», 2. «Легкость», 3. «Вздох». Этюд «Хоровод гномов» из цикла «Два концертных этюда» сочинен в 1862-м или 1863 году. Этюд «Кампанелла» («Колокольчик») на тему финала си«минорного Скрипичного концерта Паганини вошел в цикл «Большие этюды по Паганини», сочиненный в 1851 году и посвященный Кларе Шуман.

      • Три концертных этюда
        • I. As-dur
        • II. f-moll
        • III. Des-dur
      • «Хоровод гномов11 (концертный этюд)
      • «Кампанелла» (из цикла «Большие этюды по Паганини»)

      Источник

      3 концертных этюда

      Венгерский композитор, пианист, дирижер, музыкальный писатель и педагог. Уже в девятилетнем возрасте начинает выступать как пианист. В Вене берет уроки у Черни и А.Сальери. На одном из концертов 11-летнего Листа, его «благословил» Бетховен. Сильное влияние на становление великого музыкального романтика оказали встречи с Берлиозом, Шопеном и Паганини. Восхищаясь мастерством скипача-виртуоза, Лист видел и ограниченность такого рода исполнительства и стал искать иные пути, ибо «художник должен следовать внутренним, а не внешним стремлениям». Путешествуя по Швейцарии и Италии, под впечатлением явлений природы произведений искусства, он создает нотные страницы для фортепиано «Альбома путешественника», в последствии переработанного в цикл «Годы странствий». В это же время Лист пишет 12 больших этюдов для фортепиано (эти ноты классической музыки будут переработаны им в «Этюды высшего исполнительского мастерства»). В Риме Лист проводит 8 лет, став аббатом католической церкви. В течение 17 лет после этого периода выступает, преподает и дирижирует. Он становится первым пианистом, начавшим играть сольные концерты. Он воспринимает их как миссию «Высекать огонь из людских сердец». В года, когда репертуар состоял из переложений модных арий, салонной музыки и пустых виртуозных пьес, Лист играет «фортепианные партитуры» симфоний, песен и секстетов Бетховена, знакомит мир с увертюрами Вебера и Россини, симфоническими полотнами Берлиоза, вокальными произведениями Шуберта, Шумана, а позднее – с органными произведениями Баха, творениями Верди, Вагнера, Глинки. Фортепиано стало у него универсальным инструментом, способным воссоздать богатство звучания оперных и симфонических партитур, мощь органа и певучесть человеческого голоса. Лист трижды приезжал в Россию. Здесь сыграл и свой последний концерт (1847г.). В том же году, обосновавшись в Веймаре, он становится капельмейстером при княжеском дворе, перерабатывает прежнее и создает новые произведения, в том числе Венгерские рапсодии, «Прелюды» и другие Симфонические поэмы, симфонию к «Божественной комедии» Данте, 2 фортепианных концерта, Мефисто-вальс и другие. Лист создал такой музыкальный жанр как одночастная симфоническая поэма. Лист выступает как дирижер, пишет статьи и книги, создает великую пианистическую школу. Лист был признан при жизни гениальным музыкантом. Его мастерство обогащало его не только духовно, но и материально. Лист был очень богат, и уже к середине карьеры ему не было нужды работать за деньги. Более того, он занимался благотворительностью.

      Смотрите также ноты произведений композитора Ференц Лист:

      Источник

      Ференц лист этюд метель ноты

      Большое внимание Ференц Лист уделял этюдам, углубив, подобно Шопену, их художественно-образное содержание.

      «Виртуозность,— говорил он,— не пассивная служанка композиции, ибо от ее дуновения зависит как жизнь, так и смерть доверенного ей художественного произведения. Она может придать музыкальному сочинению весь блеск своей красоты, свежести и вдохновения, но может также извратить его, сделать плохим, изуродовать». Новое понимание виртуозности, которая «нужна для того, чтобы художник мог полностью высказаться»,— завоевание романтического искусства.

      Пятнадцатилетним юношей Лист задумал создать цикл из сорока восьми этюдов во всех мажорных и минорных тональностях, из которых написал и опубликовал двенадцать (1826). Это были еще технические упражнения для развития беглости пальцев, напоминавшие этюды его учителя Черни. Спустя двенадцать лет Лист вновь вернулся к своему замыслу и, коренным образом переработав упражнения, превратил их в «Большие этюды» (1838). Но и эта редакция не удовлетворила его: в 1851 году была создана третья редакция — «Этюды высшего исполнительского мастерства» («Трансцендентные этюды»); в них десять пьес из двенадцати получили программные названия.

      Этюды разнообразны по техническим приемам и содержанию. В них, согласно классификации Листа, представлены четыре вида фортепианной техники: а) октавы и аккорды, б) тремоло, в) двойные ноты, г) гаммы и арпеджио. Вместе с тем пейзажные зарисовки соседствуют с фантастическими сценами, а лирические настроения — с героическими.

      Свободно-импровизационная «Прелюдия» (№ 1, C-dur) вводит в цикл. За ней следуют стремительный этюд в характере токкаты (№ 2, a-moll) и светлый, задумчивый «Пейзаж» (№ 3, F-dur), близкий по настроению «Первому году странствий». Остро драматичен «Мазепа» (№ 4, d-moll), снабженный цитатой из одноименного стихотворения Гюго. «Блуждающие огни» (№ 5, B-dur) заставляют вспомнить причудливо фантастические пьесы Мендельсона или Берлиоза.

      Затем идут три героических этюда — «Видение» (№6, g-moll), навеянное торжественной картиной погребения Наполеона, «Героика» (№ 7, Es-dur) в характере блестящего марша и мрачно фантастическая «Дикая охота» (№ 8, c-moll).

      Героические образы сменяются лирическим «Воспоминанием» (№ 9, As-dur), с нежной, певучей мелодией и свободно-импровизационным изложением в духе шопеновских ноктюрнов. Скорбные вздохи, стоны, страстная мольба слышатся в стремительно прерывистой мелодии следующего этюда (№ 10, f-moll). Спокойны и величавы «Вечерние гармонии» (№11, Des-dur). Завершает цикл «Метель» (№ 12, b-moll) — вновь пейзажная зарисовка вихревого движения.

      Следующий цикл этюдов связан с увлечением Листа исполнительством Паганини. Как и многие другие композиторы (Шуман, Брамс, позже Рахманинов), он задумал передать на фортепиано совершенную технику итальянского скрипача, не копируя скрипичных приемов, но воссоздавая их в соответствии со спецификой своего инструмента. Этому посвящены «Большие этюды по Паганини» (первая редакция — 1838, окончательная — 1851), среди которых наибольшую популярность завоевали №3 («Кампанелла» gis-moll) и № 6 (a-moll); обе пьесы написаны в вариационной форме.

      Помимо названных двух сборников, имеются у Листа и другие программные этюды, отмеченные значительным содержанием. Так, поэмный склад присущ «Шуму леса», где переданы излюбленные романтиками образы природы (ср. аналогичную картину в опере Вагнера «Зигфрид»), и «Хороводу гномов», предвосхищающему сказочно-фантастические пьесы Грига (оба этюда созданы около 1863 года).

      Источник

      Этюды листа: история, видео, содержание, интересные факты, слушать

      Трансцендентные этюды Ференца Листа

      sa_t_iЯ не знаю, для кого и зачем я пишу этот пост, вернее, зачем — знаю. Меня в последнее время нагло преследуют трансцендентные этюды Листа — слышу их со всех сторон, периодами они снятся.

      И я боюсь, что в один прекрасный момент некто придет в мой сон, скажет загробным голосом, как в ужастике: «Напишииии! Или ты лишишься жизниииии»))) Сразу предупреждаю — это лишь частное субъективное мнение, сформированное личным небольшим музыкальным опытом, и я ни на что не претендую))

      Этюды пианисты играют с младых ногтей, большая часть юных пианистов в музыкальной школе их не любит — мелодия как таковая в этюдах отсутствует, и часто этюды сдаются на зачетах с гаммами и входят в обязаловку. Природной техникой (беглостью пальцев) обладают немногие, так что большинству приходится просиживать долгое время за инструментом, чтобы получилось что-то путное. Классический пример — этюды Черни: польза — максимальная для наращивания техники, удовольствия — ну… кому как))) (в качестве иллюстрации — ссылка на видео, где малышка играет один из этюдов Черни https://youtu.be/atv8WvKLCgM). Со временем в репертуар пианистов входят очень симпатичные и приятные этюды Мошковского, Клементи и приравненный к этюдам еще целый пласт виртуозных пьес. Ну, и наконец, высший пилотаж для пианистов — циклы этюдов Шопена, Листа, Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, Дебюсси.

      Трансцендентные этюды Листа («трансцендентные» здесь принято понимать не как философское понятие, а скорее как доступные не для всех, повышенной сложности) играли и играют многие пианисты-профессионалы, оно и понятно — хорошим исполнением Листа можно зажечь публику, его сочинения яркие, блестящие, виртуозные, бравурные, эффектные, со множеством всяких фишек. Но. Если пианист называет только одну фамилию любимого композитора — Ференца Листа, обычно это обозначает, что человек предпочитает играть быстро и громко, художественная сторона у такого пианиста, как правило, страдает. Если же говорить о сравнении циклов Листа и Шопена, то, на мой взгляд, у Шопена этюды аристократичные, изысканные, более сложные в исполнительком отношении, но безжалостные, на выносливость — если взялся, будь любезен, прочеши все четыре страницы в одной фактуре (каждый этюд на один определенный вид техники) и не забудь про художественную ценность. Лист — более «добрый», он щадящий к исполнителям и дает передышку, дает время отдохнуть и в одном этюде меняет виды техники, его играть у-доб-но. Но, при все при этом, чтобы сыграть подряд 12 этюдов Листа, надо обладать невероятной физической силой, выдержкой и виртуозностью, и не каждый, даже выдающийся пианист, способен осилить этот цикл целиком в один заход.Про все 12 этюдов я, конечно, не буду рассказывать, расскажу кратенько про мои самые любимые (по совместительству они же одни из самых попсовых этюдов цикла) и покажу, на мой взгляд, лучшие исполнения.

      Итак, первый этюд — 10-й. В оригинале он называется Appassionata. Не знаю, на что рассчитывал Лист, называя его таким образом, Appassionata неразрывно связана с бетховенской сонатой, написанной 20 лет ранее, и с таким заголовком этюд не прижился. В современном музыкальном мире я ни разу не слышала, чтобы его так называли, обычно — фа-минорный официально, неофициально в студенческой среде — «Любовь крабиков», чуть позже я напишу откуда такое название. Выкладываю в исполнении Бориса Березовского, на мой взгляд, он играет идеально(=гениально) — по-мужски страстно, мощно и честно.

      Рассказываю почему «Любовь крабиков»: если вы смотрели туда, куда надо, — а именно на руки пианиста, то могли увидеть, что в этюде часто встречаются моменты, когда левая кисть (положение кисти напоминает крабика) находится над правой и играют быстро поочередно))

      (Наталья, если заглянешь ко мне, для тебя ссылка на Кисина с этим же этюдом — http://www.youtube.com/watch?v=nvvPX1QihUc, как раз в сравнении, мне кажется, наглядно понятно о чем я тебе говорила)

      Следующий этюд — «Метель». До не давнего времени я была жутким критиком, ибо идеального исполнения, на мой вкус, этого этюда не существовало в природе))) Все мне было не так — то звук перефорсирован, то слишком сентиментально, то по динамике я не согласна.

      Пока мне не попалось выступление Вадима Холоденко на 14 конкурсе пианистов Вана Клиберна, где, кстати, Вадим одержал триумфальную победу. Постоянно смотрю афишу в надежде увидеть его имя, но, говорят, он сейчас в штатах, так что услышать вживую пока только в мечтах.

      Последний, любимый, третий, прелестный этюд с названием «Хоровод гномов», он совсем нелистовский — прозрачный, чистый и сверкающий. К таким эпитетам, как нельзя лучше, подходит исполнение Михаила Плетнева. Вуаля:)

      Ну, и ложку дегтя я не могу не добавить))) Этюд Листа, который я на дух не переношу. «Мазепа».

      Каждый раз, когда я сталкиваюсь с ним на концертах/конкурсах, внутренне скручиваюсь в узел и начинаю чуть ли не мысленно молиться за выступающего, поскольку он очень сложный, и каждый раз его исполнение превращается в аттракцион — кто больше налажает в «Мазепе».

      Помимо технических сложностей, он неприлично громкий, истеричный и разухабистый))) На мой вкус, «облагородить» «Мазепу» удалось лучше всего пока Борису Березовскому, чью запись и выкладываю.

      Кстати, забыла сказать — если вдруг у кого возникнет желание послушать-посмотреть целиком 12 Трансцендентных этюдов Ференца Листа, горячо рекомендую видео 2003 года с Борисом Березовским, на мой вкус, это самое выдающееся исполнения цикла из всех имеющихся на сегодня (http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1547311).

      Фортепианное творчество Ференца Листа

      В грандиозной панораме творчества Листа первое и осно­вополагающее место принадлежит фортепианной музыке. К ней композитор обращался на всем протяжении творческого пути.

      Фортепианное творчество Листа очень тесно связано с его исполнительской практикой; это две взаимообусловленные и тесно связанные сферы его творческой деятельности. Именно благодаря своему исполнительскому дару Лист смог стать в фортепианной музыке таким ярким новатором.

      Новаторство Листа в области фортепианной музыки заключается в симфонической трактовке фортепиано. Он развивает традицию концертно-виртуозного пианизма, главной особенностью которого является оркестральность: изобилие красок и звучаний, свободный охват всего диапазона инструмента, пре­обладание «крупного штриха», рассчитанного на пространство больших концертных залов.

      Это музыка, обращенная к самой широкой аудитории. В таком подходе к фортепиано Лист явился про­должателем Бетховена, который первый услышал в фортепиано целый оркестр. Подобно Бетховену Лист превратил фортепиано из салонного инструмента в концертный.

      На первый план в его фортепианном стиле выступает блеск, мощь, красочность, декламаторский пафос, виртуозный размах, импровизационный подход к материалу.

      «В диапазоне своих семи октав, – писал Лист, – фортепиано содержит объем целого оркестра, и десяти пальцев человека достаточно для воспро­изведения гармоний, осуществляемых объединением сотен му­зыкантов.

      При его посредстве становится возможным рас­пространение произведений, которые иначе, из-за трудностей собрать оркестр, остались бы неизвестными.

      Поэтому по отно­шению к оркестровому сочинению – оно то же, что гравюра к произведению живописи, которое она размножает и распро­страняет; и если и лишена она красок, то все же способна пе­редать свет и тени».

      Излюбленные технические приемы:

      • использование полнозвучных, широкорасположенных аккордов, захватывающих огромный диапазон, подобных оркестровому tutti;
      • октавные пассажи, глиссандо, пассажи двойными нотами;
      • аккордовые трели чередующимися руками, тремоло;
      • репетиции;
      • развитая педальная техника.

      В фортепианных пьесах Листа часто встречаются авторские указания – quasi tromba (как бы труба), quasi flauto (как бы флейта) и т.д.

      , имитация виолончели (например, в «Долине Обермана»), валторны (этюд «Охота»), колокола («Женевские колокола»), органа и т.д.

      Вершина приближения фортепиано к оркестру – это листовские переложения симфонических произведений, где он стремится шаг за шагом следовать оркестру.

      Традиция листовского концертного пианизма получила развитие в искусстве А.Г. Рубинштейна, А. Зилоти и в особенности С. Рахманинова.

      Всего для фортепиано Листом написано более 500 произведений в самых разных жанрах:

    • различные программные пьесы, обычно объединенные, как и у других романтиков в циклы («Альбом путешественника», «Годы странствий», «Поэтические и религиозные гармонии», «Утешения», «Венгерские исторические портреты», «Рождественская елка» – посвящена внучке композитора Даниэле Бюлов);
    • венгерские рапсодии (19);
    • транскрипции (фортепианные переложения оперной, симфонической, вокальной музыки) и парафразы (фантазии на заимствованные темы из оперной, вокальной, симфонической музыки);
    • этюды, в которых, как и в шопеновских этюдах, виртуозно-технические задачи подчинены идейно-художественному замыслу (всего 55, учитывая первые и окончательные версии). Среди них – 12 «Трансцендентных[1] этюдов» (или «Этюдов высшего исполнительского мастерства» – «Блуждающие огни», «Мазепа», «Дикая охота», «Метель»), этюды по каприсам Паганини (особенно популярен этюд «Кампанелла») и отдельные программные этюды («Шум леса», «Хоровод гномов»).
      Этюды, наряду с транскрипциями, явились вершиной и обобщением виртуозно-концертного стиля Листа. В его творчестве жанр кон­цертного этюда прошел большой и интересный путь, неразрыв­но связанный с эволюцией его фортепианного стиля, а также и романтического концертного пианизма.
    • крупные фортепианные произведения (2 сонаты – Фантазия-соната «По прочтении Данте» и h-moll), 2 концерта (Es-dur и A-dur), «Погребальное шествие» (под впечатлением разгрома венгерской революции 1848-49 гг), «Пляска смерти» для фортепиано с оркестром (парафраза на т. Dies irae с 6-ю вариациями);
    • всевозможные вальсы, марши, чардаши, полонезы.

      Фортепианные транскрипции Листа

      Представления Листа о фортепиано как «оркестре в миниатюре», то есть всеобъемлющем и универсальном инструмен­те, ярче всего реализовалось в жанре транскрипции. Именно с ним, в первую очередь, была неразрывно связана его просветительская деятельность. Лист постоянно подчеркивал огром­ные возможности транскрипции в плане расширения диапазо­на исполняемой музыки.

      Транскрипция[2] – один из новых жанров фортепианной музыки первой по­ловины XIX века, к которому обращались многие из современных Листу композито­ров. В его творчестве транскрипция (всего около 200) заняла одно из первостепенных мест в общей картине фортепианных жанров.

      В ранний «довеймарский» период транскрипции яви­лись самой весомой частью его композиторского творчества и концертных программ. Потребность в этом жанре обусловлена как внутренними, субъективными причинами, так и особенно­стями музыкальной жизни 1830-1840-х годов.

      Это была пора невиданного расцвета фортепианной виртуозности, связанная с усовершенствованием инструмента, развитием новых форм кон­цертной жизни, в частности публичных и сольных концертов. Репертуар пианистов- современников Листа изобиловал фан­тазиями, вариациями, парафразами преимущественно на по­пулярные оперные темы, которые пользовались огромным успехом у публики.

      Лист продолжал писать транскрипции и в веймарский, и в поздний период, когда сравнительно редко по­являлся на концертной эстраде.

      «Фортепианные партитуры»

      Листовские транскрипции отличаются разнообразием композиционных решений. Во многих случаях он достаточно строго следует оригиналу, бережно переводя его на «язык фортепиано». Это относится, прежде всего, к транскрипциям симфоний Бетховена и Берлиоза, которые автор назвал «фортепианными партитура­ми».

      Здесь он переносит на фортепиано не только крупный план целого, но и многочисленные детали фактуры, гармонии, рит­ма.

      Шуман в статье о «Фантастической симфонии» Берли­оза исключительно высоко оценил транскрипцию Листа, отме­тив, что «такое фортепианное переложение можно не смущаясь поставить рядом с оркестровым исполнением».

      Над «фортепиан­ными партитурами» симфоний Бетховена (посвящены Гансу фон Бюлову) Лист работал на протяжении многих лет.

      Вместе с тем, благородная цель пропаганды бетховенской симфонической музыки была достигнута им лишь отчасти, ибо сверхсложная фор­тепианная фактура оказалась доступной лишь немногим виртуозам.

      Примечателен факт исполнения Листом и А. Рубинштейном 9-й симфонии Бетховена в листовском переложении для двух фортепиано[3].

      «Оперные транскрипции»

      В них особенно непосредственно проявились фантазия и артистический темперамент Листа. Это мно­гочисленные произведения, связанные с миром современной итальянской, французской и немецкой оперы, – Россини, Бел­лини, Доницетти, Верди, Мейербер, Гуно, Вагнер, Вебер и др.

      Подобные пьесы писали в то время Шопен, Вебер, Глинка, Тальберг, Калькбреннер, Герц и многие другие композиторы, нередко обращавшиеся к одним и тем же произведениям.

      Сложился и своеобразный «композиционный план» оперных фантазий: бравурное вступление, вариационное раз­витие одной или нескольких тем, вариация лирического харак­тера или новая лирическая тема, блестящая кода.

      В своих оперных транскрипциях Лист создавал яркие, зримые, рельефные характеристики героев и ситуаций. Из огромного числа возможных тем он отбирал лишь те, которые были действительно существенны и необходимы для представления о драматическом целом.

      Всю жизнь мечтавший о сочинении большой оперы, Лист в транскрипциях реализовал свой талант драматурга. Со временем менялся его под­ход к форме оперной транскрипции.

      Наряду с многотемными фантазиями (например, «Воспоминания о „Дон-Жуане” Мо­царта») появляются произведения, воссоздающие отдельные, наиболее значимые и обобщающие фрагменты целого. Таковы, напри­мер, 12 транскрипций лучших страниц опер Вагнера.

      К этому же роду относится и знамени­тая парафраза на темы квартета из «Риголетто» Верди, в которой Лист с театральной рельефностью передает сложное спле­тение контрастных страстей, составляющее самое существо этой гениальной драматической

      Песни Шуберта

      Лист, с особенным благоговением относившийся к музыке Шуберта, оставил более 50 транскрипций шубертовских песен. Здесь он нашел немало близких образов и поэтических мотивов, в част­ности, мотивы странствий и одухотворения природы.

      «Маргарита за прялкой» и баллада «Лесной царь» вошли уже в первый цикл листовских транскрипций («12 песен Шуберта», 1838). Тогда же появились обработки песен из «Зимнего пути» и «Лебединой песни». Продолжением этой «шубертиады» стали «Шесть мелодий Франца Шуберта» и «Прекрасная мель­ничиха».

      Таким образом, в листовских транскрипциях предстал широчайший диапазон образов, жанров и форм песенного на­следия первого музыкального романтика.

      Песни Шуберта преобразились у Листа. Мелодия не­редко свободно переходит в другие регистры, меняет свои очер­тания, в ней появляются новые обороты, каденции и т. д. По­рой Лист «удлиняет» песню, увеличивает количество строф, чтобы полнее раскрыть образ­ («Баркарола», «Форель», «Ты мой покой» и др.). Такие транскрипции приближаются к жанру фантазии.

      «Шубертиада» Листа связана не только с песнями. Ему принадлежат также переложения ряда инструментальных сочинений Шуберта (например, «Вальсы-каприсы по Шуберту»). Они заняли прочное место в концертном репертуаре пианистов-вир&туозов.

      Транскрипции Листа открыли «новую главу» в истории этого жанра, получившего развитие в творчестве Балакирева, Рахманинова, Брамса, Бузони, Горовица, Плетнева и других великих композиторов и пианистов.

      [2] от лат. Transcriptio (переписывание) – переложение, переработка музыкального произведения, имеющее самостоятельное художественное значение.

      Применительно к творчеству Листа «транскрипция» – некое собирательное понятие, имеющее множество конкретных разновидностей. Сам Лист пользовался термином «транскрипция» крайне редко.

      Свои произведения в данном роде он называл парафразами, фантазиями, воспоминаниями (реминисценциями), иллюстрациями, фортепианними партитурами и т. д.

      [3] Симфония прозвучала летом 1854 года в одном из музыкаль­ных салонов Брюсселя во время совместного путешествия Листа и Рубин­штейна по Голландии и Бельгии.

      Этюд — это: этюды великих композиторов :: SYL.ru

      Этюд – это понятие многогранное. В театральном искусстве это упражнение, которое позволяет совершенствовать актёрскую технику. В музыке это — сложное произведение. В изобразительном искусстве – это набросок будущего рисунка, пейзажа, портрета и так далее. Этюд также бывает и в спорте – это вид шахматной позиции.

      Что такое этюд в музыке

      Этюд – это слово французского происхождения. В переводе на русский язык оно означает «изучение». В музыке этюд – это пьеса для исполнения на каком-либо инструменте. Она, как правило, небольшая по объёму. В основе такой пьесы лежит частое повторение того или иного трудного для исполнения приёма. Предназначаются этюды для того, чтобы музыкант совершенствовал свою технику игры.

      Этот музыкальный жанр стал широко известен в 18 веке.

      Самые знаменитые авторы этюдов

      Как уже было сказано выше, этюд – это музыкальная пьеса виртуозного характера. Она предназначена для оттачивания музыкантом исполнительского мастерства.

      Самые знаменитые композиторы, писавшие этюды:

      • Фредерик Шопен.
      • Карл Черни.
      • Клод Дебюсси.
      • Роберт Шуман.
      • Камиль Сен-Санс.
      • Ференц Лист.

      Карл Черни

      Безусловно, самым известным автором этюдов для фортепиано является Карл Черни. Он написал более тысячи произведений такого рода. Его этюды предназначены для разных уровней и типов техники. Многие его пьесы этого жанра составляют целые циклы, например, «Школа фуги», «Школа беглости пальцев» и так далее.

      Его этюды больше других используются в музыкальных учебных заведениях. Он был не только композитором, но ещё и выдающимся педагогом. Его учениками были: Сигизмунд Тальбек, Ференц Лист, Теодор Куллак, Леопольд де Мейер и многие другие. К.

      Черни написал более 800 произведений только для тренировки беглости пальцев и исполнительской техники.

      Фредерик Шопен

      Польский композитор, выдающийся пианист. Этюды Шопена – это новый уровень данного жанра. Это не просто упражнения для развития беглости пальцев и техники, в них есть и художественная ценность. Этюды Шопена очень часто исполняются музыкантами на концертах. Без них не обходится ни один конкурс среди пианистов.

      Фредерик Шопен всего написал 27 этюдов. Двадцать четыре произведения из них были сгруппированы автором в две тетради, в каждую из которых входит 12 пьес. Остальные три — были опубликованы отдельно.

      Первая тетрадь этюдов Ф. Шопена включает в себя произведения, которые были написаны в 1831-1832 годах. Она посвящена другу композитора – Ференцу Листу. Вторая тетрадь включает в себя этюды, созданные в 1836 году.

      Она посвящена Мари д’Агу.

      Практически все этюды, написанные Фредериком Шопеном, требуют от музыканта виртуозности и артистичности. Каждый из них подразумевает конкретную педагогическую задачу. Например, «хроматический этюд a-moll № 2» помогает укреплять слабые пятый и четвёртый палец на правой руке. Этюды Ф.

      Шопена отличаются от произведений подобного жанра других композиторов. В них виртуозность выступает не как цель, она является средством для раскрытия художественного образа произведения. Во многих этюдах Фредерика Шопена принцип развития построен по типу прелюдий И.С.Баха. Более всего это заметно в произведении G-dur.

      Самым знаменитым этюдом Ф.Шопена является №12, который носит название «Революционный». Композитор посвятил его трагическим известиям о том, что польское восстание было разгромлено. Есть среди этюдов Фредерика Шопена и медленные, лирические. Самые знаменитые из них – это третий, шестой и седьмой.

      Своей мелодикой они напоминают вокальные произведения.

      Немецкий композитор Эдвард Григ этюды не писал, но есть и у него знаменитое произведение данного жанра. Называется оно «Памяти Шопена». Как можно догадаться из названия, посвящён этот этюд великому польскому композитору и пианисту, о котором шла речь в данном разделе статьи.

      Ференц Лист

      Ещё один выдающийся композитор, который работал в таком жанре – это Ференц Лист. Этюды его разнообразны. Многие из них объединены в циклы. Ф.Лист, так же, как и Фредерик Шопен, стремился углублять в своих этюдах художественное содержание. Он считал, что виртуозность должна помогать художнику высказаться до конца.

      В возрасте 15 лет Ференц задумал сочинить цикл, в который входило бы 48 этюдов во всех тональностях. Но написал и опубликовал из них всего двенадцать. Первые этюды Ф. Листа были лишь упражнениями на развитие беглости пальцев. Они очень напоминали произведения его учителя – Карла Черни.

      Через 12 лет Лист переработал свои этюды и создал произведения для концертных выступлений. Самые знаменитые его пьесы этого жанра:

      Ференц Лист также написал цикл этюдов по каприсам Никколо Паганини. Он задумал эти произведения с целью передать виртуозность и техническое совершенство великого скрипача на фортепиано. Композитор был очень увлечён творчеством Никколо Паганини.

      У Ференца Листа имеются и другие этюды, имеющие глубокое содержание и поэмный склад.

      Этюд для поступления в театральный

      Вступительный экзамен на актерский факультет любого театрального училища включает в себя небольшой этюд, в котором абитуриент должен продемонстрировать свои актерские способности. Очень важно, чтобы именно он оставил положительное впечатление у приемной комиссии, т. к.

      этот вид творчества ближе всего к тем практическим занятиям, которые ждут вас на курсе.

      Обычно до подготовки к экзаменам поступающие не сталкиваются с этим понятием и в целом плохо представляют себе, как сделать этюд для поступления в театральный ВУЗ и что именно в нем будет оцениваться экзаменаторами.

      Чаще всего актерский этюд имеет полноценный сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой, но в отдельных случаях может быть и бессюжетным, на правдоподобное существование в обстоятельствах. Этюды бывают:

      На перевоплощение. Такие этюды строятся на основе личных наблюдений актеров за людьми, их реакцией на события, манерой ходить, говорить и т. д. Смысл упражнения – научиться замечать, запоминать и максимально подробно воспроизводить характерные черты человека или животного.

      Я в предлагаемых обстоятельствах. Здесь студенту предлагается «играть» самого себя в различных жизненных ситуациях: придуманных, или действительно имевших место быть. Как правило, такие этюды строятся на преодолении или приспособлении к нестандартным обстоятельствам. Например, у вас дома прорвало трубу, за пять минут до свидания вы порвали платье и т. п.

      На память физических действий. В этих этюдах актер делает обычные вещи, но с воображаемыми предметами.

      Смысл упражнения – развитие физической памяти ощущений и умение ею пользоваться (тренированный актер не играет ощущения на сцене, а вытаскивает их из памяти и воспроизводит).

      Например, студенты режут овощи без ножа и самих овощей, делают уборку в квартире без швабры и веника, принимают душ без воды и т. д.

      Предсказать тип, тему и направленность импровизационного этюда невозможно, кроме того, у вас не будет времени на подготовку.

      Экзаменатор может предложить что-то вроде: «сядьте на стул и представьте, что вы в очень душном помещении, но выйти не можете».

      По первому требованию вы должны включиться в этюд и существовать в нем до тех пор, пока комиссия вас не остановит. К такому лучше подготовиться заранее, иначе поступить в театральный вуз будет сложно.

      Как оценивается актерский этюд

      Жестких критериев оценки этюда на вступительном экзамене не существует, однако есть перечень факторов, которые наверняка повлияют на оценку экзаменаторов. Среди них:

      То есть те качества, которые отличают хорошее шоу от плохого независимо от жанра и специфики. Также следует понимать, что вас принимают на обучение, а не на работу.

      Ваш этюд никто не собирается ставить на большой сцене перед широкой публикой, и вы совершенно не обязаны выполнять его на уровне звезды Голливуда.

      Актерский этюд оценивается экзаменаторами не с точки зрения умений, которых у абитуриента не может и не должно быть, а с точки зрения наличия задатков и предпосылок к творческому росту.

      Реалистичность или правдоподобие

      Помните знаменитое «Не верю!» Станиславского? Этюд на заданную тему нужно готовить так, чтобы ваш личный воображаемый Станиславский никогда ничего подобного не выкрикнул. Для этого следует быть внимательным к деталям: если вы показываете этюд «в пустыне», то должны обливаться потом.

      Не важно, что вы не можете на самом деле вызвать пот, важно, что ваше тело ведет себя так, будто оно действительно обливается потом уже несколько часов кряду.

      Забыли об этом на один миг, и вы уже не в жаркой пустыне, а в прохладной студии, где проходит экзамен, и зритель обязательно заметит этот промах.

      Искренность

      Это самое сложное умение, дается оно не сразу и не всем. Большинству студентов приходится кардинально пересмотреть свои взгляды на актерское мастерство и представления об этой профессии, прежде чем им удается освоить искусство внутреннего переживания.

      Тяжелее всего справиться с этой задачей девушкам. Они идут в театр, кино или в студию театрального искусства под впечатлением от ярких образов знаменитых актрис и видят себя на сцене/экране такими же: красивыми, обаятельными, сексуальными и т. п.

      По незнанию методов, которыми достигается все перечисленное выше, девушки начинают играть и изображать красоту, всеми силами стараясь понравиться зрителю.

      Получается это всегда наиграно и фальшиво, а если предложить такой экзальтированной абитуриентке сыграть проститутку или бомжиху, с ней случится культурный шок.

      На самом деле и красота, и сексуальность, и обаяние – все это может быть (или не быть) только внутри. Если этого нет, сколько ни играй – ничего не выйдет, а если есть, все получится само собой, и играть не придется.

      К тому же, актер – зависимая и подневольная профессия, едва ли у вас будет возможность выбирать себе роли самостоятельно. Отсюда важнейший совет: отпустите себя и не пытайтесь произвести впечатление на экзаменаторов, сосредоточьтесь на выполнении задачи, как в жизни.

      Вы ведь не играете на зрителя, когда убираете комнату или готовите ужин.

      Зрелищность

      В актерском сленге есть более точное слово – «смотрибельность». Несмотря на все прочие достоинства вашего этюда, например, глубокое погружение в роль, правдоподобное поведение в обстоятельствах и т. п., этюд должен быть чем-то интересен для просмотра. Чем именно – это ваше авторское дело, главное, не показывать, как высыхает краска.

      Что же делает этюд интересным? Это в первую очередь событийность и острота обстоятельств. С событийностью все понятно: этюд, в котором ничего не происходит, никому не может быть интересен.

      Острые обстоятельства – это такие обстоятельства, в которых ваш герой оказывается между молотом и наковальней. Все, что он делает, не просто важно для него, а жизненно необходимо.

      В качестве примера можно взять классическую ситуацию: неверная жена и любовник слышат, как муж открывает дверь.

      Выбор темы для этюдов

      Возможности выбора темы для этюдов ничем не ограничены, это часть творческой работы, которая косвенно характеризует ваши интересы.

      Выбирать тему следует, учитывая в первую очередь собственное удобство: если вы никогда не были на стройке, этюд «строитель» явно не для вас.

      Если были всего однажды, можете показать этюд «строитель-подмастерье», про незадачливого ученика, у которого в первый день все падает из рук. Отталкивайтесь от своего опыта и ничего не придумывайте.

      Если ваш этюд – это наблюдение за человеком или животным, берите тот характер, который дается вам лучше всего, и не пренебрегайте личными симпатиями.

      Искусство – это игра, самое ценное в нем – удовольствие, получаемое от игры.

      Пока вы абитуриент, студент театральной школы для взрослых или курсов актерского мастерства в Москве, вам дана полная свобода выбора характеров и персонажей, пользуйтесь ею в свое удовольствие.

      Схематический пример этюда

      1. Экспозиция. Действие происходит в магазине. Витрина, телефон, полки с товарами. Продавец сидит за прилавком и читает газету. Покупатель входит в магазин и ждет, когда продавец его заметит.
      2. Завязка. Покупатель устает ждать и громко кашляет. Продавец лениво отрывается от газеты и впивается в покупателя ненавидящим взглядом.
      3. Развитие событий. Покупатель, радостный от того, что добился внимания, шарит в карманах в поисках списка покупок. Находит список, открывает рот, чтобы прочитать слово «апельсины», но вдруг звонит телефон.
      4. Кульминация. Продавец бросается к телефону и начинает с кем-то дружески и увлеченно болтать о всякой ерунде. Покупатель понимает, что внимание продавца он потерял надолго, и принимается осматривать магазин. Подходит к коробке с апельсинами, косится на увлеченного беседой продавца, подгадывает момент и незаметно выносит коробку.
      5. Развязка. Продавец заканчивает беседу и обнаруживает, что ни покупателя, ни апельсинов в магазине больше нет.

      Многие профессии являются стрессовыми, порой нужно сохранять самообладание, а на важных встречах следует следить за невербальными знаками, подаваемыми телом и мимикой лица своего собеседника. Стать в этих навыках специалистом помогут актерские курсы для взрослых, на которых педагог объяснить, как контролировать эмоции и «читать» их у других.

      Помогите.Срочно. Нужно описание этюда «Метель» Листа

      «Виртуозность,— говорил он,— не пассивная служанка композиции, ибо от ее дуновения зависит как жизнь, так и смерть доверенного ей художественного произведения.

      Она может придать музыкальному сочинению весь блеск своей красоты, свежести и вдохновения, но может также извратить его, сделать плохим, изуродовать».

      Новое понимание виртуозности, которая «нужна для того, чтобы художник мог полностью высказаться»,— завоевание романтического искусства.

      Пятнадцатилетним юношей Лист задумал создать цикл из сорока восьми этюдов во всех мажорных и минорных тональностях, из которых написал и опубликовал двенадцать (1826). Это были еще технические упражнения для развития беглости пальцев, напоминавшие этюды его учителя Черни.

      Спустя двенадцать лет Лист вновь вернулся к своему замыслу и, коренным образом переработав упражнения, превратил их в «Большие этюды» (1838).

      Но и эта редакция не удовлетворила его: в 1851 году была создана третья редакция — «Этюды высшего исполнительского мастерства»; в них десять пьес из двенадцати получили программные названия. Этюды разнообразны по техническим приемам и содержанию.

      В них, согласно классификации Листа, представлены четыре вида фортепианной техники: а) октавы и аккорды, б) тремоло, в) двойные ноты, г) гаммы и арпеджио. Вместе с тем пейзажные зарисовки соседствуют с фантастическими сценами, а лирические настроения — с героическими.

      Свободно-импровизационная «Прелюдия» (№ 1, C-dur) вводит в цикл.

      За ней следуют стремительный этюд в характере токкаты (№ 2, a-moll) и светлый, задумчивый «Пейзаж» (№ 3, F-dur), близкий по настроению «Первому году странствий».

      Остро драматичен «Мазепа» (№ 4, d-moll), снабженный цитатой из одноименного стихотворения Гюго. «Блуждающие огни» (№ 5, B-dur) заставляют вспомнить причудливо фантастические пьесы Мендельсона или Берлиоза.

      Затем идут три героических этюда — «Видение» (№6, g-moll), навеянное торжественной картиной погребения Наполеона, «Героика» (№ 7, Es-dur) в характере блестящего марша и мрачно фантастическая «Дикая охота» (№ 8, c-moll).

      Героические образы сменяются лирическим «Воспоминанием» (№ 9, As-dur), с нежной, певучей мелодией и свободно-импровизационным изложением в духе шопеновских ноктюрнов.

      Скорбные вздохи, стоны, страстная мольба слышатся в стремительно прерывистой мелодии следующего этюда (№ 10, f-moll). Спокойны и величавы «Вечерние гармонии» (№11, Des-dur).

      Завершает цикл «Метель» (№ 12, b-moll) — вновь пейзажная зарисовка вихревого движения.

      Следующий цикл этюдов связан с увлечением Листа исполнительством Паганини.

      Как и многие другие композиторы (Шуман, Брамс, позже Рахманинов), он задумал передать на фортепиано совершенную технику итальянского скрипача, не копируя скрипичных приемов, но воссоздавая их в соответствии со спецификой своего инструмента.

      Этому посвящены «Большие этюды по Паганини» (первая редакция — 1838, окончательная — 1851), среди которых наибольшую популярность завоевали №3 («Кампанелла» gis-moll) и № 6 (a-moll); обе пьесы написаны в вариационной форме.

      Помимо названных двух сборников, имеются у Листа и другие программные этюды, отмеченные значительным содержанием. Так, поэмный склад присущ «Шуму леса», где переданы излюбленные романтиками образы природы (ср. аналогичную картину в опере Вагнера «Зигфрид»), и «Хороводу гномов», предвосхищающему сказочно-фантастические пьесы Грига (оба этюда созданы около 1863 года).

      Этюд (от фр. ?tude — обучение) — небольшая инструментальная музыкальная композиция, обычно значительной сложности, является практическим материалом, предназначенным для совершенствования технических навыков музыканта.

      Традиция написания этюдов появилась в начале 19 века, в связи с ростом популярности фортепиано как домашнего инструмента.

      Из огромного количества этюдов той эпохи некоторые до сих пор используются в качестве учебного материала, а некоторые работы ведущих композиторов, к примеру, Фредерика Шопена, Ференца Листа, Клода Дебюсси и др. заняли место в сегодняшнем концертном репертуаре.

      Расцвет этюда как музыкальной формы пришелся на вторую половину 19-го и начало 20-го века, практика сочинения этюдов продолжалась в 20-м веке и существует до сих пор, используя совершенно различные техники исполнения.

      Музыкальные произведения, направленные на обучение приёмам игры, не будучи конкретно названными этюд, существовали и ранее.

      До 19-го века инструментальные «упражнения» и другие дидактические музыкальные материалы были очень разнообразны, без какой-либо системы и установленных жанров.

      Ранние учебники, например «Разнообразные уроки для лютни» (Varietie of Lute-Lessons) (1610), включали в себя простые пьесы и шедевры известных композиторов, порядок расположения мог как возрастать от простого к сложному, так и быть вперемешку.

      Упражнения в сборнике «30 упражнений для клавесина» (30 Essercizi per gravicembalo) (1738) Доменико Скарлатти не отличаются по масштабам от других его клавирных работ, четырехтомные «Упражнения для клавира» (Clavier-Ubung) И.С.Баха содержат несложные пьесы и большие и трудные Вариации Гольдберга.

      Ситуация изменилась в начале 19 века из-за растущей популярности фортепиано как домашнего инструмента. Руководства по обучению игре на фортепиано с упражнениями стали очень распространенным явлением.

      Особое значение имеют ранние пьесы Муцио Клементи «Ступень к Парнасу» (Gradus ad Parnassum) (1817-26), работы Иоганна Баптиста Крамера (опубликованные в 1804-1810), этюды Игнаца Мошелеса соч.70 (1825) и, конечно, многочисленные произведения Карла Черни, который составил более тысячи этюдов.

      Большинство из этих произведений сосредоточены на технической стороне музыки и не предназначены для публичного исполнения. Однако, с поздними этюдами Клементи и Мошелеса (соч.

      95, 1836) ситуация начала меняться и композиторы стремились создать музыку, которая могла служить хорошим средством обучения и имела музыкальную ценность для исполнения на концертах, эти работы стали называть концертными этюдами.

      Этюды Фредерика Шопена, соч.10 (1833) и соч.25 (1837), были первыми, занявшими крепкую позицию в концертном репертуаре, и рассматриваются сегодня как одни из лучших работ в этом жанре из когда-либо написанных.

      Техника их исполнения была крайне новаторской на момент публикации, и первый исполнитель, которому удалось освоить эти работы, известный композитор и виртуоз-пианист Франц Лист (Шопен посвятил ему соч.10).

      Лист написал для себя ряд этюдов, некоторые с элементами программности, которые стали более масштабными и даже более сложным, чем у Шопена, среди них наиболее известными являются работы из коллекции «Этюды высшего мастерства», также называемые «Трансцендентными» (окончательная редакция 1852).

      Они не сохраняют обучающий аспект работ Шопена, но так же варьируются в сложности и используемой технике.

      На работы Листа похожи этюды французского композитора Шарля Валантена Алькана, отмеченные гармоническими и структурными экспериментами, и интересные тем, что некоторые из них являются одними из первых, написанных для исполнения одной рукой. В 1894-1895 годах Александр Николаевич Скрябин создал цикл из 12 этюдов соч.8, который включает замечательнейшие образцы этой формы в мировой фортепианной литературе, совмещающие глубокое музыкальное содержание и какое-либо определенное пианистически-техническое задание.

      Кроме этюдов для фортепиано в 19-м веке также выходили коллекции этюдов для изучения других инструментов, их авторы были в большй степени виртуозами-исполнителями и музыкальными педагогами, чем профессиональными композиторами.

      Этюды для скрипки сочиняли Родольф Крейцер, Федериго Фиорилло, Анри Вьётан и другие, для виолончели — Фридрих Дотцауэр и Фридрих Вильгельм Грюцмахер, для флейты — Эрнест Иосифович Келер, Вильгельм Попп и Адольф Тершак, их работы использовались в основном в качестве учебно-методических пособий. Одними из немногих этюдов не для фортепиано, которые вошли в концертный репертуар, были работы Никколо Паганини для скрипки: 24 каприса (1802-17), эти пьесы отвечали соответствующим стандартными требованиям этюда 19-го века — короткие композиции, каждая демонстрирует какой-нибудь один аспект техники.

      В начале 20 века был опубликован ряд важных коллекций этюдов.

      Этюды Клода Дебюсси для фортепиано (1915) выполнены в соответствии с правилом «один из аспектов исполнительской техники на пьесу», но имеют нешаблонную структуру с большим количеством резких контрастов и в основном сосредоточены на звучности и музыкальных возможностях фортепиано как инструмента, а не на технической подготовке пианиста.

      Сергей Васильевич Рахманинов условно назвал свои этюды «этюдами-картинами» (соч.33, 1911 и соч.39, 1917), подчеркивая их образный и эмоциональный строй, проникнутый духом и очарованием русской природы. Леопольд Годовский привел свою транскрипцию этюдов Шопена (1894-1914), его изменения и дополнения подняли музыку Шопена на новый, небывалый уровень сложности.

      К середине 20 века старые традиции этюда были почти полностью заброшены. Работы Оливье Мессиана «Четыре ритмических этюда» (1949-50) не носят дидактического характера, а представляют эксперименты с «сериальной техникой».

      Этюды Джона Кейджа для фортепиано («Etudes Australes», 1975), для виолончели и/или фортепиано («Boreales», 1978), для скрипки («Freeman Etudes», 1977-80, 1989-90) продолжают общее направление творчества Кейджа в создании экспериментальной музыки, концептуализма и минимализма, и некоторые являются самыми сложными работами в этом репертуаре.

      Три книги этюдов Дьердь Лигети (1985, 1988-94, 1995), пожалуй, ближе всего к старой традиции в том, что они слишком сконцентрированы на каком-либо конкретном методе техники.

      Жанр этюда в искусстве

      Цель: представить богатство и разнообразие окружающего нас музыкального мира, его многосторонние связи с другими видами искусств.

      • систематизировать знания, полученные при изучении жанров виртуозной музыки;
      • познакомить учащихся с одним из этапов развития фортепианного искусства и известными композиторами-виртуозами;
      • освоить музыковедческие и исследовательские навыки;
      • определить уровень знаний и кругозора учащихся;
      • выработать умение спонтанной речи для передачи выводов и умозаключений по изучаемому материалу;
      • активизировать ассоциативное мышление;
      • выявить творческие способности учащихся;
      • выработать зрительную и музыкальную память;
      • мотивировать учащихся на прослушивание произведений мировой музыкальной культуры, воспитывать вдумчивого слушателя;
      • формировать позитивное отношение к окружающему миру и желание откликаться на его красоту, познавая виды искусств

      Тип урока: интегрированный, комбинированный

      Используемые методы, приёмы технологии обучения: наглядно-слуховой (исполнение музыки), наглядно-зрительный (показ иллюстраций, репродукций картин, применение наглядных пособий, изучение нотных текстов), словесный (беседы, рассказ) и практический (театральные импровизации и т.д.) методы, личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные технологии, технология развивающего обучения.

      Используемые формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, игра

      Оборудование и основные источники информации: доска магнитная, компьютер, проектор, экран, презентация «Жанр этюда в искусстве”, репродукции картин, ромашка «Этюд”, магниты «Виды техники”, раздаточный материал – ноты этюдов Черни, пособие «Говорим о музыке”, «Виды фортепианной техники”, карточки с названием тем для театральных этюдов.

      Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):

      – учебно-познавательная компетентность (интерес к содержанию и процессу обучения путём изучения произведений мировой музыкальной и художественной культуры, знакомства с фрагментами жизни и творчества известных композиторов-романтиков, картинами русских художников обучение музыковедческим (исследовательским) методам анализа музыкального произведения);
      – компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации (аудиальных, визуальных);
      – компетентность в окружающей действительности, бытовой сфере (в качестве тем для театральных импровизаций взяты сценки и ситуации, где учащиеся демонстрируют умение ориентироваться в окружающем их мире);
      – речевая компетентность (умение грамотно выразить законченную мысль, используя специфические музыкальные термины и определения, привитие общей культуры общения на основе морально-нравственных ценностей);
      – коммуникативная компетентность (выстраивание отношений в группе, эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности);
      – компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (привитие навыков самоорганизации в процессе образовательной и творческой деятельности, развитие уверенности в себе, оптимистический взгляд на себя и собственное будущее);
      – компетентность в культурно-досуговой деятельности (эффективная организация собственной досуговой деятельности – интерес к миру прекрасного позволит выбирать пути и способы использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность – посещение выставок, концертов, музеев и т.п.);
      – креативная компетентность (выработка творческого подхода к любому виду деятельности, развитие творческих способностей).

      1. Организационный момент:проверка готовности к уроку, концентрация внимания.

      2. Актуализация знаний.

      Преподаватель ставит перед учащимися проблему: внимательно рассмотрев натюрморт,определить тему урока (натюрморт).

      Натюрморт «Этюд”: этюдник с живописными работами, палитра с красками, кисти, книга «Этюды об изобразительном искусстве”, ноты этюдов Черни, Шопена, шахматная доска с фигурами, театральная маска, парик, пуанты

      Учащиеся перечисляют предметы, рассуждают об их назначении.

      Преподаватель:Назвала я этот натюрморт «Этюд”. С этюдами вы, конечно, знакомы, так как встречаете их на занятиях по фортепиано. Причем же здесь шахматы, краски и кисти, театральная маска, балетные туфли, книга, этот необычный ящик на ножках? Это мы сегодня и узнаем, так как тема нашего урока «Жанр этюда в искусстве” (название темы).

      Преподаватель: Что же такое этюд?

      Учащиеся отвечают, исходя из собственного опыта знакомства с этим жанром в музыке.

      Преподаватель: Слово это имеет французское происхождение и переводится как «изучение”, «упражнение” (определение):

      • в музыке – это инструментальная пьеса, основанная на использовании какого-либо технического приема игры и предназначенная для развития исполнительской техники;
      • в живописи– это рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры с целью её изучения и служащие подготовительным материалом для работы над большой картиной или скульптурой;
      • театральный этюд– это упражнение для развития актерской техники, основанное на импровизации;
      • этюд танцевальный или пластический– это отработка какого-либо танцевального движения для ног или рук.
        Учащиеся рассматривают видеофрагмент «танцевального этюда”.
      • в литературе– это небольшое по объему произведение, посвященное отдельным вопросам. В нашем натюрморте это книга «Этюды об изобразительном искусстве”, в которой раскрывается история написания тех или иных картин. Есть, например, «Этюды о растениях”, «Этюды о питании”, «Этюды о моде”;
      • этюд шахматный– это оригинальная позиция фигур на шахматной доске с заданием добиться выигрыша или ничьей;

      3. Объяснение нового материала

      Преподаватель: Итак, начнем с самого близкого и понятного нам – этюда музыкального. Первоначально этюд трактовался как музыкальная пьеса типа упражнения для совершенствования технических навыков игры на каком-либо инструменте. В период с конца XVIII и начала XIX века появилось множество композиторов, которые писали этюды.

      – Как вы думаете, была ли популярность этюда связана с самим инструментом фортепиано, историей его развития?

      1. на смену клавесину и клавикорду с их разновидностями приходит молоточковое фортепиано, инструмент, открывающий богатейшие возможности для исполнителя;
      2. начинается настоящий фортепианный бум, мода на этот инструмент приводит к широкому его использованию в домашнем быту, для обучения музыке;
      3. в Австрии, Англии, позже во Франции открываются несколько фабрик по производству фортепиано;
      4. в 1781-1782 годах изобретаются правая и левая педали;
      5. фабриканты экспериментируют с различными формами инструментов (крыловидные, прямоугольные, секретеры, чайные столики, жирафовые пианино и т.д.);
      6. в моду входит блестящий, виртуозный стиль игры. Сочинения, написанные в таком стиле, называют «бриллиантовыми пьесами”. Отличаются они обилием мелких пассажей, т.н. «бисерных, жемчужных” (видео «бисерные пассажи” – Евгений Кисин исполняет фрагмент «Кампанеллы” Листа);
      7. чтобы добиться максимальной виртуозности исполнители даже применяют всевозможные механические приспособления для растяжки пальцев и правильной постановки рук. Их названия нам сейчас покажутся смешными: хиропласт, хирогимнаст(от «хиро” – рука), рукостав, дактилион (от «дактиль” – кольцо). Вставив руку в такой инструмент, исполнитель мог спокойно читать книгу, его пальцы упражнялись сами;
      8. появляются целые сборники этюдов и упражнений для развития фортепианной техники.

      – Назовите композиторов, чьи этюды вы играете на занятиях фортепиано.

      Учащиесяперечисляют авторов этюдов.

      Преподаватель: Авторами самых популярных в те времена этюдов были Крамер, Клементи, Черни.

      Черни считал, что с помощью этюда можно научиться извлекать из фортепиано около 100 оттенков, и сравнивал себя с художником, который добивается нюанса цвета, разводя одну и ту же краску.

      На этюдах Черни любили разыгрываться великие русские пианисты – Танеев, Сафонов, Рахманинов. «Играйте прилежно Черни” – советовал своим ученикам Ференц Лист.

      Посмотрите некоторые этюды Черни у вас на столах. Каждый из этюдов рассчитан на определённый вид техники. Назовите какие-либо виды техники, используемые в этюдах Черни (раздаточный материал – ноты этюдов Черни, карточки «Виды техники”)

      Учащиеся(работа малыми группами над отдельными произведениями): называют используемые технические приёмы.

      Преподаватель: на доске вы видите некоторые технические приёмы, используемые в этюдах Черни. Объедините их в родственные группы по 2–3 вида и объясните почему.

      Учащиеся: на магнитной доске распределяют родственные виды техники по группам.

      Преподаватель: Но было и другое направление в развитии жанра этюда. Композиторы не хотели трактовать этюд как чисто техническую пьесу, они старались сделать его максимально художественным и выразительным. Это был этюд художественный или концертный (концертный этюд).

      Первопроходцем в этом направлении по праву считают итальянского скрипача-виртуоза Н. Паганини (портрет Паганини).

      Весь его демонический образ, высочайшая степень виртуозного владения скрипкой, приводили публику в изумление и даже в шок. Особенно впечатлительные барышни на его концертах даже падали в обморок.

      «Человек не может так играть” – заявляли завистники и называли Паганини «дьяволом со скрипкой”.

      Труднейшими для исполнения считаются 24 каприса или каприччо Паганини. Каприс – это виртуозная инструментальная пьеса свободной формы. Лишь несколько скрипачей за всю историю развития скрипичного исполнительства осмелились исполнить все 24 каприса в одном концерте. Самый популярный каприс № 24.

      Учащиеся: прослушивают фрагмент Каприса № 24 Н.Паганини и определяют форму (тема с вариациями). (каприс № 24.)

      Преподаватель: Темы Паганини вдохновляли многих композиторов. Венгерский композитор Ференц Лист для создания одного из шедевров виртуозной музыки «Кампанеллы” тоже взял одну из тем Паганини (слайд 15 – портрет Листа).

      Исполнительскую манеру Листа часто сравнивали со знаменитым итальянцем, да и внешне многие находили сходство с Паганини (карикатуры на Листа-исполнителя).

      Слово «Кампанелла” в переводе значит колокольчики.

      Учащиеся: прослушивают «Кампанеллу” Листа и определяют фортепианные приемы, которые использовал композитор для передачи серебристого переливчатого звона колокольчиков («Кампанелла”) – работа малыми группами с раздаточным материалом «Говорим о музыке”.

      Преподаватель: Многим своим этюдам Ф. Лист давал названия, тем самым внося элементы программности, т.е. поясняя слушателям содержание: «Пейзаж”, «Дикая охота”, «Метель”, «Шум леса”, «Хоровод гномов”.

      Преподаватель: Русский композитор Сергей Рахманинов (портрет Рахманинова) считал, что прежде чем творить, композитор должен вообразить отчетливую картину. Сам Рахманинов, сочиняя музыку, старался думать о только что прочитанной книге или стихотворении, об увиденной картине или о запавшем в душу пейзаже.

      Ряд фортепианных произведений Рахманинова имеют оригинальное название – этюд-картина (этюд-картина).

      Учащиеся:прослушивают фрагмент этюда-картины «Море и чайки” Рахманинова и подбирают подходящую по смыслу репродукцию из предложенных на доске.

      Преподаватель: Как вы думаете, к какому виду искусств ближе этюды-картины Рахманинова?

      Преподаватель: Конечно, к изобразительному искусству. Слово «этюд” мы нередко встречаем в книгах по изобразительному искусству, на выставках, в картинных галереях. Если художник говорит, что он отправился на этюды, это значит, что он идет писать с натуры. Готовые этюды он затем складывает в специальный ящичек – этюдник.

      Увиденные художником пейзажи, ландшафты, деревья, кустарники, травы и даже камни могут пригодиться в работе над будущей картиной.

      Учащиеся: рассматривают репродукции известной картины Васнецова «Алёнушка” и этюды к ней, находят и разбирают отличия.

      Преподаватель:Писать этюд можно не только на природе. Существуют этюды человеческих лиц, рук, поз, этюды интерьера или обстановки помещения, этюды животных, этюды предметов натюрморта и т.д.

      Многие художники называют этюд «живописной кухней”. Этюд для них как справка, как записная книжка, которая поможет, если он забудет какую-нибудь деталь. Начинающему художнику этюд, прежде всего, необходим для совершенствования профессионального мастерства.

      А сейчас мы постараемся проявить свое воображение в этюде театральном. В театральном искусстве этюд – это маленький спектакль, сценка, которая обязательно включает в себя импровизацию, т.е. сочинение в момент исполнения. Актер берет воображаемые предметы, общается с воображаемыми людьми.

      Мы с вами, конечно, не актеры, но люди творческие, поэтому умеем фантазировать, импровизировать, воображать. Попробуем изобразить несколько простых театральных этюдов – маленьких сценок.

      Учащиеся: импровизируют мини-сценку, прочитав тему этюда на карточке, остальные угадывают её название (темы для этюдов могут быть разнообразны в зависимости от контингента и интересов учащихся, но должны быть понятны и доступны: «Красавица у зеркала”, «Болельщик у экрана телевизора”, «Дама с собачкой”, «Вратарь”, «У стоматолога”, «Рок-гитарист”, «Повар” и др.).

      Преподаватель: вместе с детьми разбирает ситуацию, подсказывает детали.

      4. Закрепление пройденного материала.

      Преподаватель: проверим свои знания и память, решив занимательную викторину

      1) Что означает слово этюд? Какие бывают этюды? (Этюд – изучение, упражнение. Этюды бывают музыкальные, живописные, театральные, танцевальные или пластические, литературные, шахматные)

      2) Бывают ли вокальные, хоровые этюды? (Бывают, вокальный этюд – это вокализ, упражнение для певца. Хоровые этюды сочиняют современные композиторы — Е. Клюев вокально-хоровой этюд «Скерцо»)

      3) Один музыкант писал, что его учитель карл Черни создаёт их с такой скоростью, будто письма пишет. О чём это он? (Об этюдах, которые Черни сочинял в огромных количествах)

      4) Кого называют шахматным композитором? ( Шахматиста, составляющего шахматные этюды)

      5) Какой шахматный этюд называют «Аристократом»? (Этюд, в котором нет пешек)

      Учащиеся: выполняют задания викторины, ещё раз обращают внимание насоставленный натюрморт «Этюд”, вспоминают, где встречается жанр этюда, на магнитной доске собирают ромашку «Этюд”

      Преподаватель предлагает угадать одно из прослушанных на уроке произведений.

      Посмотрите живописные работы известных художников и определите, какие произведения являются этюдами.

      Преподаватель: Что вы узнали нового и интересного на уроке? Какие задания вам понравились? Какие задания вызвали затруднения?

      В качестве весёлого домашнего задания я раздам вам ребусы, в которых зашифрованы фамилии композиторов, писавших этюды на рубеже 18 и 19 веков

      Спасибо за урок, надеюсь, наша встреча поможет лучше понять мир искусства и вам захочется ещё больше его узнавать и познавать.

      Источник

Оцените статью