Ференц лист только фортепиано

Фортепианное творчество Ференца Листа

Лекции по музыкальной литературе musike.ru: Лист

В грандиозной панораме творчества Листа первое и осно­вополагающее место принадлежит фортепианной музыке. К ней композитор обращался на всем протяжении творческого пути.

Фортепианное творчество Листа очень тесно связано с его исполнительской практикой; это две взаимообусловленные и тесно связанные сферы его творческой деятельности. Именно благодаря своему исполнительскому дару Лист смог стать в фортепианной музыке таким ярким новатором.

Новаторство Листа в области фортепианной музыки заключается в симфонической трактовке фортепиано. Он развивает традицию концертно-виртуозного пианизма, главной особенностью которого является оркестральность: изобилие красок и звучаний, свободный охват всего диапазона инструмента, пре­обладание «крупного штриха», рассчитанного на пространство больших концертных залов. Это музыка, обращенная к самой широкой аудитории. В таком подходе к фортепиано Лист явился про­должателем Бетховена, который первый услышал в фортепиано целый оркестр. Подобно Бетховену Лист превратил фортепиано из салонного инструмента в концертный. На первый план в его фортепианном стиле выступает блеск, мощь, красочность, декламаторский пафос, виртуозный размах, импровизационный подход к материалу.

«В диапазоне своих семи октав, – писал Лист, – фортепиано содержит объем целого оркестра, и десяти пальцев человека достаточно для воспро­изведения гармоний, осуществляемых объединением сотен му­зыкантов. При его посредстве становится возможным рас­пространение произведений, которые иначе, из-за трудностей собрать оркестр, остались бы неизвестными. Поэтому по отно­шению к оркестровому сочинению – оно то же, что гравюра к произведению живописи, которое она размножает и распро­страняет; и если и лишена она красок, то все же способна пе­редать свет и тени».

Излюбленные технические приемы:

  • использование полнозвучных, широкорасположенных аккордов, захватывающих огромный диапазон, подобных оркестровому tutti;
  • октавные пассажи, глиссандо, пассажи двойными нотами;
  • аккордовые трели чередующимися руками, тремоло;
  • репетиции;
  • развитая педальная техника.

В фортепианных пьесах Листа часто встречаются авторские указания – quasi tromba (как бы труба), quasi flauto (как бы флейта) и т.д., имитация виолончели (например, в «Долине Обермана»), валторны (этюд «Охота»), колокола («Женевские колокола»), органа и т.д. Вершина приближения фортепиано к оркестру – это листовские переложения симфонических произведений, где он стремится шаг за шагом следовать оркестру.

Традиция листовского концертного пианизма получила развитие в искусстве А.Г. Рубинштейна, А. Зилоти и в особенности С. Рахманинова.

Всего для фортепиано Листом написано более 500 произведений в самых разных жанрах:

  • различные программные пьесы, обычно объединенные, как и у других романтиков в циклы («Альбом путешественника», «Годы странствий», «Поэтические и религиозные гармонии», «Утешения», «Венгерские исторические портреты», «Рождественская елка» – посвящена внучке композитора Даниэле Бюлов);
  • венгерские рапсодии (19);
  • транскрипции (фортепианные переложения оперной, симфонической, вокальной музыки) и парафразы (фантазии на заимствованные темы из оперной, вокальной, симфонической музыки);
  • этюды, в которых, как и в шопеновских этюдах, виртуозно-технические задачи подчинены идейно-художественному замыслу (всего 55, учитывая первые и окончательные версии). Среди них – 12 «Трансцендентных[1] этюдов» (или «Этюдов высшего исполнительского мастерства» – «Блуждающие огни», «Мазепа», «Дикая охота», «Метель»), этюды по каприсам Паганини (особенно популярен этюд «Кампанелла») и отдельные программные этюды («Шум леса», «Хоровод гномов»).
    Этюды, наряду с транскрипциями, явились вершиной и обобщением виртуозно-концертного стиля Листа. В его творчестве жанр кон­цертного этюда прошел большой и интересный путь, неразрыв­но связанный с эволюцией его фортепианного стиля, а также и романтического концертного пианизма.
  • крупные фортепианные произведения (2 сонаты – Фантазия-соната «По прочтении Данте» и h-moll), 2 концерта (Es-dur и A-dur), «Погребальное шествие» (под впечатлением разгрома венгерской революции 1848-49 гг), «Пляска смерти» для фортепиано с оркестром (парафраза на т. Dies irae с 6-ю вариациями);
  • всевозможные вальсы, марши, чардаши, полонезы.

    Фортепианные транскрипции Листа

    Представления Листа о фортепиано как «оркестре в миниатюре», то есть всеобъемлющем и универсальном инструмен­те, ярче всего реализовалось в жанре транскрипции. Именно с ним, в первую очередь, была неразрывно связана его просветительская деятельность. Лист постоянно подчеркивал огром­ные возможности транскрипции в плане расширения диапазо­на исполняемой музыки.

    Транскрипция[2] – один из новых жанров фортепианной музыки первой по­ловины XIX века, к которому обращались многие из современных Листу композито­ров. В его творчестве транскрипция (всего около 200) заняла одно из первостепенных мест в общей картине фортепианных жанров.

    В ранний «довеймарский» период транскрипции яви­лись самой весомой частью его композиторского творчества и концертных программ. Потребность в этом жанре обусловлена как внутренними, субъективными причинами, так и особенно­стями музыкальной жизни 1830-1840-х годов. Это была пора невиданного расцвета фортепианной виртуозности, связанная с усовершенствованием инструмента, развитием новых форм кон­цертной жизни, в частности публичных и сольных концертов. Репертуар пианистов- современников Листа изобиловал фан­тазиями, вариациями, парафразами преимущественно на по­пулярные оперные темы, которые пользовались огромным успехом у публики. Лист продолжал писать транскрипции и в веймарский, и в поздний период, когда сравнительно редко по­являлся на концертной эстраде.

    «Фортепианные партитуры»

    Листовские транскрипции отличаются разнообразием композиционных решений. Во многих случаях он достаточно строго следует оригиналу, бережно переводя его на «язык фортепиано». Это относится, прежде всего, к транскрипциям симфоний Бетховена и Берлиоза, которые автор назвал «фортепианными партитура­ми». Здесь он переносит на фортепиано не только крупный план целого, но и многочисленные детали фактуры, гармонии, рит­ма. Шуман в статье о «Фантастической симфонии» Берли­оза исключительно высоко оценил транскрипцию Листа, отме­тив, что «такое фортепианное переложение можно не смущаясь поставить рядом с оркестровым исполнением».

    Над «фортепиан­ными партитурами» симфоний Бетховена (посвящены Гансу фон Бюлову) Лист работал на протяжении многих лет. Вместе с тем, благородная цель пропаганды бетховенской симфонической музыки была достигнута им лишь отчасти, ибо сверхсложная фор­тепианная фактура оказалась доступной лишь немногим виртуозам. Примечателен факт исполнения Листом и А. Рубинштейном 9-й симфонии Бетховена в листовском переложении для двух фортепиано[3].

    «Оперные транскрипции»

    В них особенно непосредственно проявились фантазия и артистический темперамент Листа. Это мно­гочисленные произведения, связанные с миром современной итальянской, французской и немецкой оперы, – Россини, Бел­лини, Доницетти, Верди, Мейербер, Гуно, Вагнер, Вебер и др. Подобные пьесы писали в то время Шопен, Вебер, Глинка, Тальберг, Калькбреннер, Герц и многие другие композиторы, нередко обращавшиеся к одним и тем же произведениям. Сложился и своеобразный «композиционный план» оперных фантазий: бравурное вступление, вариационное раз­витие одной или нескольких тем, вариация лирического харак­тера или новая лирическая тема, блестящая кода.

    В своих оперных транскрипциях Лист создавал яркие, зримые, рельефные характеристики героев и ситуаций. Из огромного числа возможных тем он отбирал лишь те, которые были действительно существенны и необходимы для представления о драматическом целом. Всю жизнь мечтавший о сочинении большой оперы, Лист в транскрипциях реализовал свой талант драматурга. Со временем менялся его под­ход к форме оперной транскрипции. Наряду с многотемными фантазиями (например, «Воспоминания о „Дон-Жуане” Мо­царта») появляются произведения, воссоздающие отдельные, наиболее значимые и обобщающие фрагменты целого. Таковы, напри­мер, 12 транскрипций лучших страниц опер Вагнера. К этому же роду относится и знамени­тая парафраза на темы квартета из «Риголетто» Верди, в которой Лист с театральной рельефностью передает сложное спле­тение контрастных страстей, составляющее самое существо этой гениальной драматической

    Песни Шуберта

    Лист, с особенным благоговением относившийся к музыке Шуберта, оставил более 50 транскрипций шубертовских песен. Здесь он нашел немало близких образов и поэтических мотивов, в част­ности, мотивы странствий и одухотворения природы. «Маргарита за прялкой» и баллада «Лесной царь» вошли уже в первый цикл листовских транскрипций («12 песен Шуберта», 1838). Тогда же появились обработки песен из «Зимнего пути» и «Лебединой песни». Продолжением этой «шубертиады» стали «Шесть мелодий Франца Шуберта» и «Прекрасная мель­ничиха». Таким образом, в листовских транскрипциях предстал широчайший диапазон образов, жанров и форм песенного на­следия первого музыкального романтика.

    Песни Шуберта преобразились у Листа. Мелодия не­редко свободно переходит в другие регистры, меняет свои очер­тания, в ней появляются новые обороты, каденции и т. д. По­рой Лист «удлиняет» песню, увеличивает количество строф, чтобы полнее раскрыть образ­ («Баркарола», «Форель», «Ты мой покой» и др.). Такие транскрипции приближаются к жанру фантазии.

    «Шубертиада» Листа связана не только с песнями. Ему принадлежат также переложения ряда инструментальных сочинений Шуберта (например, «Вальсы-каприсы по Шуберту»). Они заняли прочное место в концертном репертуаре пианистов-вир&туозов.

    Транскрипции Листа открыли «новую главу» в истории этого жанра, получившего развитие в творчестве Балакирева, Рахманинова, Брамса, Бузони, Горовица, Плетнева и других великих композиторов и пианистов.

    [1]трансцендентный – философский термин, характеризующий то, что принципиально недоступно теоретическому познанию.

    [2] от лат. Transcriptio (переписывание) – переложение, переработка музыкального произведения, имеющее самостоятельное художественное значение. Применительно к творчеству Листа «транскрипция» – некое собирательное понятие, имеющее множество конкретных разновидностей. Сам Лист пользовался термином «транскрипция» крайне редко. Свои произведения в данном роде он называл парафразами, фантазиями, воспоминаниями (реминисценциями), иллюстрациями, фортепианними партитурами и т. д.

    [3] Симфония прозвучала летом 1854 года в одном из музыкаль­ных салонов Брюсселя во время совместного путешествия Листа и Рубин­штейна по Голландии и Бельгии.

    Источник

    Ференц лист только фортепиано

    Ференц Лист

    В плеяде имен великих деятелей музыкального искусства XIX века особое место занимает имя Ференца Листа. Его уникальный талант проявился еще в раннем детстве, был вовремя замечен и поддержан заботливыми родителями, благодаря чему мир стал богаче на одного композитора, пианиста, критика.

    Вся судьба Листа была теснейшим образом связана с музыкой, буквально каждый шаг его жизни неотделим от творчества. Он не просто воспроизводил великие музыкальные шедевры, но и выступил новатором в деле их адаптации для любимого им фортепиано. Ференц Лист создавал и собственные произведения, абсолютно неповторимые и узнаваемые с первых нот, заставляющие душу замирать и трепетать, поддаваясь настроению автора, навсегда запечатленному в его композициях. Выходец из небольшого венгерского селения, он покорил всю Европу своим талантом и харизмой, его выступления сопровождались неизменными аншлагами.

    Краткую биографию Ференца Листа и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

    Краткая биография Листа

    Ференц Лист был единственным сыном в семье Анны-Марии и Георга Адама Листа, смотрителя за овечьим стадом, служившего в поместье князя Эстерхази. Ребенок, которому суждено было стать великим музыкантом, появился на свет 22 октября 1811 года. Должность Адама была довольно респектабельной по тем временам, ведь именно поголовье овец было главным показателем богатства. Но круг его интересов отнюдь не ограничивался загонами и пастбищами. Благодаря тому, что князь благоволил любым видам искусства, Адам приобщился к музыке, играя на виолончели в его оркестре.

    Отец очень рано начал приобщать Ференца к музыкальным занятиям, что находило живой отклик в душе мальчика. Помимо собственных занятий, Адам устроил сыну обучение игре на органе и церковному пению. Он делал большие успехи, а отец вскоре озадачился вопросом публичных выступлений. Ему удалось организовать и это: 8-летний Ференц начал давать небольшие концерты в домах знатных вельмож, мгновенно завоевывая сердца слушателей. Именно тогда появилось утверждение, что мир вскоре получит нового Моцарта .

    Отец принял решение круто изменить жизнь семьи для того, чтобы дать Ференцу шанс получить хорошее музыкальное образование, и в 1821 году перевез жену и сына в столицу Австрии. Талант и увлеченность своим делом помогали Листу покорять не только зрителей-обывателей, но и уже состоявшихся мэтров музыкального искусства. Его взялись обучать абсолютно бесплатно Карл Черни и Антонио Сальери. Выступления Ференца становились яркими событиями, после одного из которых мальчика поцеловал сам Бетховен . Такое признание подарило Листу еще большую уверенность в себе и вдохновило на покорение новых вершин. В 1823 году он предпринял попытку поступить в консерваторию в Париже. У Ференца были все шансы, но препятствием стало его происхождение — на обучение принимали исключительно французов.

    Неудача не сломила самого Листа и его родных — они остались в Париже, а Ференц стал зарабатывать своим творчеством и выступлениями. Успех сопутствовал начинающему музыканту, его поклонниками становились лучшие представители высшего света. Ференц был удостоен чести играть для членов французской королевской семьи, что еще больше укрепило славу удивительного ребенка, одаренного невероятным талантом.

    Неожиданная смерть отца подкосила Ференца, и несколько лет он провел в состоянии подавленного одиночества, перестал появляться в свете и почти не выступал. Но в 1830 году революционные события заставили Листа очнуться и продолжить концертную деятельность. В это период в его окружении появляются личности, чьи имена до сих пор символизируют цвет культуры того времени: Жорж Санд, Гюго, Делакруа, Бальзак. Особое влияние на становление Листа-композитора оказали Берлиоз, Шопен, Паганини. Сферу его интересов дополняют литература и театр. Ференц живет активной и яркой жизнью, подтверждая, что талантливый человек талантлив во всем. Но самая большая часть его души принадлежит исключительно музыке, именно к ней он неизменно обращался, даже уделяя время другим видам искусства.

    Путешествие по Европе

    Далее в жизни Ференца наступил один из самых интересных периодов: он на несколько лет оставил Францию и посетил почти все европейские страны. В 1835 году он занялся преподавательской деятельностью в консерватории в Женеве, параллельно писал статьи для публицистических изданий, работал над сборником музыкальных произведений « Годы странствий ». Лист несколько раз приезжал в Париж, но его выступления там уже не имели той популярности, как раньше: публика находила новых кумиров. Однако его имя уже стало довольно известным, чтобы обеспечить безбедное существование даже за границей.

    Из биографии Листа мы узнаём, что в 1837 году путешествие композитора приводит его в Италию. Здесь он изучает местные мотивы народной музыки в разных регионах, создает о них литературные очерки, которые затем публиковались в парижских изданиях. Он проводит еще несколько успешных выступлений, в том числе и первых в своей карьере сольных.

    Несколько раз за свой «европейский» отрезок жизни Ференц Лист приезжал на родину, в Венгрию. Там его встречали с большими почестями, а поклонники гордились своим талантливым соотечественником. Часть средств, полученных от концертов, Лист пустил на создание Венгерской консерватории, чтобы дать шанс выйти в люди таким же одаренным юношам, каким когда-то был он сам. Лист успел посетить не только европейские державы, но и Российскую империю.

    В течение десяти лет продолжалось это путешествие, и оно принесло замечательные плоды в виде множества музыкальных и литературных шедевров. В 1848 году Ференц наконец определился, где хочет продолжать жить, и остановился в немецком городе Веймар. Помимо композиторской деятельности, Лист стал принимать учеников, приезжавших в Веймар со всего мира. Здесь же композитором были закончены и приведены в порядок все ранее начатые произведения.

    Последние годы

    После мистической неудачи в любви, Лист ударился в религию. В 60-е годы он даже перебрался в Рим, где получил сан католического церковнослужителя, стал проводить некоторые службы. На музыкальном творчестве это не могло не отразиться: отныне Лист создавал произведения исключительно духовной тематики.

    Согласно биографии Листа в 1875 году он получил предложение стать руководителем Венгерской Высшей школы музыки, вернулся на родину и продолжил преподавать.

    В 1886 году Лист празднует свое 75-летие, ведет активную концертную деятельность, но обычная простуда неожиданно валит композитора с ног в буквальном смысле: воспаление легких дало осложнение на сердце, ноги стали отекать, и вскоре он не мог самостоятельно передвигаться. Ференц Лист умер 31 июля 1886 года, дав последний концерт меньше чем за две недели до смерти.

    Интересные факты о Ференце Листе

    • Главный девиз, которому Ференц лист следовал на протяжении всей своей жизни, звучал так «Либо хорошо, либо никак».
    • Лист создал свою единственную оперу в 14 лет, и уже тогда произведение имело успех, было тут же поставлено. Партитура была утеряна, но ее обнаружили в 1903 году. Опера называется «Дон Санчо».
    • Взлет карьеры музыканта начался в Вене 1 декабря 1822 года, а в течение жизни Лист стал не просто исполнителем и композитором, но и публицистом, дирижером, педагогом.
    • Руки Ференца были словно созданы для фортепиано — его кисть имела большую растяжку, он мог брать практически две октавы. Это и послужило виртуозной игре пианиста и стало эталоном в мире фортепианной музыки.
    • Лист настолько сильно поддавался эмоциям во время исполнения, что мог в процессе сломать инструмент — не выдерживали струны и молоточки.
    • Манера выступления маэстро была уникальной: Лист любил играть на сцене на нескольких инструментах, переходя к ним по очереди в ходе концерта. Именно такую сцену наблюдали зрители в Петербурге в зале Дворянского собрания.
    • Биография Листа гласит, что во время посещения Англии композитора пригласили сыграть для самой королевы Виктории в ее резиденции. Когда она появилась в ложе, концерт был уже в разгаре. Появление монаршей особы вызвало шум в зале, к тому же она довольно громко переговаривалась с сопровождавшими ее дамами. Тогда Ференц прекратил играть, а на замечание одного из приближенных королевы, ответил, что не хотел мешать Её величеству разговаривать.
    • Виртуозность исполнения Листа поражает до сих пор. К удивлению публики, он мог играть на рояле так, что создавалось впечатление выступления целого оркестра.

    • Имя композитора — венгерский вариант немецкого имени Франц, а при крещении на латыни было записано как Франсискус. В некоторых источниках используется немецкий вариант, хотя общепринятым является именно «Ференц».
    • Бетховен , поцеловавший Листа в детстве, являлся кумиром Ференца задолго до той встречи. Когда мальчика спрашивали, кем он хочет стать, когда вырастет, он указывал на портрет Бетховена и отвечал, что желает быть как он.
    • Будущий король Франции Луи-Филипп, еще будучи герцогом, организовал для Листа выступление в оперном театре в Италии. Во время концерта музыканты из оркестра были настолько зачарованы игрой молодого дарования, что пропустили место, где должны были вступить сами.

    • Творчество Паганини настолько восхищало Листа, что он создал несколько этюдов, имитирующих соревнование между виртуозом-скрипачом и не менее гениальным пианистом. Адаптировав произведения Паганини для фортепиано, Лист назвал их трансцендентными – «выходящими за пределы», «переступающими», из-за невероятной сложности. Их исполнение требует от пианиста истинного таланта, и не каждый способен воспроизвести задуманное великим композитором.

    Мистическая история любви Ференца Листа

    Первой серьезной любовью Ференца Листа стала Мари д Агу, светская львица, блиставшая в салонах того времени. С ней музыканта познакомила Жорж Санд. Мари, обожавшая современное искусство и писавшая любовные романы, была покорена молодым дарованием. Она сопровождала композитора в его путешествии по Европе, оставив дом и семью. На протяжении нескольких лет совместной жизни у Мари и Ференца родилось трое детей — две девочки и мальчик. Однако Мари не смогла выдержать образа жизни, который вел ее супруг — ей, как и любой матери, хотелось иметь собственный постоянный дом, осесть где-то и перестать переезжать с места на место. В 1841 году она вернулась к матери вместе с детьми.

    Несколько лет Ференц был одинок, полностью посвящая себя музыке. Давая концерты в Киеве в 1847 году, он узнает, что некая дама заплатила за билет 100 рублей вместо одного, и желает познакомиться с щедрой незнакомкой. Ею оказывается Каролина Витгенштейн. Супруга почтенного князя была поклонницей творчества Листа, посещала все его концерты, и ее обожание вскоре растопило сердце музыканта. Супруг Каролины не желал давать ей развод, несмотря на то, что вместе они не жили уже много лет. Тогда влюбленные уехали в Европу и стали жить гражданским браком. Они долго не оставляли попыток обвенчаться, обращались даже к самому Папе Римскому, но, к сожалению, всегда натыкались на непробиваемую стену. Когда в венчании им отказал понтифик, Каролина посчитала, что их отношениям противится сам Господь. С того момента они поддерживали общение лишь по переписке, наполненной огромной нежностью и признательностью друг к другу за счастливые годы. В течение их романа Лист создал множество прекрасных произведений, проникнутых романтическими мотивами, которые по сей день находят отклик в сердцах влюбленных.

    Творчество и произведения Ференца Листа

    В своем творчестве Лист вдохновлялся великими композиторами прошлого и своими знаменитыми современниками. От Бетховена, которому в то время буквально поклонялись, Лист взял драматическую напряженность и героику своих произведений, яркость эмоций и красок – от Берлиоза, а от Паганини – виртуозную сложность и мистический демонизм. Музыку Листа относят к течению романтизма, как и большинство произведений искусства того времени. Вообще, он очень глубоко проникался всеми впечатлениями своей жизни, перенося их в собственные шедевры и манеру исполнения. Везде, где побывал Ференц, он подмечал национальные черты музыки, и впоследствии гармонично использовал их. Французский романтизм привнес в музыку Листа невероятно яркие и противоположные образы. Итальянские оперные шедевры — чувственность и страсть, надрывный вокал. Немецкая школа — глубокие и выразительные средства изображения, необычные формы. Позже Лист проникся и русской музыкальной традицией. При этом общий строй музыкальных произведений Листа характеризуются как национально-венгерский, ведь именно музыкальные впечатления детства стали основой его творчества. В частности, Лист любил наблюдать за плясками и пением местных цыган на родине.

    Творческое наследие Ференца Листа огромно и разнообразно. Он создал 300 переложений великих произведений для фортепиано, отличающихся невероятной точностью передачи всех особенностей оригинала. Более 60 шедевров создано Листом для оркестрового исполнения. Также из-под пера Листа вышли целые программы для фортепианных концертов, симфонии, симфонические поэмы. Наиболее известный шедевр Листа — его « Венгерские рапсодии », в основе которых лежат цыганские мотивы, впечатлявшие Ференца в детстве. Цикл создавался с 1847 по 1885 год, а жанр инструментальной рапсодии считается еще одной новацией Листа.

    Фильмография

    Фигура Ференца Листа часто привлекала внимание кинорежиссеров. В 1970 году вышла лента «Ференц Лист – Грезы любви» режиссера Мартона Келети. Совместная работа СССР и Венгрии пришлась по вкусу любителям классической музыки и почитателям творчества композитора. В фильме раскрывается на вся биография, а лишь небольшой отрезок из жизни Листа, когда он посетил Россию со своей концертной программой. Здесь он встречается гениальным русским композитором М. Глинкой. Кроме того, отдельная сюжетная линия посвящена его встрече с княгиней Каролиной Витгенштейн. Именно ей он и посвящает знаменитые «Грезы любви».

    В 1975 году режиссер Кен Рассер представил постмодернистскую сказку о знаменитом композиторе. Ференц Лист предстает неким кумиром публики, настоящей суперзвездой. За ним гоняются толпы поклонниц, а его личная жизнь невероятно насыщенная.

    Фильмы в которых звучит музыка Листа

    Произведение Фильм
    Грезы любви Сериал «Вражда» (2017)
    Сериал «Мерли» (2016)
    «Профессор Норман Корнетт» (2009)
    «Коты» (2001)
    Венгерская рапсодия №2 «Флоренс Фостер Дженкинс» (2016)
    Мультфильм «Том и Джерри»
    Мультфильм «Багз Банни»
    «Блеск» (1996)
    «Республика» (2010)
    «Мажестик» (2001)
    Фаус-симфония «Нодаме Кантабиле» (2010)
    «Мейерлинг» (2010)
    «Блок» (2009)
    «Метаморфозы: за экраном дверь» (1997)
    Концерт для фортепиано №1 «Возмущение» (2016)
    Утешение №3 «Один день» (2010)
    «Время и город» (2008)

    Несомненно, без Ференца Листа невозможно представить культурную жизнь Европы XIX века. Но и в современной действительности его произведения остаются интересными и актуальными, находят живой отклик в сердцах людей. А это значит, что не зря одаренный мальчик тянулся к пианино, не зря его отец шагнул однажды в неизвестность, надеясь на единственный шанс вывести сына в люди. Не прошли даром и личные страсти Листа, оставив свой отпечаток романтичности и чувственности в его произведениях. Ференц Лист прожил свою жизнь исключительно для музыки — он слушал ее, он создавал ее, он изучал и описывал ее, а также мастерски обучал других всему этому.

    Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

    Фильм о Ференце Листе

    Источник

  • Оцените статью