Фэйзер
Фэйзер (англ. phaser — фазовращатель) — эффект обработки аудиосигнала, используемый как фильтр, создаёт серии пиков и впадин в частотном спектре. Положение пиков и впадин со временем изменятся, что создаёт интересный эффект. Для изменения частот, на которых возникают пики и впадины, обычно используется LFO.
Также фэйзер часто называют фазовым вибрато.
Содержание
Принцип работы [ править ]
Электронный эффект «фэйзер» создаётся путём разделения аудиосигнала на два потока. Один поток пропускается через фазовый фильтр с нелинейной фазой, который сохраняет амплитуду и частоту исходного сигнала, изменяя только фазу сигнала на определённой частоте. Величина изменения фазы зависит от частоты. При смешивании обработанного и исходного сигналов частоты, которые находятся в противофазе, взаимоуничтожаются, создавая характерные для фазовращателя впадины в частотном спектре. Изменение соотношения обработанного сигнала с необработанным изменяет глубину впадин; причём максимально глубокие впадины возникают, если соотношение составляет 50%.
Определение «Phaser», как правило, исключает такие устройства, где присутствует раздел задержки сигнала, такие устройства называются флэнжер. Использование задержки создаёт неограниченные серии равноотстоящих (в гармоническом ряде) пиков и впадин в спектре. Также возможно использование каскада задержек с фазовым фильтром (all-pass), это сочетает в себе неограниченное количество пиков и впадин флэнжера с неравномерным (не гармоничным) расположением фэйзера.
Устройство [ править ]
Типичные электронные фэйзеры используют ряд различных фазовых фильтров (all-pass блоков), которые изменяют фазы различных частотных составляющих сигнала. Все частоты проходят через эти блоки на одинаковой громкости, изменяются только фазы сигнала. Человеческий слух не очень чувствителен к разности фаз, однако изменение фазы становится заметным при складывании обработанного и не обработанного сигналов, в результате чего создаются впадины в спектре. Упрощенная структура фэйзера для моно сигнала приведена ниже:
Количество фазовых (all-pass) фильтров обычно называется этапами (pole, stage), их количество варьируется в зависимости от различных моделей, некоторые аналоговые фэйзеры имеют 4, 6, 8 или 12 этапов. Цифровые фэйзеры могут предложить до 32х или даже большее количество этапов. Этот параметр определяет количество впадин/пиков в спектре звука, влияющих на общий характер звучания. Фэйзер с количеством этапов «N» как правило производит «N/2» впадин в спектре, так что фэйзер с четырьмя этапами будет иметь две впадины.
Кроме того, для более интенсивного эффекта, выходной сигнал может быть подан обратно на вход (обратная связь), создавая эффект резонансных частот, что подчеркивает пики между впадинами. Это включает подачу выхода фазовых (all-pass) фильтров цепи обратно на вход, как показано ниже:
Источник
Фейзер (Phaser).
В этой статье рассмотрим фейзер (Phaser): что из себя представляет этот эффект, как работает, устройство, основные параметры, что такое стереофейзер, рассмотрим применение его в проектах и примеры аналоговых и цифровых устройств.
Фейзер
Phaser (фейзер) относят к эффектам, основанным на задержке сигнала. Так как в нём используется линия задержки с модуляцией. Но задержка в фейзере очень маленькая, которая сопоставима с периодом звукового колебания. Поэтому говорят не о задержке копий звукового сигнала во времени, а о разности фаз.
Таким образом, Phaser (фейзер) представляет из себя звуковой эффект, который изменяет фазу выходного сигнала по отношению ко входному. Изменения происходят циклически и модулируются в диапазоне не менее ± 60°. Именно поэтому фейзер называют фазовращателем.
Также ещё одно популярное название фейзера это фазовое вибрато . Вибрато подразумевает периодическое изменение одного из параметров звукового колебания (амплитуды, частоты или фазы). Поэтому и имеются следующие разновидности: амплитудное, частотное , тембровое , фазовое вибрато.
В данном случае происходит периодическое изменение фазы звукового колебания. Следовательно, это вибрато фазовое.
Суть эффекта
Белый шум, обработанный фейзером
Фейзер обрабатывает сигнал фильтрами (цепочкой фазовращателей, обычно 6-12 штук), которые создают в частотном спектре сигнала серии подъёмов и спадов, управляемые (LFO) генератором низкочастотного сигнала. При этом каждый из фазовращателей использует своё, отличное от другого, время задержки, что также обогащает спектр.
Все пики и провалы не статичны и варьируются в течении времени, что и создаёт (особенно в стерео) своеобразное звучание, круговой (sweeping) эффект.
В итоге звук приобретает переливчатость, неопределённость, с точки зрения его расположения в фонограмме, вроде бы это похоже на амплитудное вибрато, но без изменения громкости, вроде бы высотное вибрато, но без ощущения pitch и т. п.
Поэкспериментируйте и определите свои ощущения от обработки звука этим эффектом.
Как работает Фейзер
Звук , обрабатываемый фейзером, разделяется на два сигнала. Один исходный, другой проходит через фазовые фильтры.
Обрабатываемый звук не меняет частоту и амплитуду , изменяется только фаза, на определённой частоте.
Здесь следует отметить, что каждая частота имеет собственный период колебания , и даже одинаковое время задержки даёт различные фазовые сдвиги на этих частотах. А мы как выяснили выше, у фазовращателей время задержки у каждого своё. Поэтому величина изменения фазы сильно зависит от той частоты, на которой происходит изменение.
После происходит объёдинение исходного и обработанного сигналов. Учитывая, что оба сигнала по отношению к друг другу находятся в противофазе, начинается взаимоуничтожение, которое приводит к изменению спектра сигнала (пики и провалы). Ручкой balance, mix — происходит регулировка глубины эффекта. Максимальная глубина достигается уже при отношении 50 %.
Фейзер схож с хорусом и с флэнжером, так как основан на задержке сигнала. Но у него задержка очень мала (в пределах одной фазы колебания) и зависит от частоты. В отличие от хоруса и флэнжера , где задержка может регулироваться (чаще в пределах 0 — 20 мс).
Устройство
Стандартный фейзер использует цепочку фазовращателей. В которых у сигнала изменяется только фаза. Слух человека не сильно к ней чувствителен, но при складывание исходного и обработанного сигнала изменения в звуке становятся заметными.
Структура фейзера изображена ниже:
Фазовые фильтры (их набор) обычно называют каскадом, по англ. stages. Их может быть различное количество. В аналоговых от 4 до 12 . В цифровых 32 и более.
От количества фильтров зависит сколько будет подъёмов и спадов в спектре. Считается это по формуле n / 2. Например, 12- каскадный фейзер даст 6 пиков. (12/2= 6).
Как и во всех устройствах, основанных на задержки сигнала, в фейзере применяется feedback (обратная связь), которая усиливает данный эффект. Основная разница в том, что максимумы с feedback четче и острее. Это изменения влияют на характер звучания.
Стереофейзер
Представляет собой два идентичных фейзера с различным фазовым сдвигом на 90°.
Параметры Фейзера
Наиболее распространённые параметры в плагинах следующие:
- Depth — глубина или диапазон времени задержки
- Speed, rate — скорость изменения звука «плавания». Управляется LFO — генератором низкочастотного сигнала.
- LFO waveform — форма волны генератора низкой частоты (LFO): (sin) синусоидальная, (triangle) треугольная, (log) логарифмическая
- Balance, mix — соотношение необработанного и обработанного сигналов.
Применение
- Фейзер необходим, когда нужно намеренно исказить натуральное звучание человеческой речи или музыкального инструмента в художественных целях. Например, добавить «искусственности, электронности» человеческой речи. Этот эффект очень часто применяется в кино и телевидение. Вспомните персонаж C-3PO из к/ф «Звёздные войны». Это сделано с помощью фейзера. Подобные эффекты можно ещё создать вокодером, но о нём мы поговорим в следующих статьях.
- Фейзер применяют электрогитаристы в миксе с другими эффектами и обработками. Например, Эдди ван Хален (Eddie Van Halen)
- Очень интересно звучит этот эффект на клавишных инструментах. В частности, родес, клавинет. Они приобретают некую «текучесть» в звучание.
- На различных фактурных заполнениях, педалях, лидах, background звук приобретает азимутальную неопределённость в стерео.
Примеры устройств
Фейзеры бывают аналоговые и цифровые (в железе и VST).
Вот несколько примеров примочек:
Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.
Источник
Phaser (эффект) — Phaser (effect)
Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ . |
Фазер представляет собой электронный процессор звука используется для фильтрации сигнала, создавая серию пиков и впадин в частотном спектре. Положение пиков и впадин затрагиваемой формы волны обычно модулируется внутренним низкочастотным генератором, так что они меняются во времени, создавая эффект качания.
Фейзеры часто используются для придания «синтезированного» или электронного эффекта естественным звукам, таким как человеческая речь. Голос C-3PO из « Звездных войн» был создан путем обработки голоса актера фазером.
СОДЕРЖАНИЕ
Процесс
Эффект электронной фазировки создается путем разделения аудиосигнала на два пути. Один тракт обрабатывает сигнал с помощью широкополосного фильтра , который сохраняет амплитуду исходного сигнала и изменяет фазу. Величина изменения фазы зависит от частоты. Когда сигналы от двух трактов смешиваются, частоты, которые не совпадают по фазе, будут подавлять друг друга, создавая характерные выемки фазера. Изменение соотношения смешивания изменяет глубину зазубрин; самые глубокие выемки возникают при соотношении компонентов смеси 50%.
Определение фазера обычно исключает такие устройства, где полнопроходная секция является линией задержки ; такое приспособление называется флэнжером . Использование линии задержки создает неограниченную серию равноотстоящих отметок и пиков. Можно каскадировать линию задержки с другим типом всепроходного фильтра. Это сочетает в себе неограниченное количество выемок от фленджера с неравномерным шагом фазера.
Состав
Традиционные электронные фазовращатели используют серию переменных цепей с фазовым сдвигом на всех проходах, которые изменяют фазы различных частотных компонентов в сигнале. Эти сети передают все частоты с одинаковой громкостью, внося в сигнал только изменение фазы. Человеческие уши не очень чувствительны к разности фаз, но это создает слышимые помехи при смешивании с сухим (необработанным) сигналом, создавая зазубрины. Упрощенная структура монофазера показана ниже:
Количество полнопроходных фильтров (обычно называемых ступенями ) варьируется в зависимости от модели, некоторые аналоговые фазовращатели предлагают 4, 6, 8 или 12 ступеней. Цифровые фазовращатели могут предлагать до 32 и даже больше. Это определяет количество зазубрин / пиков в звуке, влияющее на общий характер звука. Фейзер с n ступенями обычно имеет n / 2 метки в спектре, поэтому четырехступенчатый фазер будет иметь две метки.
Кроме того, выходной сигнал может подаваться обратно на вход для более интенсивного эффекта, создавая резонансный эффект за счет выделения частот между отметками. Это включает подачу выходного сигнала цепочки универсального фильтра обратно на вход, как показано здесь:
Показана частотная характеристика 8-каскадного фазера с обратной связью или без нее. Обратите внимание, что пики между метками более резкие, когда есть обратная связь, что дает отчетливый звук.
Стерео фазер обычно составляет два одинаковых фазеры модулированных с помощью квадратурного сигнала; Выходные сигналы осцилляторов для левого и правого каналов сдвинуты по фазе на четверть волны .
Большинство современных фазовращателей являются частью процессора цифровых сигналов , часто имитируя аналоговые фазовращатели. Фейзеры в основном встречаются как плагины для программного обеспечения для редактирования звука, как часть монолитного модуля звуковых эффектов, устанавливаемого в стойку , или как гитарные эффекты « педали ».
Применение
Этот термин часто использовался для обозначения оригинального эффекта флэнжера ленты, который можно было услышать на многих психоделических записях конца 1960-х, в частности, на » Itchycoo Park » (1967) группы Small Faces . Eventide мгновенного Phaser с 1971 было одним из первых студийных устройств для эмуляции ленты отбортовки эффекта (со всеми частотами фильтров вместо задержки, таким образом , быть одним из первых , чтобы отличить от фазирования отбортовки). Он широко использовался в студии и на концертах такими артистами, как Led Zeppelin и Todd Rundgren . Фейзинг — популярный эффект для электрогитары . В 1968 году педаль эффектов Uni-Vibe Shin-ei , разработанная звукорежиссером Фумио Миедой, включала фазовый сдвиг , который вскоре стал любимым эффектом гитаристов, таких как Джими Хендрикс и Робин Троуэр .
К началу 1970-х годов фазирование было доступно как переносной гитарный эффект, первым из которых был Maestro Phase Shifter PS-1, разработанный Томом Оберхеймом . В отличие от других фазовращателей, Maestro PS-1 имел три кнопки для управления скоростью: медленную, среднюю и быструю. Известными пользователями Maestro Phase Shifter были Джон Пол Джонс из Led Zeppelin , Алекс Лайфсон из Rush и Эрни Айсли из Isley Brothers . Другим примечательным ранним примером была MXR Phase 90 с ручкой управления скоростью. С 1974 года Стив Хакетт из Genesis в студийном альбоме и туре Selling England by the Pound (1973) использовал MXR Phase 90 для своих Les Paul, а из альбома и тура The Lamb Lies Down On Broadway (1974) использовал раздел фазового фильтра в его Electronic Music Studios Synthi Hi-Fli. В конце 1970-х Брайан Мэй использовал большое количество фазировок в таких песнях, как » Sheer Heart Attack «. В конце 1970-х и 1980-х Эдди Ван Хален часто использовал MXR Phase 90 как часть своей сигнальной цепи, например, в инструментальной » Eruption » и в песне «Atomic Punk».
Клавишники также использовали фазировку: в 1970-х годах клавишные инструменты, такие как электрическое пианино Fender Rhodes , электронный орган Eminent 310 и Clavinet, обычно обрабатывались фазером, особенно в авангардном джазе . Билл Эванс , например, использовал фазер Maestro на « Интуиции» (1974). Фейзер также используется для «подслащивания» их звуков. Примеры можно услышать в Billy Joel ‘s «Just The Way You Are», Styx ‘ s «Babe», и Жан — Мишель Жарр «s Oxygene (1976) , на котором он использовал EHX Small Stone фазер широко. Тони Бэнкс ( Genesis ) использовал MXR Phase 100 на своем пианино RMI 368x Electra 1974 года (позже он вставил этот эффект, а также fuzzbox в панель Electra); с конца 1977 года он также использовал фазер (вместе с Boss CE-1) на своем органе Hammond, чтобы заменить эффект вращения Лесли . Daft Punk помог повторно популяризировать этот эффект в 21 веке, использовав его на нескольких треках своего альбома Discovery в 2001 году. Ричард Ти также использовал фазовращатель, подключенный к его Fender Rhodes .
В кино или на телевидении эффект, создаваемый фазером, часто используется для обозначения того, что звук генерируется синтетически, подобно превращению естественного человеческого голоса в голос компьютера или робота. Этот метод работает, потому что частотная фильтрация производит звук, обычно связанный с механическими источниками, которые генерируют только определенные частоты, а не естественными источниками, которые создают диапазон частот. Вокодер и кольцевая модуляция также используются для создания синтетических эффектов.
Подобные эффекты
Конкретный тип фазирования, отбортовка, представляет собой аналогичный эффект, в котором вырезы расположены линейно. В эффекте фленджера выемки создаются путем смешивания сигнала с задержанной версией самого себя. Флэнджеры имеют тенденцию звучать более ярко и естественно, как эффект «свист реактивного самолета», тогда как фазеры имеют тенденцию звучать более тонко и потусторонне. Для сравнения двух эффектов отметьте Флэнжер § Сравнение со сдвигом фазы .
Источник