- Рабочая программа по предмету » Общее фортепиано.» рабочая программа по музыке на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- ФГТ «Фортепиано»
- I. Общие положения
- II. Используемые сокращения
- III. Требования к минимуму содержания программы «Фортепиано»
- IV. Требования к структуре программы «Фортепиано»
- V. Требования к условиям реализации программы «Фортепиано»
Рабочая программа по предмету » Общее фортепиано.»
рабочая программа по музыке на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
364193.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ ДО «Детская искусств им. Б. Н. Молчанова.»
по предмету «Общее фортепиано»
Составила: преподаватель Неверли Галина Вениаминовна
г. Дудинка 2014 г.
3.Контроль и учет успеваемости.
4.Годовые требования.7-летнее обучение
6.Годовые требования. 5-летнее обучение.
7.Список методической литературы.
Предмет «Общее фортепиано» наряду с другими дисциплинами учебного плана является одним из звеньев музыкально- педагогического воспитания учащихся-инструменталистов ДШИ.
Данная рабочая программа представляет собой учебный курс по предмету «Общее ф-но» для учащихся 1-7 классов оркестрового, струнно-народного и народного отделений. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических дисциплин (сольфеджио, муз. грамота).
Составлена программа на основе программы «Класс общего ф-но» для детских музыкальных школ, разработанная министерством культуры (1966, 2003); Программа представляет собой адаптированную программу на базе типовой семилетней программы для учащихся ДШИ, с учетом их уровня подготовки.
Отличием данной программы от традиционной является возможность дифференцированного подхода к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, муз. способностям и др. индивидуальным данным.
Обоснованием необходимости и внедрения программы является то, что дети в ДШИ принимаются без конкурсного отбора, что приводит к упрощению программных требований. Возрастающая учебная нагрузка в общеобразовательной школе, посещение кружков, интернет- все это отвлекает детей от занятий музыкой. Отсутствие дома фортепиано не позволяет детям подготовиться к уроку дома.
Цель и задачи данного курса :
-Обучение игре на ф-но и овладение им как вторым инструментом (дополнительным к основному).
-Развитие муз. способностей, приобретение основных исполнительских навыков игры на фортепиано, исполнение произведений различных жанров и стилей, приобретение навыков ансамблевой игры и необходимых навыков для самостоятельного музицирования, чтение с листа.
— -Помощь в освоении других дисциплин: сольфеджио, муз. литература, хор (умение исполнить на инструменте сольфеджируемый номер, фрагмент изучаемого на муз. литературе произведения знание клавиатуры и т.д.)
В процессе занятий по общему ф—но учащийся овладевает техническими приемами игры на ф— но (двигательные навыки, приемы звукоизвлечения), а также учится правильно понимать характер исполняемых произведений.
Занятия с учащимися проводятся в соответствии с индивидуальным планом, составляющимся по полугодиям и рассчитанного в большей степени на работу на уроке, чем на домашнюю работу. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской, зарубежной и современной музыки.
Учитывая, что далеко не все учащиеся имеют хорошую муз. память, на зачетах разрешается исполнять произведения по нотам. Это позволяет пройти по нотам большее количество полезных и интересных пьес, что гораздо важнее, чем тратить огромные усилия и массу времени на запоминание наизусть.
Работа начинается со знакомства с клавиатурой, постановки рук, знакомства с элементарными приемами звукоизвлечения. Со второго года обучения изучаются гаммы в ознакомительном порядке.
Неотъемлемой частью занятий по общему ф-но с первого года обучения является чтение нот с листа.
Кроме работы над произведениями, подбора по слуху, чтения с листа часто на уроке общего ф-но уделяем внимание заданиям по сольфджио (проигрывание номеров, подбор песенок, построение аккордов, интервалов и т.д.)
Обучение рассчитано на семь лет. Занятия проводятся индивидуально по 0,5(1) академ. часа в неделю. Индивидуальная форма занятий позволяет проводить работу с учетом возможностей каждого ученика.
Обучение ведется по следующим направлениям:
1.Изучение классического репертуара (учитывая индивидуальные способности учащихся, а также то, что данный курс – дополнительный и на него запланировано меньше учебного времени, поэтому и репертуарные требования могут быть на 2-3 класса ниже).
2.Исполнение популярной музыки в переложении для ф—но.
3.Техническое развитие (этюды, гаммы).
4.Чтение с листа.
5.Приобретение навыков ансамблевой игры(с педагогом или учеником).
6.Развитие творческих способностей (подбор по слуху).
7.Самостоятельная работа над произведением, начиная от разбора текста до его исполнения.
Источник
ФГТ «Фортепиано»
Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства
Фортепиано
I. Общие положения
1. 1. Настоящие федеральные государственные требования (далее — ФГТ) устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» (далее — программа «Фортепиано») и являются обязательными при ее реализации детскими школами искусств (в том числе по различным видам искусств), образовательными учреждениями профессионального образования при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
1.2. ФГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:
выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
1.3. ФГТ разработаны с учетом:
обеспечения преемственности программы «Фортепиано» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;
сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
1.4. ФГТ ориентированы на:
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
1.5. Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
1.6. Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу «Фортепиано» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ФГТ.
1.7. При приеме на обучение по программе «Фортепиано» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей — слуха, ритма, памяти. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на фортепиано (сольную пьесу или вокальное произведение с собственным сопровождением на фортепиано).
1.8. ФГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы «Фортепиано», разработанной образовательным учреждением на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.
II. Используемые сокращения
В настоящих ФГТ используются следующие сокращения:
программа «Фортепиано» — дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»;
ОП — образовательная программа;
ОУ — образовательное учреждение;
ФГТ — федеральные государственные требования.
III. Требования к минимуму содержания программы «Фортепиано»
3.1. Минимум содержания программы «Фортепиано» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
3.2. Результатом освоения программы «Фортепиано» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
— знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
— знания музыкальной терминологии;
— умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;
— умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
— умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
— умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
— умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или инструментальных музыкальных произведений;
— навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
— навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;
— первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
— навыков публичных выступлений;
в области теории и истории музыки:
— знания музыкальной грамоты;
— знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
— первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
— умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
— умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
— навыков восприятия элементов музыкального языка;
— сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;
— навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
— навыков анализа музыкального произведения;
— навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
— навыков записи музыкального текста по слуху;
— первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
3.3. Результатом освоения программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2. настоящих ФГТ предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
— знания основного фортепианного репертуара;
— знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;
— умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;
в области теории и истории музыки:
— первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;
— первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);
— умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
— наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур);
— навыков сочинения и импровизации музыкального текста;
— навыков восприятия современной музыки.
3.4. Результаты освоения программы «Фортепиано» по учебным предметам обязательной части должны отражать:
3.4.1. Специальность и чтение с листа:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
знание профессиональной терминологии;
наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
3.4.2. Ансамбль:
сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества — ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, так и переложений симфонических, циклических — сонат, сюит, ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной литературе;
знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки — эпохи барокко, в том числе сочинений И.С.Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;
навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
3.4.3. Концертмейстерский класс:
сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, в том числе:
знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального), основных принципов аккомпанирования солисту;
умение аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам) несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;
умение создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;
навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной деятельности в качестве концертмейстера.
3.4.4. Хоровой класс:
знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
знание профессиональной терминологии;
умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.
3.4.5. Сольфеджио:
сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:
первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;
умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).
3.4.6. Слушание музыки:
наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения
умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.
3.4.7. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;
навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения — формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;
знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;
знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
знание профессиональной музыкальной терминологии;
сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
3.4.8. Элементарная теория музыки:
знание основных элементов музыкального языка (понятий — звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;
умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).
IV. Требования к структуре программы «Фортепиано»
4.1. Программа «Фортепиано» определяет содержание и организацию образовательного процесса в ОУ. Программа «Фортепиано» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.
Программа «Фортепиано», разработанная ОУ на основании настоящих ФГТ, должна содержать следующие разделы:
планируемые результаты освоения обучающимися ОП;
график образовательного процесса;
программы учебных предметов;
систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения ОП обучающимися;
программу творческой, методической и культурно-просветительской деятельности ОУ.
Разработанная ОУ программа «Фортепиано» должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения программы «Фортепиано» в соответствии с настоящими ФГТ.
4.2. Программа «Фортепиано» может включать как один, так и несколько учебных планов в соответствии со сроками обучения, обозначенными в пункте 1.5. настоящих ФГТ.
Учебный план программы «Фортепиано» должен предусматривать следующие предметные области:
теория и история музыки
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.
При реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1776,5 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Музыкальное исполнительство: УП.01.Специальность и чтение с листа — 592 часа, УП.02.Ансамбль — 132 часа, УП.03.Концертмейстерский класс — 49 часов, УП.04.Хоровой класс — 345,5 часа;
ПО.02.Теория и история музыки: УП.01.Сольфеджио — 378,5 часа, УП.02.Слушание музыки — 98 часов, УП.03.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) — 181,5 часа.
При реализации программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 2073,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Музыкальное исполнительство: УП.01.Специальность и чтение с листа — 691 час, УП.02.Ансамбль — 198 часов, УП.03.Концертмейстерский класс — 49 часов, УП.04.Хоровой класс — 345,5 часа;
ОП.02.Теория и история музыки: Сольфеджио — 428 часов, Слушание музыки — 98 часов, Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) — 231 час, Элементарная теория музыки — 33 часа.
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части ОП, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные предметы вариативной части определяются ОУ самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.
При формировании ОУ вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников.
При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
4.3. Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях ОУ).
V. Требования к условиям реализации программы «Фортепиано»
5.1. Требования к условиям реализации программы «Фортепиано» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы «Фортепиано» с целью достижения планируемых результатов освоения данной ОП.
5.2. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ОУ должно создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:
выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;
организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;
эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
построения содержания программы «Фортепиано» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации;
эффективного управления ОУ.
5.3. Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе — 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе — 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.
5.4.С первого по девятый классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
5.5. Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).
5.6. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и приступившие к освоению ОП со второго по седьмой классы включительно, имеют право на освоение программы «Фортепиано» по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы (восьмой и девятый) поступление обучающихся не предусмотрено.
5.7. ОУ должно обеспечивать реализацию учебного предмета «Хоровой класс» на базе учебного хора. Хоровые учебные коллективы могут подразделяться на младший хор, хоры средних и старших классов, сводный хор. Хоровые учебные коллективы должны участвовать в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.
5.8. Программа «Фортепиано» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
5.9. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской деятельности ОУ.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
5.10. Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в объеме 158 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 184 часов при реализации ОП с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
5.11. Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются ОУ самостоятельно на основании настоящих ФГТ. ОУ разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями настоящих ФГТ, соответствовать целям и задачам программы «Фортепиано» и её учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому учебному предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ОУ на основании настоящих ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
3) Музыкальная литература.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования к выпускным экзаменам определяются ОУ самостоятельно. ОУ разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с настоящими ФГТ.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
знание профессиональной терминологии, фортепианного репертуара, в том числе ансамблевого;
достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;
умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения;
наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
5.12. Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы «Фортепиано». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история музыки» обеспечивается каждый обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
5.13. Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 30 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели — реализация аудиторных занятий, 2-3 недели — проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Педагогические работники ОУ должны осуществлять творческую и методическую работу.
ОУ должно создать условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими ОП в области музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Фортепиано», использования передовых педагогических технологий.
5.14. Финансовые условия реализации программы «Фортепиано» должны обеспечивать ОУ исполнение настоящих ФГТ.
При реализации программы «Фортепиано» необходимо планировать работу концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности:
по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по данному учебному предмету не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени;
по учебным предметам «Концертмейстерский класс» и «Ансамбль» — от 60 до 100 процентов аудиторного учебного времени;
при введении в вариативную часть ОП учебного предмета «Ритмика» — до 100 процентов аудиторного учебного времени.
5.15. Материально-технические условия реализации программы «Фортепиано» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими ФГТ.
Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы «Фортепиано» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием,
помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал),
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий,
учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специализированным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа», оснащаются роялями или пианино.
В случае реализации ОУ в вариативной части учебного предмета «Ритмика» учебная аудитория оснащается фортепиано, звукотехнической аппаратурой, соответствующим напольным покрытием.
В случае реализации ОУ в вариативной части учебного предмета «Музыкальная информатика» учебная аудитория оборудуется персональными компьютерами, MIDI-клавиатурами и соответствующим программным обеспечением.
Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 6 кв.м., для реализации учебных предметов «Ансамбль», «Концертмейстерский класс» — не менее 12 кв.м.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», «Элементарная теория музыки», оснащаются фортепиано или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
В ОУ создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. ОУ обеспечивает выступления учебных хоровых коллективов в сценических костюмах.
Источник