Фидбэк гитары что это

Фидбек – причины возникновения и методы борьбы

Фидбек – причины возникновения и методы борьбы

Все, кто когда-либо работал с живым звуком или же был просто слушателем на живом концерте, могут подтвердить, насколько это неприятная штука фидбек. Мало того, кроме крайне неприятных ощущений как у исполнителей, так и у фэнов, фидбек может серьезно повредить аудио оборудование, и даже стать причиной необратимого вреда для слуховой системы человека, особенно когда речь идет о системах персонального мониторинга и использовании наушников, которые становятся все более и более популярными в сфере работы с живым звуком.

В этой статье мы взглянем на это явление поближе и рассмотрим несколько способов избежать или хотя бы по возможности снизить вероятность его возникновения. Но прежде нам нужно дать этому явлению четкое определение и уяснить причины его возникновения.

Фидбек (обратная связь) – акустический эффект возникающий в слышимом спектре вследствие циклического усиления сигнала в аудио тракте, который выражается в нарастающем звуковом давлении на резонирующей частоте и происходит по следующему сценарию:

Как можно увидеть на графике, в процессе возникновения фидбека учавствует не один элемент, а сразу несколько, на которые мы в свою очередь можем тем или иным образом повлиять.Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Акустические системы и фидбек

Как источники звука на площадке, кроме конечно самих инструментов и исполнителей, акустические системы являются одной из ключевых причин возникновения фидбека. Особенно это касается сценических мониторов, с помощью которых артисты могут корректно слышать сами себя и другие важные для них инструменты.

Расположение

Рассположив акустические системы таким образом, чтобы излучаемый ими акустический сигнал имел минимальные шансы попасть в зону повышенной чувствительности микрофона (об этом чуть позже), вы сможете уберечь себя и других от возникновения фидбека. Особенно сценические мониторы, в силу необходимости расположения на сцене и направления их акустической энергии внутрь сцены, а не наружу, становятся часто основными источниками проблем, связанных с фидбеком. Поэтому применение персональнах систем мониторинга (наушники) может существенно сократить шансы возникновения фидбека

Уровень

Уровень громкости (SPL) акустических систем прямым образом связан с возникновением обратной связи. Чем больше акустическое давление, тем больше вероятность того, что это может окончиться болезненым ощущением, которого мы так старались избежать. Поэтому разумный уровнь звукового давления в системе может не только помочь вам в борьбе с возникновением фидбека, но и получить признание благодарных слушателей за то, что вы пощадили их уши.

Направленность

Более узкая направленность характеристики излучения акустических систем, также может помочь сохранить высокий уровень акустического давления и уберечь, разумеется до определенного предела, от возникновения обратной связи.

Микрофоны и фидбек

Микрофон, как это видно из схемы выше, принимает непосрдественное участие в возникновение фидбека. Но речь идет конечно не о самом микрофоне, а о различных его характеристиках, влияющих на его поведение.

Направленность

Применение микрофонов с узкой характеристикой направленности понижает риск попадания акустического сигнала, излучаемого АС в зону чувствительности микрофона. Кроме того, это также поможет вам максимально изолировать жалаемый источник и оставить без внимания нежелательные, что может сослужить вам службу и сделать ваш микс более чистым и прозрачным. Чаще всего на сцене применяют микрофоны с кардиоидной и гиперкардиоидной характеристикой направленности. Более подробно об этом вы можете прочесть в статье, посвященной этой теме. Здесь нужно отметить, что даже микрофон с узкой направленостью можно легко превратить в омнинаправленный, охватив его капсулу ладонью, что по никому непонятной причине безумно любят делать многие исполнители. Такие действия часто заканчиваются возникновением фидбека, несмотря на то, что вы приняли все меры предосторожности. Поэтому, если во время настройки системы вы замечаете такое поведение за исполнителем, то можете вежливо объяснить ему проблематичность его действий.

Уровень усиления и чувствительность

Черезвычайно высокий уровень усиления также может привести к возникновению фидбека. Если вы замечаете, что регулятор предусилителя находится уже в последней трети своего диапазона, а вы все еще не можете получить здоровый уровень сигнала, то либо расположите микрофон ближе к источнику звука, либо используйте микрофон с более высокой чувствительностью. В принципе, при работе с живым звуком, микрофоны предпочитают распологать в непосредственной близости от источника звука, чтобы получить аудио сигнал с максимально высоким соотношением сигнал-шум. Исключение, само собой разумеется, представляют атмосферные микрофоны, целью которых является попытка запечатлить и передать общую звуковую картину.

Также при выборе микрофонов не стоит забывать о принципе их действия (конденсаторный, динамический, ленточный), так как это также может оказать влияние на их чувствительность. В общем и целом можно сказать, что конденсаторные микрофоны более чувствительны, чем динамические.

Количество открытых микрофонов на сцене

Конечно, каждый звукорежиссер хочет иметь максимальное количество источников звука, чтобы иметь возможность выбора и тем самым обеспечить себе не только желаемую гибкость, но и повысить шансы на успех в аварийных ситуациях, если главный микрофон источника неожиданно выйдет из строя. Однако, кроме ограничений, накладываемых используемым оборудованием (количество входных каналов микшера, количество имеющихся в наличии микрофонов), стоит также задуматься и о том, что чем больше вы имеете активных микрофонов на сцене, тем больше вероятность того, что один из них станет причиной обратной связи. Поэтому старайтесь использовать ровно столько микрофонов, сколько вам необходимо для обеспечения качетвенного результата. Кроме снижения шансов заработать фидбек, это также поможет вам получить более чистый звук, с минимальным количеством звуковой грязи и мусора со сцены.

Помещение и фидбек

Акустические свойства помещения также играют важную роль в образовании обратной связи. Чем больше в помещении рефлективных поверхностей, отражающих звук и направляющих акустическую энергию обратно в направлении сцены и микрофонов, тем выше вероятность возникновения фидбека. К сожалению, повлиять на характеристики помещения у звукоинженера возможности нет, хотя в этом направлении и предпринимаются некоторые попытки, например одной из ведущих на рынке оборудования для живого звука компаний Meyer Sound с ее передовым решением Constellation System. Хотя это скорее призвано изменять общее время затухания звука в помещении, а не решать проблемы рефлективных поверхностей. Более подробно об этом вы сможете прочесть в скором будущем в статье, специально посвященной этой теме.

Прозвон мониторов (ringing out)

Как мы говорили в самом начале, явление обратной связи возникает на резонирующих частотах, которые зависят от различных характеристик как оборудования, так и помещения. Выявив заранеее эти частоты и ослабив их амплитуду в общем спектре, можно добиться более высокого уровня звукового давления и (или) степени усиления микрофонного сигнала без опасности возникновения обратной связи. Для этого производят так называемый прозвон мониторов, который опытные звукорежиссеры выполняют пологаясь на свой слух и опыт, а менее опытные с помощью таких технических средств как спектральный анализатор. При этом тут следует не перестараться, так как черезвычайно активное вмешательство в частотный спектр может сильно повлиять на звучание мониторов.

Заключение

Проблемы обратной связи могут запросто испортить самое лучшее шоу! Поэтому следует приложить все усилия, чтобы избежать возможность возникновения этого неприятного эффекта. Как мы увидели выше, для этого можно предпринять ряд мер, которые могут существенно вам в этом помочь. Конечно, несмотря на все меры предосторожности и тонкой настройки всей системы, во время самого шоу все же может возникнуть ситуация, когда вам понадобится быстрая реакция для устранения все-таки возникшего фидбека. Правда все чаще и чаще для этого применяются автоматизированные системы подавления, которые более или менее успешно справляются со своей задачей. Однако чем больше внимания вы уделите подготовке, тем меньше неожидонностей и сюрпизов будет возникать у вас во время самого шоу — будь то концерт, пресс-конференция или демонстрация.

Если вы находите данную статью информативной и, возможно, интересной для ваших друзей или коллег, то автор будет рад, если вы ею с ними поделитесь или порекомендуете. Вашим комментариям или мыслям на тему я также буду рад.

Если вы не желаете пропустить следующую статью, обзор нового оборудования и другие новости с портала YourSoundPath и хотите быть своевременно о них уведомлены, то рекомендую подписаться на почтовую рассылку с помощью формуляра ниже.

Источник

Фидбэк

Фидбэк

Одна из самых больших проблем состоит в том, что-то, что звучит хорошо для вас одного, не работает так же хорошо в группе. Например, большое количество перегруза может упростить для вас игру быстрых шред-ликов во время ежедневной репетиции в своей спальне, но если вы используете те же настройки на выступлении, тогда есть реальная опасность, что никто не сможет услышать, что именно вы играете. Дисторшн добавляет шум в ваш звук, а когда у вас за спиной стоит целая группа, то этот шум порой может мешать разобрать какую , собственно, ноту вы играете. Уменьшение уровня перегруза может потребовать от вас более аккуратной игры, но на эту жертву стоит пойти, если это поможет вашей музыке в целом звучать лучше.

Pete Townshend, Jimi Hendrix, Joe Satriani

Кроме вышеописанного, тех, кто использует много перегруза, поджидает ещё один неприятный сюрприз: высокий уровень громкости увеличивает риск фидбэка. Конечно, фидбэк это не всегда плохо – Пит Таунсенд и Джими Хендрикс были первооткрывателями использования контролируемого фидбэка, как музыкального эффекта, а многие современные гитаристы, как Джо Сатриани, создали множество отличных вещей с его использованием – но в данном случае я имею в виду фидбэк, который заставляет вашу гитару вопить, когда вы её об этом не просили. Когда вы выкручиваете ручку на 11, малейший раздражитель может заставить вашу гитару сорваться в пронзительный вой, поэтому те, кто привык играть громко и с большим перегрузом, должны помнить маленькие хитрости: устанавливать ручку громкости на гитаре на ноль когда не играешь, сохранять дистанцию с усилителем и, конечно, очень аккуратно приглушать струны, которые не должны звучать. Если вы можете поклясться, что всё это делаете, но у вас всё равно есть проблемы с фидбэком, то, наверное, пора уже признать, что вы используете просто нереальное количество перегруза.

ТИПЫ ПЕРЕГРУЗА

Ламповые усилители очень ценятся за искажения в оконечном усилителе – чем больше вы нагружаете ламповый усилок, тем сильнее он «поёт» – именно так было создано большинство классических звучаний рок гитары, которые мы знаем и любим. Конечно, Даймбэг Даррэлл из Pantera получает фантастический звук из транзисторного (не лампового) стека Randall, но это скорее исключение, чем норма. Большинство рок-гитаристов предпочитают играть через ламповые усилители, а большинство успешных транзисторных разработок всё равно включают функцию эмуляции ламповой схемы (откровенно говоря, если вам нужен чистый, резкий звук на высоком уровне громкости, то вы скорее предпочтёте транзисторный усилитель; впрочем, пусть ваши уши сами примут решение).

Как известно, нормальный усилок звучит лучше всего, когда работает на полную, поэтому имеет смысл использовать усилитель, который при выкручивании на максимум звучит на нужном вам уровне громкости. Если вы купите Адский Усилитель и у вас не будет удобного случая играть на подобающих настройках, то это будет всё равно, что ездить на Ferrari по пробкам. Бывает масса ситуаций, в которых не плохо бы иметь относительно маломощный ламповый усилитель – например, выступая с группой, вы обнаружите, что звукооператор яростно отвергает идею «сделать гитару на сцене громче» (его можно понять – работа у него состоит в том, чтобы получить отдельный сигнал для каждого инструмента, а звучание стены Marshall’ов на полной громкости будет воздействовать на каждый микрофон, стоящий на сцене). Что касается студии, то я только напомню вам, что в ранних вещах Led Zeppelin Джимми Пейдж использовал слабенький усилитель Fender Supro для записи отнюдь «не слабеньких» гитарных партий…

Источник

Урок №17 FEEDBACK и другие приколы

Здесь я расскажу вам все, что знаю сам о различных странных звуках и шумах, которые можно извлечь из обычной на вид гитары. Вы, наверное, не раз слышали в песнях Nirvana и многих других групп звуки вроде скрипяще-звенящий звук – называется feedback.

Возникает этот прикол, если играть на большой громкости или слишком близко к усилителю, или даже если просто оставить включенную гитару в непосредственной близости от усилителя. Переводится feedback как “обратная связь”, вообще это радиотехнический термин. Есть какое-то научное объяснение этому чуду, что-то вроде того, что звукосниматели начинают вибрировать, посылают сигнал к колонке усилителя, та посылает его обратно и так бесконечно. В общем, это не так важно, важно, что результат этого явления стал своего рода визитной карточкой альтернативной музыки.
(Между нами говоря, то что вы услышали был микрофонный feedback. Как ни странно, я не нашел подходящего гитарного на своих CD).
Есть два вида feedback: натуральный и искусственный. Натуральный получить проще простого, врубите звук на всю катушку, включите distortion и все. Через какое-то время вы услышите резкий звон. При перемещении гитары, тональность звона будет изменяться. С искусственным несколько сложнее. Есть несколько способов поймать feedback, первый из них и самый надежный для меня – это bend’ы. Сразу оговорюсь, что многое зависит от вашей гитары. На своей я легко ловлю feedback, сделав bend (не ударяя медиатором по струне) на десятом ладу третьей струны. Также безотказно работает и третий лад той же струны. Легче зацепить feedback, если стоять спиной к усилителю. Конечно громкость должна быть достаточно высокой и distortion должен быть включен, иначе ничего не получится. И прижимать струну нужно сильнее обычного.
Некоторые успешно используют двойной bend первых двух струн (E и B). Мне этот способ не подходит.
Второй способ – harmonics. Говорят, что можно словить feedback, если использовать harmonics высокой тональности на ладах 3, 4, 5 и 9. Попробуйте, может быть получится. Следующий метод заключается в том, что вы медиатором или пальцами стучите по грифу напротив напротив первого или второго лада. Если уровень distortion достаточно высок, то вы услышите грохочущий звук, который затем перейдет в скрипящий feedback. В целом это все, что я могу сказать по данному вопросу. Вообще feedback – это такая сволочь, когда не надо – появляется, когда надо – не дождешься и никакие советы тут не помогут. Лучше всего экспериментировать самому, как я уже сказал, многое зависит от вашей гитары, так что потратив немного времени, вы найдете
подходящий для вас способ.
Feedback – это не единственный способ разнообразить музыку. Также довольно часто применяются царапание медиатором по струнам (WAV, 75Kb). Попробуйте при хорошей громкости быстро провести ребром медиатора по 5-й и 6-й струнам. Попробуйте также иногда брать ноты и аккорды, ударяя медиатором по струнам непосредственно возле машинки. Это дает довольно интересный эффект. Кое-кто советует использовать рычаг, но лично я (и не только я один) нахожу эту штуку довольно бесполезной. Я свой рычаг даже не прикручиваю никогда, вибрацию можно получить и другими способами, а из-за него у меня постоянно расстраивается гитара.
Мои познания по извлечению необычных звуков и шумов довольно ограничены, так что лучшее, что я вам могу посоветовать – это самостоятельно изучать возможности своей гитары. Экспериментируйте со звуком, если обнаружите что-нибудь сногсшибательное, не пожалейте времени, сообщите об этом мне.

Источник

Оцените статью