- Фильд ноктюрны ноты для фортепиано
- Полдень, пастораль и рондо (ноктюрны), Джон Фильд
- Le Midi, Pastorale et Rondo [Deux Nocturnes], John Field
- Москва, Александр Ланг или К. Мейков, 1842—1850
- Ноктюрн-миньон, Юлиус Эггхард, редакция Франц Черни
- Nocturne mignon, Jules Egghard
- Москва, П. Юргенсон, 1901—1905
- Фонтан, ноктюрн, Адольф Гензельт, редакция Франц Черни
- La Fontaine, nocturne, A. Henselt
- Москва, П. Юргенсон, 1896—1901
- Ноктюрн на тему «Элегии» Эрнста, Шарль Фосс
- Elégie [nocturne], chant de [Heinrich] W. Ernst, transcrit pour le piano par Ch. Voss
- Москва, П. Юргенсон, 1872—1880
Фильд ноктюрны ноты для фортепиано
FIELD John / ФИЛД [ФИЛЬД] Джон
The Complete Nocturnes / Полное собрание ноктюрнов
Джон Филд (Фильд; англ. John Field; 26.VII.1782 [крещен 5.IX], Дублин – 23.I.1837, Москва) – ирландский пианист, композитор и педагог. Учился игре на фортепиано у композитора, клавесиниста и певца Т. Джордани в Дублине; домашние занятия Филда проходили под наблюдением отца (скрипача) и деда (органиста). Впервые публично выступил в 10-летнем возрасте в Дублине. С 1792 г. жил в Лондоне, служил т.н. демонстратором в магазине музыкальных инструментов Муцио Клементи, который до 1803 г. занимался с Филдом за его игру на инструментах фирмы Клементи для покупателей. Одновременно концертировал (1794-99). Получил известность после исполнения собственного фортепианного концерта (1799). Сопровождая Клементи в его концертных и коммерческих поездке в Европу, в 1802 г. много выступал в Париже (в печати особенно отмечалась тонкость его интерпретаций фуг И.С. Баха и Г.Ф. Генделя). Находясь в Вене, Филд брал уроки фортепианной игры у И. Альбрехтсбергера. В 1802 г. вместе с Клементи приехал в Петербург, где и поселился. Дебют Филда в Петербурге состоялся в 1804 г. в доме князя Голицына. Вскоре Филд завоевал славу лучшего петербургского пианиста и педагога. У него занимались многие любители и профессионалы; среди учеников – А.Н. Верстовский, А.Л. Гурилёв, А.И. Дюбюк, В.Ф. Одоевский, Ант. Контский, Ш. Майер; брал у него уроки и М.И. Глинка. К петербургскому периоду относится наиболее интенсивная концертная, педагогическая и композиторская деятельность Филда. В 1821-31 гг. работал в Москве. В 1832 г. гастролировал в Великобритании, Франции, Бельгии, Швейцарии, Италии, Австрии. Ж.Ф. Фетис (в статье, опубликованной в «Revue musicale») высоко оценил исполнение Филдом собственного фортепианного концерта, «полного очарования», отметив выразительность, точность и законченность его игры. Крупнейший представитель т.н. лондонской школы пианизма, Филд создал новое направление в исполнительском искусстве. Его современники и музыканты последующих поколений (Ф. Лист, Р. Шуман, М.А. Балакирев) считали Филда одним из первых представителей романтизма в музыкальном исполнительстве. Его игра отличалась проникновенным лиризмом и поэтичностью, певучестью, новаторским использованием педали (обусловленным новым фактурным изложением), блестяще развитой пальцевой техникой (М.И. Глинка писал, что пальцы Филда как бы сами падали на клавиши «подобно крупным каплям дождя и рассыпались жемчугом по бархату»). С исполнительским стилем Филда тесно связано его композиторское творчество. Филд был создателем нового жанра фортепианной музыки – ноктюрна. Уже первые ноктюрны (написаны и изданы в 1814) принесли Филду огромную известность (в течение нескольких десятилетий ноктюрны Филда, как и его фортепианные концерты, были любимыми произведениями русских музыкантов и публики). Популярны были также его сонаты и рондо.
Сочинения: для фп. – 7 концертов (с орк.), 4 сонаты, 18 ноктюрнов, фантазии, вариации на англ. и рус. («Камаринская») темы, полонезы; камерно-инстр. ансамбли — фп. квинтет, 2 дивертисмента для фп. и струнных; арии на рус. и англ. тексты, романсы.
1. Nocturne No. 1 in E flat major
2. Nocturne No. 2 in C minor
3. Nocturne No. 3 in A flat major
4. Nocturne No. 4 in A major
5. Nocturne No. 5 in B flat major
6. Nocturne No. 6 in F major
7. Nocturne No. 7 in C major
8. Nocturne No. 8 in A major
9. Nocturne No. 9 in E flat major
Длительность: 43 мин. 32 сек.
1. Nocturne No. 10 in E minor
2. Nocturne No. 11 in E flat major
3. Nocturne No. 12 in G major
4. Nocturne No. 13 in D minor
5. Nocturne No. 14 in C major
6. Nocturne No. 15 in C major
7. Nocturne No. 16 in F major
8. Nocturne No. 17 in E major
9. Nocturne No. 18 in E major
Длительность: 46 мин. 29 сек.
Míceál O’Rourke – piano
Запись: 27-28.VI.1988, St. Judes Church, Central Square, London
Источник
Полдень, пастораль и рондо (ноктюрны), Джон Фильд
Le Midi, Pastorale et Rondo [Deux Nocturnes], John Field
Москва, Александр Ланг или К. Мейков, 1842—1850
Антикварные ноты для фортепиано
Le Midi (Полдень), Джон Фильд (Филд), Pastorale et Rondo, [два ноктюрна № 8 и № 18], John Field
Москва, издатель Александр Ланг (или К. Мейков), выпуск между 1842 и 1850 годами.
Редкое, отпечатанное старинным способом (ручная гравировка на металлических пластинах) издание выпустил, вероятно, московский фортепианный фабрикант Александр Ланг, решивший опубликовать свою нотную коллекцию. Интересно, что на страницах нет номера типографской доски, — эта традиция появилась позже (в 1850-е годы); также отсутствуют какие-либо сведения об издательстве или типографии. Надпись на обложке гласит: «Избранные произведения для фортепиано из музыкального собрания Александра Ланга в Москве». Вполне может быть, что этот нотный выпуск предназначался в качестве подарка покупателю рояля или пианино марки «Alexandre Lang».
С другой стороны, внизу виден штамп музыкального магазина Мейкова, поставленный, очевидно, при продаже издания. Возможно, ноты были отпечатаны в какой-либо типографии по заказу К. Мейкова, только лишь приступившего к работе, так как указаны бывшие владельцы Ленгольд и Грессер.
Издание содержит два прекраснейших ноктюрна Фильда, представленных как одно произведение под названием Le Midi (фр. «полдень»). В качестве вступления с указанием Pastorale расположен текст ноктюрна № 8 ля мажор (с виртуозными видоизменениями); далее с указанием Rondo следует ноктюрн № 18 Midi ми мажор, также с добавлением украшений.
Такие «вольности» с авторским оригиналом были в ту эпоху в порядке вещей, — главной фигурой был исполнитель-интерпретатор, а отнюдь не автор. Кроме того, тексты-подлинники часто были недоступны, и эти ноты, возможно, представляют собой чью-то запись собственной интерпретации исполнения.
Интересно, что ноктюрн Фильда (какой именно — неизвестно) упоминает Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир»:
«— Эдуард Карлыч, сыграйте, пожалуйста, мой любимый Nocturne мосье Фильда, — сказал голос старой графини из гостиной.
Диммлер взял аккорд и, обратясь к Наташе, Николаю и Соне, сказал:
— Молодёжь так смирно сидит!
— Да, мы философствуем, — сказала Наташа, на минуту оглянувшись, и продолжала разговор. Разговор шёл теперь о сновидениях».
Источник
Ноктюрн-миньон, Юлиус Эггхард, редакция Франц Черни
Nocturne mignon, Jules Egghard
Москва, П. Юргенсон, 1901—1905
Старинные ноты для фортепиано
Ноктюрн миньон [Миленький, или Маленький ноктюрн], Юлиус Эггхард, опус 144 № 3, редакция Франца Черни
Москва, издатель Пётр Юргенсон (№25583, III №4), комиссионер Придворной певческой капеллы, Императорского русского музыкального общества и Консерватории в Москве, выпуск №4 (нетрудная степень III) из серии Классная библиотека — Собрание классических и новейших пьес для фортепиано, изданных под редакцией Ф. Черни, профессора Санкт-петербургской консерватории, одобрено Художественными советами Московской и С.-Петербургской консерваторий, выпуск 1901—1905 гг.
Австрийский граф Юлиус Хардегг (Julius Hardegg) — один из популярнейших авторов романтической эпохи — стал знаменитостью, исполнив в возрасте 17 лет в Веймаре «Вандерер-фантазию» Шуберта в обработке Листа для фортепиано с оркестром.
Сочиняя многочисленные салонные фортепианные пьесы, граф переставил буквы в своей фамилии Hardegg, таким образом придумав себе композиторский псевдоним: Egghard.
Ноктюрн Mignon №3 (фр. миленький) — изящная пьеса, ставшая очень популярной в России благодаря душевной трепетной мелодии. Кажется, музыка поразительно напоминает какой-то очень знакомый милый старинный русский романс.
Образцовая редакция знаменитого профессора Франца Черни, кроме всего прочего, замечательна тем, что применяет «запятые» для обозначения очень кратковременных пауз, не предусмотренных нотной записью автора. Следование этим запятым-паузам позволяет достичь эффекта «замирания сердца». Также необычно (для своего времени) то, что, вопреки традиции, ноктюрн начинается в соль-миноре, а завершается модуляциями в соль-мажор; это говорит о том, что г-н Хардегг был всё же более графом, нежели композитором.
Источник
Фонтан, ноктюрн, Адольф Гензельт, редакция Франц Черни
La Fontaine, nocturne, A. Henselt
Москва, П. Юргенсон, 1896—1901
Старинные ноты для фортепиано
Фонтан, ноктюрн, Адольф фон Гензельт, опус 6 № 1, редакция Франца Черни
Москва, издатель П. Юргенсон, пьеса № 106 (V-я степень, трудная) в серии Классная библиотека Ф. Черни, профессора С.-Петербургской консерватории, выпуск 1896—1901 гг.
Эту простую (на первый взгляд) пьесу можно считать своего рода эталоном романтического ноктюрна XIX века. Нежная мелодия «льётся ручейком» на фоне идиллического «журчания фонтанчиков».
В музыке нет ни чрезмерной слащавости, ни чрезмерной гениальности — всё гармонично и просто, ничего лишнего. С помощью почти сплошной педали и почти сплошного legato можно добиться непрерывного «фонтанного» потока звучания.
Адольф Львович Гензельт — русско-немецкий пианист, композитор, педагог — большую часть жизни провёл в Санкт-Петербурге, служа сначала пианистом при дворе императрицы Александры Федоровны (супруги Николая I), затем в качестве главного инспектора российских императорских учебных заведений для благородных девиц и профессора С.-Петербургской консерватории.
Источник
Ноктюрн на тему «Элегии» Эрнста, Шарль Фосс
Elégie [nocturne], chant de [Heinrich] W. Ernst, transcrit pour le piano par Ch. Voss
Москва, П. Юргенсон, 1872—1880
Старинные ноты для фортепиано
[Ноктюрн на тему] Элегии В. Эрнста, Шарль Фосс , опус 51 № 1
Москва, издатель Пётр Юргенсон (№ 869), пьеса из серии Compositions pour le piano de Ch. Voss — Сочинения для фортепиано Шарля Фосса, выпуск 1870-х гг.
Роскошно-помпезный замечательный ноктюрн со всеми «примочками» виртуозного фортепианного стиля середины XIX века написан на очень популярную (в своё время) тему трогательной «Элегии» знаменитого скрипача Генриха Вильгельма Эрнста (Heinrich Wilhelm Ernst). Эрнст — более молодой соперник великого Паганини — родился в Чехии, на территории тогдашней Австро-Венгрии. Будучи скрипачом-вундеркиндом, он довольно быстро стал европейской знаменитостью и конкурентом Николо Паганини.
Шарль Фосс (Charles Voss) — пианист-виртуоз немецкого происхождения — родился в Швеции, где до сих пор играют некоторые его так называемые шведские марши. Значительную часть жизни Фосс провёл в Париже, где стал мировой знаменитостью своего времени.
Нотная обложка интересна изображенными многочисленными наградами Юргенсона: медаль Московской политехнической выставки (1872), медаль Императорского общества любителей естествознания при Московском университете (1862), а также медаль какой-то выставки с портретом Франца Йозефа I — кайзера Австро-Венгрии.
Источник