Фильтр огибающей для бас гитары схема

Сделай сам

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Михаил Южаков
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 22 февраля 2019 г.

Р учка «Presence» на всяческих активных темброблоках и на некоторых комбиках – для чего она служит? Цитата из WikiSound:

«Присутствие (англ. presence) – среди регуляторов тембра многих усилителей есть так называемая ручка «присутствия» (англ. presence), вращение которой позволяет добиться впечатления, что звучащий инструмент находится в одной комнате со слушателем. На самом деле это не что иное, как регулируемый полосовой фильтр, срединная частота которого лежит где-то в диапазоне от 2 до 6 кГц. Регулятор «присутствия» в гитарном или басовом комбике может помочь сделать звук инструмента более ярким и заметным в миксе.»

Так как схемотехника этого эффекта освещена в доступных источниках, скажем так, не очень сильно, внесу свою лепту. Ниже приведён фрагмент схемы китайского басового комбика, отвечающий за Presence.

Имеем усилитель с регулируемым подъёмом АЧХ, начиная с какой-то частоты. Никаких регулируемых полосовых фильтров. По сути, очень похоже на регулируемый требл-бустер (педалька, поднимающая верхи). Ниже приведены расчетные характеристики по входному сигналу амплитудой 0.1В на разных положениях ручки, соответствующей сопротивлениям 10кОм (крайне левое положение ручки, синим цветом), 5кОм (жёлтая кривая), 1кОм (сиреневым цветом).

И эффект вполне работает: звук становится более чётким, читаемым. По такому случаю переработал эту схему в педаль. Её можно использовать для выделения какого-либо соло.

В схеме применены «сверхъяркие» светодиоды, начинающие светить при токе в микроамперы. Все конденсаторы керамические. Транзистор C3198GR можно заменить практически на любой для аудиоприменения с коэффициентом передачи по току начиная с 200 (чем больше, тем лучше). И наконец, потенциометр на 100кОм с обратной логарифмической характеристикой. Если таковой категорически отсутствует, можно с натяжкой заменить на линейный (но регулировка будет неравномерная).

Примочка собрана в корпусе G0124 (111х60х30 мм):

Пример звука. Вступление играется на обычном тембре, с 16-й секунды включается эффект:

Также педаль можно использовать и на гитаре; номиналы остаются прежними. Звук от слегка подчёркнутых верхов до «злого» с металлическим оттенком.

Источник

Три гитарных мода, которые нужно обязательно попробовать: 1. PTB Mode

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Нет равнозначных модификаций гитарной распайки. Некоторые из них почти незаметны и не меняют звук кардинально, а добавляют лишь какие-то оттенки, тогда как другие радикально меняют звук, открывая для гитариста новые творческие направления.

Взять хотя бы так называемые «винтажный» мод или распайка «а-ля 50е». Это там, где конденсатор припаивается к потенциометру громкости на среднюю ножку, а не, как обычно, на третью. Если судить по постам и топикам, посвященным этому моду, можно подумать, что это просто киллер-фича. Ну да, я пробовал этот мод, он достаточно прикольный, но на звук он влияет не очень сильно – просто меньше теряется яркость звука, если прибирать громкости на гитаре.

Это статья не про такие моды. Каждая модификация, описанная в этой статье, кардинально меняет звуки, которые можно получить от гитары и то, как эти звуки получаются.

Также мы подразумевает, что мало-мальски паять вы умеете. Если нет, то посмотрите обучающие видео на Youtube. Ну и мне не нужно напоминать вам про технику безопасности, да? (Ок, вот я и напомнил).

MOD #1 PTB Tone Control

Что это? Это вариация на тему двух-полосного частотного фильтра, которые в конце своей карьеры сделал Лео Фендер для своих гитар G&L. Тут задействуются два потенциометра тона: один, как обычно, режет высокие частоты, тогда как второй режет низкие. «PTB» расшифровывается, как «passive treble/bass» (пассивный фильтр высоких и низких частот).

Преимущества. Этот мод просто божья благодать для тех, кто ищет большего контроля за перегруженным звуком своей гитары, особенно, если она с хамбакерами. При игре на чистом изменения в звуке относительно малы. Но если поддать жару, то даже небольшой поворот ручки тона, отвечающий за бас, может добавить чистоты и ударности звуку, а также добавить вариаций к вашим кранчевым звукам.

Любой дельный примочкостроитель или гитарист, играющий на 7ми струнке в низких строях, вам скажет, что иногда лучший способ добавить мощи вашим низким звукам – это немного прибрать бас. Почему? Да потому что, именно низкие частоты в вашем сигнале непропорционально сильно искажаются в усилителе или эффектах. И если немного прибрать бас, то можно получить более чистый и сфокусированный звук. При экстремальных значениях фильтра можно получить острый, пронзительный звук похожий на усилители высоких из 60 (требл бустеры), неплохая штука, кстати. Если вы когда-либо боролись с пердящим хай-гейном в ваших усилителях, то вот вам лекарство от метеоризма.

Цена вопроса. В оригинальной схеме G&L используются потенциометры с нестандартным номиналом, но в этом проекте мы берем стандартные потенциометры на 500К, которые вы можете встретить в любой гитаре с хамбакерами. Поэтому все, что вам нужно, это провода, припой и несколько конденсаторов. На гитаре с тремя крутилками мы получим одну мастер-громкость и два мастер-тона, но придется пожертвовать индивидуальными регулировками громкости каждого звукоснимателя. На гитаре с четырьмя крутилками у нас останутся индивидуальные регулировки громкости, но индивидуальных регулировок тона мы лишимся.

Как это звучит. В примере Ex. 1a демонстрируется ручка тона, отвечающая за высокие частоты – тут ничего удивительного. В примере Ex. 1b демонстрируется басовая ручка тона. На чистом звуке, как на примере, почти ничего не заметно, если не прислушиваться к низким нотам. На примере Ex. 1c добавим винтажный германиевый Fuzz Face с максимальным значением гейна и громкости. Если ручку тона не трогать, то сигнал легко перегружает мой винтажный Fender brownface – типичный пердящий звук Fuzz Face. Прибирая бас ручкой тона на гитаре мы получает больше прозрачности и удара в звуке. Я использую только нэковый звукосниматель, меняется только значение поворота басовой ручки тона. Если слишком сильны зарезать бас, то в конце клипа звук становится жестким, если без микса. Но в микс команды он может вписаться идеально. В самом конце клипа, я вернул ручку тона в первоначальное положение, что было понятно, как сильно изменился звук. И это не незаметно.

Как это работает. На диграме 1а приведена оригинальная разводка Лео.

Сигнал со звукоснимателей или с переключателя звукоснимателей разведен на два потенциометра тона. Потенциометр на 500К и конденсатор на 0,022 мкФ дают обычный фильтр высоких частот. А вот потенциометр на 1М и конденсатор на 0,0022 мкФ дает нам фильтр низких частот. (Обратите внимание на числа после запятой в номиналах конденсаторов.) ФВЧ работает как обычно – отводит сигнал на землю. А вот ФНЧ не отводит сигнал на землю, конденсатор тут установлен на пути сигнала (параллельно потенциометру). И сигнал с выхода фильтра идет на потенциометр громкости (250К). Умно!

На Diagram 1b показана моя адаптация схемы для гитар с хамбакерами и тремя крутилками 500 КОмными крутилками.

Для наглядности земляные соединения показаны перевернутым треугольником. Как вы, наверно, знаете, все земляные соединения должны быть соединены друг с другом. (Тут будет удобно припаять земли от звукоснимателей к земле выходного джека. Землю от переключателя звукоснимателей и бриджа посадить на обратную сторону потенциометра громкости, оттуда пустить провод на землю потенциометра высоких. В обычной распайке все потенциометры должны быть заземляны, но тут не обязательно землить басовый потенциометр.)

На Diagram 1C показана адаптация этой схемы для гитар с четырьмя регулировочными потенциометрами, например, Les Paul. От предыдущей диаграммы различие только в том, что что тут потенциометры громкости стоят выше по течению сигнала перед трех-позиционными переключателем, чтобы обеспечить возможность раздельной регулировки громкости.

Делаем по шагам. Не обязательно делать все шаги именно в этом порядке – это просто один из примеров того, как можно.

Т.к. я абсолютно не имею понятия о том, как разведена ваша гитара, то я начал со новенького набора потенциометров. Моя демо-гитара – это Hamer 20th Anniversary. Переключатель звукоснимателей тут расположен прямо рядом с потенциометрами. (Фото 1а)

На фото 1б я развел землю, как описано выше, однако тут земля выходного джека соединена с обратной стороной потенциометра ВЧ. Белый провод с выхода переключателя звукоснимателей я подсоединил к 3ей ножек ВЧ потенциометра (Запомните: если смотреть на потенциометр снизу, и ножки при этом находятся тоже снизу, то 3-я ножка слева, 1-я – справа.) Обычно 3-ю ножку соединяют с потенциометром громкости, но тут сигнал сначала идет на басовый потенциометр.

На Фото 1c я добавил конденсатор ФВЧ между второй ножкой и землей ВЧ потенциометра. Я использовал номинал в 0,022 мкФ. Для большего выреза ВЧ можно брать большие номиналы, например 0,033 мкФ или 0,047 мкФ. Чем больше номинал, тем больше вырез.

На фото 1d я добавил нужные элементы для ФНЧ. Т.к. провода с выхода переключателя должны идти на оба потенциометра тона, то проложил провод от 3й ножки ВЧ потенциометра к 3й ноже басового. И добавил конденсатор номиналом 0,0015 мкФ между его 2й и 3й ножкой. Тут номинал конденсатора означает обратное: чем меньше номинал, тем больше вырез ВЧ. Если 0,0015 мкФ для вас слишком экстремально, то попробуйте взять 0,0022 мкФ. Я добавил провод от 2й ножки басового потенциометра к 3й ножке потенциометра громкости. Соединяем 2ю ножку потенциометра громкости с выходом джека, все.

Для гитар с четырьмя потенциометрами. Процедура аналогична. Отличие только одно. Т.к. потенциометры громкости стоят до переключателя, то ножку 2 басового потенциометра соединяем сразу с выходным джеком.

Потенциометры с перевернутой обратной логарифмической шкалой регулировки. Вся эта схема отлично работает и с обычными потенциометрами на 500К, но в оригинальной схеме G&L использовались потенциометры на 1М с перевернутой обратной логарифмической шкалой («C» в обозначении С1М обозначает перевернутую обратную логарифмическую шкалу). В стандартных потенциометрах с обратной логарифмической шкалой, эффект проявляется очень быстро в на краю диапазона потенциометра. А в потенциометре с перевернутой обратной логарифмической шкалой, кривая регулировки более пологая, что может дать более точную настройку. Тут проблема лишь в том, что практически невозможно найти C1M потенциометры в стандарте 24 мм. Можно взять найти версию в 16 мм, но она не подойдет для Лес Полов, т.к. штифт там должен быть длиннее. После различных экспериментов, я вернулся к стандартным потенциометрам на 500К,, т.к. если я пользуюсь этим модом, то мне нужно, чтобы низкие частоты уходили быстро.

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Эквализация бас гитары: типы эквалайзеров, частоты, рекомендации

Желание добиться нужного звука, такого, чтоб не терялся в миксе на записи, на репетиции или на сцене, не выбивался по громкости относительно других инструментов — естественно для каждого музыканта. Один из инструментов, которые помогают при этом является эквалайзер. Понимание основных принципов эквализации не только поможет улучшить ваш звук, но и в целом сделает вас более грамотным музыкантом.

EQ — это приспособление для настройки громкости выбранных частот, или, другими словами, изменения амплитудно-частотных характеристик (АЧХ). Эквалайзер используется в двух случаях:

  1. Когда нужно удалить из сигнала определенные, не нужные нам частоты
  2. Когда нужно усилить нужные частоты

Для того, чтобы вникнуть как работает эквалайзер, нужно понимать физику звука.

При извлечении звука, вибрирующая струна производит сложный диапазон колебаний на разных частотах. Нижние частоты — и обычно самые громкие — называют фундаментальными. Но сигнал, посланный в усилитель содержит в себе не только фундаментальные частоты. Вибрация струны включает в себя широкий спектр обертонов (гармоник), которые кратны основной фундаментальной частоте. Их еще можно представить в виде интервалов. Например, первый обертон звучит на октаву выше, чем фундаментальный тон, а следующий, на квинту выше предыдущего. Вся эта серия обертонов определяет тембр инструмента, и благодаря им мы можем отличить один инструмент от другого.

А если тембр зависит от силы обертонов относительно основного тона, то становится понятно, почему EQ настолько нужный для нас инструмент. Получая контроль над частотами, составляющими сигнал бас гитары мы можем полностью изменить характер звучания всего инструмента. Точность таких изменений будет зависеть от типа эквалайзера.

Типы эквалайзеров и их свойства

Чтобы понять, как мы можем воздействовать на АЧХ сигнала бас гитары, нужно понять как работают различные типы эквалайзеров, и чего от них стоит ожидать.

Lowpass и Highpass фильтры

Простейшим видом эквализации является применение фильтров, которые пропускают только частоты выше или ниже установленной частоты отсечки. В пассивных бас гитарах ручка тона (tone-control) является классическим lowpass фильтром. Крутя ручку против часовой стрелки мы уменьшаем количество высоких частот в сигнале.

Пример использования hipass фильтра можно встретить во многих аудио системах, динамики в которых не могут в полной мере воспроизводить низкие частоты. Удаляя из сигнала самые низкие частоты hi-pass фильтром можно улучшить звучание, устранив частоты не предназначенные для воспроизведения данным динамиком. Устройство, разделяющее аудио сигнал на 2 или 3 частотных диапазона с помощью таких фильтров, а затем направляющее каждый из них в соответствующие динамики, называется кроссовером.

Notch фильтры

Это узкополосный фильтр нацеленный на одну определенную частоту. Графический эквалайзер — это последовательность таких фильтров, контролируемых фэйдерами. В работе live или на студии такие фильтры призваны бороться с резонансными частотами и устранять feedback. В арсенале бас гитариста такие эквалайзеры можно встретить в форме педалей, например Boss GEB-7, mxr, Source Audio Programmable EQ и др, или на усилителях и комбиках.

Параметрический (Parametric) EQ

Наиболее гибкий тип эквалайзера для нужд бас гитариста — параметрический эквалайзер. Эффект его применения зависит от параметров (настроек), которыми пользователь может управлять. Этот тип эквалайзера в свою очередь делится на два подтипа: semi-parametric и full-parametric.

Разница между ними в том, что последний позволяет настраивать ширину полосы частот, на которые он будет воздействовать, а в первом типе этот параметр предустановлен производителем. С помощью любого параметрического EQ можно установить базовую частоту воздействия и количество усиления или ослабления этой частоты.

Группы частот, которые нужно знать

Весь звуковой диапазон, воспринимаемый человеком, можно разбить на условные группы и подгруппы. Это поможет абстрагироваться от конкретных цифр и мыслить подгруппами, а также поможет запоминать звучание каждой подгруппы и её влияние на звук. Стоит заметить, что это лишь один из вариантов деления на подгруппы, и все может изменяться от производителя к производителю.

Ex. 1 — Группы частот, которые нужно запомнить

  • Верха (highs) — все, что выше 3,5 кГц. Часто обозначаются как treble.
    • Яркость (brilliance или edge) — выше 6 кГц
    • Присутствие (presence) — от 3,5 кГц до 6 кГц
  • Середина (mids) — между 250 Гц и 3,5 кГц
    • Условно можно выделить высокую середину (high-mids) от 1,5 кГц до 3,5 кГц,
    • И нижнюю середину (low-mids) от 250 Гц до 500 Гц,
  • Низы (lows) — все что ниже 250 Гц
    • Бас (bass) — от 60 Гц до 250 Гц
    • Суб-бас (sub-bass) — до 60 Гц

На разных устройствах количество и диапазон ручек и фэйдеров может быть различным. В самом простом варианте предусилителя можно найти ручки Bass/Mids/Treble. В более дорогих моделях среднечастотный диапазон разбит на три подгруппы, как показано на рисунке (Ex. 1). Также вместо ручек может быть установлен графический эквалайзер. Частоты, указанные под фэйдерами, могут отличаться в зависимости от производителя, но все их можно также разбить на подгруппы в соответствии с Ex. 1.

Ex. 2 — Подгруппы частот на графическом EQ

Как видно, подгруппе средних частот отведено 5 фэйдеров из 8. Это означает, что средние частоты очень важны для формирования тембра и далее мы рассмотрим за что отвечает каждая из подгрупп.

Практические рекомендации

Итак, давайте поговорим, как бас гитарист может улучшить или ухудшить звук своего инструмента с помощью эквализации. Сам по себе любой инструмент может звучать отлично. Проблемы могут начаться, когда несколько инструментов звучат вместе и конфликтуют между собой в борьбе за какой-то участок частотного диапазона. Таким образом, один инструмент может перекрывать другой, пропадает читаемость и музыкант не слышит себя. Важно знать диапазон бас гитары и понимать с какими инструментами мы делим общее звуковое пространство.

  1. Изучите свой инструмент и все возможности настройки звука которые он предлагает. Первым делом, выучите, что делает каждая ручка, тумблер и т.п. на вашей бас гитаре, чтобы четко представлять за что отвечает каждая «крутилка». Потратьте время чтобы исследовать все возможные комбинации и найти те варианты звучания, которые вам нравятся.
  2. Пытайтесь понять, для какого стиля музыки может подойти звук, который вы только что накрутили. Рэгги, фанк, металл?
  3. Перед настройкой настройкой бас гитары на сцене или на реп точке обнулите эквалайзер на комбике установив все ручки в ноль. Это хорошая отправная точка для большинства ситуаций и многие профессионалы начинают настройку именно с этого шага.
  4. Помните, что эквалайзер лучше справляется с «удалением» частот, чем с их добавлением.
  5. Если вам не нравится как звучит бас когда вы играете сами, все может кардинально измениться, когда заиграют другие инструменты. Тембр инструмента, идеально звучащий в миксе, может показаться невзрачным вне его.

А для тех, кто дочитал до конца, я наконец-то расскажу как влияет каждая подгруппа частот на звук бас гитары.

  • Суб-бас ( 6 кГц) — срезайте эти частоты полностью если пытаетесь добиться «винтажного» звука, на подобии в записях Motown.

Чтобы научиться хорошо и быстро накручивать нужный вам звук при игре в группе или в одиночку вам нужно как можно больше в этом практиковаться. Всегда слушайте как звучит ваш инструмент и пытайтесь мысленно представить частоты, которые нужно подправить для получения того или иного звука. По возможности, пробуйте сразу вносить необходимые изменения в АЧХ и слушайте результат. Удачи!

Если статья вам понравилась, не забудьте оставить свой комментарий, а также делитесь этой статье в соц. сетях. Этим вы поможете узнать о сайте другим басистам.

Источник

Читайте также:  Аккорд 8 предохранитель освещения салона
Оцените статью