Fingerstyle аранжировки для гитары

Содержание
  1. Рецепт создания фингерстайл-аранжировки (13 практических рекомендаций)
  2. Рецепт создания фингерстайл-аранжировки (13 практических рекомендаций)
  3. Начнем с нескольких советов общего характера:
  4. Если у вас нет опыта в создании аранжировок — приготовьтесь, первое время будет тяжеловато!
  5. В начале пути не смотрите чужие аранжировки и не ориентируйтесь на них!
  6. Перед началом работы над аранжировкой, несколько раз внимательно послушайте оригинальную композицию.
  7. Сначала сделайте скелет произведения, потом уже добавляйте “фишки” и “нюансы”.
  8. Если мало опыта — начните с простых детских песен!
  9. Будьте готовы к EPIC FAIL
  10. Не пользуйтесь табами, до вас приготовленными нотами и аккордами.
  11. А теперь перейдем непосредственно к техническим моментам, посвященным созданию аранжировки:
  12. 8. Для начала подберите и сыграйте отдельно главную мелодию композиции.
  13. 9. Выделите аккорды гармонии на основе басов.
  14. 10.Программа “Transcribe” — друг аранжировщика!
  15. 11. Помните, что аккорды можно взять в разных позициях
  16. 12.Одну и ту же ноту можно сыграть по разному
  17. 13. Не бойтесь экспериментировать со строями гитары.
  18. Fingerstyle — что и как?
  19. Что такое fingerstyle?
  20. Посмотрим пару роликов игры в стиле Fingerstyle
  21. Бас партия
  22. Мелодия
  23. С чего начать изучение?
  24. Фингерстайл. Советы начинающим гитаристам
  25. Что такое «Табулатуры»
  26. Что такое «Каподастр» (англ. «capo»)
  27. Что такое Travis picking (Трэвис пиккинг), он же «boom-chick» (бум-чик)
  28. Фингерстайл на гитаре для новичков: с чего начать?

Рецепт создания фингерстайл-аранжировки (13 практических рекомендаций)

Рецепт создания фингерстайл-аранжировки (13 практических рекомендаций)

В этой статье я бы хотел сделать список из 13 практических рекомендаций, которые помогут вам в создании собственных фингерстайл-аранжировок.

Подчеркну, что здесь я буду писать именно о процессе создания аранжировки на какое-то произведение (в основном конечно речь идет о песнях).

Читайте также:  Она не знает пути ноты для фортепиано

Все, написанное ниже — это вещи, основанные на моем личном опыте.

Начнем с нескольких советов общего характера:

Если у вас нет опыта в создании аранжировок — приготовьтесь, первое время будет тяжеловато!

Надо понимать, что создание аранжировки — это отдельный навык, которые требует своего развития. Так же, как занятия по технике или гармонии. Поэтому не стоит ждать супер быстрых результатов, если вы должным образом никогда ранее не снимали чужие произведения и не занимались аранжировками.

В начале пути не смотрите чужие аранжировки и не ориентируйтесь на них!

Такой казалось бы странный совет. Но суть в том, что когда вам захочется сделать какую-либо гитарную аранжировку, то с большой долей вероятности, ее уже кто-то (таких “кто-то” может быть человек 100) сделал до вас на Youtube.

Поэтому, чтобы подойти к созданию аранжировки с чистым, неперегруженным сознанием, лучше откиньте все чужие аранжировки, чтобы не привязываться к чужим паттернам и идеям.

Также это позволит лучше развивать ваше собственное музыкальное чутье, слух и навык переноса того, что вы слышите на гитару.

Перед началом работы над аранжировкой, несколько раз внимательно послушайте оригинальную композицию.

Причем желательно послушать ее в разных исполнениях. У многих произведений есть разные версии ее исполнения: лайв, в акустике, исполненные разными вокалистами итд. Прослушивание этих композиций может дать вам более полный взгляд на произведение и стать основной для некоторых моментов аранжировки.

Не стоит думать, что этот совет противоречит предыдущему. В совете №2 речь шла уже о готовых гитарных аранжировках. А здесь мы говорим о разных вариантах исполнения произведения (например разными группами или вокалистами).

Допустим вы хотите сделать аранжировку на какой-нибудь джазовый стандарт. Например “Girl from Ipanema” — сейчас доступны просто сотни вариантов его исполнения, каждый из которых может дать что-то свое для вашей будущей аранжировки.

Прослушайте эти разные исполнения, пропитайтесь ими, прежде чем начать делать свое.

Сначала сделайте скелет произведения, потом уже добавляйте “фишки” и “нюансы”.

Не надо буксовать на каких-то нюансах, пока непонятна основа аранжировки. Лучше начните с базовых вещей типа: как вы видите куплет, а как припев, будет ли перкуссия в вашей аранжировке, если да, то какого типа итд.

Если мало опыта — начните с простых детских песен!

Если вы никогда ранее не занимались созданием аранжировок, то в качестве своеобразного тренажера могут выступить детские простые мелодии, типа: “В лесу родилась елочка”, “Кузнечик” итд.

Да, наверное это не так вдохновляет, как работа над каким-нибудь саундтреком к вашему любимому фильму. Но лучше начать с малого.

Сделайте пару аранжировок на простые композиции и потом постепенно усложняйте репертуар.

К тому же, простые, но готовые и законченные аранжировки простых песен придадут вам уверенности в своих силах и позволят потом взяться за более сложные вещи.

Будьте готовы к EPIC FAIL

Возможно, у вас не получится сделать аранжировку или подобрать аккорды с первого и даже со второго и третьего разов. И вы внезапно поймете, что аранжировать чужую композицию — это не такая простая задача.

Ментально будьте готовы к такому повороту событий, чтобы не забросить все это со словами “У меня нет слуха”, а продолжить заниматься и работать дальше. Результат обязательно будет, но не сразу.

Не пользуйтесь табами, до вас приготовленными нотами и аккордами.

Не ленитесь развивать свой слух! Табы нисколько не поспособствуют развитию этого навыка.

Исключением могут быть разве что ну совсем сложные моменты, которые никак у вас не получается снять. И то, даже в этой ситуации, я бы рекомендовал продолжать “снимать”, пока не получится.

А теперь перейдем непосредственно к техническим моментам, посвященным созданию аранжировки:

8. Для начала подберите и сыграйте отдельно главную мелодию композиции.

Не гонитесь делать весь трек сразу. Спойте, сыграйте и прочувствуйте мелодию. Как она движется ритмически? Каким настроением она обладает? Ответы на эти вопросы могут стать основой для аранжировки в целом, целесообразности использования перкуссии итд.

Если не получается разложить мелодию на нескольких струн, то подберите ее хотя бы на 1 струне для начала (как правило новичку это проще сделать).

9. Выделите аккорды гармонии на основе басов.

Тут поможет техника “тупой басист”. О ней Максим Ярушкин весьма подробно рассказал вот в этом видео.

Рекомендую ознакомиться — полезный и доступный материал.

10.Программа “Transcribe” — друг аранжировщика!

Если кто не в курсе, Transcribe — это программа, позволяющая замедлять произведение, менять его тон и еще она делает другие разные полезные штуки. Поэтому Transcribe прямо показан для работы над аранжировкой.

Только не злоупотребляйте им! Помните, что у предыдущего поколения музыкантов подобных штук не было и они как-то умудрялись снимать на слух. Чем мы хуже? Пытайтесь хотя бы самый простые мелодии снимать сразу на слух без каких-либо программ и интерфейсов.

11. Помните, что аккорды можно взять в разных позициях

Например всем известный До-мажор можно взять в открытой позиции, а можно с использованием баррэ на 8 ладу.

Не привязывайтесь к какой-то конкретной форме. Включайте фантазию и экспериментируйте по всему грифу

12.Одну и ту же ноту можно сыграть по разному

Например какие-то ноты можно взять на открытых струнах, к какой-то сделать слайд, а на другой вибрато.

13. Не бойтесь экспериментировать со строями гитары.

Например многие аранжировщики часто строят гитару так, чтобы на 6 струне была самая низкая нота в произведении. Например, если в произведении часто используется нота Ре, то можно опустить 6ую струну на тон вниз.

Или наоборот, повысить весь строй гитары за счет каподастра. Или использовать Каподастр-Паук, для того, чтобы сделать свой, удобный вам строй. О нем я кстати подробно рассказывал вот в этом видео.

Конечно же это далеко не все нюансы, но надеюсь эти рекомендации помогут вам в создании собственных аранжировок и послужат пищей для дальнейших размышлений.

Кстати, если есть еще какие-то идеи и мысли по поводу создания авторских аранжировок, обязательно напишите в комментариях.

Источник

Fingerstyle — что и как?

Не так давно появившийся стиль Fingerstyle стал все больше набирать популярность среди гитаристов.

Fingerstyle техника раскрывает в большей мере потенциал гитары, а большая насыщенность различных приемов заставляет думать слушателя, что звучит не один инструмент, а сразу несколько. Этот стиль один из самых сложных в освоении, но если вы новичок — не отчаивайтесь, терпение и усердие дадут свои результаты .

Что такое fingerstyle?

Fingerstyle (фингерстайл) — это пальцевая техника исполнения, причем большой палец как правило ведет бас партию, остальные пальцы играют мелодию, так же попутно рука выстукивает ритм — это перкуссионные приемы.

Посмотрим пару роликов игры в стиле Fingerstyle


Из видео видно, что правая рука играет бас партию и мелодию

Бас партия

Бас партия играется большим пальцем на трех верхних струнах (самых толстых).

Мелодия

Мелодия играется указательным, средним, безымянным пальцами на трех нижних струнах (тонких).

С чего начать изучение?

К сожалению самоучителей на русском, совсем мало по данному направлению, но все же несколько есть. Anthology of Fingerstyle Guitar — книга в полной мере раскрывает основные базовые элементы техники фингерстайл. С самого нуля: от постановки рук до сложных приемов.

Второй самоучитель Фингерпикинг — стиль легендарных музыкантов. составлен по принципу от простого к сложному, с интересными примерами и изложением материала.

Так как направление сложное, то попутно изучению необходимо постоянно заниматься под метроном.

Ищите и изучайте уроки по данному направлению.

Так же в этой технике применяются приемы, позаимствованные из классической гитары, приемы фламенко (особенно перкуссионные), поэтому имеет смысл изучать самоучители по классической гитаре и фламенко.

И самый эффективный способ добиться результата — это играть табулатуры различных произведений данного направления.

Источник

Фингерстайл. Советы начинающим гитаристам

Если вы знакомы с игрой на акустической гитаре и уже неплохо овладели «тремя блатными аккордами», то наверняка в какой-то момент вам захочется большего. Возможно, вы просто хотите играть круче, ну а скорее всего, вы услышали чье-то фантастическое исполнение на акустике «в стиле фингерстайл» (хотя это правильно называть техникой), когда играет один инструмент, а вы не верите своим глазам и ушам — ведь слышите несколько, и не представляете, как одна гитара способна выдавать такие объемные «полифонические» звуки. Если вы еще пока не совсем поняли, о чем идет речь, то вот, для примера, несколько моих аранжировок популярных мелодий для гитары на моем YouTube канале:

Доходит до того, что огромное число людей пишут под моими видео что слышат 2, 3, а иногда и больше гитар, называют обычную качественную домашнюю запись «студийной» и т.д. Посмотрите сами:

Такие комментарии появляются на моем канале каждую неделю. И они мне, с одной стороны, конечно, льстят, а с другой – удручают. Они показывают, что, к сожалению, обычный зритель, особенно среди русскоязычной аудитории, часто не осведомлён по этой теме. Поэтому отчасти, я пишу эту статью с надеждой, что по возможности больше людей узнают, что такое фингерстайл.

Если вами овладевает два полярных чувства: с одной стороны – жгучее желание научиться играть также, а с другой – «смогу ли я?», отвечаю — «Сможете!». Но придется конкретно попотеть. Я вот уже больше 20 лет потею) Конечно, технически — это очень сложно, но тем интереснее! На первых порах возможно вы даже будете думать, что эта техника никогда не поддастся вашим рукам. Не переживайте! Все дело в том, что вашим пальцам нужно время, чтобы научиться рассинхронизироваться, причем в довольно высоком темпе.

Попробуйте начать изучать эту технику с моего плейлиста «Школа фингерстайла». Самое интересное в нем, на мой взгляд, это соединение независимых мелодических линий. Ролики были сняты в уже далеком 2013-м году, но они не теряют своей актуальности:

Что такое «Табулатуры»

Это базовое обозначение для струнных инструментов, используемое во всех стилях музыки. Возможно кому-то покажется странным, что я счел нужным об этом упомянуть, говоря про фингерстайл. Но есть новички, которые не знают, как читать табы, да и что это такое вообще.
Угадайте мелодию:

Табулатуры или сокращенно табы – это схематическое отображение мелодии, гармонии и вообще всех звуков на гитаре. Представляет собой 6 линий (6 струн) на которых цифрами отмечены очередность и номер лада на грифе. Причем отображается все это так, чтобы было понятно на какой струне (первая линия сверху – это первая струна) и на каком ладу (цифра) необходимо извлечь звук. Технически табы проще понимать новичкам, особенно тем, кто не дружит с нотами. Так, если цифры выстроены в вертикальный ряд, то это будет означать аккорд. Единственный минус такого условного обозначения игры – отсутствие длительности нот. Но часто в нормальных источниках и в популярных гитарных журналах, например, Guitar World или Total Guitar, публикуют одновременно ноты, и под ними табы. Например:

По такому же принципу работаю и я, записывая все свои аранжировки в табы с нотным обозначением наверху, используя программу Guitar Pro.

На моем сайте вы найдете большой выбор фингерстайл табов с видео в моем исполнении. Заходи, выбирай и скачивай табы тут! Кстати, советую найти в сети и скачать программу Guitar Pro 6 или 7. С ее помощью вы услышите и одновременно увидите, как играются непонятные вам места в той или иной аранжировке.

Что такое «Каподастр» (англ. «capo»)

Это специальный зажим для струн, который устанавливается на один из ладов грифа. Знаком многим далеким от фингерстайла людей. Но если для обычного музыканта, как правило, вполне хватает вот такого варианта:

, то в фингерстайле частенько встречаются и вот такие:

В первом случае этот аксессуар одинаково влияет на тональность звучания всех струн, имитируя прием «баррэ». Часто помогает начинающим гитаристам в определенных случаях, и опытным музыкантам для повышения тональности. А вот второй вариант, так называемый «spider-capo», позволяет настроить любую струну как нужно исполнителю. Дело в том, что в фингерстайле часто встречаются нестандартные настройки гитары, и такая штука позволяет настроить каждую струну как угодно, зажав ее отдельно на каком-либо из ладов.

Иногда по ходу песни нужно быстро сделать модуляцию (изменение тональности), и в этих случаях идеально подходит вот такой вариант каподастра (glider guitar capo):

Система роликов позволяет гитаристу быстро передвинуть этот каподастр при смене тональности до необходимого лада по ходу исполнения не останавливаясь.

Что такое Travis picking (Трэвис пиккинг), он же «boom-chick» (бум-чик)

Это техника игры на гитаре, когда большой палец отвечает за исполнение басовой партии, а другие пальцы правой руки ведут мелодию на высоких нотах. Для остальных пальцев, за исключением большого, есть свои способы извлечения звука. Например, pinch, pluck или другие. Также для создания более гармоничных басовых звуков в фингерпикинге используют «глушение». Для этого необходимо слегка удерживать ребром правой руки басовые струны. На этом количество приемов в технике фингерстайл не ограничивается, но приведенные примеры — это база.

Чтобы услышать разницу звучания этих приемов, посмотрите мои бесплатные уроки по фингерстайлу по этой теме:

Фингерстайл на гитаре для новичков: с чего начать?

Следует изначально оговориться, что «фингерстайл с нуля» и «игра на гитаре с нуля» — это две разные вещи. Если вы ни разу в жизни не прикасались к гитаре, то обязательно нужно начать с хорошего препода. На первых порах необходимо правильно поставить руки. К тому же, чтобы приступить к занятиям игры на гитаре, новичку необходимо освоить базовые знания: длительность нот, размер, метр, тональность и т.д. Толковый преподаватель даст вам эти знания структурировано и в нужной последовательности. Если уж совсем нет возможности заниматься с педагогом, постарайтесь освоить эти знания сами, без них будет тяжело двигаться дальше. Советую ресурс http://7not.ru/ — там вы найдете всю необходимую базовую информацию по теории музыки. Несколько лет назад я также сделал серию вебинаров по теории музыки в свободном доступе: Вебинары

Если вы владеете английским, то советую обязательно посмотреть уроки для начинающих от Джастина Сандерко (Justin Sundercoe), это очень грамотный преподаватель и просто харизматичный, приятный дядька, вот его ютуб-канал: JustinSandercoe

Общие советы. Они банальны, но они работают:

  • Выбирайте качественные видеоуроки игры на гитаре. Когда вы видите и слышите, как воспроизводится звук, вам легче повторить движения.
  • Приступайте сначала к простым упражнениям. Отрабатывайте каждый новый элемент до автоматизма. Особенно это касается тех движений, когда большой палец правой руки действует автономно от остальных пальцев. В этом заключается большая доля успеха обучения фингерпикингу.
  • Начинайте с медленного проигрыша простых упражнений, повышайте темп только когда почувствуете уверенность в своей технике исполнения! Обязательно используйте метроном. Это первый друг музыканта в общем и гитариста в частности (хотя скорее всего, сначала это будет вашим главным врагом).
  • Поиграйте простые мелодии – произведения для начинающих. Например, детские песни. Их полно в сети. Старайтесь работать по фразам. Музыка – это язык. И он состоит из фраз или предложений, как и любой язык. Например, в песне «Happy birthday to you» первая же фраза так и будет звучать «hap-py birth-day to-you», затем идет пауза. Не спешите переходить к следующей фразе, пока не будет хорошо получаться предыдущая. Не спешите браться за сложные, многоголосные аранжировки.
  • Не забывайте про средства выразительности. И особенно – не забывайте про грув! Это понимание, которое приходит с опытом. Советую
  • Не опускайте руки, если прогресс идет слишком медленно – это нормально. Два шага вперед, один назад – это все-таки шаг вперед. Если почитаете биографии многих великих гитаристов, то обнаружите, что своей гениальности они достигли не врожденным талантом, а упорными многочасовыми тренировками. У вас все получится!

Сейчас внимательнее — я скажу одну очень важную вещь. Я, как и многие другие опытные преподаватели, убежден, что главная цель обучения — это научить вас правильно заниматься САМОСТОЯТЕЛЬНО. За многие годы работы я встречал лишь единицы самоучек, которые добились действительно больших успехов в музыке без помощи наставников. Я сам несколько лет занимался с разными преподами, прежде чем заняться самообучением. Подробнее об этом можно почитать тут.

Но часто мне пишут люди:

  • — давно играю на каком-то базовом уровне а-ля «бренчу три аккорда», но прогресса нет
  • — знаю много переборов и боев, но это не приносит больше никакого удовольствия, я в тупике
  • — надоело играть «Кузнечика» на одной струне
  • — играл в молодости нормально, но все подзабыл

Если вы узнали себя среди них, то можно говорить о возможности начать обучение фингерстайлу.

В фингерстайле можно получить огромное количество разных звучаний, тем и интересна эта техника. Реально ли получить целый оркестр, играя только лишь на одной гитаре – ДА! В моей Alex Mercy | Школе Фингерстайла я рассказываю об уникальных вещах в этом направлении. Добросовестно изучив этот материал у вас просто не будет шанса не овладеть фингерстайлом!

Источник

Оцените статью