Орган сегодня – это представитель прошлого. Он является неотъемлемой частью католического храма, его можно встретить в некоторых концертных залах и в филармонии. К семейству органов относится и фисгармония.
Фисгармония чем-то похожа на фортепиано, но нельзя путать эти два музыкальных инструмента, относящиеся к разным семействам. По давней традиции, инструмент изготавливается из дерева. Фисгармония имеет до 150 см в высоту и 130 см в ширину. Благодаря пяти октавам, на ней можно играть любую музыку и даже импровизировать. Инструмент входит в класс аэрофонов.
История фисгармонии берет свое начало с 19 века. Созданию музыкального инструмента поспособствовал целый ряд событий. Органных дел мастер чех Ф. Киршник, который в 1784 году проживал в Санкт-Петербурге, придумал новый способ извлечения звуков. Он изобрел механизм espressivo, с помощью которого звук можно было усилить или ослабить. Все зависело от того, на какую глубину нажимал клавишу исполнитель («двойной нажим»). Именно этот механизм В.Ф. Одоевский применил в 1849 году при изготовлении мини-органа «Себастианон».
В 1790 году в Варшаве учеником Киршника Ракницом, было внесено изменение в оркестрион Г.И. Фоглера (проскакивающие язычки), с которым тот гастролировал по многим странам мира. Устройство продолжило совершенствоваться, каждый раз вносилось что-то новое.
Прообраз фисгармонии — орган экспрессив создал Г.Ж. Гренье в 1810 году. В 1816 году, усовершенствованный инструмент был представлен немецким мастером И.Д. Бушманом, а в 1818 году венским мастером А.Хеклем. Именно А.Хекль назвал инструмент «фисгармонией». Позднее А.Ф. Дебеном была изготовлена фисгармония меньших размеров, по форме напоминавшая пианино.
В 1854 году французский мастер В.Мюстель презентовал фисгармонию, имеющую «двойную выразительность» («double expression») . Инструмент был с двумя мануалами, 6-20 регистрами, которые включались при помощи деревянных рычагов или нажатием кнопок. Клавиатура была поделена на две стороны (левую и правую). Внутри находились два действующих «набора» планок с регистрами. Начиная с 19 века, конструкция продолжила совершенствоваться. Сначала в инструмент ввели perkussion, с помощью которого можно было подавать четкую атаку звука, затем устройство prolongement, которое позволяло продлевать звук.
В 19-20 веке фисгармонию в основном использовали для домашнего музицирования. В это время «фисгармонию» часто называли «органом». Но, так ее называли только те, кто был далек от музыки, поскольку орган является духовым трубчатым инструментом, а фисгармония – язычковым.
С середины 20 века она становится все менее популярной. Сегодня фисгармоний изготавливается не так много, ее покупают только истинные поклонники. Инструмент и сейчас очень полезен для профессиональных органистов во время репетиций, разучивания новых композиций и для тренировки рук и ног. Фисгармония по праву занимает видное место в истории музыкальных инструментов.
Источник
Фисгармония
Впервые фисгармония была изготовлена в 1818 году в Вене музыкальным мастером Антоном Хёкелем. Изобретению фисгармонии предшествовал целый ряд подобных по конструкции музыкальных инструментов, сделанных многими мастерами в первой четверти XIX века. Например, Л. Мельцелем была изобретена пангармоника (1805), Габриэлем Жозефом Гренье — орган-экспрессив (1810), Иоганном Давидом Бушманном — элодикон (1814) и др. Первые фисгармонии имели весьма примитивное устройство, и лишь в начале 40-х годов, после усовершенствования парижским мастером Александром Франсуа Дёбэном, этот инструмент принял в основном свой современный вид.
Фисгармония французская второй половины XIX века
По форме фисгармония напоминает пианино уменьшенных размеров. Клавиатура — органного (фортепианного) типа. Внутренняя голосовая часть фисгармонии делится на две половины; поэтому и клавиатура как бы разделяется пополам: диапазон левой части — от до большой октавы до ми первой, диапазон правой — от фа первой октавы до до четвертой.
Диапазон клавиатуры фисгармонии
Обычно фисгармония располагает четырьмя наборами голосовых планок с проскакивающими язычками. Эти наборы разделяются на левый и правый полунабор. Они включаются и выключаются с помощью выдвижных рычагов-переключателей; расположенные слева действуют на левый полунабор, расположенные справа — на правый. Количество регистров-переключателей встречается самое различное: от двух до тридцати. Голоса фисгармонии (по аналогии с органом) называются 16′, 8′, 4′. Голоса шестнадцатифутового регистра (левые — «бурдон», правые — «кларнет») звучат на октаву ниже написанного. Две пары голосов восьмифутового регистра (левые — «фагот — гобой», правые — «английский рожок — флейта») звучат и пишутся в октавах их звучания. Голоса четырехфутового регистра (левые — «рожок», правые — «свистулька») звучат октавой выше написанного. Из всего этого следует, что пятиоктавная клавиатура фисгармонии может дать в действительности звуки в диапазоне семи октав (до контроктавы — до пятой октавы). Комбинируя наборы этих регистров, можно получать разнообразные тембровые окраски.
Раскладная портативная фисгармония
Фисгармонии существуют во многих разновидностях: одни обладают приятным, нежным звуком — звук других может быть резким и крикливым, но во всех случаях характерным является довольно монотонное, спокойное звучание. На фисгармонии хорошо звучит сопровождение в выдержанных гармониях, певучие мелодии, спокойно-сосредоточенная музыка. В небольших оркестрах этот инструмент обычно выполняет функции отсутствующих духовых инструментов или используется для исполнения гармонической основы произведения; используется также в репетициях с хорами и домашнем музицировании.
Внутреннее устройство фисгармоний несмотря на их различные конструкции принципиально одинаково. Фисгармония состоит из следующих основных частей: педалей, мехов, подающих воздух или отсасывающих его, амортизационного меха-камеры, выравнивающего подачу воздуха и делающего ее равномерной, ряда (или рядов) голосовых планок и воздушных каналов к ним, клапанов, клавиатуры (регистры и створки). Расположение этих деталей может быть несколько различным в зависимости от конструкции и размеров. Различие может быть еще и в способе подачи воздуха: нагнетание мехами (венская система) или всасывание его (американская система). Названия эти утвердились по местам большего распространения, хотя обе системы возникли в Европе.
В стационарных фисгармониях можно встретить и разного рода дополнительные приспособления: устройство к амортизаци онному меху, позволяющее осуществлять crescendo и diminuendo. Для более тонкого исполнения динамических оттенков стали применять системы створок (открывающихся и закрывающихся с помощью регистров, расположенных над клавиатурой) и рычагов, управляемых коленями исполнителя. Иногда можно встретить приспособления, (позволяющие задерживать звук после снятия пальца с клавиши; еще реже встречается механика (наподобие фортепианной), приводящая в действие крохотный молоточек, ударяющий по голосу в момент открывания клапана (для большей четкости возникновения звука).
Схема устройства фисгармонии (в разрезе): 1 — отверстия с клапанами для засасывания воздуха, 2 — мех, 3 — съемная стойка с внутренним каналом, 4 — кожаная трубка (внутри трубки — пружина, для того чтобы при расширении амортизационной камеры трубка не зажималась), 5 — пружины для сжатия амортизационной камеры, 6 — амортизационная камера (мех), 7 — распределительная камера (для подачи воздуха к голосовым планкам), 8 — голосовые планки, 9 — клавиша, 10 — пружина, прижимающая противоположный конец клавиши (с клавиатурным клапаном), 11 — регистр — рычаг, открывающий створку, 12 — створка (на схеме закрыта), 13 — клапан, закрывающий клавиатуру (на нем расположен пюпитр)
Фисгармонии производились не только в европейских странах, но и в странах Востока (например, Китае, Японии). В России тоже было несколько небольших фабрик и мастерских в Петербурге, Киеве, Москве, Бологом, производивших новые и ремонтировавших старые фисгармонии. Любопытно отметить, что на фисгармонной фабрике Д. А. Митропольского (Бологое), кроме обычных, производились серийно маленькие ручные фисгармонии — митрофоны, предназначавшиеся для работы с хором, а также оригинальные экспериментальные модели.
Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. — М., 1968.
Источник
фисгармония
фисгармония
англ. : тростниковый орган , фисгармония / франц. : фисгармония
Гармониум ( множественный вред о нянях [акцент на O ] или фисгармония) представляет собой клавишный инструмент , в котором звук по — разному длинных пробивных языков производятся , который обтекает воздух , чтобы вибрировать. Это делает фисгармонию одним из аэрофонов . Аналогичную систему генерации звука имеют z. Б. аккордеон или губная гармошка .
В отличие от труб органа , язычки фисгармонии производят более негармоничные обертоны , что приводит к менее чистому звучанию. Этот особенно старался, когда Saugwindharmonium через узкую Kanz Ellen влажно, в результате чего Saugwindharmonium издает мягкий, жужжащий, какой-то органный звук. Напротив, фисгармония давления ветра сильнее и острее по тону и тембру, что сопоставимо с хорошим аккордеоном.
содержание
Строительство и технологии
Грубое можно проводить различие между двумя системами для фисгармонии: французская система ( давление ветра фисгармонии ) и американской системой ( всасывания ветров фисгармонии ).
В обеих системах вентилятор с ножками приводится в действие путем попеременного нажатия двух соседних так называемых третчемелей (также: накачивания педалей ).
Во французской системе табурет приводит в действие сильфоны, сильфоны черпака , которые накачивают аккумулятор давления, ветровой накопитель либо напрямую, либо через канал . Ветрозащитный кожух (сильфон магазина) соединен с ветрозащитным кожухом — герметичным деревянным ящиком, верхняя крышка которого образует язычок , в отверстиях которого расположены язычки, прикрепленные к металлическим пластинам. Игровые клапаны или звуковые клапаны закрывают отверстия в язычковой доске и механически связаны с кнопками, указанными в руководстве, с помощью которых их можно открывать. Из-за избыточного давления, создаваемого в ветровом ящике, воздух выходит наружу, проходит языки и заставляет их вибрировать, что создает звук. Сильфоны магазина могут быть отключены регистром (выражением), так что игрок может напрямую влиять на громкость звука ( крещендо / декрещендо ) через мехи .
Американская система работает в направлении , противоположном: с помощью мехов, воздух откачивают из ветра журнала и ветра груди, т.е. генерируется отрицательное давление. Если вы сейчас откроете звуковой клапан, воздух войдет внутрь и заставит языки вибрировать.
И во французской, и в американской системе язычки закреплены свободно качаясь в металлическом каркасе. В то время как во французской системе к пластине может быть прикреплен целый ряд языков, в американской системе языки находятся в отдельных камерах. Такая конструкция облегчает чистку язычков, которые склонны собирать пыль в системе всасывания воздуха. Только американская система, которую легче производить, зарекомендовала себя во всем мире и в количественном отношении: в Германии также большинство гармоний, созданных с конца 19 века, были духовыми инструментами с отсасыванием.
Особую роль играет искусственная фисгармония . Для этих инструментов в основном использовались напорные ветряные системы в Германии и Франции. Кунстармониум отвечает высоким художественным требованиям. Для этого инструмента сочинил среди прочего. Сезар Франк , Зигфрид Карг-Элерт , Макс Регер , Август Рейнхард . Именно Карг-Элерт ввел термин « гармонист» для виртуозов на фисгармонии в своей школе фисгармонии, op.99 .
регистр
У каждой клавиши может быть один или несколько язычков, что может привести к различным возможным тембрам . Как и в случае с органом, стопы можно рисовать по отдельности или вместе, а также доступны инструменты для игры, такие как октавные соединители .
Регистры располагаются от 32 ‘до 2’. 32 ‘(введенный Mustel под названием Baryton ) встречается только как тройной регистр. На некоторых инструментах, клавитуры которых начинаются с F, 16′-регистры не повторяются в самой низкой октаве (как в случае с большинством инструментов), а расширяются до F 32′-регистра (Mason & Hamlin , Орган Листа, F-Scale, Estey, Philharmonic, Cornish & Co., модель Corniscean, Karn, 6-октавные модели, Kotykiewicz, концертная фисгармония No. 20). Некоторые педальные фисгармонии имеют регистр педалей 32 ‘(Mason & Hamlin Style 1200, инструменты Джона Холта и Бальтазара Флоренции). 2 ‘в основном повторяется в верхней октаве, лишь изредка она полностью раскрывается (например, легендарная «лесная флейта» Маннборга). В инструментах, подверженных влиянию движения органа и разработанных как заменитель органа, есть также регистры аликвот ( 1 1 ⁄ 3 ′, 2 2 ⁄ 3 ′) или их смеси.
Обозначения
В английском языке всасывающая ветровая фисгармония (то есть фисгармония «американской системы») обычно называется «тростниковым органом» (также «насосным органом» или «салонным органом»), в то время как название «фисгармония» на английском языке обычно означает (ветер гармонии давления, которые редко встречаются в английском языке области. Во Франции и Германии для обеих систем используется название «фисгармония».
Существуют отдельные названия для гармоний с особыми свойствами, например, чистая фисгармония с двумя руководствами или ортотонофоний с 72 или 53 нотами на октаву.
строительство
Фисгармония состоит из следующих основных компонентов: корпуса , выполняющего роль несущего элемента, музыкального механизма и вентилятора . В принципе, все гармонии построены по одной схеме: устойчивая опорная плита расположена вертикально в середине корпуса. Сверху установлен люфт, а над ним — регистратор. Сильфон расположены ниже опорной плиты.
Опорная пластина для игрового механизма. Видны отверстия в сильфоне
Собран механизм с клавиатурой. Под клавишами видны войлочные заслонки, позволяющие регистрировать (выбор звука).
Конструкция с игровым механизмом и устройством регистрации
история
Предшественники и происхождение
В 1780 году Кристиан Готлиб Кратценштейн был первым европейцем, который разработал звучные тростниковые дудки , вероятно, основанные на китайских моделях. До 1800 года были изготовлены первые клавишные инструменты, такие как пианофорты и органы , в которых использовались такие язычки. После 1786 года аббат Фоглер восстановил многие органы за свой счет, начиная с Петербурга, Мюнхена, Парижа, Вены, Праги и десятков других городов. В 1796 году он впервые исполнил свой переделанный переносной орган, который назвал Orchestrion , в Стокгольме. Санкт — Петербург орган строителя Kirschnigk встроенного «свободно вибрирующая трубу» (т.е. пробитого камыш) в фортепьяно органа (сочетание фортепиано и орган) около 1788. Фоглер призвал всех строителей органов внедрять инновации. Вероятно, источником вдохновения был также шэн , который тогда играл в Санкт-Петербурге художник по имени Иоганн Вильде.
Однако непосредственными предшественниками фисгармонии являются инструменты, называемые Эолайн и Физгармоника . Оба были инструментами с двумя совковыми педалями, клавиатурой с диапазоном от четырех до пяти октав и обычно только одним рядом проникающих язычков. Aeoline был разработан около 1810 Бернхарда Эшенбахом вместе со своим двоюродным братом Иоганн Каспар Schlimbach , которые были вдохновлены еврей арфой. В то же время, примерно в 1810 году, французский органостроитель Габриэль Жозеф Гренье (1756–1837) создал свой orgue expressif . Термин «выразительный» (= выразительный) намекает на тот факт, что на громкость этого инструмента может влиять ветер.
В США органостроитель Эбенезер Гудрич построил первый подобный фисгармонии инструмент с прямым язычком после 1812 года, вдохновленный контактами с Иоганном Непомуком Мельцелем .
«В июне 1811 года в Бостон был доставлен диковинный инструмент под названием« Пан-гармоникон ». Его изобрел Maelzel, чье имя обычно связано с метрономом. Уильям Гудрич был нанят для создания и показа Пан-гармоникона в Нью-Йорке и других городах. Он […] путешествовал с инструментом с сентября 1811 года по июнь 1812 года ».
«В июне 1811 года в Бостон привезли странный инструмент под названием Пан-Гармоникон. Его изобретателем был Мельзель, который обычно ассоциируется с метрономом. Он поручил Уильяму Гудричу создать пангармоник и продемонстрировать его в Нью-Йорке и других городах. Он [. ] путешествовал с инструментом с сентября 1811 года по июнь 1812 года ».
Physharmonika была запатентована Антоном Хеклем в Вене в 1821 году .
Соотечественник Грении, важный французский органостроитель Аристид Кавай-Колль (1811–1899) создал примерно в 1833 году инструмент, похожий на фисгармонию для использования в камерной музыке, так называемый «Poikilorgue» (от древнегреческого. Ποικίλος (poikílos)) , разнообразный, разнообразный «, название означает столько же, сколько» орган с разнообразными динамическими возможностями «). Все основные черты современной фисгармонии наконец-то объединены в одном инструменте, который французский органостроитель Александр-Франсуа Дебен (1809–1877) запатентовал под названием фисгармонии в 1842 году, и это имя появляется впервые.
Фисгармония Дебена была духовым инструментом, который доминировал в пейзаже фисгармонии до 1870-х годов. Более простая система всасывающего ветра была изобретена в 1836 году строителем берлинской Physharmonica Кристианом Фридрихом Людвигом Бушманном , но поначалу не смогла утвердиться в Европе. В США развитие системы всасывающего ветра продвигалось с 1860-х годов; Джеймс Кахарт считается изобретателем всасывающего сильфона. Американская компания Mason & Hamlin представила свой первый всасывающий духовой инструмент в 1861 году и выиграла с таким инструментом первый приз на Всемирной выставке в Париже в 1867 году . Это положило начало всемирному триумфу гармонии всасывающего ветра.
Примерно с 1860 года также производятся одно- и двухручные гармонии с педалями органа, которые называются педальнойфисгармонией (также: органной фисгармонией ). В основном они использовались в качестве замены органа в священных местах или в качестве инструмента для домашней практики для органистов. Позже (после 1900 г.), с победным развитием электроснабжения, эти педальные гармонии, в частности, получили электрические вентиляторы, так как трудно управлять педальным табуретом ногами и одновременно нажимать на педаль органа; в свою очередь, однако, возможность нюансировать давление ветра по скорости наступления на табурет больше не была доступна.
Период цветения и загробный мир
Фисгармония процветала к концу 19-го и началу 20-го века, когда она была обнаружена как своего рода домашний орган и домашний инструмент среднего класса среднего класса, как замена органам в небольших церквях , а также как настоящий концертный инструмент. « Салонные оркестры » тоже регулярно использовали фисгармонию. Иногда (около 1900 года) в западном мире продавалось вдвое больше гармоний, чем пианино.
Фисгармония также играла роль в религиозных собраниях (например, в пиетизме ), потому что она приближалась к звуку органа, но была дешевле и могла быть установлена в небольших помещениях. В некоторых пиетистских группах пение религиозных песен в сопровождении фисгармонии стало почти обычным явлением, что привело к появлению уничижительного в шутку термина «Аллилуйя насос». В Германии фисгармония также в основном использовалась в небольших церквях или часовнях обоих христианских конфессий, когда не хватало места и / или финансовых средств для органа.
Для использования в полевых условиях во время Первой мировой войны были созданы маленькие, прочные и, прежде всего, легкие военные гармоники.
Всего немецкими компаниями, занимающимися изготовлением фисгармоний, было выпущено более полумиллиона инструментов. Самыми известными немецкими производителями фисгармонии были следующие компании (отсортированные по дате основания): Pianofortefabrik Schiedmayer в Штутгарте , основанная в 1853 году, также производила множество гармоний до 1950-х годов; Филипп Трайзер в Штутгарте, основан в 1853 году, распущен в 1906 году; Компания Ernst Hinkel в Ульме , основанная в 1880 году, производила фисгармонию примерно до 1975 года; Компания Theodor Man Borg в Лейпциге основана в 1889 году, в 1961 году компания Lindholm объединилась; Компания Hörügel в Лейпциге, основанная в 1893 году, истекла в 1952 году; Компания Magnus Hofberg в Борне , основанная в 1894 году, в 1930 году захвачена компанией Lindholm ; Компания Olof Lindholm в Борне, основанная в 1894 году, производство фисгармонии набрано в 1990 году, но все еще занимается ремонтом гармоний; Bongardt компания в Вуппертале , основано в 1897 году, дочерняя компания Bongardt & Herfurth в Виэ основано в 1920 году, растворенная в 1991 году В Австрии, Теофил Kotykiewicz в компании была расположена в Вене , которая производила ветровые давления инструментов без исключения.
Возрождение фисгармонии, рожденное необходимостью, произошло сразу после Второй мировой войны , когда из-за разрушенных церквей большое количество конгрегаций прибегло к фисгармонии, чтобы обеспечить музыкальное сопровождение совместного пения. Большую часть времени фисгармонию считали лишь импровизацией, и ее при первой возможности заменили «настоящим» органом.
В середине 1950-х годов производители гармоник Hohner и Koestler начали включать небольшие варианты электрифицированной фисгармонии под такими названиями, как Organetta или Harmophon, в свои продуктовые линейки; В ГДР аналогичные инструменты производились в Клингентале под названием «Harmona» до 1970-х годов .
С появлением электронной генерации звука и, самое позднее, с распространением электронных органов, фисгармония в значительной степени вытеснилась из музыкальной жизни. В первую очередь, безусловно, способствовали более разнообразные звуковые возможности электронных инструментов. Если вы посмотрите на причины самой фисгармонии, можно подумать о часто относительно громком шуме, который возникает, когда на вентилятор наступают, и звук изношенных и неопрятных гармоний не является рекламой инструмента. Другая причина заключается в том, что глубоким язычкам в диапазоне низких частот требуется относительно долгое время, чтобы прижиться, и поэтому их отклик немного задерживается. Этот недостаток был противопоставить ветра давления гармоний тем, что так называемый «ударный регистр» часто установленные, что делает их звук именно с маленькими молоточками, которые поражают язык (с всасыванием ветров гармоний, однако, установки регистров ударных было слишком много времени).
Из-за их широкого использования и большого количества произведений, произведенных в то время, гармонии все еще можно часто найти на антикварном рынке . Однако, поскольку сегодня это не особо популярные инструменты, они обычно не имеют большой коммерческой ценности, тем более что профессиональная реставрация поврежденных или даже просто изношенных деталей обычно требует много времени и, следовательно, дорого. Тем не менее, многие инструменты имеют тщательно продуманные корпуса в стиле историзма или модерна , так что они очень декоративны.
Фисгармония использовалась лишь эпизодически в популярной музыке 20-го века. Наиболее интенсивно он использовался немецким певцом Нико , основным инструментом которого была фисгармония, но он также используется более молодыми группами, такими как Kaizers Orchestra . Кроме того, фисгармония пережила определенный ренессанс на рубеже тысячелетий, по крайней мере, среди знатоков.
Фисгармония в Индии
Фисгармонии ( называется бахом или Пети в зависимости от региона ) стала неотъемлемой частью из индийской музыки сегодня. Первоначально его привезли в Индию английские миссионеры, которые использовали его в качестве замены органа по всей стране. Отсюда и название «миссионерский орган». Модель Александра Дебена с оператором стопы 1842 года первоначально распространялась в основном миссионерами в Индии. В 1875 году производитель инструментов Дварканатх Гхош из Калькутты разработал фисгармонию с ручным управлением, которая больше соответствовала потребностям Индии, и ею управлял музыкант, сидящий на полу. В последующие десятилетия европейская фисгармония постепенно исчезла с индийского рынка, и фисгармония Дварканатха стала стандартной моделью для Индии. К 1913 году Индия стала крупнейшим производителем гармоний в мире. В принципе, индийская фисгармония представляет собой половину аккордеона , мех которого управляется одной рукой, а свободная рука играет мелодию. Простота использования не только сделала его популярным инструментом в народной и религиозной музыке всех религиозных общин Индии, но и дала ему постоянное место в качестве вокального аккомпанемента в определенных жанрах классической и полуклассической музыки Северной Индии, таких как khyal и thumri . Там фисгармония взяла на себя роль струнного саранги . И это несмотря на все возражения против фисгармонии: особенно в начале 20-го века, когда различия между индийской и западной музыкой считались непреодолимыми, фисгармония была одним из иностранных, то есть неиндийских инструментов. Второе возражение состоит в том, что фисгармония не может воспроизводить плавные переходы между промежуточными тонами. Игроки работают против этого ограничения, которое мешает правильному исполнению раг, игнорируя определенные ноты раганы и изящные декоративные украшения мелодии. Третье возражение, что фисгармония была неправильно настроена для индийской музыки, может быть в значительной степени опровергнуто путем внесения соответствующих корректировок.
Фисгармония в народной музыке
Фисгармония вряд ли зарекомендовала себя как инструмент для интерпретации традиционной музыки. В некоторых регионах Британских островов в XIX веке было принято сопровождать его народными мелодиями. В Швеции эта практика продолжается и по сей день, что даже вдохновляет некоторые современные фолк-группы включать ее в свои инструменты (например, Triakel ). В качестве инструмента для сопровождения скрипки в традиционной кельтской танцевальной музыке он до сих пор иногда используется в некоторых районах канадского атлантического побережья (остров Принца Эдуарда, традиционная музыка на острове Кейп-Бретон ). Он также начинает распространяться в музыке средневековой сцены , например, с группами Faun из Германии и Sandragon из Англии.