Fl studio сведение гитары

Как сводить в FL Studio профессионально.

Музыканты, диджеи, сиджеи, и те, кто только учатся писать музыку в домашних условиях, часто задают такой вопрос: «какие плагины я должен использовать при сведении» или «подскажи мне идеальный метод и цепочку плагинов для профессионального сведения, КАК СВОДИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО?». И я обычно говорю, что можно сделать профессиональное сведение при помощи всего ДВУХ плагинов, причем, они УЖЕ лежат у тебя в папке плагинов-эффектов! Сейчас много видео уроков и видео курсов по сведению – где видно как «учителя» вешают на слоты в микшере дорожки кучу невообразимо продвинутых плагинов и эффектов обработки, – которые может, и делают звук инструментов лучше, но сам микс целиком и процесс сведения — не всегда.

Если спуститься в корень сведения и заглянуть в суть самого сведения, то нам нужны всего три параметра звука, что бы получить в результате отличный микс на мастере, и это громкость, частота и динамика! Громкость мы регулируем при сведении в FL Studio или другом секвенсоре, за счет фейдера самой громкости дорожки на нашем микшере. И теперь частоты и динамика… Что это может быть. Я думаю, если вы свели самостоятельно хотя бы пару ваших треков на компьютере, то вы понимаете, про какие 2 плагина я поговорю в этой статье. Большинству понятно, что это эквалайзер и компрессор.

Читайте также:  Виноградная косточка ноты для синтезатора

И действительно, для того, что бы свести трек на профессиональном уровне, вам нужны только эти 2 плагина. Эквалайзер и компрессор. Я не заставляю вас отказаться и выкинуть все плагины пространственной и другой обработки звука, они важны, а иногда так же необходимы для хорошего сведения, но в самом корне, БЕЗ них вы можете обойтись и получиться профессионально сведенный трек в вашем секвенсоре, используя лишь эквалайзер и компрессор.

Но вопрос теперь стоит так – почему же Я, уже тысячу раз использовал эквалайзер и компрессор (причем, иногда не один на дорожке) ни разу не получал идеального сведения в FL Studio? Да, мне знакома эта цепочка EQ+Compressor и я ей много раз уже пользовался – где же мой идеальный микс? Конечно же, стоит уметь применять должным образом вот эту самую цепочку «эквалайзер + компрессор», так как именно вот в этом простом построении последовательности звуковой обработки и кроется понятие ХОРОШЕГО СВЕДЕНИЯ и фраза «такой-то инструмент хорошо сидит в миксе» — так же кроется в этом принципе. Плюс, мы помним про нашу громкость на микшере, так как это понятие должно выскакивать у вас в голове первым делом, когда вы слышите слова «сведение» или «микс»! Лично я, когда слышу слово «микс», то вижу перед собой Дейва Пенсадо, регулирующего фейдеры громкости на своей консоли в Pensado’s Place, и для меня эта картина выскакивает просто потому, что я часто учусь от него и всегда слежу за выпусками Pensado.

Дорожки вашего трека идеально сводятся на мастере, в том случае, когда все частотные составляющие этих дорожек по минимуму конфликтуют друг с другом, и все нужные частотные регионы каждой дорожки доходят до слушателя должным образом (+ без искажений и неприятных перегрузов) через общий микс, который в свою очередь несет в себе по большей части ВЕСЬ частотный диапазон. И как реализовать все это многоэтажное определение в действительности и в моем секвенсоре? Все достаточно просто! С помощью эквалайзера, поставленного ПЕРЕД компрессором на нашей дорожке микса, мы будет ВЫРЕЗАТЬ (а не прибавлять) частотные составляющие нашей дорожки, и с помощью компрессора мы будем поднимать уровень оставшихся частот до нужного уровня – параллельно УМЕНЬШАЯ динамический диапазон нашей составляющий микса.

Читайте также:  Ноты чайковского времена года осень

Узнаете? Да, это стандартный плагин обработки в вашей FL Studio — Parametric EQ2.

Я бы настоятельно рекомендовал использовать при сведении в FL Studio именно Parametric EQ2. Позже объясню почему.

Как вы, наверное, уже слышали – стоит первым делом срезать все не нужные нам частоты из начального спектра нашего инструмента и из его конечно спектра – Все правильно! Так и делаем, единственное, что хочется заметить и подчеркнуть – вырезайте действительно все НЕ НУЖНЫЕ частоты из начала и конца! Если ваш инструмент или составляющая микса начинает терять его основной спектр – частотный регион, на котором он более активен — возвращаемся назад. НАМ НЕ НУЖНО ТЕРЯТЬ рабочей частоты инструмента, так как она естественно нужна нам в миксе как никогда! Следите еще за тем, что вам нужно от инструмента! Например, в танцевальной музыке, от фортепиано, зачастую, требуется яркость и цвет в общий микс, а кинематографические саундтреки, в свою очередь, иногда хотят от фортепиано глубины и полноты звучания.

Следующий важный момент сведения это то, что каждый инструмент имеет свой частотный регион или область и нам следует по минимуму накладывать друг на друга инструменты, со схожими рабочими областями. А если это и требуется, выходы всегда есть: и это панорамирование или же, если требуется, то Sidechain компрессия – но, так как статья не про «методы решения частотных конфликтов у схожих инструментов» , а про главные инструменты профессионального сведения – сейчас у нас нет времени окунаться в это. Итак…

Это был первый момент с эквалайзером… Второй, ВАЖНЫЙ момент – удаляйте все пиковые частоты (те частоты и пики, на которых этот инструмент через чур активен), как правило такие регионы и пики есть, и бывает, что не по одной штуке на инструмент! И вырезайте, конечно же, исключительно узкими полосами, (помним золотое правило любого звукорежиссера: «при работе с эквалайзером мы вырезаем узкими полосами, добавляем (хотя я бы не советовал вообще при работе с эквалайзером «добавлять» амплитуды частотам) более широкими». И почему я не советую добавлять амплитуды частотам, хотя многие это делают и миксы получаются просто отличные… Представьте себе аналогию со скульптором; он берет целый блок камня и уже из целого блока этого камня вырезает скульптуру с фигурой и всеми мелочами, которые он хочет, и ни чего не добавляет сам! Этому принципу МЫ должны следовать и при сведении \ обработке трека. Так как уже после эквалайзера мы ставим в нашу цепь компрессор, который уже из всего вырезанного нами спектра, подчеркивает и увеличивает ВСЕ, что мы хотели оставить и донести до слушателя, от отдельно взятой дорожки микса или инструмента. И как найти эти активные пики и регионы? Изобразите вот что:

Сделайте нужную полосу вашего эквалайзера достаточно узкой и пробегитесь по всему частотному диапазону каждого инструмента или семпла – от слишком активных пик и регионов ваши ужи немного заболят (не переборщите с этим – не нужно, чтобы после сессии сведения у нас шла кровь из ушей)). Там, где вы найдете излишние зашкалы и давление – это нужные вам пики для понижения и выреза!

И вот что получилось у меня (в этом случае обрабатывался рояль засэмплированный на плеере KONTAKT) и здесь я вырезал кроме крайних, не присущих роялю регионов, только ОДИН регион частот (подчеркну в моем случае ОДИН):

Можете сказать «зачем ты вырезал так много низких частот – это же РОЯЛЬ! Там — самая глубина у инструмента!» Помните, я говорил выше – знайте, что вам нужно от инструмента! В моем случае пишется не живая композиция – а более танцевальный трек, где я хотел от рояля передать только его реалистичность, мягкость и яркость в мой микс.

Итак, в данном случае только один вырез – и тот случается на определенной ноте, КОТОРАЯ в прописанной партии звучит чаще остальных. Здесь важный момент! Если ваши инструменты (это не одиночные семплы) имеют широкие нотные, игровые диапазоны, будут ноты, у каждого или почти каждого инструмента, которые проявляют себя активнее остальных, и среди них будут через чур активные – их мы и хотим немного успокоить (у них естественно есть свой пиковый регион, и почему я советую использовать при сведении в FL STUDIO именно Parametric EQ2 – так как он показывает нам наглядно, как на блюдичке, что, где и когда активно и на сколько активно). И не забываем про регионы излишней активности инструментов или семплов, как таковых.

Все что осталось в наших частотных диапазонах отдельных дорожек микса теперь передается компрессору на каждой дорожке на дальнейшую обработку. И здесь ваш выбор!

Вы можете использовать встроенный во Fruity Limiter однополосный компрессор, что может быть самым подходящим орудием в вашей ситуации!

Или же использовать (если ситуация требует этого и нужна разная компрессия для разных частотных областей) встроенный многополосный компрессор Fruity Multiband Compressor.

И если уж ситуация совсем тяжкая и нужна тяжелая артиллерия — глубокая компрессия и не только, то возьмите Maximus (подробный видео обзор которого, я сделал в этом видео ЗДЕСЬ, с примерами обработки и сведения).

Но чем бы вы не уменьшали динамический диапазон и не доводили общий уровень, помните, что, скорее всего вам хватит и стандартного однополостного компрессора а FL Studio. Здесь, наша задача на компрессоре, стоит в том, что бы сравнять (сгладить) излишние громкости \ пики дорожки (инструмента) и поднять менее слышимые регионы до требуемого уровня. И помните результат после эквалайзера – мы автоматически поднимаем нужные нам вещи (частоты). А если вы слышите в результате вашей работы над дорожкой, какие то зашкалы и излишнее давление после проделанной работы с эквалайзером – или вы переборщили с компрессией (помним в компрессии тоже есть законы и принципы как ни где в другой области обработки – без фанатизма) или же возвращайтесь именно к эквалайзеру и ищите эти пики, значит, они есть в вашем инструменте! …Если же вы в корне не понимаете принцип работы компрессора и вы — полный новичок в этом деле – это тема для другой статьи и совершенно другой разговор, который стоит назвать ОСНОВЫ РАБОТЫ С КОМПРЕССОРОМ!

Вот как с помощью двух простых и стандартных инструментов, плюс базового метода выреза ненужных и поднятия нужных частот, можно добиться хороших профессиональных результатов. После этого вы — свободны, пользоваться пространственной обработкой – или чем-то еще, что есть в вашем супер-мега арсенале звукорежиссера. Стоит помнить главное — всегда делайте результат лучше прежнего, а не усугубляйте положение и звучание вашего трека, если обрабатываете какими-то дополнительными эффектами – то сравнивайте результат до и после этого эффекта, при помощи простой кнопки (функции Bypass) на вашем слоте микшера. А если ваш микс звучит в результате не так плотно и аккуратно, как вы хотели — возможны проблемы с изначальным уровнем громкости ваших инструментов и дорожек, здесь я могу посоветовать применить при сведении способ «воронки» или «сведение на минимальных уровнях», об этом я ранее рассказал очень плотно вот в ЭТОЙ статье.

Вот и все что я хотел вам донести по поводу этих важных моментов любого профессионального сведения как в FL Studio, так и в любом другом секвенсоре. Главное что бы вы поняли основной принцип и этот главный принцип сведения начал приносить вам отличные результаты, если же вы хотите узнать про этот принцип сведения электронной музыки со всеми его подробностями и ухищрениями, то советую ознакомиться с нашим полным обучающим видео курсом по этой теме «Профессиональное сведение электронной музыки до результата», где данный метод затрагивался не раз и во всех деталях на практике, ПРИОБРЕСТИ КУРС И УЗНАТЬ ВСЕ ПОДРОБНОСТИ можно ЗДЕСЬ.

Подписывайтесь на нашу рассылку статей и исключительно ценных видео материалов, так как именно здесь — на блоге, происходят все интересные вещи и появляются ценные материалы. До скорых встреч в следующих видео-уроках и статьях, на этом у меня все!

Источник

Сведение и мастеринг в FL Studio

Да, это будет готовая музыка или полноценная песня, но ее качество будет далеким от студийного идеала. Она может звучать вполне правильно с музыкальной точки зрения, но до того, что мы с вами привыкли слышать на радио и по ТВ ей точно будет далеко. Именно для этого нужны сведение и мастеринг — те этапы обработки музыкальной композиции, без которых не добиться студийного, профессионального качества звучания.

В этой статье мы расскажем о том, как выполнить сведение и мастеринг в FL Studio, но прежде, чем приступить к этому непростому процессу, давайте разберемся с тем, что значит каждый из этих терминов.

Сведение или, как его еще называют, микширование — это этап создания из отдельных треков (созданных или записанных музыкальных фрагментов) целостной, законченной музыкальной композиции, готовой фонограммы. Этот трудоемкий процесс заключается в отборе, а порою и в реставрации треков (фрагментов), записанных или созданных изначально, которые тщательно редактируются, обрабатываются всевозможными эффектами и фильтрами. Только проделав все это можно получить законченный проект.

Стоит понимать, что сведение — это такой же творческий процесс, как и создание музыки, все тех треков и музыкальных фрагментов, которые в результате собираются в единое целое.

Мастеринг — это финальная обработка музыкальной композиции, полученной в результате сведения. Заключительный этап включает в себя частотную, динамическую и спектральную обработку итогового материала. Именно это и обеспечивает композиции комфортное, профессиональное звучание, которое мы с вами привыкли слышать на альбомах и синглах известных артистов.

При этом, мастеринг в профессиональном понимание, это целостная работа не над одной композицией, а над всем альбомом, каждый трек в котором должен звучать, как минимум, на одной и той же громкости. Сюда же добавляется стилистика, общая концепция и многое другое, что в нашем с вами случае не имеет значения. То, что мы рассмотрим в этой статье после сведения, правильно называть премастеринг, так как работать мы будем исключительно над одним треком.

Сведение в FL Studio

Для сведения музыкальных композиций в ФЛ Студио есть продвинутый микшер. Именно на его каналы необходимо направлять инструменты, причем, каждый конкретный инструмент на конкретный канал.

Важно: Чтобы добавить эффект в микшере, необходимо кликнуть на треугольничек возле одного из слотов (Slot) — Replace и выбрать желаемый эффект из списка.

Исключением могут быть лишь одинаковые или схожие инструменты. К примеру, у вас в треке использовано несколько бочек (kick) — их вполне можно отправить на один канал микшера, точно так же можно поступить и с «тарелками» (hats) или перкуссией, если их у вас несколько. Все остальные инструменты должны быть распределены строго по отдельным каналам. Собственно, это первое, что необходимо запомнить при сведение и это, благодаря чему звучанием каждого из инструментов можно будет управлять так, как вы сами пожелаете.

Как направить инструменты на каналы микшера?

За каждым из звуков и музыкальных инструментов в FL Studio, задействованных в композиции, закреплена дорожка паттерна. Если кликнуть по прямоугольнику, отвечающему за конкретный звук или инструмент с его настройками. В правом верхнем углу расположено окошко «Track», в котором и можно указать номер канала.

Чтобы вызвать микшер, если он скрыт, необходимо нажать кнопку F9 на клавиатуре. Для большего удобства, каждый канал в микшере можно назвать в соответствие с направленным на него инструментом и закрасить его в какой нибудь цвет, достаточно лишь нажать на активном канале F2.

Звуковая панорама

Музыкальные композиции создаются в стерео (конечно, современная музыка пишется и в формате 5.1, но мы рассматриваем именно двухканальный вариант), следовательно, у каждого инструмента есть (должен быть) свой канал. Основные инструменты всегда должны располагаться по центру, в числе таковых:

  • Ударные (kick, snare, clap);
  • Бас;
  • Лидирующая мелодия;
  • Вокальная партия.

Это наиболее важные компоненты любой музыкальной композиции, можно было бы назвать их основной, хотя по большей части это и есть вся композиция, остальное делается для разнообразия, придания треку объемности. и силы Именно второстепенные звуки можно распределять по каналам, левому и правому. В числе таковых инструментов:

  • Тарелки (hats);
  • Перкуссия;
  • Фоновые звуки, отголоски основной мелодии, всевозможные эффекты;
  • Бэк-вокал и другие так называемые усилители или наполнители вокальной партии.

Примечание: Возможности FL Studio позволяют направлять звуки не строго влево или вправо а отклонять их в сторону от центрального канала от 0 до 100%, в зависимости от необходимости и пожеланий автора.

Изменить звуковую панораму можно как на паттерне, поворачивая регулятор в нужном направление, так и на канале микшера, куда направлен этот инструмент. Категорически не рекомендовано делать это одновременно в обоих местах, так как это либо не даст результата либо попросту исказит звучание инструмента и его место в панораме.

Обработка ударных и баса

Первое, что следует усвоить, при сведение ударных (kick и snare и/или clap) — они должны звучать на одной громкости, и эта громкость должна быть максимальной, правда, не 100%. Обратите внимание на то, что 100-процентная громкость — это О дБ в микшере (как и во всей программе), а ударные должны немного не достигать этого пика, колеблясь в своей атаке (максимальной громкости конкретного звука) в пределах -4 дБ. Увидеть это можно в микшере на канале инструмента или с помощью плагина dBMeter, который можно добавить на соответствующий канал микшера.

Важно: Громкость ударных должна быть одинаковой исключительно на слух, на ваше субъективное восприятие звука. Показатели в программе при этом могут отличаться.

Партия бочки (kick) по большей части состоит с низко- и частично среднечастотного диапазона, поэтому с помощью одного из стандартных эквалайзеров ФЛ Студии, для большей эффективности, можно срезать у этого звука высокие частоты(свыше 5 000 Гц). Также, не лишним будет обрезать и глубокий низкочастотный диапазон (25-30 Гц), в котором kick попросту не звучит (это видно по цветовым колебаниям в окне эквалайзера).

Snare или Clap, наоборот, по своей природе не имеет низких частот, но для большей эффективности и лучшего качества звука, этот самый НЧ-диапазон (все, что ниже 135 Гц) необходимо срезать. Чтобы придать звучанию резкости и акцента можно немного поработать со средними и высокими частотами этих инструментов в эквалайзере, оставив только самый «сочный» диапазон.

Примечание: Значение «Гц» на эквалайзере для ударных субъективны, и применимы к конкретному примеру, в остальных случаях эти цифры могут отличаться, хоть и не на много, но ориентироваться при частотной обработке необходимо исключительно на слух.

Сайдчейн

Сайдчейн — это то, что необходимо сделать для приглушения баса в те моменты, когда звучит бочка. Мы с вами уже помним, что большая часть каждого из этих инструментов звучит в низкочастотном диапазоне, поэтому необходимо добиться того, чтобы бас, который априори более низкий, не подавлял наш kick.

Все, что для этого понадобится — это пара стандартных плагинов на каналах микшера, на которые направлены эти инструменты. В обоих случаях это эквалайзер и Fruity Limiter. В случае конкретно с нашей музыкальной композицией эквалайзер для бочки понадобилось настроить примерно следующим образом:

Важно: В зависимости от стиля композиции, сведением которой вы занимаетесь, обработка может отличаться, но, что касается kick, как уже было сказано выше, у него необходимо обрезать высокий частотный диапазон и глубокий низкий (все, что ниже 25-30 Гц), в которых он и так не звучит. А вот в том месте, где он наиболее слышим (заметно по визуальной шкале эквалайзера), ему можно немного придать силы, слегка прибавив частот в этом (50 — 19 Гц) дипазоне.

Настройки эквалайзера для баса должны выглядеть несколько иначе. У него необходимо обрезать немного меньше низких частот, а в том диапазоне, где мы немного приподняли бочку, бас, наоборот, необходимо немного приглушить.

А теперь переходим к настройкам Fruity Limiter. Открываем Лимитер, закрепленный за бочкой и, для начала, переключаем плагин в режим компрессии, нажав на надпись COMP. Теперь необходимо немного подкорректировать соотношение компрессии (ручка Ratio), подкрутив его до показателя 4:1.


Примечание:
Все цифровые показатели, отвечающие за параметры той или иной ручки (уровень громкости, панорама, эффекты), отображаются в левом верхнем углу FL Studio, непосредственно под пунктами меню. Чтобы ручка вращалась медленнее, необходимо держать зажатой клавишу Ctrl.

Теперь необходимо установить порог компрессии (ручка Thres), медленно поворачивая ее до значения -12 — -15 дБ. Чтобы компенсировать потерю громкости (а мы только что ее уменьшили), необходимо немного увеличить уровень входа звукового сигнала (Gain).

Fruity Limiter для линии баса необходимо настроить примерно так же, правда, показатель Thres можно сделать немного меньше, оставив его в пределах -15 — -20дБ.

Собственно, немного прокачав звучание баса и бочки, можно сделать столь необходимый для нас сайдчейн. Для этого нужно выбрать канал, за которым закреплен Kick (в нашем случае это 1) и кликнуть по каналу баса (5), в его нижней части, правой кнопкой мышки и выбрать пункт «Sidechain to This Track».

После этого необходимо вернуться к лимитеру и в окне сайдчейна выбрать канал бочки. Теперь нам остается просто подогнать уровень громкости баса под kick. Также, в окне лимитера для баса, которое так и называется Sidechain, необходимо указать канал микшера, на который вы направили свой kick.

Мы добились нужного эффекта — когда звучит атака kick-a, линия баса его не приглушает.

Обработка хэтов и перкуссии

Как уже было сказано выше, хэты и перкусию необходимо направить на разные каналы микшера, хотя обработка эффектами этих инструментов в целом похожа. Отдельно стоит отметить тот факт, что хэты бывают открытыми и закрытыми.

Основной частотный диапазон этих инструментов — высокий, и именно в нем они должны активно звучать в треке дабы просто быть слышимыми, но не выделяться и не забирать на себя внимание. Добавляем на каждый из их каналов эквалайзер, обрезаем низкий (ниже 100 Гц) и среднечастотный (100 — 400 Гц) диапазон, немного поднимая ВЧ.

Чтобы придать большей объемности хэтам, можно добавить немного реверба. Для этого нужно в микшере выбрать стандартный плагин — Fruity Reverb 2, и в его настройках выбрать стандартный пресет: «Large Hall».

Примечание: Если действие того или иного эффекта вам кажется слишком сильным, активным, но в целом он вас все же устраивает, можно просто покрутить ручку возле этого плагина в микшере. Именно она отвечает за «силу», с которой эффект действует на инструмент.

При необходимости, Reverb можно добавить и на перкуссию, но в данном случае лучше будет выбрать пресет «Small Hall».

Обработка музыкального наполнения

Музыкальное наполнение может быть разным, но в целом, это все те звуки, которые дополняют основную мелодию, придают всей музыкальной композиции объемности и разнообразия. Таковыми могут быть пэды (Pads), фоновые струнные и любой другой не слишком активный, не слишком резкий по своему звучанию музыкальный инструмент которым вы захотите наполнить и разнообразить свое творение.

По громкости музыкальное наполнение должно быть еле слышимым, то есть, услышать его можно только в том случае, если хорошо прислушаться. При этом, если данные звуки убрать, музыкальная композиция потеряет свои краски.

Теперь касательно эквализации дополнительных инструментов: если у вас их несколько, как мы уже неоднократно повторяли, каждый из них должен быть направлен на разные каналы микшера. У музыкального наполнения не должно быть низких частот, иначе бас и бочка будут искажаться. Используя эквалайзер, можно смело обрезать практически половину частотного диапазона (ниже 1000 Гц). Выглядеть это будет следующим образом:

Также, чтобы придать музыкальному наполнению силы, лучше будет немного приподнять на эквалайзере средние и высокие частоты примерно в том месте, где эти диапазоны пересекаются (4000 — 10 000 Гц):

Не лишним в работе с музыкальным наполнением будет панорамирование. Так, к примеру, Pads можно, даже нужно оставить по центру, а вот всевозможные дополнительные звуки, особенно, если играют они короткими фрагментами, можно сдвинуть по панораме влево или вправо. Если хэты сдвинуты влево, эти звуки можно сместить вправо.

Для лучшего качества звучания, придания звуку объема, можно добавить немного реверба на короткие фоновые звуки, наложив тот же эффект, что и на хэты — Large Hall.

Обработка основной мелодии

А теперь о главном — лидирующей мелодии. По громкости (на ваше субъективное восприятие, а не по показателям ФЛ Студии) она должна звучать так же громко, как и атака бочки. При этом, основная мелодия не должна конфликтовать не с высокочастотными инструментами (поэтому мы изначально понижали их громкость), не с низкочастотными. Если в лидирующей мелодии имеется НЧ-диапазон, его нужно урезать с помощью эквалайзера в том месте, где kick и бас звучат сильнее всего.

Можно также слегка (еле заметно) усилить тот частотный диапазон, в котором используемый инструмент наиболее активен.

В случаях, если главная мелодия слишком насыщенная и плотная, есть небольшая вероятность того, что она будет конфликтовать со Snare или Clap. В данном случае можно попробовать добавить эффект сайдчейна. Сделать это необходимо точно так же, как и с бочкой и басом. Добавляете на каждый канал по Fruity Limiter, настраиваете его так же, как настраивали на Kick и направляете сайдчейн с канала Snare на канал основной мелодии — теперь в этом месте она будет приглушаться.

Чтобы качественно прокачать лидирующую мелодию, можно также немного поработать над ней с ревербом, выбрав наиболее подходящий пресет. Small Hall вполне должен подойти — звук станет более активным, но при этом будет не чересчур объемным.

Вокальная партия

Для начала стоит отметить, что FL Studio — это не лучшее решение для работы с вокалом, как и для его сведения с готовой музыкальной композицией. Adobe Audition куда лучше подойдет для таких целей. Тем не менее, необходимый минимум обработки и улучшения вокала выполнить все же возможно.

Первое и самое важное — вокал должен находится строго по центру, причем, быть записанным в моно. Однако, есть и другой прием — продублировать дорожку с вокальной партией и распределить их по противоположным каналам стереопанорамы, то есть, одна дорожка будет находиться на 100% в левом канале, другая — на 100% в правом. Стоит отметить, что такой подход хорош не для всех музыкальных жанров.

Важно понимать, что запись вокальной партии, которую вы планируете сводить в ФЛ Студии с уже сведенным инструменталом должна быть идеально чистой и обработанной эффектами. Опять же, в данной программе недостаточно средств для обработки голоса и очистки аудиозаписи, а вот в Adobe Audition таковых хватает.

Все, что мы можем сделать в FL Studio с вокальной партией, дабы уж точно не ухудшить ее качество, но сделать немного лучше, это добавить немного эквалайзера, отрегулировав его примерно таким же образом, как и для главной мелодии, но деликатнее (огибающая эквалайзера должна быть менее резкой).

Не помешает голосу и немного реверба , и для этого можно выбрать соответствующий пресет — «Vocal» или «Small Studio».

Собственно, на этом мы со сведением закончили, поэтому можно смело переходить к завершающему этапу работы над музыкальной композицией.

Мастеринг в ФЛ Студии

Значение термина «Мастеринг», как и «Премастеринг», который мы и будем выполнять, уже были рассмотрены в самом начале статьи. Мы уже обработали каждый из инструментов отдельно, сделали его более качественным и оптимизировали громкость, что особенно важно.

Звук музыкальных инструментов, как каждого отдельно, так и всей композиции в целом, не должен превышать 0 дб по программным показателям. Это и есть те 100% максимума, при которых частотный диапазон трека, который, к слову, всегда разнообразен, не перегружается, не ужимается и не искажается. На стадии мастеринга нам в этом необходимо убедиться, и для большего удобства лучше использовать dBMeter.

Добавляем плагин на мастер-канал микшера, включаем композицию и смотрим — если до 0 дб звук не достигает, подкрутить его можно с помощью Limiter-а, оставив на уровне -2 — -4 дБ. Собственно, если целостная композиция звучит громче желаемых 100%, что вполне вероятно, эту громкость следует немного уменьшить, опустив уровень чуточку ниже 0 дБ

Сделать звучание готовой музыкальной композиции еще более приятным, объемным и сочным поможет еще один стандартный плагин — Soundgoodizer. Добавьте его на мастер канал и начните «играться», переключаясь между режимами от A до D, прокручивая ручку регулировки. Найдите ту надстройку, при которой ваша композиция будет звучать наилучшим образом.

Важно понимать, что на данном этапе, когда все фрагменты музыкальной композиции звучат так, как нам это было нужно изначально, на этапе мастеринга трека (премастеринга) вполне возможно, что некоторые из инструментов зазвучат громче того уровня, которым мы их наделили на этапе сведения.

Такой эффект вполне ожидаем при использование того же Soundgoodizer. Следовательно, если вы слышите, что какой-то звук или инструмент выбивается из трека или, наоборот, теряется в нем, отрегулируйте его громкость на соответствующем канале микшера. Если это не ударные, не линия баса, не вокал и не лидирующая мелодия, можно также попробовать усилить панораму — это часто помогает.

Автоматизация

Автоматизация — это то, благодаря чему можно изменять звучание того или иного музыкального фрагмента или же всей музыкальной композиции в течение ее воспроизведения. С помощью автоматизации можно сделать плавное затухание одного из инструментов или трека (к примеру, в его конце или перед припевом), сделать панарамирование в конкретном кусочке композиции или усилить/уменьшить/добавить тот или иной эффект.

Автоматизация — это функция, благодаря которой можно регулировать практически любую из ручек в ФЛ Студии так, как вам это необходимо. Вручную делать это не удобно, да и не целесообразно. Так, к примеру, добавив клип автоматизации на ручку громкости мастер-канала, вы можете сделать плавное нарастание громкости вашей музыкальной композиции в ее начале или затухание в конце.

Точно так же можно автоматизировать ударные, например, бочку, чтобы попросту убрать громкость этого инструмента в необходимом нам фрагменте трека, например, в конце припева или в начале куплета.

Еще один вариант — автоматизация звуковой панорамы инструмента. К примеру, таким образом можно сделать, чтобы на фрагменте припева перкусия «пробежалаись» из левого в правое ухо, а затем вернулась к своему прежнему значению.

Автоматизировать можно и эффекты. Например, добавив клип автоматизации на ручку «СutOff» в фильтре, можно сделать звучание трека или инструмента (в зависимости от того, на каком канале микшера находится Fruity Filter) приглушенным, как будто ваш трек звучит под водой.

Все, что требуется для создания клипа автоматизации, просто кликнуть правой кнопкой мышки по желаемому регулятору и выбрать «Create automation clip».

Вариантов использования автоматизации в музыкальной композиции существует предостаточно, главное, проявить фантазию. Сами же клипы автоматизации добавляются в окно плейлиста FL Studio, где ими можно удобно управлять

Собственно, на этом можно и закончить рассмотрение столь непростого занятия, как сведение и мастеринг в ФЛ Студии. Да, это сложный и долгосрочный процесс, основным инструментом в котором являются ваши уши. Ваше субъективное восприятие звука — это есть и самое главное. Хорошенько поработав над треком, вероятнее всего, не в один подход, вы точно добьетесь положительного результата, который будет не стыдно показать (дать послушать) не только друзьям, но и тем, кто разбирается в музыке.

Важный совет напоследок: Если во время сведения вы чувствуете, что ваши уши устали, вы не различаете звуков в композиции, не улавливаете тот или иной инструмент, проще говоря, у вас «замылился» слух, отвлекитесь на некоторое время. Включите какой-нибудь современный хит, записанный в отличном качестве, прочувствуйте его, отдохните немного, а затем возвращайтесь к работе, равняясь на тех, кто вам нравится в музыке.

Желаем вам творческих успехов и новых свершений!

Помимо этой статьи, на сайте еще 11845 инструкций.
Добавьте сайт Lumpics.ru в закладки (CTRL+D) и мы точно еще пригодимся вам.

Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.

Помогла ли вам эта статья?

Поделиться статьей в социальных сетях:

Еще статьи по данной теме:

пользуюсь флькой уже года 4,начинал методом тыка.Лучшей студии ещё не встречал.всем доволен,даже её вполне достаточно.Есть возможность обновлять плагины и тд.В общем кто хочет писать музыку советую. А за статью отдельное спасибо.теперь людям не придется изучать её методом тыка, а просто могут почитать вашу статью. кстати, есть ли любительский русификатор?

Неофициальные русификаторы для данной программы имеются, и вы легко сможете найти их в интернете по соответствующему поисковому запросу. Наш сайт на неофициальные инструменты ссылки не распространяет, поскольку мы не можем гарантировать их безопасности.

Спасибо за статью. Надеюсь поможет мне решить проблему с возвратом моих треков с audiojungl с постоянным сообщением что музыка не соответствует стандартам качества мастеринга/сведения.

у меня при сайдчейн не получается поставить канал в Лимитере.

Яна, здравствуйте. А Лимитер стандартный используете? Если не сложно, приложите скриншот, чтобы было видно инструмент на патерне, его же в микшере и подключенный лимитер. Просто чисто на словах сложно понять, в чем проблема.

У вас имеются ошибки в тексте.что мешает восприятию информации.
панОрамирование
нет слова-подЫмать.а лишь-подНИмать.

Спасибо за замечания, исправим, но вряд ли описанная вами выше проблема возникла из-за наших ошибок и опечаток.

Я начала делать сведение басс и ударного(кик или клэп),но сайдчейн у меня почему-то не получился.Канал не выставляется в окне.Я отменила привязку между каналами,и все-слышно сильно басс до треска.потом увидела что бас привязан к мастер каналу.Отключила.Потом отключила и бит(клэп или кик)-и теперь ни того,ни другого инструмента не слышно.Что делать?

прилагаю скриншоты по проблемам выше.

кик или клэп — здесь нужна конкретика, первый или второй. Да и в целом, чтобы понять в чем проблема, нужно знать, какой инструмент на каком канале, какие эффекты/средства обработки используются для каждого из этих инструментов на его канале, по скриншоту ведь ничего не понятно. Понятно только то, что трещать может (должно) все, так как GAIN у вас выкручен чуть ли не на максимум.

ну я gain не трогала.так стоял.как у вас на скриншотах.кстати.А вообще,я думала скинуть вам трек лично.

Для начала сделайте то, что я написал на скриншоте ниже, может хотя бы трещать перестанет. А скинуть мне трек — не вариант по двум причинам: сейчас у меня даже не установлена ФЛ Студия, а если бы и была, то чужой проект в ней откроется полностью только в том случае, если в его создании задействованы исключительно стандартные звуки и плагины. Плюс — должна совпадать разрядность и системы, и программы.

Вот, покрутите GAIN в меньшую сторону.

Дорогой Виталий!
Сделал.как вы показали,но ничего не изменилось.Бит не слышно.
С басом я сделала тоже самое-но там картина другая.

Может у вас на том канале микшера, на который отправлен бит, что-то отключено или перекручено? Или в плейлисте он отключен? Очень сложно на словах пытаться понять, в чем проблема. Эксперимента ради, попробуйте использовать для бита любой другой звук (или инструмент, смотря из чего он у вас сделан).

Вот,посмотрите микшер.А бит -один из stick из папки Drum kit

Так бит теперь у вас вообще не слышно, или он не слышен только при попытке сделать сайдчейн, как вы это изначально писали?

его просто не слышно.я отменила сайдчейн,как только поняла что выставить канал мне не удается.и тогда и бит и бас пропали

Я поняла в чем дело.У меня был отключен послы на мастер -канал. -__- Вопрос-все канал включить на мастер канал?

Хорошо, что проблема решилась. Не совсем понял, что вы имеете в виду под «все канал включить на мастер канал?». Нужно просто сделать все так, как было изначально, как есть для остальных звуков, то есть чтобы и бит и все остальное не было отключены на Мастере. А дальше все как обычно: просто направляете каждый звук на отдельный канал из патерна, работаете с ними, делаете что считаете нужным, и если требуется, уже на Мастере дополнительно используете какой-то улучшайзер, он и так сработает для всего трека вместе. Но это вы, наверное, и так знаете.

Дорогой Виталий.Да,это и имела в виду-отправить все каналы на мастер -канал.Благодарю.Буду пробовать учиться обрезать частоты лишние на каналах.Правильно ли я поняла,что там где эквалайзер показывает красный,там сильные частоты,которые нужно корректировать?или эквалайзер просто показывает сильные частоты,отмечая красным?

Зависит от того, какой вы эквалайзер используете. Точно не помню уже, что в стандартном какой цвет значит (и значит ли), но явно не «сильные частоты». Да и в целом не на картинку нужно ориентироваться, а строго на слух, так как иногда наоборот что-то нужно выкрутить на максимум, а что-то убрать.

Остался последний вопрос-как и где именно подкрутить limiter ,чтобы подкрутить громкость до 0?

Левый Gain (который фиолетовый) — это уровень общей громкости, но если выкрутить в ноль, ничего не будет слышно. Сбросьте до значения по умолчанию (правый клик на самой ручки и, кажется, «Reset»), а затем от него уже отталкивайтесь.

Дорогой Виталий!Благодарю искренне за Ваш сайт и отзывчивость и оперативность в помощи.=)
Как я могу вам послать трек в мр3,чтобы вы просто оценили качество звука?Получилось ил у меня сделать звук хорошим,или нет?Ибо я не могу объективно судить.Уже не уверена в качестве своей работы.

Не за что. Надеюсь, смог помочь. Давно просто этим всем занимался, даже не все основы остались в памяти.

Проблема с компрессией,ещё с растоновкой инструментов по гроикости в микшере!

Здравствуйте. Это вопрос или замечание? Если второе — данная статья не претендует на звание показательного примера «как обязательно нужно делать», это просто возможный вариант решения конкретной задачи в программе, показанный на примере одного трека. Если же первое, то есть комментарий — это вопрос по проблеме, тогда что Вам мешает сбросить установки компрессора, громкости и прочие «проблемные» значения/эффекты, если таковые имеются, и проделать всю работу с треком заново или с того места, где все было нормально? Очевидная рекомендация: чтобы в будущем избежать таких проблем, просто сохраняйте отдельные версии проекта после каждого более менее значимого изменения.

Спасибо! очень информативно.

Здравствуйте! Статья очень полезна и легка для восприятия. Спасибо Вам за неё)
Есть вопрос: когда в проекте фл добавлено много vst или эффектов, он начинает глючить. Выглядит это так: включаю проект, и если в момент его воспроизведения что-нибудь начать менять в плагинах, то трек фл зацикливает долю секунды и играет хардкор. Если отпустит — повезло и можно сохранить проект, не отпустит — перезапуск фл.
Искал в инете, но так и не понял, в чём проблема. Пишут что-то про процессоры. Я надеюсь, что просто не хватает оперативки.
Пк: intel core i3-8350k 4GHz, видео — GeForce GTX 1060 3gb, оперативки — 8 gb.
Раньше думал, что комп слабый и не тянет. Но этот новый и всё равно тоже самое.

BIG спасибо вам, это самое лучшее что я нашел в Google.

Спасибо за положительный отзыв. Всегда рады помочь.

Очень доходчиво все объяснили! Лучше прочитать хороший текст с иллюстрациями, чем смотреть видео, на котором ничего не понятно=) Спасибо!

Александр, спасибо за положительным отзыв.

Здравствуйте. У меня вопрос. не владею все этой терминологией и по этому приношу свои извинения если вам придется поднапрячься да бы понять меня. И так, после того как я написал всю композицию в FL studio используя различные инструменты, для достижения отличного результата мне нужно все это отдельно экспортировать как музыку без эффектов раздробив мою композицию на биты, басы и так далее и после этого собрать мой трек заново в FL studio и только после этого начинать настраивать все эти эффекты к каждому инструменту отдельно? И еще вопрос. Скажите пожалуйста, скажем мелодия которую я отыграл к примеру в Пиано Рол будет звучать лучше если я его сначала экспортирую в чистом виде и закину обратно в композицию? Или же это делается для того что бы программе было проще обрабатывать мелодии? Не могу понять смысла того что многие люди кто пишет музыку, превращают все эти семплы в звуковой файл и после уже обрабатывают. И последний вопрос. Сделав трек в ФЛ лучше сводить его в самой ФЛ студии или же лучше использовать уже другие программы для более хорошего звучания. Заранее благодарю вас;)

ir, здравствуйте. Для начала отмечу — не спешите делать то, что будет описано далее, сначала ознакомьтесь со всеми ответами, так как некоторые важные нюансы «разбросаны» по разным частям ответа.

1. Да, в FL Studio это возможно. Прежде всего необходимо каждый отдельный инструмент, сэмпл и прочие составляющие музыкальной композиции, которые вы хотите получить в виде отдельных файлов, направить на разные каналы микшера. Так, если вам нужно получить файлы с битом, басом и пианино, их нужно направить, к примеру, на первый, второй и третий каналы микшера соответственно. Далее, если к этим инструментам уже были применены разного рода эффекты, но требуется получить чистые, необработанные аудиофайлы, необходимо отключить эффекты на микшере (эта возможность доступна для каждого отдельного средства обработки, используйте подсвеченные радиокнопки, расположенные справа от их названия). Сделав все это, вызовите меню «File» и выберите пункты «Export» — «Wave». Находясь в окне экспорта, во вкладке WAV, установите радиокнопку напротив пункта «Split Mixer Tracks», после чего нажмите «Start» и дождитесь, пока процедура сохранения будет завершена. В результате вы получите отдельные аудиофайлы, в каждом из которых будет записан отдельный инструмент.

От себя отмечу, что бит крайне желательно экспортировать не целиком, а раздельно. То есть Kick (отдельно обычный, отдельно басовый, если такой есть), Snare/Clap, Hi-Hat, перкуссия и прочие составляющие, если таковые имеются, должны быть направлены на разные каналы микшера. Во-первых, они по-разному обрабатываются, к ним применяются разные эффекты. Во-вторых, при том же сведении или даже еще на этапе создания композиции, когда это будут отдельные файлы, это даст куда больше свободы действий. Другие важные нюансы экспорта обозначу при ответе на третий вопрос.

Когда у вас будут отдельные аудиофайлы с каждым из инструментов, с ними можно будет работать, применяя эффекты и выполняя прочие действия.

2. В плане звучания мелодии/инструмента, если к ним не применялись никакие эффекты, ничего не поменяется, будет это наигранная в Пиано Роле мелодия или ее экспортированная аудиозапись. Однако в некоторой степени это вполне может несколько облегчить программе обработку звука.

3. Мелодии, наигранные с помощью инструментов FL Studio, превращают в отдельные аудиофайлы по нескольким причинам. Прежде всего это делается для того, чтобы иметь возможность работать с компонентами музыкальной композиции на любом компьютере и в любой программе (вы ведь если откроете свой проект на чужом ПК, даже не в другой программе, а в той же FL Studio, но без своих сэмплов, ван-шотов, плагинов и инструментов в ее составе, уже многое потеряете, если это будут именно написанные мелодии, а не аудиофайлы), это же позволит вам не потерять составляющие своей композиции, например, после переустановки программы и/или удаления некоторых сторонних плагинов. Отмечу, что делать это нужно тогда, когда уже точно не планируется вносить изменения в тот или иной фрагмент (хотя с тем же битом, если его разделить на составляющие, еще можно будет «поиграться») и когда он еще не обработан никакими эффектами. Кроме того, экспортировать нужно не всю дорожку, а отдельные лупы (то есть ту часть композиции, которая прописана в паттерне, а не составлена из них в плейлисте). Проще всего выставить в плейлисте все паттерны в столбец по одному и экспортировать их отдельными файлами — в результате вы получите «пачку» готовых лупов, созданных самостоятельно, которые можно будет расставлять и переставлять как угодно, собирая таким образом цельную и законченную музыкальную композицию. Для того чтобы было проще работать со всеми этими фрагментами, отдельным каналам в микшере, на которые направлены отдельные инструменты, нужно задать простые и понятные названия, например, kick, snare, bass, piano, pad, lead и т. д.

4. Принципиальной разницы в том, где сводить, нет. В FL Studio для этого более чем достаточно инструментов, особенно если установить различные плагины, поэтому смысла в освоении и использовании для решения этой задачи другого софта лично я не вижу. А то, каким будет итоговое звучание, зависит исключительно от ваших навыков и использованных в процессе работы средств обработки.

Вроде на все вопросы ответил. Если что-то будет непонятно, потребуются уточнения или возникнут дополнительные вопросы, спрашивайте в следующем комментарии.

Объяснил все очень даже доступно, огромное спасибо, но все же остаются вопросы. Если вопрос будет повторный извиняюсь)
1) Если я работаю на одном компе и только в FL studio, выходит что в принципе нет смысла превращать мои лупы в звуковой файл? Или же все же рекомендуется после завершения трека, все это разбить на звуковые файлы и собрать композицию из этих файлов для последующей обработки. Просто почему то мне кажется что используя инструментальные плагины (а плагин это все же что то типа программы со своим алгоритмом которые воткнуты в саму FL) , различные плагины которые разбиты на разные каналы, могут дать сбой или звучать не корректно из за каких ни будь не совместимостей, которые во время воспроизведения трека в целом, будут звучать как то не так из за влияния других плагинов или из за нагрузки всех плагинов на саму FL при воспроизведения трека целиком. Возможно эти мысли возникают из за того что я не очень хорошо понимаю принцип самой программы. В общем эти мысли постоянно меня наводят на то что якобы лучше написанный трек, разбить на лупы и экспортировать в Wave и уже после этого обрабатывать не плагины FL а конкретный звуковой файл с мелодией, которые в дальнейшем каждый будет раскидан по разным каналам микшера для наложения эффектов и в завершении только через канал мастеринг будет отшлифован. Комп у меня не слабый но все же почему то есть вот такая «фобия». Как вы посоветовали бы добивать, дорабатывать готовую композицию? Каждый луп экспортировать в Wave файл. Собрать композицию выстраивая поочередность лупов. Далее на лупы назначать каналы для наложения эффектов. Или все это бесполезное усложнение?
2) Как вы посоветуете писать композицию, то есть стоит ли сразу накидывать эффекты на лупы или же стоит сначала в чистом виде написать композицию а уже потом раскидав инструменты на каналы накладывать эффекты и поставить точку через мастеринг?
Огромное спасибо за то что уделяете нам свое время. Есть ли у вас канал на ютубе?

1. Смысл превращать созданные с помощью инструментов программы мелодии в лупы есть, даже если компьютер у вас достаточно производительный и FL Studio вместе со всеми используемыми вами плагинами не особо его нагружает. По факту, если постараться, с помощью этой программы и доступных в ней и для нее плагинов можно загрузить любой компьютер — и вот когда много чего написано, накручено, добавлено и обработано, воспроизведение проекта вполне может начать тормозить, заикаться, а плагины — конфликтовать между собой.

Если же мы берем обычную ситуацию, когда нагрузка невысокая , звучание в обоих случаях будет одинаковое, будь то мелодия, созданная с помощью того или иного VST, или уже отдельный аудиофайл. При этом пока мелодия создана плагином, можно менять и ее саму, и ее звучание средствами самого плагина, со звуком же это можно сделать только эффектами (хотя при желании и со звуком можно играться как угодно, если это потребуется — нарезать его, использовать SliceX или какой-то сэмплер). Получается, что первая причина для экспорта мелодий в файлы — уменьшение возможной нагрузки на систему и вызванных ею потенциальных искажений в звучании, которые на крупных проектах рано или поздно возникнут.

Еще одна причина работы с экспортированными файлами вместо мелодий — безопасность. Даже если вы создаете музыку только на одном ПК, лучше подстраховаться — плагины и библиотеки звуков устанавливать на один диск, а проекты сохранять и экспортировать на другой, можно даже сразу в два расположения. Это будет ваш бэкап на случай, если, например, придется переустановить программу или систему, что-то случится с диском или компьютером, от чего, к сожалению, никто не застрахован. Переустановить программу не проблема, но вот вернуть все плагины и звуки в их прежнее расположение, сохраненное в проекте, получится не всегда и, следовательно, некоторые части музыкальной композиции будут попросту отсутствовать. Экспортированные же файлы будут доступны к использованию всегда. Так, у меня когда-то слетел диск, на котором хранилась вся библиотека звуков, плагины, проекты, и все было потеряно.

Плюс ко всему, как мне кажется, с лупами, экспортированными в WAVE, банально удобней и проще работать (при условии, что мелодия уже прописана окончательно) — у вас будет набор «монолитных» аудиофайлов, с которыми можно играться как угодно, выстраивая их порядок и обрабатывая эффектами. Поэтому такой подход точно нельзя назвать усложнением, наоборот, это даже упрощение.

2. Все что здесь можно посоветовать — поступайте на свое усмотрение. Какие-то мелодии/инструменты могут звучать нормально в рамках создаваемой композиции уже после их написания в плагине, какие-то сразу может потребоваться докрутить с помощью какого эффекта (например, эквалайзером урезать высокие частоты у барабана, чтобы он был более басистым, сам бас также подкрутить, а пианино или гитаре добавить эхо, реверб). Думаю, все зависит исключительно от ваших личных идей и мыслей касательно создаваемого проекта.

Канала на Ютубе нет ни у меня, ни у нашего сайта.

Еще раз спасибо большое. Спасибо за отзывчивость и оперативность в ответах. Вы мне очень помогли. Надеюсь мои вопросы дилетанта будут полезны и для других. Успехов вам и вашему сайту. Еще раз огромное спасибо вам Виталий Каиров.

Все же было бы не плохо если вы двигали свои полезные материалы там, где сидят много людей, ютуб и инстаграм

Всего вам доброго.

Спасибо за пожелания и положительный отзыв. Всегда рады помочь. Думаю, наше обсуждение будет полезно и другим пользователям, для этого и созданы комментарии.

Мы есть во Вконтакте, Telegram, Одноклассниках и Твиттере, плюс доступна почтовая рассылка и RSS — все это есть на главной странице сайта, сразу под последними комментариями. Возможно, в будущем появится и YouTube-канал, и аккаунт в Instagram.

Вам желаю успехов в творчестве.

Здравствуйте! Спасибо статья полезная, но всё же надо иметь уши (слух). Я пишу во FL не родными VST. Вот что выходит. Измените png на mp3

Задайте вопрос или оставьте свое мнение Отменить комментарий

Источник

Оцените статью