- Фламенко на гитаре. Учимся играть испанское фламенко с аккордами и упражнениями
- На какой гитаре играть
- Что нужно для игры на гитаре фламенко
- Гольпеадор
- Каподастр
- Базовые приемы игры на гитаре фламенко
- Расгеадо одним пальцем
- Альтернадо
- Пульгар
- Легато
- Арпеджио
- Гольпе
- Тремоло в 5 ударов
- Аккорды фламенко
- Испанские аккорды от E (ми-мажор)
- Испанские аккорды от A (ля-мажор)
- Испанские аккорды от D (ре-мажор)
- Прогрессия аккордов Am-G-F-E с надстройками
- Примеры стандартной прогрессии
- Пример прогрессии с надстройками
- Простые упражнения
- Гаммы фламенко
- Натуральный ля-минор
- Гармонический ля-минор
- Популярные стили фламенко
- Солеа (solea)
- Канья (cana)
- Тангос (tangos)
- Фанданго (fandango)
- Знаменитые гитаристы «фламенко»
- Фламенко под испанскую гитару
Фламенко на гитаре. Учимся играть испанское фламенко с аккордами и упражнениями
Фламенко – это общее название для народной испанской музыки и танцев. По сути, гитара во фламенко – это аккомпанирующий инструмент для танцев и песен.
В настоящее время фламенко стало одним из жанров гитарной инструментальной музыки. Отличается эффектным и экспрессивным звучанием. Для фламенко характерны некоторые приемы игры, не применяющиеся ни в каком другом жанре гитарной музыки.
Умение сыграть фламенко расширит ваш технический багаж и позволит добавить в свои выступления эффектные элементы из этого стиля.
На какой гитаре играть
Фламенко можно играть на любой акустической гитаре. Удобнее всего – на так называемой испанской гитаре. От обычной она отличается нейлоновыми струнами, небольшим размером деки и наличием гольпеадора. Гольпеадор – это разновидность пикгарда в виде пластины вокруг резонаторного отверстия.
Из менее очевидных отличий – более широкий и плоский гриф.
Испанская гитара для фламенко
Что нужно для игры на гитаре фламенко
Для исполнения некоторых песен жанра вам могут понадобиться гольпеадор и каподастр. Об этих приспособлениях мы расскажем ниже.
Фламенко играется пальцами. Если вы хотите развиваться в этом жанре, то вам лучше отрастить ногти.
Гольпеадор
Гольпеадор – это защитная пластина, которая устанавливается под струнами возле резонаторного отверстия. В отличие от обычного пикгарда гольпеадор может располагаться не только ниже, но и выше струн.
В качестве материала применяют специальную пленку или пластик.
Гольпеадор нужен для исполнения приема гольпе. Он защищает деку гитары от повреждения ногтями.
Гольпеадор
Каподастр
Каподастр (иногда, капо) – это специальный зажим для струн. С его помощью гитарист укорачивает мензуру гитары. Таким образом повышается строй инструмента.
Каподастр нужен, чтобы не менять аппликатуры играемых аккордов.
Каподастр
Базовые приемы игры на гитаре фламенко
В отличие от других гитарных жанров фламенко обладает рядом характерных технических приемов.
Расгеадо одним пальцем
Этот прием называют испанским боем. Исполняется веерным ударом. При этом каждый палец проходит по каждой струне.
Расгеадо одним пальцем напоминает щелбан. Вы подгибаете указательный палец к основанию большого пальца и «выстреливаете» им по струнам.
Отрабатывать этот прием нужно медленно и очень аккуратно, чтобы не повредить кожу возле ногтя.
Альтернадо
Разновидность гитарного перебора. Играется чередованием большого и указательного пальцев. Большой палец ведет басовую линию, а указательный – основную мелодию.
Пульгар
Суть приема пульгар заключается в игре большим пальцем. Применяется для акцентирования отдельных фрагментов музыкального произведения. Чаще всего это вступление и проигрыш. Исполняя пульгар на басовых струнах, гитарист делает звук «темнее». Это нужно для создания мрачной, гнетущей атмосферы.
Легато
Классический технический прием игры на гитаре.
Исполнение легато во фламенко практически не отличается от исполнения в других жанрах.
Гитарист во фламенко должен великолепно владеть этим приемом и уметь играть легато только одной рукой. Это нужно, потому что легато часто играется одновременно с гольпе.
Арпеджио
Арпеджио во фламенко отличается от других стилей только лишь частотой перебора нот.
Гольпе
Гольпе является одним из самых характерных приемов жанра. Играя гольпе, гитарист выстукивает по деке гитары ритм. Гольпе исполняется ногтями, подушечками и костяшками пальцев и основанием ладони. Играется как по гольпеадору, так и по задней стороне деки.
Тремоло в 5 ударов
Испанское тремоло отличается от классического еще одной лишней нотой. Ритм считается так: раз, раз-два, раз-два. При этом создается ощущение триольности. Примеры исполнения тремоло в 5 ударов можно посмотреть на видео ниже.
Аккорды фламенко
Аппликатуры аккордов в испанской гитаре содержат открытые струны. Такие аккорды еще называют «испанскими», или «аккордами фламенко».
Используются три формы созвучий: E, A, D.
Испанские аккорды играются без баррэ. Чтобы не путаться в сложных названиях, их называют по позиции аккорда с баррэ.
Испанские аккорды от E (ми-мажор)
Испанские аккорды от E играются в аппликатуре Ми-мажора без баррэ. То есть фактически вы передвигаете зажатый аккорд E по ладам.
На табулатуре изображена стандартная прогрессия испанского Ми-мажора.
Стандартная прогрессия испанского Ми-мажора
Испанские аккорды от A (ля-мажор)
Испанские аккорды от A играются в аппликатуре Ля-мажора без баррэ. На табулатуре изображена стандартная прогрессия испанского Ля-мажора.
Стандартная прогрессия испанского Ля-мажора
Испанские аккорды от D (ре-мажор)
Испанские аккорды от D играются в аппликатуре Ре-мажора без баррэ. На табулатуре изображена стандартная прогрессия испанского Ре-мажора
Стандартная прогрессия испанского Ре-мажора
Испанские аккорды, сыгранные в мажорной аппликатуре, не воспринимаются на слух в позитивном ключе. Эту особенность вы можете использовать в своей музыкальной практике.
Прогрессия аккордов Am-G-F-E с надстройками
Классическая испанская последовательность аккордов имеет вид: Am – G – F – E. Эту прогрессию можно играть стандартным образом с приемом баррэ, а можно играть испанскими аккордами. На табулатурах ниже изображены оба способа.
Также в созвучия этой последовательности можно добавлять надстройки.
Попробуйте чередовать различные способы исполнения прогрессии Am – G – F – E.
Примеры стандартной прогрессии
Пример прогрессии с надстройками
Простые упражнения
Теперь возьмите гитару и выполните несколько простых упражнений. Они направлены на отработку технических приемов и синхронизацию правой и левой руки.
ВАЖНО! О красоте исполнения.
Не играйте так, будто вы выдираете струны из гитары. Дергайте их мягко. Так извлекаемые ноты не будут высить.
Упражнение 1. Отработка ритмичности правой руки
Упражнение 1. Отработка ритмичности правой руки
Упражнение 2. Отработка арпеджио
Упражнение 2. Отработка арпеджио
Упражнение 3. Отработка легато
Упражнение 3. Отработка легато
По ссылке ниже доступны упражнения фламенко в формате программы Guitar Pro.
Гаммы фламенко
Для фламенко характерно обыгрывание восходящих минорных гамм: натурального минора и гармонического минора.
Примеры представлены на табулатурах ниже.
Натуральный ля-минор
Гармонический ля-минор
Популярные стили фламенко
Жанр фламенко не является однородным. В нем есть несколько стилей, которые отличаются друг от друга некоторыми особенностями.
Солеа (solea)
Один из основных подвидов жанра. Ритм солеа похож на блюзовый и тоже состоит из 12 частей. Сильная доля приходится на каждый третий счет.
В солеа часто используется повторение фраз. Причем, как слов песни, так и музыкальных фрагментов.
Одним из лучших исполнителей солеа является Пако де Лусия.
Канья (cana)
Одна из самых старых форм фламенко. Наиболее близка к солеа.
Роль гитары в этом поджанре второстепенна. Задача инструмента – помогать вокалисту, оставаясь на заднем плане.
Назначение гитары в канье можно сравнить с назначением ритм-гитары в рок-музыке.
Тангос (tangos)
Тангос считается одной из самых сложных для гитары форм фламенко. Отличается динамикой, экспрессией и чувственностью. При исполнении тангоса гитарист должен не только быстро переставлять пальцы, но и следить за динамикой произведения.
Музыкант должен работать в связке с танцором, аккомпанируя ему. Как и в канье гитара в тангосе только помогает, а не является ведущим инструментом.
Фанданго (fandango)
Фанданго исполняется в 3/4, 3/8 или 6/8. Как и в тангосе гитарист аккомпанирует танцам. Разница в том, что фанданго – это парный танец.
Ниже видео с примерами фанданго на гитаре.
Знаменитые гитаристы «фламенко»
Если вы хотите играть фламенко, то вам нужно слушать больше музыки представителей стиля. Ни одна табулатура не даст точного представления о жанре. Кроме того, вам стоит посмотреть видео с живых выступлений. Они часто сопровождаются выступлением танцоров.
Собственно говоря, классический фламенко – это песня, гитара и танец.
Среди самых знаменитых гитаристов фламенко Пако де Лусия, Андрес Сеговия, Эл Ди Меола, Пако Пенья, Пепе Ромеро, Армик Дашчи.
Пако де Лусия
Источник
Фламенко под испанскую гитару
Фламенко — страстный испанский танец под звуки гитары
Фламенко — национальный испанский танец. Но это слишком простое и утрированное определение, ведь фламенко — это страсть, огонь, яркие эмоции и драматизм. Достаточно один раз увидеть эффектные и выразительные движения танцовщиц, чтобы забыть о счете времени. А музыка… Это отдельная история. Не будем вас томить — пора окунуться в историю и специфику этого танца.
История фламенко: боль изгнанных народов
Официальная дата рождения фламенко — 1785 год. Именно тогда Хуан Игнасио Гонсалес дель Кастильо, испанский драматург, впервые употребил слово «фламенко». Но это формальности. На самом деле история этого направления насчитывает более 10 веков, на протяжении которых культура Испании менялась и развивалась не без участия других национальностей. Предлагаем проникнуться атмосферой ушедших лет, чтобы лучше прочувствовать энергетику и характер танца.
Наше повествование начинается в далеком 711 году в древней Андалусии, расположенной в южной части Пиренейского полуострова. Сейчас это автономное испанское сообщество, а тогда власть на этой земле принадлежала вестготам, древнегерманскому племени. Устав от произвола правящей верхушки, население Андалусии обратилось за помощью к мусульманам. Так полуостров завоевали мавры или арабы, пришедшие из Северной Африки.
На протяжении более 700 лет территория древней Испании находилась в руках мавров. Им удалось превратить ее в самую прекрасную европейскую страну. Сюда стекались люди со всего континента, чтобы полюбоваться великолепной архитектурой, приобщиться к науке и понять утонченность восточной поэзии.
Не остается в стороне и развитие музыки. Персидские мотивы начинают овладевать умами жителей Андалусии, заставляя менять свои музыкальные и танцевальные традиции. Огромную роль в этом сыграл Абу-аль-Хасан-Али, багдадский музыкант и поэт. Искусствоведы видят в его творчестве первые следы фламенко и отдают ему право считаться отцом андалусской музыки.
В XV веке христианские государства, расположенные в северной части полуострова, начинают вытеснять арабов. Куда исчезли испанские мавры — тайна, разгадать которую историки пока не в силах. Несмотря на это, восточная культура стала частью мировоззрения людей, населявших Андалусию. Но для возникновения фламенко не хватает страданий еще одного гонимого по свету этноса — цыган.
Уставшие от постоянных скитаний, цыгане пришли на полуостров в 1425 году. Эти земли показались им раем, но местные власти испытывали неприязнь к чужеземцам и преследовали их. Все, что было связано с цыганами, признавалось преступным, включая танцы и музыку.
Кровопролитные гонения не помешали цыганскому фольклору объединиться с восточными традициями, которые уже к тому времени пустили корни среди местного населения Андалусии. Именно с этого момента начинает зарождаться фламенко — на стыке нескольких культур.
Куда ведет нас история дальше? В испанские таверны и пивные. Именно здесь местное население начинает исполнять чувственный танец, привлекая к нему все больше любопытных глаз. Пока фламенко существует только для узкого круга людей. Но примерно в середине XIX века стиль выходит на улицу. Уличные представления или фиесты теперь не обходятся без страстных и эмоциональных танцевальных движений фламенко.
А далее танец ждет профессиональная сцена. Фламенкологи отмечают, что пик жанра приходится на вторую половину XIX века, когда испанское население было без ума от творчества певца Сильверио Франконетти. Но век танца был быстротечен. Уже к концу столетия фламенко превратилось в обычное развлечение в глазах молодежи. История танца, наполненная страданиями и болью различных народностей, осталась на задворках.
Приравнять фламенко к низкопробному искусству, позволить жанру навсегда покинуть уютные улочки Испании не позволили музыкант Федерико Гарсия Лорка и поэт Мануэль де Фалья. С их легкой подачи в 1922 году состоялся первый фестиваль андалусского народного пения, где звучали любимые многими испанцами мелодии.
Годом ранее фламенко стало частью русского балета благодаря Сергею Дягилеву . Он организовал представление для парижской общественности, чем помог стилю выйти за пределы Испании.
Что представляет собой фламенко сейчас? Бесконечное число разновидностей, в которых можно разглядеть черты джаза, румбы, ча-ча-ча и других танцевальных направлений. Стремление объединять в себе различные культуры никуда не исчезло, как и основа фламенко — чувственность и страсть.
Что же такое фламенко?
Фламенко — это искусство, в котором равноценное значение принадлежит трем составляющим: танцу (байле), песне (канте) и гитарному сопровождению (ток). Эти части не отделимы друг от друга, если мы говорим о драматической разновидности стиля.
Почему именно гитара стала главным музыкальным инструментом? Потому что на ней хорошо играли цыгане, чьи традиции стали неотъемлемой частью испанской культуры. Гитара фламенко очень похожа на классическую, правда весит она меньше и выглядит компактнее. За счет этого звук получается более острым и ритмичным, что и требуется для настоящего исполнения фламенко.
Что в этом стиле первично, байле или канте, танец или песня? Те, кто едва знаком с фламенко, скажут, что байле. На самом деле, главную роль играет песня, которая подчиняется четким музыкальным правилам. Танец выступает как обрамление. Он дополняет чувственную составляющую мелодии, помогает пересказать историю с помощью языка тела.
Сложно ли научиться танцевать фламенко? Просматривая видеозаписи, где девушки эффектно взмахивают руками, ритмично стучат каблуками, кажется, что все просто. Но, чтобы освоить базовые движения жанра, человеку без должной физической подготовки придется приложить старания. Очень устают кисти рук, и возникают трудности с удержанием равновесия.
Что интересно: танец фламенко — это чистая импровизация. Исполнительница просто пытается соблюсти ритм музыки, совершая разнообразные хореографические элементы. Чтобы научиться танцевать фламенко, требуется прочувствовать культуру Испании.
Перечислим характерные движения, которые не позволят вам спутать фламенко ни с одним танцевальным направлением:
выразительная пластика рук, особенно кистей;
резкие выпады и повороты;
хлопки и прищелкиваниями пальцами, что делает музыку еще ритмичнее и энергичнее.
Интересные факты
- Существует целая наука по изучению фламенко. Она так и называется — фламенкология. Ее появлению мы обязаны Гонсалесу Клименту, который в 1955 году выпустил одноименную книгу. А через два года в испанском городе Херес-де-ла-Фронтере было открыто отделение фламенкологии.
Шестиструнная гитара — национальный испанский инструмент, без которого немыслимо исполнение фламенко.
Традиционный женский костюм исполнительницы фламенко — длинное платье в пол или bata de cola. Его обязательные элементы — облегающий лиф, множество оборок и воланов по краю юбки и рукавов. За счет особенностей кроя и получаются эффектные движения во время танца. Ничего не напоминает? Одежда была позаимствована у цыганок и стала символом женственности и притягательности.
Фламенко невольно ассоциируется с красным цветом. Но профессиональные танцоры видят в этом лишь национальный стереотип. Откуда появился миф о танце, окрашенном в красный? Из названия стиля. В переводе с латинского «flamma» означает пламя, огонь. Эти понятия неизменно связывают именно с оттенками красного. Также параллели проводятся с фламинго, название которых так созвучно страстному танцу.
Еще один стереотип связан с кастаньетами . Это ударный инструмент в виде двух вогнутых пластин, который надевают на руки. Да, их звук отчетливо слышен во время танца. Да, их используют танцовщицы. Но в традиционном фламенко руки девушек должны быть свободны. Откуда тогда появилась традиция танцевать именно с кастаньетами? Благодаря публике, которая с восторгом приняла использование этого музыкального инструмента.
Характер стиля во многом определяет и обувь танцоров. Носок и каблук туфель специально подбивают маленькими гвоздиками, чтобы получить характерное звучание во время исполнения дроби. Не зря фламенко считают прообразом чечетки .
Испанский город Севилья считается одним из значимых в развитии фламенко. Здесь находится музей, посвященный этому танцу. Открыла его Кристина Ойос, известная танцовщица. Популярен этот город и благодаря литературным персонажам: Дон Кихоту и Кармен .
С именами каких танцовщиц ассоциируется фламенко? Это, безусловно, Антония Мерсе-и-Луки, Кармен Амайя, Мерседес Руис и Магдалена Седа.
Популярные мелодии в ритмах фламенко
«Como El Agua» в исполнении Камарона де ла Ислы. Этот испанский певец с цыганскими корнями считается самым известным исполнителем фламенко, поэтому обойти его творчество стороной невозможно. Представленная песня была записана в начале 80-х годов прошлого века и завоевала любовь публики любовной лирикой и эмоционально-напряженным голосом Камарона.
«Macarena» или известная многим «Макарена» — еще один яркий «представитель» жанра фламенко, хотя изначально песня была преподнесена как румба. Композиция принадлежит творчеству испанского дуэта Los del Río, который представил ее на суд публике в 1993 году. Вслед за танцевальной музыкой возник одноименный танец. Кстати, название песни — это имя дочери Антонио Ромеро, одного из участников дуэта.
«Entre dos aguas» — это история, рассказанная с помощью гитары. Никаких слов, одна музыка. Ее создатель — Пако де Лусия, известный гитарист-виртуоз в чьих руках традиционный испанский инструмент начинал звучать особенно мелодично и красиво. Композиция была записана в 70-х года и не теряет актуальность среди поклонников жанра до сих пор. Некоторые признаются, что прониклись фламенко именно благодаря творчеству Пако.
«Cuando te beso» — это яркая и зажигательная песня в исполнении не менее яркой испанки Ниньи Пастори. Женщина начала петь в возрасте 4 лет и с этого момента не расстается с музыкой и фламенко, не боясь совмещать жанр с современными ритмами.
«Pokito a Poko» — одна из известных композиций испанской группы Chambao. Чем примечательно их творчество? Ее участники соединили фламенко с электронной музыкой, это и обеспечило популярность трио. Представленная песня завораживает красивым вокалом, легкой и волнительной мелодией и страстными танцами, которые представлены в клипе.
Фламенко и кино
Хотите ближе познакомиться с искусством фламенко? Предлагаем выделить несколько вечеров на просмотр фильмов, в которых главная роль принадлежит именно этому танцу.
«Фламенко» (2010) рассказывает об истории стиля глазами известных танцоров. Кино снято в документальном жанре.
«Лола» (2007) повествует о жизни Лоле Флорес, которая запомнилась публике своей страстью к исполнению фламенко.
«Белоснежка» (2012) — это черно-белое немое кино, где весь драматизм выражен с помощью танца.
Фламенко — это больше, чем танец и музыка. Это история, наполненная любовью, яркими эмоциями и желанием чувствовать себя свободным от условностей и жестких рамок.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фламенко
Источник