Флажолеты это какие ноты

Что такое флажолет

Привет друзья-музыканты! Рад Вас приветствовать на нашем сайте! Недавно у нас был разговор про мензуру на гитаре и там был использован термин флажолет. И сегодня я хотел бы поговорить о нём более подробно.

Флажолет – это особый музыкальный звук, который по своей сути является обертоном для какой-то определённой ноты. Обертон всегда по звучанию выше основного звука. Также обертон можно охарактеризовать, как призвук основной ноты очень похожий на звук флейты. Само слово флажолет как раз и произошло от старого названия флейты.

Теперь рассмотрим флажолеты на гитаре. Они бывают натуральные и искусственные.

При получении натурального флажолета используется открытая струна. Для извлечения натурального флажолета нужно пальцем левой руки прикоснуться к струне, например, на 12 ладу, дернуть струну пальцами правой руки. 12 лад делит струну ровно пополам. При звучании флажолета струна колеблется «вокруг» виртуальной точки, так как мы не зажимали струну, а лишь прикоснулись. Кстати, виртуальная точка находится на струне не там, где мы зажимаем ноты (между металлическими ладами), а как раз над металлической пластиной соответствующего лада.

Флажолет на гитаре на 12 ладу

Как же делать флажолеты на гитаре? На струне есть несколько точек (или узлов), которые делят её на равные отрезки. Как раз в этих узлах и можно извлекать флажолеты. На первом рисунке изображено колебание открытой струны, далее деление струны на равные части на 12 ладу. Следующие изображения показывает, как отрезок от 1 до 7 лада делит струну на три равные части, а от 1 до 5 лада – на 4 равные части.

Несколько точек извлечения флажолетов

При искусственном флажолете мы можем применять баррэ или каподастр. Зажимаем все струны, например, на первом ладу (при этом верхний порожек у нас как бы сместился на один лад) и теперь струна пополам делится на 13 ладу, поэтому там и извлекаем флажолет. Для остальных ладов все действия аналогичны.

Если эта статья была Вам полезна, то делитесь ссылкой в социальных сетях и пишите комментарии.

Источник

Как играть флажолеты на гитаре

Гитарное искусство отличается множеством разных приемов извлечения звука. Один из них – флажолеты на гитаре. Новичкам бывает сложно понять, каким образом получается характерный звук флажолета. Требуется разъяснение, практика, усидчивость.

Что такое флажолет?

Название происходит от старого французского слова flageolet, что означает «маленькая флейта». Особенность приема флажолет заключается в извлечении звучания класса «обертон». Используется разными струнными, смычковыми инструментами, акустикой, гитарами и электрогитарами. Флажолет — это наименование способа извлечения звука.

Обертон – это остаточное звучание от колебания выше основной тональности, напоминает флейту.

На гитаре, других струнных немного прижимают струну в определенных местах – точках, которые делят длину на октавы. Например, ровно посередине – повышение на одну октаву, одной четвертой – две и так далее.

Прием флажолет дает высокий, слегка глуховатый, мягкий призвук. Особенность – можно извлечь более высокую ноту, чем позволяет гитара. Применяется флажолет для аранжировок мелодий, сольных партий. На электрогитаре сочетание флажолета с дисторшном (звуковой эффект в музыке) дает достаточно громкое звучание, напоминающее визг. Понять, что такое флажолет, лучше получается на слух.

Различают искусственный, натуральный, сложный флажолет, слэп и другие виды.

В каких стилях используют флажолеты?

Используется прием в абсолютно разных стилях игры на гитаре – от фолк-направления до разновидностей тяжелой музыки (металл в частности). При игре акустическим инструментом подстраивают под мелодичные переборы. Искусственный флажолет популярен среди металл-исполнителей, бас-гитаристов – во время сольного выступления флажолет позволяет выделить нужные моменты.

Нет неподходящих стилей для использования флажолета. Поставленный к месту, он позволит обратить внимание на необходимый момент песни, сыграть яркий акцент на гитаре, привлечь внимание слушателя.

Обозначение флажолетов

Чтение табулатур (нотных таблиц) для музыканта – необходимый навык. Табулатура (табы) – это запись мелодии символами. Линии – гитарные струны, обозначения аккордов, приемов – различны.

Обозначение флажолета зависит от его вида, используемой литературы. Натуральный в изданиях советского периода обозначается «Фл.», в иностранных – «Harm» (harmonic), «NH» (natural harmonic). Искусственный – «Иск. флажолет», «A.H.» (artificial harmonic). Иногда добавляется значение лада. Головка нотного символа может быть овальной или ромбовидной формы.

Иногда используются более сложные форматы символов из трех нот. Верхняя определяет натуральное звучание (значок малого размера), средняя – ромбик указывает место, где палец правой руки зажимает струну, нижняя – место грифа для левой руки (показывает длительность).

Подобный способ записи считается более приемлемым, подходит для проигрывания флажолета на музыкальных инструментах, а не только для гитары.

Внимание! Существуют и другие методы записи, описаны наиболее распространенные.

В каждом случае рекомендуют пробовать играть на гитаре и больше практиковаться.

Искусственный флажолет

Различают способы извлечения звука гитарой – открытыми струнами, прижатыми к грифу. Искусственный отличается тем, что выполняется вторым методом. Профессионалы считают его более трудным (в сравнении с натуральным) по техническому исполнению.

Левая рука отвечает за прижатие струн к грифу гитары, правая – извлекает звук. На слух все виды не отличаются, различны: способ проигрывания, метод касания, положение рук, пальцев.

Искусственный флажолет часто используют при исполнении соло на электрогитаре. Подключенная аппаратура увеличивает приглушенное звучание, делает его более ярким, громким.

Нотная запись искусственных флажолетов

Для нотной записи в гитарных табулатурах используют специальные обозначения. Литература советского периода использует буквы «Иск. Флажолет», иностранные издания – «A.H.» (artificial harmonic). Универсальные методы записи стали использовать в табулатурах последних лет.

Для определения необходимого звучания, способа игры требуется практический подход. Иные версии записи табов также могут обозначать флажолет, профессионалы советуют вдумчиво подходить к каждому варианту.

Натуральный флажолет

Натуральный вариант флажолета проигрывается открытыми, не зажатыми струнами гитары. Исполняется простым движением пальца правой руки, не следует нажимать – только слегка коснуться струн гитары и отпустить, одновременно отпуская пальцы левой руки. Получается звучание натурального флажолета первого обертона.

По сравнению с обычным звуком, изменяется тембр. Основная тональность отсутствует. Разница замечается на слух.

Нотная запись натуральных флажолетов

Запись приема в нотных табах отличается: «Фл.», «Harm» (harmonic), «NH». Также, как и для других видов флажолета, могут быть использованы универсальные или необычные способы записи. Требуется проигрывать символы, чтобы понять, какое именно звучание следует из записи.

Другие виды флажолетов

Флажолеты различают не только по закрытым или открытым струнам. Существует разделение по способам извлечения звука.

  1. Медиаторный – способ следует из названия. Музыкант, играя на гитаре, использует небольшое приспособление вместо пальцев – медиатор.
  2. Пальцевый – при игре на гитаре извлечение звука происходит без посторонних предметов при помощи пальцев.
  3. Половинный (полуфлажолет) – касаются максимально незаметно, но так, чтобы появился звук. Стараются не гасить основной тон гитары. Результат – два звука одной линии.

Обыгрывать флажолет можно с помощью техники слэп – фалангой большого пальца. Особо отмечают сложные флажолеты. Обычное звукоизвлечение дополняется аккомпанементом. Натуральный флажолет выполняется как искусственный, левая рука аккомпанирует.

Как правильно извлекать флажолет?

Существует определенный метод, как играть классический флажолет на гитаре. Начинают с двенадцатого лада (XII), чаще всего он обозначен двумя точками. Если специальной пометки нет – от первого отсчитывают двенадцать ладов. Одновременно выполняют движения пальцами обеих рук – левой слегка касаются над металлической линией (тяга минимальная), правой дергают саму струну гитары.

Внимание! Многие новички считают, что правильно исполнить флажолет можно только дорогой гитарой, а дешевыми вариантами не следует и пытаться. Мнение ошибочно. Профессиональный гитарист извлекает необходимый звук любым инструментом.

Важно не зажимать, не давить. Действия должны быть легкими. Потребуется время, практика, тренировки, чтобы руки легко, но точно выполняли флажолет на гитаре.

Рекомендации новичкам

Главный совет профессиональных музыкантов – постоянная практика. Даже несколько минут ежедневной игры позволят быстро научиться приему флажолет.

Извлечь звук возможно только двенадцатым, седьмым, пятым ладом – в тех местах, где возможно деление целым числом отрезков (октавные). Основная сложность – развить достаточную ловкость пальцев.

Общие техники флажолета описывают звукоизвлечение шестиструнными гитарами. Существует масса дополнительных нюансов, тонкостей для инструментов с другим числом струн. К примеру, можно поиграть не с правой стороны, а с левой. Получается тот же обертон.

Во время обучения приему флажолет могут возникнуть сложности. Предусмотреть и описать все невозможно. Работа с преподавателем может ускорить освоение флажолета и других тонкостей, сделать обучение проще, понятнее.

Источник

Что такое флажолет на гитаре и как его играть?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Одними из интересных приёмов звукоизвлечения на гитаре являются способы получения флажолетов. Кроме того, флажолетные звуки являются уникальными по тембру, а ещё они расширяют стандартный диапазон инструмента.

Что это такое?

Флажолет на гитаре является обертоном (призвуком) той или иной ноты. А сам термин «флажолет» возник из-за сходства получаемого обертона со звучанием флейты, которая в стародавние времена так и называлась – «флажолет» (от старофранцузского flageol). Глуховатый звук флажолета по тембру напоминает именно этот музыкальный духовой инструмент.

Звучание обертона любой ноты всегда выше этой самой ноты. На гитаре для получения флажолетных звуков используются открытые струны. Звуки открытых струн являются, по сути, основными нотами, из которых и извлекают обертоны. А происходит это путём деления длины струн на части лёгким прикосновением пальцев над определёнными порожками грифа:

Разделив, например, открытую 1-ю струну, звучащую при классической настройке нотой «ми» первой октавы (истинное звучание), на 2 части (на XII ладу), получают ту же ноту, но только на октаву выше – «ми» второй октавы. При делении длины открытой струны на 3 части (VII и XIX лады) получают флажолет «си», высота которого на 9,5 тонов выше ноты «ми», извлекаемой из открытой струны. То же самое происходит и на остальных пяти струнах инструмента.

Каким бывает?

Флажолеты по способу извлечения делятся на натуральные и искусственные.

Натуральный

Натуральный флажолет извлекают лишь на открытой струне при участии обеих рук: палец левой руки слегка касается струны в определённых точках грифа с одновременным извлечением звука пальцем правой руки.

И хотя считается, что обертоны можно воспроизвести на любом ладу гитары, натуральные флажолеты получаются явными лишь в нескольких местах.

Наиболее яркие звуки воспроизводятся в месте деления струны пополам (над порожком XII лада) и на 3 части (VII и XIX металлические порожки). Также неплохо они звучат и над порожком V лада (в этом месте струна делится на 4 равных отрезка). Не на всякой гитаре и не на всех струнах можно услышать призвуки над III металлическим порожком (на качественных инструментах слышны лишь обертоны на 4-й, 5-й и 6-й струнах). То же самое и на IX ладу грифа.

Интересно, что на XII ладу натуральный флажолет издаёт точно такую же ноту по высоте, которая получается здесь и при обычном зажатии струны пальцем.

Но звуки отличаются тембровой окраской, поэтому оба способа звукоизвлечения несут самостоятельную функцию и применяются в зависимости от ситуации.

Искусственный

Искусственный флажолет получают из уже зажатой на каком-либо ладу струне. То есть длина струны искусственно сокращается на некоторое число ладов. При этом палец левой руки полностью зажимает струну на этом ладу, обозначив тем самым основной звук, а пальцы правой руки воспроизводят флажолет: один палец касается струны в месте, зависящем от того, где зажата струна и какой высоты требуется конечный призвук, а другой одновременно извлекает звук.

Способ получения искусственных флажолетов сложнее воспроизведения натуральных — требуются мастерство гитариста и знание грифа.

При извлечении натуральных обертонов нужно запомнить, на какой высоте они звучат над XII, VII и V порожках:

А чтобы извлечь искусственный флажолет на октаву выше основного звука, находящегося, скажем, на III ладу, необходимо эти 3 лада прибавить к 12 ладам, так как середина струны, дающая высоту обертону на октаву выше основного звука, перемещается именно на 3 лада выше XII. В результате точка касания пальцем левой руки будет находиться над XV порожком. При этом нужно ещё извлечь другим пальцем этой же руки звук.

Просчитать удобно лишь те искусственные флажолеты, которые на октаву выше основного звука. Обертоны большей высоты, получаемые делением струны на 3 или 4 равные части, нужно соотносить с ладами выше XII, где они ещё могут браться (XIX и XXIV соответственно), и уже к ним прибавлять лад, зажатый левой рукой.

Обозначения натуральных и искусственных флажолетов в нотной литературе не приведены к одному знаменателю, что, конечно, удручает начинающих гитаристов. Вот несколько примеров:

В каких стилях музыки используется?

Нельзя сказать, что флажолеты любого типа используются гитаристами в каком-либо выборочном стиле музыки. Они нашли своё применение и в классическом стиле, и новомодном фингерстайле, и рок-музыке. На акустической гитаре и электрогитаре преобладающее большинство музыкантов пользуются искусственными обертонами, когда как классические гитаристы наравне применяют в своей игре и натуральные, и искусственные их виды. Рок-гитаристы в своих сольных партиях флажолетами подчёркивают кульминационные моменты, особенно в тех случаях, когда нужно перейти от мелодической части композиции к более тяжёлой.

В мелодических пьесах для двух или нескольких гитар флажолетные отрезки произведения хорошо слушаются под аккомпанемент перебором (арпеджио). Многие классические сочинения для гитары заканчиваются флажолетным аккордом или перебором, а иногда и начинаются с них.

Как играть?

На электрогитаре искусственный флажолет выполнить сложнее, нежели на акустической, так как требуется сразу после начала звучания струны отработанным движением пальца либо медиатора заглушить основной тон, но оставить обертон.

Сделать это можно так:

  • зажать струну на нужном ладу пальцем левой руки;
  • указательным пальцем правой руки коснуться этой же струны над соответствующим порожком после XII лада, а другим свободным пальцем (большим или безымянным) одновременно извлечь звук;
  • после звукоизвлечения указательный палец снимается со струны и сразу же снова касается её, чтобы заглушить основной тон;
  • остаётся звучать только обертон, указательный палец вновь убирается со струны.

На акустическом инструменте глушения не требуется, а всё остальное проделывается аналогично. При игре медиатором струны касается средний палец правой руки, так как указательный участвует в удержании медиатора.

При извлечении натурального флажолета струны касается над соответствующим порожком палец левой руки, а звук извлекает правая рука (пальцем либо медиатором).

Стоит заметить, что с помощью флажолетов опытные музыканты настраивают гитары, так как настройка по флажолетам наиболее точная.

Полезные советы

Несколько полезных рекомендаций помогут начинающим овладеть флажолетной техникой.

  1. Начинать учиться извлекать обертоны следует с натуральных их видов на XII, затем VII и V ладах.
  2. Касаться струны над флажолетными порожками следует очень мягко, но плотно.
  3. Касание струны и извлечение звука из неё нужно одновременно.
  4. После начала звучания обертона палец сразу же снимается, иначе звук погаснет.
  5. Касаться струны при извлечении искусственных флажолетов можно медиатором, а извлекать звук — пальцем правой руки.
  6. Правильность звучания обертона можно понять самостоятельно: нота слышится ясно, она яркая и довольно долгая.

преподаватель игры на музыкальных инструментах

Источник

Оцените статью