Фленжер для гитары что это такое

Флэнжер

Флэнжер (англ. flanger — фланец) — это звуковой эффект, который происходит когда два идентичные сигнала смешиваются вместе, один из сигналов задержан на небольшое время, время задержки постоянно изменяется, как правило задержка меньше 20 миллисекунд. Это приводит к эффекту движущегося гребенчатого фильтра: пики и провалы суммируются в результирующий частотный спектр, где они связанны друг с другом в линейный гармонический ряд. Изменение времени задержки служит причиной движения вверх и вниз по частотному спектру.

Часть выходного сигнала, как правило, подается обратно на вход (обратная связь), («рециркулирующие задержки»), это производит эффект резонанса, что еще больше усиливает интенсивность пиков и провалов в спектре. Фаза подаваемого обратно сигнала иногда перевернута, это порождает еще одну вариацию фленжер эффекта.

Флэнжер создает в спектре звука «расческу» — последовательность максимумов и минимумов, схожую с дифракционной/интерференционной картинами. Благодаря встроенному LFO, эта картина движется вверх-вниз, максимумы воспринимаются как обертона, в результате чего кажется, что звук тоже становится то выше, то ниже, хотя в то же время слушатель слышит все те же ноты без изменений.

Содержание

Устройство [ править ]

Флэнжер состоит из линии задержки, LFO и обратной связи. Звук подается на линию задержки, затем звук с линии задержки смешивается с необработанным, после чего обработанный сигнал через обратную связь (Feedback) возвращается на вход. Величина задержки модулируется через LFO, но при этом даже с модуляцией, время задержки не будет превышать 10-20 мс (зависит от конкретного производителя, но для большинства сигналов уже на 10 мс пропадает характерный эффект флэнжера).

Читайте также:  Темная ночь ноты для фортепиано для начинающих

Некоторые флэнжеры поддерживают возможность инвертированной по фазе обратной связи (звук инвертируется при прохождении через Feedback), что создаёт специфическое звучание. Также стоит помнить, что из-за устройства флэнжер может сильно изменять громкость даже насыщенного материала, теоретически возможны всплески до +6 дБ.

Физическое объяснение эффекта [ править ]

Флэнжер использует достаточно небольшое время задержки, чтобы сигнал не успел кардинально измениться. В результате смешиваются почти идентичные сигналы, с тем лишь условием, что один из них задержан на некоторое время.

Как известно, чтобы две одинаковые волны взаимовычлись, их разность хода должна составлять нечетное число полуволн; при четном числе полуволн произойдет противоположное — удвоение сигнала. Разность хода в какой-то конкретный момент времени постоянна, но для каждой частоты это разность будет составлять свое число полуволн. В результате те частоты, у которых разность хода близка к целому числу полуволн, усиливаются (тем сильнеее, чем точнее значение), а те, у которых разность хода близка к нечетному числу полуволн — ослабляются (вплоть до полного исчезновения при одинаковых амплитудах и разности хода ровно в нечетное число полуволн).

Параметры эффекта [ править ]

  • Глубина (Depth, Range) — характеризует диапазон изменения времени задержки.
  • Скорость (Speed, Rate) — скорость изменения времени задержки.
  • Задержка (Delay) — время задержки копий.
  • Обратная связь (Feedback) — количество подаваемого сигнала с выхода на вход.
  • Форма волны генератора низкой частоты (LFO waveform) — бывает синусоидальной (sin), треугольной (triangle) и логарифмической (log).
  • Баланс (Mix, Dry/wet) — соотношение необработанного и обработанного сигналов.

Сравнение с фэйзером [ править ]

Фэйзер является специфическим типом фазосдвигающих эффектов, «поэтапным». Сигнал в несколько этапов, проходит через один или более all-pass фильтров (фазовых фильтров), которые имеют нелинейную фазовую характеристику, а затем добавляются к оригинальному сигналу. Это приводит к конструктивной и деструктивной интерференции (зависит от частоты), что даёт серию пиков и провалов в частотном спектре сигнала. В целом, положение этих пиков и провалов в спектре повторяются в виде не гармонического ряда.

В фэйзере расширение гребня пиков и впадин аналогично фленжеру, который даёт гребенчатый фильтр с регулярно расположенными пиками и провалами, но фэйзер постепенно приводит к эффекту с неравномерно расположенными пиками и провалами.

Во флэнжере и в фэйзере характеристики (фаза ответа и время задержки, соответственно) как правило разнообразные по времени, что приводит к широким (sweeping) звуковым эффектам.

Для уха эффекты флэнжера и фэйзера похожи, но они узнаваемы по характерным им окраскам.

Как правило, флэнжер похож на звук «реактивного самолёта». Для того, чтобы был слышен эффект гребенчатого фильтра, спектральный состав материала в диапазоне затрагиваемых частот должен быть достаточно полным. Эффект более очевиден, когда фленжэр применяется к гармонически богатому материалу, а также является наиболее очевидным, когда он применяется к белому шуму или к подобным шумовым сигналам.

Если АЧХ флэнжера отображается на графике анализатора спектра, след напоминает гребенку, в виде гребенчатого фильтра.

Открытие эффекта [ править ]

Эффект был открыт звукорежиссером Филом Спектором в 1958 году. Пpи попытке «удвоить» голос, воспроизводя запись одновременно c двух магнитофонов, и получился этoт необычный звук (так кaк идеальной синхронизации лент добиться было невозможно, обе ленты чуть смещалась пo времени друг относительно друга). Спектор коснулся края крутящейся бобины с пленкой и получил временную модуляцию сигнала. Flange в переводе с английского значит фланец (обод катушки с лентой). В результате эффект получил название «Flanger».

Искусственные флэнжэры [ править ]

В 1970-е годы, прогресс электроники сделал эффект флэнжера возможным с использованием интегрированных схем цепей. Флэнжеры делятся на две категории: аналоговые и цифровые. Однин из самых известных педальных фленджеров это Electro Harmonix Electric Mistress.

Обратите внимание, что оригинальный флэнжер эффект, получаемый с помощью ленты звучит немного по другому, чем поздние электронные и программные продукты. Флэнжер полученный с помощью ленты не только задерживает сигнал, но и ответные характеристик разных частот. Магнитные ленты и магнитные головки неизбежно вносят некоторое смещение фаз частот в сигнале. Таким образом, в то время как пики и впадин гребенчатого фильтра находятся в более или менее линейном гармоническом ряде, существует значительное количество нелинейного поведения, в результате чего тембр магнитофонного флэнжера звучит скорее как сочетание того, что стало известным как флэнжер и фэйзер.

«Barber-pole» флэнжер [ править ]

Также известен как «бесконечный флэнжер» — это звуковая иллюзия, похожая на эффект «тон Шепарда». Развертка звука флэнжера двигается только в одном направлении («вверх» или «вниз») бесконечно, а не как при обычном флэнжере — поочерёдно то вверх, то вниз. Эффект «тон Шепарда» создаётся путём создания каскада тонов, появляющихся в начале и затухающих в конце с широко изменяющимся питчем в верх или вниз, «бесконечный флэнжер» использует каскад нескольких линий задержки, каждая задержка, достигая предела, затухает. Эффект доступен на различных аппаратных и VST устройствах.

Источник

Флэнжер (Flanger).

Флэнжер (flanger — фланец ) — ещё один эффект, основанный на задержке сигнала.

Он очень схож с фейзером , так как они оба представляют собой сочетание задержки звукового сигнала с частотной или фазовой модуляцией.

Основное отличие флэнжера и фейзера в том, что у первого время задержки копии и изменение частот сигнала значительно большие, чем для второго. По сути фейзер можно считать предельным случаем флэнжера.

Флэнжер. Примеры звучания.

Открытие эффекта флэнжер

Открытие эффекта принадлежит звукорежиссёру Филу Спектору. Было это в 1958 году. Пpи попытке «удвоить» голос, воспроизводя запись одновременно c двух магнитофонов, получился этoт необычный звук (так кaк идеальной синхронизации лент добиться было невозможно, обе ленты чуть смещалась пo времени друг относительно друга). Спектор коснулся края крутящейся бобины с пленкой и получил временную модуляцию сигнала. Flange в переводе с английского значит фланец (обод катушки с лентой). В результате эффект получил название «Flanger».

Конечно, после этого открытия «ленточного флэнжера» наука не стояла на месте, появились флэнжеры с применением интегрированных схем (1970-е гг.). И звучание этих устройств немного отличалось от того эффекта, который открыл Спектор. В настоящее время Флэнжеры делятся на две категории: аналоговые и цифровые (подробнее далее).

Суть эффекта

Два идентичных сигнала смешиваются, при этом один из них задержан по отношению к другому на малое количество времени 5-15 мс, что создаёт в спектре звука «расчёску». Время задержки постоянно меняется, а максимумы и минимумы «расчёски» благодаря применению LFO (генератор низких частот) движутся. При этом максимумы воспринимаются на слух как обертона , которые создают впечатление движения звука вверх и вниз, хотя гармоническая основа остаётся (слушатель слышит всё те же ноты).

Рассмотрим подробнее на рисунке:

Как видите, флэнжер дает серию пиков и провалов вдоль частотного спектра, которые организованы в гармонические ряды. Фактический характер гребенчатого фильтра «расчёски» определяется временем задержки , переключателем фазы обратной связи и величиной обратной связи. Модуляция «sweep» — эффект движется вверх и вниз по частотам, производя свистящий звук. Скорость модуляции обычно поддерживается на низком уровне и может быть синхронизирована с половиной ноты или длительности Bar проекта (c сеткой проекта), если задан какой-либо параметр формы волны, обычно используется синус или треугольник.Частоты пиков и провалов гармонически связаны. Когда эффект модулируется, этот «паттерн» на рисунке расширяется и сжимается, но гармоническая связь остается.

Как работает флэнжер

Сигнал, как вы видите на рисунке ниже, разделяется на два независимых. Один не изменяется, второй проходит через линию задержки, которая находится в пределах 5-15 мс (эта величина зависит от конкретного производителя гитарной примочки, либо настроек плагина). LFO (генератор низких частот) регулирует модуляцию времени задержки сигнала, которая зависит от формы волны (LFO waveform) и находится в пределах от 3 Гц и ниже. Меняя форму волны, частоту и амплитуду колебаний LFO, получается различное звучание.

На выходе необработанный сигнал смешивается с обработанным. А так как между этими сигналами есть небольшое смещение (один из них задержан), время задержки небольшое до 15-20 мс и постоянно меняется, то это приводит к эффекту движущегося гребенчатого фильтра «расчёски».

Часть сигнала поступает в Feedback (обратная связь) — обратно на вход. В итоге создаётся резонанс, который усиливает пики и провалы в спектре сигнала. В некоторых устройствах Feedback имеет параметр, который инвертирует фазу сигнала. Это позволяет получить ещё более специфическое звучание.

Структура флэнжера изображена ниже:


Параметры флэнжерa

  • Depth, Range (глубина) —диапазон изменения времени задержки.
  • Speed, Rate (скорость) — быстрота изменения «плавания» звука, регулируется частотой низкочастотного генератора.
  • Delay (задержка) — время задержки копий
  • Feedback (обратная связь) — количество подаваемого сигнала с выхода на вход.
  • LFO waveform (форма волны генератора низкой частоты ) — бывает синусоидальной (sin), треугольной (triangle) и логарифмической (log).
  • Mix, Dry/wet balance (баланс) — соотношение необработанного и обработанного сигналов.

Бесконечный флэнжер

Название этого флэнжера «Barber-pole». Он схож с эффектом «тон Шепарда». Звук такого флэнжера движется бесконечно только либо вверх, либо вниз. Как это возможно? Если интересно читаем здесь про «тон Шепарда» ( Аудио тесты, тестовые сигналы, калибровка звукового оборудования. Часть 2. )

Применение в проектах

Эффект был очень распространён в музыке психоделического звучания (1960-е гг.) А по звучанию эффект напоминал взлёт самолёта.

Флэнжер в основном используется в качестве отдельного эффекта в миксе. В некотором смысле звук флэнжера также напоминает сирену, где глубина определяет, как низко и высоко она идет. А скорость определяет, как быстро она идет. Обратная связь является чем-то вроде резонансного управления, где чем выше обратная связь, тем больше резонанс.

На первом фото выше PSP Lexicon 42 в режиме deep flanger. На этом снимке экрана показана настройка предустановки deep flanger — высокая обратная связь, 1 мс задержка (delay), высокая глубина (depth) , медленная скорость (rate) и feedback и интвертированная фаза сигнала. Второй рисунок — как выглядит устройство PSP Lexicon 42.

Примеры устройств

Бывают аналоговые и цифровые. Примеры:

Педаль эффектов TC Electronic Vortex Mini Flanger

Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.

Источник

Звуковой эффект Флэнжер

Флэнжер (от английского flanger или flange — дословный перевод: фланжировать, фланец, фланцевать) — разновидность звукового эффекта или обеспечивающего его получение прибора. Дополняет звук инструмента за счёт придания эффекта «полёта». Принципиально флэнжер аналогичен хорусу, отличие же заключается во времени задержки (уменьшена до 5–15 мс) и в имеющейся обратной связи (feedback).

Описание флэнжера

Эффект представляет собой имитацию звучания взлетающего самолёта. Наибольшую популярность флэнжер приобрёл в 60 годах — он широко использовался исполнителями для придания психоделичности звучанию.

Как работает флэнжер

Изначально производится разделение входящего аудиосигнала на два отдельных потока. Первый остаётся неизменным, а второй далее обрабатывается в линии задержки.

В ней аудиосигнал задерживается на 5–15 мс — интервал задаётся на основе сигнала, издаваемого низкочастотным генератором (НЧ). На выходе происходит смешивание первичного аудиосигнала с задержанным. Генератором НЧ осуществляется модуляция интервала задержки аудиосигнала. Она производится при вырабатывании им определённых колебаний, находящихся в диапазоне от 3 Гц и ниже. С помощью изменения их частоты, формы и амплитуды обеспечивается формирование выходящего аудиосигнала различного вида.

Параллельно выполняется подача фрагментов выходящего аудиосигнала на вход и их повторная обработка. Итоговое резонансное звучание на выходе и является флэнжером. В ряде случаев инвертируется фаза сигнала обратной связи, что позволяет добиться иного варианта звучания.

Настройки флэнжера

При настройке эффекта стоит уделить внимание следующим характеристикам:

  1. Глубине (depth) — позволяет задавать определённый интервал задержки.
  2. Скорости (speed, rate) — используется для регулировки скорости, с которой изменяется «плавание» звучания — она задаётся частотной характеристикой НЧ-генератора.
  3. Форме волны НЧ-генератора (LFO waveform) — она может быть представлена в форме синусоиды (sin), треугольника (triangle) или принимать логарифмическую (log) форму.
  4. Балансу (balance, mix, dry/wet) — задаёт соответствие между оригинальным и изменённым аудиосигналами.

Источник

Оцените статью