Флейшман скрипка ротшильда ноты

Флейшман скрипка ротшильда ноты

Любимое занятие маэстро Рождественского – исполнять малоизвестные или напрочь забытые сочинения отечественных классиков. Послушайте несколько из них

«Скрипка Ротшильда» занимает уникальное место в наследии Шостаковича: это произведение Вениамина Флейшмана, которого Дмитрий Дмитриевич считал своим самым любимым учеником. В 1939 Флейшман начал писать одноактную оперу по повести А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда», но в 1941 году в числе первых добровольцев с комсомольской бригадой ушёл на фронт и погиб в боях под Красным селом. Шостакович посчитал своим долгом закончить и оркестровать оперу, тем самым, обессмертив ее автора, так рано ушедшего из жизни. Сам факт подобной работы может считаться творческим и человеческим подвигом, тем более если учесть то, что она производилась во время войны, когда сам Шостакович находился в тяжелых условиях в эвакуации. Опера была окончена и оркестрована Шостаковичем к февралю 1944 года. Уже после войны Шостакович прилагал много усилий для постановки этой оперы, получая отказ за отказом, пока, наконец, 20 июня 1960 года состоялось первое концертное исполнение оперы во Всесоюзном Доме композиторов в Москве. В этом же году дирижер Г.Рождественский осуществил запись оперы на Всесоюзном радио. Затем опера была поставлена в Ленинградской Экспериментальной студии камерной оперы 24 апреля 1968 года, в рамках студенческого фестиваля «Молодые композиторы России». (Художественный руководитель Соломон Волков, режиссер Виталий Фиалковский, дирижер Юрий Кочнев.) Сразу же после постановки опера была названа «сионистской» и запрещена к дальнейшему показу.
Слушая «Скрипку Ротшильда», можно без труда узнать стиль Шостаковича. Это естественно: во-первых, Флейшман, как ученик Шостаковича, находился под сильным влиянием творчества и личности своего великого наставника; во-вторых, окончательную редакцию и оркестровку делал сам Шостакович. Поскольку не сохранилось ни одного другого сочинения Флейшмана, сейчас невозможно определить, какие находки в этой опере безусловно принадлежат ему, а что родилось под влиянием и при непосредственном участии Шостаковича. Можно предположить, что все, связанное с еврейской тематикой, несомненно, принадлежит Флейшману, так как он воспитывался в религиозной семье, слышал службы в синагоге, сам играл в клезмерском оркестре на скрипке. Он не мог не впитать в себя самым естественным образом дух и богатую музыкальную культуру, освященную вековыми традициями своего народа. И здесь возникает обратная связь – влияние, которое оказал ученик на своего учителя. И влияние это несомненное – ведь именно в этот период в творчестве Шостаковича появляются еврейские мотивы. Работая над окончанием оперы Флейшмана, Шостакович пишет параллельно Фортепианное трио, где впервые в его сочинении звучит тема, явно еврейского происхождения. Это подтверждает и Владимир Зак, рассказывая о своей беседе с Шостаковичем в конце 60 годов: «Шостакович, говоря о своей приверженности к еврейскому фольклору, сказал, что вошел в этот мир благодаря своему ученику Вениамину Флейшману и работе над его оперой». Уникальность ситуации в том, что это оказалось не случайным явлением, а серьезным влиянием, определившим, в какой-то мере, творческую и гражданскую позицию великого Мастера. Интересно сопоставить цитату из «Скрипки Ротшильда» с высказыванием Шостаковича о еврейской музыке: «И этот проклятый жид даже самое веселое умудрялся играть жалобно» (Скрипка Ротшильда); «…она может показаться веселой, тогда как на самом деле трагична. Почти всегда еврейская музыка – это смех сквозь слезы» (Шостакович). Это сочетание, свойственное еврейской музыке, оказалось сродни эмоциональному миру Шостаковича.

Читайте также:  Ноты для фортепиано the white stripes seven nation army

Вениамин Флейшман (1913-1941)

В пьесе «Блоха» (по Лескову), написанной Замятиным в 1924 году по просьбе МХАТа, традиции русского балаганного театра органично соединились с условностью итальянской комедии масок. Успех этой весёлой пьесы был огромен и в Москве, и в Петрограде — число постановок перевалило за три тысячи. Музыка к пьесе, написанная Юрием Шапориным, вышла выразительной и легкой и в ней встречается немало специфических музыкальных шуток. В 1928 г. была создана «Шутейная сюита» из Блохи для необычного исполнительского состава (духовые, домры, баяны, рояль и ударные инструменты) — «стилизация так называемого народного лубка», по словам самого композитора.

Симфониетта и 3я симфония Николая Ракова адресованы молодым слушателям. В этих сочинениях воплощены образы юности. Вот что пишет в своем очерке «Н. П. Раков» музыковед А. Соловцов: «Тонкий вкус, изящество и благородство стиля, зрелое мастерство, отличное владение средствами оркестра, богатство и вместе с тем простота музыкальной речи, прочно связанной с народными истоками, искренний теплый лиризм при господстве светлых оптимистических образов вот лучшие качества музыки Ракова».

Виссарион Шебалин (1902-1963)

Блоха, шутейная сюита (1928)
I. Moderato assai
II. Andante con moto
III. Andantino
IV. Andantino.
V. Tempo di Valse
VI. Moderato
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Геннадий Рождественский
1982

Николай Раков (1908-1990)

Симфониетта для струнного оркестра (1958)
I. Allegro moderato. Allegro molto
II. Allegretto grazioso
III. Vivo
IV. Andante sostenuto
V. Allegro con fuoco
Симфония №.3 C Major «Маленькая симфония» для стр. оркестра (1962)
I. Allegro moderato
II. Andante
III. Vivo
IV. Andante sostenuto. Allegro

Большой симф. оркестр СССР, Геннадий Рождественский
1968, 1964

Источник

Флейшман скрипка ротшильда ноты

Музей обороны Ленинграда.
А.Б.Прядехин, Д.А.Медведев, М.И.Салаев, «Страницы летописи Великой Отечественной войны», том 7, Ленинград, 1986

Е.Надеинский
«Скрипка Ротшильда«

Их было трое – трое друзей, трое студентов композиторского факультета консерватории, трое бойцов народного ополчения: Вениамин Флейшман, Заур Гаглоев и Александр Катакин. Их жизненный, и ратный путь был недолог, но честен, и долг свой они исполнили до конца. В сентябре 1941 года друзья получили приказ перекрыть дорогу, ведущую из Красного Села на Ленинград. Гитлеровцы рассчитывали с ходу прорваться на этом участке: знали, что противостоят им не кадровые части. Но одна за другой захлебывались атаки, подступы к дзоту, который обороняли трое музыкантов, устилали все новые трупы фашистских солдат. В конце концов врагу удалось окружить огневую точку. Несколько раз предлагали они крохотному гарнизону сдаться. Ответом были пулеметные очереди. Тогда фашисты пустили в ход огнеметы. Но темп наступления уже был потерян, наше командование получило время на подтягивание основных сил, и обстановку под Красным Селом удалось стабилизировать.
Вениамин Флейшман был самым любимым учеником Д.Д. Шостаковича. Уходя на фронт, молодой композитор перевязал бечевкой рукопись клавира недавно оконченной оперы «Скрипка Ротшильда» и попросил родных передать ее на сохранение в Ленинградскую композиторскую организацию. «Берегите «Скрипку Ротшильда»! – с тревогой взывал Дмитрий Дмитриевич, словно предчувствуя скорую гибель ученика. После войны он разыскал клавир оперы и сделал инструментовку. В 1960 году опера впервые прозвучала в Москве в концертном исполнении.
«Потеря Флейшмана ощущается нашим музыкальным поколением, – писал много лет спустя соученик Вениамина Георгий Свиридов – Это был человек возвышенного строя души, с благоговением относившийся к искусству». А Шостакович называл его композитором огромного таланта.
Рукопись оперы «Скрипка Ротшильда» – одна из самых драгоценных реликвий школьного музея.

Источник

Скрипка Ротшильда (опера)

«Скрипка Ротшильда» — опера в одном действии ленинградского композитора Вениамина Флейшмана по одноимённому рассказу А. П. Чехова. После гибели Флейшмана в 1941 году на подступах к Ленинграду опера была дооркестрована Дмитрием Шостаковичем в 1944 году и впервые исполнена в 1960 году.

1. Сюжет
Сюжет оперы близко соответствует рассказу Чехова.
Немолодой гробовщик Яков Матвеевич Иванов по прозвищу Бронза живёт в провинциальном городке. Помимо основного занятия он играет на скрипке в еврейском оркестре Шахкеса. Во время одного из выступлений он ссорится с флейтистом Ротшильдом.
Возвратившись домой, Яков начинает размышлять, что жизнь приносит одни убытки. К убыткам он относит все деньги, какие мог заработать, но по какой-то причине не сумел: полицейский надзиратель уехал лечиться в уездный город, да там и помер — убыток! день прошел, а никто гроб не заказал — убыток! и таким образом в год набегает целая тысяча рублей убытков.
В это время появляется его жена Марфа. Она заболела и чувствует приближение смерти. Вспоминает прошлое, но Яков ничего не помнит, а думает лишь о том, что гроб надо делать сегодня, потому что впереди праздник, потом воскресенье, а понедельник — день тяжёлый, не до работы.
Приходит Ротшильд и сообщает, что Шакхес просит Якова сыграть на свадьбе, суля большие деньги, но гробовщик его прогоняет. Он снова думает об убытках: вся жизнь людей — сплошной убыток, и только смерть — доход. Значит, нужно умирать.
С опаской возвращается Ротшильд: Шакхес настоятельно просит Якова прийти, заменить его некем. На этот раз Яков не прогоняет еврея, а, поняв, что в могиле скрипка не нужна, дарит её Ротшильду.

3. Исполнения и постановки
После войны «Скрипка Ротшильда» исполнялась на радио. 20 июня 1960 года состоялась премьера в концертном исполнении. В 1965 году был опубликован клавир.
Осуществить сценическую постановку долгое время не удавалось. Только в апреле 1968 года Соломон Волков и его консерваторские товарищи, объединившиеся в «Экспериментальную студию камерной оперы», осуществили первую постановку спектакля на сцене Ленинградской консерватории. Публика приняла оперу с триумфом, но официальная реакция была уничтожающей: оперу обвинили в пропаганде сионизма и запретили к исполнению.
В 1996 году на экраны вышел фильм Le violon de Rothschild режиссёра Эдгардо Козаринского, посвящённый опере и истории её создания.

Источник

ШОСТАКОВИЧ В МАРИИНСКОМ
К 111-летию cо дня рождения композитора

Премьера 11.11.2016 (концертное исполнение)

После разгрома «Леди Макбет Мценского уезда» Шостакович не написал ни одной новой оперы. Последующие его опыты остались незавершенными («Игроки») или остановились на стадии замыслов и набросков («Тихий Дон», «Черный монах»). Возможность работать в музыкальном театре Шостакович находил в общении с чужими оперными партитурами.

В начале 1937 года Шостакович начал преподавать на композиторском факультете Ленинградской консерватории. Здесь в его класс сразу были зачислены Георгий Свиридов и Орест Евлахов, а осенью того же года в консерватории появился новый студент – Вениамин Флейшман. В тихом, даже замкнутом юноше родом из маленького городка Бежецка, что близ Твери, заметили талант: «Есть композиторские данные – возможно принять на первый курс» 1 , – под этой резолюцией стояла и подпись Шостаковича.

В консерватории Флейшман начал сочинять оперу «Скрипка Ротшильда» по рассказу Чехова. Она осталась единственным сохранившимся его произведением. (Известно, что до того он написал несколько прелюдий и романсы на стихи Гёте и Лермонтова – их ноты, по-видимому, утрачены). Возможно, сюжет оперы подсказал ему сам Шостакович, очень любивший чеховскую прозу. Флейшман писал долго и трудно, на каждое занятие принося лишь несколько новых тактов, но Шостакович высоко ценил талант своего ученика и добился того, чтобы в качестве исключения ему в консерватории было разрешено работать над этой оперой в качестве единственного задания.

На снимке 15 октября 1938 года фоторепортер ТАСС Роман Мазелев запечатлел студентов и преподавателей композиторского и режиссерского классов Ленинградской консерватории, среди которых был и Флейшман. В духе времени студенты взяли на себя обязательство к 20-летию ВЛКСМ создать музыку и либретто оперных отрывков по рассказам Антона Чехова и Максима Горького.

Собрание студентов классов Дмитрия Шостаковича и Эммануила Каплана.
Сидят: Татьяна Френкель, Эммануил Каплан, Дмитрий Шостакович, Елена Бронфин, Вениамин Флейшман, Юрий (Георгий) Свиридов, Игорь Болдырев, Татьяна Биншток, Юрий Левитин
Стоят: Роман Тихомиров, Николай Коган, Антонина Лебедева, Н. Поляк, Орест Евлахов, Нина Самосуд
© Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

К окончанию консерватории Флейшман завершил оперу в клавирном варианте и начал ее оркестровать. Занятия прервал 1941 год, композитор ушёл в ополчение и погиб в первые месяцы войны. Рукопись оперы осталась в Ленинградском союзе композиторов. Эвакуированный в Куйбышев Шостакович, ещё не зная о судьбе Флейшмана, писал Оресту Евлахову: «Если „Скрипка Ротшильда“ находится в Ленинградском союзе композиторов, то, пожалуйста, присматривайте за ней, а ещё лучше – снимите с неё копию и, если будет оказия в Куйбышев, перешлите мне. Я очень люблю это сочинение и беспокоюсь за него; как бы оно не пропало» 2 . Рукопись удалось отправить Шостаковичу, перед которым стояла теперь непростая задача: довести оперу до завершения и дать ей жизнь. Несмотря на тяжелые условия, для Шостаковича это было время напряженной работы: он только что закончил Седьмую симфонию и обдумывал замысел Восьмой, а также писал оперу «Игроки» и Фортепианное трио. Работа над «Скрипкой Ротшильда» была окончена уже по возвращении из эвакуации, в Москве, в феврале 1944 года. В рукописи партитуры Шостакович подробно указал, какая часть музыки сочинена Флейшманом, а какая – им самим.

В общении с рукописями Флейшмана Шостакович впервые соприкоснулся с материалом, уходящим корнями в музицирование еврейских исполнителей-клезмеров. Еврейская тема и соответствующие интонации, которыми пронизана опера, с этого времени надолго вошли в композиторский арсенал Шостаковича – вскоре из-под его пера выйдут Фортепианное трио, вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», Первый скрипичный концерт.

Однако именно еврейский сюжет надолго преградил «Скрипке Ротшильда» путь на сцену. В эпоху государственного антисемитизма исполнить ее вряд ли было возможно; собственные опусы Шостаковича на еврейские темы тоже лежали в столе композитора до середины 1950-х годов. Путь оперы Флейшмана был еще сложнее: лишь в 1960 году она впервые прозвучала в концертном исполнении, два года спустя – на радио, а сцену увидела только в 1968-м и тут же вновь получила клеймо «сионистской». В 1982 году первую запись «Скрипки Ротшильда» осуществил Геннадий Рождественский, однако ни на одной из крупных сцен России она с тех пор не ставилась. За рубежом интерес к партитуре Флейшмана – Шостаковича был более активным: оперу исполняли (обычно в полусценической версии) в Нью-Йорке (1990), Лондоне (1997 и 2007), Берлине (2003). Популярности сюжета способствовал франко-финляндско-венгерско-швейцарский фильм 1996 года, посвященный истории создания оперы. Фильм, однако, остался почти не замеченным в России, несмотря на то, что роль Шостаковича сыграл Сергей Маковецкий, а на записи – вновь под управлением Рождественского – главную вокальную партию блестяще исполнил Сергей Лейферкус.

В Мариинском театре «Скрипка Ротшильда» впервые прозвучала в концертном исполнении в ноябре 2016 года в исполнении солистов Академии молодых певцов. Дирижировал Карен Дургарян.

В сезоне 2017-2018 опера вошла в абонемент «Шостакович». В один вечер с ней исполняется вокальный цикл Шостаковича «Из еврейской народной поэзии».

Дмитрий Воропаев, Михаил Синькевич, Анастасия Калагина и Екатерина Сергеева после исполнения вокального цикла Шостаковича «Из еврейской народной поэзии». 25 сентября 2017 года
© Мариинский театр / Фото Валентина Барановского

Денис Беганский – главный герой оперы «Скрипка Ротшильда», скрипач и гробовщик Бронза
© Мариинский театр / Фото Валентина Барановского

Регина Рустамова (Марфа), Денис Беганский (Бронза), Савва Хастаев (Ротшильд), Дмитрий Колеушко (Шахкес) после концертного исполнения оперы «Скрипка Ротшильда». Оркестром Мариинского театра дирижировал Михаил Синькевич. 25 сентября 2017 года
© Мариинский театр / Фото Валентина Барановского

При подготовке текста использован материал статьи:
Силина, Е. А. Вениамин Флейшман, ученик Шостаковича / Елена Силина // Шостакович: Между мгновением и вечностью. Документы. Материалы. Статьи. СПб.: Композитор, 2000. С. 346–408

1 Цит. по: Силина, Е. А. Вениамин Флейшман, ученик Шостаковича // Шостакович: Между мгновением и вечностью. Документы. Материалы. Статьи. СПб.: Композитор, 2000. С. 361.
2 Цит. по: Силина, Е. А. Вениамин Флейшман, ученик Шостаковича // Шостакович: Между мгновением и вечностью. Документы. Материалы. Статьи. СПб.: Композитор, 2000. С. 383.

Источник

Оцените статью