Флярковский снежная королева ноты

Флярковский снежная королева ноты

Сегодня, 8 мая, день памяти Алекса́ндра Флярко́вского (06.07.1931 — 08.05.2014)

Алекса́ндр Гео́ргиевич Флярко́вский (6 июля 1931, Ленинград — 8 мая 2014, Москва) — советский композитор, автор более 300 песен, многие из которых стали популярными. Народный артист РСФСР (1986), заслуженный деятель культуры ПНР, профессор, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».

Родился 6 июля 1931 года в Ленинграде. Отец – Флярковский Георгий Эдуардович (1904–1981), рабочий; в звании сержанта участвовал в Великой Отечественной войне, был минером, получил тяжелое ранение; после войны работал настройщиком на фабрике музыкальных инструментов.
Мать – Флярковская Антонина Михайловна (1911–1945).
Супруга – Флярковская (Копылова) Лариса Матвеевна (1931–1992), музыковед. Дочери: Котова Елена Александровна (1955 г. рожд.), переводчик; Левкина Ольга Александровна (1967 г. рожд.), театровед. Внуки: Антон, Александра, Елена.

К музыке Александра приобщил отец, который все свободное от работы время отдавал игре на баяне. В 1937 году, решив полностью посвятить себя любимому делу, Георгий Эдуардович оставил токарное дело и поступил на работу в областную филармонию, много ездил с концертными бригадами по области. Его нередко приглашали на семейные торжества, свадьбы. Александр ходил вместе с ним. Обладая абсолютным слухом и музыкальной памятью, он пел песни и оперные арии, услышанные по радио, песни из кинофильмов. Музыка все больше завладевала им.
В ноябре 1939 года Александр поступил в детскую хоровую школу при Ленинградской академической капелле имени М.И. Глинки, художественным руководителем и главным дирижером которой был Александр Васильевич Свешников. С началом Великой Отечественной войны школу эвакуировали в село Арбаж Кировской области.
В 1944 году, вернувшись из эвакуации, Флярковский продолжил музыкальное образование в Московском государственном хоровом училище, созданном А.В. Свешниковым на базе Ленинградской хоровой школы. А.В. Свешников привлек к работе в училище талантливых педагогов и замечательных музыкантов: Н.И. Демьянова, А.А. Сергеева, Т.В. Оболадзе, К.М. Щедрина, В.В. Соколова, В.А. Зиринга, Г.М. Динора, в классе у которого занимался Флярковский, С.С. Благообразова, К.Б. Птицу, С.К. Казанского и многих других. Важную роль в профессиональном становлении композитора сыграли встречи с выдающими музыкантами-исполнителями А.Ф. Гедике, А.Б. Гольденвейзером, К.Н. Игумновым, С.Т. Рихтером, Я.В. Флиером, Э.Г. Гилельсом.
В училище Флярковский впервые начал заниматься композицией. К 30-летию ВЛКСМ он написал песню «Появился в отряде мальчишка» на стихи
Е. Долматовского, которая прозвучала в концерте в Большом театре. Первый композиторский успех вселил уверенность в свои силы и желание сочинять еще и еще – появились пьесы для фортепиано, скрипки, хоровые произведения, вокальные миниатюры на стихи Фета, Плещеева, Тютчева.
С 1947 года Флярковский параллельно с учебой работал концертмейстером в Доме пионеров.
В 1949 году он поступил на композиторский факультет Московской консерватории в класс народного артиста СССР профессора Ю.А. Шапорина. Человек энциклопедических знаний, живой, интересный собеседник, друживший с А. Блоком, М. Горьким, А. Толстым, композитор, создавший ряд произведений непреходящей художественной ценности, Юрий Александрович Шапорин на долгие годы стал его добрым наставником, советчиком и старшим другом. Ю.А. Шапорин обращал внимание своих учеников прежде всего на внутреннее содержание сочиняемого, на его художественный и эмоциональный образ. Руководителем Флярковского по инструментовке был Ю.А. Фортунатов – человек, фанатически преданный музыке, композитор, великолепный знаток оркестровых стилей.

В годы учебы в консерватории Флярковский пишет фортепианные вариации, вокальный цикл на стихи крестьянского поэта Спиридона Дрожжина, фортепианную сонатину в трех частях, марш для духового оркестра «Слава Родине», хоры на стихи В. Берестова,
М. Исаковского, П. Комарова, В. Котова, песню «Марш стальных путей» на стихи Н. Коченова и другие. Первым изданным его произведением стали полифонические обработки 13 народных песен Римского-Корсакова и Лядова, сделанные им в 1950 году совместно со своим однокурсником, а в будущем – знаменитым композитором Родионом Щедриным.
Дипломная работа Флярковского объединила произведения разных жанров: Концерт для скрипки с оркестром, кантату «Москва» на стихи М.Ю. Лермонтова и цикл фортепианных прелюдий, за которые он был удостоен почетного диплома на V Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве.
В 1950-е годы одной из центральных тем в творчестве композитора становятся дела и подвиги молодежи. В 1956 году он пишет музыку к спектаклю Московского драматического театра имени А.С. Пушкина «Двадцать лет спустя» М. Светлова – поэтичному, романтическому произведению о жизни первых комсомольцев. Теме молодежи посвящены симфоническая поэма «Юность», музыкально-литературный монолог «Ровеснику».
В большинстве «молодежных» сочинений Флярковского нашли отражение впечатления, полученные им во время поездок по стране. Так, симфоническая поэма «Юность» написана после того, как он побывал в 1955 году на целинных землях Алтая.
Еще в студенческие годы Флярковским написано много хоров, в том числе и хор «Молодость» на слова сказительницы М. Голубковой, получивший 1-ю премию на консерваторском конкурсе в 1951 году. Композитор написал много «молодежных» песен: на стихи Н. Коченова, Ю. Полухина, В. Семернина, Л. Дербенева, М. Сергеева и других поэтов.
Но большинство из них написаны в содружестве с поэтом Робертом Рождественским. После первой совместной работы – песни «Твое окно» (премия конкурса на лучшую песню о Москве, 1955) появились «Мальчишка семнадцати лет», «Что тебе нужно для счастья», «цикловые» песенные работы «Дрейфующий проспект», «Ровеснику», «Здравствуй, любовь». Широкую популярность получили песни из этих циклов, такие как «Стань таким» или «Плакат» («Мы судьбою не заласканы. »). Совместно с Робертом Рождественским написаны песни к драматическим радиопостановкам: «Море» к «Танкеру “Дербент”», «Осенью пришла ко мне весна» к «Обгоняющей ветер», документальному фильму С. Герасимова «Говорит Спутник» (1959) и т.д.
Теме молодежи посвящены первая симфония Флярковского – «Ровеснику» (1962) и его первая опера «Дороги дальние» о вчерашних одноклассниках, которые решили вместе начать трудовую биографию: поехать на далекую стройку в Сибирь, проложить там «дорогу к океану». В ноябре 1963 года опера прозвучала первый раз в эфире, а в январе 1964 года состоялось ее концертное исполнение в Колонном зале, затем – премьера в Воронежском оперном театре.
Тема юности в творчестве Флярковского неотделима от темы Родины, патриотизма. Образ Родины находит воплощение и в картинах родной природы, и в событиях революционного прошлого, и в рассказах о беззаветном мужестве людей в годы войны и в труде.
В 1955 году Флярковский создал хоровую сюиту «1905 год» в 7 частях, основанную на темах революционных песен (стихи И. Воинова, Д. Бедного, А. Белозерова, А. Гмырева, Я. Бердникова) и явившуюся своеобразным этюдом к его оратории «Колодники» на слова Н. Коченова (для солиста-баса, смешанного хора и симфонического оркестра).

В дальнейшем своем творчестве событиям Октябрьской революции, Гражданской и Великой Отечественной войн композитор посвятил целую серию крупных хоровых произведений.
Это – оратории «Бессмертие» на стихи М. Сергеева (1970), «На гражданской на войне» на стихи А. Прокофьева (1976), «Александр Матросов» на стихи Е. Евтушенко (1978), вокально-симфоническая поэма «Вечный огонь» на слова Э. Асадова (1984), кантата «За Лениным» (1970) на стихи В. Татаринова, С. Наровчатова и Я. Смелякова, хоровая поэма «Клятва» на стихи Р. Гамзатова (1970), «Баллада о Сталинградской земле» на стихи В. Урина (1957), военный реквием «Песни остаются» на стихи советских поэтов (1985), концерт-триада «Ad Memorium» на стихи В. Семернина (2000) и другие.

Победе 1945 года посвящена оратория «И мир глядел на нас» (1981), жертвам фашизма – хоровая пьеса «Хатынские звоны» на стихи Ю. Полухина (1969), цикл хоров «Ленинградская тетрадь» на стихи поэтов-блокадников (1975), кантата «В осаде» (слова Н. Крандиевской-Толстой, 1988).
Теме Родины посвящены сюита для хора «Времена года» на стихи советских поэтов (1955), состоящая из 4 лирических музыкальных пейзажей; вокальный цикл «Тебе, о Родина» на стихи С. Есенина (1-я премия и золотая медаль на Международном конкурсе молодых композиторов в Вене в преддверии VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов); хоры «Просторы раздольные» (слова А. Досталя, 1958), «Ода Москве» (слова Л. Дербенева, 1974), циклы хоров «Природа» (2000) и «Настроения» (2002) на стихи Ф. Тютчева для женского хора и многие другие произведения. К истории России
А. Флярковский обращается ораторией «Песни Куликова поля» (1982).
Среди других крупных хоровых произведений композитора – цикл хоров «Все продолжается» на стихи И. Машбаша (1985), сатирическая кантата «За 100 лет до наших бед» (1991) на стихи поэтов XIX века, вокальные циклы «Верую» на стихи В. Лазарева (1996), «Художник» на стихи В. Соколова (1995), «Всю неделю о любви» на стихи И. Иртеньева (2004) и другие.

На пороге нового тысячелетия композитором создан цикл хоров на слова
В. Семернина: «Молитва» (1998), «Колокольные звоны» (1996), «Гимн Ипполитовки» (1999), «Ура Уралу!» (2000), «8 песен о Садке» (2000), «Живи, Белоруссия» (2001). С большим успехом шли на многих сценах страны и за рубежом оперетты композитора «Будет завтра» (1970), «Все о Еве» (1972), «Была ли Ева» (1972), «Золотой человек» (1975), «Анонимное письмо» (1976), «Триумфальная арка» (1977), «Яблочная леди» (1978), «Есть мушкетеры, есть» (1980).
Опора на традиции русской классики, интерес к фольклору – отличительная черта творчества Флярковского. Еще будучи студентом Московской консерватории, он ездил с фольклорной экспедицией в Брянскую область и записал там около 100 народных песен, позднее собирал и записывал народные песни на Алтае и в других регионах. В 1956 году сделал 10 обработок белорусских народных песен, записанных и переданных ему художественным руководителем Белорусского государственного народного хора Г.Р. Ширмой. Эти песни легли в основу лирической кантаты «Белорусские песни» для хора и симфонического оркестра (1957).
Флярковскому принадлежат многочисленные обработки для хора народных песен и романсов. Среди них «Уж вы, мои ветры», «Уж как пал туман», «Посажу ли я калинушку», «За дорогой у колодца», «Калитка», «Эх, поля, да вы поля», «Вечерний звон», «Калинка», «Ах, Настасья»,
«Ах ты, ноченька», «Утро туманное», «Улица-улица» и другие. В 1970 году к Всемирной книжной ярмарке в Канаде Флярковским был подготовлен сборник «100 русских народных песен», в 1971–1973 годах – сборник «25 революционных песен». В 1950-е годы композитор переложил для хора более 10 произведений португальского композитора Фернандо Лопес Граса.

Впечатления от многочисленных зарубежных творческих поездок композитора легли в основу его произведений, таких как поэма-кантата «Песни, вырвавшиеся из ада» на стихи африканских поэтов (1967), баллада «Великое кочевье» на стихи монгольского поэта Л. Тудэва, торжественная кантата «К 100-летию Г. Димитрова» (слова И. Генова, 1982), поэма «Героям Шипки» (слова А. Прокофьева, 1980) и другие.
Трагические события 1988 года в Армении нашли живой отклик в душе композитора – появилась хоровая поэма-триптих «Армения, Спитак, 1988 год, декабрь», которая была впервые исполнена в Москве в 1990 году.

А. Флярковский плодотворно работает в инструментальных жанрах. В списке его сочинений – три симфонии, концерты для различных инструментов (скрипки, саксофона, валторны, трубы) с оркестром, струнный квартет «Памяти» в 5 частях (2002), симфонические поэмы «15 минут до старта» (1960, 1-я премия на Международном конкурсе ОИРТ), «Ярмарка» (1965), «Урилдаан» (1971), «Апрельцы» (1976), «Былина» (1998), увертюра «Эрнст Буш» (1970). Среди его фортепианных произведений – поэмы «Незабытые страницы» (1975), «Болгарские хороводы» (1984), «Четыре времени года» (2001), сонатины (1955–1975), соната (1980–1982), цикл «24 прелюдии и фуги» (1982–1990), цикл прелюдий «Времена года», цикл пьес «От примы до октавы» и другие.
Практической школой драматургического искусства для композитора стала работа в кино, которая, по его словам, подсказала ему и некоторые средства музыкального высказывания. А.Г. Флярковскому довелось работать в художественном, документальном, научно-популярном, телевизионном и мультипликационном кинематографе.

Им написана музыка более чем к 60 фильмам, среди них художественные картины «Девичья весна», «Взрослые дети», «Зеленый огонек», «Это случилось в милиции», «Розыгрыш», «Еще раз про любовь», «Русское поле», «Белый снег России», «Путь в “Сатурн”», «Конец “Сатурна”», «Бой после Победы», «Лекарство против страха»; документальные фильмы «Говорит “Спутник”», «Выше только небо», «Возьмите нас с собой, туристы»; телефильмы «Шахтеры», «Твои ордена, комсомол».
Александр Флярковский – автор музыки к радиопостановкам «Танкер “Дербент”» по повести Л. Крымова, «Обгоняющая ветер» по повести К. Кудиевского, «Океан», «Клим Самгин» и другим.
Композитор много работает в жанре детской музыки. Это оперы «Отважный трубач» (1985), «Время таять снегам» (1988), «Снежная королева» (2001), оратория «Счастливое солнце над нами» (1978), кантаты «Солнечный прибой» (1982), «Все для всех» (1983), «Страна Пионерия» (1984), цикл хоров «Земля родная» (1971), пьесы для начинающих пианистов «С днем рождения, Сашенька» (1999). Опера «Снежная королева» за 4 года с момента премьеры прошла на сцене более 120 раз, выдержала 8 аншлагов на гастролях в США. А. Флярковский – автор музыки к мультфильмам «Ветер», «Песенка мышонка», «Будьте добры», «Золотые колосья» и другим.
9 мая 2005 года на сцене Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н.И. Сац состоялась премьера новой оперы А. Флярковского «Сын полка» (либретто Р. Сац и В. Рябова), написанной им по одноименной повести В. Катаева к 60-летию Великой Победы. Спектакль удостоен ряда наград (музыкальное руководство, постановка, лучшая мужская роль) на престижном телевизионно-театральном фестивале Союзного государства «Этот День Победы…» в 2005 году.
Широкую популярность завоевали песни и романсы А. Флярковского. Это – любимый жанр композитора, к которому он обращается на протяжении всего творческого пути (более 300 песен). В его песнях есть та сердечность и искренность, на которую всегда отзываются люди. «Стань таким», «Сентябрьская мелодия», «Кеды», «О любви», «Радуга», «Когда уйдем со школьного двора», «Что же такое “мы”?», «Барыня речка», песни из кинофильма «Русское поле» – «Белая лебедь», «Колдовство», «Ах, мамочка!». Любая из них – это задушевный разговор с другом, без дистанции между эстрадой и залом, автором и слушателем.
Уже в студенческие годы Флярковский начал свою педагогическую деятельность: в 1950 году А.В. Свешников пригласил его на преподавательскую работу в Московское хоровое училище (ныне Академия хорового искусства), где он проработал 7 лет: был концертмейстером хора, вел сольфеджио, гармонию, а после окончания консерватории два года был заместителем директора училища. Среди его учеников – И. Раевский, В. Кикта, В. Попов, В. Агафонников, А. Киселев, А. Карсакович и другие. В 1991 году Александр Георгиевич открыл класс композиции в Государственном музыкально-педагогическом институте имени М.М. Ипполитова-Иванова, с 1992 года он – профессор кафедры музыковедения.

Напряженную творческую работу Флярковский успешно многие годы сочетал с общественной и государственной деятельностью. В 1973–1976 годах он занимал должность секретаря правления Союза композиторов РСФСР, в 1976–1980 годах – заместителя министра культуры РСФСР, с 1980 по 1990 год был секретарем правления Союза композиторов СССР. С 1985 по 1990 год работал заместителем председателя Советского комитета защиты мира.
В 1957–1958 годах Флярковский был редактором музыкального издательства «Музгиз».
А.Г. Флярковский – народный артист РСФСР (1985), заслуженный деятель искусств РСФСР (1974) и Бурятии (1973), заслуженный деятель культуры ПНР.

Источник

Оцените статью