Фонды оценочных средств к учебному предмету В.06.УП.06 «Аккомпанемент» (гитара) по дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты»
специалист в области арт-терапии
Администрация Тамбовской области
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им.
С. В. Рахманинова»
Факультет довузовского образования
Детская музыкальная школа им с. М. Старикова
Отделение народных инструментов
Фонды оценочных средств
к учебному предмету В.06.УП.06 «Аккомпанемент» (гитара) по дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты»
Разработчик: Солотин Игорь Николаевич –
преподаватель первой категории по классу гитары ДМШ им. С. М. Старикова при ТГМПИ им. С. В. Рахманинова.
Фонды оценочных средств разработаны с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства (Народные инструменты), утвержденные приказом Министерства культуры Российской Федерации от № 12. 03. 2012 № 162, Положения о порядке и формах проведения аттестации учащихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, утвержденного Приказом Министерства культуры Российской 2№86 Федерации от 09. 02.2012 №86.
Фонды оценочных средств должны быть полными отображениями федеральных государственных требований, соответствовать целям и задачам дополнительной предпрофессиональной программы и ее учебному плану. Фонды оценочных средств, призваны обеспечивать оценку качества приобретенных знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
Аккомпанемент — одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, познакомиться с лучшими образцами русской и зарубежной музыки, воспитать художественный вкус и чувства стиля, развить умение слушать и создавать единый художественный образ произведения. Навыки аккомпанемента могут пригодиться в повседневной музыкальной практике (художественная самодеятельность, домашний досуг и т.д.) как музыканту — профессионалу так и музыканту любителю. Развитие различных форм музицирования (ансамбль, аккомпанемент) особенно востребовано в настоящее время.
Аккомпанемент представляет собой один из важных моментов в развитии юного музыканта, который нельзя упускать, также как игру в ансамбле. Кроме новых практических навыков, эта форма работы приносит большое эмоциональное удовлетворение ученику, расширяет, рамки концертных выступлений часто позволяет избавиться от «страха» концертной площадки.
Объём учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «аккомпанемент»
При прохождении аттестации ученик должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями:
— знание расположения аккордов на грифе гитары;
— умение самостоятельно строить аккорды;
— владение основными приемами аккомпанемента;
— знание профессиональной терминологии;
— способность самостоятельно разучивать музыкальное произведение под аккомпанемент гитары с последующим их исполнением;
— умение подбирать аккордовый аккомпанемент на слух;
— наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся.
Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем на индивидуальных занятиях в классе гитарного аккомпанемента. Уроки в классе строятся на основе индивидуального плана составленного преподавателем с учетом индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии с программными требованиями. Учебный план составляется на каждое полугодие и утверждается зав. отделением.
Промежуточная аттестация проводится в форме академического концерта, дата которого определяется учебным планом отдела и по итогам которого выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценка («отлично») 5 баллов:
— технически качественное художественно-осмысленное исполнение;
— владение исполнительской техникой, богатством и многообразием звуковой палитры;
— артистичное поведение на сцене и увлеченность исполнением;
— единство темпа, и ясность ритмической пульсации.
Оценка («хорошо») 4 балла:
— оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами;
— выразительность интонирования и единство темпа;
— незначительная нестабильность психологического поведения на сцене.
Оценка «удовлетворительно» 3 балла:
— неточность штрихов и ритмического рисунка;
Оценка «неудовлетворительно» 2 балла:
— отсутствие необходимого минимума технических навыков;
— отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
— метро — ритмическая неустойчивость;
— отсутствие выразительного интонирования и частые остановки при исполнении.
Примерный перечень популярных песен изучаемых в рамках аккомпанемента:
Русская народная песня:
«Во саду ли, в огороде».
« Во поле береза стояла».
«Как под горкой, под горой».
А. Варламов «На заре ты ее не буди».
А. Абаз « Утро туманное».
А. Шишаков « Ночь светла».
1. О. Митяев «Изгиб гитары желтой».
2. Ю. Визбор «Милая моя».
3. Ю. Кукин «За туманом».
4. А. Дольский «Атланты».
Песни из мультфильмов и кинофильмов.
И. Дунаевский «Колыбельная».
С. Никитин «Под музыку Вивальди».
В. Шаинский «В траве сидел кузнечик».
Ю. Энтин « Антошка».
Г. Гладков « Песенка черепахи».
Е. Крылатов «Крылатые качели».
И. Матвиенко « Позови меня тихо по имени».
А. Зацепин «Есть только миг».
А. Добронравов «Как упоительны в России вечера».
Источник
Фонд оценочных средств по предметам сольфеджио и музыкальная литература
Фонд оценочных средств-этоподбор материалов для итоговой аттестации по сольфеджио и музыкальной литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фонд оценочных средств по сольфеджио, музыкальной литературе | 251.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонд оценочных средств по предмету «Сольфеджио».
Итоговая аттестация в виде экзамена.
2. Методы оценивания.
Выставление оценок за написание одноголосного музыкального диктанта и за устный ответ. Оценивание проводит утвержденная распорядительным документом ДШИ экзаменационная комиссия на основании разработанных требований к выпускному экзамену по сольфеджио.
1. Одноголосный музыкальный диктант. (50% от общей оценки)
2. Устный ответ.(50% от общей оценки).
Сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метро- ритма, первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;
— умение сольфеджировать одноголосные, музыкальные примеры,
-записывать музыкальные диктанты с использованием навыков слухового анализа;
— слышать и анализировать аккорды интервалы;
— интонировать вокально-интонационные упражнения в ладу и вне лада.
5.Требования к экзамену.
5.1. Государственный экзамен состоит из письменных и устных заданий, составленных с учетом требований государственной программы ДМШ по сольфеджио, утвержденной Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР г.Москва 1984г.
5.2. Требования составлены ведущим педагогом и утверждены на МО теоретического отдела школы искусств .
6. Порядок проведения экзамена.
6.1. Письменно: Написать одноголосный диктант в течение 25-30 минут. Диктант в объеме 8-10 тактов,в пройденных тональностях, включая пройденные мелодические обороты, ритмические группы в размере 2/4,3/4, 4/4.Количество проигрываний :8-10 раз.
1. Спеть с листа мелодию с дирижированием.
2. Спеть наизусть номер сольфеджио или со словами.
3. Спеть различные виды пройденных мажорных и минорных гамм.
6. Спеть от звука вверх и/или вниз пройденные интервалы.
7. Спеть в тональности тритоны и хроматические интервалы с разрешением.
8. Определить на слух несколько интервалов вне тональности.
9. Спеть от звука вверх и/или вниз пройденные аккорды, интервалы.
10. Спеть в тональности пройденные аккорды, интервалы.
11. Определить на слух интервалы или аккорды вне лада. Определить вид лада.
12. Ответить на вопрос по музыкальной грамоте.
«5» — Учащийся правильно записал ритм, мелодию, фразировку.
«4»- Учащийся допустил 2-3 ошибки в мелодии (неверно услышал скачок), который повлиял на дальнейшее мелодическое построение или допустил 3-4 ритмические ошибки.
«3»- Учащийся написал мелодию, но не оформил ритмический рисунок или написал диктант, но отсутствуют2-3 такта , или допустил 6-7мелодических , ритмических ошибок.
«2»- Учащийся не написал диктант (неверное направление мелодии, контуры темы не прослеживаются)
- Пение номера наизусть,чтение с листа.
«5» — Учащийся точно интонировал, правильно исполнил ритм, фразировки.
«4»- Учащийся допустил интонационные, ритмические погрешности. В целом ощущение лада присутствует.
«3»- Учащийся допустил значительные мелодические погрешности, исполнил верно ритмически.
«2»- У учащегося отсутствуют какие-либо навыки пения( атональность, аритмичность).
- Вокально-интонационные упражнения. (пение интервалов и аккордов в ладу и вне лада)
«5» — Учащийся чисто интонировал, точно построил.
«4»- Учащийся точно построил, допустил интонационные погрешности
«3»- Учащийся допустил теоретические ошибки, слабо интонировал.
«2»- У учащегося отсутствуют теоретические знания и вокальные навыки
- Ответ по музыкальной грамоте
«5» — Учащийся точно дал формулировку ответа. Грамотно выстроил речь.
«4»- Учащийся допустил неточности в ответе. Исправил при дополнительном вопросе.
«3»- Учащийся допустил достаточное количество ошибок, смог дать ответ только при помощи наводящих вопросов.
«2»- У учащегося отсутствуют теоретические знания. На дополнительные вопросы комиссии ответить не может.
«5»- Учащийся все верно услышал.
«4»- Учащийся допустил 1-2 ошибки в качественной величине интервала, в обращении аккорда.
«3» Учащийся допустил 3-4 ошибки в качественной величине интервала, в обращении аккорда.
«2» Учащийся не услышал ни один аккорд и интервал.
- Наизусть
- Чтение с листа или ритмический рисунок.
- Ля мажор. Т5/3 – Т 6 – Д 4/3 – Т5/3. Тритоны.
- От звука «до»: Б 6/4, ч5, М5/3.
- Трезвучия главных ступеней лада. Тоника. Гамма. Терция. Структура трезвучия.
- Определение на слух.
- Наизусть
- Чтение с листа или ритмический рисунок.
- Фа минор (гармонический). t5/3 – УМ VII7 – Д 6/5 – t 5/3. Тритоны.
- От звука «ре»: м3, М 6/4, Б5/3.
- Обращение Д 7. Отклонение. Септима. Структура секстаккорда.
- Определение на слух.
- Наизусть
- Чтение с листа или ритмический рисунок.
- Ре мажор. Т6 – S5/3 – Д2 – Т6. Тритоны.
- От звука «ми»: м 2, б6, М6.
- Четыре вида трезвучия. Размер 3/8. Секста. Структура секстаккорда.
- Определение на слух.
- Наизусть
- Чтение с листа или ритмический рисунок.
- До минор (гармонический) t 5/3 – s 6/4 – Д6/5 – t 5/3. Тритоны.
- От звука «фа»: б3, М6/4, Б6.
- Вводные септаккорды – уменьшенный вводный. Знаки альтерации. Кварта. Структура септаккорда
- Определение на слух.
- Наизусть
- Чтение с листа или ритмический рисунок.
- Си бемоль мажор. Т 5/3 –S 6/4 – М VII 7 – Т5/3. Тритоны.
- От звука «соль»: ч4, M5/3, Б 6/4.
- Два вида мажора. Синкопа. Квинта. Структура трезвучия.
- Определение на слух.
- Наизусть
- Чтение с листа или ритмический рисунок.
- Ля бемоль мажор. Т5/3–Д6 –Д6/5 –Т5/3. Тритоны.
- От звука «си»: м6, Б5/3, М6.
- Тритоны. Модуляция. Кварта. Структура секстаккорда.
- Определение на слух.
- Наизусть
- Чтение с листа или ритмический рисунок.
- Ми мажор. Т6 – Д6/4 – Д4/3 – Т5/3.Тритоны.
- От звука «ля»: б6, М6, Б6/4.
- Три вида минора. Д 7 с разрешением. Секунда. Структура квартсекстаккорда.
- Определение на слух.
2. Чтение с листа или ритмический рисунок.
3. Ми бемоль мажор. Т6/4 – S6 – Д7 – Т5/3.Тритоны.
4. От звука «фа»: м3, Б5/3, М6.
5. Обращение интервалов. Вводные септаккорды – малый вводный. Терция. Структура септаккорда.
6. Определение на слух.
2. Чтение с листа или ритмический рисунок.
3. Фа диез минор (гармонический) t 5/3 – Д6 – Д6/5 — t5/3. Тритоны.
4. От звука «ми»: ч5, Б6, М6/4.
5. Обращение трезвучий. Размер 6/8. Секста. Структура септаккорда.
6. Определение на слух.
Билеты ФО и ОССИ.
- Наизусть
- Чтение с листа.
- dur (натуральный) Тритоны. Ум5/3. Т5/3 – Т 6 – Д 4/3 – Т5/3.
- От звука «С»: Б 6/4, ч5, М5/3, Д2 с разрешением.
- Трезвучия главных ступеней лада. Тоника. Терция. Структура трезвучия.
- Определение на слух.
- Наизусть
- Чтение с листа.
- F-moll (гармонический). Тритоны. Ум5/3. t5/3 – t6/4 – Д 7 – t 5/3.
- От звука «D»: м3, М 6/4, Б5/3, Д4/3 с разрешением.
- Обращение Д 7. Отклонение. Септима. Структура секстаккорда.
- Определение на слух.
- Наизусть
- Чтение с листа.
- D-dur (натуральный). Тритоны. Ум5/3. Т5/3 – S6/4 –МVII7–Т5/3.
- От звука «E»: м 2, Б5/3, ч4, Д6/5 с разрешением
- Четыре вида трезвучия. Размер 3/8. Секста. Структура квартсекстаккорда.
- Определение на слух.
- Наизусть
- Чтение с листа.
- C-moll (гармонический). Тритоны. Ум5/3.
- t 5/3 – s 6/4 – Ум VII 7- Д6/5 – t 5/3.
- От звука «A»: б3, М6/4, Б6 , Д7 с разрешением.
- Вводные септаккорды – уменьшенный вводный септаккорд. Знаки альтерации. Кварта. Структура квинтсекстаккорда.
- Определение на слух.
- Наизусть
- Чтение с листа.
- H-dur. (натуральный). Тритоны. Ум5/3. Т 5/3 – М VII 7 – Д6\5– Т5/3.
- От звука «Gis»: ч 4, м6, Б6, Д6/5 с разрешением.
- Уменьшенное трезвучие в ладу. Синкопа. Квинта. Структура терцквартаккорда.
- Определение на слух.
- Наизусть
- Чтение с листа.
- As-dur (натуральный). Тритоны. Ум5/3. Т5/3-S5/3–Д2 –Т6.
- От звука «В»: ч5, Б5/3, м7, Д2 с разрешением.
- Тритоны. Модуляция. Кварта. Структура секундаккорда.
- Определение на слух.
- Наизусть
- Чтение с листа.
- E-dur (натуральный). Тритоны. Ум5/3. Т5/3– S6 – Д7 – Т5/3.
- От звука «С»: м2, ч4, М6/4, Д7 с разрешением.
- Д 7 с разрешением .Три вида минора. Секунда. Структура трезвучия.
- Определение на слух.
- Наизусть
- Чтение с листа или ритмический рисунок.
- B-moll. (гармонический). Тритоны. Ум5/3. t5/3–УмVII 7- Д6/5- t5/3.
- От звука «А»: б3, М6, Б5/3, Д4/3 с разрешением.
- Вводные септаккорды – малый вводный септаккорд. Обращение интервалов. Терция. Структура секстаккорда.
- Определение на слух.
- Наизусть
- Чтение с листа или ритмический рисунок.
3. Fis-moll (гармонический). Тритоны. Ум 5/3. t 6 – s5/3-Д2- t6.
4. От звука «H»: м3, М6/4, м7, МVII7 с разрешением.
- Обращение трезвучий. Размер 6/8. Два вида мажора. Структура септаккорда.
- Г. Фридкин. «Музыкальные диктанты» №220,198,177,168
- Г. Ёжикова «Музыкальные диктанты» V-VII классы» №1-21
- Ж.Металлиди «Музыкальный диктант» «183-226, 265-296, 376, 381.
Варианты слухового анализа.
- Определение лада (гаммы 3-х видов минора и 2-х видов мажора)
- Интервалы и аккорды вне лада. (Простые интервалы, тритоны с разрешением, 4 вида трезвучия, Обращения Б53 иМ53 , УМ.вв7 с разрешением, Д7 и его обращения и разрешением и без разрешения)
- Определение лада (гаммы 3-х видов минора и 2-х видов мажора)
- Интервалы и аккорды вне лада. (Простые интервалы, тритоны с разрешением, 4 вида трезвучия, Обращения Б53 иМ53 , УМ.вв7 с разрешением,Мвв7 , Д7 и его обращения и разрешением и без разрешения)
Варианты примеров для чтения с листа.
- Б. Калмыков- Г. Фридкин «Сольфеджио» одноголосие №96,99,91(I уровень)
- Б. Калмыков- Г. Фридкин «Сольфеджио» одноголосие №193,199,273 (II уровень)
- Б. Калмыков- Г. Фридкин «Сольфеджио» одноголосие №329,339,343 (III уровень)
1.Г. Фридкин «Чтение с листа» №139-253.
Варианты примеров для пения наизусть.
- Б. Калмыков- Г. Фридкин «Сольфеджио» одноголосие429,198,177,168
- Д.Шайхутдинова №617
- Ж.Металлиди «Мы играем , сочиняем и поем» 7 класс №10,29, 46, 53, 128
- Ж.Металлиди «Мы играем , сочиняем и поем» 6 класс « 99,92,55,3,2,45
- Ж.Металлиди «Мы играем , сочиняем и поем» 2-голосие !00, 104.
Ответы на теоретические вопросы.
- Трезвучия главных ступеней лада. Трезвучия, построенные на главных ступенях лада называются главными. К ним относятся: Тоническое трезвучие T53, которое строится на I ступени, субдоминантовое S53- на IV ступени доминантовое D53- на V ступени. Трезвучия , построенные на этих ступенях, являются показателями лада. В мажоре они мажорные, в миноре –минорные.
Тоника- I , самая устойчивая ступень лада.
Гамма. Последовательность ступеней лада от Тоники до Тоники.
Терция. Интервал , количественная величина которого 3 ступени. Терции бывают большие и малые. Качественная величина малой терции 1,5 тона, большой терции 2 тона. Обозначаются м 3 и б 3 .
Структура трезвучия. Трезвучие –это аккорд из трех звуков терцовой структуры. Т.е. 3 звука располагаются по терциям.
Обращение Д 7 . Доминантовый септаккорд имеет 3 обращения. Первое обращение называется Доминантовый квинтсекстаккорд, строится на VII ступени, обозначается Д 65 второе обращение- Доминантовый терцквартаккорд, строится на II ступени, обозначается Д 43 , третье обращение- Доминантовый секундаккорд, строится на IV, обозначается Д 2.
Отклонение. Временный переход в музыкальном произведении в другую тональность и возвращение в первоначальную тональность.
Септима. Интервал , количественная величина которого 7 ступени. Септимы бывают большие и малые. Качественная величина малой септимы 5 тонов, большой септимы 5,5 тона. Обозначаются м 7 и б 7 .
Структура секстаккорда. Секстаккорд — это первое обращение трезвучия. Имеет структуру- терция +кварта, крайние звуки образуют интервал сексту. Обозначается заглавной буквой и цифрой 6. Например Б 6 или М 6.
Четыре вида трезвучия. В музыке используются четыре вида трезвучия. Большое(мажорное) , малое (минорное) , увеличенное и уменьшенное. Большое трезвучие состоит из б 3 +м 3 , обозначается Б 53 .
Минорное трезвучие состоит изм 3 +б 3, обозначаетсяМ 53 .
Увеличенное трезвучие состоит из двух б 3 , обозначается Ув 53.
Уменьшенное трезвучие состоит из двух м 3 , обозначается Ум 53.
Размер 3/8. –это простой размер. В такте 3 доли , выраженные восьмыми длительностями.
Секста. Интервал , количественная величина которого 6 ступени. Сексты бывают большие и малые. Качественная величина малой сексты 4 тонов, большой сексты 4,5 тона. Обозначаются м 6 и б 6 .
Структура секстаккорда. Секстаккорд — это первое обращение трезвучия. Имеет структуру- терция +кварта, крайние звуки образуют интервал сексту. Обозначается заглавной буквой и цифрой 6. Например Б 6 или М 6.
Вводные септаккорды – уменьшенный вводный. Септаккорды, которые строятся на вводных ступенях лада, называются Вводными септаккордами. Уменьшенный вводный септаккорд строится на VII ступени гармонических ладов –мажора и минора. Состоит из малых терций, крайние звуки образуют ум 7. Уменьшенный вводный септаккорд относится к Доминантовой группе, обозначается УмVII 7. Разрешается двумя способами-через Д 65 в Тонику или сразу в Т 53 с удвоенным терцовым тоном.
Знаки альтерации- это знаки , изменяющие ступень на полутон или тон. К ним относятся диез, бемоль, дубль диез или дубль бемоль, бекар.
Кварта. Интервал , количественная величина которого 4 ступени. Кварты бывают чистые или увеличенные. Качественная величина чистой кварты 2,5 тона, увеличенной кварты 3 тона. Обозначаются ч 4 иув 4. Ув 4 еще называют тритоном.
Структура септаккорда. Септаккорд-это аккорд из четырех звуков, терцовой структуры (т.е. звуки расположены по терциям), крайние звуки образуют интервал септиму. Обозначается заглавной буквой и цифрой семь. Например: Д 7.
Два вида мажора. В музыке употребляются несколько видов мажор, одни из них натуральный, строение натурального мажора тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Другой вид гармонический- это мажор с пониженной VI ступенью.
Синкопа. Ритмический группа , в которой происходит смещение акцента с сильной доли на слабую. Синкопы бывают двух видов – внутритактовые и междутактовые.
Квинта. Интервал , количественная величина которого 5ступени. Квинты бывают чистые или уменьшенные. Качественная величина чистой квинты 3,5 тона, уменьшенной квинты 3 тона. Обозначаются ч 5 иум 5. Ум 5 еще называют тритоном.
Структура трезвучия. Трезвучие –это аккорд из трех звуков терцовой структуры. Т.е. 3 звука располагаются по терциям.
Тритоны . Тритонами называются интервалы , которые содержат три тона. К ним относятся ув4 и ум5. Строятся тритоны в натуральном мажоре на IVиVII ступенях, в натуральном миноре на II и VIступенях. Называются диатонические тритоны. Тритоны , которые строятся в гармонических ладах называются характерными. В гармоническом мажоре характерные тритоны строятся на II и VIпониженнойступенях. В гармоническом миноре на IVиVIIповышенной ступенях.
Модуляция . Это переход в музыкальном произведении в другую тональность и закрепление в ней.
Кварта . Интервал , количественная величина которого 4 ступени. Кварты бывают чистые или увеличенные. Качественная величина чистой кварты 2,5 тона, увеличенной кварты 3 тона. Обозначаются ч 4 иув 4. Ув 4 еще называют тритоном.
Структура секстаккорда. Секстаккорд — это первое обращение трезвучия. Имеет структуру- терция +кварта, крайние звуки образуют интервал сексту. Обозначается заглавной буквой и цифрой 6. Например Б 6 или М 6.
Три вида минора. В музыке употребляются три вида минора. Натуральный, гармонический и мелодический. В натуральном миноре действуют только ключевые знаки. Схема строения натурального минора- тон- полутон- тон-тон- полутон- тон-тон. В гармоническом миноре повышается VII ступень при движении вверх и вниз. В мелодическом миноре повышается VI и VII ступень при движении вверх , вниз как натуральный, знаки повышения VI и VII отменяются.
Д 7 с разрешением. Доминантовый септаккорд –это септаккорд, который строится на V ступени мажора и гармонического минора. Д 7 состоит из б 3 +м 3 +м 3 , крайние звуки образуют м 7 . По другому можно сказать, что Д 7 состоит из Д 53 +м 3 . ВА Д 7 входят V,VII,II , IV ступени. Разрешается Д 7 в неполное Т 53 в утроенным основным тоном.
Секунда. Интервал,количественная величина которого 2 ступени. Секунда бывает большая и малая. Качественная величина большой секунды — один тон, малой секунды — полутон. Обозначаются б 2 им 2.
Структура квартсекстаккорда. Квартсекстаккорд – это второе обращение трезвучия. Имеет структуру- кварта+ терция, крайние звуки образуют интервал сексту. Обозначается заглавной буквой и цифрами 64. Например Б 64 или М 64.
Обращение интервалов. Обращение это перенесение нижнего звука на октаву вверх. Интервал имеет одно обращение. Прима обращается в октаву, секунда в септиму, терция в сексту, кварта в квинту. Чистые интервалы обращаются в чистые, большие в малые, малые в большие.
Вводные септаккорды – малый вводный. Септаккорды, которые строятся на вводных ступенях лада, называются Вводными септаккордами. Малый вводный септаккорд строится на VII ступени в натуральном мажоре и на II ступени в натуральном миноре Состоит из м 3 +м 3 +б 3 , или по другому можно сказать Ум 53 +б 3 , крайние звуки образуют м 7. Малый вводный септаккорд относится к Доминантовой группе, обозначается УмVII 7. Разрешается двумя способами-через Д 65 в Тонику или сразу в Т 53 с удвоенным терцовым тоном.
Терция. Интервал , количественная величина которого 3 ступени. Терции бывают большие и малые. Качественная величина малой терции 1,5 тона, большой терции 2 тона. Обозначаются м 3 и б 3 .
Структура септаккорда. Септаккорд-это аккорд из четырех звуков, терцовой структуры (т.е. звуки расположены по терциям), крайние звуки образуют интервал септиму. Обозначается заглавной буквой и цифрой семь. Например: Д 7.
Обращение трезвучия . Трезвучие имеет два обращения. Первое называется секстаккорд- состоит из терции и кварты. Второе назваетсяквартсекстаккорд. Состоит из кварты и терции. Состав Мажорного секстаккордаБ 6 =м 3 +ч 4 .Мажорного квартсекстаккорда Б 64 = ч 4 +б 3 . Состав минорного секстаккорда М 6 =б 3 +ч 4 . Минорного квартсекстаккорда М 64 =ч 4 +м 3 .
Размер 6/8. это сложный размер, состоящий из двух простых 3/8. В такте 6 долей, выраженных восьмыми длительностями.
Секста. Интервал , количественная величина которого 6 ступени. Сексты бывают большие и малые. Качественная величина малой сексты 4 тонов, большой сексты 4,5 тона. Обозначаются м 6 и б 6 .
Структура септаккорда. Септаккорд-это аккорд из четырех звуков, терцовой структуры (т.е. звуки расположены по терциям), крайние звуки образуют интервал септиму. Обозначается заглавной буквой и цифрой семь. Например: Д 7.
Источник