Музыкальная энциклопедия
(от греч. ponn — звук) — краска (или характер) звучания аккорда самого по себе, независимо от его тонально-функционального значения (коррелятивное к Ф. понятие — функциональность). Напр., аккорд f-as-с в C-dur имеет две стороны — функциональную (это тональный неустой, причём звук пониженной VI ступени лада имеет динамич. значение обострения тонального тяготения) и фоническую (это аккорд минорной окраски, спокойно-консонирующего звучания, причём звук минорной терции фокусирует в себе колористич. свойства сумрачности, затенённости, нек-рой «инертности» созвучия). Ф. может быть свойствен и сочетанию аккордовых звуков с неаккордовыми. Если функциональность определяется ролью данного созвучия по отношению к тональному центру, то Ф. — структурой созвучия, его интерваликой, расположением, звуковым составом, удвоением тонов, регистром, длительностью звучания, порядком последования аккордов, инструментовкой и т. п. факторами. Напр., «смена мажорного трезвучия одноименным минорным. создает яркий фонический контраст» при полном отсутствии контраста функционального (Ю. Н. Тюлин, 1976, 0.10; см. оборот IV-IV > при словах «их сладкий аромат туманит мне сознанье» в романсе С. В. Рахманинова «У моего окна»).
Фонич. свойства гармонии автономизировались начиная гл. обр. с эпохи романтизма (напр., применение в разл. значениях звучности малого септаккорда во вступлении к опере «Тристан и Изольда»). В музыке кон. 19 — нач. 20 вв. постепенно высвобождающийся от связи со своим коррелятом Ф. превращается в два типичных для гармонии 20 в. явления: 1) повышение конструктивной значимости определённого созвучия (напр., уже H. A. Римский-Корсаков в последней сцене «Снегурочки» сознательно применил одни только мажорные трезвучия и доминантовые секундаккорды с целью придать хору «Свет и сила бог Ярила» особенно светлый и солнечный колорит) вплоть до построения целого произведения на основе одного аккорда (симф. поэма «Прометей» Скрябина); 2) в сонорный принцип гармонии (тембровую гармонию), напр. No 38 («Полночь») из балета «Золушка» Прокофьева. Термин «Ф.» введён Тюлиным.
Литература: Тюлин Ю. Н., Учение о гармонии, Л., 1937, М., 1966; его же, Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации, (кн. 1), Музыкальная фактура, М., 1976; Mазель Л. A., Проблемы классической гармонии, М., 1972; Бершадская Т. С., Лекции цо гармонии, Л., 1978.
Смотреть значение Фонизм в других словарях
Фонизм — фонизма, мн. нет, м. (от греч. phone — звук) (псих.). Возникновение определенных слуховых представлений в результате оптических и других, не акустических, впечатлений.
Толковый словарь Ушакова
Фонизм — Форма синестезии, при которой воспринимаются звуки при воздействии стимулов другой, не слуховой модальности.
Психологическая энциклопедия
Источник
Фонизм аккорда что такое
Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!
Теория музыки. Аккорды. Их классификация.
1)Любые консультации по музыкальной журналистике (колледж-консерватория (академия)), по современной музыке (колледж-консерватория (академия), по истории музыки (консерватория (академия)), по музыкальной литературе (колледж) по скайпу. Скайп kramsi651. Почта mbl-205@mail.ru
2)Помощь в написании курсовых, дипломных и кандидатских работ по музыковедению по скайпу. Скайп kramsi651. Почта mbl-205@mail.ru
3)Консультации по музыкальной грамоте (сольфеджио) для родителей и детей (в скайпе). Скайп kramsi651. Почта mbl-205@mail.ru
Аккорд— это созвучие, состоящее не менее чем из 3-х звуков, воспринимаемых в единстве.
В классической музыке основополагающим является терцовый принцип строения аккордов.
Аккорд характеризуется двумя понятиями — фонизм и функция.
Фонизм определяется строением аккорда. Строение зависит от следующих факторов:
1)Количество звуков (3 звука — трезвучия, 4 — септаккорды, 5 — нонаккорды, 6 — ундецимаккорды, 7 — терцдецимаккорды).
2)Интервальный состав. Существует
4 вида трезвучий (мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное),
8 видов септаккордов (малый мажорный, малый минорный, малый уменьшенный, уменьшенный, большой мажорный, большой минорный, большой уменьшенный, большой увеличенный (или просто увеличенный),
в классической музыке распространены 2 вида нонаккордов (большой и малый).
Б53= б3+м3 М53=м3+б3 ув53=б3+б3 ум53=м3+м3
м. маж.7 — в основе мажорное трезвучие и малая септима
м. мин.7 — минорное трезвучие и малая септима
м. ум.7 — уменьшенное трезвучие и малая септима
ум. ум.7 — уменьшенное трезвучие и уменьшенная септима
б. маж.7 — мажорное трезвучие и большая септима
б. мин.7 — минорное трезвучие и большая септима
б. ум.7 — уменьшенное трезвучие и большая септима
б. ув. 7 — увеличенное трезвучие и большая септима
Б9 = м. маж.7+б3; М9 = м. маж.7+м3
Звуки аккорда имеют свои названия: основной тон(прима), терцовый тон, квинтовый тон, септимовый тон и так далее. Если в басу располагается основной тон, то звучит основной вид аккорда, если какой-либо другой звук, получается обращение аккорда. Трезвучие имеет 2 обращения, септаккорд — 3 обращения, нонаккорд обычно употребляется только в основном виде. В целом аккорды по фонизму делятся на консонансы и диссонансы. Консонансы — только мажорное и минорное трезвучия и их обращения. Диссонансы — остальные.
На строение аккордов оказывают воздействие неаккордовые звуки и побочные тоны. Неаккордовые звуки имеют мелодическое происхождение. В них проявляется влияние мелодии на гармонию. Они не входят в состав аккордов. Неаккордовые звуки бывают:
проходящие (образуются между соседними аккордами в поступенном движении),
вспомогательные (образуются между аккордовым звуком и его повторением),
задержание (возникает вместе с аккордом и задерживает появление аккордового звука),
побочные (заменные) тоны первоначально были неаккордовыми , но затем вошли в состав аккорда и воспринимаются в единстве с остальными тонами (доминанта с секстой вместо квинты — излюбленная гармония Шопена, тоника с секундой вместо терции — Прокофьев «Ромео с Джульеттой перед разлукой» из балета, вводный септаккорд с квартой — у Рахманинова).
добавочные тоны — тоника с секстой, тоника с ноной, тоника с секстой и ноной ( так заканчиваются, например, джазовые пьесы). Встречаются добавочные тоны и в музыке Дебюсси «Пагоды», и в музыке Прокофьева «Соната №4, I часть.
Функция — роль аккорда в ладу. Существует 3 основные функции: TSD.
Тоника — функция устойчивая. Субдоминанта и доминанта — неустойчивые функции, но неустойчивость их различна. Доминанта — активная неустойчивость, тяготеет в тонику, стремится к разрешению, подчеркивает устойчивость тоники. Субдоминанта — пассивная неустойчивость, слабо тяготеет в тонику.
Тоника представлена только тоническим трезвучием, субдоминанта и доминанта имеют свои функциональные группы.
Группа субдоминанты: трезвучия II IV VI ступеней
Группа доминанты: трезвучия III V VII ступеней.
Наиболее яркими представителями функциональных групп являются трезвучия IV и V ступеней. Они связаны с тоникой гармоническими и мелодическими тяготениями, а также являются показателями лада. Поэтому T S D называются главными трезвучиями, а остальные — побочными.
Септаккорды бывают главными и побочными. Главными являются септаккорды V, II и VII ступеней, то есть D7, II7 и VII7. Остальные — побочные.
Нонаккорд обычно употребляется V ступени (D9).
Многозвучные аккорды — неопределенных функциональных отношений.
Побочные тоны и неаккордовые звуки также затушевывают функцию аккорда.
Фонизм и функция тесно взаимодействуют. Преобладание фонизма ведет к ослаблению функции и наоборот.
Аккорды с квартовой структурой — Дебюсси «Затонувший собор», Мийо «Романс»
Источник
Фонизм
Литература : Тюлин Ю. Н., Учение о гармонии, Л., 1937, М., 1966; его же, Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации, (кн. 1), Музыкальная фактура, М., 1976; Mазель Л. A., Проблемы классической гармонии, М., 1972; Бершадская Т. С., Лекции цо гармонии, Л., 1978.
Ю. Н. Холопов.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .
Смотреть что такое «Фонизм» в других словарях:
ФОНИЗМ — ФОНИЗМ, фонизма, мн. нет, муж. (от греч. phone звук) (псих.). Возникновение определенных слуховых представлений в результате оптических и других, не акустических, впечатлений. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
фонизм — [ Словарь иностранных слов русского языка
Соноризм — соноряка, сонористика, сонорнаятехника (от лат. sonorus звонкий, звучный, шумный; нем. Klangmusik; польск. sonorystyka), вид совр. техники композиции, использующий гл. обр. красочные звучания, воспринимаемые как высотно… … Музыкальная энциклопедия
ДАМБИС Паулс Екабович — ( р. 30 VI 1936, Рига) Дамбис представитель среднего поколения композиторов Латвии. Его творчество, отличающееся широтой жанрового диапазона, основано на глубоком знании старинной латышской народной музыки. В своих сочинениях Дамбис претворяет… … Музыкальный словарь
Музыкальная звукопись — Жоскен. Мотет «Absalon fili mi» («Авессалом, сын мой!»): текст sed descendam in infernum plorans («но, рыдая, сойду в бездну») иллюстрируется нисхождением в мелодической линии, вплоть до си бемоль контроктавы (в примере показана только партия… … Википедия
Источник
Фонизм (музыка)
- Фони́зм (от др.-греч. φωνή – звук, голос), в русской теории музыки — окраска, колорит созвучия (интервала или аккорда) самого по себе, вне ладового контекста. Термин ввёл Ю. Н. Тюлин.
На восприятие окраски того или иного созвучия влияет прежде всего его интервальная структура, а также условия его использования в конкретном музыкальном сочинении — неоднократное повторение или сопоставление с другими созвучиями, фактура, метр и ритм, регистр, тембр и т.д.
Например, в песне Ф. Шуберта «Ты мой покой» (Du bist die Ruh, D 776) фонизм второго аккорда, на который приходится слово Ruh («покой»), обеспечивают структура (основной тон Es, тоническая терция и секста, без квинты), мягкая «прозрачная» фактура и тернарный метр. В средней части Песни Индийского гостя (опера «Садко» Н. А. Римского-Корсакова) чередование мажорных и минорных аккордов имеет целью создать фонический контраст, который символизирует условно «ориентальный» колорит. Особую роль фонизм играет в расширенной тональности XIX—XX веков и в посттональной музыке, где ослабевают или полностью дезавуированы привычные тональные функции. См. также Пантональность, Сонорика.
Связанные понятия
Квинтакко́рд — двузвучие, состоящее из основного и квинтового тонов, обычно используется в игре на струнных инструментах, а в особенности на электрогитаре с использованием эффектов искажения звука по типу овердрайв и дисторшн.
Источник
Фонизм аккорда что такое
- Поддержите наш сайт →
Фонизм (от греч. ponn — звук) — краска (или характер) звучания аккорда самого по себе, независимо от его тонально-функционального значения (коррелятивное к Ф. понятие — функциональность). Напр., аккорд f-as-с в C-dur имеет две стороны — функциональную (это тональный неустой, причём звук пониженной VI ступени лада имеет динамич. значение обострения тонального тяготения) и фоническую (это аккорд минорной окраски, спокойно-консонирующего звучания, причём звук минорной терции фокусирует в себе колористич. свойства сумрачности, затенённости, нек-рой «инертности» созвучия). Ф. может быть свойствен и сочетанию аккордовых звуков с неаккордовыми. Если функциональность определяется ролью данного созвучия по отношению к тональному центру, то Ф. — структурой созвучия, его интерваликой, расположением, звуковым составом, удвоением тонов, регистром, длительностью звучания, порядком последования аккордов, инструментовкой и т. п. факторами. Напр., «смена мажорного трезвучия одноименным минорным. создает яркий фонический контраст» при полном отсутствии контраста функционального (Ю. Н. Тюлин, 1976, 0.10; см. оборот IV-IV > при словах «их сладкий аромат туманит мне сознанье» в романсе С. В. Рахманинова «У моего окна»).
Фонич. свойства гармонии автономизировались начиная гл. обр. с эпохи романтизма (напр., применение в разл. значениях звучности малого септаккорда во вступлении к опере «Тристан и Изольда»). В музыке кон. 19 — нач. 20 вв. постепенно высвобождающийся от связи со своим коррелятом Ф. превращается в два типичных для гармонии 20 в. явления: 1) повышение конструктивной значимости определённого созвучия (напр., уже H. A. Римский-Корсаков в последней сцене «Снегурочки» сознательно применил одни только мажорные трезвучия и доминантовые секундаккорды с целью придать хору «Свет и сила бог Ярила» особенно светлый и солнечный колорит) вплоть до построения целого произведения на основе одного аккорда (симф. поэма «Прометей» Скрябина); 2) в сонорный принцип гармонии (тембровую гармонию), напр. No 38 («Полночь») из балета «Золушка» Прокофьева. Термин «Ф.» введён Тюлиным.
Литература: Тюлин Ю. Н., Учение о гармонии, Л., 1937, М., 1966; его же, Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации, (кн. 1), Музыкальная фактура, М., 1976; Mазель Л. A., Проблемы классической гармонии, М., 1972; Бершадская Т. С., Лекции по гармонии, Л., 1978.
Источник