Форе соната для скрипки с фортепиано

Габриель Форе. Соната для скрипки и фортепиано № 2 ми минор

В 1912 г. Габриель Форе завершил свою первую и единственную оперу «Пенелопа». Удовлетворение, которое испытал при этом композитор, углублялось тем, что работа над произведением заняла шесть лет. Ее первая постановка, состоявшаяся в марте 1913 г., не имела большого успеха, но уже в мае того же года исполнение в Новом театре на Елисейских полях привлекло всеобщее внимание. «После Вагнера на лирической сцене не появлялось произведения, которое было бы так близко к совершенству, как «Пенелопа», – отмечал музыкальный критик Жозеф де Марлиав.

Но, несмотря на успех, который пришел – хотя и не сразу – к опере, она вскоре сошла со сцены. Причиной тому стала сначала растущая популярность русского балета, а затем и начало Первой мировой войны. Впрочем, несчастливая сценическая судьба «бедной “Пенелопы”», как говорил о своей опере Габриель Форе, была далеко не самым тяжелым ударом, который нанесли пожилому композитору грозные события 1914 года: в первый год войны погибли Жозеф де Марлиав и композитор Альберик Маньяр, к скорби по этим людям примешивалась тревога за судьбу сына, ушедшего на фронт. «В каком ужасе мы живем! – с горечью говорит композитор в одном из писем, написанном в местечке По. – Я не могу больше наслаждаться дивным пребыванием в По. Пейзаж восхитителен, небо чудесно, погода очаровательна. Но, несмотря на всё это, здесь так же мучительно, как, впрочем, повсюду». Эти противоречивые чувства отражались в произведениях, созданных в годы войны, одним из которых стала Соната для скрипки и фортепиано № 2 ми минор. Бельгийский музыковед Гарри Гальбрейх причислил это произведение – наряду с двумя квинтетами и струнным квартетом – к тем произведениям Габриеля Форе, которые «определили цивилизацию и помогают верить, несмотря ни на что, в человека», являя собой одну из вершин человеческой мысли. «Как это далеко от салонов и прекрасных слушательниц!» – восторженно восклицает исследователь.

Вторую скрипичную сонату Форе посвятил бельгийской королеве Елизавете, которая была поклонницей творчества французского композитора. Соната во многом близка другим произведениям, созданным композитором в годы войны – Баркароле ми-бемоль мажор, Двенадцатому ноктюрну. Во всех этих сочинениях отразилось душевное смятение, владевшее композитором в то время, скорбь по утраченному довоенному миру – и во всех трех произведениях проявляется связь с оперой «Пенелопа». Но если в Баркароле и Ноктюрне эта связь выражается опосредовано в музыкальной драматургии, то в Сонате она проявилась с наибольшей непосредственностью – на уровне тематизма.

Связь между оперой и дуэтной сонатой – не такое неожиданное явление, как может показаться на первый взгляд. Примечательно, что Клод Дебюсси, присутствовавший на первой постановке «Пенелопы», отмечал «почти квартетную звучность» оркестра, а композитор Жан Роже-Дюкас заметил, что «Форе и в театре остался Форе сонат и квартетов» – и потому не кажется удивительным, что основные музыкальные идеи оперы позже получили воплощение в камерно-инструментальном сочинении, хотя и наполнились при этом новым смыслом: агрессивная настойчивость претендентов на руку и сердце заглавной героини и ее непреклонность осмысливаются теперь как обобщенная идея ожесточенной борьбы, а светлые надежды Пенелопы на возвращение супруга – как вера в грядущую победу.

В отличие от четырехчастной Первой скрипичной сонаты, во Второй Форе обращается к трехчастному циклу.

В первой части – Allegro non troppo – разделы сонатной формы (экспозиция, разработка, реприза) воспринимаются как этапы батальной сцены. Все темы экспозиции объединены тревожной ритмической пульсацией – в большей степени это начало ощущается в главной и связующей партиях, но проникает она и в побочную, сохраняясь в ее гармоническом фоне. Противостояние тем достигает апогея в кульминации, когда темы «сталкиваются» в полифонической фактуре. Этому напряженному моменту контрастирует величественный канон в октаву на материале третьей темы.

Если первая часть основана на лейтмотивах оперы «Пенелопа», то во второй – Andante – использован тематический материал из другого произведения, ре-минорной симфонии, появляющийся здесь в качестве первой темы. Вторая часть имеет двойную двухчастную форму АВАВ, но обладает некоторыми чертами сонатности. С нежной первой темой, «украшенной» отклонением в тональность третьей ступени, сопоставляется более страстная вторая, в мелодическую линию которой вплетаются мотивы из первой части. Особую роль среди них играет призывный мотив, связанный в опере «Пенелопа» с образом Улисса.

Форма заключительной части – Finale. Allegro non troppo – сочетает в себе черты сонатности и вариационности. Подобно первой части, финал исполнен движения, но не тревожного и беспокойного, а легкого и жизнерадостного.

Источник

Габриель Форе. Соната для скрипки и фортепиано № 1 ля мажор

В 1870-х гг. Габриэль Форе часто бывал в салоне Полины Виардо, куда его ввел Камиль Сен-Санс, посвятивший знаменитой певице свою оперу «Самсон и Далила». Здесь Форе общался не только с музыкантами, но и с историком Эрнестом Ренаном, политическим деятелем Луи Бланом, писателями Гюставом Флобером, Жорж Санд, Иваном Сергеевичем Тургеневым, а также с дочерью Полины Виардо Марианной – той самой, в честь которой Тургенев дал имя героине своего последнего романа «Новь». Застенчивый молодой музыкант в течение четырех лет не решался признаться в своем чувстве. Атмосфера непринужденного веселья, царившего на «четвергах» в доме Виардо, располагала к творческому вдохновению. Форе посвятил певице «Баркаролу» и «Песню рыбака» – эти «венецианские песни» предвосхищают его баркаролы для фортепиано. Тогда же родились такие известные произведения Форе, как «Пробуждение» и «Тосканская серенада», и другие вокальные сочинения.

Об этом времени Габриель Форе впоследствии вспоминал как об одном из наиболее счастливых периодов своей жизни. Много лет спустя в письме к скрипачу Полю Виардо – сыну певицы – он признается: «Я был встречен в доме твоей матери с доброжелательностью и приветливостью… Я сохранил… воспоминания о дивных часах; они так драгоценны одобрением твоей матери и твоим вниманием, горячей симпатией Тургенева, дружбой всех твоих родных». К этому счастливому и плодотворному периоду относится создание Сонаты № 1 для скрипки и фортепиано ля мажор, которую Габриель Форе посвятил Полю Виардо. Над этим произведением композитор работал летом 1876 г., которое он провел в местечке Сент-Адресс, расположенном в Нормандии (оно знаменито тем, что здесь в 1862 г. создал свои первые пленэрные картины Клод Моне).

Соната для скрипки и фортепиано № 1 ля мажор стала первым камерно-инструментальным шедевром эпохи, которая вошла в историю французской музыки как эпоха обновления. Характерные черты этого времени – синтез романтических и классических элементов, сочетание импровизационности и усложненного гармонического языка, идущих от романтической музыки, с принципами формообразования, характерными для бетховенского симфонизма. В сравнении с фортепианными произведениями Форе его камерно-инструментальные сочинения – в том числе и эта Соната – представляются более традиционными, однако новаторство композитора проявилось и здесь. Оно выражается в появлении такого приема, как «вкрадчивый контрапункт»: из нижних голосов гармонической фактуры «вырастают» новые темы. Это не только обогащает гомофонно-гармоническую фактуру полифоническими элементами, но и вносит новые черты в структуру формы. Благодаря «вкрадчивому контрапункту» музыкальная ткань произведения приобретает особую эмоциональную выразительность.

Первая часть – Allegro molto – начинается непосредственно с основной темы. Сочетание нежности и страстности в ней оправдывает то прозвище, которое дали композитору друзья – «французский Шуман», но постепенно мелодия приобретает совсем иные качества, становясь по-бетховенски энергичной и напористой. Этот контраст, изначально заложенный в основной теме, обостряется и углубляется в дальнейшем музыкальном развитии. Подобная двуплановость присутствует и в последующих частях, но выражается по-иному – в первую очередь, гармоническими средствами. Вторая часть – Andante – представляет собой нежную лирическую баркаролу, третья – Allegro vivo – искрометное скерцо. Кульминация раскрытия внутренне контрастного образа приходится на финал – Allegro quasi presto, в котором подводится итог предшествующему интонационному развитию.

Музыкальный язык скрипичной сонаты Форе оказался настолько необычным для своего времени, что ни один издатель не соглашался публиковать ее – даже Антуан Шудан, который весьма благосклонно относился к вокальным сочинениям композитора («Мою музыку находили сплошным гвалтом», – вспоминал Форе об этом времени много лет спустя). По совету скрипача Юбера Леонара, композитор предложил произведение лейпцигскому издательству Брейткопфа и Гертеля. Немецкие издатели были готовы опубликовать Сонату за свой счет при условии передачи ее в их собственность, и Форе согласился на эти условия.

Первое исполнение ля-мажорной сонаты состоялось в январе 1877 г. Произведение имело огромный успех. Особый восторг вызвало скерцо – настолько, что его пришлось исполнить на бис. Высоко оценил Сонату Камиль Сен-Санс. В посвященной ей статье, опубликованной в апреле 1877 г. в «Музыкальной газете», композитор отметил неожиданность ритмов, новизну формы и то «очарование, которое исходит от произведения в целом и побуждает… публику воспринимать самые непредвиденные вольности как вещи вполне естественные». По мнению Сен-Санса, Форе, создав Сонату № 1 для скрипки и фортепиано, «одним прыжком стал вровень с мастерами».

Источник

Сезар Франк. Соната для скрипки и фортепиано ля мажор

Сезар Франк долгое время не был «избалован» признанием своих произведений. Важную роль в популяризации его творчества сыграл Эжен Изаи. Этот прославленный скрипач считал своим долгом ознакомление публики с малоизвестными или совершенно неизвестными ей произведениями. Он стал первым интерпретатором многих творений своих современников – Камиля Сен-Санса, Габриеля Форе, Клода Дебюсси. С Сезаром Франком музыканта связывали не только дружеские отношения – скрипач был почитателем таланта Франка. Именно ему посвятил композитор свою единственную скрипичную сонату, которая была завершена в 1886 г.

Соната ля мажор принадлежит к самым вдохновенным и интересным образцам скрипичной литературы. Некоторые черты – умеренный темп в начале, инструментальный речитатив в третьей части, полифонические формы в финале (изложение главной партии в виде канона) напоминают об эпохе барокко, но хроматизированная гармония, характерная для позднеромантического стиля, предвосхищает искания импрессионистов. Скрипичная партия на протяжении всего произведения остается одноголосной – двойные ноты не используются, и это позволило впоследствии сделать переложение для флейты. Существует также виолончельная версия, созданная виолончелистом Жюлем Дельсаром и удостоившаяся одобрения самого Франка.

Очень интересно решено построение сонатного цикла. Из четырех частей три написаны в сонатной форме, но каждый раз она преломляется по-разному: свободная «лирическая поэма» в первой части, романтическое сонатное allegro во второй, сочетание сонатной формы и рондо в четвертой.

Светлая лирика первой части – Allegretto ben moderato – вероятно, навеяна общением с природой (насладиться общением с нею Франку удавалось не так уж часто, но каждый раз это доставляло ему большую радость). Мелодия движется по тонам нонаккорда, который композитор не торопится разрешать, словно любуясь его красочностью. В тему постепенно вливаются хроматизмы, и непосредственно из ее развития вытекает вторая тема – ариозно-песенная. В процессе развития музыкальная ткань окрашивается в драматические тона, но ненадолго – атмосфера светлой лирики возвращается в репризе.

В противоположность лирической первой части, вторая – насыщена яркими контрастами и драматизмом. Беспокойная главная партия с синкопированным ритмом, сопровождаемая тревожными фигурациями, сменяется оминоренной первой темой первой части, играющей в сонате роль сквозного лейтмотива, затем появляется восторженная побочная. В разработке темы переплетаются в полифоническом развитии.

Весьма необычна для сонатного цикла третья часть – Recitativo-Fantasia. Ее возвышенная строгость заставляет вспомнить о баховских творениях. Лейттема возникает и здесь – она появляется в фортепианной партии, но главную роль все-таки играет скрипка с ее «речевыми» интонациями. Второй раздел, напоминающий арию, построен на спокойной, пасторальной теме, в развитие которой вторгается лейттема.

Драматизм первых трех частей оттеняется стихией незамутненной радости, безраздельно господствующей в финале – Allegro mosso. В нем представлен принцип тематического синтеза – в четвертой части появляются темы из предыдущих. Пасторальные интонации сопоставляются со страстной темой третьей части. Тема-рефрен, напоминающая простую французскую народную песню, излагается в виде канона. Близкая к ней пасторальная тема фантазии из третьей части выполняет роль эпизода, перемежая проведение первой темы в разных тональностях. Начало разработки предваряется проведением лейттемы, и с этого момента сонатность доминирует над рондообразностью. Атмосфера праздника, радости достигает апогея в стремительной репризе и коде.

Рукопись Сонаты для скрипки и фортепиано ля мажор была преподнесена Изаи как подарок к свадьбе. Музыкант был очень тронут таким даром: «Это подарок не мне одному, а всему миру, – говорил он. – Чтобы передать его, я приложу все силы артиста и страстного почитателя гения «папаши Франка», еще не признанного. После единственной репетиции он исполнил сонату в день своей свадьбы, а аккомпанировала ему французская пианистка Мари Борд-Пен. При ее участии три месяца спустя – в декабре 1886 г. – состоялся концерт, на котором наряду с другими творениями Франка (Квинтетом и Прелюдией, хоралом и фугой) прозвучала и Соната. Скрипач Арман Паран – концертмейстер оркестра Колонна – упрекнул Эжена Изаи в том, что он исполняет Сонату не в тех темпах, которые указал автор, но Франк заступился за исполнителя: «Это возможно, но успокойтесь, я думаю, что прав именно он». Эжен Изаи играл посвященную ему сонату в разных странах Европы, включая Россию, а также в Америке, тем самым прославляя имя Франка. Когда скрипач позировал Константину Менье для скульптурного портрета, тот попросил его сыграть эту сонату – по мнению художника, именно при ее исполнении лицо музыканта приобретало особенно одухотворенное выражение.

Источник

Соната для скрипки № 1 (Форе) — Violin Sonata No. 1 (Fauré)

Соната для скрипки № 1
Соната для скрипки от Габриэля Форе
Ключ Главный
Каталог Соч. 13
Сочиненный 1875 -1 876 ( 1875 )
Опубликовано 1877 г. ( Breitkopf & Härtel ) ( 1877 )
Продолжительность 25 минут
Движения четыре
Подсчет очков
Премьера
Дата 27 января 1877 г. ( 1877-01-27 )
Место расположения Salle Pleyel , Париж
Исполнители

Соната № 1 в крупной , Op . 13, было написано Габриэлем Форой с 1875 до 1876. Он считается одним из трех шедевров своей юности, вместе с первым фортепианным квартетом и балладами в F ♯ основным .

СОДЕРЖАНИЕ

История

Соната была задумана летом 1875 года во время пребывания в Сент-Адрессе с семьей Камиля Клерка, выдающегося промышленника и сторонника его творчества, и завершена осенью 1876 года. известное лейпцигское издательство Breitkopf & Härtel приложило значительные усилия для публикации работы Форе. Однако компания Breitkopf & Härtel пожелала опубликовать сонату только в том случае, если Форе откажется от гонорара: «М. Форе не известен в Германии, и рынок переполнен произведениями такого рода, хотя они часто уступают тому, что мы». повторное обсуждение «. Форе принял эти условия, и работа была наконец опубликована в феврале 1877 года, всего через несколько недель после премьеры 27 января 1877 года.

Соната была посвящена его близкому другу Полю Виардо , брату Марианны Виардо, в которую был влюблен Форе. Первое записанное исполнение сонаты состоялось накануне премьеры в доме Клерков, где Поль Виардо играл на скрипке, а сам Форе играл на фортепиано. Закрытое представление было встречено с большим энтузиазмом.

Сама премьера на концерте Société Nationale de Musique в Salle Pleyel с молодой скрипачкой Мари Тайо прошла с большим успехом, при этом нужно было кодировать третью часть. В письме, датированном тем же днем, Форе написала: «Успех моей сонаты превзошел все мои ожидания . [. ] Что касается моей исполнительницы, я никогда не смогу адекватно выразить, как она сделала мою сонату своей собственными глазами, как она вложила свое сердце и душу в эту игру. [. ] Интерпретация мадемуазель Таяу была идеальной ».

Премьера стала поворотным моментом в композиторской карьере Форе в возрасте 31 года. Работа быстро нашла свое отражение в программах таких артистов, как Бенджамин Годар , Камиль Сен-Санс , Эжен Изаи , Жак Тибо , Джордж Энеску , Альфред Корто и другие. Писатель Марсель Пруст неоднократно отдавал дань сонате в своем романе « В поисках утраченного времени» .

Источник

Оцените статью