- Ритм-гитара >Десять заповедей для почитателей стиля Даймбэга Даррела — часть 1
- Заповедь первая: Чти Ван Халена (Van Halen)
- Заповедь вторая: Возлюби большую терцию как самого себя
- Заповедь третья: Не забывай о симметрии
- Заповедь четвертая: Придай аккордам новую силу
- Заповедь пятая: Знай места
- Ритм-гитара >Десять заповедей для почитателей стиля Даймбэга Даррела, часть 2
- Заповедь шестая: Измени строй
- Заповедь седьмая: Используй хроматическую гамму
- Заповедь восьмая: Выходи за рамки тональности
- Заповедь девятая: Играй в «техасском стиле»
- Заповедь десятая: Найди свое звучание
- Оборудование, через которое играл Даймбэг Дарелл
- Имя Даймбэга Даррела, как правило, ассоциируется со следующим оборудованием:
Ритм-гитара >Десять заповедей для почитателей стиля Даймбэга Даррела — часть 1
Заповедь первая: Чти Ван Халена (Van Halen)
…а также ZZ Top, Kiss, Judas Priest, Black Sabbath, Тэда Ньюджента (Ted Nugent), Пэта Трэверса (Pat Travers), ранних Metallica (Kill ‘em All, Ride the Lightning, Master of Puppets) и Рэнди Роадса (Randy Rhoads). Весь список групп и исполнителей можно прочитать в этой статье.
Ван Хален оказал огромное, пожалуй, самое значительное влияние на формирование стиля Даймбэга Даррела (Dimebag Darrel). От сочных ритмов до интереснейших соло — творчество Ван Халена вдохновляло Даймбэга и мотивировало его на развитие собственной индивидуальности.
Такие композиции, как “Eruption” и “Spanish Fly” относились к его фаворитам. В те времена, когда группа Pantera только начинала свою карьеру, и ребята покоряли сцены многочисленных клубов, Даймбэг особенно часто исполнял отрывки из них в рамках собственных соло.
Дайма даже называли «техасским клоном Ван Халена», местной «достопримечательностью», точь в точь воспроизводившей все самые впечатляющие фразы и целые композиции своего идола. В дальнейшем творчество братьев Ван Хален (Эдди — гитара, Алекс — ударные) также отчетливо просматривалось в работах группы Pantera (Винни — ударные, Дайм — гитара).
Согласно свидетельствам очевидцев, последними словами Даррела перед его трагической смертью стало не что иное, как имя «Ван Хален». Перед выступлениями Дайм тоже часто говорил своему брату «Ван Хален». Это было нечто вроде заклинания, вдохновлявшего их на первоклассные рок-шоу. Дайма похоронили вместе с его любимой гитарой — желто-черным Франкенстратом Эдди Ван Халена, изображенным на внутренней стороне обложки альбома Van Halen II.
Чтобы лучше понять стиль Даймбэга, нужно прочувствовать ту самую «ванхаленовскую» ноту. Также особое внимание нужно обращать на технику и звучание. Именно это и играло важную роль в раннем творчестве Ван Халена.
Заповедь вторая: Возлюби большую терцию как самого себя
Постоянно носивший марку «Ван Хален» Даймбэг очень часто использовал большую терцию в своей игре. Большинство гитаристов, играющих тяжелую музыку, стараются избегать этот интервал, но огромное количество «фишек» Дайма было основано именно на нем.
Большая терция тональности Е минор — это нота G#. Она придает риффам и фразам с малой терцией (G) особый характер. Теоретически она подчеркивает миксолидийское звучание, а фактически добавляет минорным тональностям блюзовости и некоторого напряжения/диссонанса.
Пример 1 — это рифф в духе Даймбэга в минорной тональности с добавлением большой терции.
Посмотрите, как Дайм «раскрывает» этот интервал, вставляя его во фразу с малой ноной (нота F в E миноре).
Пример 2 — еще один рифф в стиле Даймбэга. И вновь мы встречаем те же интервалы. (Еще один хороший пример использования большой терции — конец композиции «Sabbath Bloody Sabbath» группы Black Sabbath. Дайму несомненно тоже очень нравился этот рифф.)
Большая терция встречалась не только в риффах Даймбэга, но и в его соло.
Пример 3 представляет собой аппликатуру «гаммы Даймбэга» в Е минор. Это минорная пентатоническая гамма с добавленной пониженной пятой ступенью, большой секстой (опускается на пятой струне и играется только на 14 ладу второй струны) и большой терцией.
Пример 4 — фраза в рамках этой гаммы, характерная для Даймбэга.
Стараясь внедрить эти особенности стиля Даймбэга в свою собственную игру, экспериментируйте с добавлением большой терции в другие «стандартные» минорные фразы. Не бойтесь слишком «радостного» звучания — просто попробуйте, и вы удивитесь тому, какое разнообразие это придаст вашему творчеству.
Заповедь третья: Не забывай о симметрии
Еще одна техническая особенность Ван Халена, которую позаимствовал Даймбэг, это симметричные аппликатуры. Научиться этому очень легко, но чтобы успешно использовать этот ход в своей игре, нужно обладать хорошим вкусом и определенным опытом. Просто придумайте какую-нибудь интересную аппликатуру на одной струне и перенесите ее на остальные пять.
Пример 5 — фраза в стиле Ван Халена, включающая тонику, большую терцию и квинту, в тональности Е. Мы начинаем на второй струне, спускаемся до пятой и завершаем фразу бендом от ноты D к ноте Е (и обратно к D — это придает определенное минорное напряжение) на второй струне.
Пример 6 — это вариация в той же (двенадцатой) позиции. На этот раз мы играем малую терцию (нота G) и слайд к малой сексте (нота C) и от нее. Ноты на всех шести струнах зажимаются указательным, средним пальцами и мизинцем, а слайд, исполняемый мизинцем, придает фразе гибкость и многогранность.
Еще два примера простых, но эффективных симметричных аппликатур, характерных для Даймбэга, представлены в примерах 7 и 8.
Пример 7 — это фраза с использованием большой септимы (нота Eb в тональности E), тоники (Е) и малой терции (G). Это восходящий пассаж, включающий как игру медиатором, так и технику легато. Ноты зажимаются опять же указательным, средним пальцами и мизинцем.
Пример 8 — фраза, основанная на одной из любимых аппликатур Дайма, — нисходящий пассаж на первой, второй и третьей струнах. На этот раз пользуемся мизинцем, безымянным и указательным пальцами левой руки. Можно сказать, что эта фраза — дань уважения Пэту Трэверсу. Такая аппликатура в данной позиции весьма эффективна, если вы играете соло поверх ритмической партии в тональностях А минор и Е минор.
Попробуйте транспонировать ее в другие тональности и пользуйтесь ей как можно чаще, как делал в свое время Дайм.
Даймбэг достиг больших высот в области техники медиаторного звукоизвлечения, но очень часто он прибегал и к легато (опять же в духе Эдди Ван Халена). Это придавало его звучанию текучесть и живость. Техника левой руки была особенно важна при внедрении всех этих симметричных аппликатур в его соло.
Заповедь четвертая: Придай аккордам новую силу
Даймбэг никогда не ограничивался «стандартными» приемами игры на гитаре, часто прибегая к «альтернативным» пауэр-аккордам. Вместо того, чтобы играть обычными квинтами и квартами (в исполнении которых Дайм был большим мастером), он то и дело вставлял в свои ритмы альтернативные двойки (аккорды из двух звуков) вместо привычных пауэр-аккордов.
Это чаще всего были большие или малые терции, построенные от тоники. Посмотрите на Пример 9 . Это два основных варианта таких аккордов, построенных от тоники на шестой и пятой струнах. Первый аккорд — вариация большой терции, второй — малой терции.
В Примере 10 представлен рифф, основанный на пауэр-аккорде из малой терции. Обратите внимание на то, как эти аккорды дополняют рифф, придавая ему движение и оживляя его. Они звучат гораздо интереснее стандартных квинт и создают особое напряжение, которого невозможно добиться при помощи «однородных» и «нейтральных» квинт. Исполняемые с эффектом дисторшн, такие аккорды делают ваше звучание особенно мощным благодаря интересной комбинации обертонов.
В принципе, именно в этом и заключается их уникальность и польза. В комбинации с мажорными и минорными аккордами и трезвучиями можно достичь весьма хаотичного и диссонирующего эффекта. Стандартные мажорные и минорные аккорды как-то уж слишком размыты и нечетки, тогда как тоника и терция дают именно то живое, напряженное и богатое звучание, придающее аккорду мощь.
Поэкспериментируйте с чередованием таких аккордов, основанных на терциях, и стандартных квинтовых пауэр-аккордов. Также можете попробовать с чередованием малых и больших терций. Часто бывает так, что «не та» терция (вне тональности) звучит в рамках того или иного риффа особенно интересно. Пример 11 — рифф в духе Даймбэга с такими «неправильными» пауэр-аккордами.
Заповедь пятая: Знай места
Говоря о Даймбэге, нельзя не упомянуть о его страсти к флажолетам. Он всегда охотно приправлял свою игру натуральными, искусственными, тэппинговыми и многими другими видами флажолетов.
Флажолеты (как натуральные, так и искусственные) — неотъемлемая часть богатого обертонами искаженного звука электрогитары. Они могут появиться в любом месте. Есть очень много способов их извлечения, и они — логическое следствие игры на высокой громкости с эффектом дисторшн.
Даймбэгу всегда удавалось держать флажолеты под полным контролем, и они стали одной из самых выразительных черт его игры. Чтобы разобраться, как же Дайм применял технику флажолетов, давайте взглянем на гриф гитары и найдем места, где они прячутся. Пример 12 демонстрирует расположение основных флажолетов, извлекать которые очень легко. Пальцем левой руки слегка прижмите соответствующую струну (при этом не опускайте ее к грифу, а всего лишь прикоснитесь к ней), а правой рукой ударьте по ней. Так вы получите флажолет.
В Примере 13 вы найдете флажолеты на тех же струнах. Но их извлечение требует определенной тренировки. Дайм очень часто украшал свои партии многими из них.
Он обладал огромным арсеналом приемов по контролю и воспроизведению флажолетов. Наиболее известна его фирменная техника «кричащих флажолетов» («harmonic scream»). В Примере 14 изображена ее схема.
Для того, чтобы точно скопировать эту технику, необходим бридж с так называемым «плавающим тремоло» (чтобы делать бенд как на понижение, так и на повышение). Можете взять гитару, оснащенную системой «флойд роуз» или чем-то подобным. Сначала «раскачайте» струну пулл-оффом, одновременно опуская рычаг.
Услышав понижение тона открытой струны и почувствовав ее ослабление, слегка ударьте по определенному месту извлечения флажолетов на грифе средним пальцем левой руки. Как только флажолет прозвучит, верните рычаг в исходное положение, а затем приподнимите его и покачайте, чтобы получить эффект вибрато. Имейте в виду, что открытая струна звучит всего лишь какую-то долю секунды. Только кажется, что у вас достаточно времени для извлечения «тэппингового» флажолета.
Также не забывайте о важности глушения струн левой рукой. Обязательно пользуйтесь большим пальцем левой руки для глушения шестой струны, а другими пальцами глушите любые нежелательные шумы, исходящие от других струн. Поэкспериментируйте с разными местами извлечения флажолетов. Некоторые из них извлекаются легче, некоторые — сложнее.
Даймбэг время от времени прибегал к искусственным флажолетам в стиле Закка Уайлда (Zakk Wylde) / Джона Сайкса (John Sykes) / Джорджа Линча (George Lynch) / Билли Ф. Гиббонса (Billy F. Gibbons), но особенно часто он исполнял множественные, комбинированные флажолеты, украшая ими свои ритм-партии.
Пример 15 демонстрирует эту технику «в действии».
Дайм особенно любил «промежуточные» флажолеты, которые звучат еще пронзительнее. Обратите внимание на то, что, комбинируя два или более флажолета, вы можете получить очень интересное сочетание резких, диссонирующих обертонов. Испробуйте как можно больше комбинаций флажолетов на разных струнах и на разных ладах. Также попробуйте поиграть с рычагом и/или педалями эффектов. Пример 16 объединяет несколько таких комбинаций.
Ваши возможности безграничны! Творите! В этом уроке опубликована только первая часть заповедей для почитателей стиля Даймбэга Даррела. Вторая часть еще не опубликована, так что подписывайтесь на рассылку, чтобы не пропустить выход второй части.
Автор статьи Скотт Марано (Scott Marano) посвятил свою жизнь игре на гитаре. Он обучался в Музыкальном колледже Беркли (Berklee College of Music), и его преподавателем был Джон Финн (Jon Finn), а также Джо Стамп (Joe Stump). В настоящее время Скотт работает в качестве сессионного гитариста и композитора и, конечно, преподает игру на гитаре. В 2007 году Скотт разработал программу под названием «Сила гитары» («Guitar Strength») с целью помочь гитаристам всех возрастов, уровней и стилей. Он дает частные уроки игры на гитаре у себя дома, в штате Род-Айленд, и по Skype.
Источник
Ритм-гитара >Десять заповедей для почитателей стиля Даймбэга Даррела, часть 2
Всем привет! А вот и вторая долгожданная часть статьи «Десять заповедей для почитателей стиля Даймбэга Даррела». Первую часть вы можете найти по этой ссылке.
Заповедь шестая: Измени строй
Альтернативные строи всегда выгодно выделяли Даймбэга на фоне других гитаристов. Дайм редко настраивал гитару стандартным образом. Альбомы Pantera, начиная с Cowboys From Hell по Reinventing the Steel, по сути, меняют все наши представления о том, как должна быть настроена гитара.
Даже в случае обычного строя (E, A, D, G, B, E) Дайм опускал его больше чем на четверть тона. По словам его гитарного техника, его гитары были настроены на «D# плюс 40 центов по тюнеру Korg. Пятая струна настраивалась на G# плюс 40 центов, четвертая — на C# плюс 40 центов и т.д.» (Примечание: здесь четко прослеживается влияние Ван Халена, ведь гитара в альбомах Van Halen I и Van Halen II настроена именно так.)
При записи альбома Cowboys From Hell Даймбэг также экспериментировал со строем Drop D (C# плюс 40 центов), а в дальнейшем (начиная с A Vulgar Display of Power) стал опускать все струны на целый тон. Такой строй (D,G,C,F,A,D, пониженный на четверть тона) использовался, например, в композициях “Walk” и “A New Level.» Также он использовался при записи альбома Far Beyond Driven (композиции “Becoming”, “I’m Broken”, “5 Minutes Alone” и т.д.), а в Reinventing the Steel это «стандартный» строй гитары Даймбэга.
Но Даймбэг никогда не ограничивал себя чем-то одним и активно пользовался также преимуществами строев “Drop D на тон ниже” (C,G,C,F,A,D) и “на 1,5 тона ниже” (C#,F#,B,E,G#,C#). Последний вариант (Тони Айомми (Tony Iommi) из Black Sabbath также предпочитал именно его) широко применялся на альбоме The Great Southern Trendkill (“Drag the Waters” и т.д.) и стал новым стандартом группы Даймбэга Damageplan (New Found Power), хотя он также использовал и «Drop D на 1,5 тона ниже» (B,F#,B,E,G#,C#).
Важно то, что Дайм не был фанатом тенденции к игре на семиструнных гитарах, которая четко прослеживалась в середине 90х годов. Его страсть к альтернативным строям — это своеобразный протест против этого. Так он достигал не менее (и даже более) тяжелого звучания, как и гитаристы, игравшие на семиструнных гитарах. Более того — его звучание было особенным. Благодаря ему Дайм создал много выдающихся риффов и фраз нашего времени.
Заповедь седьмая: Используй хроматическую гамму
Дайм очень любил все нестандартное (симметричные аппликатуры — еще одно свидетельство этому) и всегда старался избегать традиционных гамм и ладов. Он отлично разбирался в музыкальной теории и четко знал, какие ноты входят в ту или иную тональность и как они расположены на грифе.
Но очень часто он вставлял в свои соло и ритмы «промежуточные» ноты, и это создавало особое настроение и напряжение. Хроматические фразы с проходящими нотами, расположенными между нотами гаммы, играли особую роль для Дайма. Более подробно про хроматические гаммы можете прочитать в уроке «Различные гаммы на гитаре«. Пример 17 — это фраза, к которой Даймбэг прибегал очень часто, чтобы придать своему соло характер крещендо. Мало того, что она отлично звучит! Благодаря несложной аппликатуре, ее еще и очень легко исполнять.
Также Дайм брал какую-нибудь простую фразу (что-то вроде той, что представлена в Примере 18 ) и сдвигал ее по хроматической гамме.
Пример 19 — это фраза, сдвигаемая хроматически вверх по грифу (один лад на каждый шаг), а в Примере 20 мы видим фразу, сдвигаемую вниз по грифу.
Дайм вставлял нечто подобное в свои ритм-партии довольно часто, но это не было его основной техникой. Это было лишь одним из компонентов, но благодаря этому его риффы звучали живо и объемно. Пример 21 — хроматизм в ритмическом риффе в стиле Дайма.
Еще один вариант использования данной техники (на этот раз мы сдвигаемся вниз по грифу) представлен в Примере 22 .
Комбинация этой техники с другими приемами из арсенала Дайма дает нам огромное количество возможностей для творчества. Создавайте собственные интересные риффы и фразы на этой основе.
Заповедь восьмая: Выходи за рамки тональности
Дайм не боялся «неверных» нот и часто снабжал ими свои риффы и фразы. Для примера, возьмем диатонические ноты тональности Е минор: E,F#,G,A,B,C,D. В октаве всего 12 нот (A, A#/Bb, B, C, C#/Db, D, D#/Eb, E, F, F#/Gb, G, G#/Ab), поэтому получается, что для любой тональности существует 5 недиатонических нот. Следовательно, пять недиатонических нот для тональности Е минор — это F, G#/Ab, A#/Bb, C#/Db и D#/Eb. Это следующие интервалы (по отношению к тонике): малая нона, большая терция, тритон, большая секста и большая септима.
Дайм искусно манипулировал этими «неверными» нотами, часто делая их центральными в своих риффах и фразах. Многие гитаристы используют эти ноты, меняя тональности (играют фразы, основывающиеся на ладах, к которым эти ноты относятся). Даймбэг же считал, что все 12 нот хроматической гаммы — это часть одной большой, всеобъемлющей «супер-гаммы», и что все ноты относятся к одной общей тонике.
Большую терцию мы упоминали в первой части данной статьи, о роли тритона в тяжелой музыке и блюзе и так уже сказано очень много, поэтому поговорим о том, как Дайм использовал другие три интервала. Отличный пример этому — «неправильные» ноты в той или иной тональности. Пример 23 — это малая нона (F) и большая септима (Eb), играемые на фоне (в унисон) с тоникой Е.
Пример 24 — это тритон и большая септима.
Пример 25 — это большая терция и большая секста как преобладающие интервалы.
Заповедь девятая: Играй в «техасском стиле»
Один из особенно интересных аспектов стиля Дайма — это тот факт, что он никогда не играл «обычно». Будь то нота или аккорд, Даймбэг всегда выделял их особым образом. Он называл это «техасским стилем«. Дайм использовал большое количество различных приемов (слайды, бенды, глушение, вибрато рычагом, педали эффектов и пр.) и их комбинаций для акцентирования тех или иных нот и аккордов.
Хороший пример этому — подчеркивание нот в аккорде легкими бендами или искусственными флажолетами. Еще один способ — выделение «целевых» нот, подходящих к риффу, а затем игра их бендами «снизу вверх» (бенд начинается на полтона ниже соответствующей ноты). Пример 26 демонстрирует такой подход.
Пример 27 — тот же рифф в обычном виде. Заметили, насколько интереснее он звучит с бендами и флажолетами?
Пример 28 показывает, как много можно извлечь из всего двух нот (Е и F) с помощью слайдов и микробендов. Глушите открытые ноты Е для большей эффективности.
Вслушайтесь в известные вам риффы и фразы Даймбэга и попробуйте уловить те нюансы, которые делают их такими особенными. Дайм добавил подходу Ван Халена собственной индивидуальности и достиг совершенства.
Заповедь десятая: Найди свое звучание
Говоря о стиле Даймбэга, нельзя забывать об одном из самых важных аспектов — звучании. Пожалуй, никто кроме Ван Халена (и опять это имя) не отличался таким мощным, казалось бы, недостижимым звучанием гитары.
Оборудование, через которое играл Даймбэг Дарелл
Даймбэг нашел свое звучание благодаря полустэку Randall, который он выиграл в одном из конкурсов гитаристов. Важно отметить, что Дайму удалось найти нечто особенное в своем оборудовании и правильно применить это.
Он «подчищал» свой звук шестиполосным эквалайзером MXR (голубого цвета). Его гитара была оснащена хамбакерами Bill Lawrence L-500, также он использовал параметрический эквалайзер Furman PQ-4 (в дальнейшем PQ-3). Прелесть в том, что это давало возможность контролировать предусилитель. Дайм пользовался хамбакерами Bill Lawrence, чтобы раскачать MXR EQ (установленный на повышение средних частот), он в свою очередь раскачивал Furman (повышение высоких и низких частот и сохранение уже повышенных средних частот на том же уровне).
Затем следовал Randall (Century 100 или 200) c овердрайвом. Благодаря всему этому звучание Даймбэга стало таким, каким его знаем мы — особенным и неповторимым.
Дайм предпочитал особенные формы гейна (в зависимости от частот), а не всеохватывающий овердрайв.
Еще один трюк Дайма — устройство пропускного уровня шума (noise gate). Это давало ему возможность повышать уровень сигнала на входе, подавляя все неконтролируемые шумы и отдачу, которые всегда присутствуют на таких высоких уровнях гейна. Инструмент Дайма откликался на атаку естественным образом. При этом все внешние последствия высокого уровня громкости и гейна были под контролем.
Имя Даймбэга Даррела, как правило, ассоциируется со следующим оборудованием:
- — Randall Warhead: использовался исключительно во время живых выступлений для игры на чистом звуке. Головы Century 100 и/или 200 — неизменный атрибут звучания Дайма. Но говоря откровенно, этот усилитель, помимо «звука Дайма», обладает целым рядом других — не менее интересных — возможностей.
- — Digitech Whammy Pedal: ее стоит приобрести. Вдохновение гарантировано!
- — Krank Krankenstein: Дайм активно участвовал в его разработке и создании, но никогда не пользовался им (в этом ему помешала трагическая смерть). Тем не менее этот предусилитель — неотъемлемая часть его наследия. Этот аппарат — отличная возможность разнообразить ваше звучание.
Особенно важно то, что звучание Дайма — результат длительных экспериментов и поиска. Его звучание — это его собственность. Каждый гитарист должен стремиться найти нечто свое, нечто неповторимое и новое. Пусть звучание Дайма вдохновит вас на поиски. Возьмите за основу оборудование, которое нравилось Дайму, и экспериментируйте (например, попробуйте разные варианты гейн-бустеров).
И в заключение. Уверен, что наследие Даймбэга Даррела вдохновит многих на творчество. Несомненно, появится новый гитарный герой, который скажет, что Дайм был для него примером для подражания и учителем. Тренируйтесь, подражайте и выводите свое мастерство на новый уровень! Берите гитару и за дело!
Скотт Марано (Scott Marano) посвятил свою жизнь игре на гитаре. Он обучался в Музыкальном колледже Беркли (Berklee College of Music), и его преподавателем был Джон Финн (Jon Finn), а также Джо Стамп (Joe Stump). В настоящее время Скотт работает в качестве сессионного гитариста и композитора и, конечно, преподает игру на гитаре. В 2007 году Скотт разработал программу под названием «Сила гитары» («Guitar Strength») с целью помочь гитаристам всех возрастов, уровней и стилей. Он дает частные уроки игры на гитаре у себя дома, в штате Род-Айленд, и по Skype.
Источник