Формирование навыков чтения нот листа

Развитие навыков чтения с листа на уроках фортепиано
методическая разработка по музыке по теме

Методический доклад «Развитие навыков чтения с листа на уроках фортепиано» посвящен одной из актуальных проблем обучения юных пианистов, которая является важным моментом в освоении фортепианной игры.

Цель исследования. Главной целью этого вида деятельности является выработка представлений о связи мелодического комплекса с двигательными импульсами, зрительно-слуховыми представлениями.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_navykov_chteniya_s_lista_na_urokakh_fortepiano.docx 27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Ольга Владимировна Дачич

АУ «ОУ ДОД «Детская школа искусств», г. Радужный, ХМАО – Югра

Актуальность темы . Методический доклад «Развитие навыков чтения с листа на уроках фортепиано» посвящен одной из актуальных проблем обучения юных пианистов, которая является важным моментом в освоении фортепианной игры.

Цель исследования. Главной целью этого вида деятельности является выработка представлений о связи мелодического комплекса с двигательными импульсами, зрительно-слуховыми представлениями.

1. Приобретение аппликатурной техники (на основе проработки основных технических форм: гамм, арпеджио, аккордов и т.д.);

2. Освоение клавиатуры «слепым методом»;

3. Формирование умения упрощать нотный текст;

4. Формирование навыка чтение с листа по вертикали;

5. Формирование навыка быстрого запоминания текста «фотографирования»;

6. Формирование навыка игры в ансамбле;

7. Формирование навыка восприятия группировки длительностей;

8. Формирование навыка игры без остановок.

Данная тема изучалась многими образованными людьми разных эпох и нашла отражение в их трудах.

Высказывания о пользе чтения с листа для развития учащегося можно встретить ещё в трактатах Ф.Э. Баха «Опыт правильного способа игры на клавире», других музыкантов-педагогов XVII–XVIII вв. Ко второй половине XIX в, требования по чтению нот с листа содержатся в программной документации самых авторитетных музыкальных заведений мира. Например, такие выдающиеся педагоги Московской консерватории, как Н.Г. Рубинштейн, Н.С. Зверев, Ф.М. Блюменфельд, Г.Г. Нейгауз и многие другие считали, что чтение нот с листа должно составлять определённую часть ежедневных занятий учащегося-музыканта.

Для меня данная тема очень актуальна, так как уже более 25 лет я работаю преподавателем по классу фортепиано и наблюдаю, что среди учащихся заметно ухудшился навык хорошего чтения нот с листа. Поэтому хотелось бы помочь и правильно направить юных музыкантов.

2. Основная часть

2.1. Процесс чтения с листа

« Лучший способ научиться быстро читать — это как можно больше читать. Быстрота успеха зависит от уровня вашего общего музыкального образования, ибо чем оно шире, тем легче предугадать логическое продолжение начатой фразы» . И. Гофман.

Сто лет назад чтение с листа являлось нормой домашнего музицирования, излюбленным времяпровождением. Не будучи профессионалами, любители музыки обладали высоким уровнем знаний в области искусства. Они же и составляли основу русской интеллигенции. За последние двадцать – тридцать лет среди пианистов заметно ухудшился навык хорошего чтения нот с листа. И это несмотря на то, что профессиональный уровень вырос.

Причин множество – это:

• отсутствие конкурсного отбора при зачислении ребёнка в музыкальную школу;

• упавший интерес учащихся к самостоятельному музицированию;

• значительное сокращение молодёжи связать будущее с этой профессией.

Чтобы как-то исправить данное положение формированию навыка чтения с листа необходимо уделять особое внимание.

Под чтением с листа подразумевается качественное исполнение музыкального произведения без предварительной подготовки. Невозможно стать музыкантом-профессионалом не обладая подобными навыками. Педагоги и, особенно, концертмейстеры в работе часто сталкиваются с незнакомыми произведениями, не имея возможности выучивать их заранее, им необходимо уметь бегло читать с листа. Поскольку эта способность не является врожденной, развитие навыков чтения с листа становится одной из центральных проблем музыкального образования.
Во многих методических работах, а также в статьях выдающихся пианистов и педагогов отмечается важность умения читать с листа, однако, практика показывает, что многие профессиональные музыканты не достаточно владеют подобным навыком, исполняют только выученные произведения, неохотно играют незнакомые.

Развитием навыков чтения с листа занимаются, в основном на начальном этапе обучения, в дальнейшем, когда разучиваемые произведения становятся более сложными, работу прекращают и ограничиваются констатацией важности фактора. Чтение с листа имеет место лишь при разборе, разучивании произведения. Таким образом, для развития и дальнейшего совершенствования навыков чтения с листа необходима постоянная, систематическая работа на протяжении всего периода обучения и становления музыканта.

Обучение чтению нот с листа можно сравнить с обучением чтению в общеобразовательной школе. Это сравнение необходимо, так как оно показывает возможность овладения навыками чтения с листа с такой же легкостью, какой добиваются у учащихся школ преподаватели языка.

Процессы овладения навыками чтения и чтения нот с листа на инструменте во многом схожи, это дает возможность предположить, что чтению с листа можно научить любого музыкально одаренного человека. Развитие навыка чтения с листа является предметом упорного совместного труда преподавателя и учащегося.

Чтение с листа является сложным процессом, требующим развития комплекса музыкальных способностей:

— навыками фортепианной техники;

В целом этот процесс можно представить условно разделенным на три этапа:

1. Зрительное восприятие;
2. Звуковое представление;
3. Двигательные импульсы.

Зрительное восприятие – это д ействи е , предваряющ е е игру с листа — «вижу» .

Исполнитель с листа как бы производит «разведку глазами», то есть движения глаз несколько опережают звукоизвлечение. В начале обучения ученик видит отдельные ноты, в дальнейшем – целые музыкальные фразы.

Звуковое представление – это действи е , связанн о е с работой зрения и слуха — «слышу» .

Зависит от общего развития уровня музыкальных способностей, особенно внутреннего слуха.

Третий этап двигательные импульсы – это действи е , реализующ е е воспринимаемый текст — «воспроизвожу – играю» . Связан с установлением звукомоторной связи, с воплощением зрительно-слуховых представлений в движениях рук. Здесь требуются определенные навыки фортепианной техники, знание аппликатуры.

2.2. Формирование навыков чтения с листа

Поскольку фортепианная музыка, отличающаяся многослойностью, требует осмысления одновременно по линиям горизонтали и вертикали, чтение текста с листа ставит перед обучающимися игре на фортепиано более сложные задачи, чем перед флейтистом, скрипачом или виолончелистом. Именно поэтому, предпосылки навыка структурного охвата текста должны быть сформированы на самой ранней стадии обучения. Как показывает опыт, подобный навык является результатом направленного педагогического воздействия.

Начинать обучать чтению с листа следует с самых простых произведений, одноголосных мелодий, желательно в разных ключах, чередуя правую и левую руки.

Затем исполняются легкие пьесы одновременно двумя руками.

Постепенно мелодический рисунок и аккомпанемент должны усложняться, появляются аккорды, элементы полифонии.

Важно обучить ученика сокращения и облегчения музыкального текста. Нельзя сокращать мелодическую линию, ритмические и гармонические басы, но можно опустить один звук в октавах, отдельные звуки в широких аккордах, гамму в аккомпанементе.
Очень полезно предварительно читать с листа «про себя», без инструмента. Ученик сначала просматривает произведение глазами:

  1. определ яет размер пьесы, единиц у движения, соотношени е длительностей;
  2. определ яет тональност ь , знак и альтерации;
  3. анализ ирует мелоди ю ;
  4. просм а тр ивает или выб ирает аппликатур у , позиционн ую группировк у пальцев;
  5. анализ ирует сопровождени е ;
  6. мысленно проигрывает пьесу внутренним слухом.

И лишь затем исполняет текст целиком, без остановок. При этом необходима:

  1. концентрация внимания;
  2. забегание глазами вперёд на один – два такта;
  3. навыки игры не глядя на клавиатуру;
  4. достижение художественной задачи ;
  5. пост е пенное увеличение объёма и темпа произведений, исполняемых с листа.

Процесс установления звукомоторной связи является самым сложным моментом в обучении игры с листа. Чтобы учащийся был готов незамедлительно воплотить зрительно-слуховые представления в движениях рук, следует вырабатывать представление о связи мелодического комплекса с соответствующим движением.

Вначале необходимо в упражнениях овладеть различными несложными элементами фортепианной фактуры (восходящая и нисходящая гамма, короткие и длинные арпеджио, аккорды). На данных упражнениях вырабатывается сознательный подход к аппликатуре – зрительно воспринимаемый мелодический рисунок предопределяет применение соответствующей аппликатуры. Упражнения следует повторять до автоматизации аппликатуры.

Затем читаются с листа произведения, включающие данные элементы фактуры.
Полезно для обучения чтения с листа использовать прием самостоятельного доигрывания фразы, то есть играть мелодию до определенного момента, а оканчивать ее, не глядя в ноты. Данный прием помогает развить умение «схватывать» глазам и внутренним слухом большие отрезки фраз, а также навык логического угадывания развития фразы.

Очень важно, и что часто вызывает трудности, уметь читать с листа произведения с большим количеством знаков альтерации. Эту трудность можно устранить, постоянно транспонируя пьесы в другие тональности с большим количеством знаков при ключе.

Важным навыком игры при чтении с листа является навык игры без остановок, даже при серьезных ошибках. Это особенно важно, потому, что большинство аккуратных учеников с трудом преодолевают привычку тот час же исправлять любую погрешность. Следует приучить ученика не исправлять ошибку, а продолжать играть дальше, не останавливаясь, не теряя метроритмического движения. На неточности можно указать в конце исполнения произведения.

2.3. Совершенствование навыков чтения с листа

Совершенствованием, «оттачиванием» навыков чтения с листа следует заниматься постоянно. Читая с листа, необходимо исполнять, а не разбирать, произведение, играть с начала до конца, точно выдерживая темп, ритмический рисунок и нюансировку. Затем, ежедневно повторять это же произведение, совершенствуя его в техническом и художественном отношении.

Развитию слухового внимания, что особенно важно в концертмейстерской практике, помогает игра дуэтом. В этом случае тренируются навыки совместной игры, умение слушать партнера, создавать с ним единый музыкальный образ.

При чтении произведения с листа в быстром темпе необходимо избавляться от фальшивых нот, которые, как правило, очень нервируют исполнителя. Тренировка сводится к игре в предельно быстром темпе с четким ритмом, выделяя гармонию первой четверти такта и главные интонации (не стараться «выигрывать» всю фактуру, тормозя движение).

Таким образом, формирование навыков чтения с листа связано с комплексом музыкально-пианистических задач, таких как:

— развитие внутреннего слуха;

— раскрытие художественного содержания произведения;

— умение мыслить крупными звуковыми комплексами;

— свободное ориентирование в метроритмической структуре, гармонии и фактуре.

Качество исполнения произведения с листа напрямую зависит от уровня пианистической подготовки, необходимо владеть различными видами фортепианной техники, типами аппликатуры.

Успешность формирования навыков чтения с листа напрямую зависит от активности самого учащегося, от его желания стать настоящим музыкантом, что возможно лишь при полной мобилизации всех творческих способностей.

Чтение с листа – один из наиболее перспективных путей, ведущих в направлении общемузыкального развития учащегося. Умение читать с листа создает базу для быстрого освоения нотного материала, а значит высвобождает время на занятии для решения других музыкальных задач, которые приводят к совершенствованию фортепианной игры. Читая музыку с листа, ученик имеет дело с произведениями, которые не обязательно в дальнейшем разучивать, осваивать в исполнительском плане. Нет необходимости специально штудировать их, совершенствовать в техническом плане. Эти произведения, говоря словами Сухомлинского «…не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать. Постигать, наконец, изумлять.»

  1. Брянская Ф. Навык игры с листа, его структура и принципы развития // Вопросы фортепианной педагогики. – М., 1976. – Вып. 4.
  2. Верхолаз Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа. Под ред. Беркман Т.Л. Издательство академии педагогических наук. – Москва, 1960;
  3. Блинова Е.В. Формирование навыков чтения нот с листа на фортепиано.

Источник

Методическая работа на тему «Навык чтения нот с листа»
методическая разработка на тему

В работе говориться о развитии у начинающих музыкантов такого важного навыка ,как навык чтения нот с листа,который необходим для дальнейшего успешного обучения детей и быстроого освоение нотного материала.

Скачать:

Вложение Размер
navyk_chtenie_s_lista_pedagog_dopolnitelnogo_obrazovaniya_dundina_yu.s._cvr_centranogo_rayona.odt 26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования

Центр внешкольной работы Центрального района

на тему «Навык чтения с листа в классе гитары»

Выполнила педагог дополнительного образования Дундина Юлия Сергеевна

Основным педагогическим принципом известного музыканта Л.А.Баренбойма была последовательность «человек—музыкант—исполнитель-пианист», согласно которой он строил вою педагогическую работу.

Действительно, прежде всего важно воспитание музыканта, а владение музыкальным инструментом-это совокупность тех качеств, которые дают возможность выразить исполняемую музыку. Поэтому педагог по специальности должен не только учить тому, как исполнять тот или иной прием, как добиваться качественного звучания инструмента, но и заботиться о формировании у ученика музыкального кругозора, слухового опыта, чувства музыкального вкуса.

Навыки и специфические знания о музыке формируются незаметно в процессе обучения, а на первый план выдвигается развитие таких способностей, которые создают возможность овладения этими навыками. Навык «чтения нот с листа» является одним из способов становления музыканта-исполнителя, а для музыканта-педагога главной задачей является развитие этого навыка у своих учеников. Умение хорошо и быстро «читать с листа» важно не только в процессе обучения, но и в дальнейшей, профессиональной деятельности музыканта: в педагогической-это необходимость сыграть пьесу или произведение заданное ученику, показать пример нужного исполнения, в исполнительской деятельности-это работа в ансамбле и оркестре.

«Чтение с листа» представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. «Чтение с листа»-это один из кратчайших путей к общему музыкальному развитию учащихся. Среди различных форм работы, используемых в классах по специальности, много таких, которые направлены на осуществление обучения искусству игре на инструменте, ставятся задачи для формирования профессионально-исполнительских навыков и умений. Однако, именно в процессе «чтения нот с листа» происходит собственно музыкальное развитие ученика. Хорошее владение этим навыком способствует увеличению объема используемого в обучении музыкального материала, а также к ускорению темпов его прохождения. Умение хорошо «читать с листа» возможно при хорошо развитых способностях и умениях. выработанных в период всей деятельности музыканта-исполнителя, такие как: развитый слух, чувство ритма, память, внимание, высокая исполнительская техника, способность предугадать развитие музыкальной ткани, развитое умение формировать музыкально-слуховые представления при восприятии и воспроизведении нотной записи.

Важно отметить что при скоростной переработке информации, которая характерна в процессе «чтения с листа», необходимо хорошее развитие каждого из указанных выше компонентов, которые формируются с начального этапа обучения музыке и на протяжении всей деятельности музыканта-исполнителя.

Итак, что же такое «чтение с листа»? «Чтением нот с листа» является умение исполнять по нотам незнакомого произведения. Это исполнение должно быть художественным, то есть при первом же прочтении должно произойти постижение характера произведения, его структуры, эмоционального и образного плана. Исследования, в которых затрагиваются вопросы об «игре с листа», направлены на разработку методических положений и рекомендаций, либо внимание авторов направлено на психологический анализ этого процесса.

В диссертации Лали Ильиничны Горелашвили, преподавателя Тбилисткой консерватории, процесс «игры с листа» рассматривался как способ приема и переработки информации. При этом внимание заостряется на том обстоятельстве, что в ходе этого процесса время приема и переработки информации строго ограничено темпом исполнения, поэтому может возникнуть ситуация дефицита времени по приему и переработке информации.

«Этот дефицит времени в процессе «игры с листа» предъявляет серьезные требования к скорости восприятия нотного текста, к скорости двигательной и моторной реакции, к умению оперативно переработать воспринятую информацию, немедленно сформировать музыкально-слуховое представление, принять решение о характере произведения и реализовать в звучании инструмента. Согласно этим требованиям строго ограниченное время приема и переработки информации стимулирует формирование специфических психологических приспособлений, обеспечивающие успешное протекание процесса «игры с листа»

В проблеме зрительного восприятия нотного текста при «чтении нот с листа» особое место занимает вопрос о методе «забегании глазами вперед». Эта возможность опережения взглядом озвучиваемого текста опирается на работу оперативной памяти».

Но существуют два способа исполнения по нотам незнакомого произведения-это «чтение с листа» и разбор. Под разбором подразумевается медленное проигрывание пьесы, при котором допускается остановка движения для более тщательного и точного изучения нотного текста. А под «чтением с листа», о котором уже много сказано, предусматривается исполнение незнакомой пьесы в нужном темпе и характере, без предварительного проигрывания на инструменте. Такое исполнение должно быть непрерывным, оно предполагает выполнение авторских указаний,осмысленную фразировку.

При «чтении с листа» все действия, осуществляемые музыкантом, вступают в тесную взаимосвязь. Игра с листа требует напряженной синтезирующей деятельности, где взаимно связываются: мышление, анализ, в то время, как в разборе преобладает только аналитическое начало. «Игра с листа» представляет собой процесс, в котором осуществляется цепь сложных действий.

Первое, что должен сделать «читающий» перед самой «игрой с листа»:1.Определить характер, темп произведения, лад, тональность и размер.2.Беглый просмотр текста, чтобы выявить господствующий тип изложения и основной ритмический рисунок (предварительная моторная установка рук).

Второе-это действие, которое связано с работой зрения и слуха, то есть «зрительный охват». Эта работа заключается в том, что слух вынужден обрабатывать одновременно два различных фрагмента текста: тот, который исполняется в данный момент и тот, который еще предстоит сыграть, при этом формируется приблизительный звуковой образ.

Третье-это озвучивание воспринимаемого текста, его реализация. Это действие представляет собой сложную скоординированную деятельность всего двигательного аппарата.

Как пишет Ф.Брянская: «музыкант, свободно играющий с листа,подобно тренированному стрелку, видит перед собой цель-художественное исполнение. Прежде всего музыкант должен владеть умением предвосхищать развертывание музыкального текста. Зрительное восприятие должно непосредственно вызывать соответственные движения («вижу-слышу-совершаю движения»)».

При развитом навыке «игры нот с листа» для работы оперативной памяти характерно непрерывное запоминание фрагментов читаемого нотного текста, например: исполнитель «смотрит вперед». Музыкант, «забегая глазами вперед», воспринимает больше информации, чем он может запомнить в своей оперативной памяти до момента воспроизведения. Одним из способов увеличения объема оперативной памяти в процессе «чтения нот с листа» является запоминание крупных смысловых фрагментов нотного текста на основе их ускоренного восприятия. Развитию оперативной памяти способствует разучивание гамм и арпеджио в различных тональностях, а также различные упражнения для развития техники правой руки. Существуют целые комплексы упражнений, в которые входит не только исполнение гамм, но и игра этих же гамм разными приемами (терциями, секстами, октавами), игра аккордов и арпеджио, а так же такого приема, как флажолеты и т. д.

Таким образом, при «чтении с листа» будут опознаваться уже знакомые, освоенные ранее обозначения нотной графики, фрагменты, что облегчает само чтение. Если проанализировать весь процесс визуального восприятия нот при «чтении с листа», то становится понятным, что это сложная психологическая деятельность, сочетающая ознакомительные и опознавательные действия. Ознакомительные действия в процессе зрительного восприятия нот представляют собой усваивание тех новшеств, которые находятся в контексте данного произведения, а опознавательные действия являются узнаванием уже знакомых обозначений.

На первом этапе «чтения нот» происходит опознание единиц нотной графики: интервал, аккорды, построения по гамме, скачки, ритмические формулы и т. д. На втором этапе происходит опознание сложных структур музыкальной ткани, синтетических единиц: мотивов, фраз, предложений.

Итак, быстро принимать и перерабатывать информацию в процессе «чтения нот с листа» требует развития специфических механизмов: оперативного мышления, оперативной памяти, ускоренного восприятия нотного текста, овладения навыком «забегание глазами вперед», выработки умения один и тот же отрезок времени иметь в обработке несколько последовательных структурных единстве нотного текста, оперативности моторной и аппликатурной приспособляемости, умение играть не глядя на руки.

Как сказал Л. Маккиннон: «запоминание-это осмысливание, и ни один

хороший музыкант не может обойтись без этого».

Музыкальная память связывает в единстве различные виды памяти, так, к примеру: музыкант-исполнитель опирается своей практической деятельностью на образно-слуховую, эмоциональную, зрительную, оперативную, логическую и двигательную, моторную («пальцевую») память. В самом действии этого важного навыка необходимы такие нужные звенья, как техника ускоренного чтения нотной графики (что можно сравнивать с умением хорошо и быстро, без запинок читать словесный текст), умение свободно ориентироваться на грифе инструмента, не глядя на руки быстро выбрать удобную аппликатуру.

Одно из главных условий, обеспечивающих правильное протекание процесса «чтения с листа», заключается, как уже было сказано, в зрительном и мысленном опережении читающим того, что непосредственно играется в данный момент (умение «смотреть вперед»).

Современники Ф. Листа свидетельствовали что великий пианист,исполняя незнакомое произведение, пробегал глазами нотный текст за восемь тактов вперед. Нечто подобное имело место у С.В.Рохманинова.

Еще одним из условий является ориентация исполнителя в нотном тексте незнакомого произведения, то есть, какова стратегия поиска наиболее важных фрагментов нотной записи, и также какова характеристика движения глаз при восприятии нотной записи: фиксаций, скачков, возвратов и т.д.

Л. И. Горелашвили пишет: «маршрут движения глаз слагается из последовательности фиксаций и скачков. Основное направление движения глаз-это перемещение взгляда вдоль строки справа налево. Во время фиксации воспринимается информация, которая содержится в соответствующем фиксационном поле. Это поле включает нотную запись двух нотоносцев одной и той же строки по вертикали. По горизонтали величина фиксационного поля колеблется в пределах, охватывающих фрагмент нотного текста длительностью от одной четвертой до трех четвертных, причем не в зависимости от количества элементов нотного текста в диапазоне этих длительностей, а в зависимости от их сематической значимости».

Переработка информации, воспринятой во время фиксаций, продолжается во время скачка, то, есть, регистрируется «забегание глазами вперед».

Видя ноты, исполнитель при помощи внутреннего слуха превращает их в звуковую картину, затем воплощает эту картину в цепи соответствующих движений, то есть, воспроизводит нотный текст, так расшифровывается формула «вижу-слышу-играю».

«У лиц с высоко развитым внутренним слухом»,-пишет Б. М. Теплов в книге «Психология музыкальных способностей»,-«имеет место быть непосредственное «слышание глазами», превращение зрительного восприятия нотного текста в зрительно-слуховое восприятие. Сам нотный текст начинает переживаться слуховым образом. Иначе говоря, внутренний слух музыканта характеризуется не просто яркостью музыкально-слуховых представлений, но своеобразным «сплавом» этих представлений со зрительным образом нотного текста. И тогда такой «сплав» образовался, человек приобретает способность «слышать» читаемые глазами ноты».

В процессе чтения нот с листа имеет место еще одно существенное значение, которое выражается в том, что играющий с листа не должен отрывать взгляд от нотного текста (но это следует понимать буквально). Неотрывность взгляда от текста читаемой музыки тесно связана с умением играть, не глядя на гриф (т. е. на руки). Если музыкант не умеет хорошо ориентироваться на грифе инструмента, то это ведет к тому, что, отыскивая пальцами, нужные комбинации и сочетания звуков нужной аппликатурой, читающему приходится постоянно обращать внимание на руки и на гриф. Отрываясь взглядом от нотного текста, исполнитель, естественно, легко теряет нужный фрагмент, исполняемый в данный момент. Следовательно, теряется зрительно-слуховой контроль над музыкальным материалом,отсюда-задержки и запинки.

Прежде чем «читать с листа» непосредственно за инструментом, желательно ознакомиться с текстом произведения посредством мысленного прочтения, т. е. Проиграть в уме. При этом, «читающий с листа» на время освобождается от реальных игровых действий, ему дается возможность сконцентрироваться на содержании музыки, и форме и строении, ее интонационных, гармонических и ритмических свойствах. Это способствует выработке внутренних музыкально-слуховых представлений.

Еще Шуман в своих «Советах молодым музыкантам» выдвигал этот вопрос на одно из первых мест. «Ты должен»,-писал он,-«дойти до того, чтобы понимать всякую музыку на бумаге. Если перед тобой положат сочинение, чтобы ты его сыграл, прочти его предварительно глазами. Если ты можешь на инструменте связать несколько маленьких мелодий вместе, то это уже хорошо; но если они приходят к тебе сами без помощи инструмента, радуйся еще больше: это значит, в тебе проснулся внутренний слух». Практикой доказано, что вслед за зрительным обзором произведения, за инструментом оно читается значительно легче и точнее: проигрывание становится уверенным, уменьшается число ошибок и запинок.

Формирование навыка чтения с листа

Это предварительный слуховой, или донотный, метод обучения начинающих музыкантов. Сейчас он уже не является новшеством, но к этому методу обращаются большинство педагогов. В течении нескольких недель ученик знакомится с инструментом. Задача педагога рассказать ученику историю инструмента, показать на личном примере звучание инструмента. Ученик начинает усваивать первоначальные навыки звукоизвлечения. И только после этого можно приступить к извлечению нот. Предполагается, что к этому времени ученик приобрел необходимый запас динамике громкости извлечения звука, темпа: громко-тихо; быстро—медленно,некоторые жанры: марш, вальс и др. Педагогу следует показать ученику звучание инструмента на собственном примере. Чтобы его заинтересовать, вызвать стремление и желание научиться играть на инструменте так же, как педагог. И все же донотный период необходим, но он мало сказывается на развитии навыка «чтения нот с листа». То есть, накопленный запас слуховых впечатлений в этого период «не работает» на технику чтения. А дело в том, что, когда ученик переходит к игре по нотам, работа над развитием слуха в классе специальности ослабевает, а не редко и прекращается.

Чтобы подготовить ученика к «чтению нот с листа», требуется действия, при помощи которых тренируются различные стороны формируемого навыка-это работа зрения, слуха и моторики.

Эти действия должны проходить в форме игры. Развивающие действия могут быть направлены на формирование и развитие одного умения. Например,считалок, собственных имен, стихотворений. К декламации затем присоединяются хлопки или постукивания, то есть движения,которые потом потребуются при игре на инструменте.

Формировать и развивать можно одновременно ритм и моторику. Ф.Брянская предлагает игру в «дирижера», где активизируется чувство, то есть дается возможность ученику ощутить и «двигательно» пережить равномерную пульсацию музыки.

Запись простейшей мелодии из нескольких тактов содержит как минимум три взаимосвязанных элемента, которые требуют мгновенного восприятия, осознания и выполнения. Это ритмический рисунок, соотношение звуков по высоте и синтаксис музыкальной речи (разделение на мотивы и фразы).

С самого начала нотный текст должен восприниматься не по отдельным нотам, а по группам нот, которые обладают выразительным значением.

Перед тем, как преступить к изучению нотной графики, следует изначально освоить ритмическую графику.

Итак, внимание ученика фиксируется на ритмических структурах песен, которые он слушает и поет в классе с педагогом. И первым элементом нотной графики становится запись ритмического рисунка этих песен.

Как предлагает Ф. Брянская, можно пользоваться условными знаками,

линиями, различающимися по временной протяженности (четверть_______, восьмая __ ) Например:

___ __ __ ___ __ __

выгляни в окошко

__ __ __ __ ___ ___

Потом эти линии «становятся на ноги» (длинные), а короткие «переворачиваются»друг к другу и берутся за руки» .Получаются длительности.Так можно задавать ученику домашнее задание, записать ритм стихов или песенок.

Для закрепления и развития зрительно-слуховых связей вводится дополнительные знаки-звуковые символы. Это могут быть слоги « та» (это четверть) и «ти»(это восьмая), а позже « тири» (это шестнадцатые).

К подобным звуковым символам ритмических длительностей обращались в разное время педагоги Франции, Англии, Германии, а такж музыкальные деятели России-А. Доргомыжский, А. Серов, Н. Рубинштейн и другие.

Музыкально—ритмическое воспитание-один из самых важных моментов в развитии ребенка.

И только потом следует переходить к ознакомлению нотной графики. При работе с детьми более раннего возраста, как предлагает Т.Б.Юдовина-Гальперина в своей книге «За роялем без слез», можно использовать следующий метод изучения нот. У каждой ноты может быть свой цвет .Из истории музыки известно, что многие композиторы обладали «цветным слухом» (например Скрябин), но также известно, что цвета воспринимаются учениками неодинаково, то есть можно ориентироваться на индивидуальные предпочтения ученика.

«Дети,-пишет Т. Ю. Юдовина—Гальперина,-с легкостью запоминают и усваивают, что до-зеленый, ре-желтый, ми—синий,соль—красный, си—белый , фа—оранжевого, ля—может быть фиолетового, розового, но дети лучше всего реагируют на коричневый цвет».

Формирование двигательных умений необходимых

для «чтения с листа».

Точность и быстрота действий рук (игрового аппарата) в ответ на «символы» нотного текста требуют тщательного, направленного развития. Прежде всего должна быть сформирована свободная, не нуждающаяся в постоянной поддержке зрением, ориентировка рук и пальцев на грифе инструмента.

Формирование такого умения ориентироваться на грифе в процессе начинается с исполнения различных гамм и упражнений. Ребенок выучивает одну гамму не глядя на руки. Так же важную роль выполняют все возможные технические упражнения в одной позиции. А на начальном этапе, еще в «донотный» период, можно играть упражнения в одной позиции, с той же самой аппликатурой, но с разных ладов, чтобы научиться ориентироваться пальцами по грифу инструмента. Теплов также пишет, «в музыкальной педагогике процесс игры на инструменте вполне может осуществляться без всякого участия слуховых представлений. Поэтому приступать к планомерному обучению игре на музыкальном инструменте следует не раньше, чем заложены основы «внутреннего слуха», не раньше, чем игра «по слуховым представлениям» перестанет быть для ученика «путем наибольшего сопротивления» в сравнении с игрой по нотным знакам или по двигательной памяти. ». А при переходе к игре по нотам ориентировка рук без помощи глаз облегчается, так как ведущую роль выполняет слух. Быстрота и точность моторной реакции на читаемый и одновременно исполняемый текст зависит от аппликатурной техники, то есть от доведенного до автоматизма умения выбрать аппликатурный вариант, наилучший в данной игровой ситуации. Такие аппликатурные упражнения вводятся в период изучения ритмической графики.

Таких упражнений может быть множество. Далее следуют гаммы и этюды.

Уровень развития навыка «чтения нот с листа» проверяется на технических зачетах, в которые вводится задание по прочтению с листа» определенного нотного фрагмента или целого произведения.

«Чтение с листа» представляет собой возможность для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Читая музыкальное произведение «с листа», учащийся имеет дело с сочинением, которое не обязательно в дальнейшем разучивать, совершенствовать в техническом отношении.

«Чтение с листа» является перспективным путем, ведущим в направлении обще-музыкального развития. Это увеличение объема музыкального материала, который используется в классе в процессе обучения, а так же быстрое разучивание этого материала. «Чтение нот с листа» очень важно на первом этапе работы над музыкальным произведением, то есть на этапе разбора пьесы. Разбор-это медленное проигрывание пьесы с допуском остановок, а педагоги зачастую задают ученикам разобрать и выучить какой то отдельный фрагмент пьесы, или определенное количество тактов. Конечно же , пьеса должна проигрываться целиком, чтобы понять ее содержание. А вот сама работа может проходить фрагментарно: заучивать наизусть по «кусочкам», отрабатывать различные технические приемы.

«Чтению с листа» необходимо уделять небольшую часть от урока по специальности. Чтобы ученику интересно было заниматься этим в классе. Можно читать те пьесы, которые ему хотелось бы сыграть, которые он слышал в исполнении своих коллег, других учащихся, а так же те пьесы, которые знакомы на слух. Это своего рода музыцирование в классе сделает урок интересным и динамичным. «Читать с листа» на инструменте можно и в ансамбле. Так «чтение с листа» превратиться в интересную и полную форму работы. Начинать «читать с листа» можно, да и нужно с первого года обучения.

Потому что возраст 7—12лет является периодом обучения детей основным навыкам. Это период усиленного обучения. И в зависимости от окружения и преподавания у детей формируется вкус к труду, они самоутверждаются. В этом возрасте ребенок делает то, что ему интересно. Поэтому развивать такой навык, «как чтение с листа» необходимо с раннего возраста. На первом году обучения можно использовать для «чтения» пьесы, состоящие из небольшого количества тактов, диапазон которых не выходит за пределы одной позиции левой руки на грифе.

Источник

Оцените статью