Формулы боя для гитары

Акустическая гитара >Гитарные бои. Все виды боя на гитаре

На Гитаршколе уже давно не выходили гитарные уроки по основам игры, а это значит, что самое время повторить азы игры на гитаре. Если Вы давно читаете наш блог, этот урок можно смело пропустить, так как он рассчитан больше на новичков, желающих научиться играть на гитаре боем. Наиболее популярным способом извлечения звуков из акустической гитары является гитарный бой, музыканты называют его ритмическим рисунком или ритмической фигурой (на одном из прошлых уроков я подробно останавливался на ритмических рисунках для электрогитары). Но гитарный бой не единственный способ звукоизвлечения на гитаре, так же есть перебор (арпеджио).

Если Вы только учитесь играть на гитаре и хотите понять, что такое гитарный бой, мое определение будет звучать простым языком: гитарный бой — это удары, удары по струнам правой рукой (всеми пальцами или только некоторыми, зависит от вида боя. Об этом подробнее ниже). Изначально прием гитарного боя использовался в Испании и носил название «Расгеадо» (оно бывает разных видов, но это уже тонкости стиля фламенко, о них мы говорили в прошлых уроках, опубликованных здесь). С тех пор прошло много веков, и гитарный бой сильно претерпел изменения: частота ударов, количество пауз, использование различных длительностей нот и многое другое. Кстати, наиболее ярким улучшением гитарного боя является использование перкуссивных приемов игры, когда между ударами по струнам вставляют удары по корпусу гитары в разных точках. Звучит и выглядит это очень эффектно, убедитесь сами на примере этой перкуссивной баллады.

Условные обозначения в гитарном бое

↓ — удар сверху вниз всеми пальцами

↑ — удар снизу вверх всеми пальцами

P — удар большим пальцем

i — удар указательным пальцем

X — приглушенный удар

Б — басовая нота

Виды гитарного боя

Четверка. Простой бой на гитаре для новичков

Пожалуй, это самый простой и популярный бой на гитаре, который используется при игре большинства песен. Данный бой начинается с удара большим пальцем сверху вниз, далее вверх указательным, вниз с глушением, снова вверх. Его так же можно играть всеми пальцами, на схеме это будет выглядеть следующим образом:

Вспомните песни группы Кино «Пачка сигарет» или «Кукушка», это как раз те песни, которые играются боем «четверка».

Шестерка. Эстрадный бой

Так же несложный бой, который новички начинают применять на раз-два. «Шестерка» бывает двух видов:

Играем таким способом: вниз — вниз — вверх — вверх — вниз — вверх.

Играем таким способом: вниз — вниз с глушением — вверх — вверх — вниз с глушением — вверх.

Послушать этот гитарный бой можете на примере песен «Сектор Газа — Демобилизация» или «Агата Кристи — Как на войне».

Восьмерка. «Продвинутый» гитарный бой

Такой вид гитарного боя позволит Вам начать экспериментировать со звучанием, Вы можете использовать различные вариации ударов и подобрать необходимую. Восемь повторяющихся ударов составляют гитарный бой «восьмерка». Они могут быть:

  • — с глушением и без глушения
  • — с чередованием ударов указательным или большим пальцем
  • — с паузами между ударами или без и так далее.

Рассмотрим один из самых популярных вариантов игры восьмерки с паузами: вниз с паузой — вниз с паузой — вверх — вниз — вниз — вверх — вниз — вверх.

Гитарный бой в стиле кантри

Здесь первый звук извлекается ударом большого пальца всего по одной струне — басовой ноте аккорда, она будет меняться в зависимости от аккорда. Схема будет выглядеть следующим образом:

Так же в стиле кантри есть такое понятие, как «чикен-пикинг» (chicken pickin) — это совмещенное звукоизвлечение пальцами и медиатором. Им можно играть как ритм, так и мелодии — смотрите на примере этого урока.

Испанский бой на гитаре

Этот бой, которого мы коснулись в начале урока, самый старый. При этом он звучит эффектнее остальных. Испанский гитарный бой бывает следующих видов:

  • Восходящее расгеадо

Исполняется от 6-й струны к 1-й. Необходимо собрать все пальцы в кисть и поочередно (как бы веером) расправлять пальцы, тем самым ударяя по струнам сверху вниз. Получается за один удар четыре звука (большой палец не участвует). Начинается восходящее расгеадо с мизинца.

  • Нисходящее расгеадо

Это обратный удар, когда расправленные пальцы складываются веером в кисть и зацепляют струны поочередно начиная с мизинца.

  • Кольцевое расгеадо

Этот гитарный бой сочетает в себе два предыдущих: восходящее и нисходящее расгеадо играется поочередно, тем самым получается непрерывный поток звука. Посмотрите видео гитаристов фламенко, прием расгеадо можно встретить практически в любом произведении, особенно в заключительной части.

Так же существуют различные гитарные бои медиатором, но их мы рассмотрим в одном из следующих уроков. Поэтому обязательно подпишитесь на бесплатную рассылку, чтобы не пропустить. Так же полистайте прошлые уроки нашего блога. Вы обязательно найдете много полезного для своего стиля игры, ведь на Гитаршколе на данный момент уже более 1000 гитарных уроков.

Предлагается Вашу методику не менять, а именно: урок дополнить аудиопримерами.
Быстрее и легче воспринимается и осваивается.

Шестерка — лучший бой под гитару на мой взгляд.

Спасибо за гитарные бои, схемы простые и объяснения понятные. Мой первый бой на гитару это четверка, сейчас осваиваю кантри бой.

Не могу понять как вверх делать

Чаще всего удар вверх играется ногтем большого пальца.

Очень бесполезный урок. Пытался понять бой — ничего не понял. Нужны видео уроки по каждому бою

Видеоуроки нужно искать на Youtube, а не тут, а этот урок не бесполезен. Просто вы не пытались понять. Не нужно «обсирать» достаточно полезные сайты.

Вы не злитесь, в примите полезный совет. Есть хорошая пословица — лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. К музыке это это относится в первую очередь. Представьте обучение гитаре только по радио! Это то, что делаете вы.
Информация должна удовлетворять пользователя полностью. А сайт должен совершенствоваться с учетом обратной связи от пользователей! А вы становитесь в позу и киваете на ютуб!

«Кукушка» играется боем шестёрка с приглушкой а не четвёркой.

Оу, спасибо большое за урок! Все очень понятно!

А Юрий, который написал что этот урок бесполезный, вонючий экскремент!))

Молодцы, ребята, хорошо поговорили…А урок замечательный, я разобралась наконец-то каким способом играю.

Спасибо, помогли разобраться)))

Бой четверка и шестерка понятны но остальные не так уж понял особенно восьмерку но все равно спасибо)

не зрозуміло як в 4 дольному розмірі грається «шестірка».. можливо деякі удари затримуються надовше від інших..- оце не зрозуміло

Сравните описания Четверки и Условных обозначений. Научитесь правильно выражать свою мысль. По схеме четверка играется всеми пальцами, в описании указан указательный палец. Будьте грамотны, иначе это обычная профанация

Похоже Вы не дочитали абзац: «Его так же можно играть всеми пальцами, на схеме это будет выглядеть следующим образом:».

Все четко сказано.И рисунок кстати помог лучше понять как все устроено

VV ^^VV VV ^^VV что это за бой? Я склоняюсь к бою двенашка.

Очень интересный урок научился играть бой шестерка.

Источник

Схемы боя на гитаре

Каждый человек способен стать гитаристом самостоятельно. Для этого требуется изучить схемы боя на гитаре и отточить технику игры. Особые приемы позволят исполнять даже знаменитые произведения с индивидуальной особенностью или создавать собственные композиции. Усердные тренировки в будущем позволят сочетать разные бои, что сделает человека виртуозным гитаристом. Если не получается научится самостоятельно, то приходите на наши курсы по гитаре, наши педагоги раскроют все тонкости игры на разных видах гитар.

Что такое гитарный бой?

Чтобы понять, что такое гитарный бой, требуется ознакомиться с условными обозначениями. С их помощью музыкант сможет перенять правильную технику каждой комбинации боя. Технические варианты отличаются друг от друга силой звучания, вариацией извлечения звуков, темпом и индивидуальными фишками, которые позволяют отличить одну схему от другой. Когда гитарист выучит условные обозначения, он сможет с помощью ритмического рисунка воспроизводить любое музыкальное произведение.

Всего количество боев – десять штук. В каждом из них участвует различное количество струн к определенной последовательности. В простейших схемах участвуют 1-2 комбинации, в более сложных – целый ряд струнных решений. Чтобы появилась музыка, движения музыканта должны быть цикличны. Должно быть четкое повторение ударных движений руки, темп и акценты на отдельных аккордах. Сначала требуется обучиться читать схемы, а потом переходить к практическим занятиям.

ВАЖНО! Ни в коем случае нельзя путать бой с перебором.

Виды боя на гитаре

Последовательность действий, длина и наличие пауз, темп и сочетание комбинаций – вот в чем уникальность мелодии. После того, как символика изучена, требуется выяснить, к каким жанрам чаще всего относятся те или иные схемы, и на какого вида гитарном инструменте реально играть тот или другой бой. Многообразие ритмичных движений усложняет исполнение, но от этого мелодия становится более объемной и насыщенной. Задавая разный темп, понижая или усиливая звучание, можно переделать бой до неузнаваемости.

Шестерка

Важно начинать с простейших композиций, чтобы дать привыкнуть рукам.

Восьмерка

Без этого боя создать уникальные музыкальные фрагменты не удастся. Чтобы получить оригинальный звук, предусмотрена схема: VV^VV^V^. Чтобы расширить диапазон, вставляют паузы, а иногда глушат звук.

Четверка

Еще одна основа игры, с которой должны начинать все будущие гитаристы. Этот бой не подразумевает наличие дополнительных элементов, но музыкальный штрих получается тонким, позволяет ставить акценты, повышать или смягчать звук. Схема: V^V^.

Блатной

В этой комбинации требуется добавлять ноты. Схема: БVXБ^VX, где меняется бас, в зависимости от интонаций. Важно правильно зажимать аккорды на грифе, самые распространенные варианты: E, Am, Dm.

Бой Цоя

Новичкам освоить эту версию сложно, требуется опыт и практика. Требуется расслабить руки, чтобы не снизить качество звука. Лучше применять медиатор. В основу игры легла обычная восьмерка, но модифицированная Цоем. Принцип: VV^VV^VV^VV^. Примечание: каждый второй удар требует акцента. Для разнообразия добавляются паузы при легкое приглушение.

Бой Высоцкого

Кто слышал исполнение Высоцкого, поймут, что требуется задавать ритм и даже некую пульсацию струн. Важно расставлять правильные акценты во время боя. Основной акустический штрих — модифицированный блатной прием. Принцип: БV^БV. Можно добавлять бас и приглушать звучание.

Бой Розенбаума

Этот стиль чем-то похож на блатной, но со своими фишками. Исполнять лучше без медиатора. Участвует басовая струна, которую приводит в действие большой палец руки. Принцип: БVБ^V. Применяется приглушение.

Расгеадо

Любой из этих принципов подарит колоритную мелодию. Особое очарование звучанию добавляет нарастающий темп.

Другие варианты

Настоящий музыкант должен знать и другие техники:

Источник

Основные схемы боя на гитаре

Гитарист должен освоить все виды боя на гитаре для исполнения композиций самостоятельно. Чтобы применять технику правильно, нужно знать особенности этого приема и условные обозначения. Постоянные тренировки позволят получить навыки игры и сочинять свои песни.

Что такое гитарный бой?

Стандартный образец боя на гитаре — техника игры, основанная на ударном извлечении звуков. Способ пришел из Испании. Музыканты используют другой термин — ритмический рисунок. Не стоит путать с перебором. Разновидностей насчитывается более 10 шт. Отличие состоит в использовании разных комбинаций струн. Циклическое повторение ударных движений руки позволяет легко воспроизвести любую мелодию. Умение читать схемы важно в начале обучения игре.

Условные обозначения

Существуют основные условные обозначения многообразных ритмичных движений. Благодаря основным приемам, можно задать разный темп.

Внимание! Звучание также меняется от последовательности действий, наличия пауз, а также темпа.

  • V — ритмичные движения сверху вниз;
  • ^ — удары с самой маленькой струны вверх;
  • X — глушение звучания при помощи ладони;
  • P — удар по всем струнам большим пальцем;
  • I — удар только указательным пальцем;
  • _ — значение указывает на паузу в игре;
  • Б — задействование только басовой струны;
  • L — означает игру на гитаре левой рукой;
  • + — частичное глушение большим пальцем.

Исполнитель должен знать, какие бывают виды боев на гитаре и всевозможные комбинации для создания мелодии.

Виды боя на гитаре

Всевозможные варианты техники применяются для различных жанров музыки. Гитарные штрихи популярны среди исполнителей. В статье будут рассмотрены основные приемы с подробным описанием и разбором схем.

Бой шестерка

Базовый вид, который подойдет для начинающих и профессиональных музыкантов. Разновидность по-другому называют эстрадным боем на гитаре. Энергичное и динамичное звучание используется в дворовых песнях, армейском творчестве и на эстраде. Принцип заключается в ритмичных движениях по струнам, предварительно зажав аккорды на грифе другой рукой. Существует два вида.

Без глушения

Эстрадная схема боя на гитаре без глушения: VV^^V^. Для придания другого оттенка композиции используют короткие и длинные паузы.

С глушением

На гитаре универсальный бой используется с глушением. Схема: VX^^X^. Отличительной особенностью считается очищение музыки от посторонних шумов. Прием можно выполнять левой, правой ладонью. Чтобы создать сложную комбинацию, руки чередуют. Начинать необходимо с простых мелодий, чтобы пальцы привыкли к игре.

Бой восьмерка

Позволяет импровизировать и создавать уникальные фрагменты музыки. Восьмерка подразумевает ровные ритмичные движения. С дополнительными элементами получается оригинальное звучание. Стандартная схема: VV^VV^V^. В этом способе гитарной игры для расширения диапазона звучания выполняют глушение и создание пауз.

Бой четверка

Основа игры и самый легкий бой на гитаре. Начинающим гитаристам рекомендуется начинать с этой разновидности, т. к. ее легко модифицировать и изменять под любую мелодию. Самый популярный вариант использования музыкального штриха без дополнительных элементов. Схема: V^V^. Чтобы создать акценты, удары делают сильнее и слабее.

Бой блатной

Имеет несколько вариаций. Принцип заключается в комбинации ударных движений, перебора пальцами руки.

Выполняют следующим образом: БVXБ^VX. Басовые ноты в зависимости от композиции можно менять.

Внимание! Чтобы избежать посторонних звуков, правильно зажимайте аккорды на грифе.

Самые распространенные аккорды для песен шансона: E, Am, Dm.

Бой Цоя

Назван в честь знаменитого певца, а также автора популярных песен. Прием требует сноровки от гитариста, т. к. основан на быстрых движениях по струнам. Важно, чтобы рука была расслаблена, чтобы получить качественное звучание. Для удобства используют медиатор. За основу взята модифицированная восьмерка. Принцип выполнения: VV^VV^VV^VV^. Следует расставлять акценты на каждый второй удар вниз. Можно добавлять приглушение и паузы в зависимости от мелодии.

Бой Высоцкого

Основан на динамичных движениях и пульсации. Высоцкий в своем творчестве использовал разные приемы игры на гитаре. Благодаря этому расставляются акценты в нужных местах композиции. Данный акустический штрих — модифицированный блатной прием. Принцип: БV^БV. Встречается вариант с глушением рукой и задействованием басовой струны.

Испанский бой

Выполняют при помощи ритмичных движений. Техника одна из первых начала применяться в Испании. В основе лежит восьмерка, но также задействуют большой, указательный пальцы. Мексиканский вид боя на гитаре отличается от других веерной техникой исполнения. Схема: VPV^IVI^IVI^I. Чтобы правильно выполнить прием, важна постоянная тренировка. Существует три основные разновидности.

Восходящее расгеадо

Основано на очередном движении пальцев рук по струнам с небольшой паузой. Иными словами, сначала по всем струнам проходится большой палец, потом средний, а далее остальные. Тренировки проводят медленно, постепенно ускоряясь, чтобы понять технику исполнения.

Нисходящее расгеадо

Бой по принципу схож с предыдущим приемом. Отличительной особенностью простой комбинации является движение руки. Сначала нужно задействовать мизинец и далее по очередности до большого пальца.

Кольцевое расгеадо

Заключается в совмещении двух испанских приемов, чтобы получить колоритную мелодию. Сначала оттачивают каждый способ игры отдельно, а потом совмещают в единое целое. Темп наращивают постепенно.

Бой Розенбаума

Это разновидность блатного с уникальным стилем игры. Медиатор при этом не нужен, задействуют только руки. Большой палец необходим, чтобы исполнять песню на басовой струне. Остальные пальцы создают музыку. Принцип игры: БVБ^V. Приглушение применяют для создания оттенка композиции.

Бой регги

Известен широкому кругу исполнителей. Благодаря данному типу можно создать интересную, ритмичную музыку. Принцип заключается в глушении первого удара по зажатым струнам. Схема следующая: VVXVXV^XVXVXVXV^XV. Прием позволяет придать музыке нужное настроение.

Бой кантри

Создавался для американских музыкантов. Он представляет собой измененное блатное исполнение. Схема: БVX^Б^VX^. Для данного способа струнной игры можно использовать медиатор.

Бой вальсовый

Создает ритм мелодии ¾. Может применяться техника щипка, приглушения с поочередной сменой руки. Расстановка нот зависит от типа композиции. Стандартный принцип: БV^V. Удары проводятся ритмичными движениями сверху вниз или наоборот.

Бой чеченский

Это интересная разновидность. Считается народным штрихом. В современной музыке прием можно встретить в рок композициях. Исполнение большим пальцем: PV_PV^_PV^. Паузы и акценты устанавливают в зависимости от типа мелодии. Способ игры требует специальных навыков.

Виды боев на гитаре с наглядными схемами позволяют играть музыку любого стиля. При сочетании с другими приемами, получается мелодия красивого исполнения. Для уникальности применяют модификации стандартных приемов.

Источник

Оцените статью