- Урок 15. Все мажорные и минорные аккорды
- Мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме E
- Мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме A
- Как строить аккорды с баррэ
- Как играть аккорды с баррэ по всему грифу, зная всего 5 аппликатур
- Как построить любой аккорд с баррэ
- Тоника аккорда
- Наклонение аккорда – мажор или минор
- Ноты на грифе гитары
- Примеры построения аккордов с баррэ
- Практические рекомендации.
- Аппликатуры аккордов для гитары
- Базовая таблица аккордов:
- Аккорды A (Ля)
- Аккорды C (До)
- Аккорды D (Ре)
- Аккорды E (Ми)
- Аккорды F (Фа)
- Аккорды G (Соль)
- Аккорды H или B (Си)
- Барре: тяжело в ученье – легко в бою!
- Левая рука: откуда берется звук?
- Аккорды с баррэ и в открытых позициях: недостатки и преимущества
Урок 15. Все мажорные и минорные аккорды
Мажорных аккордов существует 12 (по количеству нот в октаве). Минорных тоже. Итого 24. Не сказать, чтобы очень много. Особенно, если учесть, что, зная их, можно сыграть абсолютно любую песню в любой из 12 тональностей.
Мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме E
Берем аккорд E и двигаем его по грифу, используя баррэ.
Если взять баррэ на первом ладу, наш E (ми-мажор) превратится в F (фа-мажор). Как брать аккорд F — смотри в одном из предыдущих уроков.
Если сдвинуть еще на 1 лад вверх, т.е. взять баррэ на втором ладу- получится F#. Еще на лад — G. И т.д.
Если в аккорде E поднять указательный палец — получится Em.
Если в F поднять средний палец — получится Fm. И т.д.
Т.е. мажорный аккорд отличается от минорного лишь наличием одного дополнительного пальца.
Под аппликатурами написано, какими пальцами их играть. Слева от аппликатур есть цифра, которая показывает, на каком ладу нужно взять баррэ.
Обратите внимание на аккорд E на 12 ладу. Это тот же E, что на открытых струнах, только на октаву выше. Это хорошо видно, если посмотреть, из каких нот они оба состоят.
Разумеется, вы уже догадались, что если взять баррэ на 13 ладу — мы получим аккорд F. На 14 ладу F# и т.д. Т.е. начиная с 12 лада аккорды повторяются на актаву выше.
На рисунке представлены все мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме E:
Более удобно все это смотреть в программе Guitar Pro. О том, как ее установить и пользоваться рассказано в одном из предыдущих уроков.
Для удобства просмотра необходимо внести в Guitar Pro следующую настройку: над грифом гитары есть кнопка «показать долю+такт». Необходимо ее изменить на «показать долю».
Скачать все мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме E, в формате gp
Мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме A
Аналогично E и Em можно двигать по грифу с баррэ A и Am.
Аккорд A, взятый с баррэ на первом ладу — это A#. С баррэ на втором ладу — B. И т.д.
На рисунке представлены все мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме A:
Скачать все мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме A, в формате gp
Как мы видим, в схеме 1 (основанной на E) и схеме 2 (основанной на A) одни и те же аккорды, но берутся по-разному. Это две равнозначных аппликатуры, можно использовать любую, какая удобнее и какая ближе к другим аккордам песни.
Когда будете учить схемы, обращайте внимание на основную ноту (тонику) каждого аккорда. Напомню, тоника — это нота на самой толстой струне, которая входит в аккорд.
При изучении этих схем запоминайте, какие ноты расположены на шестой и пятой струне.
Таким образом, сейчас вы знаете 12 мажорных и 12 минорных аккордов и можете сыграть каждый из них двумя способами.
Так же некоторые из них можно сыграть без баррэ на открытых струнах, по этой теме смотри один из первых уроков.
Добавлю, что, например, С# — это то же самое, что Db.
Диез (#) повышает ноту на полтона (на 1 лад гитары), а бемоль (b) понижает на полтона.
Т.е. последовательность F# G# A# можно записать как Gb Ab Bb
Источник
Как строить аккорды с баррэ
Теория для практиков
Как играть аккорды с баррэ по всему грифу, зная всего 5 аппликатур
Для тех, кто занимается “съемом“ музыки на слух, созданием собственных аранжировок или пишет свою музыку.
В этой статье рассматривается принцип построения аккордов с баррэ. Это исключительно теоретический материал, но это теория для практиков. Это те знания которыми вы будете активно пользоваться когда будете “снимать“ музыку на слух, делать собственные аранжировки, писать свою музыку и так далее.
Можно ли обойтись без этого? Теоретически можно. Можно выучить все аккорды с баррэ, а это порядка сотни аппликатур. Или, как вариант, всегда можно посмотреть в интернете. Так?
Только в первом случае, те аккорды, которыми вы будете редко пользоваться – быстро забудутся. А интернет не всегда доступен. Да и неудобно это – за каждой аппликатурой лезть в интернет. Приходится тратить много времени и внимания.
Как построить любой аккорд с баррэ
Аккорды с баррэ не являются каким-то обособленным элементом. Они на прямую связаны с, уже знакомыми вам, аккордами в открытой позиции.
Сравните аппликатуру, я надеюсь, знакомого вам “открытого” аккорда E с аппликатурой аккорда с баррэ F.
Если не привязываться к положению на грифе, то аппликатуры почти одинаковые – разница лишь в том, что там где у аккорда F барре, у E – верхний порожек гитары.
Вот еще примеры общности аппликатур открытых аккордов в аккордами с барре.
Чтобы построить любой аккорд с баррэ нужно знать 3 параметра: тоника аккорда (основная нота), наклонение аккорда и положение основной ноты на грифе гитары.
Теперь подробно разбираем по пунктам
Тоника аккорда
Тоника – самая низкая нота в аккорде, нота баса. По этой ноте и называют аккорды. В названиях аккордов ноты записываются латиницей.
До, Ре, Ми, Фа – привычные для нас названия нот. Для именования аккордов используется латиница. Привожу таблицу соответствия названий нот и аккордов.
Посмотрим на примерах: аккорд E – тоника нота Ми, аккорд A – тоника нота Ля, Аккорд С – нота До.
Наклонение аккорда – мажор или минор
На рисунке выше показаны мажорные и минорные аккорды от каждой ноты. За наклонение аккорда отвечает аппликатура.
Для построения мажорных аккордов используются аппликатуры аккордов E, A, C.
Для минорных – Em, Am.
Ноты на грифе гитары
Каждая нота повторяется на грифе несколько раз. Для построения аккордов нас интересуют только ноты расположенные на басовых струнах гитары – 6, 5.
В зависимости от того, на какой струне находится нужная нота – используется своя аппликатура.
Если нота бас на 6 струне, то для мажорных аккордов используем аппликатуру аккорда E, для минорных аккордов – аппликатуту Em
Если нота баса (тоника) аккорда, который нужно взять, на 5 струне, то для мажорных аккордов используется аппликатура аккордов A или C, для минорных – аппликатуру аккорда Am.
Примеры построения аккордов с баррэ
Возьмем аккорд E. Нота Ми (E) – открытая 6 струна.
Теперь если мы весь этот аккорд передвинем на один лад, а вместо верхнего порожка поставим барре – аппликатура останется той же (то есть это будет мажор), но положение главного звука изменится – бас теперь нота F – следовательно мы получим аккорд F (фа мажор). Дотащите эту аппликатуру до 3 лада (барре на 3 ладу) и вы получите аккорд G.
Вот пример как аккорд Am (открытая позиция) превращается в аккорд Cm (барре).
Пример построения аккордов с аппликатурой от аккорда C
Посмотрим еще один пример. Допустим вам нужна аппликатура аккорда Ми мажор на 7 ладу. Каждая нота встречается на грифе несколько раз. И поэтому, для каждой ноты можно построить несколько аппликатур мажорного или минорного аккорда. Посмотрим, как это выглядит в жизни.
На 7 ладу нота Ми находится на 5 струне, значит будем использовать аппликатуру аккорда A или C
Когда использовать аппликатуру A, а когда С? Нет никакой разницы. Это исключительно вопрос вашего удобства. Я чаще использую аппликатуру от C – мне так удобнее.
С минорными аккордами та-же история. Теперь потренируйтесь самостоятельно.
Практические рекомендации.
При помощи барре можно брать по всему грифу любой из известных вам уже открытых аккордов, просто иногда это аппликатурно неудобно – потребует слишком большой растяжки пальцев.
Поэтому не все аппликатуры аккордов в открытой позиции используются для их же использования с барре.
На практике используют аппликатуры открытых аккордов E, Em, A, Am, C .
Источник
Аппликатуры аккордов для гитары
Базовая таблица аккордов:
Аккорды A (Ля)
Аккорды C (До)
Аккорды D (Ре)
Аккорды E (Ми)
Аккорды F (Фа)
Аккорды G (Соль)
Аккорды H или B (Си)
А, B, C, D, E, F, G, (H) – ничего не напоминает? Правильно, это первые буквы латинского алфавита, которыми с Х века принято обозначать ноты и аккорды для гитары. А – это ля, С – до, D – ре, E — ми и т.д. Обратите внимание, что буквами H и B обозначается одна и так же нота Си, но в современной музыкальной литературе B чаще относится к си-бемоль.
Аппликатура — это схема аккорда на гитарном грифе. Здесь первая струна находится вверху, а цифрами пронумерованы лады. Красные точки обозначают места, в которых необходимо прижимать струны, чтобы получился конкретный аккорд.
Красная линия на аппликатуре означает, что для аккорда вам понадобиться барре. Например, в случае аккорда F (Фа мажор) вы должны будете прижать указательным пальцем левой руки все струны на I ладу грифа.
Барре: тяжело в ученье – легко в бою!
Это отнюдь не простой прием – для того, чтобы аккорды у вас звучали, придется попотеть. Но сложного в барре ничего нет – несколько дней упорных тренировок, и (о чудо!) ваша левая рука приобретет необходимую силу. К тому же для облегчения игры на высоких ладах всегда можно использовать каподастр – специальное приспособление, которое зажимает все струны на выбранном вами ладу.
Левая рука: откуда берется звук?
При игре на гитаре огромное значение имеет техника звукоизвлечения. Что касается левой руки, усилие должно присутствовать только на кончиках пальцев, поэтому не нужно зажимать гриф в кулак и напрягать руку. И если вначале игра на гитаре будет вызывать у вас некоторый дискомфорт, то со временем ваши пальцы привыкнут – и вы сможете лучше сосредоточиться на музыке.
Существует как минимум два способа переходов между аккордами. Схематическое изображение аккордов от разных нот может быть идентичным с добавлением барре. Заметьте, что базовые аппликатуры аккордов E и F (ми и Фа мажор) являются одинаковыми за исключением того, что во второй есть барре. Так же обстоят дела с аккордами Am и, к примеру, Cm, C, D и т.д. Поэтому первый способ перехода заключается в том, что позицию пальцев левой руки менять не надо – достаточно переместить ее по грифу в нужное место. Такой подход применяется при цепочке аккордов, к примеру, Hm(II) – C#m(IV) – Em(VII) и т.д. Но в то же время, аккорд Em можно сыграть и в открытой позиции. В этом и заключается второй способ перехода – вам придется менять расположение пальцев на грифе.
Для того чтобы научиться плавно менять аккорды, необходимо искать точки прижатия струн, одинаковые для каждого из них. К примеру, при переходе с Am на Dm это будет нота Ля, которая берется на II ладу 3-й струны. Впрочем, вы уже знаете, все дело в регулярных занятиях – уже через некоторое время ваши пальцы будут сами становиться на нужные лады.
Источник
Аккорды с баррэ и в открытых позициях: недостатки и преимущества
Эта публикация посвящена обсуждению техники игры на гитаре (в основном, аккордовой), и отчасти — прикладной теории музыки.
Игра аккордового аккомпанемента требует определённого искусства, даже если вы не включаете в неё ярких подвижных линий баса или каких-то «поливов», похожих на соло. Особенно это касается игры в группе, когда ритм-гитарист должен обдумать множество разных способов сыграть свою партию, внося разнообразие, но в то же время, никогда не упуская из виду целостности звучания всего коллектива.
Очевидное преимущество аккордов с баррэ состоит в том, что они позволяют осуществить глушение — просто путём расслабления прижимающих их пальцев — что может добавить членораздельности и ритмичности в вашу игру. Игра в некоторых стилях (в частности, на электрогитаре с «перегрузом») может попросту диктовать необходимость постоянного глушения.
Другое преимущество аккордов с баррэ — возможная компактность вашей партии на грифе (всё находится рядом), а также аппликатурная универсальность — множество различных аккордов получаются путём простого сдвига одних и тех же аппликатур.
Очевидный недостаток аккордов с баррэ — необходимые физические усилия. Большое количество баррэ в партии аккомпанемента или инструментальной пьесе может стать испытанием даже для опытного гитариста (а для начинающего — и весьма опасным испытанием, с возможностью нанести себе физические увечья, если переусердствовать).
Тем не менее, есть ситуации, когда аккорды с баррэ просто необходимы в силу выбранной тональности. Например, аккордов B или Bm толком не существует в открытых позициях. В этой ситуации иногда может «спасти» каподастр.
«Открытые» аккорды потребуют чаще всего глушения струн левой или правой рукой хотя бы в некоторые моменты, что обязывает к наличию у гитариста определённых навыков. Их очевидное преимущество — самый «резонансный» звук, который только может издать ваша гитара.
В целом, выбор аппликатуры того или оного аккорда (с баррэ или без) сводится к сочетанию стилистических соображений с практичностью. Один и тот же аккорд может быть «озвучен» и «окрашен» множеством способов, а самые красивые «разливы» открытых струн могут противоречить стилю исполняемой музыки, и наоборот.
Существует некая разновидность «открытых» аккордов — это аккорды, которые расположены «далеко» на грифе, но также используют открытые струны. Они всегда создают своеобразную фактуру звучания и могут привести к некоторым очень интересным эффектам, в частности, для пальцевого стиля игры. Поиск таких созвучий — бесконечное и увлекательное занятие, а найденный эффектный аккорд может стать даже основным лейтмотивом целой инструментальной пьесы.
Иногда такие аккорды находятся случайно или интуитивно, а систематизация их поисков может послужить темой целой книги — здесь вполне уместно углубиться в прикладную теорию музыки, в частности, хорошо представлять себе классы созвучий и их интервальный состав. В качестве отправной точки для исследований можно взять любую открытую струну, а затем продумать, в какие созвучия она может быть включена.
Следы «интуитивных» поисков эффектных созвучий с открытыми струнами можно угадать даже в академических произведениях. Например, хрестоматийное произведение для классической гитары — Этюд №1 Эйтора Вила-Лобоса содержит обширный фрагмент, где одна и та же аппликатура упорно двигается по всему грифу, создавая при каждом перемещении уникальное звучание благодаря постоянному наличию двух открытых струн (первой и шестой).
На видео ниже («Sanel Redžić plays Etude No. 1 by Heitor Villa-Lobos on a 1986 Kevin Aram») вы можете наблюдать этот увлекательный процесс примерно с 00:55.
Источник