Формы бас гитар названия

Виды бас гитар

Разные виды бас гитар используют разные музыканты в разных жанрах. Качество электрогитарной музыки зависит от каждого звена в процессе ее создания от таланта игрока и его работы со струнами до технического обеспечения и банальной коммутации. И, если первый пункт сугубо индивидуален и довести его до идеального состояния в некоторых случаях сложно, то со вторым все намного оптимистичнее — техническое оснащение для электрогитары дает возможность создавать именно тот звук, что нужен музыканту. Более глубокий и насыщенный, или наоборот — легкий, с переливами — эти нюансы можно калибровать с помощью работы с дополнительным оборудованием.

Одним из важнейших элементов гитарной музыки является звукосниматель — главный посредник звука (после игрока и струн) между инструментом и слушателем. Он формирует тембр инструмента, подавляет лишний фоновый шум и дает возможность дополнительно обрабатывать звук.

Звукосниматели для бас гитары

Что представляют собой звукосниматели для бас гитары? Звукосниматель — это устройство, которое преобразует механические колебания струны в электрический сигнал. Обычно для этого используется проволочная катушка и вспомогательный элемент — магнит или батарейка. Далее характеристики звука зависят от того, сколько катушек установлено в устройство, какое количество звукоснимателей использует музыкант, и на какой части гитары они стоят.

Если рассматривать бас гитары, то для них используются три основных типа звукоснимателей, которые сгруппированы согласно количеству катушек, которые в них стоят.

Сингл — это однокатушечный звукосниматель, который музыканты устанавливают в определенной точке струны. Так сохраняется настоящий звук баса — грубый, низкий и глубокий. Его часто используют соло музыканты либо приверженцы музыки, в которой басовая партия является лидирующей. Для тяжелой альтернативы и металла такое устройство не подойдет.

Сплит — это более развернутый вариант сингла, который минимизирует недостатки звукоснимателя при работе с дисторшном.

Хамбакер — это двухкатушечный звукосниматель, который очень распространен среди бас гитаристов. Он гармонично сочетает хорошее шумоподавление, насыщенный звук и легкость в установке, поэтому так распространен как среди начинающих музыкантов, так и среди опытных исполнителей.

Стоит отметить, что разновидности видов бас гитар не влияют на выбор звукоснимателя, главное — в каком жанре работает артист и какого эффекта он хочет добиться.

Виды звукоснимателей для бас гитары

Основная классификация позволяет разделить виды звукоснимателей для бас гитары на две группы — пассивные и активные. Однозначно сказать, какие из них лучше — сложно, так как каждый из них имеет свои преимущества.

Самый простой механизм работы у пассивных звукоснимателей — за счет колебания струн намагниченная катушка производит ток, который генерирует сигнал, поступающий на выход, затем на усилитель, после чего появляется слышимый звук.

Активные звукосниматели для бас гитары сложнее и представляют собой систему из магнита, проволоки и дополнительного питания. Такой вид устройства дает расширенный спектр возможностей для обработки звука, так как сигнал на усилитель поступает уже усиленным. Кроме того, сигналу не угрожает потеря даже при работе с длинными проводами.

Когда определитесь с устройствами для снятия звука, можете узнать как выбрать струны для бас гитары чтобы добиться отличного звучания.

Дизайны магнитных звукоснимателей

Как существуют разновидности бас гитар, так существуют и различные дизайны магнитных звукоснимателей. В их числе:

Precision (P-style) завоевал популярность среди рок, соул и блюз исполнителей благодаря богатому тембру и глубокому звуку. Звукосниматель поделен на две части, поэтому независимые катушки позволяют безупречно подавлять шумы в сигнале. Единственным недостатком P-style является способ крепления. Прообразом этого устройства стал Fender Precision Bass 1957 года.

Исполнители фьюжн и фанк музыки не представляют свою работу без Jazz звукоснимателя, так как он выдает более мягкий, чистый и яркий звук. Обычно их ставят в паре — один около грифа, второй — около струнодержателя. При установке только одного устройства шумоподавление практически не реализуется. Прообразом этого вида звукоснимателей стал Fender Jazz Bass.

Появление Humbacker было ознаменовано работой Сета Лавера, который стремился уменьшить количество фоновых шумов от звукоснимателей с одной катушкой. Таким образом появился новый датчик, который представлял собой две соединенные катушки противоположных полюсов. В отличие от других звукоснимателей хамбакер работает без нареканий и при индивидуальном использовании, кроме того, он дает возможность при необходимости отключить одну из катушек.

На что обратить внимание при покупке

Для начала стоит определиться, в каком стиле исполняется музыка или, если вы проходите курсы бас гитары, на какой жанр вы будете делаться упор. Если предполагается использование звуковых эффектов и подразумевается профессиональный уровень, лучше обратить внимание на двухкатушечный хамбакер, который открывает широкие возможности при обработке звука. Этот пункт крайне важен для исполнителей альтернативного рока и других «тяжелых» музыкальных направлений.

Блюз, джаз, соул, фанк и прочие направления хорошо реализуются с помощью Precision (P-style) и Jazz (J-style), однако стоит заранее проанализировать уровень фонового шумоподавления.

Не стоит забывать о том, что выбор между пассивными и активными звукоснимателями также важен. При использовании пассивного устройства отдельное внимание необходимо уделить качеству сигнала, в частности — гитарному шнуру, в противном случае звук будет «пустым» и не глубоким. Как уже было сказано, активные звукосниматели отличаются хорошей работой даже с длинными кабелями, но музыкантам необходимо перестраховаться и подключить также минипредусилители, чтобы компенсировать потери в мощности.

По опыту многих известных музыкантов можно сказать, что с первого раза выбрать звукосъемник, отвечающий всем требованиям, невозможно, поэтому у опытных исполнителей всегда есть несколько видов данных устройств, которые они комбинируют в зависимости от используемой гитары, востребованных музыкальных эффектов и площадки, на которой они выступают.

Типы бас гитар не влияют на выбор звукоснимателей, однако с течением времени формируются индивидуальные предпочтения, которые могут повлиять на мнение в этой области.

Материалы по теме

Какую бас гитару выбрать

Бас-гитара незаменима для музицирования в басовом диапазоне, она именуется струнно-щипковым инструментом из-за способа звукоизвлечения.

Давайте узнаем из этой статьи какую бас гитару выбрать и как это сделать правильно.

Как выбрать струны для бас гитары

Подобно тому, как человек следит за своим внешним видом, гитара нуждается в том, чтобы её часть, ответственная за звук, бережно хранилась. Узнайте:

Игра на бас гитаре

Прочитайте статью и записывайтесь на пробный урок в нашу музыкальную школу!

Источник

Основные виды бас гитар

Чтобы лучше познакомиться с каждым инструментом, нужно подержать его в руках и сыграть какую-нибудь мелодию, и вот тогда уже можно иметь полное представление об инструменте. Сегодня же мы ограничимся только лишь теорией и узнаем немного о легендарных бас-гитарах.

Типы корпусов бас-гитар

1. Fender Precision Bass

Разработанная в 1951 году Лео Фендером и выпускаемая по сегодняшний день Fender Precision Bass, является первой появившейся в мире цельнокорпусной бас-гитарой. Данная модель выпускаестся а различных модификациях, но в классической версии имеет сплошной корпус из ясеня либо ольхи, цельный кленовый гриф с 20 ладами, а также палисандровую накладку.

Звукосниматель здесь разделенный – сплит хамбакер «P-style» типа, а струнодержатель фиксированный. Серия «American Deluxe» имеет 3-х полосный активный эквалайзер с питанием 18 В, а «American Standard» — легкие колки Hipshot и винтажный массивный бридж. Fender Precision Bass является на сегодняшний день одной из самых продаваемых в мире бас-гитар. На этой гитаре играет Roger Waters, Sting и много других известных музыкантов.

2. Fender Jazz Bass

Не менее популярная бас-гитара, чем предыдущая. Fender Jazz Bass была разработана Лео Фендером в 60-м году и выпускается по сей день. Отличается от Precision Bass более широким воспроизводимым звуковым спектром. Эта модель, благодаря яркому звуку, среди многих басистов завоевала огромную популярность, т.к. стало возможным хорошо выделить в общем миксе звук бас-гитары.

Конструкция и материалы полностью аналогичные, как в Precision Bass, но все же есть несколько отличий. Это слегка измененная форма корпуса с ассиметрией «талии», более округлый и узкий гриф, а также два сингла – звукосниматели типа «J-style» с двумя сердечниками на каждую струну. Это дало гитаре более сильный тембр, что стало в свою очередь основой формирования звучания таких музыкальных жанров, как фьюжн, блюз, фанк, джаз, хэви-матал и др. Известные музыканты играющие на этом инструменте вам наверняка известны, это: Jaco Pastorius, Adam Clayton, Frank Bello и другие.

3. Gibson EB-3

В 1961 году бас-гитара Gibson EB-3 была введена в серийное производство и стала одной из многих гитар, эквивалентных популярной серии электрогитар Gibson SG. В сравнении с моделями бас-гитар фирмы Fender, EB-3 выделяется цельным тонким корпусом и укороченной мензурой. Гриф вклеенный и выполнен из красного дерева, более поздние модели были из клена. Стандартный цвет корпуса у Gibson EB-3 – вишнево-красный, но были также и другие отделки: черная, синяя и белая.

Эта бас-гитара имеет два звукоснимателя – большой хамбакер у грифа и мини-хамбакер возле бриджа. Электроника была выполнена из четырехпозиционного переключателя, а также регуляторов тона и громкости для каждого звукоснимателя. Струнодержатель выполнен по типу «tune-o-matic». Спустя 18 лет, после многочисленных модификации конструкции данной бас-гитары, в 1979 году ее выпуск все же прекратился, но в настоящее время фирмой Epiphone оригинальные модели Gibson EB-3 продолжают выходить в свет. На этой гитаре играли: Jack Bruce, Bill Wyman, Glenn Cornick и другие музыканты.

4. Rickenbacker 4001

Легендарная бас-гитара, выпущенная в том же году, что и Gibson EB-3, стала модификацией предыдущей модели Rickenbacker 4000, которая впервые появилась на свет в 1957 году. Особенностью конструкции 4001 модели является сквозной гриф по принципу «Neck-Through-Body», который был впервые применен на гитарах Rickenbacker. Вдоль всего инструмента проходит кленовая доска, с каждой стороны которой расположены «крылья» из того же клена, завершающие формирование корпуса.

Благодаря такой цельной конструкции достигается потрясающий сустейн, а также акустических эффект, во время звучания гитары, напоминающий рояль. Всю эту картину доволняют звукосниматели. В отличие от модели 4000, здесь установлено два пассивных (single coil) однокатушечных звукоснимателя. Из электроники имеется два регулятора тона и две крутилки громкости. Накладка грифа выполнена из палисандра, на которой расположено 20 ладов. Чаще всего Rickenbacker 4001 ассоциируется у многих с такими личностями, как Cliff Burton, Lemmy Kilmister и Roger Glover.

5. Hofner 500/1

Полуакустическая бас-гитара с электрическим усилителем, известная как «Битл Басс», была выпущена в середине 50-х годов. Благодаря этому инструменту фирма Höfner в свое время стала очень востребоанным производителем бас-гитар. Бас-гитара Höfner 500/1 славится своим глубоким звучанием, богатым тоном и отличным сустейном внтури полого корпуса. Сама дека выполнена из клена, а сверху наложен топ из ели. Гриф также изготовлен из клена с палисандровой накладкой сверху. На бас-гитаре установлены два хамбакера типа Höfner 511B.

Популярным этот иструмент стал в начале 60-х, когда один паренек зашел в магазин музыкальных инструментов и приобрел себе Höfner 500/1 Violin Bass. Немного позже, он и его рок-группа перевернули мир молодежной культуры и музыки, а бас-гитару Höfner превознес до икон. Как вы уже догадались, этим парнем был Пол Маккартни, который и по сей день продолжает использовать иструменты этого производителя. Благодаря ему Höfner до сих пор являются легкоузнаваемымми гитарами по всему миру.

Источник

Выбираем бас-гитару

Что из себя представляет бас-гитара, как появился и развивался этот инструмент, его главные характеристики, способы игры и настройки, советы по выбору баса – обо всем этом читайте в нашей статье.

Что же такое бас-гитара?

Бас-гитара (басистами называемая попросту басом) является струнно-щипковым музыкальным инструментом, основное предназначение которого – заполнение басового звукового диапазона.

Бас дает эффект объемности в звучании музыкального произведения, образует мелодический фундамент для выстраивания партий остальных инструментов. В роке на плечи басиста ложится создание «грува» – ритмическо-мелодического рисунка, увязывающего воедино партии ударника и остальных участников группы. Именно бас формирует тот самый «качающий» эффект, от которого и произошло названия стиля rock, из-за чего является для этого направления одним из ключевых музыкальных инструментов. Чаще применяется для аккомпанемента, однако порой неплохо себя проявляет и как средство исполнения шикарных солирующих партий.

От обычных электрогитар бас отличается некоторыми особенностями конструкции, обусловленными игрой в более низком диапазоне:

  • несколько большие габариты;
  • увеличенная мензура – чаще всего 864 мм (34 дюйма) в отличие от гитарной 650 мм;
  • струны большей толщины;
  • как правило, меньшее количество струн (классические басы – четырехструнные).

История создания и развития

В первой половине XX века самым распространенным басовым инструментом являлся контрабас. Однако этот инструмент обладает некоторыми существенными минусами – в частности, относительно тихим звучанием, крупными габаритами и большой массой, из-за чего он крайне неудобен в транспортировке. В связи с этим уже с тридцатых годов XX столетия начались попытки создания басового инструмента, лишенного недостатков контрабаса, но поначалу ни одна из них не имела сколько-нибудь серьезного успеха.

Всё перевернулось, когда в 1951 году американец Лео Фендер, изобретатель и владелец мастерской по ремонту электроники, разработал и запустил в производство электрическую бас-гитару Fender Precision Bass. Без преувеличения, эта модель совершила революцию в мире басовых инструментов, моментально обретя признание у музыкантов и в считанные месяцы завоевав рынок. Базовые принципы построения первого «Фендера» стали, по сути, стандартом и воплощаются и в бас-гитарах, выпускаемых в наши дни. Немного позднее, в 1960 году, фирма Fender выпустила новую модификацию баса – Fender Jazz Bass, быстро завоевавшую не меньшую популярность. Споры о том, какой инструмент от Лео Фендера лучше – Jazz Bass или Precision (знаменитое в интернете противостояние «»Жаба» против «Пресса»») не утихают среди бас-гитаристов до сих пор.

За несколько лет почти полностью вытеснив контрабас из обихода поп-исполнителей, еще большее распространение электрический бас получил с появлением в шестидесятые годы рок-музыки. Начали выпускаться новые версии басов – электроакустический и чисто акустический бас (в отличие от классической гитары, от акустики пришедшей к электрическому варианту, бас изначально возник как электроинструмент, и уже из него появился акустический), безладовый бас, модели с увеличенным количеством струн, без головки грифа, с активной электроникой. Получает развитие и техника игры на бас-гитаре, постепенно обогащаясь новыми приемами, как заимствованными у гитары (пул, хаммер, бенд, тэппинг, флажолеты), так и уникальными басовыми (слэп).

Виды бас-гитар

Басы, как уже говорилось выше, могут иметь разные модификации, отличающиеся как по количеству струн, так и по другим особенностям конструкции или предназначению.

Четырехструнный бас – классическая и получившая наибольшее распространение версия инструмента. Успешно применяется в любых музыкальных направлениях. Учиться играть на басу лучше всего именно на таком инструменте, так как он имеет максимальное расстояние между струнами, что облегчает наработку базовых техник. Классический строй четырехструнной бас-гитары – E-A-D-G, где самая нижняя нота – «ми» контроктавы (аналогичен строю контрабаса).

Пятиструнный бас отличается от классического наличием добавочной более низкой струны, которая в стандартном строе настраивается в ноту «си». Таким образом, пятиструнка имеет звуковой диапазон, расширенный на 2,5 тона вниз по сравнению с классическим басом, из-за чего часто применяется басистами команд, играющих в тяжелых стилях. Этот плюс, однако, уравновешивается добавочными неудобствами. Гриф у пятиструнного баса несколько шире и не так удобно лежит в руке, а расстояние между струнами, напротив, существенно меньше, что увеличивает риск зацепов «лишних» струн в процессе игры.

На шестиструнный бас помимо добавочной пониженной ставится еще одна добавочная струна – повышенная, настраиваемая в ноту «до» (а вовсе не в «си», как вторая гитарная струна – в этом моменте происходит отклонение от аналогичности строя баса и гитары, соблюдающейся через октаву в четырехструнном варианте). Диапазон инструмента расширяется не только вниз, но и вверх, что позволяет исполнять более высокие партии вплоть до соло в обычном гитарном регистре. Однако и здесь за добавочные возможности приходится платить – гриф еще шире, расстояние между струнами еще меньше, и играть на таком инструменте достаточно неудобно. Конечно же, и его можно освоить и очень эффективно применять, но для этого потребуется определенная практика.

На семиструнный бас добавляется еще одна высокая струна, настраиваемая в «фа». Инструмент встречается довольно редко.

Восьми- и десятиструнные басы являются версиями четырех- и пятиструнных, но имеют парные струны, настраиваемые через октаву – подобно двенадцатиструнной гитаре. Это дает особенный акустический эффект. Есть и двенадцатиструнный бас, но он представляет собой не шестиструнный инструмент с парными струнами, а четырехструнный со строенными. При этом одна струна из тройки настраивается как обычная басовая, а две другие – в октаву с ней и в унисон между собой. Существуют и другие варианты многострунных инструментов с уникальным строем для каждой струны, но чаще всего они предполагают игру исключительно двуручным тэппингом, и относятся скорее к стикам (о которых ниже), чем к бас-гитарам.

Безладовые басы имеют особенное звучание – менее агрессивное, более спокойное, теплое и мягкое. Струна прижимается непосредственно к поверхности накладки и при колебаниях касается грифа, благодаря чему звук «безлада» сходен со звуком контрабаса. Кроме того, отсутствие ладов делает более плавным изменение высоты звука при использовании приема глиссандо, более красивым – вибрато, а также позволяет применять микротоновые интервалы. Благодаря всем этим особенностям безладовые басы очень ценятся джазовыми басистами, а вот в тяжелых стилях применяются не так часто.

Полуакустические басы имеют корпус, пустой внутри (классический бас имеет цельный корпус), при этом применяются такие же «звучки», что и на стандартном инструменте. Полуакустику чаще используют в фолке, джазе, кантри и прочих нетяжелых жанрах.

Электроакустический бас представляет собой бас акустический, но с пьезодатчиком для усиления сигнала (обычно устанавливается под бриджем). Также преимущественно используется в «легких» направлениях.

Пикколо-бас – довольно парадоксальный инструмент: бас-гитара, но со строем на октаву выше обычного, то есть, по сути, с гитарным (за счет уменьшения мезуры либо толщины струн). Тем не менее, как гитара он не звучит – пикколо сохраняет характерный для баса плотный мясистый звук даже при исполнении довольно высоких нот. Чаще применяется для соло, чем для аккомпанемента.

Стик – скорее это даже не бас, а отдельный полифонический инструмент, охватывающий как басовый, так и гитарный диапазон, и предназначенный исключительно для игры двуручным тэппингом. На стик ставится два комплекта струн: басовый – для аккомпанирующих партий (обычно высота струн возрастает от середины грифа к верхней части, в середине стоит самая низкая) и гитарный для исполнения соло-мелодий. Как правило, левой рукой на стике играют басовую линию, а правой – мелодическую, хотя возможно и перекрестное исполнение. Одновременно на стике можно извлечь до десяти нот – по количеству пальцев.

Элементы конструкции бас-гитар – на что обращать внимание?

Звукосниматели

Как и для электрогитары, важнейшим электрическим устройством в бас-гитаре является звукосниматель. Именно он преобразует механические колебания в электроток, который после обработки дает на выходе аппаратуры звук соответствующей частоты и тембра.

Существует 3 основных вида магнитных звукоснимателей:

  • Precision (P-style), онжесплит (split). Состоит из двух последовательно соединенных катушек, каждая из которых «отвечает» за две струны – одна за первую и вторую, другая за третью и четвертую. Отлично подавляет шумы, дает богатый тембр и глубокий звук. Звукосниматель такой конструкции был установлен на Fender Precision Bass 1957 года. Используется басистами всех музыкальных направлений.
  • Jazz (J-style), широко известный как сингл (single). Состоит из одной катушки. Впервые появился на Fender Jazz Bass. Дает натуральный, чистый, хорошо читаемый в миксе звук, прекрасно подходит для соло-партий. Будучи установленным в одиночку, сильно фонит и дает наводки, поэтому обязательно ставится в паре со «звучком» любого вида. Плохо подходит для перегруженного звука, который через сингл получается размытым и замыленным. Применяется во всех жанрах, где нужен чистый звук баса.
  • Хамбакер (humbucker). Две параллельно соединенные катушки хамбакера в противофазе успешно нейтрализуют помехи друг друга. Звучание обладает глубиной и объемом, при этом происходит срезание верхних частот. В миксе прослушивается не так четко. Хорошо передает рычащий перегруженный звук. Весьма любим басистами «тяжелых» направлений в музыке.

Кроме электромагнитных, на бас-гитарах могут стоять также и пьезодатчики, воспринимающие колебания струны непосредственно с бриджа. Чаще всего их ставят на безладовые или акустические басы. Однако без усиления сигнал с пьезодатчиков звучит довольно вяло.

Электроника

Предусилитель бас-гитары (преамп) может работать по активной или пассивной схеме.

Пассивные басы функционируют без источника электропитания, имеют 2-3 регулятора (как правило – громкость, тон и переключение звукоснимателей). На самом инструменте меньше возможностей для регуляции звука, зато нет риска, что в ходе важного концерта сядет батарейка.

Басы активные работают только с источником питания – как правило, это батарейка типа «Крона». Выходной сигнал более мощный, а на самом инструменте имеется трехполосный эквалайзер для настройки тембра.

Гриф и способы его крепления

Гриф является одной из самых важных и главных частей баса. В настоящее время существует три основных способа крепления грифа к корпусу: привинченный, вклеенный и сквозной. У каждого из них есть свои плюсы и минусы.

Привинченный гриф (bolt-on) встречается наиболее часто. В этом варианте гриф крепится к корпусу посредством четырех (иногда шести) шурупов. Такие инструменты имеют четкий звук, а в случае какой-либо поломки грифа его легко можно заменить на другой. Естественно, при замене может потребоваться регулировка прогиба грифа – она осуществляется путем закручивания или ослабления находящегося внутри него анкерного стержня.

Вклеенный гриф (set-neck) не привинчивается к корпусу баса, а вставляется в специальное гнездо и сажается на клей. Конструкция получается надежная и прочная, такие басы имеют отличный сустейн. Минусом является невозможность замены грифа в случае появления дефектов.

Сквозной гриф (neck-through) является составной частью корпуса баса, составляя с ним единое целое. Такая конструкция дает грифу дополнительную прочность, прекрасный сустейн, особенный «вкусный» звук. Минус тот же: в случае поломки гриф невозможно заменить.

Мензура

Мензурой любой гитары называется рабочая длина ее струны – иными словами, промежутка от верхнего порожка до бриджа. В стандартном варианте бас имеет мензуру 34 дюйма. Имеются также разновидности с уменьшенной мензурой (30, 32 дюйма) и увеличенной (36 дюймов). Этот параметр в значительной степени влияет на звук инструмента.

Фурнитура бас-гитары

К фурнитуре баса обычно относят колки, бридж и ручки управления. Все эти детали можно достаточно легко заменить.

От бриджа (подставки) существенно зависит не только сустейн, но и звук баса в целом. Струны могут как перекидываться через подставку, так и проходить сквозь нее. Бридж позволяет произвести точную настройку мензуры каждой из струн.

Колки служат для настройки и контроля натяжения струн. Недорогие и некачественные колки могут «сползти» при выступлении, опустив строй инструмента.

Лады

Число ладов баса для разных моделей может быть разным, от 19 до 24 ладов. Как правило, для успешной полноценной игры на басу вполне достаточно даже меньшего их количества.

Древесина

Басы, изготовленные из дерева с более высокой плотностью, звучат, как правило, ярче, отчетливее и чище, в то время как менее плотная древесина дает более сочный и насыщенный обертонами звук. Светлые древесные породы обычно звучат ярче темных. Наиболее распространенными породами дерева для изготовления грифов и корпусов бас-гитар являются клен, махагони (красное дерево), липа, ольха, тополь, ясень, для накладок грифа очень часто применяется палисандр.

Как играть на бас-гитаре?

Для того, чтобы услышать звук баса, необходим усилитель, а в идеале – специализированный басовый комбо.

Как правило, на басу играют одним из трех основных способов – пальцами, медиатором или слэпом. Они различаются по атаке и тембровой окраске, и по-разному распространены в разных музыкальных жанрах.

Самым универсальным приемом басового звукоизвлечения является щипок пальцами. Этот метод распространен практически во всех музыкальных стилях. Отличается густым плотным звуком мягкого тембра с преобладанием низов, хорошим сустейном и чаще довольно мягкой атакой – которую, впрочем, басист может сам усиливать по необходимости.

Игру медиатором чаще применяют рок-музыканты. Удар по струне медиатором дает звук с резкой атакой и сильнее проявляемыми средними и высокими частотами.

Слэп – специализированный, чисто басовый метод звукоизвлечения. Он построен на сочетании ударов большим пальцем по дающим низкие ноты струнам инструмента и резких подцепов остальными пальцами высоких струн, с очень сильной атакой. При слэпе струны бьются о лады, делая звук резким, громким и звенящим. Широко применяется, к примеру, в музыкальном направлении фанк.

Как настраивать бас-гитару?

Четырехструнный бас имеет классический строй E-A-D-G, где открытая четвертая струна дает «ми» контроктавы. Таким образом, басовый строй аналогичен гитарному (струны с третьей по шестую), но на октаву ниже. В альтернативной музыке применяют и пониженные строи: на полтона (D#-G#-C#-F#), на тон (D-G-C-F), drop-D (D-A-D-G), drop-C (C-G-C-F) и другие вариации.

Пятиструнный бас дополнительно к четырем классическим обладает добавочной низкой пятой струной «си», имея строй (B-E-A-D-G), а шестиструнный – еще и добавочную высокую «до» (B-E-A-D-G-C). Эти модификации баса тоже часто используют в пониженных строях.

Самым простым способом настройки является настройка баса с помощью тюнера, который покажет, когда струна будет настроена в правильную ноту, а если этого еще не произошло – направление отклонения от правильной ноты. Если же тюнера по какой-то причине нет, можно на слух настроить одну из струн баса по эталонной ноте на другом инструменте, а затем состроить все струны по квартам – каждая более низкая струна должна на пятом ладу давать унисонную ноту с открытой следующей по высоте. Можно также состроить свои струны с помощью флажолетов: флажолет на пятом ладу более низкой струны должен звучать в унисон с флажолетом на седьмом ладу более высокой.

Подведем итоги – как же выбрать бас?

Даже если не брать в расчет дорогие фирменные и эксклюзивные мастеровые инструменты, стоимость басов может довольно сильно различаться и в пределах бюджетного сегмента. Инструменты подороже, как правило, изготовлены из качественной древесины или имеют более дорогие звукосниматели или фурнитуру. Но в любом ценовом диапазоне можно подобрать инструмент конкретно для себя.

  • Начинающему басисту лучше для обучения взять бас с четырьмя струнами. Вариант звукоснимателя, число ладов и фурнитура в этом случае принципиального значения не имеют.
  • Для любителей рока хорошим вариантом станут четырех- и пятиструнные басы с хамбакерами или сплитами, изготовленные из липы или махагони. Не повредит и наличие активной электроники.
  • Басистам направлений джаз, рок-н-ролл и свинг можно приобрести как классическую, так и многострунную модель – желательно с большим числом ладов, поскольку в этих стилях бас нередко играет соло, либо вовсе безладовый бас. Звукосниматели – сингл или хамбакер. Электроника скорее пассивная – джазмены предпочитают традиционный звук.

Если вам предстоит играть тихую и спокойную музыку в жанрах фолк или кантри – стоит задуматься о приобретении полуакустического или электроакустического баса.

Источник

Оцените статью