Формы корпуса акустических гитар

Типы корпусов акустических гитар

Опубликовано: 2016-01-07 / Автор: Сергей Хмарук

Мы продолжаем изучать устройство гитары и в сегодняшней статье мы с вами рассмотрим основные типы корпусов акустических гитар, а также влияние их формы на звук инструмента. Всем начинающим гитаристам рекомендуем прочитать ее до конца, т.к. здесь вы узнаете для себя много нового и интересного.

Многие, наверное, из вас уже знают, что достаточно много различных факторов могут влиять на звучание гитары, поэтому в одной статье их все описать довольно сложно, но вот такие параметры как форма и размер корпуса значительно влияют на звук акустической гитары. Их мы и рассмотрим сейчас более подробно.

Общая картина такова, что если мы предварительно знаем конфигурацию и размер корпуса, а также породу древесины из которого он сделан, то вполне возможно с относительной легкостью предугадать и его звучание. О породах древесины у нас уже была очень подробная статья, прочитать ее можно здесь.

Типы корпусов акустических гитар

Размеров и форм акустических гитар существует примерно столько же, как и мастеров, которые изготавливают эти инструменты. На сегодняшний день почти каждый лютье с легкостью копирует во всех деталях любой традиционный инструмент и плюс ко всему, обязательно привносит в конечный продукт что-то свое. Но все же не смотря на этот факт, существуют общепринятые стандарты, размеры и формы, от которых отталкиваются большинство гитарных мастеров. Сегодня это три основные размера:

  1. Dreadnaught — стандартный вестерн
  2. Orchestra Model — оркестровая модель
  3. Jumbo — «джамбо» (увеличенный корпус)

Два первых типа конструкции корпуса, которые и по сей день самые известные и распространенные, были разработаны компанией Martin. Вестерны и оркестровые модели – это Martin D-28 и Martin OM-28 соответственно. Конструкция третьего типа, а точнее его разработка, принадлежит фирме Gibson, у которой модель Gibson J-200 до сих пор является традиционной американской «джамбо» гитарой.

Ниже приведена таблица, которая отображает основные размеры трех вышеописанных конструкций. Стоит отметить также, что на практике обычно каждая отдельно взятая гитара слегка будет отличаться размерами от значений в таблице. Но несмотря на это, все же более 90% инструментов гарантировано приблизительно будут соответствовать этим размерам и параметрам.

Ну а теперь рассмотрим в частности каждую отдельно взятую конструкцию и узнаем какие звуковые характеристики им присущи, а также попытаемся понять какими способами можно «подогнать» звучание до нужного нам результата.

Dreadnaught

Гитары с корпусом «стандартный вестерн» (dreadnaught) характеризуются более выраженными басами со своеобразным «рокочущим» звуком. Низкие частоты преобладают в ритм-партиях и при жестком аккомпанементе. Такая гитара идеально подойдет для игры в ансабле и игры аккордами, а вот для соло партий не всегда будет удачным вариантом. Как пример, акустическая гитара Fender CD-60 очень качественный инструмент.

Orchestra Model

Тип корпуса «orchestra model» имеет, как правило, ровное и «мягкое» звучание – идеальный баланс между нижними и верхними струнами. Гитары в таком исполнении прекрасно подойдут для игры перебором, а еще они ценятся звукоинженерами за то, что их хорошо амплифицировать обычным микрофоном. К основному недостатку можно отнести лишь слабую громкость инструмента, если к примеру, играть на такой гитаре в акустическом ансамбле. Еще довольно часто не хватает басов особенно при жестком стиле аккомпанемента.

Jumbo

Ну и последний тип корпуса акустической гитары – «jumbo», который является неким компромиссом между двумя предыдущими. Его основной плюс – это большой корпус, который усиливает звук до уровня стандартного вестерна (иногда даже сильнее), а его симметричная конфигурация делает его сбалансированным и приближенным к оркестровой модели с характерным «сочным» оттенком. «Джамбо» гитары хорошо подходят для смешанных стилей музыки, особенно при игре на сцене. Также очень популярны и 12-ти струнные джамбо.

Теперь, когда в общих чертах нам стало понятно влияние конструкции корпуса гитары на звук, мы постараемся рассмотреть все детали более подробно.

Влияние корпуса на звук

Нам уже известно, что чем больше корпус гитары, тем громче она звучит. А вот что касается баланса частотных характеристик, то в практически любой конструкции хороший мастер может легко их подправить и сделать более выраженными низкие, средние или высокие. Все это достигается путем правильной обточки пружин и правильного подбора материалов. Как правило, звонкость гитары повышается благодаря меньшей толщине пружин и поэтому обычно мастера вначале корпус склеивают, а потом уже через отверстие резонатора точно «подгоняют» заранее наклеенные пружины.

Также не менее важен и диаметр самого резонаторного отверстия. Если он будет слишком большим, то это скажется на недостатке басов. Но счастью, большинство производителей делают его диаметр стандартным в 4 дюйма (для фолк гитар) и связано это в основном с тем, что многие фирмы производящие звукосниматели для акустических гитар, учитывают этот размер (звукосниматель должен четко вставляться в это отверстие и хорошо держаться за его края).

Еще один не маловажный момент – ширина талии корпуса, чем она уже, тем больше у инструмента будут преобладать средние и высокие частоты, и чем более симметричными окажутся нижняя и верхняя части корпуса гитары, тем более сбалансированным будет ее звук. А чем более глубоким будет корпус, тем соответственно и звучание инструмента будет глубже.

Безусловно, есть еще очень много других факторов, которые в различной степени могут повлиять на звучание инструмента. Например, это может быть крепление грифа, его вес или же конструкция струнодержателя. Хотя, все эти факторы не столь существенно отражаются на звучании и их скрупулезно принимают во внимание лишь не многие мастера, пытающиеся изобрести нечто необычное и уникальное. В промышленных масштабах такие мелочи конечно же не учитываются, а применяют в основном общепринятые стандарты.

Источник

Описание видов акустических гитар и их особенности

Историческая справка

Из источников известно, что первый похожий инструмент (киннор) существовал во 2-м тысячелетии до н.э. Его образ археологи обнаружили во время раскопок на территории бывшей Месопотамии. В разное время подобного рода инструменты становились частью культур Индии, Древнего Египта, Древней Греции и Рима. Корпуса тогда делали из панцирей черепах, плодов тыквы, а иногда выдалбливали полость в куске древесины.

В середине VI века появились латинская и мавританская гитары, которые уже имели небольшие внешние сходства с современным инструментом. Но на формирование структуры акустики наиболее сильное влияние оказала испанская шестиструнная гитара, которая была распространена в XVIII веке в Испании. В Россию она попала вместе с итальянскими музыкантами в конце XVIII века. А в XIX веке, претерпев значительные преобразования, получила современные размеры и форму.

Виды акустических гитар по форме и размеру

Акустическая гитара – это термин, который не определяет один инструмент. Это целая категория, включающая в себя ряд подвидов. Их различия в корпусе, размерах, характере звучания и в других факторах.

Дредноут (вестерн гитара)

Гигант в мире акустик. Славится своим мощным резонаторным звучанием и универсальностью. Название «вестерн» говорит само за себя – используется для игры в стилях кантри, блюз, acoustic rock. Яркий представитель в мире музыки – Amy Macdonald. Иногда представляет трудность для новичков, так как гриф гитары узкий (некоторым трудно попадать пальцами в струны, так расстояние между ними небольшое). Но если сомневаетесь, с чего бы начать вашу «дворовую» карьеру – старина Дред будет хорошим выбором.

Джамбо

Вам скорее известна старая детская игра с мячом, нежели то, что так названа редкая в настоящее время гитара. Звонкие аккорды с глубокой серединой и насыщенными басовыми нотами. Такие классные штуки использовали прежде всего рокеры 80-х годов, когда играли свои песни без сопровождения основной группы. Акустический рок, поп-рок, кантри – это всё про красавца с изящным вырезом от 15-ого лада. Стадионные хиты Рика Спрингфилда и Брюса Спрингстина были записаны с джамбо в руках.

Малый джамбо

Этот товарищ уступает своему старшему собрату в размерах и громкости звучания. Но чего ему не занимать – это мягкости и интеллигентности. Благодаря вырезу катавею, он будто зазывает положить на него руку и сыграть балладу. Чёткий и выразительный звук и широкий дредноутовый гриф идеально подходит для студийной работы. Современные фолковые музыканты часто используют его. Представитель – девичий дуэт First and Kit.

Аудиториум (Auditorium/Orchestra)

Нетрудно догадаться по названию, что инструмент используется для игры в аудиториях – то есть малых и средних концертных залах. Чаще всего применяется для работы в оркестрах. А здесь главное – не наступать на «горло чужой песне». Поэтому басовые и верхние частоты у неё убавлены, да и вообще звучит она несколько тише того же джамбо. Характеризуется 14-ладовым грифом (до корпуса). Жанр – камерная музыка, эстрада, фолк, блюз. Знаменитости – Эрик Клэптон.

Гранд аудиториум

Увеличенный вариант от примера выше, часто в моделях есть вырез катавей. Дерево для гитар используют ель (дека), махагон (обечайка) и палисандр (накладка). Корпус чуть меньше, чем у дредноутов. Собранные низкие частоты, средний диапазон ярко выраженный, но не бубнящий. Подходит для исполнения любого жанра. Из современных исполнителей – Тейлор Свифт.

Фолк гитара

Фридрих Мартин усовершенствовал корпус классической гитары, чтобы на неё можно было натягивать металлические струны. Сейчас под фолком подразумеваются гитары самых разных форм и размеров. В основном – это уменьшённая копия вестерна. Как нетрудно догадаться, на ней исполняют преимущественно фолковую музыку. Также это отличный вид гитар для начинающих. Представитель — Боб Дилан.

Трэвел гитара

Эта малютка отлично подходит для любителей взять с собой верную подругу на природу и в дальний путь. Размерами она походит на укулеле – чаще не более 80 см. в длину и весом около килограмма. Звучание не самое богатое и громкое, но для романтической баллады у костра такой верный спутник подойдёт.

Парлор (Parlor)

Изящный корпус небольшого размера часто заставляет относить такой инструмент к женскому. На самом деле никаких гендерных предрассудков у него нет. Но звучание лучше всего подходит к мягким поп-балладам или романсам. Опять же пригодится для туристических походов, благо звучание сочнее, чем у трэвэл. Звёзды – Ian Anderson.

Семиструнная «Русская»

От шестиструнки кардинально отличается строй – ре-си-соль-ре-си-соль-ре. Была популярна до революции в Царской России. Используется как для исполнения классических произведений, так и для джипси музыки. Артисты – Владимир Высоцкий.

Дополнительная классификация

Несмотря на то что акустическая гитара звучит благодаря колебанию струн, усиленному резонирующим корпусом, есть разновидности акустических гитар, которые не обошло электронное вмешательство:

  1. Электроакустическая – инструмент, оснащенный пьезодатчиком, позволяющим подключать любую усиливающую аппаратуру. Имеет предусилитель с регулятором тембра и эквалайзером для усиления акустического звучания на концертных выступлениях. А без подключения обладает всеми возможностями обычной акустики.
  2. Полуакустическая – неразрывное сочетание акустики и электрогитары. Имеет полый или частично полый тонкий корпус. На них ставят электромагнитные звукосниматели (хамбакеры), а из-за мягкого звучания часто играют блюз, джаз, рок-н-ролл и др. Можно играть и без усилителей, но звук будет тихим, так как нет большой резонирующей полости.

Каждый тип акустической гитары по-своему уникален и у каждого из них есть свои сторонники. Поэтому перед покупкой важно сделать три вещи: определить цель приобретения, подержать в руках, чтобы почувствовать габариты, и оценить звучание всех вариантов.

Классическая/Фламенко

Классика — широкий полый корпус, массивный гриф и нейлоновые струны. На ней занимаются как в музыкальных школах, так и в консерваториях. За игру боем именно на этой гитаре можно получить от преподавателя по рукам (главному рабочему инструменту музыканта). Резонирующая часть сделана из палисандра. Репертуар обширен: классическая музыка, испанские мотивы, босса-нова, самба и т.д. Звёзды – Пако Де Люсия.

Первые отличия находятся в материале. Резонаторные части корпуса (в частности заднюю деку и боковую стенку) фламенко изготавливают из кипариса. Корпус меньше и тоньше, чем у классики. Порожки располагаются чуть ниже – это позволяет сделать звук при игре приёмами расгеадо и различными боями звонким, живым и острым. Кроме того, фламенковые музыканты часто используют приём «гольпе» — ритмические удары по верхней деке. На правой руке у профессионалов могут быть ногти, поэтому дека защищена гольпеадором. Звёзды – Дидюля, Стив Стивенс.

Двенадцатиструнная

Акустическая. Отличается от 6 прежде всего строем. 1 и 2; 3 и 4 звучат в унисон. 5 и 6 – в октаву. Благодаря этому получается интересный «средневековый» звук с раскатистым эхом. В целом такие виды гитар используют для получения насыщенного, объёмного звучания. В основном – для сольного аккомпанемента в бардовской музыке и акустик-роке. Певцы – Александр Розенбаум.

Электроакустическая. Такие «двенашки» часто приобретают вокалисты рок-коллективов. Аккомпанемент на них звучит громче, звонче и добавляет необычные нотки в саунд группы. Звёзды – Том Кифер из Cinderella.

Полуакустические (Archtop, Джазовая, Блюзовая)

Полый корпус с несколькими резонирующими отверстиями + звукосниматели и электроника. Без подключения она всё равно будет играть даже тише, чем трэвел. Большого дредноутовского резонатора здесь нет.

Главное, что бросается в глаза – винтажное оформление. Оно выглядят дико стильно. Немудрено, ведь подобным инструментом пользовались культовые рок-н-ролльщики вроде Эдди Кокрана. Чаще всего имеют два хамбакера, звук между которыми не слишком отличается – скорее более мягкий, и более роковый. Гриф чуть-чуть выпуклый, так как изначально Gibson изготавливали их по подобию скрипичных инструментов. Саунд – тёплый, мягкий, камерный. Чаще всего используется в джаз-бэндах, сёрф/рокабилли-группах, сольных импровизациях.

Электроакустические

Это усовершенствованный вид акустики, который возможно подключить к усилителю. Отличается вырезом (катавеем) в обечайке для предусилителя сигнала и эквалайзере для настройки тембрального звучания. Темброблок (в нём наличествует паз для батареек, на некоторых моделях тюнер). Эти виды гитар используют для исполнения со сцены или в камерном зале. Также возможно воспользоваться гитарными эффектами, однако звук будет не слишком «уместным».

Сайлент-гитара (Silent guitar)

Сайлент-гитара – бесшумная гитара, это, наверное, основная ее характеристика как инструмента. Гитара имеет твердый пустой каркас он же корпус, который не резонирует от вибрации струн и не увеличивает громкость их звучания. Благодаря этому музыканты могут практиковаться в наушниках, не беспокоя окружающих. Также к плюсам инструмента можно отнести отсутствие обратной связи при сильном усилении звука, при выступлении на концертах.

Резонаторные

Главная деталь этого чуда – резонатор (имеет вид расширяющегося снизу вверх конуса) под никелированной крышкой. Сверху это всё закрывается решёткой трёх видов: «spider», «biscuit» или «tricone». Этот инструмент создан для того, чтобы играть блюз , кантри, слайд-блюз. Специфическое звучание выделяет его из десятков других тембров. Артист – Мадди Уотерс.

Ovation

Оригинальная модель корпуса и расположение пружин делают уникальное звучание среди акустик и полуакустик. Углепластиковый корпус, фигурные резонаторы в виде вишен. Звезда – Ингви Мальмстин.

Электрогитары

Сплошной корпус, отсутствие резонаторов и наличие звукоснимателей. Начинена электроникой. Разные модели имеют разное количество синглов и хамбакеров, которые отличают не только звучание гитары , но и стилистическое назначение. Стиль – панк-рок, хард-рок, метал. Звезда – Стив Вай.

Бас-гитары

Обеспечивает ритм-секцию в коллективах. Характерна низким грудным звучанием и толстыми металлическими струнами.

Doubleneck с двумя грифами

Гибридная версия, которая может совмещать в себе гриф акустической, электрической и бас-гитары. Интересно увидеть такие виды гитар фото. Используются для концертной деятельности. Когда гитарист в группе один, а необходимо чередовать партии и нет времени лихо снимать и менять инструменты. Яркий пример: Джимми Пейдж на треке «Stairway to Heaven».

Разновидности по компановке

Популярные акустические гитары делятся не только по форме корпуса и материалу изготовления, но и по другим важным характеристикам. Речь идет о количестве струн на грифе, а также о наличии такой составляющей, как звукосниматель. Рассмотрим, какие виды акустических гитар существуют, если разделять их по указанным признакам.

По числу струн

Разные модели современных акустических гитар оснащаются различным количеством струн. В продаже можно встретить музыкальные инструменты, на грифе которых зафиксировано от 4-х до 12 струн. В разных модификациях акустики их количество варьируется, как и материал их изготовления. К примеру, жесткие металлические струны можно смело устанавливать на акустические гитары типа дредноут, джамбо.

Наиболее распространены в настоящее время акустические гитары, в которых присутствует 6 или 7 струн. Надо сказать, что по своей непосредственной конструкции они практически ничем не отличаются от экземпляров, дополненных 12-ю струнами.

Правда, последние инструменты характеризуются гораздо более глубоким и богатым тембром.

По наличию звукоснимателя

Сегодня в продаже встречаются первоклассные акустические гитары, которые имеют встроенный звукосниматель. Этот компонент бывает:

  • пьезоэлектрическим;
  • с эквалайзером;
  • магнитным;
  • с регулятором уровня громкости.

Дерево для акустических гитар

Порода дерева влияет на вес, внешний вид, стоимость и звучание акустической гитары. По материалам корпуса они могут быть:

  1. Из массива. Инструмент для профессиональной игры. Чем ценнее древесина (по звуковым характеристикам), тем выше стоимость и класс инструмента. Не переносят влажности и резких перепадов температур.
  2. Из массива только верхняя дека. Приемлемый звук за минимальный бюджет, подходит для начального обучения в музыкальной школе или любительской игры.
  3. Из фанеры. Низкая цена, прочный корпус, но слабые звуковые характеристики.

В гитаростроении задействовано более 50 пород деревьев. Довольно часто для изготовления корпуса используют «ситхинскую ель», которая растет в лесах Северной Америки. Это мягкая, легкая древесина обеспечивает звонкое звучание, которое со временем становится лучше. Из-за хрупкости породы корпус покрывают твердыми лаками. Инструменты из энгельманской ели стоят дороже, но звучат мягче.

Справка! Модели высокого класса делают из красной ели, которая наделяет инструмент глубоким звучанием.

Второй популярной породой считается кедр, который если сравнивать с елью, способствует более теплому и мягкому, но менее звонкому звучанию. Кедр имеет коричневый оттенок с волокнами розового цвета. Это основной материал для изготовления корпусов классических гитар.

Махагон – древесина красно-коричневого цвета с продольным волнистым рисунком. Для струнного инструмента из махагона характерно низкое, мягкое, ровное звучание. В гитаростроении обычно используют африканский и гондурасский махагон.

Справка! Материал грифа и накладки практически не влияют на звуковые характеристики.

Палисандр – разновидность тропических деревьев. Часто используют в строительстве из-за высокой прочности и влагостойкости. Гитары из палисандра отличает глубокое, объемное, резкое звучание, но по качеству некоторые ноты отстают от инструментов из махагона.

Источник

Оцените статью