Открытый урок на тему: «Основные этапы начального обучения игры на гитаре»
план-конспект урока по теме
План урока:
2)Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.
3)Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесбрегающей технологии).
4)Проблемная ситуация на основе учебного материала.
5)Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке (использование игровой технологии).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление системой образования администрации Луховицкого муниципального района
МБОУ ДОД «Краснопоймовская сельская ДМШ»
Открытый урок по специальности
(Отделение народных инструментов)
По теме: «Основные этапы начального обучения игры на гитаре»
Преподаватель: Романова О.Н.
п. Красная пойма 2012 год
Тип урока : комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).
— организационную и содержательную установку
— проверку глубины понимания и прочности знаний учащегося
— взаимодействие преподавателя и ребенка на основе сообщения – усвоение новых знаний, умений, навыков
— закрепление изученного материала и упражнений
-диагностику прочности усвоения знаний
-инструктаж по выполнению домашнего задания
Вид урока : традиционный
Цель урока : закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений.
1)Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Преподаватель сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает.
2)Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной преподавателем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.
3)Практический: музыкально- дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.
-словесный, наглядный, практический
-активация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика
-развитие мышления, творческой инициативы
-приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук; правильно исполнять мелодию и передавать ритмический рисунок.
Психологические условия на уроке :
Мобилизация внимания, познавательная активность, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающей ситуации, психологический микроклимат на уроке.
В интересной для ребенка форме закрепить понятие выразительных средств в музыке и их влияние на эмоционально-образный тон произведения, для расширения творческих возможностей учащегося в процессе обучения на инструменте.
1)Образовательные: закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, тембр, ритм, мелодию), продолжить формирование практических навыков, работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе).
2)Развивающие: развитие слуха, координация движений, образное музыкальное мышление, творческая активность через различные виды деятельности.
3)Воспитывающие: воспитывать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус, воспитывать усидчивость, трудолюбие, собранность.
Инструмент (гитара), стул, подставка для ног, пульт, нотные пособия, рисунок, музыкальные ребусы.
Применение педагогических технологий:
-развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память. Музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день, он будет более организован.
-рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов, упражнения.
-чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется разбором нотного материала, повторением выученных пьес и слушание музыки).
-на уроке важен психологический комфорт, стиль общения преподавателя с учеником, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности.
2.Технология личностно-ориентированного обучения:
Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для самореализации ученика, развитие индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.
Упражнения «Шагающие пальчики», «Фокус-покус».
Это задание стимулирует ученика к самостоятельному выбору способов решения данной задачи; выявляет субъективный опыт ученика; оценивает не только результат, а главным образом процесс учения; стимулирует на саморазвитие, самовыражение в ходе овладения знаниями.
3.Технология проблемного обучения:
Эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение учебных проблем перед обучающимся. Ученик включается в активную мыслительную деятельность, высказывает собственное мнение и активно усваивает знания.
4.Технология формирования мотивации или игровая технология :
Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать ее в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов повышает интерес ученика к занятиям на инструменте, активизирует его творческую деятельность. Преподаватель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.
2)Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.
3)Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесбрегающей технологии).
4)Проблемная ситуация на основе учебного материала.
5)Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке (использование игровой технологии).
Источник
Открытый урок на тему «Повышение техники игры в классе гитары»
Содержимое публикации
Открытый урок на тему
«Повышение техники игры в классе гитары»
Преподаватель по классу гитары
МБУ ДО «ДМШ №4» НМР РТ
Освоение и применение способов улучшения техники игры на гитаре в музыкальных произведениях репертуара ДМШ и упражнениях.
Научить слушать и исполнять музыкальное произведение, применяя различные приёмы игры и способы их успешного усвоения на инструменте.
Развитие внимания и аккуратности при исполнении на гитаре;
Развитие технических навыков и способов мышления для их улучшения.
— Воспитать творческое сотрудничество ученика и педагога.
Способствовать созданию внутреннего комфорта на уроке.
Методы: проблемно-поисковый, словесный (объяснение, сопоставление, диалог), практический, наглядно-слуховой.
Вид урока: комбинированный
Материально-техническое оснащение: музыкальные инструменты (3 гитары), 3 пюпитра, 3 подставки для ног.
Результат урока. Вывод.
1. Организационный этап.
Вступление: Добрый день, уважаемые преподаватели.
Тема моего открытого урока: « Повышение техники игры в классе гитары »
Сегодня открытый урок мне помогут провести:
Учащийся 2 класса Юсупов Адель и учащиеся 5 класса Белоусов Даниил, и Зименков Никита.
Мы знаем, что для достижения высот исполнительского мастерства гитаристу необходимо в своём музыкальном развитии пройти все стадии обучения игре на гитаре: это правильная посадка и постановка рук, освоение нотной грамоты и многое другое. Очень важным в развитии учащегося-гитариста является освоение и техники игры на инструменте и умение применять ее на практике для достижения художественной выразительности музыкального произведения.
Технические возможности игры на гитаре очень разнообразны. В этом и заключается сложность освоения инструмента. Это трудное и в тоже время увлекательное занятие.
Безусловно, чем большим количеством возможностей и технических приёмов будет владеть гитарист, тем больше его игра будет содержательной и оригинальной.
Я хочу рассмотреть лишь некоторые из них.
2. Основной этап:
2.1.На Начальном этапе обучения встречается способ игры, который называется АРПЕДЖИО.
— Адель, ответь, пожалуйста, на вопрос: что такое арпеджио?
Арпеджио – это поочерёдное исполнение звуков, входящих в аккорд.
Комбинации арпеджио на гитаре очень многочисленны и разнообразны:
1) прямое движение: p — i — m — a
2) обратное движение: p — a — m — i
3) полное прямое : p-i-m-a-m-i
4) полное обратное : p-a-m-i-m-a
5) ломаное : на 8.p-i-m-i-a-i-m-i
(все виды играет учащийся)
Нужно помнить, что пальцы правой руки расставляются над струнами заранее.
Освоение этого приёма идёт сначала по открытым струнам –
Затем отрабатывать этот приём в этюдах, прелюдиях классических композиторов-гитаристов Каркасси, Карулли, Джулиани.
Конечно для того, чтобы добиться свободной и лёгкой работы правой руки, нужно играть упражнения и этюды на все виды арпеджио.
Сейчас прозвучит Аллегро М. Джулиани , где встречается этот способ.
Играет Юсупов Адель .
2.2. В другом Этюде М. Каркасси A — dur встречается особый способ прижимать струны, – это приём БАРРЭ.
Этот способ сложен тем, что первый палец левой руки не ставится на струны, а кладётся, прижимая все струны на одном ладу.
Основными считаются 2 вида баррэ:
1) большое (прижимается 5 или 6 струн)
2) малое (прижимается от 2-х до 4-х струн)
Этот приём с одной стороны упрощает жизнь гитаристов, потому что нажатием одного пальца мы получаем несколько звуков, с другой стороны – это технически трудный приём, получается не у всех учеников, в связи со слабым, не сформировавшимся игровым аппаратом.
Так же может быть строение указательного пальца рельеф которого мешает удобному нажатию на струны
Трудность приёма баррэ не в том, чтобы сильно прижать палец к грифу, а в том, чтобы оптимально распределить давление по пальцу.
Адель сейчас покажет упражнения, которые способствуют более быстрому освоению этого приёма:
Упражнения на баррэ — (малое 2 упр. и большое — 1 упр.).
Первое время, выполняя упражнения на баррэ, можно почувствовать, что левая рука быстро устаёт. Ученик не должен переутомляться, нужно давать руке отдых, играть упражнения по частям.
2.3.Так как гитара является инструментом, у которого звук при неумелом контроле пальцев рук будет невнятным и неприятным, то естественно, музыкальные произведения, включающие кантилену (певучесть звука), исполнять на гитаре довольно трудно.
Чтобы добиться качественной, хорошей кантилены необходимы синхронные движения пальцев обеих рук.
Играет Белоусов Даниил:
Здесь встречается приём ЛЕГАТО:
Легато – это связное исполнение звуков. Ноты, которые необходимо исполнить связно, соединяются дугообразной чертой – лигой.
Легато может быть восходящим, нисходящим.
1. Восходящее легато – этот приём требует больших усилий, дети овладевают им не сразу. Но, как заметил Ф. Таррега, именно на этом приёме отрабатывается вся техника игры пальцами левой руки.
Первая нота извлекается пальцами правой руки, а вторая – сильным ударом пальцем левой руки. (палец опускается у ладового порожка, словно «заколачивает гвозди»)
2. Нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были заранее расположены на нужных ладах. После извлечения высокого звука правой рукой, палец левой должен с силой оттянуть её к себе, заставляя тем самым звучать следующий звук.
Педагог: Приём легато имеет очень важное значение в гитарной технике, он сложен, и для отработки его следует приложить немало усилий.
Для отработки всех видов легато есть много упражнений и этюдов.
Педагог показывает упражнение на восходящее легато.
Кантилена при синхронном движении пальцев обеих рук достигается внимательным контролем за опусканием и подниманием пальцев левой руки, и одновременным извлечением звука правой рукой. Не раньше и не позже.
2.4.Так же, для того, чтобы добиться певучести звука на гитаре, необходимо овладеть приёмомВИБРАТО.
Получается в результате покачивания пальца и кисти левой руки.
Этот приём увеличивает длительность звучания и придаёт ему мягкость и певучесть, напоминающие человеческий голос.
Можно также сделать небольшую фермату на кульминационном звуке фразы, вибрируя его; затем, чтобы усилить впечатление.
На начальной стадии отрабатывать вибрато следует отдельно каждым пальцем левой руки, путём покачивания вправо и влево, без ослабления нажима на струну. Далее подключается кисть.
Современные композиторы довольно часто применяют в своих сочинениях этот приём, используют новые звуковые эффекты и возможности инструмента.
Играет Зименков Никита
Л. Валькер Маленький романс.
3. Заключительный этап
Сегодня на уроке мы узнали, как нужно осваивать технические возможности гитары, о том как правильно добиваться результата, какими должны быть движения и усилия обеих рук для достижения наилучшей музыкальной выразительности.
4. Результат урока
Обучающийся знает, владеет и умеет применять приёмы игры на гитаре в произведениях.
Цель урока достигнута, мы рассмотрели приёмы игры на гитаре и сумели применить их на практике.
Умение применять приёмы и штрихи являются одним из средств раскрытия музыкально-художественного образа, а так же позволяют наиболее полно показать возможности прекрасного инструмента – гитара.
Используемая учебно-методическая литература:
1. Н. Михайленко. Подготовительный и первый классы детской музыкальной школы.
2. П. Агафошин. Школа игры на шестиструнной гитаре.
Источник
План-конспект вводного занятия «Знакомство с гитарным искусством»
Знакомство с гитарным искусством В настоящее время очень актуальна проблема разностороннего воспитания ребенка , которое способствует его творческой самореализации . Музыка является самым универсальным средством эстетического и нравственного воспитания. Особое место занимает гитара в досуге молодежи . Музыкальное творчество подростков – это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, ярко раскрывающее индивидуальную самобытность каждого. Умение исполнять песни под гитару всегда высоко ценилось в молодежной среде. Умеющие играть на этом великолепном музыкальном инструменте приобретают дополнительную возможность раскрывать, объяснять многие ситуации, которые имеют для молодого человека личностный смысл. Цель: познакомить с основами мировой музыкальной культуры игры на гитаре. познакомить учащихся с историей гитары, с испанской школой игры Маттео Каркасси; познакомить с правилами посадки при игре, основными положениями рук и пальцев; знакомство с культурой игры, соблюдением правил гигиены. формировать навыки тренировки рук и пальцев, выполнения упражнений; способствовать развитию умений и навыков выразительной игры на шестиструнной гитаре. расширить музыкальный кругозор; воспитать сценическую культуру. Материально-техническая база : гитары (для учащихся, у педагога – для показа), подставки для ноги, распечатанные тексты песен. Знакомство с музыкальным инструментом – гитарой шестиструнной. Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с таким известным музыкальным инструментом, как шестиструнная гитара. Ответьте на вопрос: какие музыкальные инструменты родились в России? Дети: балалайка, гусли, гармонь, ложки деревянные. Педагог: Верно. А как вы думаете, в какой стране родилась гитара? Дети: Испания, Италия. Педагог: Испания в средние века была главным центром развития гитары, куда она была завезена арабами. Гитара с пятью сдвоенными струнами, изобретенная в Испании, получила свое распространение в 15 веке. Она получила название — испанская гитара . С появлением шестой струны и заменой двойных струн одинарными начинается триумфальное шествие гитары по странам и континентам; в таком виде она существует и до сих пор. Музыкальные возможности шестиструнной гитары оказались столь велики, что она становится одним из самых любимых инструментов. Начинается «золотой век» гитары. Он связан с именами испанских гитаристов-виртуозов и композиторов Ф. Сора (1778—1839), Д. Агуадо (1784- 1849) и итальянских — М. Джулиани (1781 — 1829), Ф. Карулли (1770 – 1841), М. Каркасси (1792 — 1853). Испанская школа — это навыки и традиции народного творчества, сложившиеся в течение многих столетий и разработанные и обогащенные гитаристами-классиками. Совершенствуя технику игры, гитарист стремился развить, прежде всего, беглость. Именно эту цель ставит перед собой автор «Школы игры на шестиструнной гитаре» М. Каркасси. М. Каркасси предлагает для изучения девять тональностей: До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа мажор, ля, ми, ре минор. В каждой из этих тональностей он дает гамму; каденцию; прелюд, содержащий аккордовую последовательность, и две-три пьесы (как правило, Вальс, Аллегретто и Марш, реже Андантино и Анданте). Все эти пьесы весьма мелодичны, удобны для исполнения..Постепенно объем их увеличивается, а текст усложняется. Составные части гитары. Педагог: Основными частями является корпус, шейка с грифом, головка и струны. Гитара шестиструнная имеет две деки верхняя и нижняя, соединенными двумя стенками по бокам — обечайками. Верхняя деревянная дека — важный фактор, отвечающий за звучание инструмента. Немного выше самого центра верхней деки находиться круглое резонансное отверстие, обрамленное розеткой. Немного ниже находиться пластинка, называемая подставкой. Посредине ее возвышения, в котором находится прорезь устанавливается не большая по ширине прямоугольная костяная пластинка, называемая нижним порожком. Порожек нужен для фиксации струн приподнятыми над верхней декой, и передачи вибрации. Шейка гитары шестиструнной с грифом вклеена в верхнюю часть корпуса. В верхней части грифа расположен верхний порожек с прорезями, в котором располагаются струны. Конечной частью гитары шестиструнной является головка. В головке гитары имеется колковый механизм. Вращая их можно изменять натяжение струн, соответственно и звук. Гитара имеет шесть струн — три тонких и три более толстых, называемые басовыми. Посадка. Положение рук при игре. Педагог: Сядьте на краешек стула с жестким сиденьем и без подлокотников, левую ногу поставьте на подставку, высотой 10-15 см в зависимости от высоты сиденья и длины ног. Левое колено должно быть выше уровня стула. Сидите ровно, не облокачиваясь на спинку стула. Когда Вы удобно сядете, возьмите гитару, поставьте ее выемкой обечайки на левую ногу, примерно на середину бедра. Правая нога должна быть отставлена от левой на расстояние, необходимое для нижней части гитары, обеспечивая для нее упор. Либо положите правую ногу на левую, а гитару на правую ногу (этот вариант наиболее подходит для девушек). При правильной посадке головка грифа должна находится примерно на уровне или чуть выше левого плеча, грудь должна слегка касаться нижней деки, но не наклоняйте гитару к себе. Положите предплечье правой руки всем весом на корпус гитары в самом широком его месте и свесьте кисть. Кисть при этом должна быть округлой формы и оказаться над струнами у розетки. Все пальцы, кроме большого, сложены вместе и параллельны ладам, а линии суставов первых фаланг – параллельны струнам. Следите, чтобы кончики указательного, среднего и безымянного пальцев находились на одной линии и на определенном расстоянии от струн. Большой палец правой руки должен оказаться напротив басовых струн, а остальные напротив первой, второй и третьей. Следите за тем, чтобы локоть не выходил за корпус гитары справа, а запястье не приближалось слишком близко к верхней деке. Предплечье левой руки должно быть приподнято, запястье согнуто. Кисть должна быть округлой и располагаться так, чтобы большой палец коснулся середины задней части грифа, а остальные пальцы должны иметь округлую форму, не прогибаться в суставах и опираться серединой подушечки на струну. Культура игры (гигиена). Выполнение упражнений на формирование навыков игры на гитаре. Упражнение на правую руку – апояндо, тирандо; Упражнение на левую руку; Упражнения для левой и правой рук на координацию движений; Упражнение на палец пульгар (р) — правая рука. Роль аккомпанемента в гитарном искусстве. Педагог: Аккомпанемент – музыкальный термин, обозначающий сопровождение мелодий, имеющее целью преимущественно ее гармоническое украшение, а также поддержку вокальных партий инструментами. Гитара, как аккомпанирующий инструмент, имеет большое значение. Так, например, гитара может сопровождать сольные, вокальные или инструментальные партии, быть фоном. Также важную роль гитарный аккомпанемент играет и в сплочении коллектива, семьи, когда исполняются песни под гитару вокруг костра, на даче, теплыми уютными домашними вечерами. Совместная творческая деятельность детей и родителей в этом плане способствует открытию таких способностей у учащихся, как создание собственных стихов, текстов песен и аккордов. 1) Показ, разучивание и исполнение произведения Булата Окуджавы «Пожелания друзьям»; 2) Пение под гитарный аккомпанемент произведения М. Дунаевского «Непогода» Подведение итогов занятия. Список используемой литературы: М. Каркасси. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: 2001. В. Калинин. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Н.: 1998. Ф. Ноуд. Шаг за шагом: Самоучитель игры на гитаре. – М.: 2004. Источник |