Фортепианная техника для гитары

Фортепианная техника для гитары

В данной статье я хочу познакомить молодых гитаристов с удивительным способом игры на гитаре — «фортепианной» техникой (two-handed tapping).

Для музыкантов, которые не встречали термин «фортепианная техника», следует пояснить, что в гитарной литературе нет общепринятого названия нового и необычного исполнительского способа игры на гитаре. Один из первых гитаристов, который использовал этот приём — Джимми Уэбстер — назвал его touch system (система касаний); в некоторых изданиях можно встретить и другие называния: «техника tap» или «two-handed tapping» (постукивание двумя руками, двуручный тэппинг). Однако по мнению многих гитаристов, термин «фортепианная техника» наиболее полно отражает концепцию этой удивительной системы игры, суть которой сводится к следующему: пальцы правой, как и левой руки, извлекают звук лёгкими ударами по струнам между ладов на грифе гитары (существуют и другие способы звукоизвлечения). Обе руки исполняют независимые партии, в результате чего создаётся впечатление, что на гитаре играют два человека. Техника напоминает игру на фортепиано, где бас, богатый аккордовый аккомпанемент, виртуозная импровизация исполняется одним музыкантом на электрогитаре.

Сегодня, когда этот способ игры получил достаточно широкое распространение, когда прогрессивно мыслящие гитаристы, применяя новую технику, смогли создать высокохудожественные произведения, уже вошедшие в «золотой фонд» гитарного искусства, можно с уверенностью сказать, что «фортепианная» техника игры на гитаре является качественно новой ступенью в развитии гитарного исполнительского мышления. Новый способ игры не входит в противоречие со стандартной электрогитарной и классической школами, наоборот, дополняет их необыкновенными по своим возможностям техническими приёмами.

В сочетании «фортепианного» способа игры с новейшими электронно-техническими устройствами (процессорами обработки звука, MIDI-конверторами, клавишными MIDI-контроллерами с гитарным интерфейсом и т.п.) создаётся совершенно удивительная гитарная лексика, открывающая новую страницу в истории гитары.

Помимо исполнения законченных многоголосных сольных произведений, эту технику можно с успехом применять и в ансамблевой игре. Овладев техническими приёмами двуручного звукоизвлечения, гитарист может создавать сверхскоростные яркие соло, полифонические импровизации, богатейший аккордовый аккомпанемент практически во всех стилях музыки, привнося в них свежий, современный колорит звучания.

Как же овладеть этой необычной, удивительной техникой игры? Если сказать просто, то надо выучить отдельно партию правой руки (например, мелодию), выучить партию левой руки (аккомпанемент) и затем сыграть обе партии одновременно. Следует заметить, что в «фортепианной технике» руки могут менять свои функции, т.е. мелодию может играть левая рука, а правая — аккомпанемент.

Вам необходимо преодолеть две сложные ступени. Первое — звукоизвлечение. Если левая рука как-то знакома с принципом игры на грифе (например, легато), то для правой руки это совершенно новая область. Практически вы начинаете учиться играть на гитаре заново. Вторая сложность — это координация действий рук при игре, при которой необходимо следить за игрой двух независимых партий.

Лучшим способом овладеть этой техникой является изучение приемов по специальной литературе и видеошколам. Мои две работы полностью посвящены этой тематике, где в доступной форме изложены все принципы игры техникой two-handed tapping:

1. Видеошкола «Фортепианная» игра на электрогитаре». В ней даны упражнения, специальные этюды, подробно объясняются некоторые технические приемы. Достоинством видеошколы является то, что вы сможете увидеть исполнение, что поможет выработать правильную постановку рук.

2. «Прогрессивная техника игры на электрогитаре» (книга плюс аудиоприложение — кассета с записью всех примеров и пьес). Эта книга для тех, кто еще глубже хочет проникнуть в тайны этой техники. Большое количество технических упражнений, пьес, этюдов — все наглядно записано в нотах, которые можно прослушать в авторском исполнении.

Для тех, кому не терпится поиграть двумя руками, я сделал учебную двуручную пьесу (специально для GUITAR STUDIO). Однако не спешите сразу разбирать ноты. Для того, чтобы ее сыграть, необходимо пару слов сказать об инструменте и струнах.

Скорее всего, та гитара, на которой вы играете, вполне подойдет для игры «фортепианной» техникой. Специального инструмента данная техника не требует. Желательно, чтобы струны были как можно ближе к грифу, а сами лады не стерты (не продавлены). В этой технике к ладам отношение должно быть особенное. Струны лучше установить 009-042. Старые струны в этой технике использовать невозможно.

Классическим гитаристам при игре техникой two — handed tapping могут мешать ногти.

Далее надо научиться извлекать звук. Самым простым способом являются удары по струнам между ладов на грифе. Посмотрите на постановку на фото.

Правая рука должна опираться на большой палец. Для тренировки возьмите любой несложный пассаж (или мелодию) из нескольких нот и попытайтесь его сыграть одной левой рукой. Далее, точно также попробуйте сыграть правой. Если не получается — ничего страшного. На свете нет и не было человека, который научился играть на гитаре за пару недель.

Итак, принцип ясен. Для того, чтобы натренировать правую руку, необходимо ей «повторять» игру левой руки. Следите за звуком. Если его нет, значит то, что вы делаете, не совсем правильно. Проанализируйте, в чем причина и на основе этого найдите такие приемы ударов по струнам, при котором появляется ясный звук необходимых нот.

Перед тем, как приступать к разбору пьесы, посмотрите, как я записываю ноты. Так как в гитарной литературе нет единого стандарта нотой записи двуручной игры, я представляю ее в следующем виде:

Два нотных стана — верхний для партии правой руки (R), нижний — для левой (L). Над верхним нотным станом располагается табулатура, которая показывает, на какой струне и на каком ладу находится та или иная нота (записанная для правой руки). Аналогично и с табулатурой для партии левой руки, которая расположена под нотным станом — L. Такая нотная запись способна отразить все исполнительские нюансы.

После того, как вы будете правой рукой чисто играть легкие мелодии, можно приступать к изучению этой пьесы. По форме ее можно разделить на 2 части по 4 такта. В первой части этюд основан на стандартной гармонии. Am — E — G — D. Вторая часть тоже проста по гармонии (F — G — C — D — F — E), но чуть сложнее в плане фактуры (и соответственно координации). Начинать лучше с левой руки. Выучите партию аккомпанемента и играйте ее до полного автоматизма. Далее необходимо выучить партию правой руки (без левой) и также отработать до безошибочного исполнения. Затем медленно, отдельно по каждому такту, пытайтесь сыграть обе партии одновременно. Как звучит эта пьеса, можно послушать в midi-файле.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы не бросили занятие «фортепианной» техникой после 2 — 3-х неудачных попыток сыграть эту пьесу. Постарайтесь набраться терпения и преодолеть критическую точку, при которой количество вашего труда перейдет в качество игры.

Источник

Фортепианная техника для гитары

Сегодня, когда этот способ игры получил достаточно широкое распространение, когда прогрессивно мыслящие гитаристы, применяя новую технику, смогли создать высокохудожественные произведения, уже вошедшие в «золотой фонд» гитарного искусства, можно с уверенностью сказать, что «фортепианная» техника игры на гитаре является качественно новой ступенью в развитии гитарного исполнительского мышления. Новый способ игры не входит в противоречие со стандартной электрогитарной и классической школами, наоборот, дополняет их необыкновенными по своим возможностям техническими приёмами.

В сочетании «фортепианного» способа игры с новейшими электронно-техническими устройствами (процессорами обработки звука, MIDI-конверторами, клавишными MIDI-контроллерами с гитарным интерфейсом и т.п.) создаётся совершенно удивительная гитарная лексика, открывающая новую страницу в истории гитары.

Помимо исполнения законченных многоголосных сольных произведений, эту технику можно с успехом применять и в ансамблевой игре. Овладев техническими приёмами двуручного звукоизвлечения, гитарист может создавать сверхскоростные яркие соло, полифонические импровизации, богатейший аккордовый аккомпанемент практически во всех стилях музыки, привнося в них свежий, современный колорит звучания.

Как же овладеть этой необычной, удивительной техникой игры? Если сказать просто, то надо выучить отдельно партию правой руки (например, мелодию), выучить партию левой руки (аккомпанемент) и затем сыграть обе партии одновременно. Следует заметить, что в «фортепианной технике» руки могут менять свои функции, т.е. мелодию может играть левая рука, а правая — аккомпанемент.

Вам необходимо преодолеть две сложные ступени. Первое — звукоизвлечение. Если левая рука как-то знакома с принципом игры на грифе (например, легато), то для правой руки это совершенно новая область. Практически вы начинаете учиться играть на гитаре заново. Вторая сложность — это координация действий рук при игре, при которой необходимо следить за игрой двух независимых партий.

Лучшим способом овладеть этой техникой является изучение приемов по специальной литературе и видеошколам. Мои две работы полностью посвящены этой тематике, где в доступной форме изложены все принципы игры техникой two-handed tapping:
1. Видеошкола «Фортепианная» игра на электрогитаре». В ней даны упражнения, специальные этюды, подробно объясняются некоторые технические приемы. Достоинством видеошколы является то, что вы сможете увидеть исполнение, что поможет выработать правильную постановку рук.
2. «Прогрессивная техника игры на электрогитаре» (книга плюс аудиоприложение — кассета с записью всех примеров и пьес). Эта книга для тех, кто еще глубже хочет проникнуть в тайны этой техники. Большое количество технических упражнений, пьес, этюдов — все наглядно записано в нотах, которые можно прослушать в авторском исполнении.

Для тех, кому не терпится поиграть двумя руками, я сделал учебную двуручную пьесу (специально для GUITAR STUDIO). Однако не спешите сразу разбирать ноты. Для того, чтобы ее сыграть, необходимо пару слов сказать об инструменте и струнах.

Скорее всего, та гитара, на которой вы играете, вполне подойдет для игры «фортепианной» техникой. Специального инструмента данная техника не требует. Желательно, чтобы струны были как можно ближе к грифу, а сами лады не стерты (не продавлены). В этой технике к ладам отношение должно быть особенное. Струны лучше установить 009-042. Старые струны в этой технике использовать невозможно.

Классическим гитаристам при игре техникой two-handed tapping могут мешать ногти.

Далее надо научиться извлекать звук. Самым простым способом являются удары по струнам между ладов на грифе. Посмотрите на постановку на фото.

Правая рука должна опираться на большой палец. Для тренировки возьмите любой несложный пассаж (или мелодию) из нескольких нот и попытайтесь его сыграть одной левой рукой. Далее, точно также попробуйте сыграть правой. Если не получается — ничего страшного. На свете нет и не было человека, который научился играть на гитаре за пару недель.

Итак, принцип ясен. Для того, чтобы натренировать правую руку, необходимо ей «повторять» игру левой руки. Следите за звуком. Если его нет, значит то, что вы делаете, не совсем правильно. Проанализируйте, в чем причина и на основе этого найдите такие приемы ударов по струнам, при котором появляется ясный звук необходимых нот.

Перед тем, как приступать к разбору пьесы, посмотрите, как я записываю ноты. Так как в гитарной литературе нет единого стандарта нотой записи двуручной игры, я представляю ее в следующем виде:

Два нотных стана — верхний для партии правой руки (R), нижний — для левой (L). Над верхним нотным станом располагается табулатура, которая показывает, на какой струне и на каком ладу находится та или иная нота (записанная для правой руки). Аналогично и с табулатурой для партии левой руки, которая расположена под нотным станом — L. Такая нотная запись способна отразить все исполнительские нюансы.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы не бросили занятие «фортепианной» техникой после 2 — 3-х неудачных попыток сыграть эту пьесу. Постарайтесь набраться терпения и преодолеть критическую точку, при которой количество вашего труда перейдет в качество игры.

Источник

Фортепианная техника игры на гитаре

Впервые двуручная игра на грифе была придумана неким Д.Уэбстером, который назвал свою технику — toush system. В те времена люди скептически отнеслись к навыкам гитариста-новатора, посчитав его способ звукоизвлечения не серьёзным и похожим, скорее, на ряд «цирковых трюков» не имеющий перспектив в гитарном будущем.

Одним из возможных доказательств может послужить музыкальная литература того времени, в которой имя этого гитариста встречается крайне редко. А уже в более поздние периоды развития гитарных направлений, начиная с Джими Хенрикса, начали частично использовать технику двуручного звукоизвлечения. Тогда элементы новой формы можно было встретить в соло известных исполнителей. Фортепианная техника придавала мелодии более мягкий и легатный оттенок.

Прошло по меньшей мере 30 лет прогресса гитарного навыка, прежде чем мир смог насладиться огромным потенциалом новой системы извлечения, которую успешно осветил и применил талантливый гитарист — Стэнли Джордан. Джаз-музыкант на столько хорошо умел обращаться с гитарой, что другие музыканты, слушая его композиции не могли поверить своим ушам, им казалось, что такой звук не может создавать одна электрогитара, тем более без дополнительных студийных эффектов. Именно благодаря высокопрофессиональному уровню Джордана, фортепианная техника навсегда избавилась от несправедливого клейма «цирковые трюки» и стала частью музыкально искусства.

В начале 70-х был создан специальный инструмент, предназначенный исключительно для удобного двуручного звукоизвлечения, автором этого изобретения стал Эммет Чапмен. Изучая новую технику, гитарист пришёл к выводу, что для её исполнения необходим отдельный инструмент. В результате многих эксперементов был создан Stick, внешне напоминающий электрогитару с видоизменённым (усовершенствованным) грифом и без корпуса. «Гриф» отличается от гитары увеличенным количеством струн, от 8 до 12, инструмент оказался очень функциональным, на нём одновременно можно играть партии баса, мелодию и аккорды.

Первым человеком в СССР, освоившим «фортепианную» технику, стал минский гитарист В.Ткаченко. Имея опыт и навыки преподавателя, талантливый музыкант сделал огромный
вклад в развитие отечественной школы двуручного тэппинга.
Среди гитаристов, достигших высокого уровня в «фортепианной» технике, также оказались: Э. Измайлов, А. Скрябин, В. Ковалёв.

На сегодняшний день, «фортепианная» техника, по праву считается одним из основных способов извлечения звука, наравне с расгеадо, щипковым и медиаторным. Чаще всего применяется на электрогитарах, реже — бас гитарах и акустических.

Не используется музыкантами, предпочитающими классические гитары. Из-за установленных нейлоновых струн, звук получается очень невыразительным и тихим, а в некоторых случаях удары пальцев провоцируют появление лишних призвуков. Только с появлением и постепенным усовершенствованием электрогитар, легатная двуручная техника смогла полностью себя реализовать. Датчики электрогитары улавливают звук преимущественно в районе нижнего порожка, поэтому призвуки, создаваемые струной на верхних порожках к звукоусилителю не доходят.

Учитывая всё это, можно утверждать, что фактом, повлиявшим на процветание двуручного тэппинга стал — рост общего уровня музыкальных навыков и улучшение производства качественных инструментов и электроники того времени.

Источник

Оцените статью