Технологическая карта открытого урока по фортепиано 1 класс
Дааный материал может послужить образцом составления технологической карты открытого урока по фортепиано для первого класса в школах с углублённым изучением музыки, либо в школах искусств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
образец составления технологической карты урока по фортепиано 1 класс в школах с углублённым изучением музыки | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока фортепиано 1 класс
Ученица 1 Ф класса с углублённым изучением музыки Товкачёва Настя
Разработала учитель музыки МБОУ СОШ №71
Мацак Алевтина Николаевна
Тема урока : Выразительные средства музыки. Штрихи.
Цель урока : Сформировать эмоционально-чувственное восприятие музыки через приемы звукоизвлечения
Тип урока : Комбинированный
УМК : Учебник О.Геталова – И. Визная « В музыку с радостью»
Оборудование : музыкальный инструмент, карточки, таблицы.
Этапы содержания урока
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
I.Организационная часть. Создание ситуации успеха (доброжелательность)
Цель: Активировать внимание на восприятии учебного матерала.
Подготовка ученика к уроку
Организует ученика к началу урока. Проверяет готовность обучающегося к уроку.
Приветствует. Я рада приветствовать Вас на открытом занятии с обучающейся…. Мы покажем Вам индивидуальный урок по фортепиано. А начнем мы наше занятие с игры упражнений.
Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем.
1.Работа над упражнениями (7 мин.)
Цель: обобщить и систематизировать навыки игры на фортепиано.
Контролирует качественное звукоизвлечение. Формирует игровой аппарат
Уметь играть и контролировать разные приемы звукоизвлечения.
Коммукативные: осознанно формирует игровой аппарат. Познавательные: играет разными штрихами.
Личностные: с взаимодействовать с учителем в соответствии с нормами. Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.
2.Изучение нотной грамоты (2 мин.)
Цель: Усвоение навыков нотного письма.
Работа с карточками. Ученик отвечает.
Контролирует правильные ответы
Запоминание и освоение нотной записи
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: использует речь для регуляции своих действий. Познавательные: осуществлять синтез.
II. Постановка учебной задачи урока. Цель: сформулировать тему урока(5 мин.) Метапредметная связь с уроком музыки.
Слушает и определяет характер.
Анализирует два варианта ответа. Выбирает наиболее выразительный из предложенных вариантов. Отвечает на вопросы задания. Слушает и дополняет стихотворение.
Создает проблемную ситацию. Активирует знания учащегося. Слушаем два варианта исполнения, определяем почему изменился характер произведения. (при втором исполнении изменился характер произведения. (при втором исполнении изменяю штрихи) правильно. С помощью штрихов я изменила характер музыкального произведения. Тема сегодняшнего урока-это штрихи. Читаю стихотворение и прошу помочь закончить фразы.
На каждом уроке мы знакомимся с новыми произведениями и ноходим что-то новое. Сегодня мы познакомимся с новым произведением П.И. Чайковского «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик». А задание будет: определить характер музыкального произведения. Зайчик прыгает (стаккато)
Лодка плавает (легато)
Слон идет (нон легато)
Тебе понравились стихи, а ведь это всё штрихи.
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем. Познавательные: строить рассуждения о музыкальном произведении. Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
III. первичное закрепление темы (15 мин.)
Цель: подведение ученика к самостоятельному выводу.
Играет, исполняет, анализирует штрихи в разучиваемых произведениях.
Устанавливает осознанность восприяия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Осуществляет индивидуальныйконтроль. Обеспечивает понимание понятия штрихи.
Стаккато, легато, нон легато – это не просто слова, это музыкальные термины и относятся они к одному общему понятию – штрихи. А какие штрихи использует композитор в пьесах…..
Работаем над произведением, затем меняем штрихи и выясняем, что происходит с образом и характером музыкального произведения.
Грамотное разучивание, исполнение произведений.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: контроль звукоизвлечения, составление плана последовательности действий. Коммуникативные: строить высказывания в поиске и выборе информации. Личностные: способность взаимодействовать с учителем.
IV. Закрепление нового материала (9мин.)
Цель: обобщить и систематизировать понятие штрихи. Подведение ученика к самостоятельному выводу.
В знакомых мелодиях определяет штрихи на слух. Смотрит штрихи в нотах и определяет характер произведения по нотам и на слух.
Играет музыкальные произведения.
Слушаем: Шмитц «Бугги Бой»
А как ты думаешь, можно услышать штрих?
Давай попробуем, а задание у тебя будет следующее: определить каким видом штриха исполняется музыкальное произведение.
Умение воспринимать и понимать содержание музыкального произведения через звукоизвлечение.
Познавательные: умение структурировать знания. Коммуникативные: инициативное сотрудничество. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качественного уровня усвоения. Личностные: самоанализ и самоконтроль результата.
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке ( 2 мин.) Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Домашнее задание.
Оценивает свою работу.
Отмечает степень вовлеченности ученика в работу на уроке.
Молодец. Ты хорошо потрудилась на уроке. Понравилось ли тебе сегодняшнее занятие? Расскажи что тебе понравилось больше всего.
Мотивация учащейся к выполнению домашнего здания.
Коммуникативные: умение слушать, выстраивать диалог. Познавательные: рефлексия способов, условий действия, контроль и оценка, критичность. Личностные: установление учащимся значение результата.
Источник
«Знакомство с инструментом. Приобретение первоначальных пианистических навыков у обучающихся 1 класса ДШИ» (для обучающихся 1 класса специального фортепиано)
Методическая разработка урока предназначена для преподавателей класса фортепиано детских музыкальных школ и детских школ искусств.
В разработке представлены: технологическая карта урока, план-конспект урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_pavlenko_i.a._dshi.docx | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» города Усинска
«Челядьлы искусств школа» Усинск карса содтӧд тӧдӧмлун сетан
муниципальнӧй сьӧмкуд учреждение
Методическая разработка урока
по учебному предмету
«Специальность и чтение с листа»
Тема: « Знакомство с инструментом.
Приобретение первоначальных пианистических навыков.»
(Для обучающихся 1 класса специальности фортепиано в ДШИ)
МБУДО «ДШИ» г.Усинска
Тип занятия: индивидуальное занятие в классе фортепиано с обучающимся 1-го года обучения.
Тема: « Знакомства с инструментом. Приобретение первоначальных пианистических навыков».
Цель: Знакомство обучающего с инструментом , формирование пианистических навыков.
— воспроизведение полученных знаний на практике,
— знакомство с клавиатурой,
— знакомство с нотной грамотой.
— подготовка пианистического аппарата к игре на инструменте,
— развитие навыков игры на инструменте.
— развитие интереса к истории возникновения инструмента фортепиано,
— профилактика мышечных зажимов,
— организация пианистического аппарата.
Используемые методы и приемы:
— метод эмоциональной драматургии (создание ситуации успеха),
Реализуемые педагогические технологии:
— технология развивающего обучения,
— личностно – ориентированное обучение.
— дидактический материал: карточки с ребусами, магнитно-маркерная доска с магнитами,
Ожидаемый результат: свободная ориентация на клавиатуре, усвоение расположение нот на нотном стане, исполнение простейших пьес, организация пианистических движений.
Технологическая карта урока.
1. Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.
2.1. Знакомство с инструментом. История создания — просмотр презентации..
Применение информационно-компьютерных технологий
(обращение к образному мышлению и восприятию обучающегося)
2.2. Упражнения для правильной постановки руки и посадки за инструментом.
(выполнение учеником игровых упражнений для формирования игрового аппарата и снятия мышечных зажимов)
Применение здоровьесберегающей технологии (упражнения на расслабление мышц, постановка пианистического аппарата);
применение игровой технологии.
2.3. Знакомство с клавиатурой, нотная грамота, извлечение звуков, игра простейших песен, организация пианистического аппарата.
Практический метод (извлечение звуков из инструмента, игра элементарных пьес, работа с дидактическим материалом, организация пианистических движений);
наглядный метод (показ расположения нот на нотном стане педагогом);
аналитический метод (выявление учеником логической взаимосвязи предыдущего элемента с последующим).
Применение элементов развивающего обучения: пробуждение творческого, образного воображения, побуждение к поиску самостоятельных решений;
применение личностно-ориентированной технологии (ориентирование на обучающегося – его исполнительские возможности);
применение художественной технологии (раскрытие образа произведения).
3. Подведение итогов урока. Создание ситуации успеха обучающегося. Рефлексия.
аналитический (сооттнесение поставленных задач с достигнутым результатом, оценка своих результатов);
метод эмоциональной драматургии (создание ситуации успеха).
Применение здоровьесберегающей (создание ситуации психологического комфорта и удовлетворённости от проделанной работы) и личностно-ориентированной технологий (ориентация на индивидуальность обучающегося).
4. Совместное планирование домашней работы.
аналитический (фиксация нового задания, планирование новых целей).
Применение здоровьесберегающей и личностно-ориентированной технологий (ориентация на индивидуальность обучающегося).
План — конспект урока
1. Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.
Здравствуй, Вика! Рада тебя видеть! Добро пожаловать в удивительный мир музыки!
Цель нашего урока – познакомиться с инструментом на котором ты будешь обучаться, узнать как он устроен, познакомиться с историей создания инструмента и научиться правильно извлекать из него звуки.
2. Основная часть:
2.1. Знакомство с инструментом. История создания — просмотр презентации.
Перед тобой инструмент, как ин называется? Правильно – фортепиано. А почему у него такое название – ты знаешь?
— Его название состоит из двух слов: forte – громко, piano – тихо. Изобрел же этот музыкальный инструмент в 1709 году флорентинец Бартоломео Кристофори . Итальянский умелец имел утонченный слух, и ему очень не нравилось, что клавесины звучат слишком «плоско» и однообразно.
Занимаясь изготовлением и ремонтом этих инструментов, он нашел, как их усовершенствовать. Он изменил конструкцию таким образом, что при нажатии на клавишу по струне били молоточки, причем сила удара зависела от силы нажатия на клавишу. Обновленный клавесин стал издавать четкие звуки разной высоты, что позволило сделать игру на нем гораздо более выразительной.
Свое изобретение мастер назвал «gravicembalo col piano e forte», то есть «клавесин с тихим и громким звуком». Сначала итальянцы сократили название инструмента до пианофорте (piano e forte). А потом для удобства произношения новый инструмент стали называть фортепиано.
Вика, я предлагаю тебе посмотреть небольшую презентацию об истории создания фортепиано.
— ну вот, ты познакомилась с предшественниками нашего современного фортепиано.
Давай теперь посмотрим на наш инструмент и попробуем извлечь из него звуки.
(Ученица нажимает на разные клавиши).
— Ты заметила, что звук изменяется в разных частях клавиатуры, он имеет разное звучание?
— Да, справа он «тоненький», а слева – он грубый, как будто голос медведя.
— Ты правильно заметила. Звуки на нашем инструменте имеют разную высоту, если двигаться от центра клавиатуры вправо – звуки становятся всё тоньше – т.е. выше, а при движении влево – они становятся грубее – ниже. Запомни – слева – низкие звуки, справа – высокие, а в середине – средние. Сейчас отвернись пожалуйста и послушай, в какую сторону движутся звуки – вверх или вниз. (Играю гамму в восходящем движении.)
— Правильно, а сейчас? (Играю гамму в нисходящем движении.)
-Молодец, ты правильно определяешь направление движения мелодии. А теперь давай откроем крышку инструмента и заглянем во внутрь – посмотрим как получается звук и почему он такой разный.
В каждом пианино и рояле внутри таинственного «черного ящика» скрывается целый «городок». Вот, что мы увидим, приоткрыв крышку пианино:
Мы сегодня увидали
Городок внутри рояля.
Целый город костяной,
Молотки стоят горой.
Блещут струны жаром солнца,
Всюду мягкие суконца,
Что ни улица – струна
В этом городе видна.
— Теперь понятно, откуда берутся звуки: они рождаются в тот момент, когда молоточки ударяют по струнам. Обрати пожалуйста внимание на толщину струн – слева струны самые толстые, и при движении вправо – они становятся все тоньше и тоньше.
Ученица с интересом рассматривает внутреннее устройства инструмента, нажимает на клавиши, при этом замечает – чем тоньше струна, тем тоньше (выше) звук, и наоборот – чем толще струна – тем грубее, (ниже) звук. Так же, ученица замечает – если нежно нажать на клавишу – молоточек прикасается к струне «мягко» — и звук получается тихим, мягким, слабым, и наоборот – при активном нажатии на клавишу – молоточек ударяет по струне с большей силой, и звук при этом получается громким, звонким, активным.
— Ну вот, теперь ты узнала как появляется звук и почему он такой разный.
-Да, и ещё я узнала, что можно одну клавишу нажимать по-разному и звук при этом становится разной «окраски».
— Умница, ты совершенно верно заметила, качество звука зависит от способа звукоизвлечения.
2.2. Упражнения для правильной постановки руки и посадки за инструментом.
Перед тем, как мы приступим к игре на инструменте – поговорим о правильной посадке и постановке руки. Я покажу тебе игру -упражнение: «Колечки»- пальцы поочередно соединяются с первым. «Домик»- рука кладется на колено, а затем плавное ее перенесение на клавиатуру. Упражнение «Медвежонок и солдатик».
— Как сел бы за инструмент медвежонок? (сутулая спинка).
— А как сидит солдатик? (спина ровная, прямая).
2.3. Знакомство с клавиатурой, нотная грамота, извлечение звуков, игра простейших песен, организация пианистического аппарата.
— А теперь нам предстоит познакомиться с клавиатурой. Посмотри пожалуйста на клавиатуру, можешь ли ты сказать – как располагаются черные клавиши?
— Я заметила, что черные клавиши располагаются группами – по 2 и 3.
— Верно, давай попробуем погладить черные клавиши – группу из 2-х клавиш – 2-м и 3-м пальцами, а группу из 3-х черных клавиш – 2-3-4-м пальцами – и так по всей клавиатуре.
Ученица выполняет задание .
— Отлично, у тебя хорошо получилось. Теперь попробуем запомнить расположение клавиши «ДО». Слева от группы из 2-х черных клавиш располагается нота «ДО». Попробуй пожалуйста найти все ноты «ДО» на клавиатуре.
Ученица выполняет задание.
И сразу посмотрим, где располагается нота «ДО» на нотном стане. Она располагается на первой добавочной линейке. (На подготовленной магнитно-маркерной доске располагаем ноту «ДО».
— Молодец, все верно. А теперь давай поучимся правильно держать запястье и пальчики при извлечении звука. Вот маленький резиновый мячик – возьми пожалуйста его в руку, теперь поверни руку, чтобы все пальчики «смотрели» вниз. У тебя получился «домик» для мячика. Теперь я уберу мячик, а форму запястья ты пожалуйста сохрани – как будто рука продолжает лежать на мячике, локоть немного отведи в сторону – от себя, и средний пальчик подушечкой погружаем в клавишу «ДО», он должен «провалиться» в клавишу как в мягкий шарик из теста. Представь, что пальчик превратился в маленькую балеринку, стоит стройно, высоко, при этом остальные пальчики свободно свисают над клавишами и «смотрят» вниз. Молодец, у тебя хорошо получается. Теперь переноси ручку на следующую ноту «ДО», следи пожалуйста за «домиком», локоть в сторону, все пальчики над клавишами, особенно обрати внимание на 1-й пальчик – он так же, вместе со всеми должен располагаться над клавишами и «смотреть» вниз. Таким образом «находим» все ноты «ДО» на клавиатуре, извлекаем звук и следим за правильным расположением руки (пальцы, запястье), выполняем это задание правой, затем левой руками.
— Молодец, всё верно выполнила.
И сразу посмотрим, где располагается нота «ДО» на нотном стане. Она располагается на первой добавочной линейке. (На подготовленной магнитно-маркерной доске располагаем ноту «ДО».
Теперь приступаем к ноте «РЕ». Запомни, нота «РЕ» располагается в группе из 2-х черных клавиш – между ними, её очень легко можно найти. Пожалуйста, начиная от середины клавиатуры правой рукой вверх, затем левой вниз – «ищем» ноту «РЕ», запоминаем её местоположение. При этом правильно держим ручки, помни о «домике», ручка свободная, мягкая, все пальчики очень «любопытные», поэтому они смотрят на клавиши.
— Отлично, у тебя хорошо получилось.
И сразу посмотрим, где располагается нота «РЕ» на нотном стане. Она располагается под первой линейкой. (На подготовленной магнитно-маркерной доске располагаем ноту «РЕ».
Приступаем к ноте «МИ». Может сможешь сама догадаться – где располагается нота «МИ»?
— Да, я думаю, она располагается в группе из 2-х черных клавиш – справа.
— Верно. Пожалуйста, извлекаем звук «МИ» по всей клавиатуре, не забываем следить за постановкой руки.
И сразу посмотрим, где располагается нота «МИ» на нотном стане. Она располагается на первой линейке. (На подготовленной магнитно-маркерной доске располагаем ноту «МИ».
— Из этих 3-х нот выложим песенку «У кота-воркота» на магнитно-маркерной доске, и попробуем её сыграть и спеть. Это колыбельная. Как нужно играть – громко или тихо? Конечно тихо – piano. Представь себе котика – какие у него лапки? Мягкие. Как он наступает ими? Мягко, аккуратно, легко. Попробуем исполнить эту песенку мягким звуком, погружаем пальчик аккуратно, пытаемся извлечь «тёплый», «пушистый» звук, убаюкать котика. Играем 3-м пальчиком, следим за пианистическим аппаратом.
— Отлично. Теперь приступаем к группе из 3- черных клавиш. Попробуй сообразить какие ноты располагаются в этой группе.
— Правильно. Давай теперь попробуем извлечь 2 звука подряд, 2-м и 3-м пальчиками – звуки «ФА-СОЛЬ» — поочерёдно. 2-й пальчик ставим на «подушечку» как и 3-й, следим за постановкой и свободой руки. Выполни это задание правой, затем левой рукой.
И сразу посмотрим, где располагаются нотки «ФА» и «СОЛЬ» на нотном стане. «ФА» располагается между 1-й и 2-й линейками, а «СОЛЬ» — на 2-й. На подготовленной магнитно-маркерной доске располагаем ноты «ФА» и «СОЛЬ».
Выложем на магнитно-маркерной доске песенку «Фасоль» и сыграем её на фортепиано.
— Очень хорошо. И у нас остались 2 нотки – «ЛЯ» и «СИ». Попробуем быстро найти ноту «СИ» — это очень просто – группа из 3-х чёрных клавиш как раз заканчивается на ноте «СИ». Есть слово «СИЛА», а мы сейчас по всей клавиатуре будем сбирать «силу», т.е. звуки «СИ-ЛЯ» — 3-м и 2-м пальчиками поочерёдно.
И сразу посмотрим, где располагается ноты «ЛЯ» и «СИ» на нотном стане. «ЛЯ» — между 2-й и 3-й линейками, «СИ» — на 3-й. На подготовленной магнитно-маркерной доске располагаем ноты «ЛЯ» и «СИ».
— Молодец, у тебя всё получается. Теперь давай сыграем всю гамму – последовательность звуков от ноты «ДО», да следующей ноты «ДО». Играть будем 3-м пальчиком, после каждого звука красиво и плавно поднимаем ручку, при этом все пальчики свободно свисают вниз.
— Отлично. У тебя всё получилось.
3. Подведение итогов урока. Создание ситуации успеха обучающегося. Рефлексия.
Ну что же, давай подведём итог сегодняшнего урока: Вика, скажи пожалуйста, что нового ты сегодня узнала? Чему научилась?
— Я узнала, как устроено фортепиано, почему у него такие разные звуки; я узнала историю происхождения фортепиано; научилась находить все ноты на клавиатуре, научилась правильно извлекать звук из инструмента, узнала где располагаются ноты на нотном стане.
— Всё верно. Молодец, ты очень хорошо работала на уроке.
4. Совместное планирование домашней работы.
Как ты думаешь, каким будет домашнее задание?
— Я думаю, надо будет запомнить клавиши, играть гамму, научиться ставить пальчики…
— Ты мыслишь в верном направлении, молодец.
Домашнее задание будет таким:
- научиться быстро находить все ноты на клавиатуре в разном порядке;
- выполнять игры-упражнения для постановки руки и посадки за инструментом; закрепить извлечение звуков по всей клавиатуре 3-м и 2-м пальчиками поочерёдно каждой рукой;
- играть гамму от звука «ДО»;
- правильно располагать руки на клавиатуре;
- запомнить расположение нот на нотном стане, разгадать загадки-ребусы по карточкам;
- научиться выразительно исполнять пьески, с которыми мы сегодня познакомились.
— Наш урок завершился, до следующей встречи.
Источник