Фортепиано 4 руки что это

Играть на пианино в четыре руки

Игра дуэтом

Пианино – пожалуй, единственный музыкальный инструмент, на котором можно играть вдвоем, причем, не по очереди, а одновременно. Недаром многие великие композиторы прошлых столетий писали музыку специально для парного исполнения. Но если вас двое, а инструмент один, и вам очень хочется исполнить что-нибудь вместе, но под рукой нет подходящих нот, то и обычный клавир можно легко переложить для исполнения в четыре руки. Как правило, большая часть музыкальных произведений состоит из мелодии и аккомпанемента – таким образом, вам нужно всего лишь переписать их по отдельности и определиться, кто какую партию возьмется исполнять.

Подготовьтесь заранее

Разумеется, вам захочется немедленно поразить своих близких виртуозным исполнением. Но не спешите толкаться у инструмента, пытаясь с ходу изобразить профессиональный дуэт – сразу у вас ничего не получится, ведь за кажущейся легкостью парного исполнения стоят долгие часы серьезной работы. Для начала распределите время, которое каждый из вас проведет за пианино, разучивая свою партию. Приготовьте метроном – так будет легче не сбиваться с ритма произведения, к тому же метроном поможет вам правильно высчитывать паузы. Если, разучивая свою часть произведения, вы привыкнете пренебрегать паузами, то вам просто не удастся сыграться со своим партнером, не нарушая ритма, ведь во время ваших пауз второй исполнитель будет играть собственную партию.

Метроном

Итак, произведение разучено, вы удобно расположились за пианино, перед каждым из вас – свои ноты. Осталось самое главное и самое сложное – сыграться. Хорошо, если произведение начинает кто-то один – тогда второй пианист просто вовремя вступает в заданный темп. А если нужно вступить сразу обоим? В этом случае на первых порах вас выручит метроном, а в дальнейшем вы привыкнете вступать одновременно по какому-либо условному знаку – например, по кивку головы.

Помните о своей роли

Еще один важный момент в парной игре: мелодия всегда должна звучать чуть громче аккомпанемента. Часто ошибку допускают те, кому достается вторая партия – то есть, аккомпанемент: пытаясь показать свое мастерство, исполнитель второй партии добавляет громкости. В результате произведение теряет всю свою первоначальную идею: басы заглушают мелодическую линию, и она попросту теряется в громких низких нотах. Поэтому, решив удивить своих родных или друзей игрой в четыре руки, помните: в данный момент вы не солисты, а партнеры, создающие вместе красивую, гармоничную

Источник

Особенности ансамблевого исполнения в произведениях для двух фортепиано и четыре руки для одного фортепиано

Жанр «Фортепианный дуэт», имеет два направления в исполнительском искусстве: два исполнителя за одним фортепиано, два исполнителя за двумя фортепиано. Фортепианный дуэт самый доступный и универсальный из камерно-инструментальных жанров. Музыкальный диалог двух исполнителей — основа оригинальных композиций для фортепианного дуэта.

Возникновение и распространение фортепианного дуэта повлияло на становление исполнительской культуры в целом. История ансамбля двух клавиров восходит к середине XVI века, к барочным формам музицирования. Утонченный контрапунктический стиль клавирных сочинений XVI — первой половины XVIII столетия вряд ли нуждался более чем в одном исполнителе, особенно если учитывать, что при исполнении клавирной музыки, как и органной, огромную роль играло искусство импровизации. Слишком маленькая клавиатура для игры в четыре руки на клавирах XVI—XVIII не позволяла увеличить объем звучания от количества играемых нот (т. е. от игры двух исполнителей). Разумеется, два исполнителя за двумя клавирами уже существенно повышали уровень громкости, обогащали регистровые краски инструментов, особенно с добавлением педального механизма, который активировал звучание обертонов, в отличие от четырехручного дуэта, расцвет которого приходится на вторую половину XVIII века. Расширенный диапазон звучания позволял использовать клавирный ансамбль в качестве небольшого оркестра для исполнения масштабных концертных сочинений.

Можно предположить, что в ансамбле совместная импровизация сводилась к попеременному исполнению каждым из клавесинистов ритмически фактурных вариаций с богатой орнаментикой на заданную тему. Практику совместной импровизации, соответствующую традициям исполнительской культуры эпохи барокко, хотелось бы выделить как одну из первых тенденций, наметивших направление развития жанра, оказавших влияние на форму произведений для двух клавиров и в позднейшие периоды. Самые ранние из известных нам дуэтов относятся к эпохе Ренессанса в Англии — родине первой в Европе самостоятельной клавирной школы. Авторами дуэтов были композиторы Николас Карлтон и Томас Томкинс.

Судя по диапазону, их произведения созданы для инструмента начала XVII столетия. Пьесы записаны в соответствии с нотацией того времени на шестилинейных строках с частыми сменами ключей. Партии primo и secondo расположены отдельно на правой и левой страницах текста. Все такты последовательно пронумерованы для каждого исполнителя. Наследие Николаса Карлтона, дошедшее до нас, составляет всего несколько произведений для клавира, остальные сочинения утеряны. Дуэт Карлтона принадлежит к жанру полифонических обработок хоральных прелюдий. Тональность пьесы — нечто среднее между d-moll и дорийским ре (при ключе стоит один бемоль). Подобный неопределенный эффект характерен для сочинений той эпохи — времени перехода от средневековой модальной системы к мажоро-минорной.

С начала XVII и до первой трети XIX века сочинения для двух и более клавиров представляли собой единичные примеры. Дуэты английских композиторов – это начало истории жанра ансамбля, продолжение и дальнейшее развитие этот жанр получит более чем через сто лет. Не исключено, конечно, что за это время такие сочинения создавались, но до нас не дошли. Сведений об игре в четыре руки не удается почерпнуть ни в литературе, ни в памятниках изобразительного искусства. О ней не упоминается в теоретических трактатах того времени, даже в тех, которые посвящены непосредственно клавирной музыке. Это склоняет к мысли, что, по-видимому, в XVII и первой половине XVIII века дуэтов за одним клавиром либо не писали, либо писали крайне редко. В 1760-х годах начали появляться первые четырехручные сонаты. Одна из самых ранних принадлежала знаменитому итальянскому композитору Никколо Йоммелли, автору 50 опер, ораторий, духовных сочинений и инструментальных пьес, а также маленькая трехчастная Соната для клавичембало в четыре руки. В 1765 году была создана соната девятилетнего В. А. Моцарта. В 1777 году прославленный английский музыкант и историк Чарлз Бёрни опубликовал первые две сонаты, назвав их «Сонаты или дуэты для двух исполнителей за одним фортепиано или харпсихордом». Всего композитору принадлежит восемь дуэтных сонат, изданных в Лондоне в 1777—1778 годах. Одно из самых привлекательных свойств музыки сонат — мелодическое богатство. Все сонаты двухчастны. Строение отдельных частей приближается к нормам раннего венского классицизма. Побочные партии полностью сформированы, разработки представляют собой самостоятельные разделы, по размерам порой не уступающие экспозициям и репризам. В фортепианной фактуре сонат широко использованы контрасты между полнозвучными «tutti» и выразительными соло партнеров, а также контрасты регистров (особенно в часто применяемых перестановках вертикально-подвижного контрапункта). Звучанию сонат свойствен радостно-звончатый колорит, что нередко подчеркивается приемами репетиций в верхнем регистре. Издание сонат Ч. Бёрни оказалось значительным событием в истории фортепианного дуэта. Сонаты имели успех. Все это послужило импульсом к дальнейшему развитию четырехручной музыки. Буквально, вслед за сонатами Ч. Бёрни целую серию выдающихся дуэтных произведений издал в Лондоне младший сын И. С. Баха Иоганн Кристиан Бах, который молодые годы провел в Италии, а затем жил в Англии и был известен как «Лондонский Бах». По мнению некоторых исследователей, созданы они были в самом начале 1770-х годов. Сонаты мастерски написаны и полны оригинальных находок. Первое же знакомство с дуэтными сонатами Иоганна Кристиана Баха поражает их «моцартовским характером», что вновь убеждает нас, сколь многим Моцарт был обязан И. К. Баху. Из числа других дуэтов, созданных в Англии в конце XVIII века, можно выделить произведения композитора, пианиста и дирижера Дж. Б. Бенсера, а также сочинения Теодора Смита и Томмазо Джордани. Теодор Смит — в течение десяти лет с 1779 по 1789 издал несколько серий дуэтных сонат по три в каждой. Успехом пользовались сонаты первой серии, три его дуэтные сонаты написаны в концертной манере. В них чувствуется влияние итальянских оркестровых увертюр. Т. Джордани был создателем не только оригинальных дуэтных сочинений. Его переложения симфоний и квартетов Й. Гайдна стали одними из самых ранних переложений для фортепиано в четыре руки.

Последние десятилетия XVIII века богаты четырехручными произведениями в разных странах Европы, особенно в Германии, Австрии и Чехии. О том, что дуэтное музицирование становилось все более распространенным, свидетельствует не только быстро возрастающее число нотных изданий, но и памятники изобразительного искусства. На рубеже 1770—1780-х годов появляются картины и гравюры, изображающие двух музыкантов за одним клавишным инструментом. Одна из таких гравюр И. А. Росмеслера украсила обложку изданных в 1781 году в Лейпциге «Шести сонат для двух исполнителей за одним клавиром» Франца Зейдельмана — известного в то время композитора. Среди дуэтной литературы собрание сонат Ф. Зейдельмана представляется одним из самых значительных. Богатство образного содержания и техника письма свидетельствуют о выдающемся даровании и универсальном мастерстве композитора. Произведениям свойственна яркая характерность, почти театральность тем-образов. Смелые сопоставления мажора и минора, взрывчатые контрасты (особенно в разработках) порой не уступают бетховенским.

Характерно активное использование басовых регистров и применение оркестровых эффектов. Обильные мелизмы украшают не только медленные и подвижные темы, но также быстрые пассажи, порой из-за этого трудноисполнимые. Музыкальный материал точно и рационально распределен между primo и secondo, функции которых равны по значению. Фактуру зейдельмановских произведений отличает такая высокая степень полифонизации, какой в жанре сонаты не наблюдается ни у одного из композиторов XVIII века, за исключением Моцарта. Среди современников Гайдна и младших сыновей Баха, создававших, как и они, дуэтные сонаты,— немецкие композиторы Фридрих Вильгельм Руст; Кристиан Генрих Мюллер, в трех сонатах которого, изданных в Берлине в 1782 году, ощущается влияние Моцарта; Эрнст Вильгельм Вольф. Яркие, разнообразные по стилям, пианистически доступные для учащихся музыкальных школ соната и партита Й.Гайдна, дивертисменты И.А. Юста, сонаты Г. Ф. Вольфа и И.В. Геслера принадлежат к числу тех незаслуженно забытых сочинений, которые достойны включения в современный педагогический репертуар. Целесообразно использовать также отдельные произведения для фортепиано в три руки, предназначенные, как правило, для игры ученика с учителем. Сочинения в три руки дают возможность участвовать в ансамблевом музицировании на самых ранних стадиях обучения, что представляется чрезвычайно важным. Немало интересных клавирных дуэтов создано в Чехии — стране высокой музыкальной культуры, которую Ч. Бёрни называл «консерваторией Европы». Их писали уже Франтишек Бенда и основоположник чешской пианистической школы Франтишек Ксавер Душек, друг В. А. Моцарта. Многочисленные сонаты Яна Кржтителя Ваньхала близки образцам венского классицизма. Дуэтам Я. Ваньхала свойственны динамичность и почти моцартовское изящество.

1760—1790-е годы охватили первый период в развитии четырехручного ансамбля. Основной формой дуэтного творчества этого времени оставалась соната. Произведения других форм (вариации, отдельные пьесы, концерты) появлялись эпизодически. В фактуру четырехручных сочинений все более активно проникали элементы оркестрового письма. Эта тенденция была неотделима от процесса распространения молоточкового фортепиано с его регистровыми, динамическими и тембровыми ресурсами. Благодаря возможностям четырех рук, оркестровые черты фактуры проявлялись в дуэтной литературе ярче, чем в сольной. Игра в четыре руки за одним фортепиано, в отличие от сольного исполнительства, начинается с посадки, так как каждый из ансамблистов имеет в своём распоряжении только половину клавиатуры. Необходимо «поделить» клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать друг другу. Это очень важно при сближающемся или перекрещивающемся голосоведении, когда при игре один локоть находится под другим. Ансамблист, исполняющий вторую партию, в большей степени сосредатачивает внимание на гармоническом анализе и, что важно, должен педализировать, потому что вторая партия служит фундаментом произведения. При этом второй партии необходимо очень внимательно следить за тем, что происходит в соседней партии. Общее звучание обеих партий, сливающихся в единое целое – основа совместного исполнительства.

Динамический диапазон четырехручного исполнения шире, чем при сольной игре, так как наличие двух пианистов позволяет полнее использовать клавиатуру, построить более объемные, плотные, тяжелые аккорды, использовать для достижения яркого динамического эффекта равномерное распределение силы двух человек.

Иная картина возникла, когда появилось молоточковое фортепиано с расширенным диапазоном, со способностью к постепенному увеличению и уменьшению звучности, с добавочным резонатором педали и т. д. Этот инструмент таил в себе особые возможности при игре двух пианистов. Значительно возрастала полнота и сила его звучания, открывались неведомые регистровые краски — а новый гомофонный стиль музыки в этом очень нуждался. Наконец, было открыто новое свойство фортепианного дуэта, сделавшее его еще более популярным. Четырехручная фактура оказалась способной к воспроизведению оркестровых эффектов. Наличие четырех рук давало возможность передать на фортепиано и насыщенность полнозвучных tutti, и разнообразие приемов звукоизвлечения, штрихов (к примеру: одновременное звучание выдержанных звуков, подвижных голосов, играющих legato, non legato, staccato), и некоторые тембровые свойства отдельных оркестровых групп.

Одной из ярчайших вершин всей истории жанра — являются фортепианные дуэты В.А. Моцарта. Универсальный гений В.А. Моцарта осветил и преобразил все музыкальные формы и жанры, известные Европе XVIII столетия, в том числе и фортепианные дуэты. Ансамбль двух пианистов вообще привлекал Моцарта: им созданы произведения и для двух фортепиано, и для двух фортепиано с оркестром. Но большинство ансамблей предназначалось для исполнения на одном инструменте в четыре руки. Центральное место среди них принадлежит сонатам. Именно в этой сфере фортепианный дуэт достиг в творчестве В.А. Моцарта своего классического идеала. Сонаты, создававшиеся в разные периоды жизни, отражают общую стремительную эволюцию его стиля. Вершины же, которых достигает четырехручная соната В.А.Моцарта, остаются непревзойденными на протяжении всей истории фортепианного дуэта. Почти все дуэтные, как и сольные клавирные произведения В.А. Моцарта, написаны для молоточкового фортепиано. Лишь первая — детская соната C- dur создавалась для клавесина и, судя по особенностям расположения рук, возможно, двухмануального. Эта соната, как уже говорилось, относится к числу самых ранних дуэтных сонат вообще. Она была написана в Лондоне, когда до выхода в свет сонат Ч. Бёрни и И. К. Баха оставалось еще более десяти лет. Самым ярким и значительным явлением в четырехручной музыке последних лет уходящего XVIII и начала нового XIX века были произведения Людвига ван Бетховена В этом жанре им написано немного сочинений: небольшая соната и два цикла вариаций, созданные в молодые годы, а также три марша. По примеру Бетховена четырехручные марши стали писать его ученики — К.Черни, Ф.Рис и многие другие композиторы XIX века. Нет сомнения, что бетховенские марши сыграли свою роль в появлении дуэтных маршей Ф.Шуберта. Фактура танцев не вызывает сомнение в том, что они являются оригинальными сочинениями для фортепиано в четыре руки, а не переложениями.

Почти одновременно с Бетховеном четырехручные сочинения стал создавать Карл Мария Вебер. Двадцать его дуэтных пьес объединены в три сборника. Малые формы доминируют в дуэтном творчестве известного в то время композитора, ученика и друга Бетховена Фердинанда Риса. Среди его многочисленных четырехручных сочинений преобладают марши и полонезы. Более привлекательны марши, где он успешно следует по пути Л.Бетховена. Его сонаты, благодаря своим масштабам и развитости фортепианной фактуры, находятся как бы на перепутье между стилем домашней музыки и стилем сочинений, предназначенных для концертной эстрады.

Период со второй половины XVIII до конца XIX можно назвать «золотым веком» фортепианного дуэта по ряду причин. В первую очередь, появилось молоточковое фортепиано с расширенным диапазоном, которое представляло более комфортные возможности совместной игры. Кроме того, распространенность бытования дуэтной игры, связанная с доступностью и разнообразием репертуара, позволяла музицировать в 4 руки. Вместе с тем, на основании большого количества исторических источников можно сделать вывод, что уже со второй трети XIX века начинается повсеместное увлечение мультиклавирными ансамблями.

В Европе мода на инструментальные действа, порой с элементами эксцентрики, началась с “музыкальных празднеств” : Г. Берлиоз однажды собрал оркестр из 465 инструментов, среди которых было 30 (!) фортепиано. Подлинным энтузиастом многоклавирного исполнительства явился Карл Черни. С целью вовлечения большего числа исполнителей и слушателей он часто обращался к ансамблю двух, трех, четырех фортепиано, представляя собственные сочинения, большую часть из которых составляли «блестящие попурри». Ференц Лист первым из композиторов-романтиков начал культивировать концертное исполнение симфонических произведений, переложив для двух фортепиано. Благодаря просветительской активности К. Черни и Ф. Листа установилась традиция исполнения и издания симфоний и увертюр к популярным операм в переложении для любого количества участников фортепианного ансамбля. Заметный рост интереса к ансамблю двух и более фортепиано в середине XIX века способствовал появлению большого количества транскрипционных произведений: вариации на темы из популярных опер, концертных переложений оркестровых сюит, увертюр и даже симфоний. Бурное и разветвленное развитие жанра в эти годы имело свою вершину. Дуэтное творчество Ф.Шуберта в полной мере воплотило все лучшее, что заложено в самой природе музицирования в четыре руки. Необъятное шубертовское наследие подняло жанр фортепианного дуэта до небывалых и недостижимых высот. В развитии четырехручного ансамбля творениям Франца Шуберта принадлежит особая роль. С ними история жанра вступила в эпоху своего расцвета. Никто из великих музыкантов не оставил такого количества дуэтных произведений. Ф.Шуберт писал их с детских лет на протяжении всей жизни.

Источник

Оцените статью