Фортепиано аккорд по квинтовому кругу

Аккорды на фортепиано таблица и сочетание

Изучение основных терминов в музыке, умение разбираться в аккордах позволяет быстрее освоить музыкальный инструмент.

Чистый, насыщенный звук приобретается с включением в игру аккордов. Они творят гармонию песен для фортепиано, а еще помогают:

  • развивать моторику пальцев;
  • сосредотачиваться на чтении с партитуры;
  • улучшать восприятие музыки;
  • учиться импровизации, созданию собственных композиций.

Текст часто сопровождают гитарные аккорды, чтобы знать, как, когда, где зажимать струну.

Перед практическими занятиями важно познакомиться с обозначением базовых аккордов для фортепиано, их структурой, видами, чтобы строить гармоничные последовательности.

Всего существуют 24 аккорда в тональностях мажорной, минорной.

Что это такое?

Расположенные по терциям минимум три или больше звуков — это аккорды. Высота не ключевой показатель. До мажором считаются ноты «до», «ми», «соль» каждой октавы.

Даже если аккорд содержит 6 нот, три из них могут дублироваться из другой октавы.

Гамма имеет иное расположение, от C до H или B, соответственно от «до» — «си».

Для начинающих важно знать название аккордов, тональность песни, определять звуки по терциям, что позволит дальше самостоятельно подбирать мелодии.

Аккорды также объединяются в определенные группы, категории. Они даются в цифро-буквенном виде, универсальны для любых клавишных инструментов.

Играются чаще левой рукой, правая отвечает за основное звучание на фортепиано песни.

Какие же бывают?

  • минорные, мажорные (за интервалом);
  • увеличенные, уменьшенные;
  • устойчивые, неустойчивые (место в тональности);
  • диатонические, хроматические(в системе музыки).

Классификация по количеству звуков

Аккорды различают по количеству звуков, основной звуковой ряд насчитывает 7 звуков, начинается с «до», заканчивается «си».

Эти ноты относятся к первой октаве. Подобные названия они будут иметь в следующих октавах. Существуют так же звуки ниже, расположенные до начальной октавы.

«До» — своеобразная база для данной гаммы. Музыкальная теория обозначает ее как первую ступень лада.

Что называется ладом? Это подобранное звуковое расположение в октаве, выполняющее функцию особого взаимодействия между друг другом.

Любому звуку гаммы присваивается определенный ступень (номер), выражающийся римской цифрой. Октаве свойственно заканчиваться ступенью номер 1 октавы выше, иногда подписанный как VIII.

Если взять во внимание тонический звук, то созвучия аккордов — это звуки в любой гамме, находящиеся на расстоянии терции.

Чтобы сыграть аккорды на фортепиано, нужно зажимать несколько нот сразу или поочередно.

Аппликатура многое значит, важно уметь правильно держать пальцы. Учитывайте рекомендации:

  1. Пальцы держите расслабленно, в естественном положении, свободно.
  2. Работает сила руки при игре на пианино, а не пальцев.
  3. Руки, плечи чрезмерно не напрягайте.
  4. Для трезвучия используйте большой, средний, мизинец на левой кисти, те же параллельно.
  5. Для аккорда характерный размеренный темп.

Совершенствуйте технику игры на музыкальном инструменте, акцентируйте внимание на конкретном положении пальцев. Тогда научитесь владеть аккордами на фортепьяно быстро, правильно.

Трезвучие

За числом тонов трезвучие состоит из элементарных основных звуков, соответственно квинты, терции, примы. Прима также носит определение — тоника.

Для игры вполне достаточно 3 пальцев руки, однако дополненные трезвучия другими октавами нельзя воспроизвести так легко.

Септаккорды

Изысканное звучание состоит не лишь из трех звуков. Разукрасить, обогатить музыку помогают септаккорды — 4 звуки, находящиеся по терции. Пара крайних звуков имеет интервал — септиму.

В теории есть 7 видов, но их бывает больше. Самые распространенные называются большой мажорный, малые минорный, мажорный, большой увеличенный.

Фонизмы таких аккордов разные: от светлого, мажорного до темного, напряженного.

Большинство других требуют виртуозности, мастерства. Септаккорды используются для придачи популярным песням окраса, яркости, полнозвучности.

Нонаккорды

На этом разнообразие не кончается. При добавлении к звукам 9 ступени получается нонаккорд.

Их функциональные различия (основное — лад) образовывают расстояние интервалов между ступенями. Главные нонаккорды называются малые и большие.

Рекомендации для начинающих музыкантов:

  1. Играйте аккорды на белых клавишах.
  2. Только опираясь на настроение музыки, ее характер, подбирайте нужную последовательность.

Виды в тональности

Построение аккордов осуществляется при знании трезвучий, основная информация поможет в них разобраться. Облегчают запоминание буквенное обозначение нот, поданных ниже.

Латинским алфавитом обозначены звуки:

Для того чтобы не путаться, мажорные звуки записаны только буквами. К минорным приписывают маленькую m (Dm — ре минор).

Когда создаются трезвучия, важно учитывать интервальные промежутки.

В таблице аккордов структурирована информация, подано расшифровку нот.

Мажорные

Составляющие мажорного трезвучия подаются в паре терций.

Терция 1 рассчитана в интервале 2 тона, вторая — лишь полтора тона (малая секунда). Так правильно строить мажорный аккорд.

Для мажорного трезвучия следует взять ноту, выбрать большую терцию, от нее выстроить малую.

Так отображается формула: большая терция + маленькая терция.

Минорные

Ладовая принадлежность (минор) в отличие от мажора в 1-ой терции содержит расстояние в полтора тона, следовательно, во второй — 2.

Чтобы построить минорное трезвучие, надо сперва взять малую терцию, только потом большую.

Это создает различия между минором и мажором.

Обращение аккордов

Овладеть обращением аккордов — необходимый навык для профессиональной игры в будущем.

Обращением называется перестановка, когда нижняя нота поднимается на октаву или наоборот высокий звук ниже. Они все именуются по-разному, для понимания можно оставить трезвучие.

Колорит аккордов зависит от расположения интервала, посередине, наверху, в основе.

Список упражнений даст возможность потренироваться:

  1. Закрыв глаза, выстраивайте септаккорды по определенному плану.
  2. Делайте обращение снизу вверх, а потом наоборот. Сначала медленно, постепенно увеличивая скорость.
  3. Обращение септаккорда с зафиксированным положением пальцев пробуйте перемещать, играя на других нотах.

Это поможет выработать техническую память, чтобы руки на автомате находили клавиши.

Одна рука отвечает за основную мелодию, а вторая — аккомпанемент на фортепиано.

Источник

Кварто-квинтовый круг – самый лёгкий способ запомнить тональности

Кварто-квинтовый круг тональностей или просто квинтовый круг — это удобная схема, которая позволяет быстро запомнить ключевые знаки в тональностях.

Из статьи « Тональности в музыке » мы узнали, что теоретически может быть 30 тональностей, но используются музыкантами только 24.

Профессиональный музыкант хорошо ориентируется в тональностях и знает, сколько знаков в каждой из них. Но стоит ли держать все эти знания в голове, или достаточно иметь шпаргалку, которая всегда будет под рукой?

Ответ – ни то и не другое. Лучше иметь шпаргалку, которая останется в вашей памяти и в случае необходимости поможет. Название этой шпаргалки – Квинтовый круг. Неосведомленные называют его «квинтовый круг аккордов», но давайте сразу запомним, что правильное и полное название — Кварто-квинтовый круг тональностей.

Кварто-квинтовый круг

Полное название этой схемы Кварто-квинтовый круг. Он позволяет легко и быстро запомнить знаки альтерации в тональностях. Вся прелесть квинтового круга состоит в том, что его принцип очень прост, и совсем скоро вы сможете пользоваться им самостоятельно.

Забегая вперед скажу, что на схеме использованы буквенные названия нот. Если вы не знакомы с ними, рекомендую прочитать фрагмент этой статьи.

Красным цветом обозначены тональности, в которых используются диезы (#) — диезные тональности.

Синим цветом обозначены бемольные тональности.

На данном круге отражены только мажорные тональности.

Не все понятно 4

Диезные тональности

Точка отсчета для мажорных тональностей – тональность C-dur в верхней точке круга. Двигаясь по часовой стрелке от неё, мы увидим цепочку мажорных диезных тональностей, обозначенных заглавными латинскими буквами ( C – G – D – A – E – B – F# — C# ). Напомню, что нота «СИ» обозначается по-разному: в классической гармонии латинской буквой «H», а в американской — буквой «B». На рисунке ниже вы можете увидеть, как расположены тоники этих тональностей на клавиатуре пианино:

Интервал, который разделяет две ближайшие тоники называется квинтой. Потому круг и получил название «Квинотвый».

Как мы уже сказали, точка отсчета – тональность C-dur, в которой отсутствуют знаки альтерации. Теперь от ноты C построим квинту – получим ноту G. Эта нота будет тоникой нашей новой тональности G-dur , в которой появится 1 знак – фа#. От ноты G строим квинту и находим следующую тонику – ноту D. Тональность D-dur имеет 2 диеза — фа# и до#.

Таким образом, каждая новая квинта будет открывать новую диезную тональность, в которой на 1 диез больше, чем в предыдущей. Так будет продолжаться пока количество диезов не достигнет 7.

Вот какая цепочка тональностей получится, если мы будем строить квинты от ноты До: Соль мажор (1 диез) => Ре мажор (2 диеза) => Ля мажор (3 диеза) => Ми мажор (4 диеза) => Си мажор (5 диезов) => Фа-диез мажор (6 диезов) => До-диез мажор (7 диезов). Дальше цепочка не может продолжаться, потому что все ступени уже повышены.

Пока понятно 24

Совсем запутался 18

Для минорных тональностей ориентиром будет тональность a–moll , которая также находится в верхней точке круга. По часовой стрелке от нее расположена цепочка параллельных минорных тональностей. Минорные тональности принято записывать маленькими латинскими буквами ( a – e – h – f# — с# — g# — d# — a# ).

А сейчас, давайте воспользуемся квинтовым кругом и определим сколько знаков в минорных тональностях. За точку отсчета берем тональность a–moll и прибавляем квинту. Получаем ноту e , которая служит тоникой в тональности e–moll (1 диез). Дальше строим квинту от ноты e, получаем тональность h-moll (2 диеза) и так дальше, пока не окажемся в тональности a#-moll, в которой все 7 нот будут повышены.

Вот какая цепочка тональностей получится, если мы будем строить квинты от ноты Ля: Ми минор (1 диез) => Си минор (2 диеза) => Фа# минор (3 диеза) => До# минор (4 диеза) => Соль# минор (5 диезов) => Ре# минор (6 диезов) => Ля# минор (7 диезов).

Бемольные тональности

Теперь от ноты До пойдем в другую сторону – против часовой стрелки. Тоники бемольных мажорных тональностей также расположены по квинтам. Вот как их найти на клавиатуре:

Принцип тот же: в тональности С нет знаков альтерации. Отсчитываем квинту, получаем ноту F – тональность F-dur — один бемоль при ключе. От ноты F строим квинту, получаем тональность B-dur , в которой 2 бемоля и так далее.

С каждой новой квинтой, мы будем получать следующую бемольную тональность, в которой на 1 бемоль больше, чем в предыдущей. Так будет продолжаться пока количество бемолей не достигнет 7. Вот какая цепочка тональностей получится, если мы будем строить квинты от ноты С в сторону противоположную ходу часовой стрелки: Фа мажор (1 бемоль) => Си-бемоль мажор (2 бемоля) => Ми-бемоль мажор (3 бемоля) => Ля-бемоль мажор (4 бемоля) => Ре-бемоль мажор (5 бемолей) => Соль-бемоль мажор (6 бемолей) => До-бемоль мажор (7 бемолей).

Думаю, вы уже догадались как считать минорные бемольные тональности. Точкой отсчета будет тональность a–moll, а квинты мы прибавляем в сторону противоположную ходу часовой стрелки. Вот какая цепочка тональностей получится: Ре минор (1 бемоль) => Соль минор (2 бемоля) => До минор (3 бемоля) => Фа минор (4 бемоля) => Си-бемоль минор (5 бемолей) => Ми-бемоль минор (6 бемолей) => Ля-бемоль минор (7 бемолей).

Как видите, совсем не обязательно заучивать количество знаков в каждой тональности. Достаточно запомнить следующее:

  • Тональности считаем по квинтам
  • Вверх – диезные, вниз – бемольные
  • От ноты До – мажоры, от ноты Ля – миноры
  • Каждая следующая тональность будет иметь на один знак больше

Как считать квартами

Вы вправе задать вопрос, почему круг называется Кварто-квинтовым, ведь о квартах мы не сказали ни слова. Ответ очень простой, взгляните на изображение:

Интервал, где в основании лежит нота До, а вершиной является нота Соль – называется Квинтой.

Если поменять ноты местами — в основание положим ноту Соль, а его вершиной сделаем ноту До, то получится интервал, который называется квартой.

На клавишах пианино — это еще более наглядно:

Как вы уже поняли, звуки одни и те же (До и Соль), но от их местоположения относительно друг друга, меняется величина интервала. Отсюда следует, что перемещаться по кварто-квинтовому кругу можно не только квинтами, но и квартами. Бемольные тональности мы считали квинтами в левую сторону, а можем считать их квартами, но в правую сторону:

На изображении ниже, вы увидите тоники диезных и бемольных тональностей. Красным цветом отмечены диезные тональности — они расположены по квинтам. Синим цветом отмечены бемольные тональности, расположенные по квартам:

Тоже самое и с диезными тональностями – их можно считать квартами в левую сторону:

Я не рекомендую вам использовать оба метода если вы новичок. Выберите наиболее удобный и пользуйтесь им, иначе велика вероятность запутаться.

Родственные тональности

Как вы догадались из названия, тональности могут быть родственными. При чем среди них есть как близкие, так и далекие родственники. Чем больше у тональностей общего – тем они ближе.

Выделить какой-то универсальный способ определения родственных тональностей довольно трудно, потому что каждый композитор определяет, чувствует и обосновывает взаимосвязь тональностей по-своему. Тем не менее, большинство музыкантов чаще всего пользуются системой Римского-Корсакова, которая делит тональности на 3 степени родства. Ее мы и рассмотрим.

Первая степень родства

В первую степень родства включены тональности, у которых больше всего общего – трезвучий и ключевых знаков. Однако ключевые знаки не являются основным признаком родства, это скорее внешний признак, на который не стоит полагаться.

Первую степень родства составляют 6 тональностей:

  • Тональность параллельная тонике
  • Тональность субдоминанты
  • Тональность параллельная субдоминанте
  • Тональность доминанты
  • Тональность параллельная доминанте
  • В мажоре — тональность субдоминанты, но в гармоническом (минорном) виде. В миноре — тональность доминанты, в гармоническом (мажорном) виде.

А теперь подробнее об этом на примере тональностей До мажор и Ля минор. Начнем с мажора:

  • Тональность параллельная До мажору – Ля минор. У этих тональностей отсутствуют ключевые знаки, а значит все звуки у них общие.
  • Тональность субдоминанты для До мажора – Фа мажор. Различаются эти тональности одним звуком – Си бемолем, который присутствует в тональности Фа мажор. Остальные звуки у этих тональностей общие.
  • Тональность параллельная субдоминанте (Фа мажору) – Ре минор. Она также имеет ключевой знак — Си бемоль, который и делает разницу между До мажором и Ре минором.
  • Тональность доминанты для До мажора – Соль мажор. Они обе имеют 6 общих звуков, как и вышеупомянутые тональности, за исключением Фа диеза, который присутствует в тональности Соль мажор.
  • Тональность параллельная доминанте – Ми минор. Как и в случае с доминантой, между До мажором и Ми минором все звуки кроме Фа диеза будут общими.
  • Под номером 6 находится тональность, которая будет исключением, и его нужно просто запомнить. Это тональность субдоминанты, но взятая в гармоническом виде, то есть в миноре. Получается, шестой тональностью для До мажора, станет Фа минор.

Теперь обратимся к минору. Принцип определения тональностей тот же:

  • Параллель – До мажор
  • Субдоминанта — Ре минор
  • Параллель субдоминанты — Фа мажор
  • Доминанта – Ми минор (натур. Вид)
  • Параллель Доминанты – Соль мажор
  • Шестой тональностью в миноре, будет доминанта в гармоническом виде, то есть мажорная доминанта – тональность Ми мажор.

Еще один способ определения ТПР

Для примера, как обычно, берем гамму без знаков альтерации – До мажор, и вспомним тональности, которые имеют первую степень родства к ней:

Возьмем их тоники и выстроим в ряд по принципу повышения ступеней:

А теперь вспомним как выглядит гамма До мажор:

Как видите, тоники тональностей первой степени родства лежат на ступенях гаммы исходной тональности. От каждой из этих нот, мы можем построить трезвучие (учитывая знаки альтерации или их отсутствие). Мы получим 6 трезвучий, которые также помогут определить первую степень родства. Тоника трезвучия обозначит название тональности, а окрас трезвучия (мажорный или минорный) обозначит лад тональности. В До мажоре получатся следующие трезвучия:

Вы уже заметили, что в тональностях До мажор и Ля минор, мы не использовали трезвучие от ноты Си. Это трезвучие уменьшенное и оно не имеет мажорной или минорной окраски. Соответственно, тональности Си мажор/Си минор также не используются.

Отсюда вытекает следующая закономерность:

Статья понравилась 19

Статья не понравилась 4

Вторая степень родства

Подробно рассматривать вторую и третью степень родства мы не будем, но коротко поясню что это такое.

В группе второй степени родства 12 тональностей. Их определяют следующим образом: для исходной тональности находят 6 тональностей первой степени, затем для каждой из них находят родственников первой степени. У 6 тональностей по 6 родственников, должно получиться 36 тональностей, но выделяют только 12 – тех, что появляются впервые — не повторяются.

Третья степень родства

Алгоритм поиска родственных тональностей един, поэтому вы могли догадаться, что тональности третьей степени родства, это тональности первой степени родства для тональностей 2-й степени родства. Короче говоря, все как в сетевом маркетинге.

Если вам интересно узнать об этом подробнее, читайте учебник гармонии авторами которого являются И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин.

Заключение:

Думаю, теперь вы согласны со мной – кварто-квинтовый круг – это самый быстрый способ вычислять знаки в тональностях.

Если у вас остались вопросы – пишите в комментариях, постараюсь ответить. Вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!

Источник

Оцените статью