Фортепиано четыре руки красивыми

М. Бачурина. Популярные мелодии зарубежной эстрады второй половины ХХ века. Сборник переложений для фортепиано в четыре руки

В данном сборнике представлены авторские переложения для фортепиано в четыре руки популярных зарубежных мелодий второй половины ХХ века. Выбор именно этого времени и направления обусловлен, прежде всего, высоким музыкально-художественным содержанием самой музыки этого периода. А также тем, что существующие по данной теме переложения для фортепиано в четыре руки малочисленны и не всегда пригодны для применения в работе с учащимися средних классов детских музыкальных школ в силу своей технической сложности.

Представляемые переложения написаны таким образом, что учащиеся, исполняющие как первую, так и вторую партии, могут почувствовать себя и в роли солиста, и в роли аккомпаниатора. Поэтому необходимо акцентировать внимание ученика на то, в какой роли он находится в данном фрагменте произведения и исходя из этого выбирать динамический уровень звучания партии, устанавливать весовое соотношение между ними.

Что касается работы «внутри» партии, то здесь с ритмической точки зрения трудность может представлять исполнение синкоп, пунктирного ритма, триолей. Так, например, в «Опавших листьях» Жозефа Косма необходимо с самого начала добиваться умения переходить от четкого внутреннего ощущения дуольного наполнения доли к триольному.

Фактурное решение партий потребует навыков исполнения разного вида арпеджио, двойных нот, аккордов. От учащихся также потребуется качественный навык исполнения легато для ведения мелодии, поскольку это переложения произведений песенного (вокального) жанра, в котором способ звуковедения легато является основным.

Читайте также:  Звезда по имени солнце гитара про

При аранжировке каждой партии были использованы элементы подголосочной и имитационной полифонии.

Хотелось бы отметить, что проставленные в переложениях лиги носят мотивационный и фразировочный характер. Обозначенные динамические оттенки и темповые отклонения вовсе не являются обязательными при исполнении. В этом отношении (а также в отношении решения аппликатурного вопроса и педализации) свобода выбора остается за преподавателями, которые будут ориентироваться на свой музыкальный вкус, музыкальное восприятие, эмоциональное содержание музыки, на индивидуальные исполнительские возможности учащихся.

Для достижения желаемого результата должны использоваться все методы, способы и приемы работы над музыкальным материалом из педагогического и методического опыта преподавателя.

Работа по написанию переложений продолжалась три года. Весь нотный материал набран в программе Sibelius (редактор нотных партитур); сборник содержит краткую информацию о композиторах и исполнителях, фотографии. Некоторые из представляемых переложений уже были апробированы на зачётах по ансамблю в детской школе искусств и получили одобрительную оценку коллег.

Цель данной работы: помощь преподавателям в обновлении и расширении учебного нотного материала, предназначенного для ансамблевых форм музицирования.
Задачи:
• развитие музыкально-творческих способностей и профессионального мастерства детей (навыков исполнительства на музыкальных инструментах в ансамбле)
• расширение музыкального кругозора учащихся, знакомство с музыкальной литературой, выходящей за рамки сольного фортепианного репертуара.

Хочется надеяться на то, что работа вызовет интерес у преподавателей по классу фортепиано, а также у самих учащихся и любителей домашнего музицирования.

Источник

Ноты для фортепиано в четыре руки

Сборники с нотами для фортепиано в 4 четыре руки

Произведения композиторов для фортепиано в четыре руки

  • Бизе Ж. Кармен
  • Дога Е.
  • Моцарт Сонаты № 1 и 2
  • Парцхаладзе М. Детские пьесы тетр. 1 и 2
  • Прокофьев С. Фрагменты
  • Роджерс Р.
  • Н.Раков — Девять пьес средние и старшие классы
  • Стравинский И. Симфония
  • Г.Дмитриев — Камушки из мозаики
  • И.Дунаевский — Увертюра
  • П.Чайковский (Ромео и Джульетта, Лебединое озеро)
  • И.Штраус — Популярные танцы
  • Ф.Шуберт — Избранные произведения
  • Хиндемит — Метаморфозы Вебера
  • Г.Свиридов — Время вперед!
  • С.Кац Кто сказал Мяу?
  • А.Хачатурян — Вальс


Михаил Гнесин
Песни и танцы адыгейских черкесов

для фортепиано в 4 руки
«Государственное музыкальное издательство», 1941г.
номер м17233г

Марамук, Захуако, Кажра, Песня о наводнении

Скачать ноты


Двадцать переложений для фортепиано в 4 руки
«Государственное музыкальное издательство», 1953г..
номер 1392

  • М. Глинка — Марш Черномора из оперы „Руслан и Людмила» (облегченная редакция А. Рапопорта)
  • М. Глинка — Рондо Антониды из оперы „Иван Сусанин* (переложение А. Кедровой).
  • М. Глинка— Танцы из оперы „Иван Сусанин» (облегченная редакция Э. Аптекман)
  • А. Даргомыжский — Песня Ольги из оперы «Русалка» (переложение А. Кедровой).
  • А. Даргомыжский — Песня Наташи из оперы «Русалка» (переложение А. Кедровой)
  • А. Бородин — Половецкая пляска с хором из оперы „Князь Игорь» (переложение А. Михайлова)
  • М. Мусоргский — Пляска персидок из оперы „Хованщина» (переложение А. Рапопорта)
  • М. Балакирев — Полька (переложение А. Кедровой)
  • Н. Римский -Корсаков — Отрывок из оперы „Ночь перед рождеством» (переложение А.Михайлова).
  • Н. Римский-Корсаков — Восточный романс (переложение Н. Болдырева)
  • Н. Римский -Корсаков — Отрывок из оперы „Сказка о царе Салтане» (переложение А.Кедровой).
  • П. Чайковский — Тема и вариация из оркестровой сюиты №3 (облегченная редакция А.Рапопорта)
  • П. Чайковский — Красная Шапочка и Волк из балета „Спящая красавица» (переложение А. Михайлова)
  • П. Чайковский — Вальс из балета „Спящая красавица» (облегченная редакция Э. Аптекман)
  • А. Глазунов — Гавот нз балета „Барышня-служанка» (переложение А. Рапопорта)
  • С. Рахманинов — Сирень. Романс (переложение А.Рапопорта)
  • Б. Асафьев — Вальс из балета „Кавказский пленник» (переложение И. Стучннской).
  • С. Прокофьев — Гавот из Классической симфонии (переложение А. Кедровой)
  • В. Щербачев — Сентиментальный романс из фильма «Гроза» (переложение А. Кедровой).
  • М. Чулаки— Утренняя серенада из балета «Мнимый жених» (переложение А. Рапопорта)

Скачать ноты

Спасибо Шафаяту за сборник!

Джаз, и не только
пьесы для фортепиано в четыре руки

составление и обработка Игоря Осина
«Композитор», 2002г.
для информации
только описание

В сборник ансамблевой музыки «Джаз, и не только. » вошли оригинальные обработки произведений различных жанров (джазовой, танцевальной и киномузыки).
Автор переложений для фортепиано в четыре руки Игорь Александрович Осин окончил в 1991 году Казанскую государственную консерваторию по классу фортепиано и ныне преподает в детской музыкальной школе. Все пьесы, включенные в сборник, исполняются учениками автора на конкурсах и фестивалях.
В 2001 году Игорь Осин был удостоен I премии на IV Республиканском конкурсе авторских разработок республики Татарстан.

  • 1. Буги-вуги
  • 2. Дж. Гершвин. Прелюдия
  • 3. А. Вильельдо. Эль-чокло. Танго
  • 4. В. Дашкевич, Увертюра. Из телефильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона

Contents
1. Boogie-Woogie
2. G. Gershwin. Prelude
3. A. Vilieldo. El Choclo. Tango
4. V. Dashkevich. Overture. From the film «The Adventures of Sherlock Holmes and Doctor Watson».


За роялем всей семьей
Популярные произведения для фортепиано в 4 руки
«Композитор”, 2002г.
Составители Наталья Васильевна Андреева Любовь Николаевна Индейцева
Compiled by Andreyeva Natalya Vasilyevna Indeytseva Lubov’ Nikolayevna
для информации
только описание
есть на ozon

От редактора-составителя
В данный сборник включены популярные произведения в переложении для фортепиано в четыре руки. Пьесы расположены по принципу постепенного возрастания трудности исполнения и охватывают разные эпохи и стили с XVIII по XX век. Первая и вторая партии во всех произведениях равны по сложности исполнения, просты по изложению, что открывает широкие возможности для совместного домашнего музицирования, так как пьесы доступны любому члену семьи, когда-либо обучавшемуся игре на фортепиано.
Фортепианные ансамбли могут быть использованы в работе с учащимися младших классов по специальности, а в средних классах — для чтения с листа. В классе ОКФ данные ансамбли стимулируют учебный процесс.
Сборник произведений для фортепиано в четыре руки создан на основе практического опыта преподавателей ОКФ Санкт-Петербургского Охтинского центра гуманитарно-эстетического воспитания.

From editor-compiler
This collection includes popular compositions arranged for piano in four hands. The pieces are disposed according to gradual complication increasing and embrace different epochs and styles from the 18th to the 20th century. The first and the second parts are equal by their complicacy in performance and easily accounted, thus giving large possibilities for joint home music-making, being accessible to every member of your family, whenever learning to play the piano. Piano ensembles may be resorted to during the work with the junior forms’ students at the special piano discipline and also with the middle forms’ students at the discipline called «Playing Prima Vista», while at the discipline «Additional Piano Course» the ensembles may serve as incentive to educational process. The collection of compositions in four hands is created on the base of the «Additional Piano Course» teachers from the Okhtinsky Humanitarian Aesthetic Breeding Centre in St. Petersburg.
(translated by Asya Ardova)

А. Гретри. Кукушка
А. Гречанинов. Пьеса
Ф. Шопен. Моя милая
М. Равель. Павана спящей красавицы
Словацкая плясовая
Французская народная песня
Птички. Старинная французская песня. Обработка В. Пороцкого
Немецкая народная шуточная песня. Обработка Т. Назаровой
Ф. Шуберт. Немецкий народный танец
Ф. Шуберт. Антракт. Из музыки к пьесе В. Чези «Розамунда» (фрагмент).
Переложение Н. Гольденберга
И. Беркович. Русская народная песня
Я на горку шла. Русская народная песня. Обработка Н. Голубовской
Ж.Б. Векерлен. Пастораль. Обработка Е. Юдиной
В.А. Моцарт. Колыбельная песня
Ф. Шуберт. Сентиментальный вальс
И. Брамс. Песня
М. Иванов-Радкевич. Марш
Й. Гайдн. Песня Ганны. Из оратории «Времена года»
Й. Гайдн. Три немецких танца
Й. Гайдн. Andante. Из симфонии «Сюрприз»
Й. Гайдн. Романс. Из симфонии «Рейн»
Й. Гайдн. Серенада
В.А. Моцарт. Фрагмент из оперы «Волшебная флейта». Обработка Кр. Нефе
Г.Ф. Гендель. Марш. Из оратории «Иуда Маккавей»
И.С. Бах. Сарабанда. Из Французской сюиты ре минор
И.С. Бах. Ария Бахуса
A. Аренский. Сказка
B. Агафонников. Вальс
0. Евлахов. Танец восковых фигурок. Переложение Э. Загурской
М. Шмитц. Принцесса танцует вальс

Источник

Играть на пианино в четыре руки

Игра дуэтом

Пианино – пожалуй, единственный музыкальный инструмент, на котором можно играть вдвоем, причем, не по очереди, а одновременно. Недаром многие великие композиторы прошлых столетий писали музыку специально для парного исполнения. Но если вас двое, а инструмент один, и вам очень хочется исполнить что-нибудь вместе, но под рукой нет подходящих нот, то и обычный клавир можно легко переложить для исполнения в четыре руки. Как правило, большая часть музыкальных произведений состоит из мелодии и аккомпанемента – таким образом, вам нужно всего лишь переписать их по отдельности и определиться, кто какую партию возьмется исполнять.

Подготовьтесь заранее

Разумеется, вам захочется немедленно поразить своих близких виртуозным исполнением. Но не спешите толкаться у инструмента, пытаясь с ходу изобразить профессиональный дуэт – сразу у вас ничего не получится, ведь за кажущейся легкостью парного исполнения стоят долгие часы серьезной работы. Для начала распределите время, которое каждый из вас проведет за пианино, разучивая свою партию. Приготовьте метроном – так будет легче не сбиваться с ритма произведения, к тому же метроном поможет вам правильно высчитывать паузы. Если, разучивая свою часть произведения, вы привыкнете пренебрегать паузами, то вам просто не удастся сыграться со своим партнером, не нарушая ритма, ведь во время ваших пауз второй исполнитель будет играть собственную партию.

Метроном

Итак, произведение разучено, вы удобно расположились за пианино, перед каждым из вас – свои ноты. Осталось самое главное и самое сложное – сыграться. Хорошо, если произведение начинает кто-то один – тогда второй пианист просто вовремя вступает в заданный темп. А если нужно вступить сразу обоим? В этом случае на первых порах вас выручит метроном, а в дальнейшем вы привыкнете вступать одновременно по какому-либо условному знаку – например, по кивку головы.

Помните о своей роли

Еще один важный момент в парной игре: мелодия всегда должна звучать чуть громче аккомпанемента. Часто ошибку допускают те, кому достается вторая партия – то есть, аккомпанемент: пытаясь показать свое мастерство, исполнитель второй партии добавляет громкости. В результате произведение теряет всю свою первоначальную идею: басы заглушают мелодическую линию, и она попросту теряется в громких низких нотах. Поэтому, решив удивить своих родных или друзей игрой в четыре руки, помните: в данный момент вы не солисты, а партнеры, создающие вместе красивую, гармоничную

Источник

Исповедь в четыре руки: пианист Сергей Кузнецов о Фантазии фа-минор Шуберта

M24.ru продолжает просветительскую рубрику «Погружение в классику». По традиции мы просим концертирующего музыканта помочь неподготовленным слушателям проникнуть в композиторский замысел того или иного произведения. Шестой выпуск посвящен Францу Шуберту и его Фантазии фа-минор, о которой рассказывает Сергей Кузнецов. В цикле сольных концертов начиная с концертного сезона 2017 – 2018 пианист исполнит все фортепианные сонаты Шуберта.

Фото: Роман Гончаров

В 1999-м выиграл I премию на международном конкурсе A.M.A. Calabria (Италия) и в 2000 году III премию на конкурсе княжества Андорра (2000). В 2003 году Сергей завоевал II премию на международном конкурсе им. Гезы Анды (Швейцария). Его исполнение концерта №3 Прокофьева в финале конкурса принесло ему приз публики и приглашение выступить на Люцернском фестивале. В 2005 году музыкант стал обладателем II премии на международном конкурсе в Кливленде (США). 2006 год принес II премию на международном конкурсе японском городе Хамамацу.

С 2006 Сергей Кузнецов является преподавателем в Московской консерватории. В 2015 году состоялся официальный дебют Кузнецова в Карнеги-холле в Нью-Йорке как итог победы пианиста в международном отборе, проводившимся агентством New York concert artists.

«Возможно, Шуберту немного не повезло с временем жизни. Он родился всего за тринадцать лет до столпов романтизма Шопена и Шумана и за четырнадцать – до Листа, а умер всего через год после смерти Бетховена, крупнейшего представителя венского классицизма. Так и сам стиль Шуберта находится где-то между мирами настоящих классицизма и романтизма, а теоретики затрудняются в присвоении ему какого-то ярлыка. Никогда не выезжая за пределы Австрийской империи, он умер в Вене и похоронен рядом с Бетховеном, но при этом Шуберт смотрел в зарождающийся романтизм, так что проще всего его отнести к самому себе.

По большому счету его можно назвать типичным представителем художественного стиля бидермаер, который главенствовал в австрийской культурной жизни после наполеоновских войн: в первом приближении Шуберт пишет приятную, мелодичную, сладкозвучную музыку. И живопись этого стиля – удобно-уютно-буржуазная, с приятными сюжетами, без крайностей, подвигов и героев; все в ней соразмерно обычному человеку. Но Шуберт интересен тем, что, не изобретая особенных новинок в гармонии или музыкальной форме, пользуясь привычным, общим музыкальным языком своих предшественников, он добивается поразительного эффекта. Трудно сказать, в чем его магия, но Шуберту удалось посмотреть на музыкальные средства своей эпохи в ином ракурсе. Простые и ожидаемые гармонические обороты у него звучат свежо и оригинально, а за незатейливыми фигурациями начинают сквозить новые прекрасные миры. Некоторые знатоки недолюбливают Шуберта за недостаточную, по их мнению, оригинальность языка и гармонии, но мне кажется, что, по выражению Раневской, Шуберт уже может выбирать – кому нравиться, а кому нет.

Большую часть своей жизни Шуберт провел весьма бедно и нередко не мог себе позволить иметь или арендовать фортепиано. Тогда для проверки написанных произведений ему служила гитара. Зачастую он писал музыку без инструмента (однажды, послушав репетицию своей хоровой пьесы, он сказал, что не знал, что это так красиво), но на «шубертиадах» у друзей мог проводить весь вечер за роялем. Там он играл ранее сочиненные пьесы и импровизировал танцы, бесконечно создавая их новые узоры.

По иронии судьбы Шуберт умер как раз тогда, когда, видимо, к нему уже собралась прийти известность и признание: после смерти Бетховена в 1827 году он, несомненно, стал самым крупным венским композитором. Издатели начали интересоваться его музыкой, а критики даже начали иногда называть его гением. К сожалению, он так и не успел приобрести достойную известность как автор крупных, серьезных произведений – в Вене его хорошо знали как автора песен и небольших пьес. Тот факт, что он создал десять симфоний, 23 сонаты для фортепиано, 15 опер (многие из них неоконченные), поразил бы его современников. Лишь в XX веке австрийский пианист Артур Шнабель стал первым из пропагандистов фортепианных сонат Шуберта. То, что грани шубертовского гения раскрываются полнее в крупных произведениях – вещь очевидная, недаром он сам так стремился к их публикации.

Шуберт давал частные уроки музыки и через знакомых дважды получал приглашение обучать музыке и игре на фортепиано дочерей семейства Эстергази, клана австро-венгерских аристократов. Первый раз он посетил имение в 1818 году, и это был один из самых светлых этапов в жизни композитора. Его возвращение через шесть лет обернулось крупным переживанием – Шуберт влюбился в Каролину Эстергази, свою ученицу. Не подав ни малейшего знака, который мог бы раскрыть его чувства, он продолжал исправно учить девушку музыке. Дело было не в природной робости, а в социальных условностях: его статус бедного наемного композитора не оставлял никаких надежд не только на взаимность с ее стороны, но и на само право признаться в любви, помимо фразы однажды, что все его произведения на самом деле посвящены ей. Позже они несколько раз виделись в Вене. Но все это предыстория.

В 1828 году – с января по март – Шуберт сочинял Фантазию фа-минор в четыре руки – о ней и пойдет речь. Копию нот он отправил Каролине почтой, приложив письмо, в котором говорил о своем чувстве и о том, что он посвящает ей эту пьесу. О реакции дочери Эстергази ничего неизвестно – ответного письма (если оно вообще было) не сохранилось. Но всю свою жизнь она хранила музыку Шуберта и память о нем. Каролина довольно поздно и не очень счастливо вышла замуж. Возможно, любовь Шуберта и была до какой-то степени взаимной, но это уже спекуляции. Мне кажется особенно трогательным, что он посвятил Каролине не симфонию или сонату, не дуэт со скрипкой, а четырехручное произведение. Участники такого интимного ансамбля сидят ближе всего друг к другу – локтем ощущают друг друга, чувствуют дыхание.

Шубертом создано порядка тридцати произведений для фортепиано в четыре руки (сравнимо с числом его сольных фортепианных опусов, и это, безусловно, большой вклад отдельно взятого композитора в репертуар этого жанра музицирования). Часто подобная музыка предназначалась к домашнему исполнению любителей (тогда у композиторов сохранялось классицистское разделение адресатов музыки на «дилетантов» и «профессионалов»), но Шуберт был щедр и создал несколько настоящих четырехручных шедевров, по большей части для второй категории исполнителей: технически они изрядно сложны.

Фантазия фа-минор была опубликована после смерти композитора. Многие заметные исполнители касались этой музыки – настолько она хороша. Это Эмиль и Елена Гилельс, Святослав Рихтер и Бенджамин Бриттен, а также Мюррей Перайя, Раду Лупу, Марта Аргерич, Мария Жуан Пиреш, Андраш Шифф и многие другие.

Тональность фа-минор сама по себе могла использоваться для передачи, в том числе, аффекта неразделенной любви. Аффект – понятие из эпохи Возрождения и барокко (конца XVI – начала XVIII века). Идея заключалась в том, что искусство оперирует неким набором красок и передает некоторые состояния: любовь, ненависть, подъем, религиозное созерцание и т.д. Каждому из этих состояний (аффектов) соответствуют и музыкальные средства – выбранные инструменты, ритмы, мелодические фигуры, тональность. На квалифицированных слушателей той эпохи это действительно могло производить соответствующее впечатление, но сейчас это кажется надуманным и искусственным сужением музыкальных возможностей.

Само понятие «Фантазия» существовало давно. Почти любая свободная форма подходила под это определение. Новаторство Шуберта заключалось в том, что он написал одночастное произведение, где нет явных пауз между частями, но внутри существует деление на четыре раздела, каждый из которых по своей функции похож на соответствующую часть обычной сонаты. Заслуга Шуберта в том, что он создает связи, мостики между частями: например, использует одну и ту же тему в разных частях – и это работает как клей. Или берет общие тональности для крайних разделов, что тоже помогает соединить произведение воедино. Часто разные темы пьесы на самом деле родственны друг другу, происходят одна из другой, причем слушатель может об этом не подозревать, но ощущать это подсознательно. Благодаря таким приемам обретается большая цельность Фантазии. Этой идеей потом воспользовался Ференц Лист и развил ее во многих оркестровых и фортепианных произведениях.

Главные темы фантазии строится вокруг двух нот – Фа и До, где Фа – тоника в тональности фа-минор, а До – доминанта. В немецком языке эти ноты имеют буквенное обозначение f и с соответственно. Есть версия, кажущаяся мне очень убедительной, что это не что иное, как инициалы имен Франц и Каролина (например, Роберт Шуман в большом изобилии использовал подобные шифры и коды в своих произведениях – » Вариации на тему A-B-E-G-G» или варьирование мотива A-Es-C-H в «Карнавале»). Произведение открывается невероятно трогательной, беззащитной, благоговейной темой, которая строится исключительно на этих нотах.

Кстати, у Шуберта есть Венгерская мелодия для фортепиано в две руки – крохотное произведение, написанное в 1824 году во время второго пребывания в Венгрии.

[URL=https://www.youtube.com/watch?v=uPnOSi72x_8]youTube[/URL]/Пользователь: Sergey Kuznetsov

По воспоминаниям друзей, Шуберт написал его по мотивам песенки, услышанной от служанки в доме графа Эстергази. В основе Мелодии та же восходящая интонация. В этом есть намек на венгерский колорит, популярный у австрийских композиторов, а может быть, и на время, проведенное в венгерском поместье Эстергази. Теоретики высказывают предположение, что это типичная интонация, ритм венгерского языка. Вторая часть до-мажорного Струнного квинтета для двух скрипок, альта и двух виолончелей – еще один пример, где использована эта интонация.

[URL=https://www.youtube.com/watch?v=p5hPdIhTrd4]youTube[/URL]/Пользователь: nadaniente115a

Фантазия интересна и с точки зрения формы. В первом разделе Шуберт вводит еще одну, контрастную тему и повторяет ее в четвертом разделе, который представляет собой двойную фугу. Само слово «фуга» воспринимается любителям музыки как страшный монстр из эпохи барокко. На самом деле композиторы поздних эпох не чурались этой формы (в их числе, скажем, Чайковский). Шуберт пишет сложную двойную фугу, с поочередным развитием двух самостоятельных тем в двух голосах с их прохождением в модифицированном виде в двух других голосах. Здесь узнаваема вторая тема из первого раздела. Слушатель со скромным опытом не заметит этого, но подсознательно будет ощущать сцепленность частей. Шуберт формирует в Фантазии цельный, непротиворечивый, собственный мир.

Вторая часть фантазии – медленный раздел в другой, очень далекой тональности фа-диез мажор, почти не соприкасающейся с фа минором первой части. Тема этого раздела подражает (в перевернутом виде) медленной части из Второго скрипичного концерта Паганини (концерты Паганини с фурором прошли в Вене весной 1828 года, Шуберт был на них и про эту часть второго концерта говорил, что «слышал пение ангела»). Сравните, восходящая тема Шуберта

и нисходящая тема у Паганини. Но при этом эта тема, по сути, является вариантом самой первой темы Фантазии, потому что точно также идет от до (диеза) к фа (диезу), но проходя на одну октаву больший путь.

[URL=https://www.youtube.com/watch?v=IAn62Y-xFGY&feature=youtu.be&t=70]youTube[/URL]/Claves records official

Третья часть – скерцо из двух «колен», после чего звучит контрастный эпизод, трио. Музыка подвижная, энергичная, трагическая. Это параллельная реальность, которая ничем не соприкасается с большей частью, посвященной неразделенной любви.

Мужественное, решительное скерцо перекликается со скерцо из ля-мажорного Квинтета Дворжака. Подозреваю, что это может быть не случайно, и представитель чешской национальной школы, возможно, вдохновился музыкой Шуберта.

Большое внимание Шуберт уделяет тональностям. Для него важно изменение краски, освещения, материала – всего, из чего соткана его музыка. В Фантазии главная тема – тот стержень, на который нанизывается вся форма, и каждый раз она проходит в миноре, а затем просветленно, но более горько звучит в мажоре.

Это удивительно, потому что мажор, как правило, воспринимается нами более благополучно и комфортно, а Шуберт умудряется использовать мажор для большего драматизма. К идее мажорного проведения темы, всякий раз завершающего ее изложение и придающего особое звучание всей Фантазии, Шуберт пришел не сразу. С точки зрения развертывания драмы, тема проходит несколько раз на протяжении Фантазии, всякий раз возвращаясь в мажор, но в самый последний раз, в конце пьесы на месте мажора звучит нота из другой тональности, после которой все меняется и проваливается обратно в минор. Несколько раз тема достигает воображаемого счастья, но вместо светлого финала происходит обрушение в минор.

Интересно, насколько тонко Шуберт строит психологическую карту этой драмы. Здесь важна и такая деталь, как сжатое, совсем нетипичное для хронометража всей фантазии почти молниеносное завершение в восемь тактов. Сложность задачи в том, что чисто психологически это очень трудно осуществить, но Шуберту это удается. Небольшой фрагмент насыщается множеством гармоний. Наверно, это одно из самых поразительных по силе эмоционального воздействия завершений у Шуберта – так внезапно и убедительно заканчивается эта музыка.

Красота этой музыки так сильно привлекает пианистов, что, конечно, многие не могли не захотеть попробовать играть ее соло, в две руки. Существует несколько переложений Фантазии для двух рук, например, нашей выдающейся пианистки М. И. Гринберг сделанное в 1960-х годах. Сделал такое переложение и я, оно опубликовано издательством «Музыка». Приложенные к тексту аудиоиллюстрации – фрагменты моей записи именно такого, сольного варианта.

youTube/Пользователь: Sergey Kuznetsov

Послушать оригинальную четырехручную версию в прекрасном исполнении М. Перайи и Р. Лупу можно здесь».

Дата: 22 февраля

Место: Центр Павла Слободкина

В программе Второй концерт для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского.

Источник

Оцените статью