Фортепиано для детей тест

Тест фортепиано 1 класс

специалист в области арт-терапии

Забавный тест — Фортепиано 1класс

Преподаватель фортепиано — Язвенко М.В.

Итальянское слово «фортепиано » означает… ?

Назови правильное расположение нот?

1.До,ре .ми ,фа, соль, си ,ля

2.До, ре, ми,фа,соль,ля,си

Кто изобрёл фортепиано?

Для того, чтобы записать музыкальное произведение для фортепиано, используют ?

Что такое октава?

3.Расстояние от ноты «До» до следующей ноты «До»

Правильное расположение октав?

1. Субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава, четвёртая октава

2.Седьмая, девятая, вторая

3.Первая, третья и пятая

Какого цвета клавиши фортепиано?

1.Черные и белые

Как называется октава, расположенная перед первой?

Нотный стан состоит из?

1.Четырех параллельных линеек;

2.Пяти параллельных линеек;

3.Шести параллельных линеек;

Что обозначает (пауза)?

Диез — это ?

1. Знак понижения звука на полтона;

2. Знак повышения звука на полтона;

3. Знак повышения звука на тон;

Кого человека называют композитором?

2Танцует под музыку

3. Поет под музыку

Как называется этот знак, которая увеличивает длительность ноты?

Как исполняется стаккато?

Какие бывают по длительности паузы?

1 .Прямые и кривые

2.Целые половинные, четвертные ,восьмые, шестнадцатые

1. Постепенное увеличение силы звука

3. Постепенное ослабление силы звука

Из скольких звуков состоит аккорд?:

2Трех и более звуков

Что изображено на картинке?

1.Подставка для ног

2.Подствка для нот

3.Подставка для велосипеда

Что это изображено и что обозначает?

3.Лига, Связное исполнение музыки.

Что изображено на рисунке?

Номер материала: ДБ-021537

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тесты для учащихся фортепиано

задания для учащихся фортепиано с 1 по 8 класс.

Просмотр содержимого документа
«Тесты для учащихся фортепиано»

МБУ ДО «Котовская детская школа искусств»

Для учащихся младших, средних, и старших классов

Пояснительная записка. 4

Инструкция по выполнению работы. 6

Тесты для младших классов

Тесты для средних классов

Тесты для старших классов

Музыкально-эстетическое обучение подрастающего поколения является одним из важнейших звеньев в цепи всестороннего комплексного воспитания детей. Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека. В современных условиях возрастает значимость привлечения большего количества детей к занятиям музыкой. Важнейшую роль в этом процессе должны сыграть эффективные методы и формы преподавания, способствующие в возможно большей мере развитию у детей музыкальных способностей, кроме того, это должно вызвать интерес к игре на музыкальных инструментах, расширение общего кругозора, художественного вкуса. Немаловажную роль в современном обучении игре на музыкальных инструментах имеет также использование компьютерных технологий.

Одной из задач преподавания является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Тестирование, как эффективный способ проверки знаний находит в школах основного среднего образования все большее применение. В школах дополнительного образования – детских музыкальных школах или школах искусств тестированием учащихся преподаватели могут заниматься на уроках музыкальной литературы и сольфеджио.

Контроль знаний обучающихся на отделении инструментального исполнительства по предмету музыкальный инструмент, в данном случае – фортепиано осуществляется на различного рода прослушиваниях – академических концертах, технических зачетах, где проверяется навык владения инструментом. На коллоквиуме по техническому зачету вопросы ограничиваются в основном знанием музыкальных терминов. В работе с учащимися над произведениями в классе, особенно при разборе или прослушивании самостоятельной работы обнаруживаются пробелы теоретических знаний с точки зрения исполнительских вопросов. Вопросы данных тестов направлены на исполнительские задачи – знание строения инструмента, штрихи исполнения, аппликатура, ритмические фигуры, мелизмы, динамические оттенки, стили, формы, жанры. Тесты охватывают минимальный круг знаний, которым должен владеть выпускник ДМШ. Тестирование можно проводить по отдельным разделам, при переходе обучающихся из младших классов в средние, из средних в старшие, при окончании школы. Тесты могут быть подготовительной базой вопросов по коллоквиуму для поступающих в ССУЗы. Данные тесты, как компьютерная программа могут быть интересны для большинства обучающихся.

Тестирование в преподавательской деятельности выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную. Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков обучающегося. По объективности и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании обучающегося к активации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования обучающихся, такие как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, совместный разбор результатов теста. Воспитательная функция проявляется в периодичности тестового контроля, а это дисциплинирует, организует и направляет деятельность обучающихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

Тестирование – более справедливый метод, оно ставит учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя.

Цели и задачи тестов:

— выявление уровня знаний обучающегося;

— мотивация обучающегося к активации работы по усвоению

— стимуляция обучающихся для самостоятельной подготовки;

— воспитание устойчивого интереса к занятиям музыкой;

— всестороннее развитие музыкального мышления учащихся;

— воспитание грамотного музыканта, творческой

личности и профессиональное ее ориентирование.

Занятия на музыкальных инструментах, в частности на фортепиано, прокладывают дорогу к различным областям музыкальной профессиональной деятельности – исполнительской, теоретической, композиторской, дирижерской. А также развивают практические знания и навыки, необходимые для участия в художественной самодеятельности, домашнего музицирования. Дети, занимающиеся музыкой, легче адаптируются в среде сверстников, выделяются своими умениями в среде одноклассников, активно участвуют в художественной жизни общеобразовательной школы, и, тем самым поднимают общественную значимость обучения в музыкальной школе.

Источник

Диагностика музыкальных способностей детей в игровых тестах на занятиях по классу фортепиано. (методические рекомендации)

специалист в области арт-терапии

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

«Мошковский центр образования»

Диагностика музыкальных способностей детей

в игровых тестах на занятиях

по классу фортепиано.

Составитель: Баева О.А.

педагог дополнительного образования

р.п. Мошково 2017 г.

Музыкальные способности учащегося .

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда. Способности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

Начальный этап обучения игре на фортепиано имеет свои особенности. Именно первые впечатления от знакомства с искусством оказывают часто, если не решающее, то очень сильное влияние на последующее музыкальное развитие учащегося. Важно обратить внимание на тип нервной системы ребенка и уже от этого выстраивать дальнейшее обучение. Так, для ребенка с сильным типом нервной системы необходима массивная психологическая нагрузка, а для ребенка со слабым типом – щадящая. Также важно учитывать тип темперамента ребенка: сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик. Всё это поможет педагогу наиболее правильно выстроить дальнейшее обучение.

Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает книга Б.М.Теплова «Психология музыкальных способностей». В ней предложена оригинальная концепция музыкальности. Главным показателем музыкальности Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, — музыкальный слух и чувство ритма. При этом в музыкальном слухе он выделил два компонента — перцептивный, связанный с восприятием мелодического движения (ладовое чувство) и репродуктивный (способность к слуховому представлению мелодии). Неосновными компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух.

К основным музыкальным задаткам относятся: слух, память, ритм и природная моторика. Слух имеет 2 типа – относительный и абсолютный. Относительный слух позволяет слышать высоту звука в соответствии с другим звуком или относительно его. Абсолютный (формальный) слух в свою очередь делится на: тембральный, ладово-гармонический, интонационный и внутренний.

Музыкальная память связана с развитием и информированностью в музыкальной среде, с общей памятью. Важен объём памяти и долговременность памяти. Музыкальная память развивается только в практике – чем больше материала, тем лучше. Музыкальный ритм связан с запоминанием ритмических фигур. Умение запоминать разные ритмические фигуры и держать на долгом расстоянии во время исполнения намного облегчит образовательный процесс. Природная моторика – это быстрая реакция, темп, координация, ловкость. Из физических признаков моторики – крепкий аппарат, особенности строения руки.

На основе всех вышеперечисленных задатков, педагогу не стоит торопиться в своих выводах, так как все способности развиваются и выявляются в практической деятельности, через урок, через музыкальный материал.

Вопрос способностей рассматривается многими учеными. В учебном пособии Е.И.Рогова «Общая психология» этот вопрос рассматривается следующим образом. Способности – лишь возможность определенного освоения знаний, умений, навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Так, например, выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок станет великим музыкантом.

В своей книге «Психология музыкальной деятельности» Л.Л.Бочкарев пишет о том, что некоторые исследователи отождествляют проблему пригодности к музыкальной деятельности с проблемой способностей, понимая под способностями комплекс необходимых для успешного осуществления деятельности, включая свойства личности, особенности эмоциональной сферы, характера.

Таким образом, можно сказать, что способности проявляются не в самих знаниях и умениях, навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, и также, то, как эта деятельность выполняется.

Б.М. Теплов выделил следующие три основных признака понятия «способность»:

«Во-первых, под способностями понимается индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все равны.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Рассматривая соотношение способностей и деятельности, следует отметить, что если учащийся не справляется с требованиями, которые предъявляет к нему деятельность, то это не означает полное отсутствие у него способностей. Вполне вероятно, что данному ребенку потребуется больше времени на усвоение знаний, умений и навыков, а его педагогам понадобится приложить гораздо больше усилий для его обучения. Кроме того, способности учащегося могут развиваться через какое-то время или проявиться в другом виде деятельности.

Предлагаемые методические рекомендации диагностики музыкальных способностей детей представляют собой систему игровых тестов, направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо – метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности, а также когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально –эстетических вкусов детей.

Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:

опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфике музыкально – мыслительной деятельности);

применимы для массового исследования;

дают сравнимые между собой результаты.

Рекомендуемая методика диагностики музыкальных способностей детей может использоваться как индивидуально, так и в группах до 7-9 человек.

Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления.

До предъявления музыкальных игр — тестов педагог должен установить доверительные отношения с ребёнком, используя «нейтрально –развлекательный» игровой материал и, лишь затем, вовлечь ребёнка в диагностическую ситуацию. Необходимо помнить, что педагог должен убедиться в том, что ребёнок понял суть задания.

При любом результате выполнения диагностических заданий педагог должен избегать оценочных суждений, подкрепляя стремление ребёнка играть в предложенную ему музыкальную игру своей заинтересованностью в его действиях.

При групповом обследовании детей педагогу будет необходима помощь ассистента. Здесь ещё раз следует отметить, что атмосфера во время тестирования должна быть спокойной, исключительно доброжелательной, психологически комфортной.

Практические диагностические тесты.

Диагностика чувства темпа и метроритма.

Игра – тест на выявление уровня развития чувства метра «Настоящий музыкант»

Тест позволяет определить реактивно – метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.

Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах, например на фортепиано (возможно на металлофоне), простой мелодии.

Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте, ему предлагается следующая инструкция: «Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять(называется ряд простых детских песенок)». После определения ребёнком понравившегося ему произведения (например, «В траве сидел кузнечик» в ля – миноре ) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и ми четвёртой октавы. После пробы своей «партии» ребёнок играет «вступление» (два такта), а затем к игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом). Педагогу рекомендуется завершить мелодию, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки. В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе , ребёнку далее предлагается сыграть про «шаловливого кузнечика» в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про «ленивого кузнечика» в медленном темпе (50-60 ударов). После успешного исполнения необходимо «посадить кузнечика в поезд» и прокатить его с ускорением и замедлением.

Адекватное исполнение ребёнком своей партии в умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо – метрической регуляции;

Адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном ) соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа;

Ситуативно – сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе (допускается аметрические ошибки в 2-4 тактах) показывает слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;

Сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение — низкий уровень.

Тест – игра на изучение чувства ритма — «Ладошки».

Цель: выявление уровня сформированной метроритмической способности.

Детская песня «Дин-дон»

Детская песня «Петушок»

М. Красев «Ёлочка»

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метроритмический рисунок. Затем ребёнку предлагается «спрятать» голос и «спеть» одними ладошками.

точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов – высокий уровень;

воспроизведение метра с одним – двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) – средний уровень;

адекватное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов – слабый уровень;

неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса – низкий уровень.

Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха).

Цель : выявление степени развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.

Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков «спряталось» в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.

слабый уровень – угадано 1-3 созвучия;

средний уровень – угадано 4-7 созвучий;

высокий уровень – угадано 8-10 созвучий

Цель: определение уровня развития произвольных слухо- моторных представлений:

1)вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии;

2)инструментального типа, т.е. возможности подбирать по слуху на инструменте (фортепиано) мелодический образец.

Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки.

спеть любую известную ему песенку;

повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте;

подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию.

слабый уровень – последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;

средний уровень – опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда (вверх –вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне;

высокий уровень – опевание, последовательное и скачкообразное )на кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более.

Диагностика чувства тембра.

Тест – игра «Тембровые прятки»

Цель : выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.

Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента и исполнение:

Струнных смычковых инструментов;

Деревянных духовых инструментов;

Медных духовых инструментов;

Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.

низкий уровень развития тембрового чувства – адекватное определение только однородных тембров;

средний уровень – адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров;

высокий уровень – адекватное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.

Диагностика динамического чувства.

Тест – игра «Мы поедем в «Громко – тихо»».

Цель: определение способности адекватной аудиально – моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально –инструментального стимула.

Барабан или бубен

фрагменты музыкальных пьес: Х. Вольфарт «Маленький барабанщик», К. Лонгшамп –Друшкевичов «Марш дошкольников».

Ребёнку предлагается поиграть в «тихо — громко». Педагог играет на фортепиано, а ребёнок –на бубне или барабане. Ребёнку предлагается играть так, как играет педагог: громко или тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики «форте – пиано» оценивается в 1 балл. Затем педагог исполняет фрагмент так, чтобы звучание музыки то усиливалось, то ослаблялось; ребёнку предлагается повторить динамику звучания на барабане( бубне). Адекватное динамическое исполнение «крещендо» и «диминуэндо» оценивается в 2 балла; всего – 4 балла.

слабый уровень динамического чувства – 1 балл;

средний уровень -2-3 балла;

высокий уровень -4-5 баллов.

Диагностика чувства музыкальной формы.

Тест – игра «Незавершённая мелодия»

Цель : выявление уровня развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.

Стимулирующий материал подбирается педагогом самостоятельно. Музыкальный материал строится в следующем порядке:

1-я мелодия – доигрывается до конца;

2-я мелодия – прерывается на середине второй фразы (из четырех);

3-я мелодия – прерывается на первой фразе;

4-я мелодия – не доигрывается последняя фраза мелодии;

5-я мелодия – не доигрывается последний такт.

Ребёнку предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них прозвучали полностью, а какие «спрятались» раньше времени.

слабый уровень – правильно определены 1-2 пункты;

средний уровень – правильно определены 3-4 пункты;

высокий уровень — правильно определены все 5 пунктов.

Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку.

Тест «Музыкальная палитра».

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.

Стимулирующий материал – музыкальные пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского:

Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.

1-й (вербальный ) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;

2-й ( невербально – художественный ) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;

3-й (невербально – двигательный ) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.

низкий уровень эмоционально – образного осмысления характеризуется уклонением (фактическим отказом) ребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально –художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и неконгруэнтные формы самовыражения ребёнка в ситуации музыкального стимулирования его эмоционального опыта;

средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтно – репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента, соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнка своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения);

высокий уровень характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально — образного содержания музыки.

Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения:

оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи;

детализация (разработанность) своей идеи или образа;

беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов;

гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий и мыслеобразов на один музыкальный материал.

Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально – эстетических вкусов детей.

Цель: выявление уровня когнитивного компонента музыкально – эстетических ориентаций ребёнка.

1.Ты любишь музыку?

2.Нравится ли тебе петь? Если да, то, что именно, какие песни?

3.Где тебе нравится петь больше – в детском саду, школе, музыкальной школе или дома?

4.Поют ли твои родители (дома или в гостях)?

5.Какие песни тебе нравится петь, а какие слушать?

6.Гд ты чаще слушаешь музыку — в концертном зале или дома по телевидению и радио?

7.Что ты больше любишь — петь, рисовать или танцевать под музыку?

8.Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?

9.Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если да, то какие?

10.Слушаешь ли ты какую – нибудь музыкальную радиопрограмму?

11.Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?

низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;

средний уровень выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;

высокий уровень – ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребёнком произведениям – как эстрадно – развлекательных, так и классических жанров).

Тест «Музыкальный магазин».

Цель: изучение практико – ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.

Стимулирующий материал: фрагменты аудиозаписи музыкальных произведений различных жанров и направлений:

народная вокально – хоровая музыка;

народная инструментальная музыка;

народная вокально — инструментальная музыка;

классическая вокально – хоровая музыка;

классическая инструментально – симфоническая музыка;

классическая вокально – инструментальная музыка;

современная классика авангардного направления;

современная развлекательная музыка;

Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.

низкий уровень музыкально – эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства;

средний уровень — выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества;

высокий уровень – проявление интереса к трём и более различным музыкальным направлениям(жанрам) с предпочтением классических произведений.

Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка.

Тест «Хочу дослушать».

Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных занятиях с детьми. В качестве стимулирующего материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений. Диагностической такая ситуация становится в случае, если педагог намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте её звучания. Ситуация незавершённости музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию – просьбу завершения прослушиваемой музыки. Поэтому после остановки музыки на кульминации педагог обращается к детям с вопросом: будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало?

Признаки , по которым оценивается уровень мотивационной направленности:

проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребёнка к развитию своих музыкальных способностей;

индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности.

Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей желательно заносить в специальную индивидуальную карту «Диагностический конструктор» ( Приложение 1 ), с помощью которой педагог может не только наглядно представить себе как слабые стороны музыкальности и личностной ориентации ребёнка (что и должно явиться в дальнейшем основой для конкретизации педагогических задач в музыкально – эстетическом развитии ребёнка), так и «сильные» структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности ребёнка.

Источник

Оцените статью