Фортепиано для гиперактивных детей

Структура урока фортепиано для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Дата публикации: 25.04.2020

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Желяскова, С. И. Структура урока фортепиано для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / С. И. Желяскова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 2 (18). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/164/5165/ (дата обращения: 02.06.2021).

В статье рассмотрена проблематика работы с детьми с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности на уроках фортепиано. Представлена примерная структура урока и способы разрешения возникающих в процессе обучения препятствий.

Ключевые слова: дефицит внимания, гиперактивность, двигательная расторможенность.

Актуальность: в ситуации возросшего интереса к немедикаментозным средствам воздействия на различные заболевания и нарушения развития, музыкальная терапия приобретает все большую популярность и распространенность. Все большее место занимает она и в коррекционной педагогике, являясь средством активного раскрытия творческого потенциала ребёнка с проблемами в развитии и стимуляции развития имеющихся у него компенсаторных механизмов. В возможностях музыкального педагога достижение не только воспитательных целей, но и развитие высших психических функций ребёнка, преодоление импульсивности, нарушенной концентрации, дефицита внимания и укрепление нервной системы. Для успешного решения поставленных целей необходимо четко структурировать урок с учеником с особыми потребностями.

В Республике Молдова по данным 2016 г. количество детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) равняется 5 % детской популяции [3], что является схожим с другими странами: США — 11 % [6], Болгария — 3–7 % [1].

Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) производится согласно критериям DSM-V (2013г), где данный синдром фигурирует в главе «Расстройства развития нервной системы» [4].

Дети с СДВГ отличаются нарушением произвольного внимания, импульсивностью и повышенной неконтролируемой двигательной активностью. Для выявления перечисленных нарушений необходимо полугодовое наблюдение за ребёнком в различной среде: дом, школа, детская площадка и пр. Диагноз СДВГ является медицинским. Педагоги, воспитатели и психологи могут лишь предположить его наличие и порекомендовать родителям обследование у невролога, психоневролога, невропатолога.

Основной особенностью, которой характеризируется синдром дефицита и гиперактивности у детей, является цикличность. Продуктивная работа может выполняться учеником в течение 5–15мин, затем ребёнок уходит в стадию «отдыха» на 3–7 мин, во время которой он не реагирует на замечания взрослого. По истечении необходимого для восстановления активности времени, мозг снова способен включиться в новый рабочий цикл на 5–15 мин, после чего произвольный контроль над интеллектуальными действиями вновь нарушается [2]. Именно для активации мозга в стадии «отдыха» и производится большое количество неконтролируемых движений. Ребёнок как бы пытается «разбудить» свой мозг.

Цикличность становится основной задачей для педагога специального фортепиано. От ученика, обучающегося игре на музыкальном инструменте требуется высокая степень концентрации внимания, хорошая переключаемость, вдумчивость, хороший контроль над двигательными процессами и импульсами. Двигательная расторможенность детей с СДВГ является одним из ряда препятствий на пути овладения фортепианной техникой. С одной стороны это исключительная подвижность, с другой — отсутствие контроля движений, что ведет к неряшливости и сумбурности в исполнении. В двигательной расторможенности добавляется не менее значимая проблема повышенной утомляемости и отвлекаемости ученика.

В целях повышения эффективности работы необходима четкая структура урока, в каждом пункте которого будет место для педагогического маневра. Дивергентное мышление педагога играет исключительно важную роль в процессе обучения учеников с нарушенным вниманием.

Ссылаясь на различные исследования, музтерапевт Дафна Риксон (университет Веллингтона, США) подчеркивает эффективность индивидуальных уроков или уроков в малых группах [5]. Работа в большом музыкальном коллективе полна различных отвлекающих моментов, что мешает и без того нарушенной концентрации ученика с СДВГ.

Игра на фортепиано предполагает длительное пребывание в статичном положении, усиленную работу рук, слаженное взаимодействие рук и ног, а также интенсивную интеллектуальную нагрузку. Обилие таких непростых задач зачастую обескураживает ученика с СДВГ и истощает прилагающего огромное количество усилий педагога. Для успешного урока необходимо учитывать специфику обучения гиперактивного ребёнка и иметь ряд педагогических инструментов для разрешения возникающих проблем. Основная структура урока по фортепиано следует проверившей себя годами традиционной схеме. Именно четкое планирование и последовательность этапов уравновешивает повышенную возбудимость и импульсивность детей с СДВГ.

На каждом этапе урока педагогу фортепиано необходимо иметь несколько вариантов решений возникших проблем. Урок фортепиано с учеником с нарушением внимания непременно должен начаться с создания позитивного настроя и психологического комфорта. Данная задача может решиться разными путями: гимнастика для крупной моторики либо пальчиковая гимнастика. Гимнастика для крупной моторики расслабляет мускулатуру, успокаивает ребёнка и нивелирует уровень гиперактивности. Пальчиковая гимнастика активизирует процессы мышления, повышает концентрацию, координирует работу полушарий головного мозга.

Источник

Специфика работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности на уроке специального фортепиано

Рубрика: 7. Дефектология

Дата публикации: 26.09.2019

Статья просмотрена: 262 раза

Библиографическое описание:

Желяскова, С. И. Специфика работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности на уроке специального фортепиано / С. И. Желяскова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/343/15317/ (дата обращения: 02.06.2021).

В статье рассматриваются особенности работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), обучающихся в музыкальной школе. Также освещены вопросы этиологии синдрома и приведена статистика заболевания. В статье использованы практические примеры работы с учениками с СДВГ, являющиеся эффективным методом в процессе обучения.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, индивидуальный подход, ритмическая и голосовая импровизация, двигательная и эмоциональная разгрузка.

Ученик младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности является большим вызовом для педагога любого звена музыкального образования: музыкальная студия, кружок, детская музыкальная школа, детская школа искусств, специальная музыкальная школа. В последние десятилетия количество детей с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности стремительно увеличивается. Происходит это по самым разным причинам:

− стремительно ухудшающаяся экологическая ситуация бесспорно влияет на внутриутробное развитие плода и влечёт за собой неминуемые патологические изменения в структурах головного мозга;

− постоянно прогрессирующий уровень диагностики;

− по ряду патологий во время беременности- болезни матери, курение, алкоголь, наркотические воздействия и др.;

− осложнения во время родов;

− сложная социальная ситуация в семье ребёнка играет не последнюю роль в усугублении первоначальных признаков Синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

В Республике Молдова по данным 2016 г. количество детей с СДВГ равняется 5 % детской популяции [5], что является схожим с другими странами: США-11 % [1], Болгария- 3–7 % [3].

Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) производится согласно критериям DSM-V (2013г), где данный синдром фигурирует в главе «Расстройства развития нервной системы» [6]. Дети с СДВГ отличаются нарушением произвольного внимания, импульсивностью и повышенной неконтролируемой двигательной активностью. Для выявления перечисленных нарушений необходимо полугодовое наблюдение за ребёнком в различной среде: дом, школа, детская площадка и пр. Диагноз СДВГ является медицинским. Педагоги, воспитатели и психологи могут лишь предположить его наличие и порекомендовать родителям обследование у невролога, психоневролога, невропатолога.

Основной особенностью, которой характеризируется синдром дефицита и гиперактивности у детей, является цикличность. Продуктивная работа может выполняться учеником в течение 5–15 мин, затем ребёнок уходит в стадию «отдыха» на 3–7 мин, во время которой он не реагирует на замечания взрослого. По истечении необходимого для восстановления активности времени, мозг снова способен включиться в новый рабочий цикл на 5–15 мин, после чего произвольный контроль над интеллектуальными действиями вновь нарушается [4]. Именно для активации мозга в стадии «отдыха» и производится большое количество неконтролируемых движений. Ребёнок как бы пытается «разбудить» свой мозг.

Цикличность становится основной трудноразрешимой задачей для педагога специального фортепиано, на уроке которого требуется высокая степень концентрации внимания, хорошая переключаемость, вдумчивость, хороший контроль над двигательными процессами и импульсами. Двигательная расторможенность детей с СДВГ является одним из ряда препятствий на пути овладения фортепианной техникой. С одной стороны это исключительная подвижность, с другой — отсутствие контроля движений, что ведет к неряшливости и сумбурности в исполнении.

Наибольшие сложности в обучении появляются на начальном этапе овладения инструментом. Неусидчивые, находящиеся в постоянном бесцельном движении, ученики с СДВГ с трудом подчиняются общепринятым правилам. Особенный ребёнок требует от педагога овладения целым рядом новых знаний, умений и педагогических секретов. Понимание причин особого поведения ребёнка значительно облегчает процесс получения новых навыков на уроке. Важно понимание необходимости короткой двигательной и эмоциональной разрядки на каждом занятии, порой и неоднократной. Ребёнку надо встать со стула, походить, подвигать руками, ногами, повертеть головой. Для того чтобы сделать вынужденные паузы более эффективными, можно предложить ученику несколько упражнений на расслабление, которые используются в донотном периоде обучения на фортепиано- например, в сборниках начального обучения Артоболевской А. Д., в которых задействована крупная моторика: «шалтай-болтай» и др. [2] или более современные пособия для обучения начинающих игре на фортепиано. Также эффективны разнообразные упражнения пальчиковой гимнастики, которые кроме преследуемой нами цели эмоциональной и двигательной разрядки, оказывают развивающее действие на мелкую моторику. Игровая форма подачи расслабляющих упражнений наиболее приемлема для детей младшего школьного возраста, в особенности для учеников с СДВГ, у которых преобладание непроизвольного внимания значительно превышает среднестатистические показатели для данного возраста. Двигательные упражнения для крупной и мелкой моторики должны присутствовать на каждом уроке с ребёнком с СДВГ. После подобной разрядки, ученик с СДВГ способен продолжить образовательный процесс на занятии более эффективно, нежели он будет принуждать себя воспринимать информацию, не дав организму ослабить накопившееся двигательное напряжение. Прекрасным способом двигательной разгрузки будут самые разные ритмические задачи и импровизации, которые необходимо хлопать в ладоши или топать ногами, также очень развивающими являются различные ритмические комбинации рук и ног, например, четверти топаем ногами, восьмые руками; партию правой руки хлопаем ладошками, партию левой руки топаем. «Рисование» линии мелодии рукой, «дирижирование» произведением также даёт возможность двигательной разгрузки и одновременно включения в урок творческих составляющих. Двигательные и голосовые импровизации кроме необходимого переключения развивают воображение и фантазию: «рассказать» пальчиками детскую считалку или четверостишие. «Рассказывать» можно как одним пальцем, так и заранее определившись с аппликатурой, а также поочерёдно каждой рукой и обеими одновременно. Например, «Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот, задом наперёд» сл. К. Чуковского «рассказать» 3-м пальцем правой руки, затем 3-м пальцем левой руки, а потом 3-ми пальцами обеих рук одновременно. На следующем занятии расписать аппликатуру, включив 1, 2 и 3 пальцы, на последующих уроках можно усложнять задачу, включая в работу все пальцы обеих рук, меняя четверостишия или считалки. Подобные упражнения развивают координацию движений, мышление, произвольное внимание, переключаемость, концентрацию. Во время их выполнения ученик с СДВГ получает необходимую двигательную разрядку, заряжается положительными эмоциями.

Дети с СДВГ отличаются повышенной импульсивностью, что проявляется в бурном выражении эмоций и с одной стороны подобная яркость проявлений хороша для музыканта, с другой стороны, такие дети с большим трудом идут к поставленной цели. Для них более подходяще ставить маленькие текущие ежедневные задачи, нежели идущие на несколько месяцев вперед стратегии. Для ребёнка с СДВГ перспектива успешно сдать экзамен в надлежащий срок, занимаясь ежедневно по 2 часа, слишком далёкая цель, и, совершенно неважно для таких детей, идет речь об экзамене через месяц или полгода. Для них это почти одинаковые сроки — «когда-то и потОм». Гораздо более успешной стратегией работы с учениками с СДВГ будет постановка более мелких целей- выучить аппликатуру в первом периоде или штрихи во втором. На одновременное выучивание аппликатуры и штрихов у них не хватит ни внимания, ни терпения. Некоторая монотонность, присутствующая при отработке технически сложных фрагментов, необходимость многократного повторения отдельных кусочков крайне утомительна для обычного ученика, а для ребёнка с СДВГ порой становится непосильным барьером. Ученик с СДВГ начинает сердиться, нервничать, иногда даже чересчур активно проявлять свои негативные эмоции. В таких случаях задача педагога — максимально творчески подойти к процессу отработки технических сложностей, прибегнув к контрастным ритмическим фигурам, к полярной динамическим средствам, наполняя образностью самый неинтересный фрагмент пассажа.

Нарушение произвольного внимания у учеников с СДВГ влечет немало трудностей в качестве работы над музыкальным материалом. Для того, чтобы справиться с этой проблемой, необходимо максимально активизировать непроизвольное внимание. Для достижения большего эффекта полезно менять акценты в музыкальной фразе, задавая вопрос: «послушай, что изменилось?»; также сильное впечатление производит смена мажора на минор или наоборот; изменение ритмической структуры мелодии или аккомпанемента тоже активизируют непроизвольное внимание ребёнка, тем самым вовлекут его произвольное внимание в творческий процесс работы над образностью изучаемого произведения.

В целом ученики с СДВГ довольно успешно выступают на сцене и без особенных затруднений переходят из класса в класс, выполняя надлежащие программные требования, если педагог с пониманием относится к особенностям развития их психики и вырабатывает специфический индивидуальный подход с подбором соответствующих произведений.

Источник

Оцените статью