Фортепиано для одаренных детей
МБОУДОД «Новоасбестовская ДШИ», Свердловская область
Наряду с выполнением задач по общему музыкальному образованию и эстетическому развитию личности ребенка детские музыкальные школы и детские школы искусств также являются первой ступенью в профессиональном образовании музыканта, обеспечивая подготовку наиболее одаренных учащихся для дальнейшего продолжения образования в музыкальных учебных заведениях среднего и высшего звена. Другими словами, деятельность ДШИ и ДМШ преследует две цели:
— воспитание музыкально компетентной личности с высоким художественно-эстетическим потенциалом, то есть грамотных музыкантов-любителей, способных к обоснованному эстетическому суждению, владеющих навыками самостоятельной творческой деятельности и испытывающих стойкую потребность восприятия прекрасного;
— отбор детей, способных к профессионализации, и их фундаментальная, базовая подготовка к обучению в средних специальных и высших музыкальных образовательных учреждениях.
Педагог инструментального класса – основной воспитатель учащихся ДМШ и ДШИ. Именно он в первую очередь формирует и развивает эстетические воззрения и художественные вкусы детей, приобщает их к миру музыки и обучает искусству исполнения на инструменте. Форма индивидуальных занятий в классе фортепиано создает преподавателю условия для всестороннего изучения и воспитания каждого ребенка, дает возможность воздействовать на все стороны личности ученика, воспитывать творческую инициативу и осознанное отношение к работе, способствуя становлению характера и норм поведения.
Учитывая особенности каждого обучающегося ребенка, преподаватель находит наиболее подходящие методы работы, позволяющие максимально развить весь комплекс музыкальных способностей ученика, привить культуру владения основными пианистическими навыками звукоизвлечения, уделить достаточное внимание техническому оснащению ученика, работе над его игровым аппаратом, сформировать базовые знания в области начального музыкального образования, а также воспитать навыки самостоятельного практического использования полученных знаний. Все это должно быть направлено в первую очередь на раскрытие индивидуальности каждого учащегося.
Музыкальные способности и, в особенности, профессиональные данные учащегося раскрываются постепенно, в процессе обучения. К старшим классам – примерно к пятому – выявляется та часть учеников, которых можно рассматривать как потенциальных профессионалов. У этих детей ярко выраженные музыкальные способности, хорошая оперативная и долгосрочная память, достаточно развиты мышление, эмоционально-образная сфера, самоконтроль и сценическая выдержка. Они обладают оригинальностью восприятия исполняемых произведений и уже владеют большим комплексом навыков звукоизвлечения, что служит залогом той исполнительской свободы, по которой всегда чувствуется и слышна одаренность учащегося. Такие дети без особого труда охватывают объемные тексты с насыщенной фактурой, им удаются и стилевые задачи, их исполнение цельно по форме и разнообразно по темброво-динамическим краскам. Для данной категории детей, как правило, характерно также успешное обучение в общеобразовательной школе, высокая работоспособность, устойчивый познавательный интерес и увлеченность, богатый внутренний мир, широкий кругозор и разносторонность жизненных интересов, они активно участвуют в концертно-просветительской деятельности школы.
Разумеется, к таким учащимся повышаются исполнительские требования, ставятся более серьезные задачи. И было бы неоправданным искусственное сдерживание их развития, что может помешать своевременному выявлению и всестороннему развитию их профессиональных данных. Поскольку такие учащиеся обладают более широкими возможностями, им уже доступны не только специально педагогически направленные сочинения, но и определенная часть «серьезной», «настоящей» фортепианной литературы, т.е. значительно более смелые и объемные программы, часто выходящие за рамки репертуара данного класса.
В работе с такими детьми естественно возникает необходимость пересмотра репертуара в плане усложнения формы, фактуры, художественного содержания, жанрового и стилевого разнообразия, расширения временных границ изучаемого материала как в сторону старинной, добаховской, музыки, так и в направлении современных отечественных и зарубежных композиторов, в том числе и популярной музыки для развития музыкального кругозора.
Важнейшим звеном методики обучения одаренных учащихся является особое внимание к полифонии как основе фортепианной техники, т.к. она развивает необходимую пианистам способность слышать и охватывать многоэлементную ткань фортепианной музыки и приучает к независимому движению рук. Это изучение, в первую очередь, произведений И.С. Баха (трехголосные инвенции, сюиты, органные прелюдии и фуги и др.), а также клавирных пьес западноевропейских композиторов эпохи барокко XVI-XVIII в.в.
Произведения крупной формы.
Не менее важное место в репертуаре одаренных детей отводится произведениям крупных форм – это, в первую очередь, классические сонаты, изучение которых не должно ограничиваться только первой частью, сонатным аллегро; концерты, концертные вариации и т.п.; а также развернутые пьесы виртуозного и кантиленного характера композиторов-романтиков XIX и XX в.в. с многослойной фактурой, сложных форм и т.д., в том числе переложения для фортепиано оркестровой и вокальной музыки.
Всем известно, что музыкальное и техническое развитие пианиста взаимосвязано и должно происходить в едином процессе, т.к. только правильный технический прием поможет полноценно выполнить музыкально-художественную задачу. Поэтому в подготовке одаренных учащихся важное место должна занимать их техническая оснащенность как залог успешного воплощения музыкально-художественного замысла и основа фортепианного исполнительства, важно формирование рациональной пианистической техники, которая постепенно подведет учащегося к техническим задачам, требующим уже определенной виртуозности. Изучение гамм, упражнений и этюдов как конструктивных, так и художественных направляется на всестороннее и системное овладение различными видами и элементами фортепианной техники (двойные ноты, октавы, аккорды, репетиции, трели, тремоло, скачки и др.).
Другие формы работы в фортепианном классе.
В обучении одаренных детей помимо основных форм учебной деятельности обязательно должны присутствовать такие дополнительные развивающие формы работы, как беседы о музыке, слушание музыки в исполнении педагога и ее анализ, игра в ансамбле, аккомпанемент, чтение с листа, транспонирование, подбор по слуху и гармонизация, концертно-исполнительская и постановочная деятельность и др.
Роль занятий ансамблем невозможно переоценить и включать их в процесс обучения нужно как можно раньше. Помимо того, что ансамбль является одной из самых интересных и увлекательных возможностей научиться игре на фортепиано, он решает очень многие учебные и воспитательные задачи. Ансамблевая игра способствует воспитанию у детей метроритмической устойчивости, учит слышать паузы, развивает внимание, память, координацию и музыкальное мышление. Но самым важным является то, что она учит слышать и понимать партнера, вести с ним диалог. Дети, играющие в ансамбле, лучше ориентируются в нотном тексте и читают с листа, увереннее чувствуют себя на сцене и, следовательно, более полно раскрываются при публичном выступлении. Помимо этого занятия ансамблем выполняют и просветительскую функцию, знакомя учащихся с произведениями разных стилей и жанров, часто недоступных из-за сложности фактуры для исполнения соло; обогащают музыкальные представления учащихся и расширяют их кругозор, а главное – прививают любовь к совместному музицированию и дают почувствовать радость совместного творчества.
Еще остановимся на такой важной форме работы, как чтение с листа. Также как занятия ансамблем, этот вид учебно-музыкальной деятельности открывает самые большие возможности для широкого ознакомления учащихся с музыкальной литературой, ведь это постоянная смена новых музыкальных восприятий, впечатлений, приток и накопление богатой и разнообразной художественностилевой музыкальной информации. Кроме того, чтение с листа развивает много ценных музыкантских качеств – это, в первую очередь, внутренний слух, мышление, в том числе перспективное, координация, связь зрительно-слуховых и двигательных процессов (принцип «вижу – слышу – играю») и др. Именно чтение с листа позволяет увеличить объем используемого в обучении музыкального материала, что напрямую влияет на общемузыкальное развитие учащегося.
Участие в исполнительских конкурсах.
Большое место в обучении одаренных детей и становлении их как творческих личностей занимают подготовка к профессиональным исполнительским конкурсам, фестивалям и т.п. и выступления на них. Участие в таких мероприятиях требует целого комплекса формирующих волю и характер качеств, таких как целеустремленность, умение сконцентрироваться на главном, отодвинув на время второстепенное, и довести начатое дело до конца, умение владеть собой в стрессовых ситуациях и собираться в ответственный момент, и следовательно, максимально раскрыться и показать себя с лучшей стороны. Здесь важным фактором является психологический настрой на успех, уверенность в своих силах и осознание собственной значимости, а также неповторимой индивидуальности, уникальности своей личности. Безусловно, участие в конкурсах положительно влияет на развитие всех этих качеств личности, которые несомненно помогут сегодняшним ученикам в их дальнейшей, взрослой, жизни, в их личностном и профессиональном становлении, даже если они не выберут для себя профессию музыканта.
Профессиональную ориентацию одаренных детей, обучающихся на фортепианных отделениях ДМШ и ДШИ, необходимо рассматривать шире, чем это традиционно осуществляется в практике работы детских музыкальных образовательных учреждений: помимо исполнительской направленности следует учитывать возможности поступления учащихся в музыкальные училища и колледжи искусств на специальности «Теория музыки», «Хоровое дирижирование», «Музыкальный театр», отделение эстрадного исполнительства, а также в педагогические и культурно-просветительные высшие учебные заведения.
Чтобы оставить комментарий, необходимо зайти на сайт или зарегистрироваться
Источник
Особенности работы с одаренными детьми в классе фортепиано (из опыта работы)
Дата публикации: 19.04.2020 2020-04-19
Статья просмотрена: 171 раз
Библиографическое описание:
Кропивко, М. В. Особенности работы с одаренными детьми в классе фортепиано (из опыта работы) / М. В. Кропивко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 306-308. — URL: https://moluch.ru/archive/306/69009/ (дата обращения: 27.05.2021).
Одаренный ребенок — какой он? Какую степень способностей и умений мы можем считать именно одаренностью? Мне хочется подойти к этому понятию очень осторожно. Работая с детьми, имеющими порой весьма средние способности, для меня одаренный ребенок тот, кто легко справляется с программой, чье исполнительское мастерство отличается яркостью, выразительностью, эмоциональностью. Наверное, для кого — то эти дети обычные ученики, для меня они именно одаренные.
В музыкально — педагогической практике развитием и воспитанием одаренных детей занимаются в первую очередь музыкальные школы и школы искусств. На сегодняшний день в системе дополнительного образования существуют множественные центры и дома творчества, где эти дети могут реализовать свои способности. Судьба дала мне возможность общения и работы с такими детьми. Некоторые из них уже окончили школу, оставив о себе самые теплые воспоминания. Есть и те, кто связал свою жизнь с музыкой. Двое моих выпускников стали преподавателями по классу фортепиано. К счастью, и на сегодняшний день в моем классе есть ученики, которыми можно гордиться.
В чем же заключаются особенности работы с такими детьми? За годы педагогической деятельности мне удалось сделать следующие наблюдения:
Одаренных, правильнее сказать способных детей можно условно разделить на 2 группы:
- Дети, желающие развить свои неординарные способности, стремящиеся к достижениям и результатам, как следствие, трудолюбивые и усердные.
- Дети, имеющие ярко выраженные музыкальные способности, но относящиеся к ним равнодушно, тем самым «зарывая свой талант в землю».
Несомненно, вторая категория детей не сможет добиться желаемых результатов в перспективе, успехи и достижения они смогут демонстрировать только на начальном этапе обучения. «Если не прикладывать никаких усилий, данные тебе от природы способности просто закончатся, как конфеты в коробке», — говорю я маленьким «ленивцам».
Особую «ценность» представляют дети из первой группы, о них и следует говорить отдельно. Дети, относящиеся к разряду одаренных, легко и необычайно быстро осваивают начальный период обучения, не вызывает трудности у них и освоение нотной грамоты. Непринужденно и естественно формируется их пианистический аппарат. Уже в первый год обучения на передний план выходит их исполнительское мастерство. Соответственно, перед таким ребенком ставятся более серьезные задачи, чем перед его сверстниками. О сложности музыкальных мыслей, особенностях изобразительного начала в музыке я должна говорить на их «детском» языке, объясняя порой ребенку значение тех или иных слов. Привычные и знакомые музыкантам термины появятся позже, пока достаточно, если ребенок просто понимает значение определенных символов.
Непременным условием учебного процесса, как в начале обучения, так и на всем его протяжении являются доверительные, искренне доброжелательные отношения между маленькими и большими музыкантами. Ребенок должен быть уверен: педагог рад видеть его всегда, и творческая работа приносит удовлетворение обоим. Ощущения после уроков с такими детьми носят удивительный характер, который сравним с удовлетворением и чувством радости. Порой это благодатная усталость, особенно после занятий с взрослыми учениками. Я никогда не скрываю от детей свои эмоции, они видят как мой откровенный восторг, так и разочарования. Мне кажется, что мои ученики на меня похожи, даже самые маленькие. Откровенно шумные, эмоционально искренние и активные, энергичные. Мы — друзья. Я не «учу», мы вместе творим, создаем, рождаем, в конце концов, нечто совместное, что роднит и объединяет нас. Даже сам урок я стараюсь строить не по стандартной схеме. Мы можем много говорить и совсем мало играть на инструменте (со старшими ученицами), можем весь урок сочинять экспромты (с первоклассниками), а маленькая Лиза постоянно просит, чтобы я ей поиграла «что-нибудь красивое». Любую серьезную просьбу моих учеников я стараюсь исполнять. Музыкально одаренных детей отличает эмоциональная отзывчивость на прослушанную и исполняемую музыку, интенсивное развитие музыкального мышления. Им не нужно объяснять, как должно звучать то, или иное произведение, достаточно позволить им выразить все то, что они хотят. В музыкальной изобразительности для них не должно быть запретов и ограничений — это залог их будущей индивидуальности. «Сыграй убедительно, и я тебе поверю», предлагаю я, и, действительно, порой меняю свою точку зрения.
Говоря о развитии и обучении одаренных маленьких музыкантов, нельзя не остановиться на вопросе исполнительского репертуара. Так называемый «академический комплекс» должен занимать в нем большую часть, т. к. в основе обучения лежит задача профессионального становления личности, что немыслимо без знания классического репертуара. Современные дети, в независимости от своих способностей, сегодня отдают предпочтение современной эстрадной и джазовой музыке. Я разделяю их пристрастия и с удовольствием включаю в репертуар современную музыку. Чем разнообразней исполняемые ребенком произведения, тем многогранней его внутренний изобразительный мир, тем ярче оттенки его переживаний, тем больше у него возможностей познать секреты совершенства музыкального искусства. Существует мнение, что все исполняемые даже одаренным ребенком произведения должны быть ему посильны в изучении. Позволю себе с этим не согласиться. Предлагая юному таланту произведения гораздо сложнее его уровня исполнительства, я даю ему возможность добиться результативности очень усердным трудом. Чувство победы над, казалось бы, недостижимым позволяет ребенку пережить «ситуацию успеха» и поверить в свои еще большие возможности. Конечно, такими педагогическими приемами нельзя злоупотреблять и это скорее исключение, чем правило. Усложнять программу позволительно лишь при подготовке к конкурсным выступлениям. Не раз на конкурсах пианистов мои первоклассники исполняли произведения уровня 3–4 классов. И справлялись! Уверенно педализировали, демонстрировали навыки, присущие старшим ученикам. Сколько труда предшествовало их успеху! Тем дороже стали победы!
Одаренные дети с огромным желанием и удовольствием принимают участие в концертах и различных конкурсах. Порой стремление к победе оказывается настолько сильным, что ребенок вдруг демонстрирует небывалое вдохновение в работе. «Хочешь быть первой? Можешь! Если будешь как следует работать!», именно эти слова я постоянно повторяла юной амбициозной ученице, которая в итоге стала первой в своей подгруппе. Система фестивалей и конкурсов необычайно мотивирует и стимулирует одаренных детей к развитию их творческого потенциала.
Хочется сказать немного о детях, не обладающих ярко выраженными музыкальными способностями, но поражающих своим усердием, трудолюбием и терпением. Может это тоже вид одаренности? Разве не заслуживает восхищения и, главное, уважения, семилетний ребенок, готовый заниматься и ходить на занятия каждый день, чтобы достичь желаемого результата? Порой дети, умеющие трудиться, достигают куда больших успехов, чем их одаренные, но ленивые сверстники.
Музыкально одаренные дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки и нотного текста. Следует как можно больше выучивать с ними произведений наизусть. У них очень рано проявляется способность подбирать на инструменте по слуху. Любая работа, проведенная ребенком самостоятельно, обязательно оценивается мною положительно. Я часто хвалю детей, даже самые незначительные достижения, если они требовали времени и усердия, принимаю всерьез.
Огромную роль в процессе формирования творческих способностей ребенка играют родители юных дарований. Не секрет, что музыкально одаренные дети чаще всего рождаются в семьях, где родители имеют отношение к музыке, где с первых дней еще внутриутробной жизни ребенок слышал пение или инструментальное музицирование.
«Хорошие родители важнее хороших педагогов»- именно так выразился известный пианист и педагог Генрих Нейгауз. Именно он назвал идеальными родителями тех, кто относится к музыкальному обучению как к необходимой для всех части общего образования, при этом реально оценивая способности своего ребенка. Установление прочных связей и контактов с родителями является для меня одним из важных моментов воспитания всех обучающихся, но общению с родителями одаренных детей я уделяю гораздо больше времени. О наличии у ребенка неординарных способностей сообщаю сразу, рассказываю, при каких условиях можно добиться успехов в исполнительском мастерстве. Родители моих «дарований» — мои союзники и единомышленники. Порой обращаюсь к ним за советом и за помощью. Признаюсь, порой жалуюсь, но чаще хвалю их детей.
Серьезное отношение таких родителей к обучению отражается на серьезном отношении к домашним занятиям у детей. Объективная требовательность, помощь в решении организационных вопросов, готовность в любой момент поддержать начинания ребенка и разделить с ним неудачу и успех — эти качества родителей в совокупности с профессионализмом и творческим энтузиазмом педагога служат залогом развития и становления музыкальности наших общих детей. Их достижения разве не есть педагогическое счастье?
И, пожалуй, самое главное, без чего не воспитать маленького человечка и не привести его к успеху. Это Любовь. Искренняя, бескорыстная, наполненная уважением и доверием. Любите своих учеников, верьте в них, и ваша любовь сделает то, что не сможет сделать ни одна методика, какой бы совершенной она ни была.
Источник