Фортепиано для ребенка левши

МЦОиП

Международный центр образования и педагогики (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70859)

«Работа с леворуким ребенком в классе фортепиано»

«Работа с леворуким ребенком в классе фортепиано»

Автор: Заводчикова Алла Валерьевна

«Работа с леворуким ребенком в классе фортепиано»

Актуальность – Вся программа по фортепиано адаптирована в основном для праворуких детей, и специальных уточнений по работе с левшами не указано. Это вызывает ряд вопросов, обусловленных актуальностью данной темы.

1.Особенности леворуких людей.

Оценка числа леворуких находится в пределах от 1 % до 30 % всего населения мира. Однако все исследова­тели сходятся на том, что число леворуких по­стоянно увеличивается.

Среди людей, добившихся всемирного признания в науке, искусстве, политике, каждый пятый — левша. Юлий Цезарь, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Леонардо да Винчи и Альберт Энштейн- все они левши. Также много левшей среди известных музыкантов: Никколо Паганини, Людвиг Ван Бетховен, Фридерик Шопен и другие. У левшей есть даже свой праздник- 13 августа –Всемирный День левшей. Большинство людей- правши. Но чуть ли не у четверти населения планеты ведущей рукой является левая. Среди музыкантов — левшей 20 %, а среди художников — еще больше.

Пока ещё нет чёткого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости, ещё не открыты загадки её происхождения, но ясно одно: преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребёнка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.

«Рукость» является одним из важнейших нейробиологических свойств, её нельзя изменить по своему усмотрению, так как любое вмешательство, особенно в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым результатам, которые могут проявиться не сразу, а через несколько лет.

Переучивание в том возрасте, когда двигательные процессы являются определяющими в психическом развитии ребёнка, приводят к торможению не только их самих, но и иных, психических функций. Переучивая, можно сформировать невроз: беспокойный сон, тики, навязчивые движения, заикание. У ребенка может сформироваться чувство ущербности, комплекс неполноценности, неумение общаться с людьми и т. д.

От доминирования одного из полушарий зависят индивидуальные особенности человека. Левое полушарие без правого не чувствительно к музыке, правое обеспечивает образное мышление, тогда как левое –абстрактное мышление. При доминировании левого полушария преобладает вербально –логический, абстрактно схематический, аналитический принцип восприятия и обработки информации. Логически выстроенная информация воспринимается через слово. И учащийся, поняв, как действует конкретное правило, будет использовать его всегда. При доминировании правого полушария, т.е. при леворукости меняется стратегия восприятия и переработки информации. Преобладают наглядно-образный, конкретно-непосредственный. Другими словами, чтобы понять, им надо «пощупать», «понюхать», «послушать».

2. Трудности при обучении леворукого ребенка

Дети часто путают верх – низ, право – лево, над – под. У маленьких музыкантов: диез – бемоль, высокий – низкий регистры, нота над линейкой – нота под линейкой и т.д. Здесь педагогу-музыканту помогут: маркировка руки (яркий браслетик, ленточка); красочные карточки со знаком «диез»– справа от клавишей, а карточка «бемоль» — слева; сочинённая сказка о низких и высоких регистрах (можно придумать два разноцветных королевства). Как следствие этого трудно запоминаются стихи, таблица умножения, слова, не связанные по смыслу.

Трудности в накоплении навыков и автоматизмов

Левши всё пропускают через голову, всякий раз изобретая свой способ построения и овладения миром правшей. И надо сказать, что маленькие левши решают свои проблемы всерьёз и надолго. Поэтому пьесы с ними надо учить долго! Например, если в пьесе происходит смена фактуры в аккомпанементе, то не ждите от ребёнка-левши, что через пару уроков он не будет застревать в этом месте;

Сложности со скоростью переключения с одного процесса на другой

Эта проблема связана с предыдущей, в том числе и в речевых высказываниях. Здесь не нужно торопить ребёнка, нужно дать время «войти» ему в задачу и выбрать оптимальный вариант ответа. Также, не следует торопить левшу, когда он играет, не говорить попутно замечания. Для него сложно делать сразу несколько дел: играть и слушать педагога. Он может сосредоточиться только на чём-то одном.

Сложности абстрактного мышления

Абстрактное мышление — это тип мышления, при котором человек абстрагируется от деталей и мыслит широкими понятиями, видит картину в целом. Такая особенность мозга позволяет выходить за рамки обыденного, идти к своей цели не зависимо от мнения других людей, совершать новые открытия.

Левша очень редко понимает абстрактные формулировки.
память левшей менее произвольна и лучше фиксирует яркий образ. Поэтому, работая с детьми, особенно с малышами, следует придумывать для каждого нового произведения свои истории, образы, обращаясь к чувствам ребёнка. Левше лучше дать пощупать, проговорить, проиграть ситуацию и т.д. В объяснении нового материала педагогу необходимо пользоваться интонационными возможностями голоса и зрительным подкреплением.

3.Способы и приемы, с помощью которых леворукие дети усваивают знания

По типу своей мозговой деятельности лево­рукие учащиеся отличаются «замедленностью инициации любого двигательного процесса». Осо­бенно сложны для них ситуации, когда необхо­димо выполнять быстрые сопряженные действия обеими руками, особенно если эти движения не синхронны. Но обучающийся достаточно легко автоматически дублирует показанное движение и заучивает его наизусть.

В «донотный» период основное внимание учителя сосредотачивается не на технической стороне обучения, а на качестве звука и слуха уча­щегося. Уро­ки музыки целесообразно начинать со слушания мелодичных произведений и многократного прослушивания отдельных наиболее значимых музы­кальных «фигур» – «оборотов».

Преподаватель, работающий с леворуким учеником, должен вначале полностью отказаться от какой-либо «постановки» правой руки. Орга­низованные игровые движения проходят на пред­варительной стадии показа преподавателем прие­ма звукоизвлечения, использования этого приема «удобной» левой рукой.

Необхо­димо с первых дней добиться, чтобы учащийся слушал звук до конца. Особенно это сложно при длительных нотах, но без развития этой способ­ности в дальнейшем невозможно добиться хоро­шего «туше» – легато, при котором следующая нота берется только при «угасании» предыдущей. Праворукие дети неред­ко делают правильные движения неосознанно, как им удобно, и это правильно. Для леворуких неосознанность движений практически исклю­чается.

На первых порах неукоснительно должен соблюдаться следующий порядок технической ра­боты:

ее осознание, ко­торое леворуким в силу их, как правило, высокого интеллекта дается легко;

выполнение движения «удобной» левой рукой;

синхронное движение двух рук;

только затем исполнение правой рукой.

4. Подбор педагогического репертуара как одно из средств индивидуального подхода к обучению леворуких детей

При выборе репертуара необходимо учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности, в которых как в зеркале отражаются душевная организация, сокровенные желания. Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, на концерт же лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому ученику надо рекомендовать более сдержанные, философские произведения.

Трудность для леворуких детей представляют смешанные штрихи, особенно в партиях разных рук. По этому предпочтение нужно отдавать пьесам, где штрихи не отличаются сложностью, идеальны произведения с одним штрихом на протяжении пьесы или частей.

Произведения с длинными пассажами, требующие запоминания смены аппликатуры также могут быть очень сложны для левшей. Особенно в младших классах. Поэтому этюды на мелкую технику следует выбирать такие, где аппликатура не представляет большой трудности.

Исследователями замечено, что детям –левшам очень полезна ансамблевая игра. Во-первых, играя в ансамбле, ученик непроизвольно, подражая учителю, осваивает инструментальную технику ( а левшам очень трудно сосредоточенно над ней работать). Во-вторых, для участия в концертах (особенно в средних классах) лучше подойдут ансамблевые номера, на сцене левша более комфортно себя чувствует в паре с кем-то . Замечено, что выступления в ансамбле у таких детей бывают более удачными, и, таким образом, помогают им легче адаптироваться в праворуком социуме. Поэтому ансамбли должны быть неотъемлемой частью репертуара, именно ансамбли нужно выбирать с расчетом на концертное исполнение: яркие, техничные.

Обучая ребенка-левшу очень важно воспитывать его внутренний музыкальный слух, представление о звучании инструмента. Эти дети обладают выраженной способностью к самостоятельному творческому поиску. Поэтому нужно поощрять в нем стремление к сочинению музыки, включать в индивидуальный план произведения для самостоятельного изучения. Естественно, трудность их не должна быть выше той, которую ребёнок уже освоил.

Когда в репертуаре появляются произведения крупной формы, предпочтение следует отдавать не частям сонат, а вариациям. Исследования показывают, что сонатная форма трудно воспринимается левшами, в то время как чередование различных частей в вариациях ими легче осваивается. Произведения со сквозным развитием, особенно длинные по времени, для них сложнее, чем те, в которых части легко определяются и различаются по характеру, технически, динамически и т.д.

Таким образом, предпочтительнее для левшей выбирать сочинения в трехчастной форме, рондо, вариации, сюиты.

5. Несколько советов педагогам и родителям левшей:

— нельзя торопить левшу — в суете он наделает массу ошибок, а в ситуации стресса может впасть в панику и урок (или выступление) пойдет насмарку;

— вредно напоминать о прошлой неудаче – накличешь новую;

— перед выступлением следует доброжелательно его поддержать, а так как левши нестабильны, то затем в неизвестности дожидаться результата;

— в работе с учеником-левшой необходимы терпение и чувство юмора, стремление понять левшу, не подстраивая его под себя, под «праворукий» мир;

— постоянно думать и искать пути к победе;

— спокойная и доброжелательная обстановка (атмосфера урока) призвана успокоить в большинстве эмоционально неустойчивых и тревожных маленьких левшей, глубоко переживающих свои неудачи;

— терпеливо относиться к некоторому занудству левшей, так как они всегда хотят добиться ясности в интересующем их вопросе, ведь они всё решают головой;

— необходимы пошаговая подача материала с выделением необходимых элементов любого алгоритма, конкретность домашнего задания;

— очень важна обратная связь с ребёнком — убедитесь, что он вас понял;

— активно используйте помощь родителей в процессе обучения.

Все эти советы пригодятся в общении с любым ребёнком, но, учитывая особую ранимость психики левшей с ними надо быть особо чуткими.

И помните, что детские проблемы леворукости решаемы. Что это в основном проблемы младшего школьного возраста. С годами, по мере взросления, по мере созревания головного мозга, вы и забудете, что этот ребёнок левша.

Источник

Фортепиано для ребенка левши

Это не имеет большого значения.
Скорее ошибкой будет воспринимать правую на рояле как ведущую. У пианиста руки в общем-то равноправны, на левую даже в чем-то бОльшая ответственность возлагается, потому что диапазон ее применения шире.
Существует масса пьес только для одной левой руки, а для одной правой нет ничего. С другой стороны, традиции преподавания у нас (да и везде пожалуй) ориентированы на большее развитие правой сначала, что совсем неверно.

Вот у довольно известного в начале ХХ века пианиста Витгенштейна вообще только одна левая после 1-й мировой войны осталась, и по его просьбе были созданы концерты с оркестром для лев. руки Прокофьевым, Равелем, Р. Штраусом.

Не проблема. Ведь играть-то надо всё равно обеими руками, так что в некотором смысле развитая левая это плюс: заниматься ею приходится меньше; 🙂 а правой и так надо заниматься всегда.

Хотя насчёт именно такого расположения (басы слева, верхи справа, следовательно с XV века ведущая роль, читай мелодия, отдаётся правой половине клавиатуры, где у большинства людей находится правая рука.
Ведь издревле левая рука у многих народов и во многих культурах почиталась «нечистой», из-за чего её мало использовали, см. также этимологию слова «правый»-«правильный»-«право» в европейских языках. Так что выбор расположения верхов именно в правой руке, думаю, всё же был не случаен.

To Mordvinov: Миша, для правой руки solo написана по меньшей мере одна штука у Алькана, её тут давеча Henry упоминал.

Да Вы не волнуйтесь за Вашу девочку, может быть новый Лист растёт или Гульд, или Гофман — все они были левшами или так называемыми «амбидекстрами».Считайте,что ей дан дополнительный шанс.

спасибо всем! девочке 12 лет. Вопрос не принципиальный, но интересный мне чисто теоретически. Значится дело не в руках. а в голове. 🙂

Когда мне было как раз 12 лет, я (правша) любила забавляться тем, что играла несложные пьески для 1-2 класса наоборот: партию правой руки — левой, а левой — правой. Например, одну из сонатин Клементи, где в левой руке были одни арпеджио. Хобби у меня такое было, понимаете ли. 🙂

Впрочем, я весьма относительная правша, у меня многие родственники одинаково хорошо владеют как правой, так и левой рукой (отец в первую очередь). Отношусь к категории людей, которые в раннем детстве очень часто слышали окрики взрослых: «В какой руке нужно держать ложку?! В какой руке должен быть карандаш?!» Ну а в первом классе на уроках письма я насмотрелась на то, как мальчика-левшу за соседней партой учительница била по рукам только за то, что он ручку брал в левую. Понятно, что правая у меня стала ведущей.

ЗЫ: У меня тоже есть вопрос, не совсем по теме, впрочем. Могут ли некоторые особенности строения кисти породить проблемы технические проблемы для исполнителя? Например, если четвертый палец длиннее второго.

Источник

работа с леворукими детьми в классе фортепиано
консультация по теме

Данная консультация предназначена для педагогов ДШИ, и для родителей леворуких детей, которые учатся в ДШИ в классе фортепиано.

Скачать:

Вложение Размер
levorukie_deti.docx 29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с леворуким ребенком в классе фортепиано

Актуальность –В 2016 году ко мне в класс поступило три леворуких ребенка. Вся программа по фортепиано адаптирована в основном для праворуких детей, и специальных уточнений по работе с левшами не указано. Это вызвало у меня ряд вопросов и обусловило актуальность данной темы.

1.Особенности леворуких людей.

Оценка числа леворуких находится в пределах от 1 % до 30 % всего населения мира. Однако все исследователи сходятся на том, что число леворуких постоянно увеличивается.

Среди людей, добившихся всемирного признания в науке, искусстве, политике, каждый пятый — левша. Юлий Цезарь, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Леонардо да Винчи и Альберт Энштейн- все они левши. Также много левшей среди известных музыкантов: Никколо Паганини, Людвиг Ван Бетховен, Фридерик Шопен и другие. У левшей есть даже свой праздник- 13 августа –Всемирный День левшей. Большинство людей- правши. Но чуть ли не у четверти населения планеты ведущей рукой является левая. Среди музыкантов — левшей 20 %, а среди художников — еще больше.

Пока ещё нет чёткого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости, ещё не открыты загадки её происхождения, но ясно одно: преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребёнка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.

«Рукость» является одним из важнейших нейробиологических свойств, её нельзя изменить по своему усмотрению, так как любое вмешательство, особенно в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым результатам, которые могут проявиться не сразу, а через несколько лет.

Переучивание в том возрасте, когда двигательные процессы являются определяющими в психическом развитии ребёнка, приводят к торможению не только их самих, но и иных, психических функций. Переучивая, можно сформировать невроз: беспокойный сон, тики, навязчивые движения, заикание. У ребенка может сформироваться чувство ущербности, комплекс неполноценности, неумение общаться с людьми и т. д.

От доминирования одного из полушарий зависят индивидуальные особенности человека. Левое полушарие без правого не чувствительно к музыке, правое обеспечивает образное мышление, тогда как левое –абстрактное мышление. При доминировании левого полушария преобладает вербально –логический, абстрактно схематический, аналитический принцип восприятия и обработки информации. Логически выстроенная информация воспринимается через слово. И учащийся, поняв, как действует конкретное правило, будет использовать его всегда. При доминировании правого полушария, т.е. при леворукости меняется стратегия восприятия и переработки информации. Преобладают наглядно-образный, конкретно-непосредственный. Другими словами, чтобы понять, им надо «пощупать», «понюхать», «послушать».

2. Трудности при обучении леворукого ребенка

Дети часто путают верх – низ, право – лево, над – под. У маленьких музыкантов: диез – бемоль, высокий – низкий регистры, нота над линейкой – нота под линейкой и т.д. Здесь педагогу-музыканту помогут: маркировка руки (яркий браслетик, ленточка); красочные карточки со знаком «диез»– справа от клавишей, а карточка «бемоль» — слева; сочинённая сказка о низких и высоких регистрах (можно придумать два разноцветных королевства). Как следствие этого трудно запоминаются стихи, таблица умножения, слова, не связанные по смыслу.

Трудности в накоплении навыков и автоматизмов

Левши всё пропускают через голову, всякий раз изобретая свой способ построения и овладения миром правшей. И надо сказать, что маленькие левши решают свои проблемы всерьёз и надолго. Поэтому пьесы с ними надо учить долго! Например, если в пьесе происходит смена фактуры в аккомпанементе, то не ждите от ребёнка-левши, что через пару уроков он не будет застревать в этом месте;

Сложности со скоростью переключения с одного процесса на другой

Эта проблема связана с предыдущей, в том числе и в речевых высказываниях. Здесь не нужно торопить ребёнка, нужно дать время «войти» ему в задачу и выбрать оптимальный вариант ответа. Также, не следует торопить левшу, когда он играет, не говорить попутно замечания. Для него сложно делать сразу несколько дел: играть и слушать педагога. Он может сосредоточиться только на чём-то одном.

Сложности абстрактного мышления

Абстрактное мышление — это тип мышления, при котором человек абстрагируется от деталей и мыслит широкими понятиями, видит картину в целом. Такая особенность мозга позволяет выходить за рамки обыденного, идти к своей цели не зависимо от мнения других людей, совершать новые открытия.

Левша очень редко понимает абстрактные формулировки.
память левшей менее произвольна и лучше фиксирует яркий образ. Поэтому, работая с детьми, особенно с малышами, следует придумывать для каждого нового произведения свои истории, образы, обращаясь к чувствам ребёнка. Левше лучше дать пощупать, проговорить, проиграть ситуацию и т.д. В объяснении нового материала педагогу необходимо пользоваться интонационными возможностями голоса и зрительным подкреплением.

3.Способы и приемы, с помощью которых леворукие дети усваивают знания

По типу своей мозговой деятельности леворукие учащиеся отличаются «замедленностью инициации любого двигательного процесса». Особенно сложны для них ситуации, когда необходимо выполнять быстрые сопряженные действия обеими руками, особенно если эти движения не синхронны. Но обучающийся достаточно легко автоматически дублирует показанное движение и заучивает его наизусть.

В «донотный» период основное внимание учителя сосредотачивается не на технической стороне обучения, а на качестве звука и слуха учащегося. Уроки музыки целесообразно начинать со слушания мелодичных произведений и многократного прослушивания отдельных наиболее значимых музыкальных «фигур» – «оборотов».

Преподаватель, работающий с леворуким учеником, должен вначале полностью отказаться от какой-либо «постановки» правой руки. Организованные игровые движения проходят на предварительной стадии показа преподавателем приема звукоизвлечения, использования этого приема «удобной» левой рукой.

Необходимо с первых дней добиться, чтобы учащийся слушал звук до конца. Особенно это сложно при длительных нотах, но без развития этой способности в дальнейшем невозможно добиться хорошего «туше» – легато, при котором следующая нота берется только при «угасании» предыдущей. Праворукие дети нередко делают правильные движения неосознанно, как им удобно, и это правильно. Для леворуких неосознанность движений практически исключается.

На первых порах неукоснительно должен соблюдаться следующий порядок технической работы:

ее осознание, которое леворуким в силу их, как правило, высокого интеллекта дается легко;

выполнение движения «удобной» левой рукой;

синхронное движение двух рук;

только затем исполнение правой рукой.

4. Подбор педагогического репертуара как одно из средств индивидуального подхода к обучению леворуких детей

При выборе репертуара необходимо учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности, в которых как в зеркале отражаются душевная организация, сокровенные желания. Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, на концерт же лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому ученику надо рекомендовать более сдержанные, философские произведения.

Трудность для леворуких детей представляют смешанные штрихи, особенно в партиях разных рук. По этому предпочтение нужно отдавать пьесам, где штрихи не отличаются сложностью, идеальны произведения с одним штрихом на протяжении пьесы или частей.

Произведения с длинными пассажами, требующие запоминания смены аппликатуры также могут быть очень сложны для левшей. Особенно в младших классах. Поэтому этюды на мелкую технику следует выбирать такие, где аппликатура не представляет большой трудности.

Исследователями замечено, что детям –левшам очень полезна ансамблевая игра. Во-первых, играя в ансамбле, ученик непроизвольно, подражая учителю, осваивает инструментальную технику ( а левшам очень трудно сосредоточенно над ней работать). Во-вторых, для участия в концертах (особенно в средних классах) лучше подойдут ансамблевые номера, на сцене левша более комфортно себя чувствует в паре с кем-то . Замечено, что выступления в ансамбле у таких детей бывают более удачными, и, таким образом, помогают им легче адаптироваться в праворуком социуме. Поэтому ансамбли должны быть неотъемлемой частью репертуара, именно ансамбли нужно выбирать с расчетом на концертное исполнение: яркие, техничные.

Обучая ребенка-левшу очень важно воспитывать его внутренний музыкальный слух, представление о звучании инструмента. Эти дети обладают выраженной способностью к самостоятельному творческому поиску. Поэтому нужно поощрять в нем стремление к сочинению музыки, включать в индивидуальный план произведения для самостоятельного изучения. Естественно, трудность их не должна быть выше той, которую ребёнок уже освоил.

Когда в репертуаре появляются произведения крупной формы, предпочтение следует отдавать не частям сонат, а вариациям. Исследования показывают, что сонатная форма трудно воспринимается левшами, в то время как чередование различных частей в вариациях ими легче осваивается. Произведения со сквозным развитием, особенно длинные по времени, для них сложнее, чем те, в которых части легко определяются и различаются по характеру, технически, динамически и т.д.

Таким образом, предпочтительнее для левшей выбирать сочинения в трехчастной форме, рондо, вариации, сюиты.

5. Несколько советов педагогам и родителям левшей:

— нельзя торопить левшу — в суете он наделает массу ошибок, а в ситуации стресса может впасть в панику и урок (или выступление) пойдет насмарку;

— вредно напоминать о прошлой неудаче – накличешь новую;

— перед выступлением следует доброжелательно его поддержать, а так как левши нестабильны, то затем в неизвестности дожидаться результата;

— в работе с учеником-левшой необходимы терпение и чувство юмора, стремление понять левшу, не подстраивая его под себя, под «праворукий» мир;

— постоянно думать и искать пути к победе;

— спокойная и доброжелательная обстановка (атмосфера урока) призвана успокоить в большинстве эмоционально неустойчивых и тревожных маленьких левшей, глубоко переживающих свои неудачи;

— терпеливо относиться к некоторому занудству левшей, так как они всегда хотят добиться ясности в интересующем их вопросе, ведь они всё решают головой;

— необходимы пошаговая подача материала с выделением необходимых элементов любого алгоритма, конкретность домашнего задания;

— очень важна обратная связь с ребёнком — убедитесь, что он вас понял;

— активно используйте помощь родителей в процессе обучения.

Все эти советы пригодятся в общении с любым ребёнком, но, учитывая особую ранимость психики левшей с ними надо быть особо чуткими.

И помните, что детские проблемы леворукости решаемы. Что это в основном проблемы младшего школьного возраста. С годами, по мере взросления, по мере созревания головного мозга, вы и забудете, что этот ребёнок левша.

Список используемой литературы.

  1. Арчажникова Л. Г. Методика обучения игре на фортепиано: учеб. пособие для студентов IV курса вечер. и заоч. отд-ний музык.-пед. фак. – М.: МГЗПИ, 1982. – 82 с.
  2. Безруких М. «Леворукий ребёнок в школе и дома». — Екатеринбург: У-Фактория, 2003
  3. Безруких М. М., Князева М. Г. Если ваш ребенок левша. –Тула: Арктоус,1996.-80 с.
  4. Емельянова Е. Н. «Левшата в школе и дома: как определить левшество. Помогаем хорошо учиться.» – М.: Эксмо, 2010. – 156 с.
  5. Семенович А.В., Эти невероятные левши. Практическое пособие для психологов и родителей. Изд. 4-е. –М.:Генезис, 2009.-250 с.
  6. Николаева Е.И. «Леворукий ребёнок. Диагностика, обучение, коррекция». – СПб.: «Детство-пресс», 2005
  7. Майская А. «Ребёнок-левша. Как достичь гармонии с «правым» миром». – СПб.: Питер 2006
  8. Карнацкая Л. А. По ту сторону правого мира. Особенности самооценки леворуких детей старшего возраста: монография. Владивосток: 2005.
  9. Маляренко Т. Ю. Музыка и мозг ребенка. Руководство. –Тамбов: 1997.
  10. Арестова А.Ю. «Музыкальное развитие леворукого ребенка», Москва «Прометей», 2012г.
  11. http://mozgius.ru/psihologiya/o-myshlenii/abstraktnoe-myshlenie.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представляю план-конспект открытого урока, который поможет вам самим составить свой конспект .Возможно, этот конспект будет вам чем-то полезен в вашей работе .

СВЯЗЬ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ С РАБОТОЙ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО.

В работе описываются методы работы над артикуляцией, штриахми, динамикой, педалью при исполнении произведения В. Моцарта.

Данная проблема чрезвычайно важна для воспитания пианиста, так как среди разнообразных задач владение искусством исполнения кантилены является основополагающим.. Цель этой методической работы – .

Консультация на тему: «Методы работы по разучиванию нотного текста в классе фортепиано».

Цель: сформировать у юных музыкантов ассоциативное восприятие аккорда «Трезвучие», которое в последствие поможет учащимся при рработе с нотным текстом ,с легкостью определять и наход.

Вид урока: урок – концерт с элементами доклада и музыкальными иллюстрациями.Цель открытого урока – формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выра.

Источник

Оцените статью