Фортепиано для самых маленьких занятия

Первое знакомство с фортепиано

Разделы: Музыка

Научить ребёнка свободно ориентироваться на клавиатуре, выработать стойкое запоминание знания клавиатуре.

Используя инновационныё методы, добиться инициативного отношения к изучаемому материалу.

Развивать абстрактно- образное мышление, умение анализировать и сопоставлять.

Развивать двигательно-игровые навыки ученика.

Научить ребёнка активно и продуктивно работать за инструментом.

    Способствовать быстрому и эффективному знакомству с инструментом фортепиано и его клавиатурой и регистрами.
  1. Развивать внимание и концентрацию.
  2. Способствовать накоплению игровых навыков non legato.

Методические советы и выводы. Специальный дидактический материал.

    Знакомство с инструментом – фортепиано.
  1. Знакомство с регистрами фортепиано.
  2. Знакомство с клавиатурой.
  3. Игра песенок-попевок на инструменте.
  4. Игры – загадки.
  5. Вывод, оценка занятия.
  6. Домашнее задание.

Освоение необходимого объёма знаний. Устойчивое запоминание предлагаемого материала за одно занятие.

Закреплёния навыков игры на инструменте приёмов исполнения non legato.

Самый первый урок, начинается со знакомства с инструментом. На вопрос: “Как называется инструмент, на котором ты пришёл учиться играть?”. Ребёнок отвечает: “Пианино”. Я добавляю, что он ещё называется “Фортепиано”. Изобрёл его флорентийский мастер Бартоломео Кристофори в 1709 году, а назвал он его тогда – чембало с piano и forte, потому что на нем прекрасно можно было воспроизводить различную динамику, то есть громкость звучания. Предшественниками этого инструмента были: клавикорд, спинет и клавесин, но они имели более тихое, металлическое звучание и не обладали богатой и разнообразной динамикой. На нашем же современном пианино возможно добиваться самых различных динамических красок: от громкой – форте, до тихой – пиано. Потому-то этот инструмент называют не просто пианино, а ещё и “Фортепиано”. На нем, можно воспроизводить певучую мелодию, сложную, богатую гармонию и разнообразную полифонию. Подтверждаю свои объяснения исполнением на инструменте довольно больших отрывков из произведений, ярко характеризующих возможности фортепиано.

Тихое звучание произведения — фрагменты из произведений А. Лядова “Пастораль”, А. Гречанинова “Облака плывут”…

Яркое звучание произведения – фрагменты из произведений С. Геллера “Этюд” (ре мажор), В. Витлина “Страшилище”…

В процессе исполнения этих музыкальных примеров задаю ребёнку вопросы:

— Как звучит тот или иной музыкальный фрагмент (громко или тихо; форте или пиано)?

— Какая эта музыка по настроению (грустная или весёлая, задумчивая или задорная)?

— Какая эта музыка быстрая или медленная?

-Каким приёмом исполняется произведение (плавно, гибко или отрывисто, остро, а может музыка просто шагает)?

— О чём эта музыка, что ты себе представляешь, когда слышишь такую разную музыку?

Ребёнок в форме беседы отвечает на вопросы, и мы вместе с ним приходим к выводу, что наш инструмент, фортепиано, может “рассказать” обо всём: на нем можно создать любое настроение, любой образ и характер. Уже на первом этапе знакомства с инструментом малыш понимает, насколько богат и разнообразен инструмент, на котором он пришёл учиться играть, насколько богаты его выразительные возможности.

Далее, я прошу его самого извлечь из инструмента громкие звуки – форте, прошу не бояться и смело опереться, погрузиться руками в клавиатуру, используя корпус; затем извлечь тихие звуки – пиано, ребёнок старается при этом прикоснуться мягко, нежно, даже трепетно только кончиками пальчиков.

Продолжая знакомство с инструментом, знакомимся с регистрами. Изучаем три регистра: нижний, средний, верхний. Для более быстрого запоминания исполняем в нижнем регистре песенку медвежонка, или слонёнка, или динозаврика (например, пьесу Ю. Виноградова “Танец медвежат”, второй её раздел; или фрагмент пьесы И. Парфёнова “Бармалей”)…; в верхнем – песенки птичек, мышек, комариков (например, пьесу П. Чайковского “Песня жаворонка”, или С. Майкопара “Мотылёк”)…; а в среднем регистре, я объясняю малышу, “мы живём, и песенки свои поём…”. Потом, можно попросить ребёнка пофантазировать в том, или ином регистре. Любое прикосновение к инструменту раскрепощает ребенка, развивает его свободу и инициативность. Но с первого прикосновения к клавиатуре необходимо разъяснить ребёнку, что стучать и бить по инструменту нельзя, что звук из-за этого получается не музыкальный, неприятный, злой и даже “противный”; что инструменту, когда его бьют тоже больно, он от этого не поёт, а визжит, кричит. Чтобы ребёнку стало понятно, привожу пример грубого звукоизвлечения, демонстрируя его на себе:

— резко ударяю по ноге рукой – получаю шлёпающий звук, это плохо, ведь ни кому не нравится, когда его шлёпают – это не правильный приём звукоизвлечения.

— активно опускаю руку на ногу глубоким, вминающим движением, пружиня кистью – звука шлепка нет – это правильный приём звукоизвлечения.

Переношу примеры на клавиатуру и прошу ребёнка ответить, когда у меня доброе, глубокое, поющее — правильное f (форте), а когда злое, резкое, кричащее — неправильное. Учимся вместе понимать, ощущать и слышать разницу.

На первом уроке происходит знакомство и с механикой инструмента. Я убираю верхнюю стенку инструмента, показываю малышу, как и благодаря чему, получается звук. Обращаю его внимание на устройство молоточков, они очень похожи на наши пальчики, когда наши пальчики опускаются на клавиши, шагают по ним, молоточки фортепиано “шагают” по стрункам. У фортепианных молоточков, как и у нас, есть мягкие подушечки, только сделаны они из войлока. Низкий или высокий звук зависит от толщины струн, по которым ударяют молоточки. Детям очень нравится процесс знакомства с механикой инструмента, а мне он помогает в дальнейшей работе над пианистической артикуляцией.

Продолжая знакомство с инструментом, мы знакомимся с клавиатурой. Основным принципом является лёгкость и доступность в её восприятии, понимании и запоминании.

Знакомство происходит с радостью и улыбкой, в простой игровой форме.

Я показываю на клавиши и акцентирую внимание на том, что клавиши бывают белые и чёрные и что все они называются — клавиатура. Что чёрные клавиши группируются по 2 вместе и по 3 вместе. Воспользовавшись советам Льва Ароновича Боренбойма, прошу ребёнка показать мне все группы из двух черных клавиш; затем – из трёх. После того, как ребёнок увидел и начал узнавать на клавиатуре группы черных клавиш, у него, естественно, возникает желание погладить их, дотронуться. И тут можно предоставить ему возможность с закрытыми глазами, на ощупь определить, какая из групп у него под рукой – “по две” или “по три”, ощупывать клавиши лучше подушечками пальцев. Эта простая игра очень нравится малышам. Знакомство с чёрными клавишами позволяет сразу же ориентироваться в клавиатурных просторах и не заблудиться в них. Научившись узнавать группы из двух и трёх черных клавиш, включив зрительную и осязательную, ориентацию ребёнок будет легко находить любую нужную клавишу, что в дальнейшем поможет чтению нот с листа.

Первоначальное знакомство с клавиатурой и названиями клавиш мы начинаем не по звукоряду.

Я совершенно убеждена, что изучение клавиатуры в разном порядке (по моей методике) более целесообразно, чем абстрактное “вызубривание” названия клавиш по звукоряду, приводящее к стойкой привычке пользоваться “порядковым” методом. Ведь это ужасно, когда в поисках нужной клавиши, малыш начинает каждый раз “от печки”, от клавиши “до”. Чтобы ребёнок не стал “заложником отсчёта”, гораздо эффективнее развивать у ребёнка гибкое мышление в запоминании клавиатуры, используя предложенные мной картинки -“маночки”. Конечно, ребёнок обязательно должен знать и звукоряд, но эту работу я провожу несколько позже, когда он уже прекрасно знает все клавиши и хорошо ориентируется на клавиатуре.

Итак, начинаю я изучение клавиатуры по группам нот, запоминание, которых проходит благодаря картинкам – образам, своеобразным “маночкам”. Каждый такой “маночек” дает возможность ребёнку включить в работу все виды мышления:

Схемы, дидактический материал для изучения клавиатуры

Там, где две чёрные клавиши мы строим домик. Он опирается на клавиши до и ми, поём для большего запоминания песенку “Домик”. Учимся играть её в разных октавах.

Домик, домик, До – Ми
Хорошо ты в нём живи,
Домик, домик, До – Ми,
До – Ми, До – Ми.

Дальше мы должны построить забор, ведь у нас дачный домик, а у каждого дачного домика должен быть забор. Забор строим там, где три чёрных клавиши, ведь они очень похожи на забор.

У забора четыре дощечки. У первых двух, что ближе к домику, мы посадим фасоль. Я объясняю ребёнку, что на даче у забора обычно высаживают горох или фасоль, так вот мы посадили – фасоль и споём про неё песенку.

Фасоль, фасоль, растёт фасоль,
Это — Фа, а это – Соль,
Фасоль, фасоль.

— Теперь ты “посади” фасоль, например, для мишки, или для киски, или для птички… Ребенок переносит песенку в разные регистры.

-Только, когда играешь, обязательно следи за рукой. Погружай ручку глубоко, но мягко в клавиатуру, не спеши, а снимай гибкой кистью. В нижнем регистре играй песенку левой рукой, в верхнем – правой.

— А кого мы разместим у двух других дощечек забора, посмотри, ведь там место ещё ни кем не занято?

Спрашивая, я достаю маленькую лягушку. Если нет игрушки, её с успехом можно нарисовать прямо на заборе, как и фасоль, будет тоже весьма наглядно.

— А туда мы посадим лягушку. У забора часто прыгают лягушки, ведь там довольно сыро, поэтому им там нравится. Смотри, как наш лягушонок удобно сидит на этих двух клавишах. Давай споём и сыграем про него песенку.

Ля – Си лягушка сидит,
На нас весело глядит.
Ля – Си, Ля – Си,
Улыбнись, меня спроси: “Где же Ля, а где же Си?”

— У кого в гостях сидит наш лягушонок? (играю песенку в верхнем регистре).

— Наверное, у мышки…

— А теперь ты приглашай лягушонка в гости ещё к кому-нибудь.

Ребёнок исполняет её в разных октавах и, в соответствии с октавой, придумывает, у кого же гостит лягушонок.

Ну, а теперь надо посмотреть, какая же клавиша осталась неузнанной? Ребенок быстро находит её, эта клавиша “живёт в домике”. И поэтому я предлагаю посадить на неё собачку, пусть сидит в домике и охраняет его и рычит! Назовём его Рекс, ведь это клавиша — Ре.

Ре, Ре, Рекс в доме поживает,
Ре, Ре, Рекс домик охраняет.

Песенка исполняется на одной клавише – РЕ.

Все эти схемы сразу рекомендую искать и строить в разных октавах, чтобы ребёнок абсолютно свободно находил благодаря визуальным образам, любую клавишу, быстро узнавал её по “маночкам”. В процессе занятия ребёнок приобретает необходимые знания: развивается его музыкальный слух, формируются пространственно – зрительные навыки.

Обучение превращается в увлекательную игру, сказку со своими образами и героями и поэтому является весьма эффективным:

-Ребёнку нравится работать-играть с визуально-дидактическим материалом;

— У ученика вырабатывается быстрое и глубокое запоминание названия всех клавиш.

В домашних заданиях ставится в основном задача закрепить ещё раз пройденный материал, причём весь дидактический материал я даю ребёнку домой, что, весьма радует малышей и стимулирует к домашнему повторению материала.

Ещё хочу остановиться на одном из важнейших аспектов: изучая клавиатуру, исполняя песенки, мы с ребёнком сразу пытаемся “ставить” ручку, то есть сразу формируем правильные пианистические движения. Играем все песенки 3 пальчиком, следим за горсточкой, за округлыми, но не сжатыми пальчиками, за свободным запястьем, за глубоким, свободным погружением руки в клавиатуру от плеча, “крылом”. Следим за мягким, гибким снятием руки с клавиатуры. Конечно, процесс “лепки” руки весьма длительный процесс, но начинать его надо с первых уроков, с первого прикосновения к клавишам.

-Педагог “берёт” любую клавишу, а ребёнок называет её, пользуясь приобретёнными знаниями.

-Педагог называет любую нотку и регистр, а ребёнок должен найти клавишу, соответствующую данной ноте, в заданном регистре.

Педагог и ребёнок могут меняться ролями. Форма игры могут варьироваться.

Оценка работы ребёнка на уроке:

В течение всего урока следует хвалить ребёнка за хорошую работу, стремиться поощрять любую инициативу со стороны малыша в отношении освоения материала. В конце урока даётся положительная оценка, потому что другой и быть не может. Все дети всегда прекрасно справляются со всеми задачами и заданиями данного урока.

Источник

Работа с детьми от 2-х до 5-ти лет

Предисловие к курсу

Переехав в США в 1993 году, я неожиданно для себя получила уникальную возможность изучать детей раннего дошкольного возраста в среде их обитания, а именно в детском саду Монтесори… работая нянечкой и меняя им подгузники. Конечно же, о карьере учителя фортепиано я могла тогда только мечтать, ведь нужно было выучить английский язык. Плохое знание языка оказалось моим счастливым билетом в продвижении моих исследований. Приняв решение, что учиться языку у 2-х летних детей – самый правильный путь, я ни разу не усомнилась в том, насколько была права!

Мы оказались полезными друг другу: малыши помогли мне связывать английские слова в простые предложения. Я же помогла им в освоении первых навыков игре на фортепиано. Не могу сказать, что мои способности излагать мысли по-английски стали идеальными, однако наше сотрудничество в целом оказалось чрезвычайно плодотворным.

До погружения в среду прямоходящих тадлеров я думала, что знаю о них все, ведь моей дочери было уже 8 лет и мы с ней «прошли» этот период. Казалось, время, когда ей было только 2 было еще вчера, и все должно быть для меня известно и пережито. Но только став частью коллектива двухлеток я поняла, что за «прошедший материал» о возможностях детей этого возрастного периода мне надо поставить жирную двойку с минусом. Как оказалось, я не прошла, я пробежала этот период развития моего ребенка, пропустила самое важное, а теперь самонадеянно и свысока думаю о том, что я – эксперт!

Откровенно говоря, меня поразил, просто ошарашил и совершенно сбил с толку этот период развития детей. Внешне передо мной бегали, прыгали, карабкались на горки обычные малыши. Но став инсайдером и обучаясь вместе с ними языку, я увидела в них нечто значительно большее: передо мной с космической скоростью развивались маленькие мудрецы с неограниченной жаждой узнавать новое, тренировать мозг и работать над собственным интеллектуальным развитием.

Особенно меня поразило то, что движущей силой развития внимания детей этого возраста являются собственные кисти рук, а особенно пальчики. Я помню, как замирали 2-летки, когда мы пели с ними песенку про паучка, сопровождающиеся пальчиковыми играми (в русскоговорящей среде тоже есть такая песенка – «Сорока-сорока»)

Малыши, набегавшись, могли «залипнуть» наблюдая за работой собственных пальчиков, а также сосредоточенно пытаясь надеть колечко на жердочку, вращая в руках небольшие предметы. Особенной популярностью у малышей пользовались игрушки, в которых нажатие кнопок и рычагов сопровождалось звуковым оформлением.

Казалось, что дети, видя, как их пальчики способны производить такие звуковые сенсации, впадают в какое-то несвойственное их раннему возрасту состояние. Пальчики, извлекающие поток звуков, магически действовали на детей, превращая их в маленьких, сосредоточенных исследователей.

Именно тогда у меня появилась идея попробовать научить малышей играть на клавишном инструменте, и я принесла в группу синтезатор. Я подумала: раз уж им так нравится нажимать на кнопки, то почему бы не попробовать заменить кнопки клавишами фортепиано? Если им так интересно играть в пальчиковые игры, почему бы не научить их играть упражнения и гаммы?

Не могу сказать, что первый же ребенок, который добровольно решил стать моим учеником, сразу сел – и заиграл Ганона. Все было значительно сложнее и потребовалось много усилий для того, чтобы они поняли, чего я от них хочу, а я поняла, как лучше донести до них свои умения.

Однако результат превзошел все мои самые смелые ожидания! Оказалось, что к 24 месяцам каждый здоровый малыш уже в состоянии контролировать каждый пальчик обеих рук. Более того, он может играть всеми пальчиками. Когда ребенок разучивает упражнение одной рукой, вторая в состоянии запомнить последовательность и выполнить ее просто повторяя движения первой!

Самым поразительным было то, что дети этого возраста обожали играть на синтезаторе и как только выучивали что-нибудь, стремились продемонстрировать свои умения где угодно.

Особенно запомнился рассказ одной мамы, которая посетила магазин музыкальных инструментов с целью приобрести пианино для старшего отпрыска. Пока она разговаривала с дилером, младшенький нашел ближайший рояль, протянул к нему ручки и слева направо, как трудолюбивый пахарь, стал играть хроматическую гамму медленно передвигаясь вместе с руками от басов к верхним регистрам.

Изумленные покупатели окружили юного исполнителя, но он, не отвлекаясь ни на кого, продолжал делать свое дело, стараясь не сбиться со своего пути. Дойдя до самой крайней клавиши верхнего регистра, малыш глубоко вздохнул и не обращая внимания на аплодисменты поклонников побежал к маме.

Как правило, дети, которые начали играть на синтезаторе с моей помощью, научились контролировать все свои пальчики и управлять ими. Когда мы стали заниматься этим, малыши вместе с музыкальными навыками приобрели способность быть более сосредоточенными. Одно не развивалось без другого!

Когда же я окончательно освоилась и разнообразила наши занятия пением нот сольфеджио, я не могла не заметить ускорения речевых навыков детей. Причем многие дети сначала учились петь, а потом выстраивать сложно подчиненные предложения на своем родном английском языке.

Именно тогда я по-другому осмыслила слова мыслителя Платона о том, что музыка должна стать основой обучения детей другим наукам. Я на деле увидела, что великий философ античности был абсолютно прав: способность делать музыку своими руками коренным образом меняла каждого малыша, превращая его малыша думающего.

Получается, что игра на клавишных инструментах является важнейшим звеном развития ребенка, способным поднять его интеллект на значительно более высокий уровень? Эта гипотеза заставила меня серьезно задуматься. Получается, что пальчики ребенка словно ждут своего часа, чтобы стать независимыми, точными и умными. Нет ничего лучше клавиш, чтобы заставить их работать именно в этом направлении.

Стало понятно, почему многие народы мира придумали для своих детей «пальчиковые игры», почему педиатры советуют с раннего дошкольного возраста развивать мелкую моторику. «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», — писал известный педагог В.А. Сухомлинский. Однако даже он не мог знать, до какой степени это является истиной в отношении детей от 2-х лет!

Меня также поразило то, что игру на синтезаторе осваивали не только «особо одаренные», но все дети, все, с кем я получила возможность работать. Именно тогда я задумалась над вопросом: почему стремление развивать мелкую моторику становится настолько насущным именно с двух лет, а не раньше?

Окончательный ответ на этот вопрос я получила много лет спустя, когда были созданы новые, 3-х мерные приборы наблюдения, пролившие свет на внутриутробный период развития ребенка.

Оказалось, что интеллектуальные возможности детей младшего дошкольного возраста и возможности их мелкой моторики нами сильно недооценены и нуждаются в пересмотре!

Ваше первое знакомство с 2-х летним учеником. Как произвести впечатление?

Тадлеры — особенная возрастная группа детей, для которых пристальное внимание взрослого вызывает желание вовремя смыться. Научившись ходить и бегать и открыв для себя целый мир непознанного, малыш хочет стремглав бежать туда, куда глянут его глаза и делать то, до чего дотягивается его рука.

Любая мама знает, что если малыша не видно и не слышно пару минут, в доме проблемы.

Поэтому не стоит гнаться за тадлером, чтобы объяснить ему об уроке музыки. Не стоит опускаться на корточки и заглядывать ему в глаза.

Тадлер за свою жизнь уже успел усвоить одно важное правило: если взрослым от тебя что-то нужно, они будут заглядывать в глаза и опускаться перед тобой на корточки. А нужно взрослым всегда то, чего не хочется тебе: уложить спать, дать вареную морковь или горькое лекарство.

Для самого успешного начала ваших занятий с тадлером запомните самое важное правило: для того, чтобы он потянулся к вам, его надо игнорировать.

Вы видите, что тадлера привела за руку мама? Поговорите с мамой! О погоде, о музыке, о Бетховене. Говорите с мамой — и не смотрите на тадлера прямо, только краешком глаза. Тадлер привык себя чувствовать комфортно, если он бегает за взрослыми, хватает маму за юбку и что-то периодически требует. Поэтому в процессе вашего разговора он достаточно быстро вернется к своим обычным домашним тадлеровским инстинктам и потянет маму за руку. Ему же обещали таинственные удовольствия по имени «занятия музыкой», но вместо этого он опять должен присутствовать при длинном и скучном разговоре взрослых.

Вы в этом контексте сразу становитесь частью привычного мира тадлера, когда не за ним бегают, а он ищет внимания среди вечно чем-то занятых взрослых.

Это — ваш момент. Его ни в коем случае нельзя пропустить! Вы можете мельком глянуть на ребенка и сказать в пространство: ах, я совсем забыла показать вам свое царство — государство. Вот — дедушка рояль. Вот — внук синтезатор. Вот — мои деньги, которые я плачу за труд. А вот сокровища, которые после урока можно купить.

Это надо произнести достаточно уверенно и быстро, даже динамично, не растягивая, чтобы тадлер не успел заскучать и перевести свой фокус в противоположный вектор.

Не нужно спрашивать тадлера о погоде. Ему даже не нужно говорить, хочет ли он поиграть с карточками или спеть песенку! Пока тадлер будет думать, чего он на самом деле хочет или не хочет, пройдет урок! Ему нужно предложить что-то сделать и самому начать с увлечением этим заниматься. Многие малыши начинают завороженно за вами наблюдать, не включаясь в игру. Можно включить в игру маму! Не переживайте: тадлер все впитывает и если не на первом уроке, то на втором это точно начнет потихоньку включаться в работу.

Очень важно в работе с дошколятами владеть искусством сразу подмечать и отмечать музыкальными деньгами каждый положительный сдвиг ребенка. При этом нужно уметь коротко и понятно озвучить, что именно тадлер сделал так и почему ему дают бабочку или флажок.

Не бойтесь включать в список таких подвигов такик как «не болтал ножками несколько секунд», «вынул палец изо рта» или «перестал пытаться дотянуться пяткой до ноты До первой октавы». Даже если ребенок просто зазевался и не успел об этом подумать, засчитывайте ему это в кредит! Так тадлер начнет понимать, что от него требуется. Он обязательно начнет стараться не уронить себя в ваших глазах и захочет приходить еще и еще!

Организация времени: 1 минута для ребенка — это много.

Если сказать взрослому: «Одну минуту!» — это для него один миг. Минута для ребенка — это вечность. Время воспринимается нами в соотношении к прожитому возрасту. Чем больше мы живем, тем короче в нашем восприятии становится одна минута.

«Питательная значимость» одной минуты у ребенка и взрослого тоже разные: ребенок впитывает информацию всеми органами чувств и вся его нервная система и умственная деятельность потом строятся на этом фундаменте. Взрослый за минуту пытается логически осмыслить информацию или запомнить ее.

Поэтому результат обучения у ребенка и взрослого разный.

Воздействие каждой минуты, которую ребенок активно проводит за инструментом трудно переоценить.

Для начинающих детей от 2-х до 5-ти лет нужно создать окружение и в школе, и дома, с помощью программы Софт Моцарт, чтобы занятия музыкой стали не отдельным занятием раз в неделю, а повседневной практикой.

Задача учителя работать в команде с родителями ребенка. Домашние занятия должны быть продолжением школьных уроков. В идеале вся семья должна принимать участие в музыкальном развитии ребенка, разучивать различные пьесы и делиться своими успехами на семейных праздниках и академических концертах.

Это поможет учителю в классе развить творческий и музыкальный потенциал ребенка наиболее эффективно.

Окружение

Лучшие результаты в обучении ребенок получает тогда, когда он делает то, что умеют и любят делать его родители и его окружение. Если игра на фортепиано станет любимым занятием мамы и папы, старших братьев и сестер, то ребенок обязательно тоже будет тянуться к инструменту.

Наш Метод помогает окружению ребенка тоже эффективно заниматься музыкой. Это — не просто занятия, в которых один учится, а другие его пассивно отводят на занятия или наблюдают.

Нужно нацеливать родителей на то, чтобы организовывать время всей семьи так, чтобы игра на фортепиано и музыкальные игры стали частью семейного досуга. Поэтому при поступлении детей младшего дошкольного возраста в ваш класс подготовьте родителей к тому, что и они будут активно учиться музыке вместе со своим ребенком.

Родители могут следовать курсу обучения ребенка и заниматься с тем же материалом, но лучше всего, если они будут следовать курсу для взрослых и опережать своих детей

Лучший инструмент для занятий.

Лучшим инструментом для начала занятий музыкой с детьми раннего дошкольного возраста является 61 клавишный синтезатор без взвешенных клавиш. Это должен быть самый простой инструмент, без подсветок или других дополнительных функций: они отвлекают ребенка от основной задачи.

Если в семье у ребенка уже есть акустическое фортепиано, следует убедить семью также приобрести синтезатор. Без цифрового инструмента использование программы дома невозможно.

Без ощутимых успехов желание заниматься музыкой проходит быстро и у ребенка, и у его родителей.

Если семья уже обладает цифровым инструментом со взвешенными клавишами, нужно внимательно проследить за первыми занятиями ребенка. Чаще всего дети 24-36 месяцев не способны контролировать силу нажатия клавиш. Они не могут справляться одновременно с построением координационных задач и весом клавиши . Требуется инструмент, клавиши которого откликаются именно на легкое прикосновение, т.е. самый простой синтезатор.

В истории фортепиано клавиши с более тугим нажатием, отвечающие за динамику звучания, были созданы значительно позже клавиатуры с легким прикосновением. История не знает ни одного случая, когда музыканты не смогли перестроиться с игры без динамики на фортепиано.

Развиваем внимание с нуля

Нас часто спрашивают, имеет ли смысл начинать занятия, если ребенок не умеет быть внимательным. С нашим новым подходом в обучении нам не нужно ждать, когда ребенок станет внимательным. Вы можете научить его этому и с помощью Метода.

То, что многие воспринимают как невнимательность ребенка, его неспособность фокусироваться на самом деле является Стадией Хаотического Поиска. Куда смотреть? Что делать? Куда бежать? Может, клавишу стоит погрызть? Может, надо принюхаться к нотам? Представьте себе, что у ребенка в руках множество ключей и он хаотично пробует открыть одним из них замок.

Еще до рождения у ребенка развивается слух, обоняние, вкусовые рецепторы, моторика и тактильные ощущения. Именно эти навыки он будет пытаться использовать при первым знакомстве с инструментом.

Когда ребенок старается извлечь звуки с помощью кулачков (а иногда даже пяток!), пробует инструмент на вкус и не смотрит на то, что вы ему показываете, не спешите огорчаться. Это — естественное поведение. Каждый человек спонтанно пытается применить те навыки в изучении нового, которые у него развиты лучше всего.

Зрительная способность различать предметы и цвета развивается у ребенка уже после рождения и является новым навыком. Умение фокусироваться — только создающийся навык. Именно поэтому ребенок, пока не заинтересуется каким-то объектом и не сфокусируется на нем, будет смотреть в разные стороны. А поскольку зрение является мотиватором движения, то ребенок будет перемещаться по комнате.

Все это абсолютно нормальная реакция!

Существуют простые житейские способы привлечения внимания ребенка и его развития. Они складывались спонтанно. Склоняясь над колыбелью, мы начинаем разговаривать с ребенком, а он, откликаясь на тон нашего голоса, изучает черты нашего лица. В магазине игрушек для самых маленьких очень популярны погремушки. Привлекая внимание ребенка звуком игрушки, мы помогаем его зрению сфокусироваться на ней. Проводя игрушкой в пространстве, мы приучаем глаза ребенка следить за движением игрушкт. Так, с помощью уже созданного и работающего канала восприятия (слух) мы переключаем ребенка на развитие другого (способность фокусироваться).

По этому принципу ребенок и развиваетая, соединяя различные каналы информации в одно целое и объединяя миллиарды нейронов в «тропинки», «дорожки», «магистрали» и «развязки». Новые навыки ребенка — это «тропинки», которые ответвляются от уже созданных дорог. Педагогу очень важно знать и понимать сильные стороны малыша, его основные «магистрали». Это совсем не так трудно, как кажется!

Фокус:

От речи — к картинке

Речевая память является одним из наиболее развитых навыков у тадлера. Дети учатся подражать интонациям взрослых с самого рождения, потому что их слух развивается еще в утробе матери. Существует множество видео, где 2-х месячные дети уже подражают интонации родителей и даже порой точно повторяют за ними некоторые слова.

Картинки домика, репки, мишки и другие могут привлечь внимание ребенка, когда будут сопровождаться словом и действием и музыкальным звуком

1. Мы учим ребенка находить названную картинку среди других. От спонтанного мы направляем внимание тадлера на нацеленное фокусирование. Сначала мы называем картинку «полным именем», а потом сокращаем до названия ноты.

2. Мы слушаем, танцуем под и пропеваем с малышом песенку, в которой имена картинок выстраиваются в определенные «стихи». Танцуя под музыку и повторяя слова «стихов» ребенок спонтанно запоминает последовательность слогов.

3. С помощью выученных «стихов» мы учим ребенка уже выстраивать последовательность картинок

4. Мы усложняем интеллектуальную задачу и «прячем» некоторые картинки из ряда и предлагаем ребенку с помощью речевой памяти найти «потерю»

От картинки — к клавише и ноте. Развитие зрительно — моторной координации

Картинка становится «проводником» к развитию зрительно-моторной координации, когда присутствует и на клавишах, и на нотах. Здоровый ребенок учится сличать картинки и с помощью них переводить фокус с клавиш на экран монитора достаточно быстро.

Зрительная мотивация подталкивает малыша нажать не просто клавишу ради звука, но «знакомую» клавишу, имя которой известно и проговорено. Глаза находят в нотном тексте такую же картинку.

Часто бывает, что ребенку трудно сфокусироваться на картинке — ноте — клавише даже с нашей программой, потому что перед его глазами слишком много визуальной информации. Поэтому он начинает буквально разбегаться по всей клавиатуре, не в силах выбрать одну клавишу из множества. Для того, чтобы помочь ему сосредоточиться в первую очередь на моторике, мы должны прикрыть временно «мешающую» часть экрана и клавиатуры.

Нажатие клавиши вызывает на экране анимацию. Так постепенно ребенок начинает формировать зрительно-моторную координацию.

Поскольку самыми развитым и независимым пальчиком ребенка является указательный, он скорее всего начнет нажимать клавиши именно с помощью него.

Однако постепенное запоминание последовательности картинок помогает ребенку воспринимать и зрительную информацию, и собственные пальчики не по одному. а в небольшой группе. Это очень помогает выучить расположение нот и клавиш, а также понять, как лучше группировать пальчики.

Стадия исследования паучков и бабочек.

Часто многие преподаватели и родители огорчаются, что малыш, ознакомившись с механизмом работы программы не начинает сразу же аккуратненько следовать картинкам и нажимать только соответствующие им клавиши. Напротив, ребенок может «полюбить» разных паучков и бабочек, подолгу держать «неправильную» клавишу и смотреть на паучка. Порой это несколько клавиш и паучков, извлеченных сразу ладошкой.

Почему это происходит?

В каждом ребенке живет исследователь. Это для нас целью является безошибочное проигрывание пьесы. Мы сразу схватываем логику: нажал не ту клавишу — получил паука. Передержал — увидел бабочку. Недодержал — Мистера Упса.

Ребенок же, не владея навыком быстрых логических заключений, вначале накапливает сенсорные ощущения и опыт взаимодействия. Он не только видит паучка или бабочку, он их пытается прочувствовать, поиграть с ними, пофантазировать. Не нужно ему мешать! Наблюдая, можно просто направлять действия ребенка с помощью позитивных комментариев, а также «музыкальных денег».

От речи — к голосу.

Когда зрительно-моторная координация ребенка становится прочным навыком (это будет заметно по времени на 1-5 презентациях, которое будет приближаться к нулю) можно будет вдохновить его на пропевание мелодии нотками.

Этот этап очень важен для развития слуха ребенка. Прислушиваясь к высоте звука и пропевая его сольфеджио, он поднимает восприятие от речевого к звуковому. Это формирует в его сознании особенную программу, которая поможет ему в будущем легко конвертировать звуки в ноты и наоборот. Многие дети, занимающиеся по системе Софт Моцарт, развивают абсолютный слух, с помощью которого могут исполнять музыку по слуху, транспонировать и даже сочинять свои произведения.

Ни в коем случает не следует толкать ребенка или заставлять его петь. Можно только предложить ему игру, в которой вы поете за него, а он платит вам за ваш сервис музыкальными денежками. Понеся первые потери, большинство детей охотно начинают экономить и петь сами.

Многие дети благодаря этому занятию с нуля развивают и голос, и слух, потому что они прочно взаимосвязаны.

Моторика.

Фортепианная мелкая моторика и мозг ребенка.

Именно с 2-х до 5-ти лет обучение музыке и активное взаимодействие всех пальцев обеих рук с клавишами формирует громадное количество нейронных связей в обеих полушариях и создает более быстрое общение между ними.

Это чрезвычайно важно для развития здорового, умного и сбалансированного ребенка. Сбалансированного — умеющего воспринимать информацию обеими полушариями одновременно.

Следует как можно раньше начинать учиться играть обеими руками. Мозолистое тело (corpus callosum), соединяющее полушария, развивается наиболее интенсивано с помощью уроков фортепиано. Одновременная работа обеих рук и пальцев обеих рук заставляет нейроны соединяться в наибольшее количество «дорожек», что превращает corpus callosum в мощную проводниковую «трассу» по сравнению с одноколейной дорогой.

Эта «трасса» поможет ребенку избежать «пробок» не только в обучении, но и в важнейших жизненных ситуациях.

Развитый сorpus callosum — это сокровище. Нет лучшего подарка, который вы можете подарить малышу на всю жизнь. Объединяя полушария, отвечающие за абстрактное и логическое мышление (левое) и за чувство, пространство, время, интуицию (правое), мы способствуем развитию «непотопляемого» катамарана — разума, который сможет творчески и неординарно справляться с любыми задачами.

Не случайно педиатры и педагоги различных стран мира много говорят о необходимости развития мелкой моторики ребенка в возрасте от 2-х до 5-ти! Метод Хайнер поднимает развитие мелкой моторики на новый уровень и дает ему новое значение: мы предлагаем развивать ребенка не только с помощью застегивания пуговиц, развязывания и завязывания шнурков, но с помощью проигрывания музыкальных (в том числе и классических!) произведений.

Такой вид обучения во много раз превосходит все существующие методы развития и воспитания детей.

Тадлеры и фортепианные навыки. Стадии развития рук, о которых должен знать и учителя, и родители.

Развитие ощущения пальцев.

Как было уже написано ранее, пальцы ребенка приобретают независимость и требуют дальнейшего развития уже в 2-х летнем возрасте. В принципе, ребенок может посчитать свои пальчики, дать им имена, но он это делает медленно, вслух или про себя повторяя последовательность.

Для более эффективного развития этого навыка мы следуем практике временной привязки пальчиков к названиям нот. Так, в правой руке пальчики от большого к мизинцу называются, например До Ре Ми Фа и Соль

И в школе, и дома педагоги, и родители должны проводить регулярные упражнения по ощущению каждого пальчика.

Можно купить пластелин, сделать в нем ямки — домики для каждого пальчика. Погрузить туда пальчики ребенка и попросить тот или иной пальчик»выйти из домика». Можно обвести на зеленом и коричневом листах бумаги ладошки ребенка, вырезать и наклеить названия каждого пальчика.

Это поможет малышу заложить основы игры на фортепиано сразу 5 пальчиками.

Игра с программой Gentle Piano требует от малыша формирования зрительно-моторной координации в первую очередь. Только после этого ребенок сможет сосредоточиться на новой задаче: аппликатуре или управлению мелкой моторикой.

Пальчиковый менеджмент.

Для тадлера в начале обучения правильной является любая аппликатура.

Нашей первостепенной задачей является выстроить у ребенка одновременную работу зрения, слуха, моторики и голоса, чтобы он мог легко найти ноту и соответствующую ей клавишу, услышать извлекаемый звук и смог его спеть. 

До тех пор. пока ребенок будет играть от ноты к ноте и время поиска будет превышать количество сыгранных нот, мы должны понимать, что зрительно-моторная координация у ребенка находится в состоянии развития.

Более того, лучше давать ребенку прослушать всю пьесу, но работать над небольшим фрагментом. Для детей с большими трудностями в развитии координации можно выделить для работы от 1 до 3 нот!

Учить детей младшего дошкольного возраста аппликатуре в начале работы над произведением — задача не только трудовыполнимая, но и совершенно бесполезная. Как уже писалось ранее, подбор удобной последовательности пальцев должно быть осознанным действием.

Мы подготавливаем малыша к умению правильно подбирать пальчики заблоговременно, с помощью работы над озонанием имени пальчиков, игры упражнений и пьес Gentle Piano. Как только ребенок развивает мелкую моторику и зрительно-моторную координацию, он сам легко находит «правильные» пальчики или охотно прислушивается к нашему совету, какую аппликатуру использовать.

Необходимо побороть в себе «синдром традиционного учителя музыки» и позволить ребенку нажимать клавиши так, как удобно.

Особенности работы по разучиванию пьес с помощью Gentle Piano

Лучше всего начинать обучение игре на фортепиано с Introductory Songs, в которых существует мелодия и гармония. Такие пьесы кажутся сложными, потому что требуют от тадлера игры 3 звуков одновременно.

Однако, все не так сложно, как кажется: если начинать работать над правой и левой рукой отдельно, а при игре гармонии вначале использовать 2 указательных пальчика обеих рук, то ребенок быстро научится играть 2 ноты одновременно и уверенно сможет брать интервал одной рукой чуть позже.

Целью обучения игре пьес в первую очередь является развитие базовых комплексных навыков, однако как только ребенок их осваивает, он открыт для восприятия музыки. Подпевая, он «подгоняет» движение мелодии к более правильному и старается управиться с трудностями координации.

В отдельных случаях тадлеры быстро преодолевают координационный период и готовы для решения более утонченных задач.

Вот список задач, которые может преодолеть ребенок с программой Софт Моцарт:

1. Координация обеих рук. Нужно научиться продолжать нажимать более длительные ноты в одной руке и менять мелодию в другой.

2. Постепенное снижение времени и количества ошибок

3. Игра наизусть отдельными и обеими руками

4. *Очень редко, но возможно* — синхронная игра с обучающими видео.

Особенности игры других модулей.

Как об этом писалось ранее, использование модулей ПО должно вводиться постепенно. Количество минут работы с модулем должно выбираться по уровню внимательности ребенка.

Нужно нажать F1 и остановить игру при первых же признаках усталости или потеря внимательности. Даже если ребенок поиграл всего несколько секунд! Все модули программы основаны на таком алгоритме, который учитывает каждое движение ученика и замедляется до полной остановки при большом количестве ошибок. Если же ребенок делает быстрые и правильные решения, программа переносит его на более сложные уровни.

В связи с этим не нужно ребенку помогать. Это сбивает алгоритм программы.

Не нужно давать тадлеру играть более 5 минут игрового времени даже если у него проснулся «спортивный интерес». Алгоритм создан для того, чтобы он не выматывал ребенка, а стимулировал его прогресс в области внимания, а не выносливости.

Воспитание здоровой самооценки тадлера.

Маленький человек хочет учиться и учиться хорошо. Наша задача помочь ему в этом, но так, чтобы ребенок опирался в первую очередь на свои силы. Не случайно, научившись ходить и говорить, ребенок часто повторяет «Я сам!»

Ваша задача укрепить здоровую самооценку ребенка, приучить его реально оценивать результаты своей работы и не искать поддержки извне. Вы должны научить ребенка самому ставить перед собою выполнимые задачи, сравнивать результат с предыдущим и постоянно стремиться к совершенствованию.

Вот некоторые правила, которые следует помнить при работе с тадлером:

1. Не нужно менять голос на тонкий и говорить с ребенком как с младенцем

2. Не нужно хвалисть за то, что ребенок «милый» или «смешной» или даже «умный». Это — общие слова.

3. Хвалите за конкретные действия и достижения.

4. Лучшая форма поощрения — музыкальные деньги. Они нейтральны и не несут опасности предвзятости. Не смотря на юный возраст, тадлеры хорошо различают настроение окружающих.

5. Гордость тадлера за свои достижения может развивться только на основе уважения к вашему мнению. Уважение же растет, когда тадлер видит, что вы внимательно относитесь к его результатам и не преувеличиваете его достижения.

6. Особенно важно не корить тадлера преувеличенными восторгами: так вы можете завысить самооценку ребенка и нарушить сбалансированный самоконтроль.

7. Проигрывать партию левой, правой или обеих рук следует обязательно по 2 раза. Перед повтором всегда говорить: давай сделаем это еще раз и увидим, выиграешь ты или проиграешь. Обязательно вслух сравнивайте полученные цифры и поощряйте тадлера за каждое улучшение.

8. В работе с модулями всегда записывайте результат и объясняйте тадлеру, насколько он улучшился или ухудшился. Не давайте никакой эмоциональной оценке ухудшенному результату. Просто констатируйте и предложите в следующий раз попробовать еще.

9. Не навязывайте тадлеру своей помощи, не показывайте ему «как надо», не пойте за него до тех пор, пока он не даст на это своего согласия. Просто спросите: хочешь, я покажу, как надо? Если ребенок ответил «Нет», не нужно настаивать. Наша задача выращивать навыки без опоры на внешние ресурсы.

10. Никогда не критикуйте исполнение тадлером музыкального произведения. Он не обязан быть очередным «моцартом»: похвалите его только за то, чего он добился. Даже если это достижение — игра одной ноты указательным пальцем. Это — личное достижение конкретного ребенка. Именно оно станет точкой отсчета его успешного обучения. Дорогу осилит идущий.

Источник

Читайте также:  Гитара пако кастильо 205
Оцените статью