Фортепиано для слабовидящих детей

Методы работы с детьми с ОВЗ на занятиях фортепиано

Наталья Чеканова
Методы работы с детьми с ОВЗ на занятиях фортепиано

Методы работы с детьми с ОВЗ на занятиях фортепиано

Образовательная программа дополнительного образования детей по курсу фортепиано направлена на работу с детьми, имеющими различные зрительные нарушения (тотальная слепота, амблиопия, косоглазие, остаточное зрение, методы и формы работы на занятиях с такими детьми имеют существенные отличия.

Учитывая неустойчивость внимания слепых и слабовидящих детей, задания даются им в расчлененном виде и в ограниченном объеме.

Незрячие дети имеют двигательные искажения в разной степени: часто обладают повышенным мышечным тонусом. Коррекция в направлении пластичности и свободы движений необычайно важна, как для музицирования, так и для приспособления к жизни вообще.

В работе с детьми педагогу следует обязательно использовать такие методы как: эмоционально-чувственного контакта педагога с учеником (когда рука ученика лежит на руке педагога, таким образом показываются контуры движения) и пластической гармонизации. Для гармонизации двигательного процесса используются упражнения на

• ощущение объёма и направления движения (вверх-вниз, большое- маленькое);

• характера и скорости движения (плавно- порывисто, быстро- медленно) сочетание крупных движений с мелкими, объединяющих движения всей руки с мелкой моторикой пальцев.

Эти два метода являются базисными и имеют сквозное развитие через все этапы обучения.

Работа со слабовидящими учащимися на ранних этапах обучения будет отличаться от работы с незрячими. Освоение нотной грамоты слабовидящими детьми займет 3-4 месяца. Это связано с подключением в практическую деятельность зрительного анализатора, что расширяет их познавательные возможности. У незрячих учеников освоение нотной грамоты по системе Брайля займет 1-2 года. Эта система достаточно сложная, разбор нотного текста осуществляется каждой рукой в отдельности, а потом, соединив их сначала в уме, переносится на клавиатуру. Вследствие этого незрячие музыканты первые два года будут обучаться на слух. Этот период приносит огромную пользу для развития слухового восприятия, музыкального мышления, развития музыкальной памяти. Таким образом, вынужденная игра без нот оборачивается пользой для ученика. Навыки запоминания и анализа мелодий помогают когда начинается нотный период.

Одним из основных моментов обучения является развитие ритма, т. к. у слепых нет двигательного опыта, ни воспоминая о нем, ни даже визуальных образов движения, которые весьма помогают зрячим музыкантам.

Особо важную роль в правильном формировании музыкальных образов принадлежит воссоздающему воображению. С его помощью учащиеся с ОВЗ, на основе словесных описаний и имеющихся зрительных,слуховых, и других образов, формируют объекты, недоступные для непосредственного отражения. Из этого следует, что в работе над музыкальным произведением педагог не должен бояться делать сравнения, словесно рисовать картину, портрет, чем ярче и образней педагог преподнесет произведения учащемуся, тем понятней будет содержание этого произведения.

На правильное формирование музыкального образа влияет период начального этапа разбора произведения.Он должен включать в себя тщательный анализ всех сторон: характер, темп, динамику, аппликатуру. Положительно влияет на учащихся исполнение педагогом музыкального произведения. В процессе прослушивания произведения или части его важно участие самого учащегося, оно должно быть творческим.

Формирование двигательной свободы и ориентировке при игре на фортепиано- один из самых сложных этапов, чтобы добиться успеха необходимо развивать у обучающегося, прежде всего, способность представлять в воображении весь этот музыкальный материал, который он исполняет. Выполнение этого требования помогает ученику обрести желаемую свободу при исполнении музыкального произведения на инструменте. Очень полезны упражнения для переносов руки «сверху» на разные интервалы. Вместо осязательно-двигательных, вырабатываются слухо- двигательные связи, приобретается «чувства расстояния». Слуховое представление о дистанции между звуками вызывает адекватное пространственное представление о реальных расстояниях.

Важным условием для овладения игрой на фортепиано является правильное систематическое выполнение домашних заданий. Педагог разъясняет, как распределить свободное время, составить расписание для занятий фортепиано, на что необходимо обратить внимание. Работа над уже выученным произведением, осмысление его образного содержания происходит через игру – показ преподавателя, использование художественных иллюстраций, образов литературных героев…. С начинающими учениками используются игровые формы работы. Слушая игру учителя, ученик старается запомнить динамические градации, штрихи, обращает внимание на звучание произведения в целом. Преодолеть трудности в исполнении помогает индивидуальный подход, учитывающий возрастные особенности и физические данные учащегося. Основные методы, используемые на занятиях: убеждение, поощрение, стимулирование. Программа предлагает вариативность обучения. Темп развития каждого учащегося индивидуален. Большое значение имеет поэтапное освоение материала и совместный поиск с педагогом правильного решения.

За этот период времени у обучающихся есть свои творческие достижения: лауреаты регионального конкурса «Открывая горизонты», лауреаты областного конкурса детского творчества для детей с ОВЗ «Храните детские сердца», участие во Всероссийском детско-юношеском фестивале творчества для детей с ОВЗ «Здравствуй, Мир!», дипломанты городского конкурса-фестиваля «Я люблю этот мир» и т. д.

Формы и методы работы с детьми по освоению образовательной области «Безопасность» Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу.

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные методы рисования на занятиях с детьми дошкольного возраста» Дорогие коллеги! сегодня я хочу рассказать вам о нетрадиционных методах и подходах к развитию творчества у детей дошкольного возраста.

Методическая разработка «Организация домашней работы за фортепиано» Организация домашней работы за фортепиано. Музыка – великое искусство, способное творить с человеком настоящие чудеса. Обучение фортепианной.

Методы формирования просодических компонентов речи у дошкольников с ОВЗ Методы формирования просодических компонентов речи у дошкольников с ОВЗ. Выполнила учитель – дефектолог Полухина Н. А. Речевая просодика представляет.

Методы и приемы коррекционной работы по развитию оптических характеристик объекта с детьми второго года жизни (форма) Содержание 1. Цель, основные задачи, коррекционные задачи (форма) 2. Методы и приемы работы 3. Методические требования к оборудованию и.

Методы и приемы коррекционной работы по развитию оптических характеристик объекта с детьми второго года жизни (величина) Содержание 1. Цель, основные задачи, коррекционные задачи (величина) 2. Методы и приемы работы 3. Методические требования к оборудованию.

Методы организации образовательного процесса на занятиях объединения «Лира» Работа над развитием речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу. Методы работы В своей работе мы используем.

Опыт работы педагога — психолога в сенсорной комнате с детьми с ОВЗ по развитию внимания и памяти. Самым важным и уникальным, моей работы в сенсорной комнате, является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов,.

Перспективный план работы с детьми с ОВЗ Направления деятельности Психопрафилактическая работа Цель работы Виды деятельности |.Создание условий для полноценного психического.

Эффектитивные методы работы с детьми раннего возраста по ознакомлению с цветом. Занятие «Каждой шапочке свой помпончик» Эффективные методы при работе с детьми раннего возраста по ознакомлению с цветом Дидактическая игра: «Каждой шапочке свой помпончик» .

Источник

Основные трудности в процессе обучения игре на фортепиано слабовидящих учащихся и способы их преодоления.

Основные трудности в процессе обучения игре на фортепиано

слабовидящих учащихся и способы их преодоления.

Куделькина Инга Юрьевна

Педагог дополнительного образования

МУДО «Детская школа искусств» г. Воркуты

«Детей с дефектами зрения, слуха и т. д. можно и нужно воспитывать так, чтобы они чувствовали себя полноправными и активными членами общества» (Л. С. Выгодский).

На современном этапе происходит изменение отношения российского общества к лицам с ограниченными возможностями, в частности к людям с нарушениями зрения. Этот процесс отражается в создании для таких людей равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества и активное включение в общественно-полезную деятельность, в разработке новых технологий обучения и воспитания.

В социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями по зрению важное место занимает эстетическое воспитание, ведущая роль в котором принадлежит музыкальному творчеству. Это объясняется, в первую очередь, тем, что музыкальное исполнительство – наиболее доступный и естественный для слабовидящих вид художественной деятельности. Вместе с тем, концертно-исполнительская деятельность, выступления перед самой разнообразной аудиторией помогают повысить заниженную самооценку, самоутвердиться, преодолеть неуверенность в себе, застенчивость, закомплексованность, поверить в свои силы и возможности, а также расширяют круг их социальных контактов и тем самым создают предпосылки для воспитания и углубления навыков общения. Музыка имеет большое значение для становления личности слабовидящего ребенка, она может стать не только его профессией, но и помочь в ориентировке и мобильности, так как способна развить слух.

В моей тридцатилетней практике имеется опыт работы с учащимися ОВЗ, девять лет я работала с учащимся с диагнозом «Аутизм», и пять лет работаю с Ярыгиным Родионом, слабовидящем учащимся. Имея такой опыт работы с такими учащимися, некоторые наработки и материалы, представляю вашему вниманию.

Родион учащийся профильного класса ДШИ отделения «Исполнительское искусство» фортепиано, занимается в моем классе пятый год. Поначалу было очень сложно, так как в моей педагогической практике не было учащихся с малым процентом зрения. Находя по крупицам необходимые приемы, методы работы с учащимся ОВЗ, я выстаивала свою систему работы с ним.

Психологический портрет учащегося: у Родиона имеются нарушения зрительного восприятия. Скорость восприятия информации на занятиях замедленна, имеются неточности в прочтении нотного текста. Внимание недостаточно устойчивое. Но Родион умеет управлять своим поведением, усидчив. Социально-бытовые навыки соответствуют возрасту. Физически Родион развит, но в силу слабого зрения не может заниматься равноценно с другими учащимися. Ребёнок очень слабо видит нотный текст. Поэтому мы увеличиваем нотный материал, затем распечатываем и крупным шрифтом подписываем аппликатуру. Чтение нотного материала – осознанное. Родион сильно напрягает зрение при работе с нотным тестом и поэтому у ребенка часто бывают головные боли. В силу особенностей заболевания темп работы у Родиона низкий.

Обязательным условием моей работы с данным учащимся является рациональное построение учебных занятий, ограничение зрительных нагрузок, применение корригирующих средств, а также организация специальных занятий. На начальном этапе обучения музыке, Родион развивался немного замедленными темпами по сравнению со своими сверстниками, но на следующих этапах обучения это отставание стало компенсироваться непрерывным и активным интересом к занятиям.

Описание методических приемов и находок и т.д.

При обучении игре на фортепиано слабовидящих учащихся необходимо иметь в виду, что у них имеются ряд сопутствующих заболеваний: неврологических, двигательных, тревожность в ориентации. Быстрая утомляемость, повышенная возбудимость, заторможенность, проблемные черты характера, индивидуальные двигательные проблемы.

Поэтому для плодотворной работы с такими учащимися необходимо чуткое отношение к ним со стороны педагога, индивидуальный подход к каждому ребенку. Задачи, которые ставятся перед учащимся, должны быть ему по силам. Их успешное решение помогает создать положительное отношение ребенка к работе, преодолеть чувство собственной неполноценности, укрепить позитивное отношение к миру, утвердить свою позицию среди зрячих. Для Родиона очень важно быть в тесном контакте с педагогом. Начиная с первых занятий, мы учились разговаривать при помощи музыки разными способами, приведу некоторые из них.

1.Родион, внимательно прослушав игру педагога, старается передать славами о том, что услышал;

2. Передает движениями рук в воздухе динамику музыкального произведения (громкая — тихая, плавная — скачкообразная, быстрая — медленная). Я стараюсь обращать внимание моего учащегося на то, чтобы в соответствии с характером музыки выразительным был корпус, мимика лица;

3. Сидя за столом, Родион старается передать движениями рук услышанную музыкальную фразу ( Музыкальная фраза ( fraza) — относительно завершенная часть мелодии , темы );

Стараюсь рассчитать движение учащегося так, чтобы точно в конце фразы руки ребенка снова коснулись стола. Лучше для этого задания выбирать музыку с явным движением мелодии вверх и вниз, сочетая с аналогичным движением рук;.

4.Знакомлю Родиона с интонацией в музыке (музыкальная интонация это последовательность тонов и полутонов, соответствующих своей высоте. Организация этой последовательности называется музыкальной интонацией. От их сочетаний зависят структура и характер мелодии), предлагаю «поговорить» небольшими мотивами (сердито, ласково, грустно, весело);

5.С первых занятий Родион знакомится с секвенцией ( секвенция — ( sequentia ) в переводе с латинского последовательное повторение какой либо мелодической фразы или мелодического оборота на другой высоте), мы с Родионом придумали игру с секвенцией и назвали ее «Музыкальным кубиком», из которого строятся пирамиды — вверх или вниз. Начало каждой секвенции, каждого «кубика» обозначаем хлопком в ладоши;

Особое место уделяем ориентировке на клавиатуре. Главным препятствием у Родиона является желание предварительно «нащупать» каждую клавишу. Хотя это побуждение, слабовидящего ребенка, естественно. Только преодолением у него, представления, о невозможности передвигаться по клавиатуре, не прощупывая ее, можно достичь свободы и независимости в игре. Отсутствие зрительных представлений и зрительной интуиции обуславливает сложности в приспособлении ребенка к инструменту. Особенно это сказывается в освоении скачков — ( быстрый, стремительный перенос руки в позицию над клавишей перед извлечением звука). Этот навык, мы тренируем с самого начала обучения, отрабатываем вспомогательные движения, ориентируясь по черным клавишам. Родиону, в силу его особенностей, нужно дополнительное время на вспомогательные движения. Сначала больше, затем постепенно сокращая их, чтобы скачок всегда исполнялся чисто и осознанно (лучше медленно и чисто, чем быстро и грязно).

Существуют специальные упражнения для освоения переносов руки «сверху» на разные интервалы. Вместо осязательно-двигательных, вырабатываются слухо-двигательные связи, приобретается «чувство расстояния». Слуховое представление о дистанции между звуками вызывает адекватное пространственное представление о реальных расстояниях. Для гармонизации двигательного процесса используем упражнения на:

ощущение объема и направление движения (вверх – вниз, большое – маленькое);

характера и скорости движения (плавно – порывисто, быстро – медленно);

сочетание крупных движений с мелкими; объединяющих всей руки с мелкой моторикой пальцев.

Развиваем эмоциональность и творческое воображение. Творческое воображение Родиона страдает из-за невозможности овладения культуры во всей полноте. Занятия музыкой незаменимы для развития творческого, и всех других видов, воображения ребенка при помощи расширения круга музыкальных впечатлений (слушание музыки в записи, на концертах, в исполнении педагога и т. д.) и расширения круга общения. Поэтому работа над образностью, яркостью, выразительностью исполнения – одна из наиважнейших задач в художественном воспитании Родиона. Здесь помогают другие виды искусства (литература, поэзия), широкое знакомство с творчеством автора исполняемого произведения и других композиторов. Стараюсь учить Родиона оценивать свое исполнение, словами описывать образно-эмоциональный строй произведения.

Выступление на сцене. Большое и важное место в учебном процессе занимает исполнение учащимся концертной программы на конкурсе, концерте или экзамене, являясь главным итогом его работы. Родион, при этом, сталкивается с дополнительными трудностями: с одной стороны – эмоциональная статика, связанная с затрудненностью движений и бедностью воображения, с другой – повышенная тревожность. Проявляется это в потере контроля над исполнительским аппаратом и ориентации на клавиатуре, т. к. тревожность обостряет мышление напряжение, что негативно сказывается на пространственной ориентации. При этом деформируются исполнительские приемы: пальцы как бы «прилипают» к клавишам, с клавишами «страшно» расстаться, движения становятся угловатыми, любая неточность вызывает нарастание паники и часто проявляется через зажим в мышцах. Поэтому такое важное значение приобретает работа над игровыми приемами, их автоматизацией и умением сосредоточиваться на непрерывной линии музыкального развития произведения.

Описание результатов деятельности.

Родион доказал себе и нам, что имеет возможность быть успешным и развивать свои способности дальше. Обучаясь вместе с обычными ребятами, Родион получает большой опыт общения. Занятия на фортепиано помогают Родиону раскрыться, правда, приходится много трудиться, но его это не пугает. Родион уже успел себя проявить, вначале он добился победы на Всероссийском конкурсе «Золотая рыбка», затем на Международном конкурсе «Росталант», где никто не знал, что он — особенный, а уже потом — на Международном конкурсе «Таланты России» Родион получил Диплом 1ст. На открытом городском конкурсе «Воркутинская параллель» — Диплом 2 степени. Он ежегодно выступает на городском конкурсе «Воркутинская параллель», «Симфония Севера» занимает призовые места. В этом году Родион планирует успешно выступить на Городском конкурсе «Воркутинская параллель».

Я считаю, что Родиона ожидает прекрасное музыкальное будущее. Такие одарённые ребята как Родион, способны учиться наравне со здоровыми. Упорства и воли этому учащемуся не занимать. Слабовидящие дети занимаются на фортепиано вместе со здоровыми, и видя их успех, здоровые дети тоже стараются работать усерднее.

Опыт показывает, что занятие на фортепиано для Родиона — это мощный фундамент для самоутверждения. Коррекционные задачи воспитания, реализуемые средствами игре на фортепиано, помогают Родиону формировать пространственные представления, моторную координацию, формировать речевую функцию и, в конечном результате, все это способствуют реабилитации и социализации его как личности.

Доступная образовательная среда позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья продолжить обучение музыке для получения профессии в среднем специальном учебном заведении – музыкальном колледже. Родион в этом году поступает в Воркутинский филиал ГПОУ РК «Колледж искусств Республики Коми».

В заключение, хочется привести слова великого Г.Г. Нейгауза:

«Иногда я просто ощущаю, какую радость мне доставляет физический процесс игры, какое удовольствие испытывает не только моя «душа», мой слух, но и мои пальцы от осязания клавиатуры».

1. Л.С. Выгодский. Развитие высших психических функций. — М., I960.

2. Р.С.Муратов. Компенсация и коррекция дефекта зрения при помощи технических средств в процессе школьного обучения слепых и слабовидящих.- Автореф. д ок. д ис.- М., 1970.

3. А.Г. Литвак. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена .-1985.

4. С.Г. Аэрокисьян. К вопросу о функциональной структуре пространственного познания./ / Сб.: Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений.- М., 1961.

5. А.А.Крогиус. Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики.- М.: Просвещение, 1926

Источник

Читайте также:  Реферат музыкальный инструмент пианино
Оцените статью