- Рекомендации по записи акустического рояля. Часть 1.
- Близкое расположение микрофона: когда и как использовать?
- Краткая анатомия рояля
- Техника близкого расположения микрофона: аргументы «за» и «против»
- «Перкуссионное» звучание рояля для стиля «Рок»
- Сбалансированный звук рояля с широкой стереобазой
- Сбалансированный звук рояля с узкой стереобазой или моно
- «Мягкий» звук рояля
- Наиболее сбалансированный и натуральный звук рояля
- Похожие статьи
- Собираем домашнюю студию звукозаписи: необходимое оборудование
- Необходимое оборудование
- 1. Аудиоинтерфейс
- 2. Микрофон
- 3. Микрофонные кабели
- 4. Микрофонная стойка
- 5. Поп-фильтр
- 6. Наушники
- 7. Мониторы
- 8. Звукоизоляция
- Компьютер
Рекомендации по записи акустического рояля. Часть 1.
В сегодняшнем мире midi-технологий и семплированных инструментов запись живого акустического рояля – задача не для слабых духом. Сегодня любой звукорежиссер может быть уверен в хорошем качестве звука клавишных инструментов, таких как Garritan’s «Authorized Steinway» или «Ivory». Однако, в тех случаях, когда рояль должен играть главную роль в миксе либо когда вы записываете музыканта мастер-класса, в вашем распоряжении должен находиться хорошо настроенный акустический рояль для того, чтобы достичь наилучшего качества записи. На первый взгляд, микрофонная запись акустического рояля может показаться сложной и устрашающей задачей, именно поэтому в этой статье я постараюсь облегчить вашу задачу путем объяснения нюансов и некоторых приемов микрофонной записи, которые помогут вам создать отличную запись.
Близкое расположение микрофона: когда и как использовать?
Звук фортепиано или рояля, записанный близко расположенным микрофоном, чаще всего можно встретить в таких стилях как поп и джаз. Близкое расположение микрофона помогает в тех случаях, когда фортепиано или рояль записывается в студии одновременно со всеми остальными инструментами, а также такой способ записи дает намного больше возможностей для звукорежиссера при сведении трека. При такой технике записи в полученном звуке присутствует наименьшее количество естественной реверберации студийного помещения, а естественная реверберация, зачастую, приукрашается искусственной, с помощью аппаратного или программного ревербератора. Различные техники расположения микрофонов дают возможность получить разнообразное звучание инструмента: от более жесткого (перкуссионного) до более сбалансированного, от более узкого до более широкого, от более яркого до более мягкого. При близком расположении микрофона намного проще получить качественный сигнал по электрическим характеристикам и по соотношению сигнал-шум, но при этом усложняется выбор подходящей техники записи. Поскольку, «близкий» звук рояля – это именно то, чего чаще всего хотят добиться в студии, данная статья — это хорошая точка отправки для начинающего звукорежиссера.
Краткая анатомия рояля
Перед тем, как говорить о звуке рояля или приступить к рассмотрению техники записи и расстановки микрофонов, мы должны рассмотреть и понять, как же звук формируется и естественным образом усиливается в данном инструменте.
Нажатие на клавишу инструмента приводит в движение целый рычажный механизм, который управляет молоточком, бьющим по струне. Колебания струны, в свою очередь, и являются звуком, который мы слышим. Как видно из иллюстрации молоточки расположение немного ниже специальных демпферов. Эти демпферы покрыты мягким войлоком, именно он позволяет добиться разного звукоизвлечения, зависящего от силы нажатия на клавишу, скорости, с которой молоточек бьет по струнам, а также от возраста и аккуратности использования инструмента. В общем, чем быстрее молоточек ударяет по струнам, тем больше войлок прижат к контактной поверхности, что создает более жесткую ударную поверхность молоточка, а соответственно более яркий и громкий звук. Извлеченный звук резонирует внутри прецизионно изготовленной накатины, которая представляет собой деревянную станину, простирающуюся вдоль и поперек всего инструмента. Как видно из диаграммы, на станине установлена «кобылка», которая является местом крепления струн. Также, во многих инструментах высокого класса, часть струны, которая простирается за «кобылку», также резонирует и помогает создавать дополнительные обертона, что придает насыщенности и глубины звуку.
В интернете присутствует изобилие информации по детальному описанию внутреннего строения механизма рояля, однако, я считаю, что описания вышеуказанных основных составных частей достаточно для новичка, а нам пора углубиться в более детальную информацию по звукозаписи.
Техника близкого расположения микрофона: аргументы «за» и «против»
Поскольку мы будем рассматривать немало разных техник расстановки микрофонов, организуем порядок рассмотрения, начиная от техники расположения микрофонов наиболее близко к молоточковому механизму, и будем двигаться далее в направлении «кобылки» и задней части рояля. Помните, что все техники «близкого расположения» подразумевают расположение микрофонов под крышкой рояля, поэтому микрофоны необходимо располагать очень близко к струнам.
«Перкуссионное» звучание рояля для стиля «Рок»
Данная техника помогает раскрыть природу рояля как ударного инструмента. При этой технике микрофоны располагаются прямо над теми местами, где молоточки ударяют по струнам. Данная техника полезна для плотных роковых миксов, в которых рояль должен вырисовываться среди других инструментов, но не требует особой глубины звука. Для получения разнообразия ширины стереобазы микрофоны (стереопара) можно расположить в пространстве согласно системам ХУ, ORTF или AB, также можно свободно использовать стереопары в полярной стерео системе, однако, не рекомендуется использование суперкардиойдных микрофонов. Необходимо заметить, что ненаправленные микрофоны (с круговой диаграммой направленности) смогут воспринять самые низкие частоты, издаваемые инструментом, в то время как многие кардиоидные микрофоны имеют определенный спад АЧХ на низких частотах. Также ненаправленные микрофоны будут не так сильно подчеркивать эффект «близкого расположения» микрофонов, в то время как кардиоидные – будут. Расстояние от расположения микрофонов до струн будет определять насколько жестким или «перкуссионным» будет записанный звук: чем ближе расположены микрофоны – тем звук будет более «перкуссионным», чем дальше расположены микрофоны – тем звук будет более сбалансированным. Под понятием «достаточно близко» я подразумеваю расположение микрофона в нескольких дюймах от струн рояля.
Сбалансированный звук рояля с широкой стереобазой
Данная техника позволяет получиться очень «теплый» и детализированный звук рояля, но при этом всегда будет достаточно широкая стерео панорама. Используя кардиойдные или ненаправленные микрофоны, их можно расположить следующим образом: один микрофон располагаем над секцией верхних звуковых частот (верхние октавы), второй – над секцией нижних звуковых частот (нижние октавы). Микрофон, расположенный возле верхнего регистра, следует расположить ближе к клавиатуре в продольной координате инструмента, а микрофон, расположенный возле низкого регистра расположить ближе к задней части инструмента. Расстояние от микрофонов до струн также может варьировать от нескольких дюймов до фута. В данном случае, чем ближе будет расположен микрофон, тем более детализировано будет записан звук, а чем дальше расположены микрофоны – тем точнее можно захватить весь диапазон инструмента.
Сбалансированный звук рояля с узкой стереобазой или моно
Для получения хорошо сбалансированного звука рояля узкой стерео панорамой можно использовать стереопару, установленную по системе ХУ или MS, расположенную в месте изгиба корпуса рояля, где корпус становится более узким (ближе к задней части инструмента). В этом случае будет поддерживаться хорошая моно совместимость между микрофонами. Также можно использовать один отдельный моно микрофон. Чтобы получить сбалансированный звук рояля, нет необходимости располагать микрофоны очень близко к струнам, это позволит снять весь частотный диапазон инструмента. В данном случае я рекомендую использовать кардиойдные микрофоны, что поможет избежать нежелательной естественной реверберации помещения студии. Попробуйте направить микрофон или стереопару на место, где крышка рояля соединяется с корпусом, при этом расстояние до струн пусть остается около одного фута. При использовании данной техники звук не будет обладать особой яркостью, однако эта техника дает хорошие возможности по расположению инструмента в стерео миксе в процессе сведения.
«Мягкий» звук рояля
Перемещая микрофоны все дальше от клавиатуры инструмента, вдоль накатины, мы получает более теплый звук. Старайтесь экспериментировать с расстоянием от микрофонов до струн, с техникой расположения и с выбором стерео системы. Здесь нет какого-либо определенного правила или конкретных рекомендаций. Для получения наиболее «мягкого» звука попробуйте снимать микрофоном нижнюю часть корпуса инструмента (снизу), подмешивая к нему микрофоны, снимающие верхнюю часть, для получения читаемого звука.
Наиболее сбалансированный и натуральный звук рояля
Если используемые микрофоны вынести за раму рояля (вынести из-под крышки), то мы сможем снять все еще достаточно «близкий» звук, при этом звучание инструмента будет наиболее натуральным и сбалансированным. Для данной техники я предпочитаю использовать стереопару, расположенную по системе АВ на расстоянии, примерно, одного-двух футов от струн, возле места сужения корпуса инструмента, и на два-три фута вынесенную за раму рояля. Располагать микрофоны необходимо на такой высоте, чтобы они захватывали все струны инструмента. Так как при данном расположении микрофоны будут снимать достаточного много естественной реверберации студийной комнаты, то данная техника не подходит для записи плотного микса в стиле рок. Данная техника больше подходит для записи сольного выступления рояля, либо джазовых и похожих стилей.
Поскольку микрофоны удалены от молоточковой системы и расположены ближе к задней части корпуса, то звук будет более «мягким», а «перкуссионное» звучание будет практически отсутствовать. Как было описано выше, расположение микрофонов возле изгиба корпуса рояля дает наиболее сбалансированное звучание инструмента, однако в конкретных ситуациях, скорее всего, придется сдвигать микрофоны либо в сторону клавиатуры, либо в сторону задней части инструмента, в зависимости от стиля записываемой музыки. Я практически всегда использую ненаправленные микрофоны при записи рояля исходя из того, что они наиболее точно снимают весь частотный диапазон инструмента. Впрочем, не бойтесь экспериментировать, Вы можете использовать эффект «близости» кардиойдных микрофонов для получения специфического звука. Для записи джазовой музыки получили признание такие микрофоны как Schoeps, DPA, Earthworks, а также Sennheiser MKHs. Они имеют широкий частотный диапазон, хорошую частотную характеристику и прозрачный характер звука, что необходимо для записи данного жанра. При записи рок и поп музыки Вы можете использовать любые возможные микрофоны, которые помогут Вам найти желаемый звук. Использование ламповых микрофонов, пропущенных через ламповый предусилитель, при записи на носитель с магнитной лентой поможет исправить чрезмерно активную и динамичную игру пианиста. При этом сохранится прозрачность звучания. Используйте свой слух для выбора нужной техники расстановки микрофонов и получения желаемого звука.
SmartMan 18 апреля 2011 в 23:35
Рейтинг: 4 / 5
Похожие статьи
1″ :pagination=»pagination» :callback=»loadData» :options=»paginationOptions»>
Источник
Собираем домашнюю студию звукозаписи: необходимое оборудование
Эту статью можно не только прочитать, но и прослушать:
Хотя сделать собственную студию для звукозаписи довольно тяжело и требует денег, это не значит, что вам придется годами вынашивать проект и ждать накопления миллионов.
Чтобы начать путь рекорд-продюсера, вы можете начать с малого. По сути, для начала работы вам потребуется только восемь основных элементов. Уже с таким аппаратом вы вполне можете производить треки радийного качества, заниматься аранжировкой и записывать инструменты.
Необходимое оборудование
Домашняя студия — не такая дорогая затея, как могло бы показаться. Обычно люди тратят на аппарат куда больше, чем нужно — хотя намного логичнее было бы вложиться в навыки и умения. Золотое правило гласит: прежде чем вкладываться в новый стаф, нужно досконально знать то, на чем вы работаете сейчас.
По большому счету, базовая домашняя студия собирается из восьми элементов, которые и составят ее основу.
Основное оборудование домашней студии:
Если это оборудование у вас есть, технически вас ничего не останавливает в производстве добротных качественных треков. И, справедливости ради, даже в этом списке не все обязательно к покупке. Например, на первых порах можно обойтись без звукоизоляции и мониторов и учиться сводить в наушниках. Коснемся каждой категории оборудования подробнее:
1. Аудиоинтерфейс
Обычно для домашней звукозаписи выбирают USB-аудиоинтерфейсы за их удобство и распространенность. Вам нужен интерфейс, к которому можно подключить микрофон, динамики, источник линейного сигнала (вроде гитары) и наушники.
В первую очередь, обратите внимание на линейку фирмы Focusrite. Лидеры сектора домашней звукозаписи выпустили третье поколение модельного ряда Scarlett, с эмуляцией микрофонных предусилителей Air и большим пакетом комплектных плагинов. Базовая модель, с которой можно в отличном качестве записывать вокал, гитару и сочинять материал в секвенсоре, — Scarlett 2i2.
Если вам потребуется принципиально больше каналов (скажем, для записи барабанов или вокального многоголосия), присмотритесь к Scarlett 18i8.
Подобные интерфейсы на долгое время закроют вопрос с аудиокартой. А когда ваши навыки и запросы приведут к покупке более серьезного оборудования, обратите внимание на девайс с более профессиональными преампами и ЦАП/АЦП. Один из вариантов — Universal Audio Apollo Twin X Duo, который как раз удовлетворит возросшим требованиям.
2. Микрофон
В домашнюю студию стоит в первую очередь купить конденсаторный микрофон с кардиоидной диаграммой направленности. Дело в том, что микрофоны именно с такой диаграммой не забирают звук по сторонам и сзади мембраны, и больше всего терпят не самые совершенные с точки зрения акустики помещения.
Если говорить о типах, то вам потребуется конденсаторный микрофон с большой диафрагмой. Такие микрофоны отлично показывают себя в записи вокала, акустических струнных и прочих акустических инструментов.
В качестве примера универсального конденсаторного микрофона подойдет sE Electronics X1 S: он подойдет практически для любого типового трекинга и хорошо показывает себя в записи вокала. В качестве второго микрофона стоит купить динамический микрофон: он пригодится для записи сигнала с гитарного кабинета, ручной перкуссии/барабанов и также пригодится при записи вокала. В этом случае рекомендуем начать с классического Shure SM57. Сложно вспомнить микрофон, который встречается чаще и используется в большем количестве студийных/концертных ситуаций, чем этот.
3. Микрофонные кабели
Не забудьте приобрести балансный XLR-кабель. При этом не стоит относиться к покупке совсем уж фанатично и покупать самые дорогие кабели, какие возможно. Вполне достаточно будет целого работающего провода средней ценовой категории. Хорошие рабочие варианты — SZ-AUDIO AP-2114-10M, Superlux SFM2.5FM, NordFolk NMC9/3M, Cordial CCM 5 FM.
4. Микрофонная стойка
Тот же принцип применим к стойкам. Возьмите по одной микрофонной стойке на каждый микрофон. Имейте в виду, стойки со временем все-таки изнашиваются. Если вы продешевитесь, то рискуете менять стойки каждые несколько месяцев. Советуем несколько вариантов, на ваш выбор: Superlux HM48B, RODE PSA1. Они спокойно прослужат вам несколько лет и не рухнут в самый неподходящий момент вместе с микрофоном на пол.
5. Поп-фильтр
Обязательная вещь для студийной записи вокала, если вы не хотите, чтобы в запись попали посторонние звуки, лишние взрывные согласные, звуки дыхания и прочие помехи. Стоят поп-фильтры недорого, а пользу приносят неоценимую. Пример хороших и доступных поп-фильтров — SZ-AUDIO MS-15, Superlux MA-91B, MXL PF 001.
6. Наушники
Тут предстоит выбрать из закрытых и открытых наушников.
Закрытые наушники нужны для мониторинга на записи (или сведения на площадке).
Открытые наушники предназначены для сведения в студии.
Первой парой советуем купить закрытые наушники, например Beyerdynamic DT 770 PRO 250 Ом или более бюджетный вариант Superlux HD-662. Вы сможете записывать материал, пользоваться ими вне студии и сводить (главное — не переусердствовать с громкостью и во время сведения пользоваться референсом). Модели обладают довольно нейтральной АЧХ, которая позволит достоверно передавать материал для сведения.
7. Мониторы
Хотя начать работу в домашней студии можно и без них, по-настоящему научиться сводить без мониторов довольно проблематично. Сводить только в наушниках — удел опытных звукорежиссеров. Да и им все равно нужно проверять микс на мониторах.
Мониторы, очевидно, нужны для работы, а не для домашнего прослушивания, поэтому от них требуется по возможности плоская и нейтральная АЧХ. Поэтому различные динамики класса hi-fi не подойдут — они окрашивают звук. Среди доступных рекомендуем послушать двухполосные Yamaha HS8. Стоит отметить, что мониторы таких размеров подойдут для помещений со звукоизоляцией. Если это не ваш случай, либо вы базируетесь в маленьком помещений, обратите внимание на Yamaha HS5.
По поводу мониторов важно запомнить, что гораздо важнее не конкретная марка купленных девайсов, а насколько тщательно вы изучили звучание своих мониторов и научились с ними работать. К паре мониторов рекомендуем докупить стойки или подставки.
И, конечно же, стоит обратить внимание на тип мониторов, которые вы собираетесь купить — вам нужны активные, то есть со встроенным усилением.
8. Звукоизоляция
В данном случае мы говорим об акустических панелях, которые регулируют естественную реверберацию помещения, в котором вы сидите.
Запись и сведение требуют как можно более нейтральной по звучанию комнаты. Так вы убираете стороннее окрашивание звука.
Компьютер
Для начала подойдет любой более-менее современный компьютер. На 2019 год мощностей даже относительно скромных устройств достаточно для записи без помех, ощутимой задержки и клипования.
Но если вы планируете работать с большими проектами на множество каналов, то вам потребуется машина с мощным процессором и как минимум восемью гигабайтами оперативной памяти.
Что касается операционной системы, то де-факто выбирать особенно не из чего — Linux-подобные системы остаются экзотикой. Если бюджет не стесняет, берите Mac, экосистема Apple до сих пор держит марку среди профессионалов медиа и развлекательной индустрии.
Основное отличие MacOS от Windows — встроенный аудиокодек Core Audio, позволяющий минимизировать задержку при передаче аудиопотока. К сожалению, Windows не имеет дефолтных инструментом сходного функционала, поэтому самым распространенным остается использование стороннего протокола ASIO от Steinberg.
В общих чертах это все самое главное, что вам нужно для домашней студии. А как выставить оборудование и как подготовить помещение для своих нужд, вы узнаете в нашей статье Собираем домашнюю студию звукозаписи: подготовка помещения.
Источник