Фортепиано гитара лютня клавесин

Урок 26 У каждого свой музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты

Оборудование:
– М. Караваджо «Юноша с лютней»,
– В. Тропинин «Гитарист», О. Ренуар «Девушки за пианино»,
– Я.М.Молеран «Дама за клавесином»

Выразительные возможности музыкальных инструментов, с которыми дети знакомятся на этом уроке, проявляют себя в музыкальных произведениях разных жанров, стилей, жизненного содержания. Их восприятие и исполнение расширяет запас жизненно-музыкальных впечатлений детей, позволяет им осваивать особенности музыкального языка, знакомит с исполнителями и композиторами.

Звучание лютни и клавесина, ребята, возможно, услышат впервые. «Менуэт» И. Конради (из сюиты до мажор) прозвучит в исполнении на лютне. С жанром менуэта дети уже знакомы. На рисунке в Учебнике-тетради Муза изображена играющей на лютне.

Первоначальная тема «Менуэта», грациозная и светлая (мажор), словно расцвечена множеством узоров, украшений. В теме средней части отчетливо слышны энергичные, мужественные («мужские») интонации. Они оттеняют изящество, женственность первой темы. В конце пьесы первоначальная тема не повторяется, но возвращается светлый колорит музыки, ее радостное настроение. Таким образом, контраст настроений – главный прием развития в этой пьесе.

Усилить представления детей о воздействии музыки на людей поможет домашнее чтение с родителями алжирской народной сказки «Чудесная лютня». Вероятно, следует обратиться и к «дискуссии» по поводу той музыки, которую дети и их родители предложили бы для прослушивания иностранным гостям.

Звучание лютни целесообразно сопоставить со звучанием знакомого детям инструмента – гитары. Пусть ребята вспомнят известных певцов, которые исполняют песни под аккомпанемент гитары. Звучание обработки русской народной песни «Тонкая рябина» в исполнении известного гитариста XX в. Александра Иванова-Крамского часто изумляет младших школьников. Почему? Да потому, что исполнение этого произведения воспринимается учащимися как игра нескольких гитаристов. Причину такого явления, вероятно, следует искать в том, что дети воспринимают гитару как аккомпанирующий инструмент, часто бряцающую примитивные аккорды сопровождения к популярным песням. Выразительность, певучесть, многоголосие этой пьесы часто ставят школьников в тупик – они не ожидают услышать такую гитару.

Непросто будет услышать ребятам и многократное повторение одной и той же мелодии песни (учитель может сыграть или спеть ее одноголосно) с разными подголосками, в разном характере. Тем не менее, именно этот тип развития музыки готовит сознание детей к осмыслению такой формы как вариации.

Песенность сочетается в «Тонкой рябине» с вальсовой трехдольностью, никнущие, плачущие интонации в конце фраз сродни горестному вздоху, неяркие краски (минор), неторопливый темп создают запоминающийся образ. Даже если слушатели не знают слов, то под воздействием этой музыки у слушателей остается определенное настроение. Пусть дети прислушаются к тому душевному состоянию, которое возникло у них после восприятия этой пьесы. Если же учитель споет им песню «Тонкая рябина» со словами, то детям станет понятной и ее главная мысль: одиночество, тоска, печаль, несбыточные мечты.

Если учитель играет на гитаре, то любое произведение в его собственном исполнении украсит этот урок.

Внешний вид старинного инструмента клавесина схож со знакомым детям инструментом – роялем. Но после того, как ребята услышат в записи «Тамбурин» Ж. Рамо * в исполнении на клавесине, то они самостоятельно могут назвать, какими же характерными особенностями обладает звук этого инструмента. Звук клавесина мягкий, негромкий, сказочный. Это ощущение создается потому, что струны защипываются специальным приспособлением из пера или кожи. На рояле по струнам ударяет молоточек, поэтому звук этого инструмента более насыщенный, глубокий, с возможностями к затиханию и усилению силы звучности.

Вновь в Учебнике-тетради 1 класс появляется разворот «Звучащие картины», на котором дети смогут увидеть следующие произведения: М. Караваджо «Юноша с лютней», В. Тропинин «Гитарист», О. Ренуар «Девушки за пианино», Я.М.Молеран «Дама за клавесином». Рассматривание этого разворота направлено на развитие ассоциативно-образного мышления детей, их «внутреннего слуха», на расширение художественных представлений учащихся о многообразии искусства, о его роли в жизни людей.

Если изучаемые на уроках музыкальные произведения произвели на ребят эмоциональное впечатление, то они смогут ответить на вопросы: какой музыкой можно озвучить эти картины? Какие инструменты – старинные, а какие звучат и в современной жизни?

В конце четверти целесообразно обратиться к работе над выразительностью звучания песен, которые разучивались на уроках. При исполнении песен следует уделять внимание качеству вокально-хоровых умений и навыков первоклассников. Учителю нужно постоянно обращаться к пению без сопровождения, к составлению композиций, в которых хоровое пение будет чередоваться с ансамблевым и сольным звучанием.

* Тамбурин
а) ударный музыкальный инструмент в виде цилиндрического двухстороннего барабана. Иногда тамбурином назвали инструмент, напоминающий бубен;
б) старинный французский танец в двухдольном ритме, исполняемый под звуки тамбурина. Мелодия тамбурина звучала обычно на фоне повторяющихся в басу звуков. Широкое распространение этот танец получил в XVIII в. во Франции.

** В хрестоматии музыкального материала для 2 класса четырехлетней начальной школы предлагается песня Й. Гайдна «Старый добрый клавесин», которую также можно разучить с детьми на этом уроке.

Кукушка. Л.К. Дакен. Э.Москвитина (арфа)

Кукушка. Л-К.Дакен. П.Осетинская (фортепиано)

Менуэт. Из сюиты до мажор. И.Г.Конради. Ю.Домбуа (лютня)

Тамбурин. Ж.Ф.Рамо. А.Какстон (клавесин)

Романс. Неизвестный автор. Н.Йерес (гитара)

Источник

Музыкальные инструменты: лютня и клавесин

Презентация к уроку

Форма лютни за последнее время не изменилась. Создавали ее из древесины, а её дека, состоящая в основном из ели, имела овальную форму. Корпус лютни собирался из отдельных рёбер твёрдого дерева (клён, вишня, чёрное дерево, палисандр и др.). В отличие от большинства современных струнных инструментов гриф лютни монтировался на одном уровне с декой и не нависал над ней. Шейка лютни как правило изготавливалась из лёгкого дерева с покрытием из чёрного дерева.

Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Звукоизвлечение осуществлялось с помощью плектра. Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню). По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Количество сохранившихся до наших дней партитур музыки, написанной до начала XVI века, которую с большой долей уверенности можно отнести к сочинённой специально для лютни, — чрезвычайно мало. Скорее всего, это объясняется тем, что в средние века и в начале эпохи ренессанса лютневый аккомпанемент носил не требующий нотной записи импровизационный характер.

К концу Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати). Инструменты, насчитывавшие до 26-35 струн, потребовали изменения самой структуры лютни.

В эпоху барокко функции лютни были в значительной степени низведены до аккомпанемента бассо континуо, и постепенно она оказалась вытесненной в этой ипостаси клавишными инструментами. Начиная с XIX века, лютня практически вышла из употребления, но несколько её разновидностей продолжали существовать в Германии, Швеции и на Украине.

Клавесин – клавишный струнный музыкальный инструмент. Музыкант, исполняющий музыкальные произведения как на клавесине называется клавесинистом. Как солирующий инструмент клавесин сохранялся до конца XVIII века. Большинство сохранившихся клавесинов XVI века были изготовлены в Италии, где главным центром их производства была Венеция. Они отличались изяществом. Их корпус изготовлялся чаще всего из кипариса. Атака (при исполнении) на этих клавесинах была отчетливее, а звук — более отрывистым, чем у позднейших фламандских инструментов. Создавался такой инструмент большое количество времени, так как механизм, который требовал отдельную струну на каждую клавишу, должен был быть качественно выполнен. Переключатели позволяли постоянно изменять регистры звучания инструмента, можно было даже одновременно использовать несколько регистров.

В таком случае клавесин мог выступать как самостоятельный инструмент. По одному регистру использовалось при аккомпаниации в пении с ансамблями и хоровыми коллективами. Каждая клавиша оснащена толкачиком, его иногда еще называют прыгуном, на его верхнем конце закрепляется язычок. Звук у клавесина извлекается при помощи щипка. При нажатии на клавишу приводятся в движение упругие язычки, изготовленные из птичьих перьев, в более современных моделях уже использовались пластмассовые. Они цепляют тугую струну, и из-за этого возникает характерный звук щипка.

Источник

ЛЮТНЯ ГИТАРА КЛАВЕСИН РОЯЛЬ Звуки инструментов. — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемshukina.ucoz.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » ЛЮТНЯ ГИТАРА КЛАВЕСИН РОЯЛЬ Звуки инструментов.» — Транскрипт:

Похожие презентации

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ГИТАРА ПИАНИНО БАНДЖО.

УРОК МУЗЫКИ. Какие песни вы знаете? а) Новогодние б) Праздничные в) Быстрые г) Медленные.

Баян Бубен Гитара Домбра Рояль Скрипка Труба.

Балалайка Домра Гусли Валиха валиха лютня Арфа.

«Музыка и природа». Музыка возникла в древние времена.

Автор: Ждырёва Лариса Александровна МОУ ООШ 15 г. О. Новокуйбышевск Самарской области.

Звуковые колебания Определение Упругие волны, продольно распространяющиеся в среде и создающие в ней механические колебания.

СТАРИННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. ЛЮТНИ ЦИТРЫ ПСАЛТЕРИЯ.

Примитивные музыкальные инструменты Однострунная арфа а.

Группы музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты делятся на различные группы и семейства По материалу изготовления По способу звукоизвлечения.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. ГОЛОС — звук, издаваемый человеком при разговоре, звукчеловекомразговоре пениипении, крике, смехе, плаче. смехеплаче ТЕМБР –

Источник

Музыкальные инструменты (лютня, клавесин) — урок музыки (1 класс) по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т. С. Шмагиной

Цель: -Формирования слухового восприятия;

— Умение определять тембры инструментов

-Формирование эмоционально отклика на прослушиваемую музыку;

-воспитание духовных и нравственных принципов через любовь к музыке.

Просмотр содержимого презентации
«Муз. Инструменты (1кл)»

Очень, очень давно самым любимым музыкальным инструментом была лютня. Это струнный инструмент с нежным, благородным звуком.

Лютня сопровождала пение и танцы.

Позже её сменили гитара и струнные клавишные инструменты:

Послушай пьесу в исполнении на клавесине и фортепиано.

Запиши: фортепиано ___, клавесин ___. (1 или2)

Что изобразил композитор в этой музыке?

Послушай лютневую музыку. Тембр какого современного инструмента напоминает тебе звуки лютни?

Источник

История клавишных инструментов.

Александр Лучков — Музыкант, аранжировщик, композитор. Продюсер программы LearnMusic.

История клавишных инструментов.

Рассказывая о клавишных инструментах, следует в первую очередь обратить внимание на то, что инструменты эти не простые. Сложные инструменты, комплексные. Многочисленные родственные связи соединяют их практически со всеми известными классами музыкальных инструментов. Посудите сами:

  • внутри обычного фортепиано натянуты струны, следовательно можно говорить о родстве фортепиано и струнных инструментов (скрипки, виолончели, арфы и т. д.);
  • по струнам музыкант ударяет при помощи специального молоточкового механизма, что отсылает нас к другому классу инструментов — ударным;
  • самый большой из клавишных инструментов, орган, состоит из огромного числа труб — значит и духовые инструменты могут считаться родственниками пианино.

То есть клавишные инструменты в различных ситуациях, в зависимости от музыкальной задачи, могут вести себя и как струнные, и как духовые, и даже как ударные инструменты. Именно эта универсальность, вкупе с удобством игры, на протяжении многих столетий позволяют клавишным инструментам удерживать пальму первенства в качестве самого популярного орудия производства у композиторов.

Как же эти инструменты появились, откуда?

Заглянем в глубину веков. Самым-самым первым музыкальным инструментом считается так называемая Флейта Пана – она берёт своё происхождение от самого примитивнейшего оружия – плевательной трубки.

Так вот — эта самая Флейта Пана является прародителем такого инструмента как орган. И именно орган был первейшим клавишным инструментом! (он появился около 250 года до н.э. в Александрии Египетской).

С другой стороны, если плевательная трубка является «прадедом» пианино, то его «прабабушка» – это обыкновенный охотничий лук. Звук выстреливающей тетивы вдохновил первобытных охотников на создание первого струнно-щипкового инструмента – арфы.

Этот инструмент настолько древний, что подумать страшно — он был известен еще в доантичные времена; упоминался даже в библейской Книге Бытия. От арфы же после пошло множество ответвлений и, в конечном счёте, она повлияла на развитие всех музыкальных инструментов, в основе звучания которых заложены струны: лютня, гитара, скрипка, клавесин и, разумеется, наш главный герой – фортепиано.

Что же объединяет такие разные инструменты как пианино, клавесин, орган, клавикорд и т.д.?

Клавиатура — важный признак, характеризующий рассматриваемые нами инструменты. Она прошла за две тысячи лет своего существования ряд промежуточных форм и конструкций. Рассмотрим некоторые этапы ее развития и становления.

Клавиатура гидравлоса Ктезибия (это того самого, вышеупомянутого самого первого органа) была совершенно непохожа на современную. Она состояла из
нескольких расположенных в ряд и выходящих из корпуса инструмента брусочков-задвижек, являвшихся одновременно клапанами для доступа воздуха в трубы инструмента. От исполнителя для извлечения каждого звука требовалось два отдельных игровых движения: первое — для открытия клапана, второе — для его закрытия. Естественно, что такой способ игры был весьма неудобен; однако элементарно простая музыка того времени мирилась с этим недостатком.

Второй этап развития клавиатуры был ознаменован изобретением, автором которого являлся инженер и архитектор Марк Витрувий (I век до нашей эры). Витрувий придумал использование промежуточных угловых шарниров, превративших горизонтальные поступательные движения клавиш в вертикальные-нажимные и подъемные. Хотя в таком устройстве еще не было приспособления, возвращающего клавиши в исходное положение, оно было значительно удобнее первоначального. Этот тип клавиатуры использовался в органах более тысячи лет.
Следующим этапом было изобретение приспособления в форме грузов на задних плечах клавиш, или помещенных под ними пружин. Это устройство возвращало клавиши в первоначальное положение после того, как музыкант переставал на них нажимать. Оно было применено, по-видимому, только в XIII веке, то есть незадолго до возникновения первых струнных клавишных инструментов. (Следует заметить, что и по сей день поиск решений для возвратного механизма не прекращен — в дешевых вариантах китайских синтезаторов, к примеру, под клавиши тупо приклеивают поролон).

Сейчас вряд ли кому-нибудь покажутся знакомыми такие названия, как пирамидальное пианино, пиано-лира, пиано-бюро, пиано-арфа, жирафное пианино. а ведь это все прямые предки современного фортепиано. Эти инструменты использовали различные механизмы, позволяющие передать усилие от пальцев музыканта к струнам. Да и сама клавиатура по форме и размеру едва ли не у каждого инструмента была своя, уникальная. Поговаривают, что, в целях поднятия настроения у депрессивно настроенных особ королевских кровей, некие грубые люди использовали даже такой «музыкальный» инструмент как кошачье пианино. То есть к каждой клавише этого, с позволения сказать, инструмента был привязан отдельный хвост ни в чем не виноватого животного. А при игре на клавишах коты начинали издавали душераздирающие вопли, что невероятно веселило средневековых слушателей. Слава богу, теперь эта забава забыта, надеемся навсегда.

Привычная нашему глазу клавиатура (7 белых клавиш и 5 черных) появилась примерно в конце XIII века. Однако еще на протяжении нескольких столетий многочисленные талантливые (и не очень) музыканты изобретали свои разновидности клавиатур. Были и клавиатуры с четверть-тонами (дополнительными небольшими клавишами «внутри» основных) и клавиатуры с одинаковым количеством и белых и черных клавиш расположенных через одну (играть осмысленную музыку на таком инструменте крайне сложно, зато переходить из тональности в тональность — проще простого). Кроме того чуть ли не каждая значительная музыкальная школа использовала свой строй. То есть по-своему настраивала клавиши (выстраивала интервалы внутри октавы). Были распространены такие системы настройки, как, например, среднетоновый строй. Это означало, что одно и то же произведение, исполняемое в разных тональностях, звучало несколько по-разному, а частое использование хроматизмов и модуляций создавало впечатление расстроенности инструмента и диссонанса.

Конец этой вопиющей анархии положил Иоганн Себастьян Бах, издав в 1722 году свой знаменитый труд «Хорошо Темперированный Клавир» — цикл произведений, состоящий из 48 прелюдий и фуг для клавира, объединённых в 2 тома по 24 произведения (в каждой минорной и мажорной тональности автором была сочинена прелюдия и фуга). Этим трудом знаменитый классик доказал, что самым удобным и правильным является 12-полутоновый равномерно-темперированный строй (используемый всем прогрессивным человечеством и поныне). То есть строй, в котором произведения во всех тональностях звучат одинаково хорошо и гармонично.

А незадолго до этого, в 1709 году родилось, наконец-то, всем нам знакомое фортепиано. Изобретателем его, как принято считать, был Бартоломео Кристофори (Bartolomeo Cristofori 1655-1732), итальянский производитель музыкальных инструментов.

Хотя он и считается изобретателем популярного ныне инструмента, но, по сути дела, он не изобрел его, а всего лишь переработал уже существовавший в то время клавесин. Кристофори потратил большую часть всего периода своей работы, создавая именно клавесины. (Основанный на 12 – нотной хроматической системе, инструмент впервые был замечен приблизительно в 1450 году и считается первым членом семьи клавесинов). Как известно, в этом инструменте каждая струна щиплется плектром. Самым основным недостатком клавесинов являлось то, что звукоизвлечение никак не регулировалась. Все ноты исполнитель мог извлекать только с одной и той же громкостью. В течении нескольких лет мастер работал над молоточковым механизмом ударения по струнам вместо плектрового. Но настоящий большой прорыв в работе Кристофори случился, когда он изобрел так называемый ‘механизм избавления’, который позволял молоткам отскакивать от струн и механизма, чтобы «перезагружать» систему между каждым ключевым нажатием клавиш. Хотя это может походить на незначительное изменение к базовой конструкции, результатом стало то, что инструмент приобрел способность играть с различной громкостью в зависимости от силы удара пальцем по клавише. Эта особенность нового инструмента и определила его название Fortepiano (что в переводе с итальянского означает «громкий и тихий»). Бартоломео продемонстрировал свой первый «клавесин с молоточками» в 1709 году во Флоренции на приёме гостей во дворце «Palazzo Pitti» герцога Фердинандо ди Медичи. Созданный им инструмент мастер назвал «Gravicembalo col piano e forte» («Клавесин с тихим и громким звуком»).

С 1716 года Кристофори являлся хранителем коллекции клавесинов при дворе Медичи. На картинке мы можем видеть знаменитое фортепиано (рояль) мастера, изготовленное им в 1720 году. В дальнейшем инструменты Кристофори были усовершенствованы немецкими мастерами. В 1717 году первое немецкое фортепиано изготовил Кристоф Шрёдер (придворный клавесинист Саксонского Короля Фридриха Августа I) для дворца Цвингер в Дрездене. Другие первые немецкие мастера фортепиано — Зильберман, Штрейхер и Штейн. С мастером Штейном был знаком Моцарт, который признавал его фортепиано (рояли) лучшими в то время. А именем гениального изобретателя Bartolomeo Cristofori была названа фирма-производитель музыкальных инструментов, выпускающая свою продукцию с XVIII века, и неизменно радующая нас прекрасными работами своих мастеров.

Именно благодаря триумфальному изобретению Кристофори фортепиано обрело возможность управлять динамикой звукоизвлечения, вследствие чего снискало такую громадную популярность и как солирующий, и как аккомпанирующий, оркестровый инструмент.

Но самое интересное началось только потом. Уже более 300 лет знаменитое фортепиано продолжает развиваться и видоизменяться, радуя музыкантов и слушателей все новыми и новыми гранями своих возможностей.

Вернемся теперь в наше время, когда, как известно, космические корабли неустанно бороздят просторы и так далее.

Вот лишь небольшая подборка современных клавишных инструментов.

Источник

Оцените статью