- Презентация «История фортепиано»
- Скачать:
- Подписи к слайдам:
- Сообщение о фортепиано
- Сообщение о фортепиано
- История фортепиано для детей
- Механика фортепиано
- Интересные факты о фортепиано
- Конспект урока по музыке 2 класс на тему»Музыкальные инструменты (фортепиано)»
- Разработка урока музыки для 2 класса на тему: «Знакомство с инструментом – фортепиано»
- «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» Н. А. Римского- Корсакова, песня «Мама и Родина» А. Стариков, Фрагмент « Сонаты № 7» Л. В. Бетховена
Презентация «История фортепиано»
2 класс урок музыки «Фортепиано»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_doklad_o_fortepiano.pptx | 809.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Доклад на тему «История создания фортепиано» Ученика 2 класса школы 541 Григорьева Егора
Фортепиано – это клавишный струнный инструмент. Различается 2 вида фортепиано: с горизонтальным расположением струн (рояль) и вертикальным расположением струн(пианино). Это рояль Это пианино Пианино изобрел итальянский мастер Бартоломео Кристофори в 18 веке. Сначала этот музыкальный инструмент назывался пианофорте. В переводе с итальянского языка это означало тихо (пиано)-громко (форте). Фортепиано могло издавать громкие и тихие звуки. В России первое фортепиано появилось в Санкт-Петербурге в 1767 году. А в 1810 году в нашем городе открылась первая в России фортепианная фабрика
Клавиатура фортепиано состоит из белых и черных клавиш. Речь можно записать словами, а музыку нотами. Это «музыкальные» слова, которыми музыкант разговаривает со своими слушателями.
Как же становятся великими пианистами? Это всегда громадный труд. А начинается все в детстве. Многие пианисты и композиторы начинали заниматься музыкой с 4, а то и с 3 лет . Во всем мире известны такие пианисты как Моцарт, Бетховен, Лист, Шопен, Рахманинов. Каждый из них остался в веках как великий композитор!
Источник
Сообщение о фортепиано
Рассказ о фортепиано детям кратко поведает Вам много полезной информации об этом музыкальном инструменте. Доклад о фортепиано можно использовать во время подготовки к занятию.
Сообщение о фортепиано
Фортепиано относится к клавишно-струнным музыкальным инструментам. Название произошло от итальянского «forte» и «piano», что означает громко и тихо.
История фортепиано для детей
Начнем с того, что предшественниками фортепиано были клавикорд и клавесин. Первым клавишно-струнным инструментом был клавикорд, конструкция которого сильно напоминает современное пианино. Единственное, что он имел меньшие размеры и не выдавал громких звуков. Инструмент предназначался сугубо для домашней игры. В клавикорде на одну клавишу приходилось по одной струне. Когда появился этот инструмент достоверно неизвестно, но широкое распространение получил в период Средневековья.
Другой предшественник, клавесин, появился в XV веке. Он был больше клавикорда и внешне напоминал современный рояль. Он не издавал громких звуков чтобы публично на нем играть. Звукоотдача осуществлялась пером или кусочком кожи.
А вот фортепиано появилось в XVI веке. Его изобретателем был итальянский мастер Бартоломео Кристофори, коорый занимался созданием молоточковых механизмов для клавесина. Музыкальный инструмент характеризовался простой конструкцией, не было ни демпферов, ни педалей. Фортепиано состояло из молоточка, клавиш и возвращателя.
Молоточки в его конструкции находились под струнами. В 1716 году подобную систему разработал во Франции Мариус и Шретер в Германии в 1717-1721 годах. Позже инструменту добавили педали.
В ХХ веке появились новые виды фортепиано – синтезаторы и электронное пианино. Также изобрели новую форму звукоизвлечения , подготовленное фортепиано.
Механика фортепиано
Звук извлекается ударением о струны молоточка. Струны колками натянуты на резонансную деку. Каждый звук имеет свой хор струн. Так, средний и высокий диапазон имеет три хора, один или две – нижний диапазон. Диапазон фортепиано охватывает 88 полутонов: от «ля» субконтроктавы до «до» 5-й октавы. Когда нажимается клавиша, то приводится в действие устройство из ремешков, рычагов и молоточков.
Также в современных фортепиано имеется 2-3 педали. Правая педаль поднимает демпферы и клавиши, после их отпускания, продолжают звучать некоторое время. Остальные струны начинают вибрировать, создавая фон вторичного источника звука. Левая педаль ослабевает звучание путем сдвига молоточков вправо. Средняя педаль служит для продолжительного звучания избирательных клавиш.
Интересные факты о фортепиано
- Самый дорогой проданный рояль, это рояль модели Steinway&Sons model Z, который принадлежал Джону Леннону. Его с аукциона приобрел за 2,1$ миллиона британский певец Джордж Майкл. Первый владелец инструмента купил его всего за 1500$.
- Первое музыкальное произведение – соната для фортепиано было написано в 1732 году Лодовико Джустини.
- До наших дней сохранилось 3 старейших фортепиано: в нью-йоркском Метрополитен-музее инструмент 1720 года выпуска, в римском Музее музыкальных инструментов фортепиано 1722 года выпуска и в Музее музыкальных инструментов при Лейпцигском университете инструмент 1726 года выпуска.
- Фортепьянные концерты не только людям по душе. В истории имеются случаи проведения благотворительных концертов для животных, в ходе которых они отмечались спокойным состоянием и поведением.
- Около 70% деталей фортепиано состоят из дерева, остальные его части состоят из чугуна, меди, войлока и др.
Надеемся, доклад о фортепиано помог Вам подготовиться к занятию. А краткий рассказ о фортепиано 2 класс Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.
Источник
Конспект урока по музыке 2 класс на тему»Музыкальные инструменты (фортепиано)»
специалист в области арт-терапии
Тема : Музыкальные инструменты (фортепиано) (2 класс).
Раздел: День полный событий, 1 четверть, 4 урок.
Тип урока: урок «открытия» нового знания, урок-путешествие.
Цель урока : познакомить учащихся с историей возникновения фортепиано; дать сравнительную характеристику всем клавишным инструментам; объяснить значение терминов «форте», «пиано», «рояль»; познакомить с ролью фортепиано в музыке, выразительных возможностях фортепиано в создании различных образов, содействовать развитию умений определять жизненную основу музыкальных произведений, сопоставлять контрастные пьесы и произведения с одинаковыми названиями , познакомиться с детской музыкой П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева.
Проблема урока: Что роднит и что отличает два цикла детской музыки – П. И. Чайковского («Детский альбом») и С.С. Прокофьева («Детская музыка»). Почему музыка для детей бывает разной?
Образовательные ресурсы:
Презентация (клавесин, рояль, пианино, карточки «форте», «пиано», названия музыкальных пьес, портреты С.С. Прокофьева и П.И. Чайковского).
Музыкальный материал: Звуки клавесина, пианино, рояля. С. Прокофьев «Детская музыка»: «Марш», «Вальс». П. Чайковский «Детский альбом»: «Марш деревянных солдатиков», «Вальс».
План урока:
Мотивирование к учебной деятельности (Орг. момент).
2. Актуализация учебной деятельности
3. Постановка учебной задачи.
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
5. Закрепление знаний и способов действий
6. Вокально-хоровая работа.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке(итог)
8. Домашнее задание.
1. Организационный момент.
Учитель (поёт) : Здравствуйте, ученики!
Обучающиеся отвечают пением в ответ: «Здравствуйте, учитель!»
2. Актуализация учебной деятельности.
Слушание фрагмента гимна РФ.
— Ребята, что это за композиция? Как нужно слушать эту композицию?
— Это гимн РФ. Ее нужно слушать стоя.
— Как звучит эта композиция? (Торжественно, гордо.)
— Правильно, ребята! Она звучит гордо, возвышенно, победоносно и смело
— А какие еще существуют символы нашей страны? Поднимите руки, кто знает.
(Герб, флаг.)
— А как выглядит флаг и герб РФ? Поднимите руки.
-Молодцы!
3. Постановка учебной задачи.
— Ребята, как вы хорошо изучили тему на прошлом уроке. Это все говорит о том, что вы очень любите свою страну!
-Какие инструменты вы знаете? Какие клавишные инструменты знаете?
Теперь обратим внимание на доску (слайд 1). Ребята, что изображено на доске? (Фортепиано.)
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
— А Сегодня мы поговорим о фортепиано! О его прародителях.
— А как вы думаете, почему его так назвали? Как расшифровать его название?
Дети высказываются.
— Фортепиано — это инструмент, имеющий клавиши и молоточковую механику. Фортепиано в зависимости от желания музыканта могут играть как громко, так и тихо. Сильный удар — громкий звук (forte), слабый удар — тихий звук (piano). (на доске)
(слайд 2) Внимательно посмотрите на доску (указывает на клавикорд). Он напоминал прямоугольный ящик с черными и белыми клавишами. Звук был мягкий и нежный. Его звучание было тихим, его почти не было слышно.
(Слайд 3) А вот это клавесин — дедушка рояля! Как вы думаете, почему я его назвала «дедушкой рояля»? Потому что изначально был клавесин, а потом, на его основе, придумали рояль! Первое упоминание о клавесине было более шестиста лет назад! Представляете! Когда рояль был создан по его подобию только триста лет спустя. Поэтому его называют «дедушкой рояля».Клавесин отошел на задний план, потому что его звук был не таким громким и ярким, какой позже появился у рояля. В отличие от клавикорда у клависина была форма, 2-3 клавиатуры, усиливающие звук, но это не помогало, т.к. он извлекался щипком. Струну цепляло воронье перо, которое часто ломалось, т.к. было не очень прочным.
Послушаем внимательно исполнение клавесина. (слушание видео)
Все заметили, как он отличается от всеми известного пианино, которое вы слышали почти на каждом уроке музыки?
(высказывания детей)
В 1709 году итальянский мастер Кристофори зменил перья на деревянные молоточки. Звук получился громким (форте), а , если ударишь слабо , то тихий. Так получилось фортепиано.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Сколько клавиш посмотри:
Черные и белые под ним пальцы бегают
Клавишный мой инструмент
Пианино лучше нет.
— А теперь отгадайте загадку:
Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? (рояль) (слайд 5)
— «Рояль» в переводе означает «королевский». Клавиатура рояля такая же как у пианино, но звучит более мощно и ярко. Еще одно отличие то, что струны расположены в пианино вертикально, а в рояле горизонтально.
Ручками похлопали тихо.
Ручками похлопали громко
Ножками потопали тихо.
Ножками похлопали громко.
А теперь присели, присели, присели
И тихонько сели.
— Сегодня еще раз мы обратимся к уже знакомой нам музыке для детей П. И. Чайковского из его «Детского альбома». А также познакомимся с фортепианными миниатюрами (т.е. небольших пьес) С. Прокофьева.
Петр Ильич Чайковский (слайд 6) жил и творил почти двести лет назад. А Сергей Сергеевич Прокофьев (слайд 7) жил почти на полвека позже. Хочу обратить ваше внимание на то, какая разница в периодах жизни у композиторов, но творчество их не угасает и не забывается по сей день!
А теперь послушаем с вами произведения этих двух величайших композиторов!
Начнем с «Марш деревянных солдатиков» (видео)
Что под это композицию удобнее делать? (маршировать, танцевать, петь) Какое настроение передает нам эта композиция? (Игривое, звонкое, праздничное. Мелодия звонкая, грациозная, отрывистая)
А теперь, ребята, встаньте рядом со своими стульчиками и попробуем с вами немного помаршировать.
(дети встали, учитель дирижирует. )
С левой ноги, марш!
Молодцы, садитесь! Как точно вы исполняли марш, прямо как настоящие солдатики!
Теперь же познакомимся с «Маршем» С.С. Прокофьева (слушанье).
Отличается ли этот Марш от Марша Чайковского? Чем? (более быстрая, игривая, смелая, напористая).
Теперь же прослушаем «Вальс» Петра Ильича Чайковского (слушанье).
Что всего удобнее делать под эту музыку? (танцевать) Почему? (под нее хочется двигаться, танцевать)
Сравним же теперь этот вальс с вальсом Сергея Сергеевича Прокофьева.
Этот вальс похож на вальс Чайковского? Чем? Чем не похож?
5. Закрепление знаний и способов действий.
-О чем говорили на уроке?
-С какими инструментами познакомились?
6. Вокально-хоровая работа.
Разучивание песни.
7. Рефлексия.
-Какой инструмент вам понравился больше всего?
Ответьте на вопросы:
Сегодня я узнал…
8. Домашнее задание.
Дома вы должны будете нарисовать рисунки на тему «Мой любимый музыкальный инструмент». Это не обязательно только те инструменты, которые мы изучали сегодня. Вы можете выбрать любой инструмент: гитару, барабаны, гусли, дудочку и т.д.
Ребята, вы — молодцы! Спасибо большое!
Источник
Разработка урока музыки для 2 класса на тему: «Знакомство с инструментом – фортепиано»
специалист в области арт-терапии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья школа с.Знаменка»
Нерчинский район, Забайкальский край
Разработка открытого урока музыки
для 2 класса на тему:
«Знакомство с инструментом – фортепиано»
по программе В.В. Алеева, Т. Н. Кичак
Тема урока: Знакомство с инструментом — фортепиано
урок изучения нового материала
фронтальная работа, работа в парах, работа в группах
методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные); методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса, создание ситуации успеха); методы контроля и самоконтроля (групповые задания, самооценка); образовательные технологии (групповая работа, сотрудничество), здоровьесберегающие технологии (чередование видов деятельности для охраны и укрепления психического здоровья обучающихся), информационные технологии.
Цель урока: з накомство с разновидностями фортепиано – пианино и роялем.
— расширить знания о музыкальных инструментах;
— объяснить значения слов форте, пиано, фортепиано, пианино, рояль;
— уметь распознавать звучание разных регистров фортепиано;
— развивать воображение, творческие способности, музыкальный и ритмический слух.
— воспитывать интерес к учебному предмету, через разнообразие видов деятельности на уроке — воспитывать эстетические чувства; — воспитывать интерес к классической музыке.
Мультимедиа проектор, ноутбук , синтезатор, иллюстрации музыкальных инструментов, пазлы инструментов рояля и пианино, раскраска клавиатуры пианино, карточки со знаками f — p , стикеры ярких цветов, чёрный маркер
«Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» Н. А. Римского- Корсакова, песня «Мама и Родина» А. Стариков, Фрагмент « Сонаты № 7» Л. В. Бетховена
Организация. Самоопределение деятельности. — 2 мин.
1.1 Слушание: «Марш Черномора» (творческое задание и сюрпризный момент – 8 мин.
Постановка цели и задач урока — 4 мин
Первичное усвоение новых знаний. Работа по теме урока — 8 мин
Актуализация знаний. – 6 мин.
Закрепление полученных знаний — 4 мин
5.1 Слушание: Фрагмент « Сонаты № 7» — 3 мин.
6. Исполнение песни «Мама и Родина » — 3 мин
7. Обобщение урока — 2 мин
8. Рефлексия – 2 мин
9. Домашнее задание — 1 мин
10. Выставление оценок. -1 мин
11. Выход — 1 мин
Планируемые результаты урока:
Личностные: осознать необходимость учения;
· работать над адекватной самооценкой;
· учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
Метапредметные:
· осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, творческих заданий;
· умение строить речевые высказывания о музыке.
Предметные:
· наличие интереса к предмету «Музыка»;
. умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов, представленных в учебнике для 2 класса;
. владение основами теории музыки и музыкальной грамоты: мелодия, нотные размеры.
Регулятивные:
· соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
· уметь контролировать свою деятельность;
· адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.
Познавательные:
· отвечать на простые и сложные вопросы учителя
сравнивать объекты по нескольким признакам;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
· вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, высказывать свою точку зрения на события;
· участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
· выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
1.Самоопределение деятельности. (Организационный момент )
Показ репродукций из сказки А. Пушкина «Руслан и Людмила»
— Из какой сказки эти иллюстрации? («Руслан и Людмила»)
— Кто автор сказки? (А. Пушкин)
— портреты А. С. Пушкина и М. И. Глинки.
— Что объединяет поэта и композитора? (одноимённые произведения )
— Какое произведение из оперы мы слушали на пошлом уроке?
— Вспомните, кто такой Черномор?
— В каком музыкальном размере написан марш? ( 4\4).
— Да, марши пишутся в размере 4\4.
Домашним заданием было нарисовать рисунок Черномора.
(рисунки прикрепляются к дополнительной – магнитной доске)
1. 2 Слушание : «Марш Черномора»
Творческое задание : пластическое интонирование
— Когда услышите главную тему Черномора- поднимаем вверх руки.
Слушание.
— Звучание каких инструментов музыке придает сказочность и волшебство? (колокольчики).
— Какой оркестр исполнял «Марш Черномора»? (симфонический). Слайд 6
Сюрпризный момент- появление персонажа- «Черномор из сказки »
(ученик 3 класса)
Заходит в класс «Черномор».
«Я только что был на уроке литературы в 5 классе и вдруг услышал свою тему, громкую, страшную! И сразу сюда, к вам на урок! Вы ведь испугались, когда слышали мою тему?»
Дети отвечают- Нет, не испугались, мы уже слушали эту музыку на прошлом уроке и поняли, что грозная мелодия, которая рисует нам твоё появление, потом меняется, звучат колокольчики, напоминая нам о том, что ты- герой сказочный и бояться тебя не надо.
— «Черномор» — но я хочу с вами поиграть, на уроке литературы мне так было интересно с детишками 5 класса! Я смотрю, вы даже рисунки про меня нарисовали! Какие молоды! А давайте снова послушаем это произведение из оперы, и когда вы услышите мою тему- будете все вставать с места. А я тут вот присяду и тоже буду с вами двигаться.
Звучит «Марш Черномора» — дети и «Черномор» при появлении в музыке темы Черномора встают с мест, поднимают руки, при смене характера звучания все садятся. (после «Черномор» прощается с детьми и говорит, что ещё с ребятами встретится на уроках музыки в 5 и 6 классе). Дети прощаются с «Черномором»
2. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
— В симфоническом оркестре много разных инструментов. Об одном мы узнаем сегодня подробно.
Очень музыку любили
Две сестры, Наташа с Ниной,
И поэтому купили
Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?
На концерте выступала
Наша милая Оксана,
Как звезда она играла
Целый час на ….
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о пианино, рояле, фортепиано)
— Посмотрите ещё раз на загадки и сформулируйте тему урока.
Тема урока : Знакомство с инструментом фортепиано .
— Мы уже слушали музыку фортепиано. Как вы думаете, что сегодня мы узнаем об этом инструменте? (когда появился, почему он так называется, какие композиторы писали музыку для рояля, послушаем произведения в исполнении этого инструмента.)
3.Первичное усвоение новых знаний. Работа по теме урока
На доске таблички с терминами: рояль, пианино
Учащиеся должны правильно расположить надписи — комнатный, концертный, вертикальный, горизонтальный
Пианино – комнатный инструмент, рояль – концертный.
Пианино — вертикальный, а рояль — горизонтальный инструмент
(учащиеся по желанию выходят к доске)
. Слайд 14
Показ иллюстраций баяна, гармошки, гитары, скрипки, пианино, рояля.
На доске ученики убирают лишние картинки с музыкальными инструментами и сказать, почему, определяют отличие и сходство всех музыкальных инструментов. (кнопочные, клавишные, струнные)
— Фортепиано – клавишный струнный музыкальный инструмент. Все клавиши фортепиано – это клавиатура. Почему — клавишный — понятно , а вот почему струнный, об этом будем говорить на следующем уроке
4. Актуализация знаний.
Работа в группах. Задания:
Выбрать из предложенных иллюстраций музыкальных инструментов все клавишные.
Собрать пазл рояля.
Собрать пазл пианино.
Раскрасить бумажную клавиатуру и подписать 7 нот.
Оставшиеся ученики вызываются к фортепиано и играют разные по высоте звуки.
Проверка работ детей в группах.
— Вы обратили внимание, что вы все играли разные по высоте звуки?
— Как называется такое средство музыкальной выразительности? ( регистр )
— Скажите, кого и что может показать музыка ? (музыка может показать- человека, машину, самолёт, поезд, животных, птиц…)
— Молодцы, правильно, музыка многое может нам показать и рассказать!
5. Закрепление полученных знаний
— Давайте вспомним, какие две разновидности имеет фортепиано? (рояль и пианино).
На какие два слова мы разделим слово фортепиано? (форте, пиано)
Название инструмента произошло от двух итальянских слов: форте и пиано . По-русски следовало бы звать — Громко тихо .
Слайд 17 Загадка:
Играть умеет он и «форте», и «пиано»,
За это и назвали его… (Фортепиано)
Музыкальные знаки – форте, пиано Слайд 18
(Дети должны определить, какой знак обозначает громкость, какой тишину)
Создал фортепиано великий итальянский мастер Бартоломео Кристофори в 1709 году .
Слайд 20
— В учебнике (стр. 63) посмотрите репродукцию П. Корина. На каком инструменте играет музыкант? А почему вы так решили? Отличительные черты рояля от пианино? (струны расположены горизонтально, поднята крышка, размером больше) Ученик читает текст в учебнике.
— Как мы назовем музыканта, играющего на пианино, рояле, фортепиано,? (пианист).
П. Корин изобразил портрет пианиста К. Игумнова.
Учащимся раздаются карточки со знаками f — p
5.1 Слушание: Фрагмент « Сонаты № 7» Л. В. Бетховена в исполнении пианиста К. Игумнова.
Творческое задание : пластическое интонирование
При слушании музыки дети поднимают вверх карточки: f — p
-Ребята, как вы думаете, кто из композиторов писал музыку для фортепиано? (практически все.) Во времена, когда не было ещё фортепиано, были орган, клавесин, это тоже клавишные инструменты. И композиторы И. С. Бах , Г. Гендель писали музыку для клавесин и органа.
У нас впереди ещё много уроков музыки, и на каждом мы слушаем музыку разных композиторов, слушаем звучание симфонического оркестра, в котором всегда присутствует рояль.
— Мы будем продолжать работать над темой фортепиано на следующем уроке.
Песню запоем все вместе,
Зазвучит по школе песня.
Складно, слаженно и дружно.
Вместе петь, ребята, нужно.
Песней полон коридор —
Так старается наш. (хор) Слайд 22
Распевка: Я пою , хорошо пою »
Исполнение песни «Мама и Родина» Слайд 23
(аккомпанирует учитель песню на фортепиано (синтезаторе))
Обобщение урока. Слайд 24
— Подведем итог вместе.
-Какую учебную задачу ставили в начале урока? (ответы детей)
— Кто считает, что мы выполнили эту задачу?
— Кто доволен своей работой на уроке?
— Мне сегодня очень понравилось, как вы работали. Молодцы. А теперь мне хотелось бы узнать, какое настроение у вас осталось от сегодняшнего урока?
Ученики выходят к доске и наклеивают стикеры на улыбки:
9. Домашнее задание:
Повторить два итальянских термина – форте и пиано. Нарисовать рисунок фортепиано.
10. Выставление оценок.
11. Выход под песню «Улыбка» Слайд 25
Музыка . 2 класс. : Учебник / В. В. Алеев, Т.Н. Кичак. -8-е изд, стереотип.- М.: Дрофа. 2013 г
Источник