Фортепиано как ударный инструмент

Фортепиано (фортепьяно)

Популярные в конце XVII века клавесин и клавикорд претерпели ряд принципиальных конструктивных изменений. В результате произошло возникновение нового инструмента – фортепиано, обладающего великолепными техническими возможностями, обширным диапазоном звучания, тембровой выразительностью. В советские годы пианино было почти в каждом доме, игре на нем обучали в музыкальных школах, а умение играть на фортепиано считалось частью хорошего образования.

Что такое фортепиано

Музыкальный струнный ударно-клавишный инструмент – так классифицируется фортепиано. Он появился более трех столетий назад, по прошествии времени не теряет актуальность, используется, как сольно, так и в сопровождении оркестров.

Старинное название фортепиано – клавир. До изобретения инструмента существовали и другие ударно-клавишные струнные виды – клавесин и клавикорд. Объединяет их то, что все они состоят из корпуса и внутреннего ударно-струнного механизма. Клавесины и клавикорды утратили свое значение из-за негромкого затихающего звука, недостаточно динамичного звучания, невозможности менять громкость.

Устройство

В элегантном корпусе инструмента прячется «начинка», отвечающая за звукоизвлечение. На тяжелой чугунной раме располагаются колки. На них натягиваются струны. Под струнами располагаются штеги. Взаимодействуя с резонансной декой, они усиливают струнные колебания, звуки воспроизводятся громко с выразительным тембром.

Фортепьяно имеет клавиатуру из 88 клавиш-полутонов. Под ней располагаются две или три педали. При нажатии правой педали происходит неразрывное звучание «legato». При нажатии средней педали музыкант удерживает избранные демпферы, а левая педаль используется для ослабления звука.

Конструкция фортепиано сложная. Но, благодаря ей, инструмент имеет богатые выразительные возможности и диапазон звучания целого оркестра. Звукоизвлечение происходит, когда пианист ударяет по клавишам. В это время деревянные молоточки, обтянутые войлоком, ударяют по струнам. В нижнем регистре «работает» одна струна, в среднем и верхнем молоточки ударяют сразу по двум или трем.

Диапазон звучания инструмента семь с четвертью октав от «ля» субконтроктавы до ноты «до» пятой октавы. Наиболее популярны две основные октавы – малая и первая. Контроктава представлена тремя самыми низкими нотами, а пятая – всего одной самой высокой нотой.

Вес пианино внушительный – 250-350 килограммов. Некоторые концертные экземпляры весят около полтонны.

История

Далекий предок фортепиано – монохорд. Этот инструмент использовался в Древней Греции во времена Пифагора. Представлял собой узкий длинный деревянный ящик с натянутой над ним струной. При помощи специальной подставки, которую музыкант передвигал по длине, извлекался звук разной высоты, воспроизводимый молоточками.

Со временем струн стало больше, ящик увеличился в размерах, появилась клавиатура. Нажатием клавиш приводились в движение тангеты – пластинки из металла. Конструкция получила название клавикорд от сочетания латинских слов «clavis» и «chorde», которое означает «клавиша» и «струна». В 17 столетии он был украшением гостиных и музыкальных салонов, являлся роскошью, украшался позолотой, перламутром, драгоценными камнями.

В это же время происходило создание и развитие другого предшественника фортепиано – клавесина. От клавикорда он отличался длиной струн, вследствие чего и имел другую форму, которая позднее перешла к роялю. На струны воздействовали щипковые язычки из птичьих перышек. Звук, извлекаемый таким способом, был мощным, но невыразительным.

В начале 18 века итальянский мастер Бартоломео Кристофори изобрел новый инструмент, в механизм которого заложил все составляющие современного фортепиано: демпфер, молоточек, шультер, шпиллер. Его создание стало началом происхождения пианино.

Первое фортепиано миру представил американский изобретатель Дж. Хаккинс в 1800 году. Через год конструкцию усовершенствовал другой мастер М. Мюллер, добавив к ней педали. Выглядело пианино не так, как сегодня. Фортепиано в том виде, в каком мы привыкли видеть его сегодня, появилось только в 19 веке. В это время он стал популярным и в России. В Петербурге работало несколько десятков мастеров, развивалось фабричное производство.

Разновидности фортепьяно

Пианино и рояль – два вида одного инструмента с разными конструкционными особенностями. Их строение отличается расположением струн. Пианино – разновидность фортепиано, у которой они лежат перпендикулярно клавиатуре, у рояля – в одной плоскости с ней. Поэтому размеры рояля больше, звук громче, насыщеннее.

Отличаются типы инструмента и количеством педалей – у пианино их две, а у более крупного представителя ударных струнно-клавишных – три. В семействе фортепиано эти инструменты называют «младшим» и «старшим» братьями.

Пианино имеет меньшие габариты, является инструментом для домашнего или камерного музицирования, «старший брат» – для концертного. В свою очередь пианино и рояль имеют разновидности, которые отличаются размерами.

Игра на инструменте

Овладение инструментом – сложный, долгий, кропотливый процесс. Поэтому обучение игре на фортепиано начинается с раннего возраста. Среди выдающихся пианистов прошлого века выделяются Артур Рубинштейн, Сергей Рахманинов, Святослав Рихтер. В современной музыкальной культуре место непревзойденного виртуоза занимает Денис Мацуев.

Инструмент позволяет реализовать многогранные задачи в музыке. Он используется для аккомпанемента сольным вокальным исполнителям. Широко распространены концерты для фортепиано с оркестром. Используются рояль или пианино и в камерных ансамблях в сочетании со струнными или духовыми инструментами.

Интересные факты

  1. До 50-х годов прошлого века клавиши фортепьяно изготавливались исключительно из слоновой кости. Позднее их заменили на пластиковые и деревянные.
  2. Японская игрушечная корпорация выпустила мини-пианино шириной всего 25 сантиметров. Это полностью функциональная модель. Она выглядит реалистично, а строение конструктивно правильное, настрой точный. Клавиши пианино всего полсантиметра в ширину.
  3. В советское время фортепиано было признаком самодостаточности, статусности, особого отношения к культуре. Его дарили за заслуги перед государством. Такой подарок после полета в космос получил Юрий Гагарин.
  4. На одном из концертов пианист-виртуоз Денис Мацуев настолько рьяно играл на инструменте, что у рояля сломалась ножка, а сам музыкант повредил палец.
  5. Особое отношение к пианино проявляли техасские ковбои. Даже во время перестрелок, которые часто случались в салунах, пианист продолжал играть, а даже самые отъявленные негодяи не осмеливались стрелять в музыканта.
  6. Рояль «Challen» – самый габаритный концертный инструмент. Весит знаменитый экземпляр более полутоны, длина корпуса составляет 3 метра 30 сантиметров.
  7. В истории аукционов отмечен рояль, проданный за баснословную сумму – 2,1 миллиона долларов. Он принадлежал Джону Леннону.

Фортепиано – универсальный инструмент с беспрецедентной популярностью, открывающий многогранное звучание. Для него написано бессчетное количество произведений, а музыкальная литература по художественному значению и ценности граничит с симфонической. Пианино используется в концертах, написанных для фортепиано, но и находит применение в джазовой музыке, применяется для сопровождения вокальных партий.

Источник

Фортепиано как ударный инструмент

Фортепиано является одним из самых популярных музыкальных инструментов в мире. Но заглянуть внутрь, и вы быстро обнаружите, что он также является одним из более сложных инструментов. Вы также можете начать задаваться вопросом, что это за инструмент-ударный или струнный?

Внутри фортепиано находятся струны, а также длинный ряд равномерно закругленных молотков, покрытых войлоком. В традиционной системе классификации музыкальных инструментов Хорнбостел-Сакс фортепиано рассматривается как разновидность хордофона. Подобно лире или арфе, она имеет струны, натянутые между двумя точками. Когда струны вибрируют, они производят звук. Однако на фортепиано эти вибрации инициируются молотками, ударяющими по струнам, а не выщипыванием или перемещением лука по ним. Таким образом, фортепиано также попадает в сферу ударных инструментов. В результате сегодня фортепиано принято считать и струнным, и ударным инструментом.

Каждый из 88 клавиш пианино прикреплен к молотку, который ударяет строку различной длины и толщины, причем оба размера струны становятся меньше по размеру, когда игрок идет слева направо по инструменту (наиболее очевидным в рояле). Когда ключ отжат, он посылает свой связанный молоток в движение, ускоряя ход его к шнуру. Если строка, которая ударил длинный и толстый, шаг звука производится относительно низким; ключ, другими словами, был на левом конце фортепиано. Если строка, которая ударил тонкий и короткий, шаг выше, указывая, что ключ играл был на правой половине фортепиано. После удара по струне, молоток отскакивает и возвращается в исходное положение, готовый к следующей атаке.

Источник

Ударно-клавишные инструменты

К современным клавишным инструментам относятся ро­яль, пианино, клавикорд. На этих инструментах во время игры можно изменять силу звука в больших пределах — от самого тихо­го (пиано) до громкого (форте). Вот почему инструменты дан­ной группы имеют общее название — фортепиано. В ударно­клавишных инструментах звук извлекается ударом молоточ­ка по струнам. Молоточки приводятся в действие посред­ством клавиш (отсюда название — ударно-клавишные).

Основными конструктивными узлами пианино являют­ся: рама, резонансная дека, струны, клавишный и педаль­ный механизмы и корпус.

Резонансная дека представляет собой щит, склеенный из дощечек резонансной ели. Дека предназначена для усиления звучания пианино и для придания звуку определенного тембра. Дека воспринимает колебания струн через штеги (порожки).

Рама принимает на себя основную нагрузку, вызывае­мую натяжением струн, поэтому она отливается из чугуна. В верхней ее части крепится вирбельбанк — доска с колками для натяжения струн. Нижние концы струн крепятся к ме­таллическим штифтам, вставленным в раму.

Клавиатура состоит из 85-88 клавиш, разделенных на октавы. Клавиши приводят в действие молоточки, нанося­щие удары по струнам.

Педальный механизм служит для управления силой и продолжительностью звучания струн.

Корпус пианино прямоугольной формы изготовляют из древесины березы, ели, ольхи, полируют или фанеруют цен­ными породами древесины.

Рояль имеет такую же конструкцию, как и пианино, но в отличие от него корпус со струнами, резонансной декой и механизмами расположен горизонтально и имеет крыловид­ную форму.

Пианинопо высоте корпуса подразделяются на нормаль­ные, или кабинетные (1,2-1,4 м), малогабаритные (1—1,2 м) и мини-пианино (0,8-0,9 м). В зависимости от отделки пиа­нино могут быть повышенного и высшего качества.

Рояли в зависимости от длины корпуса, громкости и ди­апазона звучания бывают концертные (2,5-3 м), салонные (1,9-2,4 м), кабинетные(1,5-1,8 м) и малогабаритные («ми­ньон») (1,2-1,4 м).

Клавикорд (от лат. clavis — ключ) небольшой старинный клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент один из предшественников фортепиано.Звук на клавикорде извлекаетсяпри помощи металлических штифтов с плоской головкой — тангенотов. Для клавикорда создавали произведения такие великие композиторы, как И. С. Бах, его сын К. Ф. Э. Бах, В. А. Моцарт и Л. ван Бетховен.

Качество инструментов должно соответствовать требованиям нормативных документов, чертежей и утвержденным образцам.

Проверка качества инструментов и определение их соответствия требованиям технической документации производится по следующим основным показателям:

— действие клавишного и педального механизмов;

Наружные детали корпуса должны быть тщательно отполированы. Трещины, вмятины, сколы, пятна, царапины, коробления не допускаются. Съемные детали должны легко сниматься и устанавливаться; зазоры между стенками корпуса и торцами крышки, рам недолжны превышать 2 мм. Клеевые соединения должны быть плотными и прочными, лаковое покрытие должно быть равномерным. Не допускаются потеки клея, матовые пятна, трещины, зазоры.

Клавиши должны быть подняты на одинаковую высоту, глубина опускания их у переднего торца – 10 -11 мм.

После транспортировки и длительного хранения необходимо проводить тщательный контроль и осмотр каждого инструмента.

Язычковые музыкальные инструменты

Свое название эти инструменты получили из-за того, что звук у них образуется благодаря колебаниям упругих стальных язычков. К язычковым инструментам относятся гармони всех видов, баяны и аккордеоны. Все эти инструменты имеют оди­наковые основные узлы: корпус, гриф, клавишный механизм.

Корпус состоит из правой и левой коробок и меха. Внут­ри каждой коробки имеется фанерная перегородка (дека) с отверстиями для прохода воздуха при растяжении мехов. С наружной стороны деки все отверстия закрываются клапа­нами, а с внутренней стороны на деке перед отверстиями закреплены планки с голосовыми язычками и резонаторы.

К правой коробке прикреплен гриф с кнопками или клавишами. Клавишный механизм состоит из системы металли­ческих рычагов, соединяющих клавиши с клапанами на деке, которые открывают доступ воздуха при растяжении мехов к голосовым язычкам. Высота звука зависит от размера языч­ка, который открывает клапан. Корпус изготовляют из бере­зы и облицовывают галантерейным целлулоидом.

В зависимости от количества одновременно звучащих язычков инструменты подразделяются на одно-, двух-, трех- и четырехголосные. Чем больше голосов, тем громче (голо­систее) звучание инструмента.

Мех служит для создания давления воздуха, изготовля­ется из картона, оклеивается ситцем, бязью или дермати­ном. Углы для прочности оклеивают кожей и окантовывают металлическими пластинами.

По виду используемого звукоряда выделяют две группы язычковых инструментов: диатонические с диатоническим зву­корядом (гармони — тульские, саратовские и т. д.) и хромати­ческие — с хроматическим звукорядом (аккордеоны и баяны).

Регистровые переключатели предназначены для изме­нения тембра звучания инструмента.

Отличительной особенностью тембра аккордеонов явля­ется то, что его голоса настроены в «разлив» — серебристый вибрирующий звук, по которому узнается звучание аккор­деона.

Маркируют язычковые инструменты с помощью буквен­но-цифрового кода: на первом месте буква, обозначающая соответственно А — аккордеон, Б — баян, Г- гармонь; на втором месте — количество кнопок (клавишей) на грифе (пра­вой клавиатуре), на третьем месте — количество кнопок в левой клавиатуре; на четвертом — количество одновремен­но звучащих язычков (голосов) при нажатии одной клавиши; на пятом — дробь: в числителе количество переключателей регистров на грифе, в знаменателе — в левой клавиатуре.

Например, шифр А 41×120-111-7/2 Тула означает: ак­кордеон Тула, 41 клавиша на правой клавиатуре, 120 кнопок — на левой, инструмент трехголосый, имеет семь пере­ключателей регистров в мелодии и два — на басах.

Гармони относятся к музыкальным инструментам с диа­тоническим звукорядом.

Диатонические гармони подразделяются на два основ­ных типа «хромки», которые при сжиме и разжиме меха, при нажатой клавише, издают звуки одной и той же высоты и «венки», которые при сжиме и разжиме издают звуки раз­ные по высоте. Различают гармони одно-, двух-, трех- и че­тырехголосные. Чем больше звучит одновременно язычков, тем громче звучание.

Баяны в отличие от гармоней имеют в мелодии хрома­тический звукоряд с количеством клавиш на грифе не менее 37. По конструкции левой клавиатуры они могут быть с гото­выми, выборными и с готово выборными аккордами (ГТВ).

В клавиатуре с готовым аккомпанементом кнопки пер­вых двух рядов дают звуки отдельных басов, остальные ряды — готовые аккорды.

У выборных баянов каждая кнопка левой клавиатуры извлекает один звук. Последние облада­ют большими игровыми возможностями и предназначают­ся для музыкантов высшей квалификации.

Изготовляют также баяны, комбинированные с готовым и выборным аккомпанементом. В этом случае переключение отдельных звуков на готовые аккорды производится с помощью реги­стров левой клавиатуры. Баяны часто используются для сольного исполнения, для сопровождения вокала и хора. В отличие от аккордеонов имеют строгое, лаконичное офор­мление.

Аккордеоны предназначены для эстрадного исполнения, поэтому в их отделке широко используются цветной галан­терейный целлулоид, хром, никель, яркие фирменные обо­значения, дополнительные ложные клавиши и т. д.

В отличие от баянов, которые имеют прямоугольную форму корпуса, аккордеоны имеют плавные переходы от грифа к корпусу, более удобную для игры стоя, прилегаю­щую форму, клавиатура для правой руки у них чаще ро­яльного типа. Из-за больших размеров клавиш музыкаль­ный диапазон правой клавиатуры у аккордеонов ограничен. Поэтому в аккордеонах для профессионалов делают правую клавиатуру не с клавишами, а с кнопками. Особенностью аккордеонов является своеобразная «вразлив» настройка голосовых язычков, это придает звучанию инструмента сво­еобразный джазовый оттенок. Аккордеоны всегда имеют не­сколько регистров, которые могут включаться в различных вариантах.

Проверку качество язычковых инструментов проводят по внешнему виду и действию механизмов.

Качество отделки поверхностей корпуса, грифа, стенок, меха, фурнитуры и других деталей проверяют визуальным осмотром, сравнивая с образцом-эталоном.

На поверхности инструмента не должно быть сколов, царапин, пятин, пузырей, вмятин. Трещин, коррозии, следов клея. Внутренние деревянные детали могут быть покрыты светлым лаком.

Действие механизмов – клавиатурных и переключения регистров – проверяют, проигрывая на инструменте весь звуковой диапазон. Натяжение пружин клавиш и толкателей измеряют динамометром или гирей, сила натяжения пружин для каждого вида инструмента приводится в технической документации.

Механизмы должны иметь плавный легкий ход; клавиши и пуговицы на грифе, кнопки на левом полукорпусе были расположены в одной плоскости и на одном уровне; цвет и размеры пуговиц и кнопок для одного инструмента должны быть одинаковыми, а клапаны на деке расположены симметрично и плотно прикрывать отверстия.

Духовые музыкальные инструменты

К группе духовых относят такие музыкальные инстру­менты, у которых звук извлекается путем вдувания в инст­румент струи воздуха. При этом воздушный столб в канале начинает совершать колебательные движения, а сам корпус выполняет функцию резонатора. Чем длиннее и шире труба, тем реже звуковые колебания, тем ниже звучание, и наобо­рот, чем короче канал ствола, тем чаще звуковые колеба­ния, тем выше звук.

Высоту тона можно изменить с помощью вентильного механизма (саксгорны), изменением длины канала ствола (тромбоны), а также при помощи боковых отверстий в стен­ках трубы, которые можно открывать и закрывать пальца­ми (флейты, кларнеты).

В зависимости от способа возбуждения столба воздуха, заключенного в инструменте, различают амбушюрные, языч­ковые, лабиальныеинструменты.

Амбушюрные инструменты. В амбушюрных инструментах звук извлекается путем вдувания воздуха в канал ствола инструмента через плотно прижатые к раструбу мундштука (амбушюра) губы.

Все амбушюрные духовые инструменты представляют собой металлическую трубу конической формы, переходя­щую в конце в раструб. Для удобства пользования трубы сги­бают в несколько оборотов (в виде петли, круга и др.).

Амбушюрные инструменты подразделяют на инструмен­ты с вентильным механизмом, безвентильные (сигнальные) и цуговые (с выдвижным коленом).

Вентильный механизм позволяет извлекать все звуки хроматической гаммы путем увеличения длины канала инст­румента за счет подключения к основному стволу коротких трубок различной длины, так называемых крон.

Различают два типа вентильных механизмов: с продоль­ным движением поршня — помповые и с вращающимся пор­шнем – цилиндрические.

При нажиме на клавишу, клапан подключает в основной канал определенный крон, в результате чего увеличивается длина воздушного столба и вместе с тем понижается высота звучания инструмента.

Амбушюрные духовые инструменты с вентильным механизмомклассифицируют по подгруппам: саксгорны, трубы, валторны и тромбоны.

К подгруппе саксгорнов относятся: корнет, альт, тенор, баритон и бас.

Это одинаковые по форме, но разные по размерам инструменты. Баритоны и басы используются только для аккомпанемента. Различают басы двух видов: бас-геликон для походных духовых оркестров и бас-туба для симфонических оркестров.

Трубы в отличие от саксгорнов имеют в основном цилин­дрическое сечение, а корпус более резкие изгибы. Труба обладает большой громкостью звучания и своеобразным тем бром, часто используется для исполнения соло.

Валторны имеют корпус, свернутый в правильный круг в три оборота и заканчивающийся широким раструбом. Это один из наиболее выразительных духовых инструментов, имеющий мягкий и красивый тембр, напоминающий звук лесного охотничьего рога.

Альт – петлеобразная труба, свернутая в два оборота. Имеет трехвентильноую цилиндрическую или помповую голосовую машинку. Изготавливается в тоне ми-бемоль.

Безвентильные сигнальные инструменты предназначе­ны главным образом для подачи различных сигналов. К этим инструментам относятся горн, фанфара, пехотный рожок, охотничий рог.

Цуговые амбушюрные инструменты — тромбоны — имеют выдвижную кулису или цуг. Звуки различной высоты получают перемещением кулисы, тем самым изменяя длину трубы.

Язычковые духовые инструменты (лингвальные). Звук в язычковых духовых инструментах образуется за счет колебаний тонкой упругой пластинки (трости, языч­ка) при вдувании в канал струи воздуха. При этом колебания язычка вызывают колебания воздушного столба внутри ин­струмента.

На корпусе язычковых инструментов расположены зву­ковые отверстия и клапанно-рычажный механизм, служа­щий для регулирования высоты извлекаемых звуков. При открывании и закрывании отверстия на корпусе изменяется длина воздушного столба, вместе с этим изменяется и высо­та звука.

Кларнет состоит из трубки, мундштука и небольшого раструба. Трубка кларнета имеет до 26 боковых отверстий, которые закрываются рычажно-клапанным механизмом. К мундштуку кларнета прикрепляется шелковыми нитями или кольцами язычок из тростника. Кларнет исполняет роль ве­дущего инструмента в группе деревянных духовых инстру­ментов симфонического оркестра, а также для сольного ис­полнения в эстрадных и духовых оркестрах. Кларнети изготавливают из гренадильной, эбеновой древесины или пластмассы.

Гобой по форме напоминает кларнет, но отличается от него наличием эсика с двойным язычком и слабо выражен­ным раструбом.

Английский рожок отличается от гобоя яйцеобразной фор­мой раструба.

Фагот является одним из самых низких по регистру звучания инструментом симфонического оркестра. Имеет приспособление для установки на пол. Фагот изготавливают из клена. Клапанно-рычажный механизм изготавливают из мельхиора. Состоит он из четырех частей: нижнего, малого, большого колена и раструба.

Разновидностью фагота является контрфагот, который вдвое больше него по величине.

Саксофон — инструмент с металлическим корпусом в виде короткой, но широкой конусообразной трубы, изогну­той в форме курительной трубки. Мундштуки у них такие же, как и у кларнета. Клапанно-рычажный механизм с перламутровыми или целлулоидными вкладышами на клапан. Трость однолепестковая, укрепляется на клюве мундштука. Съемными частями саксофона являются эска и мундштук.

Саксофоны используются как солирую­щие инструменты в составе эстрадных, духовых оркестров и ансамблей.

Лабиальные духовые инструменты

Лабиальными называются инструменты, при игре на ко­торых струя воздуха из губ музыканта продувается под уг­лом к боковому отверстию — лабиуму.

К этим инструментам относится флейта, которая пред­ставляет собой трубку цилиндрической формы, закрытую пробкой с одной стороны. На поверхности трубки со стороны закрытого конца имеется боковое отверстие — лабиум. По всей длине трубки расположены звуковые отверстия, кото­рые закрываются клапанами.

Флейты бывают открытые с обоих концов, или простые. Закрытые флейты звучат на октаву ниже, чем открытые, той же длины. Существуют также свистковые флейты(сопилка, сопель) снабжённые особым приспособлением — так называемым свистковым устройством. Трубка снабжена у них клювообразным наконечником с деревянной пробкой. Она закрывает канал ствола, оставляя узкую щель, которая точно направляет струю воздуха на грань специального поперечного среза ствола.

Изготавливают флейты из из древесины твердолиственных пород, латуни, нейзильбера, пластических масс и серебряных сплавов.

Для комплектации духовых инструментов в торговлю поступают следующие принадлежности:

— для амбушюрных – сурдины, мундштуки всех видов, футляры и чехлы;

— для лабиальных – подушки клапанно-рычажного механизма, футляры;

— для лингвальных – трости одинарные и двойные, подушки клапанно-рычажных механизмов всех видов инструментов, мундштуки кларнетов и саксофонов, ремни, протирки, сурдины и футляры.

Духовые музыкальные инструменты выпускаются пред­приятиями в определенной тональности. Однако музыкантам, играющим в составе оркестра, часто приходится несколько подстра­ивать свои инструменты.

Амбушюрные инструменты подстраивают, вдвигая или выдвигая кроны, лабиальные — с помощью пробки, расположенной в головке, а лингвальные — заменяя следующий после мундштука бочонок или выдвигая его. Сущность подстройки заключается в увеличении или уменьшении длины воздушного столба; в пе­рвом случае тон будет понижаться, во вто­ром — повышаться.

Строй гобоя изменить невозможно, так как трость его крепится непосредственно к отверстию колена, поэтому в оркестрах, где есть гобой, его используют в качестве камертона.

При приемке духовых инструментов проверяют, тщательно ли зачищены швы, хорошо ли отполирована, никелирована или посеребрена поверхность корпуса. Острые кромки, заусен­цы, непропайки, вмятины не допускаются.

Корпус деревянных духовых инструментов должен быть отлакирован, трещины, пятна, отслоения не допускаются.

Действие рычажно-клавишного и вентильного механизмов проверяют проигрыванием. Детали клавиатуры должны иметь никелевое или серебряное покрытие, подушки клапа­нов — равномерно выступать из чашечек и обеспечивать герметичность инструментов. Движение клавиш должно быть плавным, бесшумным. Западание клавиш не допускается.

Необходимо, чтобы детали цилиндрических и помповых вентильных механизмов были отпо­лированы, движения вентилей в стаканах были плавными, бесшумными и обеспечивали совпадение голосовых отверстий; западание и утечка воздуха не допускается.

Музыкально-акустические свойства проверя­ют, проигрывая инструмент по всему звуковому диапазону. Все инструменты, за исключением безвентентильных, должны иметь 12-ступенный равномерно-темперированный строй, мун­дштучные безвентильные инструменты — 7-ступенный натуральный строй. Правильность строя устанавливают с помощью камертона ля или по инструментам, имеющим темпериро­ванный строй.

Ударные музыкальные инструменты — это инструмен­ты, звучащие тела которых возбуждаются ударами или встря­хиванием.

По источнику звука ударные инструменты подразделя­ют на:

пластинчатые — в них источником звука являются деревянные и металлические пластинки, бруски или труб­ки, по которым музыкант ударяет палочками (ксилофон, металлофон, колокольчики);

перепончатые — в них звучит натянутая перепонка — мембрана (литавры, барабан, бубен и др). Литавры представ­ляют собой набор из нескольких металлических котлов раз­ной величины, покрытых сверху перепонкой из кожи. Натя­жение перепонки может изменяться специальным устрой­ством, при этом изменяется высота извлекаемых колотуш­кой звуков;

самозвучащие— в этих инструментах источником зву­ка является сам корпус (тарелки, треугольники, кастанье­ты, маракасы).

Ксилофоны представляют собой набор (12- 36 шт.) различной длины деревянных (из клена, ореха, палисандра) брусочков — пластин, нас­троенных на опредленный тон и уложенных на специальные жгуты. Звук извлекается с помощью пары деревянных молоточков.

Металлофоны сходны с ксилофонами, только звуковые пластины изготовляют из ме­талла.

Маримбафоны по устройству аналогичны металлофонам, только под каждой пластиной устанавливают резонаторную трубку, настро­енную на данный тон.

Вибрафоны сходны с маримбафонами. В верхней части резонаторных трубок укреплены на общей оси заглушки, приводящиеся в движе­ние электродвигателем. Вращение заглушек над резонаторными камерами придает инструменту вибрирующий звук.

Колокола — набор свободно висящих ме­таллических трубок различной длины, соста­вляющих 12 полутонов. Звук извлекается с помощью молотка.

Литавры представляют собой медный корпус в форме котла с натянутой кожей. Устанавлива­ются на подставке-треножнике. Различают ли­тавры винтовые, механические и педальные. Наибольшее распространение получили пе­дальные, так как специальный механизм позво­ляет, не прерывая игры, одним нажатием на педаль перестроить инструмент на нужную тональность.

Барабаны различают малый и большой оркестровые, малый и большой эстрадные, том-тенор, том-бас, пионерский, представляет собой металлический или фанерный корпус, окрашенный лаком или отделанный художе­ственным целлулоидом, на котором с двух сторон с помощью специальных винтов натянута перепонка из телячьей кожи или пластика.

У бонгов, бубнов и тамбуринов перепонку натягивают с одной стороны. На обечайках бубнов и тамбуринов укрепляют по нескольку пар тарелочек для шумовых эффектов.

Тарелки выпускают нескольких видов: оркестровые, Гонг и Чарльстон; изготовляют их из латуни или специальных сплавов.

Треугольники (трензеля) — изогнутые в фо­рме треугольника стальные прутки круглого сечения, подвешиваемые одним концом на шнурок; звук извлекается ударом металличе­ской палочки.

Маракасы представляют собой круглой Формы шары из древесины или пластмассы, наполненные небольшим количеством мелких кусочков металла. Снаружи шары красоч­но оформлены. Для удобства игры имеется ручка.

Погремушки представляют собой наборы маленьких тарелочек, укрепленных на дере­вянной пластине.

Кастаньеты — театральные, одинарные и парные; изготавливают их из древесины твердо­лиственных пород.

Из отдельных инструментов комплектуют ударные установки.

К принадлежностям для ударных инстру­ментов относят: палочки барабанные и литавровые, колотушки для оркестрового барабана, механические колотушки педальные для эстрадного барабана, подставки под тарелки, подставки под бонги, ключи, ромми, футляры, перепонки.

Контроль качества ударных инструментов. Контролю подвергают внешнюю отделку, действие натяжных устройств и акустические свойс­тва ударных инструментов.

Наружные поверхности деревянных деталей должны быть покрыты лаком, облицованы целлулоидом или другими декоративными пластиками, металлические детали — никелированы или полированы. Раковины, трещины, вмятины, заусенцы и следы коррозии не допускаются.

Перепонка должна быть плотно и равномерно заправлена на подобручнике.

Шарнирные соединения и натяжные устройства, а также механизмы для перемещения деталей должны работать плавно и бесшумно; перекосы и заедания не допускаются.

Комплектность ударных инструментов дол­жна соответствовать техническим условиям: состав предметов, входящих в комплект, должен быть согласован между поставщиком и потребителем.

Проверка акустических свойств ударных инструментов производится проигрыванием.

Электрические музыкальные инструменты

Современная музыка тесно связана с техникой и всегда находится в прямой зависимости от ее совершенства. Вместе с развитием элементной базы радиотехники совершенствовались электромузыкальные инструменты (ЭМИ). Вначале это были инструменты на радиолампах (терменвокс, виолена, эмиритон). Вместе с полупроводниковыми элементами появились малогабаритные электроорганы. Микропроцессорная техника вызвала к жизни электронные синтезаторы и миди-клавиатуры.

Популярность электроинструментов объясняется их сво­еобразным тембром. Они могут имитировать звучание почти всех известных инструментов или издавать совершенно ори­гинальные (волшебные, космические) звуки, непохожие на естественные и неотличимые от природных. ЭМИ характеризуются максимальным музыкальным диапазоном и гром­костью звучания.

В современных ЭМИ многие музыкальные приемы, например аккомпанемент, автоматизированы, что дает музыканту возможность больше заниматься во время исполнения творческой работой, импровизацией.

Электромузыкальными называют инструменты, в кото­рых электрическая энергия используется для преобразова­ния, синтеза и усиления звуковых сигналов. По способу зву­кообразования электромузыкальные инструменты подразде­ляют на два вида: адаптеризованные и электронные.

Адаптеризованные музыкальные инструменты.

Адаптеризованными называют инструменты, имеющие адаптер (звукосниматель), с помощью которого механичес­кие колебания (струны, язычка и др.) преобразуются в электрические колебания, затем усиливаются усилителем п вой частоты и преобразуются в звук с помощью акуон .» ких систем.

Электрогитары, в зависимости от конструкции подразделяют на акустические, полуакустические и неакустические.

Акустическиеэлектрогита­ры — это обычные гитары, имеющие резонирующий кор­пус и один или несколько зву­коснимателей.

Полуакустические электро­гитары имеют верхнюю деку из обычной фанеры и узкие обе­чайки. Такие гитары без звуко­снимателя не имеют полноцен­ного звучания. Они используют­ся для разучивания мелодий и различных приемов исполнения.

Неакустические гитары не имеют резонансных дек. Они из­готовляются из целой доски. Без звукоснимателя, усилителя и акустических систем эти инструменты не звучат. Неакусти­ческие гитары в зависимости от выполняемой функции подраз­деляют на соло-, ритм- и бас- гитары.

Гитара «бас» выполняет функцию акустического контра­баса, имеет длинный гриф с че­тырьмя струнами. Гитары «Соло» и «Ритм» имеют по шесть струн.

На ритм-гитаре устанавливают только один звукосниматель; на ней нет также валика с рычагом для создания эффекта «вибрато».

Электронные музыкальные инструменты

Электронными называют инструменты, в которых электрические колебания звуковых частот возбуждаются специальными генераторами, усиливаются усилителем звуковой частоты и преобразуются в звук акустическими системами. К ним относятся электроорганы и синтезаторы.

По музыкально-игровым признакам генераторные электромузыкальные инструменты подразделяются на одноголосые (мелодические) и многоголосые (полифонические) или электроорганы.

Одноголосые ЭМИ позволяют вести только мелодию без аккомпанимента, так как для звуковоспроизведения используется один генератор электрических колебаний. Они хорошо имитируют звучание смычковых и духовых инструментов.

Электроорганы имеют не менее 12 генераторов звуковых колебаний (по одному на каждый звук октавы), поэтому позволяют брать аккорды, исполнять не только мелодию, но и аккомпанемент, оперировать различными тембровыми характеристиками и получать оригинальные музыкальные эффекты. Музыкальный диапазон ЭМИ может достигать 8 октав и выше.

Синтезаторы. В 60-е гг. XIX в. немецкий ученый, основоположник музыкальной акустики, Г. Гельмгольц впервые провел исследования по синтезу звука. Он на примере с .12 камертонами определил, что музыкальный звук любого тембра и высоты может быть представлен, как некий набор чистых тонов, т. е. показал возможность синтезировать звуки. Исключая из общего звучания один, два и больше камертонов, он каждый раз получал новый тембр. Синтезатор (его называют еще электронное пианино) безгранично расширил возможности составления звуков. Он позволяет подбирать не только количество и состав обертонов в звуке, но и плавно регулировать силу каждого из них.

Различие между электроорганами и синтезаторами зак­лючается в том, что в основе электрооргана лежит принцип возбуждения звуковых колебаний с помощью генераторов, а в основе синтезаторов — синтез колебаний из готовых образ­цов, семплов (от англ, sample — образец) звучания разных инструментов (гитары, скрипки) или природных звуков (плеск волн, завывание пурги). При воспроизведении таких звуков слышится звучание реальных инструментов с характерным для него тембром на всех ступенях высоты и громкости. С пульта управления синтезатора можно включать звучание одного или сразу нескольких музыкальных инструментов, добавлять к ним различные звуковые эффекты, регулиро­вать уровни громкости каждого из них, включать автомати­ческий аккомпанемент на разных ударных инструментах.

И электроорганы, и синтезаторы комплектуются усили­телями сигналов звуковой частоты и колонками.

Миди-клавиатуры. В последнее время вместо дорогих синтезаторов все чаще стали использовать миди-клавиату­ры для компьютеров, малогабаритные приставки рояльного типа, с помощью которых можно управлять так называемы­ми миди-файлами, хранящимися в памяти персонального компьютера. Миди-файл содержит оцифрованные образцы звучания (семплы) различных музыкальных инструментов, сведения об их тональности и возможных тембрах в обще­принятом формате Midi (Musical Instrument Digital Interfase).

Наличие в компьютере мощного микропроцессора и вин­честера с большим объемом памяти позволяет хранить сотни семплов, а наличие на звуковой карте миниатюрного синте­затора звука с интерфейсом Midi позволяет создавать звуча­ние, не отличимое по качеству от реального звучания электроорганов и синтезаторов, а также шумы: шелест морской волны, дождь, ветер за окном, раскаты грома и т. д.

Миди-клавиатуры легче осваивать и ими легче управ­лять. Отсутствие звукогенератора, усилителя и колонок позволяет снизить цену на них в 3-5 раз по сравнению с синтезатором.

Маркировка музыкальных инструментов должна соответ­ствовать требованиям ГОСТ Р 51121-97 «Товары непродоволь­ственные. Информация для потребителей». Место и метод на­несения маркировки определяется ГОСТом. Маркировка щип­ковых и смычковых музыкальных инструментов производит­ся на бумажном фабричном ярлыке, который наклеивают внутри корпуса напротив резонаторного отверстия.

Упаковка. Подбор упаковочных материалов производит­ся с учетом повышенной чувствительности инструментов к влаге, свету, механическим воздействиям, способности их окисляться на воздухе.

Перед упаковкой струнных музыкальных инструментов подставка должна быть опущена, натяжение струн и пере­понки ударных инструментов с натяжным устройством дол­жны быть ослаблены. После первичной упаковки некотор музыкальные инструменты (смычковые, язычковые, духо­вые) вкладывают в футляры.

Хранение. Музыкальные инструменты должны хранить­ся в подсобных помещениях, на складах в первичной упаков­ке или футлярах. Нормальными условиями для хранения музыкальных инструментов считаются: температура от 12 до 28°С и относительная влажность воздуха — 50-60%. Помеще­ния склада должны быть чистыми, сухими, иметь отопление и приточно-вытяжную вентиляцию. Музыкальные инструмен­ты следует располагать на расстоянии не менее 1,5-2 м от отопительных приборов, окон, дверей, стен и оберегать от сквозняков.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое высота, громкость и тембр звука? От чего они зависят?

2. Что положено в основу классификации музыкальных инструментов?

3. Перечислите основные узлы и детали гитары и объяс­ните, как они влияют на ее потребительные свойства.

4. Укажите конструктивные особенности смычковых ин­струментов?

Источник

Оцените статью