Фортепиано как второй инструмент

Выбираем инструмент. Советы родителям детей, поступивших на фортепианное отделение.
консультация по теме

В последнее время от преподавателей фортепиано можно слышать фразу: ни в коем случае не покупайте нашим ученикам электронное (цифровое)! Профессионалы для себя давно сделали выбор: играем на механических инструментах.
Но почему многие интуитивно чувствуют такую неприязнь именно к цифровому пианино? Почему преподаватели не рекомендуют покупать электронное пианино? Предлагаю подробно рассмотреть два варианта- акустическое и цифровое фортепиано, их плюсы и минусы.

Скачать:

Вложение Размер
выбираем инструмент для обучения игре на фортепиано 23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Когда родители спрашивают меня: «Какой инструмент подобрать ребёнку- акустическое фортепиано, электронное (цифровое) фортепиано или синтезатор?», я отвечаю- «Рояль!» А потом добавляю: «Конечно, если ребёнок однозначно решил посвятить себя музыке, стать великим пианистом и у него имеются для этого необходимые способности, желание или невооружённым взглядом виден огромный талант!» Зачем откладывать покупку рояля на потом? Пусть старт будет поистине правильным, ведь ничто не сравнится с акустическим звучанием рояля, с его механикой и тембрами! Но, как правило, таких детей единицы, а значит встаёт вопрос о необходимости подобрать такой инструмент, который будет отвечать требованиям преподавателя, ученика и родителей.

В последнее время от преподавателей фортепиано можно слышать фразу: ни в коем случае не покупайте нашим ученикам электронное (цифровое)! Профессионалы для себя давно сделали выбор: играем на механических инструментах.
Но почему многие интуитивно чувствуют такую неприязнь именно к цифровому пианино? Почему преподаватели не рекомендуют покупать электронное пианино? Предлагаю подробно остановиться на двух вариантах- акустика или цифровое. Синтезатор я полностью исключаю и не советую. Заниматься на таких аппаратах (по крайней мере, предполагая играть на классическом пианино), действительно, очень вредно. И принципиальное отличие здесь — в клавиатуре: синтезаторная механика имеет совершенно другую конструкцию с абсолютно иными тактильными ощущениями.

Цифра или акустика

Теперь нужно понять, какой инструмент вам нужен, цифровой или акустический.

Разумеется, хорошее и правильно настроенное настоящее ( акустическое) пианино звучит лучше. Только весь вопрос в том и состоит, можете ли вы себе позволить иметь и содержать действительно хорошее пианино. Если вы не согласны мириться с компромиссами в звучании, горячо желаете приобрести акустический инструмент, готовы ради этого заниматься обслуживанием (настройка) инструмента и имеете совесть (или соседей, способных пробудить ее в любом) — ищите пианино с модератором — устройством, позволяющим приглушить звук. Отличительным признаком, как правило, является третья (средняя) педаль. Она сдвигается влево и там фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань.

Есть один аспект, где цифровое пианино дает исключительное преимущество, и я вовсе не о весе и габаритах. Возможность регулировки громкости вплоть до полного отключения звука не оставляет традиционному инструменту ни одного шанса в условиях современных панельных домов. «Повторение — мать учения” — этот лозунг возведен в ранг абсолюта при обучении игре на пианино. Вы пока можете не знать, что такое «гаммы”, но будьте абсолютно уверены — выносить их длительное время дано далеко не каждому слушателю( будь то член семьи или сосед за стенкой.

Справедливости ради необходимо отметить, что те, кто считает цифровое пианино абсолютно бесшумным, тоже ошибаются. Даже при отключенных динамиках сами клавиши достаточно ощутимо постукивают — механика есть механика. И иногда даже бывает, что соседям снизу этот стук в ночное время мешает. Конечно, такой звук не идет ни в какое сравнение с обычным пианино, но тем не менее такие случаи встречаются.

Кроме того, цифровое пианино обладает, как правило, дополнительными возможностями, которые по определению отсутствуют на акустических инструментах. Прежде всего, это возможность записи-воспроизведения собственной игры. Даже если вас не волнует проблема увековечивания исполнения, возможность взглянуть на него со стороны чрезвычайно полезна для контроля за огрехами в исполнении вашего ребёнка. Конечно, можно возразить, что запись можно сделать и с помощью традиционной аудиотехники, однако практика показывает, что организационно-технические сложности этого процесса (не говоря уже о качестве результата) в подавляющем большинстве случаев исключают его из повседневной практики.

Часто присутствуют также различные полезные мелочи вроде встроенного метронома, транспонирования и разделения клавиатуры на две зоны для игры различными инструментами или в четыре руки. Поиграть различными нефортепианными тембрами типа органа или клавесина тоже часто бывает очень приятно.

Многих волнует принципиальный вопрос — а можно ли вообще ребенку, который учится в детской музыкальной школе, заниматься на цифровом пианино? Ведь некоторые преподаватели отвечают на него категорическим «нет”.

Такая позиция чаще всего является следствием недостаточного знакомства с предметом неприятия. Сплошь и рядом бывает, что о цифровых пианино судят по дешевым синтезаторам, большинство из которых также имеет рояльные тембры.

Но инструменты, позиционируемые именно как электронное пианино, снабжены тяжелой, «рояльной” клавиатурой, имитирующей молоточковый механизм акустического фортепиано. И заниматься на них можно безо всякого ущерба. Более того, многие отмечают, что цифровое пианино более требовательно и на нем лучше слышны недочеты исполнения, так что в определенном смысле именно для обучения оно даже предпочтительнее.

Цифровое пианино среднего уровня стоимостью от 50 тысяч рублей вполне достаточно для обучения в детской музыкальной школе. Если вы не можете себе позволить такого — не расстраивайтесь, на первых порах можно использовать и гораздо более дешевый инструмент. Конечно, через какое-то время его возможностей будет уже не хватать, и придется думать о замене. Но ведь случается, что дети бросают занятия очень быстро. Если для вас указанная сумма не является слишком большой жертвой — не сомневайтесь, покупайте сразу хороший инструмент.

В этом деле есть одно важное исключение. Если в ребенке обнаружились задатки великого пианиста, заниматься на цифровом фортепиано ему, конечно, не стоит. Но ему не стоит также заниматься и на подавляющем большинстве акустических инструментов, встречающихся в реальной жизни, вот о чем не следует забывать! На мой взгляд, плохо настроенное акустическое пианино портит слух сильнее, чем электронное, а разбитая «настоящая” клавиатура вредит рукам больше, чем механика приличной «цифры”.

Некоторые родители опасаются, что привыкнув к цифровому пианино, ребенок будет испытывать трудности при адаптации к обычному инструменту. Однако следует учесть, что акустические инструменты также бывают очень разными и зачастую отличаются между собой больше, чем в сравнении с цифровыми.

Достаточно распространено мнение, что цифровое пианино — это всего лишь имитация акустического инструмента, звучанию которой никогда не достичь уровня оригинала. И это, безусловно, чистая правда. Только вопрос — а какого оригинала? А такого, к которому обычных людей не подпустят и на пушечный выстрел. Не только как исполнителей, но даже как слушателей. Для цифрового клонирования выбирают не просто лучшие модели, а самые великолепные, эталонные экземпляры, которые хранятся в стерильных условиях и настраиваются исключительно выдающимися мастерами. Так что нам, обыкновенным людям, иметь имитацию элитного, идеально настроенного «Стейнвея” гораздо предпочтительнее, чем разбитую «Зарю”.

Часто поклонники акустики говорят, что вместо цифрового пианино гораздо более целесообразно приобрести подержанное обычное, причем совсем недорого, сплошь и рядом «за самовывоз”.

1) Если вы решили выбрать акустический инструмент, то:

— звук (какие бы дифирамбы мы не пели цифровым инструментам этот пункт не вызывает сомнений);

— стоит дешевле схожего по качеству цифрового пианино (цены на советские инструменты стартуют от «даром», в приличном состоянии немецкие или чешские пианино стоят порядка 20-40 тыс. рублей)

— очень прочное и надежное (как ни странно, но при наличии маленьких детей крайне актуально, так как проверенную веками конструкцию пианино детям точно не сломать, а вот сохранность цифрового инструмента не гарантируется);

— «правильная» работа педалей (что не говори, но ни одно цифровое пианино не может предложить педализирование, полностью адекватное акустическому инструменту).

— громкость, занятия в вечернее и ночное время затруднительны (даже с модератором);

— необходимость регулярной настройки (тут затраты на настройку вполне могут быть уравновешенны затратами на электроэнергию в случае выбора цифрового пианино);

— вес инструмента и габариты.

Тем, кто все-таки решился идти по пути приобретения подержанного акустического пианино, первым делом нужно найти хорошего мастера/настройщика пианино и только вместе с ним выбирать подходящий инструмент. Из-за недолговечности отечественных акустических инструментов предлагаю Вам не тратить время на просмотр инструментов, продаваемых за символическую плату (это завуалированная просьба владельца пианино оплатить работу грузчиков и выбросить пианино на помойку за ваш счет), а сразу ориентироваться как минимум на немецкие или чешские марки (например, Petrof, Zimmerman, Ronisch и т.д.). Подержанные инструменты в диапазоне 20-40 тыс. рублей, выбранные с настройщиком, точно вас не огорчат ни своим качеством, ни звуком, да и внешний вид у них, как правило, хороший.

2) Если вы решили выбрать цифровой инструмент, то:

— может быть компактным (вы можете выбрать как переносной, так и полнокорпусный вариант);

— иметь дополнительные функции (другие тембры, запись, метроном и т.д.). Это зависит от модели инструмента.

— звук не дотягивает до акустики;

— если в вашем районе часто выключают электроэнергию, то у ребёнка не будет возможности позаниматься, инструмент же электрический!

Конечно, всегда есть место компромиссам, так что существует еще и 3 вариант:

3) Купить подержанное пианино и недорогое цифровое пианино.

Как ни странно, но данному варианту следуют многие как начинающие, так и опытные пианисты. Данный вариант не несет никаких минусов. По затратной части вариант вполне сопоставим с приобретением хорошего цифрового пианино (можно вписаться в диапазон от 40 до 80 тыс. рублей за оба инструмента). При таком подходе цифровое пианино – это клавиатурный тренажер для занятий ранним утром или поздно вечером, а акустический инструмент – возможность поиграть «в кайф».

Если с акустическими инструментами ситуация прояснилась, то по выбору цифровых инструментов вопросов меньше не стало. Дальнейшее повествование посвящено исключительно цифровым инструментам…

Особенно тяжело определиться с инструментом для начинающих. С одной стороны, покупать дорогой инструмент, когда еще непонятно, увлечет ли музицирование ребенка, не очень хочется. С другой стороны, чем лучше пианино, тем больше шансов, что именно увлечет. Критерий здесь только один, но он, к несчастью, не может быть выражен точно в общепринятых единицах — за инструмент должно быть просто приятно сесть. Но даже для целей начального обучения есть определенный порог, ниже которого опускаться уже не стоит. Это полноразмерная (88-клавиш, полный размер инструмента) клавиатура и полновзвешенная (full-weighted) молоточковая механика. Переучиваться часто бывает труднее, чем начинать «с нуля”. Резюме на данном этапе: необходимо цифровое пианино с клавиатурой и звучанием, максимально приближенным к акустическому. В рамках бюджета, естественно.

Моё личное мнение по поводу выбора инструмента таково:
многие делают ошибку, поддаваясь на рекламу продавцов и начиная занятия с цифровых пианино. Возможно, они никогда не узнают, что такое настоящий живой звук. Можно сравнить мягкую игрушку кошки или собаки и живую кошку и собаку. И с игрушкой и с живой кошкой можно играть и общаться, но какая между ними пропасть. Или «Жигули» сравнить с «Вольво» (кому какое сравнение больше нравится). С помощью цифровых инструметов вы не услышите те идеи и образы, которые сочинили композиторы как классические так и современные — классика, рэгтайм, джаз и т. д. Ведь сочиняли они на «живых» инструментах, сделанных порою из ценных пород дерева.
Попробуйте сами сравнить звук живого пианино и цифрового пианино у знакомых, или в магазине. Даже дорогие, только что выпущенные модели выдают неприятный металлическо — пластмассовый звук. Другими словами: если вы играли, пели или сочиняли на старом, чёрном отечественном пианино (самый недорогой на сегодняшний день вариант, не говоря о среднем классе «Петров», «Вэйнбах» или более высоком: старых немецких с антикварным звуком и роялях), и вы внезапно перешли на цифровое, особенно недорогое, тысяч за 20 — 40 р, то вас ждёт разочарование. При игре вас постоянно будет преследовать чувство дискомфорта, а вокал, или второй инструмент, сыгранный дуэтом, зазвучит плоско и отстранённо.

Источник

Пианино или синтезатор — что лучше?

Чем отличается пианино от синтезатора, что лучше купить? Если встал такой выбор, значит, вы любите музицировать или хотите этому научиться. И это прекрасно!

Сегодня мы выясним: подойдет ли синтезатор вместо пианино для обучения и почему акустика до сих пор не вышла из моды. Когда вы дочитаете до конца:

  1. Вы перестанете путаться в названиях «фортепиано» и «пианино» и будете знать чем отличается синтезатор от фортепиано.
  2. Поймете, почему вопрос «как выбрать синтезатор для обучения на фортепиано» в корне неправильный.
  3. Разберетесь, какой вид клавишных подходит для ваших задач.

Все клавишные инструменты для начинающего музыканта — на одно лицо. Но назначение и устройство в большинстве случаев отличается. Сегодня мы в них разберемся. Начнем с главного:

Для чего нужны клавиши?

Не важно, подбираете ли вы инструмент для ребенка или себе — все задачи можно свести одной из двух целей:

  1. вам нужен домашний инструмент для начального или продвинутого уровня, чтобы играть классику.
  2. вы ищете клавиши для эстрадного музицирования: для записи собственных сочинений, фонограмм или игры в ансамбле.

Цель определили, теперь посмотрим, какие есть средства для ее достижения:

  • После регистрации вы можете получить
    в подарок видео-урок

Какие бывают клавишные инструменты?

Если крупными мазками, есть всего три больших группы:

  1. Акустическое фортепиано.
  2. Цифровое пианино.
  3. Синтезатор.

Не нужно путать синтезатор с цифровым пианино. Общее у них только внешний вид. А задачи и способы игры очень разные

Давайте посмотрим, в чем разница между ними и что каждый может делать. А после примерим их к своим задачам и поймем, что именно нужно искать.

Акустическое фортепиано

Фортепиано — это общее название для пианино и рояля — акустических клавишных инструментов. Вот здесь можно познакомиться с ними поближе. Все, что важно для нас сейчас — обратить внимание на их молоточковую механику — эта характеристика пригодится для сравнения акустического фортепиано с цифровыми аналогами.

Цифровое пианино

Некоторые продавцы разделяют понятия «цифровое пианино» и «электропианино». Последнее — более бюджетный вариант с ограниченным функционалом. Но это деление условно, не стоит на нем фокусироваться.

Миссия электронного фортепиано — замена акустическому. Оно должно звучать как настоящее пианино и давать исполнителю те же ощущения от игры.

Поэтому в настоящем электронном пианино клавиатура — механическая! Только молоточки ударяют уже не по струнам, как в акустическом инструменте, а по сенсорным датчикам. Ну а дальше — дело электроники.

Не только механика клавиатуры — размеры клавиш, их форма и количество (88) тоже сняты производителями с акустического фортепиано. Что еще, кроме клавиатуры, должно роднить электронных и акустических собратьев? Реалистичность тембра. Чем качественнее фортепианное звучание в цифровом инструменте, тем лучше он отвечает своей главной задаче — быть достойной заменой живого инструмента. И этим он отличается от синтезатора.

Что еще, кроме клавиатуры, должно роднить электронных и акустических собратьев? Реалистичность тембра. Чем качественнее фортепианное звучание в цифровом инструменте, тем лучше он отвечает своей главной задаче — быть достойной заменой живого инструмента. И этим он отличается от синтезатора.

Синтезатор

Часто новые ученики спрашивают: можно ли использовать синтезатор как пианино и фортепиано. Мой ответ всегда категоричен — ни в коем случае. Используйте синтезатор по его прямому назначению — пишите музыку, ищите лучшие звуковые решения. А технике игры учитесь только на фортепиано.

На вопрос «зачем нужен синтезатор» отвечает его название. Роль этой штуки — генерировать звуки и синтезировать их. Оригинальная музыкальная композиция — вот его главная цель. Хорошая клавиатура и фортепианный звук вполне могут быть приятным бонусом в дорогих моделях, но композиторы и аранжировщики оценивают синтезатор по этим качествам не в самую первую очередь.

Видов синтезаторов много, и далеко не все они клавишные. Но когда говорят «синтезатор», чаще всего имеют в виду две его разновидности: рабочую станцию или аранжировщик. И именно их путают с цифровыми фортепиано — внешне они могут быть очень похожи.

Отличие синтезатора от пианино

Разберемся, чем отличаются эти два вида клавишных. Синтезатор с клавишами как у пианино — не гарантия удачного выбора, если инструмент нужен вам для серьезного музицирования. Похожий внешний вид не равно одинаковое назначение. Синтезатор не дотянет до настоящего пианино по большинству параметров. В момент покупки не упускайте из виду их разницу — это подстрахует от ошибки купить вместо цифрового пианино синтезатор или наоборот:

  1. Клавиатура синтезатора бывает неполной (от 61 клавиши, или даже меньше). В пианино их всегда 88, что бы ни говорили вам продавцы музыкальных магазинов.
  2. Для синтезатора клавиатура — не самый важный параметр. Она может быть синтезаторной, а может быть и молоточковой. У фортепиано — только молоточковый механизм и никак иначе.
  3. И там и там есть процессор (компьютерная начинка), но набор функций разный. Синтезатор предлагает больше возможностей для аранжировки и написания музыки. В электронном пианино этих функций может не быть вовсе.
  4. И там и там есть сэмплы — записанные тембры инструментов.

Но в синтезаторе они простые, а в цифровом пианино — многослойные. Такая технология позволяет сделать звук приближенным к живому акустическому. У синтезатора же такой задачи нет. Зато есть возможность модифицировать имеющиеся сэмплы и создавать новые звуки. Теперь вспомним наши цели и посмотрим, какой инструмент под них подойдет.

На полях отметим, что некоторые модели электронных пианино могут-таки сочетать фортепианные достоинства с возможностями синтезатора. Но их функционал не сопоставим с хорошей рабочей станцией.

Что лучше: синтезатор или фортепиано?

Может ли синтезатор заменить пианино, если наша цель — уметь исполнять классическую музыку? Нет, не может. Особенно, если инструмент нужен для детей. Неправильным выбором можно навсегда испортить ребенку и посадку, и постановку рук, и музыкальный вкус.

Что лучше для обучения классическому исполнительству: цифровое или акустическое пианино? Вопрос посложнее. Живой инструмент будет звучать лучше любой электроники, но у последней есть много технических преимуществ (встроенные стили и тембры других инструментов, разъемы для наушников, обучающие программы — и это не весь список).

Взвесьте все доводы и купите то, что будет приносить радость от ежедневного взаимодействия.

Нужен инструмент для создания композиций, записи фонограмм или исполнения эстрадной музыки в ансамбле? Ответ однозначный — синтезатор.

Какой синтезатор купить вместо пианино

Какой синтезатор заменит пианино, с целью поиграть в значении «побрякать»? Выбирайте аранжировщик. Так называемые «самоиграйки» — это тоже аранжировщики, но простые и не предполагающие сложных композиторских манипуляций. Если позволяют средства — можно взять рабочую станцию (ценник начинается от 70 тысяч). Но вероятность того, что большинство функций так и не будет вами востребовано — велика. С другой стороны, а вдруг вы быстро прогрессируете до композитора? Тогда будет на чем развиваться.

Ура, с целями разобрались. Осталось несколько практических вопросов:

Трудно ли после синтезатора играть на пианино

Если вы начали музыкантский путь с синтезатора, то скоро вам станет не хватать фортепианной практики.

Вот, зацените — мог ли Рик Уэйкман добиться такой техники, лабая только на синтезаторе? Сильно вряд ли. Прежде чем так играть, он закончил музыкальный колледж по классу фортепиано. Если не совершенствовать исполнительское мастерство, то в развитии быстро наступает потолок. Сложные пассажи с кондачка не сыграешь — этому нужно учиться.

Беспомощность в звукоизвлечении — первое, с чем сталкивается музыкант, когда пересаживается с синтезатора за фортепиано.

Недавно я поменяла синтезатор на пианино, и это было похоже на то, как я села за руль автомобиля с механической коробкой после автомата. К фортепианной клавиатуре пришлось привыкать, «натачивать» пальцы, учиться чувствовать инструмент. Это серьезная работа, но понемногу приходит понимание и нужные ощущения.

Прикосновение, мышечная свобода, сила нажатия, скорость удара — то что в игре на синтезаторе почти не играет роли, в фортепианной имеет первостепенное значение. Кончики пальцев должны приобрести чувствительность, руки — пластичность. Музыкант и инструмент становятся единой системой. А исполнительское мастерство — результат тренировок под чутким контролем уха. Типичные сложности:

что не так причины
клавиши фортепиано более тугие, нажимать их труднее, пальцы устают. неверная постановка рук, мышечная зажатость.
слишком тихая игра пальцы не натренированы играть в полную силу, так как синтезаторная клавиатура этого не требует.
нет навыка воспроизведения динамических оттенков (форте, пиано) и штрихов (стаккато, легато), все играется одинаковым ровным звуком нет координации между слухом и звукоизвлечением — исполнитель не умеет применять те или иные технические приемы для достижения нужного параметра звучания.

Хорошая новость — трудно будет недолго. Пока не встанет навык. Ну а совершенствоваться можно до бесконечности.

Как настроить синтезатор под фортепиано

По умолчанию все клавишные синтезаторы настроены под фортепианный тембр. Ну а если в процессе обкатки нового инструмента и тыканья всехподрядкнопок вы потеряли базовые настройки (не расстраивайтесь — бывает), то никто не в силах тягаться с информативностью инструкции к вашей модели. Даже мы. Слишком много существует производителей и моделей. Интернета не хватит, чтобы все описать.

Давайте вместо этого коснемся настройки самого тембра. Во многих моделях зашито сразу несколько фортепианных звучаний под разные музыкальные стили. Несколько советов про то, какие куда:

  1. Для ретро подойдет пианино со звонким плоским звуком — помните, как оно звучало под пальцами тапера? Тапер — это такой специальный человек, который озвучивал музыкой немое кино.
  2. Для романтических композиций потребуется полнозвучный рояль.
  3. Если же фортепиано не солирует, а является только одной из партий аккомпанемента — выбирайте нейтральный тембр (классическое звучание в комнатной акустике). Так он не будет выбиваться из общего фона.

В остальных случаях — смело экспериментируйте, ведь для этого мы все это и затеяли.

А вот и последний раздел

Суммируем и закрепим самое важное.

  1. Есть всего две глобальные цели , для которых вам могут понадобиться клавишные:
    1. игра и обучение классической музыке,
    2. эстрадное музицирование.
  2. Главное, что нужно помнить про клавишные: фортепиано выпускаются для исполнительства, а синтезаторы — для создания музыки.
  3. Мы разобрались как отличить один вид клавишных от другого, примерили их к своим целям и поняли, что:
    1. для обучения игре на фортепиано выбирать следует только фортепиано (цифровое или электронное),
    2. для более широких музыкальных задач — синтезатор.
  4. И наконец, мы разобрали пару практических вопросов: Теперь вы знаете:
    1. сложно ли играть на фортепиано после синтезатора,
    2. про выбор фортепианных тембров в синтезаторах.

Вот и все на сегодня. Делитесь в комментариях, помогла ли статья понять, в чем разница между пианино и синтезатором. И творческого вам роста!

Источник

Оцените статью