Фортепиано навык чтения с листа

Формирование навыка чтения с листа на уроках фортепиано

Свободное и беглое чтение нот с листа — одна из необходимых предпосылок всестороннего развития учащихся. Поэтому одним из важнейших разделов работы в классе фортепиано является чтение нот с листа, крайне необходимое для дальнейшей работы. О том, что читать с листа необходимо начинать в раннем возрасте, известно давно. Известные педагоги-музыканты Н.Г.Рубинштейн, Н.С.Зверев, В.И.Сафонов, Л.В.Николаев, Г.Г.Нейгауз и другие считали. что чтение нот с листа должно составлять определенную часть каждодневного «рациона» занятий учащегося.. Исполнитель, хорошо читающий ноты, значительно сокращает время работы над произведением, так как буквально за несколько проигрываний достигает ясного представления о сочинении.

Скачать:

Вложение Размер
chtenie.docx 23 КБ

Предварительный просмотр:

НАВЫК ЧТЕНИЯ С ЛИСТА

Одной из необходимых предпосылок всестороннего развития учащихся, открывающей перед ними широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой, игрой в ансамблях, аккомпанирования певцам, является свободное и беглое чтение нот с листа. Исполнитель, хорошо читающий ноты с листа, значительно сокращает время работы над произведением, так как буквально за несколько проигрываний достигает ясного представления о сочинении. Игра с листа – это исполнение произведения в темпе, близком к оригиналу, который показывает основной характер произведения, однако без предварительного проигрывания даже части произведения. Чтение с листа необходимо для того, чтобы «постигнуть идею в целом» (Л.Ауэр), «молниеносно овладеть музыкой», соприкоснуться с «духовным образом» сочинения (Г.Нейгауз), «очень важно почувствовать его психологическую тональность»(Г.Коган), «сформировать отношение к данному произведению» (Я.Зак). Исполнение с листа требует активного восприятия музыки, благодаря чему создается первое яркое представление о ней, служащее «камертоном», «путеводной звездой» всей последующей работы.

О том, что читать с листа необходимо начинать в самом раннем возрасте, известно давно: педагоги – музыканты XVII-XVIII веков высказывались о важности и необходимости упражнений в чтении нот с первого взгляда (a prima vista); в «Правилах» А.Гензельта встречаются подобные высказывания; в XIX веке в программных требованиях практически всех известных музыкальных заведений России имелись требования по чтению нот с листа, и им действительно уделялось пристальное внимание. Известные педагоги-музыканты Н.Г.Рубинштейн, Н.С.Зверев, В.И.Сафонов, Ф.М.Блюменфельд, Л.В.Николаев, Г.Г.Нейгауз и др. считали, что чтение с листа должно составлять определенную часть каждодневного «рациона» занятий учащегося. Это связано с тем, что данная форма деятельности представляет широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой, различными авторами, стилями, целыми эпохами. «Не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец, изумляться» (В.А.Сухомлинский). «Сколько читаем, столько и знаем» — старая истина, сохранившая свое значение и в музыкальной педагогике. Методическими вопросами техники чтения нот с листа и теоретическими исследованиями данной темы занимались Т.Беркман, Р.Верхолаз, М.Фейгин, К.Цатурян, Г.Цыпин и другие исследователи. Подчеркивая важность единства процессов музыкального мышления и познания, исследователи единодушны в оценке значения чтения с листа: «…раздвигая горизонты познанного учащимися в музыке, пополняя фонд его слуховых впечатлений, обогащая профессиональный опыт, увеличивая багаж специальных сведений и т.д., оно способно сыграть самую активную роль в процессах становления и развития музыкального сознания» (Г,Цыпин). Комплексное чтение нот с листа ставит перед пианистами задания более сложные, чем, например, перед скрипачами или виолончелистами. Фортепианная фактура многослойна и требует осмысления по нескольким линиям одновременно, по горизонтали, и вертикали. Необходимо формирование навыка структурного охвата текста, и основа этого навыка должна быть сформирована на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

Каков же механизм восприятия и воспроизведения нотного текста при чтении с листа? Его условно можно разделить на этапы. Первый включает действия, предваряющие игру с листа. Это: определение характера, темпа, основной ладотональности и размера, а также беглый просмотр текста с целью выявить тип фактурного изложения и ведущий метрический рисунок. Просматривая мысленно новый музыкальный материал, читающий целиком концентрируется на содержании, строении, гармонических и ритмических его свойствах. Прочитывание нотного текста «про себя» способствует выработке соответствующих внутренних музыкально-слуховых представлений, которые служат в дальнейшем надежной опорой при игре. Опытным путем подтверждено, что вслед за предварительным мысленным обзором произведения оно читается за инструментом значительно легче и точнее; исполнение становится более свободным, уверенным, художественно убедительным. Предварительный анализ нотного текста является важнейшей предпосылкой грамотного чтения нот с листа. План подготовки к чтению с листа на начальном этапе обучения такой: определить тональность, ключевые и встречные знаки; прохлопать ритм; проанализировать структуру произведения, его ритмические и мелодические повторы, части, разделы; проследить мелодическую линию, отметить широкие интервалы; продумать аппликатуру; определить темп; обратить внимание на штрихи, динамику. Второй этап относится уже непосредственно к чтению и связан с работой зрения и слуха: дешифровка ритмической и звуковысотной графики, осознание структурной логики и тональной перспективы. Исполнитель одновременно обрабатывает в своем сознании различные фрагменты текста: и тот, который еще предстоит сыграть, и тот, который исполняется в данный момент. Все усилия играющего при чтении с листа должны быть направлены на распознание в нотном тексте и воспроизведение более или менее законченных, структурно завершенных музыкальных мыслей, определенных смысловых единиц – мотивов, фраз, предложений.

Одно из главных условий беглого чтения с листа заключается в мысленном опережении читающим того, что в данный момент играется – явлении, охарактеризованном как «разведка глазами». Видя ноты впереди, трансформируя их с помощью внутреннего слуха в адекватную звуковую картину, читающий может предвидеть развитие читаемого текста, поэтому, одной из главных задач в обучении чтению нот с листа является развитие способностей и навыков видеть несколько тактов вперед. «Чтение нот с листа в большей степени складывается из предвидения, в чем можно убедиться, анализируя процесс чтения книг» (И.Гофман). Для приобретения навыка широкого зрительного охвата текста начинать необходимо с получения умения читать на 1 такт вперед. В практике используется элементарное приспособление – «бегунок», которым закрывается нотный текст сначала по полтакта, затем – по такту. Дальнейший этап работы над укреплением полученного навыка может быть таким: используются карточки с короткими музыкальными фразами из всевозможных классических произведений, которые озвучивает педагог. Ученик же должен по этим карточкам найти исполняемый фрагмент. Эта игра развивает способность концентрировать внимание, охватывать взглядом целиком весь отрывок и моментально сравнивать его с другими. Пение и сольфеджирование помогают при обучении чтению с листа в начальный период. На первых порах педагог играет, а ученик следит за текстом и сольфеджирует, привыкая к звучанию нотного текста (вижу-слышу-пою). Присутствующий во время чтения с листа элемент внутреннего интонирования способствует связному, осмысленному исполнению текста. Другим условием беглого чтения является быстрая ориентировка в фортепианной фактуре. Нужно собрать в зрительной, слуховой и двигательной памяти необходимый запас типичных для фортепианной музыки оборотов, овладеть чаще всего используемыми аккордовыми структурами, характерными модуляционными построениями и т.д. Однако, чтобы уметь эффективно пользоваться этим запасом, музыкант должен читать текст не отдельными «слогами», а комплексно – мотивами, фразами, предложениями. При необходимости возможно упрощение фактуры, которое в данном случае является показателем осмысленности чтения. Третье существенное условие заключается в неотрывности взгляда играющего от нотного текста. Только в этом случае возможно неотрывное звучание материала. Умение играть не глядя на руки или «вслепую» обеспечивается приемами мысленного опережения, забегания вперед глазами, «фотографирования» следующего отрезка текста. Навык непрерывного чтения нот – это навык непрерывного внимания. Важно преодолеть инертность и скачкообразность мышления, свойственные ученикам и добиться длительной концентрации внимания, плавной непрерывности мышления, идущего впереди движений рук, тем самым обеспечивая цельность игрового процесса. Для этой цели уже в начальный период рекомендуется регулярно играть легкие пьесы в 4 руки с педагогом. Здесь важен умелый подбор репертуара. Партия ученика должна быть предельно простой как мелодически, так и ритмически и располагаться в удобной позиции. Переходить к более трудным пьесам следует не раньше, чем будет основательно закреплен предыдущий уровень трудности. Усложнение задач должно быть постепенным. В дальнейшем в репертуар вводятся двуручные пьесы, однородной фактуры, для которых характерны: 1.монодический склад, параллельное движение голосов в октаву 2.гомофонно-гармонический склад, постоянство ритмических фигураций, сходство синтаксических структур 3.(постепенное усложнение задач) Изложение мелодии параллельными секстами, децимами 4.с полифонической фактурой (подголосочной, имитационной, с увеличением количества голосов) 5.переход к скачкообразным мелодиям, с усложненной ладово-гармонической структурой 6.постепенное увеличение количества позиционных перемещений, включение негармонических звуковых сочетаний в аккорды и гармонические фигурации 7.изучение различных аппликатурных принципов 8.чтение пьес с более сложной артикуляцией, усложненным интонационным содержанием 9.усвоение различных типов синтаксических структур, композиционного строения произведений

На первых порах следует подробно обсуждать исполнение пьесы с учеником, приучая его «схватывать» главные особенности сочинения: строение фраз, темп, лад, тональный план, изменение фактуры и т.д. Начинающий читать ноты с листа должен успеть осознать каждое из нотных обозначений во взаимосвязи с другими навыками и в момент воспроизведения объединить их в единое целое. Этот своеобразный анализ и синтез составляет основу процесса чтения нот с листа. От постоянной тренировки процесс приобретает скорость и со временем играющий будет охватывать сознанием не отдельные ноты, а уже целые группы. Для развития необходимых навыков есть ряд упражнений:

1.Игра «вслепую» — постоянные тренировки ориентации на черных клавишах, в различных видах фактуры, начиная от позиционных построений через более сложные комбинации движений, требующие переноса рук, к моментальному исполнению протяженных фрагментов без предварительного их «нащупывания» на инструменте 2. «Фотографирование» — стимулирование ускоренного восприятия нотного текста 3.Заучивание фактурных и аппликатурных моделей, гамм, арпеджио, аккордов 4.Отработка аппликатуры без инструмента, на инструменте 5.Таблица аппликатуры интервалов, 3х и 4х звучных аккордов 6.Исполнение аккордов фигурациями и наоборот

Скорость восприятия играемого текста в какой-то мере зависит от подвижности нервных процессов, но в большей степени от правильного воспитания навыка и от тренировки.

Источник

Развитие навыков чтения с листа на уроках фортепиано
методическая разработка по музыке по теме

Методический доклад «Развитие навыков чтения с листа на уроках фортепиано» посвящен одной из актуальных проблем обучения юных пианистов, которая является важным моментом в освоении фортепианной игры.

Цель исследования. Главной целью этого вида деятельности является выработка представлений о связи мелодического комплекса с двигательными импульсами, зрительно-слуховыми представлениями.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_navykov_chteniya_s_lista_na_urokakh_fortepiano.docx 27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Ольга Владимировна Дачич

АУ «ОУ ДОД «Детская школа искусств», г. Радужный, ХМАО – Югра

Актуальность темы . Методический доклад «Развитие навыков чтения с листа на уроках фортепиано» посвящен одной из актуальных проблем обучения юных пианистов, которая является важным моментом в освоении фортепианной игры.

Цель исследования. Главной целью этого вида деятельности является выработка представлений о связи мелодического комплекса с двигательными импульсами, зрительно-слуховыми представлениями.

1. Приобретение аппликатурной техники (на основе проработки основных технических форм: гамм, арпеджио, аккордов и т.д.);

2. Освоение клавиатуры «слепым методом»;

3. Формирование умения упрощать нотный текст;

4. Формирование навыка чтение с листа по вертикали;

5. Формирование навыка быстрого запоминания текста «фотографирования»;

6. Формирование навыка игры в ансамбле;

7. Формирование навыка восприятия группировки длительностей;

8. Формирование навыка игры без остановок.

Данная тема изучалась многими образованными людьми разных эпох и нашла отражение в их трудах.

Высказывания о пользе чтения с листа для развития учащегося можно встретить ещё в трактатах Ф.Э. Баха «Опыт правильного способа игры на клавире», других музыкантов-педагогов XVII–XVIII вв. Ко второй половине XIX в, требования по чтению нот с листа содержатся в программной документации самых авторитетных музыкальных заведений мира. Например, такие выдающиеся педагоги Московской консерватории, как Н.Г. Рубинштейн, Н.С. Зверев, Ф.М. Блюменфельд, Г.Г. Нейгауз и многие другие считали, что чтение нот с листа должно составлять определённую часть ежедневных занятий учащегося-музыканта.

Для меня данная тема очень актуальна, так как уже более 25 лет я работаю преподавателем по классу фортепиано и наблюдаю, что среди учащихся заметно ухудшился навык хорошего чтения нот с листа. Поэтому хотелось бы помочь и правильно направить юных музыкантов.

2. Основная часть

2.1. Процесс чтения с листа

« Лучший способ научиться быстро читать — это как можно больше читать. Быстрота успеха зависит от уровня вашего общего музыкального образования, ибо чем оно шире, тем легче предугадать логическое продолжение начатой фразы» . И. Гофман.

Сто лет назад чтение с листа являлось нормой домашнего музицирования, излюбленным времяпровождением. Не будучи профессионалами, любители музыки обладали высоким уровнем знаний в области искусства. Они же и составляли основу русской интеллигенции. За последние двадцать – тридцать лет среди пианистов заметно ухудшился навык хорошего чтения нот с листа. И это несмотря на то, что профессиональный уровень вырос.

Причин множество – это:

• отсутствие конкурсного отбора при зачислении ребёнка в музыкальную школу;

• упавший интерес учащихся к самостоятельному музицированию;

• значительное сокращение молодёжи связать будущее с этой профессией.

Чтобы как-то исправить данное положение формированию навыка чтения с листа необходимо уделять особое внимание.

Под чтением с листа подразумевается качественное исполнение музыкального произведения без предварительной подготовки. Невозможно стать музыкантом-профессионалом не обладая подобными навыками. Педагоги и, особенно, концертмейстеры в работе часто сталкиваются с незнакомыми произведениями, не имея возможности выучивать их заранее, им необходимо уметь бегло читать с листа. Поскольку эта способность не является врожденной, развитие навыков чтения с листа становится одной из центральных проблем музыкального образования.
Во многих методических работах, а также в статьях выдающихся пианистов и педагогов отмечается важность умения читать с листа, однако, практика показывает, что многие профессиональные музыканты не достаточно владеют подобным навыком, исполняют только выученные произведения, неохотно играют незнакомые.

Развитием навыков чтения с листа занимаются, в основном на начальном этапе обучения, в дальнейшем, когда разучиваемые произведения становятся более сложными, работу прекращают и ограничиваются констатацией важности фактора. Чтение с листа имеет место лишь при разборе, разучивании произведения. Таким образом, для развития и дальнейшего совершенствования навыков чтения с листа необходима постоянная, систематическая работа на протяжении всего периода обучения и становления музыканта.

Обучение чтению нот с листа можно сравнить с обучением чтению в общеобразовательной школе. Это сравнение необходимо, так как оно показывает возможность овладения навыками чтения с листа с такой же легкостью, какой добиваются у учащихся школ преподаватели языка.

Процессы овладения навыками чтения и чтения нот с листа на инструменте во многом схожи, это дает возможность предположить, что чтению с листа можно научить любого музыкально одаренного человека. Развитие навыка чтения с листа является предметом упорного совместного труда преподавателя и учащегося.

Чтение с листа является сложным процессом, требующим развития комплекса музыкальных способностей:

— навыками фортепианной техники;

В целом этот процесс можно представить условно разделенным на три этапа:

1. Зрительное восприятие;
2. Звуковое представление;
3. Двигательные импульсы.

Зрительное восприятие – это д ействи е , предваряющ е е игру с листа — «вижу» .

Исполнитель с листа как бы производит «разведку глазами», то есть движения глаз несколько опережают звукоизвлечение. В начале обучения ученик видит отдельные ноты, в дальнейшем – целые музыкальные фразы.

Звуковое представление – это действи е , связанн о е с работой зрения и слуха — «слышу» .

Зависит от общего развития уровня музыкальных способностей, особенно внутреннего слуха.

Третий этап двигательные импульсы – это действи е , реализующ е е воспринимаемый текст — «воспроизвожу – играю» . Связан с установлением звукомоторной связи, с воплощением зрительно-слуховых представлений в движениях рук. Здесь требуются определенные навыки фортепианной техники, знание аппликатуры.

2.2. Формирование навыков чтения с листа

Поскольку фортепианная музыка, отличающаяся многослойностью, требует осмысления одновременно по линиям горизонтали и вертикали, чтение текста с листа ставит перед обучающимися игре на фортепиано более сложные задачи, чем перед флейтистом, скрипачом или виолончелистом. Именно поэтому, предпосылки навыка структурного охвата текста должны быть сформированы на самой ранней стадии обучения. Как показывает опыт, подобный навык является результатом направленного педагогического воздействия.

Начинать обучать чтению с листа следует с самых простых произведений, одноголосных мелодий, желательно в разных ключах, чередуя правую и левую руки.

Затем исполняются легкие пьесы одновременно двумя руками.

Постепенно мелодический рисунок и аккомпанемент должны усложняться, появляются аккорды, элементы полифонии.

Важно обучить ученика сокращения и облегчения музыкального текста. Нельзя сокращать мелодическую линию, ритмические и гармонические басы, но можно опустить один звук в октавах, отдельные звуки в широких аккордах, гамму в аккомпанементе.
Очень полезно предварительно читать с листа «про себя», без инструмента. Ученик сначала просматривает произведение глазами:

  1. определ яет размер пьесы, единиц у движения, соотношени е длительностей;
  2. определ яет тональност ь , знак и альтерации;
  3. анализ ирует мелоди ю ;
  4. просм а тр ивает или выб ирает аппликатур у , позиционн ую группировк у пальцев;
  5. анализ ирует сопровождени е ;
  6. мысленно проигрывает пьесу внутренним слухом.

И лишь затем исполняет текст целиком, без остановок. При этом необходима:

  1. концентрация внимания;
  2. забегание глазами вперёд на один – два такта;
  3. навыки игры не глядя на клавиатуру;
  4. достижение художественной задачи ;
  5. пост е пенное увеличение объёма и темпа произведений, исполняемых с листа.

Процесс установления звукомоторной связи является самым сложным моментом в обучении игры с листа. Чтобы учащийся был готов незамедлительно воплотить зрительно-слуховые представления в движениях рук, следует вырабатывать представление о связи мелодического комплекса с соответствующим движением.

Вначале необходимо в упражнениях овладеть различными несложными элементами фортепианной фактуры (восходящая и нисходящая гамма, короткие и длинные арпеджио, аккорды). На данных упражнениях вырабатывается сознательный подход к аппликатуре – зрительно воспринимаемый мелодический рисунок предопределяет применение соответствующей аппликатуры. Упражнения следует повторять до автоматизации аппликатуры.

Затем читаются с листа произведения, включающие данные элементы фактуры.
Полезно для обучения чтения с листа использовать прием самостоятельного доигрывания фразы, то есть играть мелодию до определенного момента, а оканчивать ее, не глядя в ноты. Данный прием помогает развить умение «схватывать» глазам и внутренним слухом большие отрезки фраз, а также навык логического угадывания развития фразы.

Очень важно, и что часто вызывает трудности, уметь читать с листа произведения с большим количеством знаков альтерации. Эту трудность можно устранить, постоянно транспонируя пьесы в другие тональности с большим количеством знаков при ключе.

Важным навыком игры при чтении с листа является навык игры без остановок, даже при серьезных ошибках. Это особенно важно, потому, что большинство аккуратных учеников с трудом преодолевают привычку тот час же исправлять любую погрешность. Следует приучить ученика не исправлять ошибку, а продолжать играть дальше, не останавливаясь, не теряя метроритмического движения. На неточности можно указать в конце исполнения произведения.

2.3. Совершенствование навыков чтения с листа

Совершенствованием, «оттачиванием» навыков чтения с листа следует заниматься постоянно. Читая с листа, необходимо исполнять, а не разбирать, произведение, играть с начала до конца, точно выдерживая темп, ритмический рисунок и нюансировку. Затем, ежедневно повторять это же произведение, совершенствуя его в техническом и художественном отношении.

Развитию слухового внимания, что особенно важно в концертмейстерской практике, помогает игра дуэтом. В этом случае тренируются навыки совместной игры, умение слушать партнера, создавать с ним единый музыкальный образ.

При чтении произведения с листа в быстром темпе необходимо избавляться от фальшивых нот, которые, как правило, очень нервируют исполнителя. Тренировка сводится к игре в предельно быстром темпе с четким ритмом, выделяя гармонию первой четверти такта и главные интонации (не стараться «выигрывать» всю фактуру, тормозя движение).

Таким образом, формирование навыков чтения с листа связано с комплексом музыкально-пианистических задач, таких как:

— развитие внутреннего слуха;

— раскрытие художественного содержания произведения;

— умение мыслить крупными звуковыми комплексами;

— свободное ориентирование в метроритмической структуре, гармонии и фактуре.

Качество исполнения произведения с листа напрямую зависит от уровня пианистической подготовки, необходимо владеть различными видами фортепианной техники, типами аппликатуры.

Успешность формирования навыков чтения с листа напрямую зависит от активности самого учащегося, от его желания стать настоящим музыкантом, что возможно лишь при полной мобилизации всех творческих способностей.

Чтение с листа – один из наиболее перспективных путей, ведущих в направлении общемузыкального развития учащегося. Умение читать с листа создает базу для быстрого освоения нотного материала, а значит высвобождает время на занятии для решения других музыкальных задач, которые приводят к совершенствованию фортепианной игры. Читая музыку с листа, ученик имеет дело с произведениями, которые не обязательно в дальнейшем разучивать, осваивать в исполнительском плане. Нет необходимости специально штудировать их, совершенствовать в техническом плане. Эти произведения, говоря словами Сухомлинского «…не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать. Постигать, наконец, изумлять.»

  1. Брянская Ф. Навык игры с листа, его структура и принципы развития // Вопросы фортепианной педагогики. – М., 1976. – Вып. 4.
  2. Верхолаз Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа. Под ред. Беркман Т.Л. Издательство академии педагогических наук. – Москва, 1960;
  3. Блинова Е.В. Формирование навыков чтения нот с листа на фортепиано.

Источник

Читайте также:  Пьяццолла обливион ноты для аккордеона
Оцените статью