Фортепиано обучение детей возраст

Методическая разработка на тему: «Особенности обучения игре на фортепиано в раннем возрасте»
методическая разработка на тему

В моей работе описаны способы и методы обучения игре на фортепиано в раннем возрасте 4-6 лет. Описываются психологические особенности этого возраста, влияние родителей и окружающей среды на формирование личности и отношение к музыке.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_obucheniya_igre_na_fortepiano.docx 30.84 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения игре на фортепиано в раннем возрасте (5, 6 лет)

«Очень важно, и это, пожалуй, наиболее трудно,- вводить занятия музыкой в жизнь ребёнка естественным путём, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни». (А.Артоболевская)

Многолетний опыт музыкального обучения показывает, что начинать занятия с детьми следует в самом раннем возрасте. Пять, шесть лет – это тот возраст, когда стоит закладывать фундамент музыкального воспитания. Дети в этом возрасте отличаются активной любознательностью, начинают осмысливать связь между явлениями и событиями, делают элементарные обобщения и вполне могут начинать свой путь в мир музыки. Важно не переступать порог свойственного детям игрового метода обучения, стремиться всё время держать ребёнка в заинтересованном состоянии, будоражить его воображение всеми доступными вам и его способами. Именно такую цель надо преследовать во время обучения, в подготовительный период, проводя его в виде игр-заданий.

Весёлые и полезные игровые занятия с детьми пяти – шести лет – это целый мир интересных пальчиковых игр, упражнений, музыкально – ритмических и подвижных игр, попевок, песенок, игр-сказок, игр со словом и театрализованных игр.

Почему так важны все эти перечисленные игры для детей 5-6 лет? Например, упражнения развивают мелкую моторику и общую координацию движений ребёнка, а попевки, песенки, помогают развивать и упражнять речь учащегося. Стихотворная форма пальчиковых игр и игровой гимнастики, совершенствует его произношение, расширяет словарный запас, развивает речевое дыхание и слух, помогает учиться сочетать движение и слово. Упражнения и игры в процессе обучения учащегося, помогают развивать его эмоциональную сферу, знакомят с основными видами эмоций и способами их проявлений. Через игровое обучение учащиеся ощущают целую гамму чувств и переживаний, и могут передать различные эмоции и настроения. В таком раннем возрасте дети сначала слушают педагога, наблюдают за его движениями, затем начинают совместно выполнять отдельные самостоятельные действия, затем пробуют проявить себя в том или ином виде импровизации. Двигаясь от простого к сложному, мы учим детей: видеть, слушать, слышать, думать, сравнивать, а главное пробовать!

Таким образом, в мир звуков ребёнок попадает естественным для него путём – через игру, через собственную фантазию и воображение. Нотный текст при этом является лишь графическим отображением, иллюстрацией исполняемого. Его роль второстепенна.

Целесообразность такого подхода определена возможностью:

  1. реализовать ребёнку свою творческую инициативу;
  2. максимально сконцентрировать внимание на работе рук;
  3. использовать упражнения, попевки, песенки, различные игры с самых первых занятий, в донотном периоде обучения, одновременно постигая правила нотного письма;
  4. выполнять упражнения даже в отсутствии инструмента.

«Ребёнок не должен играть только для того, чтобы правильно поставить палец, руку. Необходимо оживить звуки. Самое главное, чтобы с первого занятия ребёнок искал в звуках образ, настроение».

Очень важно, в какой атмосфере развивается ребёнок, особенно в совсем юные годы своей жизни. Хорошая музыкальная среда способствует воспитанию духовных качеств ребёнка. Вряд ли найдутся такие родители, которые не желают своим детям добра и в решении этого вопроса бесценную роль играет воспитание искусством, музыкой.

Музыка — один из видов искусства, который обращен непосредственно к человеческим чувствам.

В силу того, что звук — одно из интенсивнейших средств влияния на психику человека, дети очень живо реагируют на разнообразные звуки, поэтому музыка должна стать одним из средств общения с детьми. Способность чувствовать и переживать, необходима каждому человеку. Задача взрослых — сохранять и развивать в детях эту способность к живому эмоциональному переживанию, беречь её и направлять.

«Ум, сердце и руки — вот что нужно развивать в детях как единое целое!»

Первоочередная задача музыкального воспитания детей — формирование музыкальности.

Важно, чтобы музыка органично входила в повседневную жизнь ребенка, не раздражая его, не «поучая», а помогая реализовать себя, раскрывать свою творческую индивидуальность, играя.
Первый этап обучения является решающим в жизни ребёнка. Именно в возрасте пяти-шести лет детей легче всего приобщить к музыке, не задумываясь о том, станут они музыкантами — профессионалами или нет.

Столь юный возраст играет значимую роль, так как никогда человека не волнует красота какой-то вещи, как в детстве; никакому другому возрасту не свойственна та безграничная фантазия, та яркая восприимчивость к эмоциям, которыми обладает ребёнок.

Вот почему как раз в этот период на него можно оказать посредством искусства наиболее естественное и сильное воздействие, опираясь и используя в процессе воспитания именно возрастные особенности ребёнка: его силу воображения, огромное желание самому участвовать в художественном творчестве.

Задача преподавателя в этот период — зажечь в ребёнке интерес к музыке, создавать на уроках атмосферу творчества, непринужденности. Поддерживая интерес к занятиям, оставаясь при этом как бы сотоварищем в игре, преподаватель должен постоянно изучать ребёнка и, обучая, учиться сам.

При этом чрезвычайно важно, чтобы учащийся по возможности не замечал, что он является объектом воспитания. Он должен просто-напросто посвятить себя интересной и близкой ему деятельности и уважать в преподавателе того, кто помогает ему в совершенствовании этой деятельности. Желательно, чтобы преподаватель стал как бы образцом, шаблоном для ученика.

Постепенно, с течением времени преподавателю нужно нацеливать ребенка на то чтобы он сам активно участвовал в этом совершенствовании. Уроки должны приносить учащимся радость. Учащиеся, которые идут на занятия со страхом, никогда не смогут извлечь из них настоящей пользы. Поэтому преподаватель музыки должен быть не только хорошим специалистом. В работе с юными музыкантами необходимо учитывать особенности их возраста и характера.

С того момента, как ребёнок впервые прикоснулся к инструменту, мы развиваем его способность концентрироваться. Большую роль в первый период обучения играет домашнее окружение, семья. Важно, чтобы взрослые, приведшие ребёнка в музыкальную школу, не заканчивали на этом свое участие.

Публичное выступление мотивирует и ребёнка и его родителей к получению новых знаний и навыков, усиливает интерес к занятиям. К такому выступлению относятся:

  1. Концерт класса. Преподаватель заранее продумывает сценарий, организует репетиции, оформляет афишу с указанием места и времени проведения концерта. На концерте присутствуют родители и родственники учащихся, а также коллеги и другие желающие. Каждый из учеников исполняет одно, два произведения. Слушает других, сравнивает и анализирует. Это способствует концентрации внимания, развитию слуха и памяти, формированию концертного волнения.
  2. Концерт-лекция. Педагог рассказывает новый материал и спрашивает то, что уже пройдено на уроках. Ученики проявляют активность, заинтересованность, каждый старается ответить правильно. Это улучшает их сосредоточенность, внимание, память и лидерские качества.
  3. Классный час. В конце четверти педагог организует небольшое чаепитие, на котором ученики и их родители делятся своими впечатлениями. Учащиеся могут исполнить пьесу. Закрепление полученных знаний проводится в виде игр, конкурсов, которые придумывают дети, родители и педагог. Таким образом дети проявляют интерес к знаниям и учатся вести себя в обществе.

Музыкальное образование, а вместе с тем и духовное развитие должно осуществляться не только в стенах ДШИ. Необходимо с раннего возраста всесторонне приобщать ребёнка к прекрасному: посещать с ним концертные залы, театральные спектакли, включать классическую музыку для детей дома.

Хочу обратиться к важному и достаточно сложному на мой взгляд вопросу изучения особенностей возрастной психологии учащихся на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Эта тема нашла освещение в ранее изданных работах А. Алексеева, Е. Тимакина, Л. Баренбойма, А. Артоболевской, А. Николаева. Проблемы, с которыми сталкиваемся мы, педагоги ДШИ, подтверждают актуальность данной темы и оправдывают поиски её решения.

Учащиеся подготовительной группы — это дети 5-6 лет, большинство из которых посещают детский сад, реже нулевые классы общеобразовательных школ. Преподаватель, занимающийся с детьми младшего возраста, должен хорошо знать детскую психологию. Прежде, чем говорить о музыкальном образовании в подготовительном классе, следует рассмотреть некоторые психологические аспекты, имеющие важное значение применительно к начальному обучению в целом.

Начальное обучение — важнейший период в жизни ребёнка. В эти годы он начинает активно познавать окружающий мир и самого себя; расширяется его информационное поле, появляется интерес к различным видам занятий.

Однако детство не есть период беспечной, «райской» жизни. В жизни детей, как и взрослых, много проблем, иногда трудноразрешимых, сложных, порой неразрешимых, и они заставляют детей переживать, страдать, радоваться. То, что нам может показаться пустяком, для ребёнка вовсе не мелочь, а скорее смысл жизни.

Учёный, психолог Э. Эриксон разделяет детство на три периода:

1. Раннее детство (от 1 года до 3 лет). В этот период разумная дозволенность способствует становлению автономии ребёнка. В случае чрезмерной опеки или же, напротив, когда родители ожидают от ребёнка слишком многого, у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, слабоволие.

2. Возраст игры (от 3 до 6 лет). В этот период дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями. Родители, поощряя самостоятельные начинания ребёнка, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

3. Школьный возраст (от 6 до 12 лет). Эго-идентичность ребёнка на этой стадии выражается так: «Я — то, чему я научился». Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.

Детство — это не прекращающийся процесс взросления. Ребёнок хочет быть взрослым. Если проанализировать его поступки, содержание игр то будет нетрудно обнаружить, что в подавляющем большинстве случаев он стремится подражать старшим. Во многих играх дети берут на себя роль мамы, папы, врача, учителя. Дети со всей серьезностью могут обсуждать пустяковые с точки зрения взрослого вопросы. В это время они вовсе не беспечны, напротив, озабочены «жизненно важными проблемами», и эти заботы тоже ведут их к взрослению. Наша забота о ребёнке имеет педагогический смысл в том случае, если ребенок в общении с нами чувствует, что мы относимся к нему с доверием, считаемся с ним, понимаем его.

Столь ранний возраст отличается многими специфическими чертами. Дети этого возраста не способны надолго сосредоточиться на какой-либо одной проблеме, поэтому преподавателю необходимо так разнообразно и красочно проводить урок, чтобы в течение всего времени интерес у ребёнка не ослабевал, вставлять игровую гимнастику, тем самым организуя небольшой отдых, не отрываясь от учебного процесса.

Другой характерной чертой этого возраста является огромная эмоциональная восприимчивость к впечатлениям окружающего мира. Это необходимо учитывать на уроке. Не следует откладывать надолго ответы на возникающие у ребёнка вопросы на позднее время, любознательность ребёнка должна быть удовлетворена.

Третья характерная черта состоит в том, что ребёнок легко воспринимает новое, но так, же быстро забывает выученное на уроке. С этой особенностью приходится считаться при обучении и нужно взять себе за правило постоянно возвращаться к уже пройденному заданию, даже если ребёнок перед этим хорошо его усвоил. Как говорится, «повторение мать учения».

Четвертая характерная особенность — это иной темп мышления у ребёнка. Ребёнок думает медленнее. Отсюда следует, что всякое принуждение к спешке приведёт к отрицательным результатам.

Ещё одной характерной чертой детской психологии является мышление в конкретных образах. Из этого вытекает следующий принцип: детям на уроке надо сначала продемонстрировать тот или иной предмет или указать на ту или иную ситуацию и лишь, потом давать их словесное обозначение.

Цели деятельности педагога – «раскопать» и «раздуть» искорки любви к музыке, создать наилучшие возможности для развития музыкальных задатков, таящихся в душе многих детей, создать благоприятную атмосферу для занятий, сделать психологическую установку «Учитель в первую очередь друг».

Эти цели должны быть согласованы со стремлениями самого ребёнка, пришедшего обучаться фортепианной игре. В этом возрасте ребёнок хочет играть, воспроизводить музыку. Однако он не испытывает ни малейшей потребности в напряженных, длительных занятиях с тщательной отработкой деталей. Игру на фортепиано он представляет себе как своего рода новое развлечение, как новую игру.

Задача педагога — направить эту игру, сделать её средством достижения преследуемой цели; предметом, используемым в этой игре — звуки, а целью — чтобы ребёнок освоил особый язык, состоящий из звуков, — то есть музыку.

Если педагог именно так и понимает свою задачу, так подходит к детям – он будет вознагражден: в его классе обязательно выявятся способные ученики, многие из которых в будущем станут активными и преданными любителями музыки, некоторые – и хорошими профессионалами.

Обучение детей не терпит шаблона, уравниловки.

В умении найти для каждого обучающегося наилучший путь и темп развития – проявляется мастерство педагога. Педагог должен быть хорошим психологом, чутким наблюдателем и знатоком души ребенка.

Источник

Особенности обучения игре на фортепиано детей дошкольного возраста

В настоящее время все большее число родителей с первых дней жизни ребенка занимаются их интеллектуальным и физическим воспитанием. Обучение детей, их общее развитие (чтение, рисование, музыка, физическое развитие, обучение языкам, счету и др.) в сфере новых, современных взглядов на развитие личности ребенка, приобретает все более ранний характер. Мы поговорим об обучении игре на фортепиано 4-х, 5-ти, 6-тилетних детей.

Дошкольный период обучения имеет свои особенности, требует отдельных направлений и дифференцированного подхода к каждому учащемуся. Дети этой возрастной группы очень любознательны, непосредственны, искренни и доверчивы, они отлично впитывают все новое и интересное.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_obucheniya_igre_na_fortepiano_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 50.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «Детская школа искусств имени С.А. Кусевицкого»

города Вышний Волочек

преподавателя Сверчковой Светланы Евгеньевны

Особенности обучения игре на фортепиано

детей дошкольного возраста

В настоящее время все большее число родителей с первых дней жизни ребенка занимаются их интеллектуальным и физическим воспитанием. Обучение детей, их общее развитие (чтение, рисование, музыка, физическое развитие, обучение языкам, счету и др.) в сфере новых, современных взглядов на развитие личности ребенка, приобретает все более ранний характер. Мы поговорим об обучении игре на фортепиано 4-х, 5-ти, 6-тилетних детей.
В детские школы искусств и музыкальные школы принимают детей 4-х, 5-ти, 6-ти лет без конкурсного отбора. В основном, родители этих малышей хотят раскрыть способности ребёнка, развить их, пока дети не пошли в общеобразовательную школу. Очень часто ребенок, не сумевший на приеме в музыкальную школу прохлопать элементарный ритм или спеть знакомую простую песенку, в результате годовых занятий достигает больших успехов.

Так, замечательный педагог-музыкант Т.Юдовина-Гальперина указывала на следующие необходимые качества при приеме детей в музыкальную школу:

1.Умение ребенка свободно и глубоко дышать (способность преодоления волнения и музыкальное дыхание);

2. Психологическая совместимость педагога и ученика (обязательная симпатия друг к другу);

3. Заинтересованность родителей в музыкальном развитии своего ребенка;

4. Отсутствие зажатости.

Остальные составляющие, как-то: ритм, слух, музыкальная память – развиваемы.

Изначальная музыкальная одаренность детей 4-х, 5-ти и 6-ти лет не предполагает таких же отличных результатов в будущем. Основные результаты определяются умственным развитием, интеллектуальным потенциалом, работоспособностью, и, порой, самое главное на первом этапе обучения детей, — заинтересованностью родителей в музыкальном развитии своего ребенка. С уверенностью можно сказать, что музыкальные способности развиваются и совершенствуются при обязательном активном развитии умственных способностей.

Начав занятия с детьми четырех — шести лет мы наблюдаем, что эти учащиеся, как правило, впоследствии опережают своих сверстников в музыкально-эстетическом развитии, умении концентрировать внимание на главном; они более эмоциональны и лучше адаптированы к сцене, так как имеют большую исполнительскую практику.

На занятиях с 4-5-6-летним малышом преподаватель должен стать добрым и понимающим другом. Необходимо планирование каждого урока с учетом индивидуальности малыша, его темперамента, музыкальной одаренности, способности мыслить и реагировать, степени его утомляемости, его интересов и наклонностей.
Американский детский психолог и врач Глен Доман, исследуя детей от рождения до 6-ти лет, выявил закономерность: чем раньше начинается обучение детей (любому предмету, делу), тем стремительнее оно проходит. Кроме того, он вывел основные принципы этого процесса. Г. Доман не только провел исследования, но и применил их результаты на практике. Основав «Институт развития человеческого потенциала», Г. Доман создал программы обучения детей для педагогов и родителей, которые вот уже свыше 30 лет удивляют своими показателями.

«Основные принципы правильного обучения»,

называемые «Золотыми правилами»

Бесспорно, они применимы и в нашей системе занятий.

  1. Не бойтесь начинать обучение как можно раньше.
  2. Учите с удовольствием.
  3. Уважайте ребенка и доверяйте ему.
  4. Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.
  5. Создайте подходящую атмосферу для обучения.
  6. Останавливайтесь прежде, чем ребенок этого захочет.
  7. Чаще вводите новый материал.
  8. Будьте организованны и последовательны.
  9. Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.

Помните об основном законе: «Если вам и ребенку не интересно – прекратите занятие. Видимо, вы делаете что-то не так».

Полюбят ли дети уроки игры на фортепиано, станут ли они для них дорогой в мир звуков, зависит от профессиональной подготовки педагога, от его умения создать благоприятную, радостную атмосферу на уроке, от его заинтересованности, знания детской психологии и физиологии.

Имея большой опыт работы с детьми дошкольного возраста в классе фортепиано, остановлюсь на некоторых аспектах работы с начинающими пианистами.

Дошкольный период обучения имеет свои особенности, требует отдельных направлений и дифференцированного подхода к каждому учащемуся. Дети этой возрастной группы очень любознательны, непосредственны, искренни и доверчивы, они отлично впитывают все новое и интересное, но, как правило, не могут долго заниматься одним и тем же делом.
Необходимо знать, что у детей 3-5 лет сначала происходит интенсивное развитие чувства ритма. И только потом развивается мелодический, музыкальный слух.
Развитие непосредственно музыкального слуха имеет свои этапы. Сначала у детей проявляется способность узнавать песенку (мелодию), затем — умение услышать ее видоизменения. Потом дети ощущают тонику и ладовую окраску, далее – дифференцируют звуковысотные звучания и, наконец, могут воспроизвести мелодию голосом, а на основе пения и подбирают мелодию по слуху, играя ее на инструменте. Таким образом, развитие музыкального слуха процесс многоэтапный, многоступенчатый.
И, наконец, музыкальная память зависит от степени развития музыкальных данных – ритма, слуха. Музыкальная память включает в себя процессы распознавания, затем воспроизведения мелодии. Дети примерно одного уровня музыкально – ритмического развития заметно отличаются друг от друга по скорости и прочности запоминания музыкального материала. Одной и основной из составляющих музыкальной памяти являются индивидуальные способности обычной памяти каждого ребенка.

Возрастные этапы в обучении ребёнка

Обучая ребенка 4-х, 5-ти лет, надо всегда помнить о его образном восприятии, фантазии. А.Артоболевская говорила: «Больше сказки, больше фантазии в музыке». Внимание 4-хлетнего ребенка можно удержать 20-25 минут при условии постоянной смены видов деятельности. Поэтому необходимо разделить урок на два полноценных занятия по 20-25 минут. При этом решаются и задача неутомительного обучения, и задача частых встреч с преподавателем, что помогает малышу сохранять в памяти новый материал.
Обязательно на уроках с маленькими учениками, особенно на первых порах, следует следить за настроением ребёнка, не торопить, не требовать излишней точности и качества. Оценка за работу данной категории учеников должна быть только положительной.
Продемонстрировать успехи маленьких пианистов преподаватель может на Классном концерте для родителей. Выступление ребенка на таком мероприятии с любым номером обогащает его опытом игры на сцене, умением организовать себя и продемонстрировать все полученные навыки.
У ребенка возраста до 6-ти лет идет период интенсивного накопления знаний, впитывания информации зрительным, слуховым, тактильным, двигательным путем. В 6 лет наступает «период мудрости» — логического осмысления, умозаключения.

Основные направления работы с «подготовишками»

Донотный период и ансамблевое музицирование на занятиях с детьми этого возраста составляют значительную часть занятий в году. Но это не исключает изучения нотной грамоты, постепенного воспитания игровых навыков, игру по нотам.
Таким образом, основные направления работы с «подготовишками»:

2.Знакомство с инструментом, изучение клавиатуры.

3.Посадка, организация игровых движений.

4.Подбор по слуху, транспонирование, сочинительство.

5.Освоение простейших ритмических формул. Аппликатурная дисциплина. 6.Изучение нотной записи, воспитание навыков игры по нотам и навыков выразительного исполнения.

7.Развитие игровых навыков.

Цель слушания музыки – воспитание музыкальной памяти и музыкального вкуса ребенка, опираясь на которые он разовьет свои музыкально-слуховые способности.

Лев Аронович Баренбойм писал: «…началу обучения игре на фортепиано и нотной грамоте, как правило, должен предшествовать период накопления определенного музыкального опыта, слуховых впечатлений и развития чувства ритма и слуха».

Расширяет музыкальный кругозор, активизирует эмоционально-слуховое восприятие учащихся прослушивание на уроках в исполнении преподавателя программных, жанровых пьес с обязательным последующим их красочным описанием, вызывающим у детей яркие ассоциации. При прослушивании этих пьес дети могут маршировать, танцевать или хлопать в ладоши в такт звучащей музыке. Такие задания способствуют также развитию ритмических навыков учеников, тренируют их внимание, память, помогают в развитии координации движений.

Движения разного рода — ходьба на пальчиках, пятках, прыжки, вращения, движения рук, «образные картинки» — скачут мячики, ходят мишки, качают куклу и др. помогают раскрыть характер музыкального произведения и развить координацию ребенка. Учитывая непоседливость маленьких учеников, сложность длительного сидения за инструментом на уроке (пусть даже 20-25 минут), необходимо разнообразить урок, ввести элемент здоровье сберегающих технологий.

Большую помощь при проведении уроков с детьми-дошколятами помогают сборники С. Альтерман « 40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет».

Всем детям присуще образное мышление. Они с большим удовольствием рисуют картинки-образы на звучащую музыку. Для исполнения можно использовать не только ноты таких композиторов, как П.Чайковский, А.Гречанинов, Р.Шуман, и др., но и обращаться к произведениям современных авторов, например, к Р.Петерсону, М.Шмитцу, А.Билашу, А.Лепину, В.Коровицыну, И.Парфенову, О.Геталовой.

Подобный метод работы ведет к формированию навыков аналитического слушания, приучая детей сначала к ладовым, а затем и тональным сопоставлениям.

В своей педагогической практике я часто использую прием повторения ритмического рисунка ребёнком. На первых уроках это могут быть самые простые ритмические рисунки, их следует несколько раз прохлопать или простучать, а можно и проиграть на инструменте. Разнообразие ритмических рисунков не имеет границ, их можно все время варьировать и усложнять по-своему усмотрению и учитывая индивидуальные возможности учащихся, В ритмических сочетаниях мжно услышать и осторожные шаги, и капельки дождя, и журчанье ручейка, и пение птиц. Желательно эти “рисунки” затем записывать. Такие задания могут выполнять даже дети, еще не освоившие нотную грамоту (зарисовка длительностей палочками различной длины).

Ребенок 4-х лет не всегда может выразить в словах то, что он чувствует, слышит в музыке (мал словарный запас, невысок уровень умения связного, последовательного рассказа). В этом ему помогут картинки, среди которых он выбирает подходящую для раскрытия содержания и настроения услышанного произведения.
Следует отметить, что разнообразные ритмические задания, выполняемые на инструменте в различных октавах, стимулируют эмоциональную увлеченность учеников, развивают их фантазию, помогают лучше ориентироваться на клавиатуре.

Благодатной почвой для музыкально-ритмического воспитания учащихся на начальном этапе обучения является игра в ансамбле с преподавателем. Совместное творчество не только приводит к ритмической устойчивости ученика и развитию тембрового слуха, но и вызывает интерес, эмоциональный отклик, будит воображение, активизирует процессы запоминания. Большой выбор песенного материала – в сборнике «Музыкальная грамота» М. Вырыпаевой.

Слушать музыку с ребенком нужно постоянно. Постепенно его чувство музыкального восприятия обостряется, воспитывается эстетический вкус.

Знакомство с клавиатурой

Рассказывая 4-хлетнему ребенку об инструменте, клавиатуре, звуках, регистрах и т.д., необходимо апеллировать не к его логике, а к его фантазии, образному мышлению. Дети 4-х, иногда 5-ти лет, часто не знают цифр, не знают названия сторон – право-лево. Пытаемся объяснить на понятном детском языке: в верхнем регистре — высоко летают птицы, мухи, комарики – у них тонкие голоса; в нижнем регистре — низкие голоса — большой бегемот. слон, медведь; средний регистр – лисица, белка, заяц и т.д.
У Е.Королевой можно позаимствовать определение низких октав: субконтроктава – слон, контроктава – слоненок, большая – медведь, малая – медвежонок.
Ноты (названия клавиш) можно выучить с помощью стихотворения:

«До, ре, ми, фа, соль, ля, си – едет зайка на такси,

До, си, ля, соль, фа, ми, ре – ест морковное пюре.»

Очень полезно сделать карточки с нарисованными нотками, а с обратной стороны нарисовать картинки, которые начинаются с тех же слогов, что и ноты. Например, нота «ми» — мишка, нота «до» — домик и т.д.

Параллельно с изучением можно группировать и записывать нотки на карточках в легкие маленькие песенки без линеек, но с соблюдением звуковысотности. Ребенок с желанием осваивает этот метод чтения с листа.
После изучения очередной пары нот рекомендуется проигрывать из них песенку.
Для объяснения механизма звукоизвлечения нужно открыть инструмент, показать и рассказать его устройство, сопроводив все каким-либо подходящим стихотворением (например, «Миньон» О.Мандельштама).

Осип Мандельштам «Миньон»

Мы сегодня увидали

Городок внутри рояля.

Целый город костяной —

Молотки стоят горой.

Блещут струны жаром солнца.

Всюду мягкие суконца.

Что ни улица — струна

В этом городе видна.

У малышей возникают вопросы: «А почему струнки толстые и тонкие, длинные и короткие? Почему три струны вместе?». На каждый вопрос надо ответить, показать им, как звучат толстые струны, тонкие струны, какой получается звук.

На первых уроках можно поиграть на фортепиано с открытой механикой — это будет очень интересно и полезно малышу.

Посадка за инструментом. Организация игровых движений.

Главная задача в организации игровых движений юного пианиста – это свобода всего аппарата, опора из спины, удобство движений всей руки. Каждый ребенок имеет свои анатомо-физиологические характеристики. Поэтому положение руки на клавиатуре может быть различным. А.Шмидт-Шкловская предлагает находить опору кисти в середине ладони, упругом своде, который способен выдержать любую нагрузку. Другие видят опору в верхних фаланговых косточках. Кому-то удобно высоко сидеть, чтобы кисть и запястье продолжали прямую линию от локтя по нисходящей линии. Ещё мнение – сажать ребенка так, чтобы запястье находилось на уровне клавиатуры. А некоторые советуют располагать кисть с запястьем ниже клавиатуры. В любом случае, удобство положения кисти определяется путем наблюдения за руками ученика.
Опору в ножках ребенку поможет упражнение «Радуга»: широкая амплитуда движений рук, разброс рук по клавиатуре заставляет его наклониться вперед и перенести упор на ноги. Для объяснения механизма «погружения» в клавишу можно нарисовать на подушечках пальчиков личики человечков – подушечки «оживают», струнки – клавиши «поют» как человечки. Человечки летают по клавиатуре на парашютах (кисть – купол). Можно «позвать» бабочек или стрекоз (ладошки), порхающих и летающих по клавиатуре, либо изобразить взмахи крылом прекрасного лебедя. Или обратиться к фантазии ребенка — его варианты бывают точны и оригинальны.
Предварительная подготовка к звукоизвлечению – это многочисленные упражнения. Прекрасные упражнения из сборника С. Альтерман «40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет».Упражнения на подвижность 1-го пальца: «щелчки пальчиками» 1-2, 1-3, 1-4, 1-5, сдавливать ими же резиновый шарик, «полетать» по клавиатуре двойными нотами (1-й палец – белая клавиша, другой – черная); на развитие активности пальцев: хватать и бросать мячик, платочек, мять «лизун»,«Крабик», «Паучок»; на кистевые движения: «Помашем маме», «Стирка» «Дирижер», «Колобок»; на крупные мышцы: «Петрушка», «Мельница»; на чувство опоры в ладошке, затем в пальцах: «Слон», «Кошка» (С.Альтерман, Т.Бродская). Очень полезна дыхательная гимнастика — помогает побороть любое волнение на сцене.
Одновременно на уроках с малышами вводится изучение нотной грамоты, воспитание игровых навыков, игра по нотам.

Изучение нотной грамоты

Запись нот, их длительность, паузы, размер желательно начинать с загадок и игр, стишков и псенок, что повышает интерес детей к занятиям, способствует быстрому и успешному запоминанию изучаемого материала.

Стимулируют творческую увлеченность учащихся на начальном этапе обучения задания, связанные с метризацией слов, подтекстовкой, а в дальнейшем и декламацией, что помогает проводить параллель между словесной и музыкальной речью, а исполнение становится более ярким, выразительным и эмоциональным. Благодаря умело подобранному педагогом четверостишью ускоряется процесс запоминания, решаются проблемы метроритмической устойчивости учащихся и развития их моторно-двигательного аппарата, воспитывается «чувство фразы» в играемой мелодии.

С первых же уроков следует вести целенаправленную работу по развитию музыкального слуха (звуковысотного, ладового, тембрового, динамического) и музыкальной памяти. Развитию слуха поможет чистое, выразительное интонирование учеником сначала отдельных звуков, а затем простейших детских песенок, подбирание их по слуху и транспонирование в одну-две тональности.

Хороших результатов можно добиться с помощью регулярных заданий: педагог начинает петь (играть) уже знакомую учащемуся песенку, а тот ее продолжает, далее ученик и педагог поют (играют) мелодию по очереди.

Формированию навыков аналитической работы, подготовке к сольфеджированию, способствуют задания на отгадывание на слух количества звуков в незнакомой песенке, умение проследить направление звуков (вверх, вниз), определить их движение (поступенное, скачкообразное и т.д.).

Во время исполнения преподавателем пьес, для развития слуха ребёнка, полезно подбирать материал для иллюстрации с четкой ритмической структурой. Заинтересовать учащегося, удержать его внимание, внести в задания элемент творчества можно, если при выполнении этих заданий ученик будет отсчитывает ритм звучащей музыки с помощью любого детского музыкального инструмента (детский бубен, маракасы, треугольники), даже просто хлопая в ладоши.

По мере овладения учащимися первоначальными навыками игры на фортепиано и накопления мелодических слуховых и музыкально-ритмических впечатлений, дальнейшее воспитание слуха, ритма и музыкальной памяти проводится уже на материале изучаемых пьес из сборников, например “Котенок на клавишах. Фортепиано для самых маленьких” Е.Туркиной (1998), “Нотная грамота в играх, задачах и картинках” Е.В.Мстиславской (2002), “В музыку с радостью” О.Геталовой, И.Визной (2006), “Школа игры на фортепиано” Б.Поливода, В.Сластененко (2006).

Задача педагога — тщательно подходить к выбору программы, ориентируясь на психофизические особенности каждого учащегося. Даже самая маленькая и “простая” пьеска должна служить не только определенной, четко поставленной цели, но и заинтересовать ребенка, увлечь его, пробудить фантазию и желание к творческому процессу разучивания.

Формирование пианистических навыков ребенка неразрывно связано с освобождением игрового аппарата. С этой целью педагог должен систематически использовать на уроке ряд упражнений, направленных на развитие координации движений, чуткости пальцев, на освобождение рук и плечевого пояса, помогающих активизировать и укрепить мышцы спины. Сам урок желательно начинать с гимнастики шеи, спины и рук.

Следует отметить, что все предлагаемые педагогом игровые упражнения должны быть доступны и интересны детям. Особенно благотворно влияет на независимость и свободу аппарата начинающих музыкантов игра несложных попевок и песенок поочередно каждой рукой. Такая игра способствует еще и одновременному развитию обеих рук. Правильная и грамотная организация игровых движений на начальном этапе обучения поможет в дальнейшем избежать зажатости рук, скованности игрового аппарата.

Наряду с традиционными формами и методами преподавания, в настоящее время появилось большое количество альтернативных методик и авторских программ. Однако каждый педагог идет своим путем, обогащая и совершенствуя методы свой работы для решения задач, направленных на развитие триады ведущих музыкальных способностей, раскрытие творческого потенциала учащихся.

  1. Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой». Изд. «Советский композитор». 1986г. Москва.
  2. Альтерман С. «40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет» I т. Изд. «Композитор». 2003г. С-Петербург.
  3. Барсукова С. «Пора играть, малыш!». Изд. «Феникс». 2004г. Ростов-на-Дону.
  4. Вырыпаева М. «Музыкальная грамота». Москва.
  5. Герман Т. «Первые нотки». Изд. «Феникс» 2001г. Ростов-на-Дону.
  6. Глен Доман. «Как воспитать гения». Изд. «Аквариум». Москва.1998г.1, 2т.
  7. Королева Е. «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках». Изд. «Владос». 2001г. Москва.
  8. Королькова И. «Крохе-музыканту». Изд. «Феникс».2005г. Ростов-на-Дону.
  9. Перунова Н. «Музыкальная азбука». Изд. 1990г. Ленинград.
  10. Савинкова О., Полякова Т.. «Раннее музыкально — ритмическое развитие детей». Изд.2003г. Москва.
  11. Шмидт-Шкловская А.. «О воспитании пианистических навыков». Изд. «Музыка». Ленинград 1985г.
  12. Юдовина-Гальперина Т. « За роялем без слез или я — детский педагог». Изд.2000г. С-Петербург.

Стихи для детей начального этапа обучения игре на фортепиано

Что такое? Что случилось?
Вот так чудо приключилось.
Наша кошка, наша Мурка,
С фортепиано подружилась.
Мурка по клавишам мягко ступает,
А фортепиано ей отвечает.
Если лапки направо идут,
Клавиши ласково, нежно поют,
А повернет левее.
Песня у них грубее.
И как ей это удается?
А кошка как будто смеется.
И вдруг: «Мур — мур — мур, я секрет покажу,
Мяу — мяу все тебе расскажу.
Иду не спеша я по белой дорожке
И каждую клавишу чувствую ножкой.
Слушай! Слева медведи сидят,
Они не спят и басом гудят.
Уйдем отсюда скорее и повернем правее.
Здесь слушаем птенчиков голосок!
Звук нежный, приятный. Уж очень высок.
Остановлюсь-ка посерединке,
Лягу на клавиши, как на перинку.
И буду слушать, мяу — мяу,
Голос ласковый, как у меня — у .»

В домике нотном семья обитает:
Дом убирает и охраняет,
На речке весь день пропадает,
Миндаль в саду собирает.
Фасолью фасад украшает,
Солью с хлебом знакомых встречает,
Гуляет всегда на поляне,
Сидит целый день на диване.
В домике весело нотам живется —
Видно, не зря он октавой зовется.

Есть у каждой ноты дом.

Где живешь ты, нота ДО ?

-Здесь на маленькой скамейке,

На добавочной линейке.

Нота Ре, где живёшь, где ты песенки поёшь?

-Отгадать сумей-ка, под первою линейкой.

Смотри и запомни —

я не хочу высоко лезть, мне хорошо и здесь!
Между 1ой и 2ой

Фа глядит в окошечко,

Между 1ой и 2ой тесно ей немножечко.

На второй линейке-

Соль с нотой Фа встречается,

если скажешь Фа и Соль-

«А вы меня заметили?-

спросила нота Ля.

Между 2ой и 3ей

пою я песни детям

ля, ля, ля, ля, ля, ля!»

На линейке 3ей Си ,

на самой серединке,

споет, когда ни попроси-

Так звонко, без запинки.

Под 4й, выше 3ей,

ноту До опять мы встретим-

До вверху, До внизу-

Мы споем До и До —

Получается октава (Френкель)

Колючий диез похож на решётку,

Он повышает каждую нотку.

Вот бемоль. Он свой живот

Впереди себя несёт.

Ноту он не уважает-

На полтона понижает.

Караул! Кошмар! Кошмар!

Вот идет значок бекар!

Отнимает он все знаки-

Как-бы не случилось драки!

«Ноты, быстро по местам!»-

Раздается тут и там.

«Прекращаю все движенья-

Всех на место отправляю!»

Малышам о соотношении длительностей:

В День Рождения енот

Получил огромный торт. (целая нота)

Съесть один его хотел,

Но немного не успел.

Слышит в двери: «Тук-тук-тук!»-

Прибежал к нему барсук . (половинные)

И пришлось тогда друзьям

Торт разрезать пополам.

Только сели за тарелки-

В дверь стучат соседки-белки. (четверти)

На четыре части торт

Делит для гостей енот.

Кто ещё стучится в дверь? –

Эй, барсук, пойди, проверь! (восьмушки)

Заяц, волк, лиса и ёжик

Торт хотят отведать тоже.

Сколько здесь кусочков? –

Восемь! Всех гостей к столу мы просим!

*****
Чтобы нотки зазвучали

Нужен нотам свой начальник.

Познакомьтесь — ключ скрипичный —

Командир для нот отличный!

Днем и ночью неустанно

Он стоит в начале стана

И всем нотам говорит:»

Путь для музыки открыт!»

Вот еще один значок

Как горбатый старичок.

Это тоже предводитель,

Низких нот руководитель.

Знак серьезный и суровый,

Его имя-ключ басовый.

И ему, ребята, дан

Свой отдельный нотный стан.

******
До-это до мик во дворе,

А это ре пка, нотка РЕ.

Ми-бурый ми шка косолапый

Сосёт в берлоге сладко лапу.

Фа-будто у машины фа ра.

Соль- сол нце в синем небе встало.

А вместо ноток ФА и Соль-

Стручок по имени ФаСоль.

Ля -у реки поет ля гушка

Ей вторят в камышах подружки.

Си -си не-желтая си ница-

Красивая лесная птица.

Ноты в домике живут,

Нотным станом дом зовут.

Ноты сели дружно в ряд,

******
Осип Мандельштам «МИНЬОН» (при знакомстве с фортепиано)

Мы сегодня увидали городок внутри рояля.

Целый город костяной-

Молотки стоят горой.

блещут струны жаром солнца, всюду мягкие суконца,

Что ни улица-струна в этом городе видна.

1) Одинокая нотка искала

Где свои применить таланты.

Раз от раза она отвергала

2) Скрип дверной и гудок паровоза,

Стук дождя по оконной раме-

Удивительно серая проза

Среди всех, проживающих в гамме.

3) Не нашла удовольствия в крике

В тихом шёпоте еле слышном.

Каждый раз оставалась безликой,

А мечталось о чём-то свыше.

4) Замолчала в обиде горькой

И прибилась к таким же собратьям.

Те, стараясь её успокоить,

Добродушно раскрыли объятья.

5) Стали вместе, потом каноном,

Интервалы меняя плакать;

Неожиданно в общих стонах

Слёзы музыки стали капать.

6) Зарождалась мелодия в звуках,

Обрастала гармонией, ритмом.

Сам Всевышний проникся к мукам,

Снизошёл к одиноким молитвам.

7) Перестала бояться нотка,

Не стесняясь, звучала повсюду,

Утешением стала и счастьем,

Приобщилась к великому чуду.

Нотка До упряма очень
И с другими жить не хочет.
Не забудьте вы о том,
У неё отдельный дом!

Нотку Фа спросили дети:
«Где ты будешь жить, на третьей?»
«Нет!», — ответил наш герой,
«Между первой и второй!»

Где же нотка Соль живёт?
Где танцует? Где поёт?
Не в клетке канарейки,
А на второй линейке!

Ля красива и умна,
Целый день поёт она!
Нравится сидеть ей
Под линейкой третьей!

Нотка Си не любит ныть:
«Я хочу на третьей жить!»
Сидит там и поныне —
На самой середине!

Посмотрите как красиво
Мы под музыку идём,
Эти нотки ЧЕТВЕРТНЫМИ,
ЧЕТВЕРТНЫМИ мы зовём.

Нотки Восьмые ВЕСЁЛЫЕ тут
Нас побегать, попрыгать быстрее зовут!

Медленно идёт старушка
С деревянною клюкой.
Половинной как старушке
Нужен отдых и покой.

Черепаха еле-еле
Продвигается вперёд,
Ноту целую в портфеле
на спине своей везёт.

Снова Музыка польётся

То замрёт. То понесётся,
То пойдёт, то побежит!

Источник

Читайте также:  Упражнения для гитары разогрев
Оцените статью