Фортепиано организация игрового аппарата

Методическая разработка на тему: Организация игрового аппарата на начальном этапе обучения игре на фортепиано

Предлагаю ознакомиться с методической разработкой по организации игрового аппарата на начальном этапе обучения игре на фортепиано. В этот период перед педагогом стоит самая ответственная, трудная и решающая задача: «создать» руки ребенка, сделать их гибкими, свободными, естественными. Предлагаю в доступной для детей игровой форме освоить специальные упражнения, которые помогут сформировать игровой аппарат юного музыканта.

Скачать:

Вложение Размер
ped.chteniya.docx 22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

Организация игрового аппарата

на начальном этапе обучения игре на фортепиано

Цель: обозначение основных принципов работы над организацией игрового аппарата на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

-познакомить коллег с актуальностью темы;

-дать представление о комплексе специальных упражнений и заданий;

-применить полученные знания на практике.

Формирование игрового аппарата на начальном этапе обучения юного пианиста является одним из самых сложных элементов в учебном процессе. Правильная посадка за инструментом, приемы звукоизвлечения, предполагающие естественность и рациональность движений рук и пальцев, хороший контакт кончиков пальцев с клавишами, — та основа, без которой немыслимо техническое и музыкальное продвижение ученика. Игровые движения и ощущения начинающего пианиста налаживаются постепенно и связаны с физическими особенностями строения рук ребенка. Не может быть единой «постановки рук», каждый новый ученик ставит перед педагогом новые проблемы. Но принципы, составляющие основу для воспитания пианистических навыков, должны быть неизменными. Главный принцип – научить ребенка слышать звуковой результат того или иного движения рук на клавиатуре. Постоянная аппеляция к слуху ребенка решает отбор необходимых движений на клавиатуре. Запоминание физических ощущений, приспосабливание рук и пальцев к клавиатуре должно идти вместе с восприятием звучания. Звуковой критерий, служащий вначале для корректирования правильности пианистических движений, впоследствии становится ведущим началом, на которое вырабатывается автоматически двигательная реакция. То есть, движение, создающее определённую звучность, сначала вырабатывается осознанно, впоследствии же становится средством воплощения звуковых представлений. И путь к этому лежит для начинающего пианиста через усвоение движений — навыков в простом и комплексном виде.

Для овладения этими навыками в арсенале каждого педагога – пианиста есть специальные упражнения. Применяя эти упражнения на практике, педагог решает основные задачи формирования пианистического аппарата:

1. Научить маленького пианиста владеть своим игровым аппаратом дифференцированно.

2. Усвоить основные формы пианистических движений, из которых впоследствии формируются сложные технические комплексы.

3. Выстроить упражнения и пояснить их таким образом, чтобы они рождали не только зрительные образы движений, но, главное – создавали технические ощущения, без которых невозможна автоматизация навыков.

Очень важно, чтобы эти упражнения были образные, доступные для восприятия маленького ученика.

До первого прикосновения к клавишам несколько минут занимаемся с учеником гимнастикой для плечевого пояса и туловища. Ребенку надо сказать, что это необходимо, чтобы подготовить руки к игре красивым, сочным звуком достаточно длинных произведений.

Рассмотрим некоторые упражнения.

Мама на кухне стирала бельё,

А Котик мохнатый смотрел на неё.

Мама устала, пошла отдыхать,

А Котик взял мыло

И начал стирать.

ученик, наклонившись вперёд «стирает бельё», качая обеими руками из стороны в сторону, освобождая, расслабляя мышцы спины, шеи и плеч.

Упражнение «Мельница». Ученик стоит ровно, ноги — на ширине плеч, руки висят вдоль туловища, «начинает дуть ветер» всё сильнее и сильнее. Рука раскачивается сначала медленно и внизу, потом раскручивается по инерции вокруг плеча, как ветряная мельница. Затем повторить упражнение другой рукой. Это упражнение необходимо использовать для физического воспитания ученика.

Упражнение «Дима красит новый дом». Перед выполнением упражнения сравниваю кисть пианиста с кистью художника. Художник макает кисть в краску и старательно рисует картину, и ученик макает кисть (руки) в воображаемую краску (обговариваем цвет), краски набирает побольше (болтает расслабленной кистью в краске) и аккуратно, собранной кистью со словами:

Дима красит новый дом,

Будет жить уютно в нём

красит свой дом (стену). При этом локоть необходимо отвести в сторону. Движения руки – плавные и пластичные.

Правильная посадка ученика за инструментом предполагает непринуждённость, отсутствие напряжённости спины, но в то же время и организованность, подтянутость корпуса, удобное ощущение плеч, шеи, без излишней скованности позы. Можно с учеником пофантазировать, что руки – это ветки дерева, позвоночник – ствол, ноги – корни, которые хорошо вросли в землю. Когда дует ветер, качаются ветки, немного ствол, а корни хорошо держат всё дерево. Необходимо эту ситуацию обыграть (сила ветра может быть разная). Кроме того, надо обратить внимание на положение локтей, руки – ветки не падают, даже после сильного снегопада (можно слегка надавить на локти ученика), ветки не ломаются под тяжестью снега.

Свобода плечевого пояса, правильное ощущение и использование движений рук от плеча – необходимы как для исполнения кантилены, так и для технического развития, т.к. пальцевая беглость не может быть воспитана без свободы всего аппарата. Чтобы объяснить маленькому ученику, как нужно ощутить всю руку, можно сделать небольшое гимнастическое упражнение – «движение крыла птицы» (стрекозы, бабочки и т.д.) Суть этого упражнения заключается в следующем: руки ученика приподняты над клавиатурой, полусогнуты в локтях. Состояние рук, кистей несколько расслабленное. Крайней точкой «крыла» является локоть, с него и начинается «взмах», имитирующий спокойное, гибкое, широкое движение крыльев птицы. Плавный подъём локтей в стороны и вверх, влекущий за собой свободное, гибкое движение плеч, предплечий и кистей, затем такое же их опускание проводится в темпе, исключающем суету. Чуть позже можно добавить поочередное движение рук.

Упражнения «Слон» и «Качели» помогут юному пианисту освоить широкое, мерное, поочередное движение рук от локтя. Очень важно обратить внимание ученика на пластичность, гибкость запястья. Проговаривая стихи, ребенок изображает большого слона или качели сначала на столе, а потом на клавиатуре.

Дин – дон, дин – дон

В переулке ходит слон.

Старый серый, добрый слон

Дин – дон, дин – дон.

Ах, качи – качи – качи,

Прилетели к нам грачи.

Несколько преувеличенное вначале, это движение вводится в разумные рамки при переходе к работе над звукоизвлечением, игре non legato, когда сила звука, продолжительность его потребуют соответствующего движения рук.

Для организации свода кисти можно использовать следующую последовательность упражнений. Каждое упражнение образно и интересно обыгрывается педагогом с использованием детских стихов и песен.

Рука ученика лежит на столе, пальцы – солдаты спят, расслаблены. Звучит горн – подъём, солдаты просыпаются, пальчики встают на подушечки, не толкаясь и не мешая друг другу. При этом обращаем внимание ученика на то, что в доме, где живут солдаты – высокая крыша (проверяем косточки у основания каждого пальчика, они должны быть видны) и большое окошко, в которое светит солнышко (между 1 и 2 пальцами). Солдаты начинают делать зарядку, каждый пальчик поочерёдно марширует, у каждого пальчика должны быть видны три «бугорка» (у 1 только два «бугорка»).

С первых уроков ученик должен хорошо усвоить, что прикасаться к клавишам надо именно подушечкой пальца. У А.Артоболевской есть замечательное упражнение «поцелуй с карандашиком», пальчик подушечкой «здоровается » с карандашиком (на конце карандаша должна быть мягкая резиночка). Воспитание цепкости и чуткости кончиков пальцев (ногтевых фаланг) – один из самых сложных моментов в организации пианистического аппарата. Ногтевые фаланги пальцев выполняют при игре на фортепиано как бы «речевые» функции. Поэтому воспитание столь важного пианистического навыка, как способ прикосновения ногтевой фаланги к «дну» клавиатуры, необходимо развивать с первых уроков игры на фортепиано.

Упражнение «Здравствуй, тётушка» необходимо для формирования навыка цепкости кончиков пальцев. Пальчики поочерёдно «здороваются», делают хватательное движение, цепляются за дно клавиши как крючки. Движение лучше показать на руке ученика и проверить, прося ученика «поздороваться» на руке педагога. Цепляющее движение конца пальца должно быть сильным, но без давления руки. Если при исполнении упражнения сустав ногтевой фаланги прогибается внутрь (проламывается), то необходимо дать какое – либо название этому «речевому» дефекту. К примеру, прогнувшийся конец пальца «теряет голос» или «шепелявит». Выполняем это упражнение сначала на столе, затем на инструменте, причем правильность движения теперь связывается с характером звучности. «Здороваться» можно ясным, звонким, весёлым голосом. В этом случае ногтевая фаланга совершает очень цепкое движение: « подушечка» плотно прижимается к дну клавиши и делает активно – цепляющее движение. Приветствие можно произнести и тихим, нежным голосом. Для этого палец слегка выпрямляется и, подтягиваясь в направлении ладони, осторожно нащупывает звучащую поверхность. Без активности кончиков пальцев нет чёткой игры, красоты звучания, уверенности исполнения.

Серьёзные трудности в пианистическом аппарате представляет организация движений первого пальца, от неправильных действий которого возникает целый ряд пианистических недостатков. Дети часто не используют вертикальное движение 1-го пальца, привыкают к пассивному «продавливанию» им клавиши. Иногда чёткость, ровность исполняемого нарушается именно из-за неотработанного движения 1-го пальца. Как и все остальные, он должен подниматься естественно, без нарочитости; активно, но с ощущением удобства, некоторой расслабленности мышцы; опускаться плавно на боковую подушечку; достаточно прочно. Начальные упражнения для 1-го пальца нацелены на то, чтобы дать ученику представление о его двигательных возможностях и соответствующие этому ощущения.

Упражнение для 1-го пальца «Крот».

Под землёй в норе живёт

Очень милый, чёрный Крот.

-К нам иди,- кричим Кроту.

-Нет, люблю я темноту.

Крот – это 1-й палец живёт в норе с высокой крышей (строим нору из 2,3,4,5-го пальцев, крыша должна быть высокой). Ученик читает стишок, а Крот в это время то выглядывает из норки, то возвращается к себе домой. Очень важно соблюдать условие неподвижности запястья и кисти. Движения осуществляются за счёт гибкости 1-го пальца. Сначала это упражнение отрабатываем на столе, затем закрепляем его на клавиатуре. При этом 3-й палец — на ноте Ре, а первый – Крот играет сначала До, затем Ми и так насколько раз. Одновременно с этим упражнением на «подкладывание» 1-го пальца необходимо освоить и «перекладывание» пальцев сверху 1-го пальца. Теперь 1-й палец неподвижен, а остальные строят над ним высокую крышу.

Упражнениями на гибкость запястья необходимо заниматься с первых уроков, т.к. запястье (на практике – кисть) можно назвать «дыхательным аппаратом» руки. Упражнения на вертикальные, горизонтальные и вращательные движения кисти осваиваются последовательно.

Активное вертикальное движение запястья. Третий палец ставится на любую клавишу и в дальнейшем не снимается. Запястье поднимается вверх (запястье, а не локоть) – это «вдох», затем опускается вниз – это «выдох». Движение повторяем несколько раз поочерёдно обеими руками. Так формируется первый пианистический навык « Игра на выдохе», «вдох» — над клавиатурой, «выдох» — на клавише.

Упражнение «Лягушка и Кузнечик».

А Кузнечик скок да скок

С бережка на бережок.

Сначала это упражнение ученик выполняет на столе, при этом очень важно освоить противоположное по направлению вертикальное движение запястья – стаккато толчком, при котором запястье делает «рессорное» движение вверх. Этот пианистический навык имеет особое значение, т.к. после резкого, пружинистого толчка рука автоматически расслабляется.

Овладеть горизонтальным движением запястья необходимо для достижения ровности звучания мелодии. Здесь может помочь сравнение запястья с кистью художника, запястье старательно и ровно рисует движение мелодии вверх или вниз без толчков. Через некоторое время можно начать осваивать вращательные движения запястья – «Рисуем круг» и тоже очень старательно.

Все эти упражнения – только начало большого пути. В этот период перед педагогом стоит самая ответственная, трудная и решающая задача: «создать» руки ребенка, сделать их гибкими, свободными, естественными. Ученик должен понять и запомнить, что руки могут «говорить», извлекая звуки и громко, и нежно, и сердито, и певуче, и резко; словом, как чувствуешь, так и «говоришь» — играешь.

1. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано./ М.: Издательство “Музыка”. 1982. С.87 – 90.

2. Москаленко Л. А. Донотный период обучения юного пианиста. Лекция по курсу методики обучения игре на фортепиано./ Новосибирск.: 2000. С. 25 — 27.

3. Смирнова Т. И. Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации для преподавателей./ М.: РИФ Крипто-логос. 1992. С. 9 – 11.

4. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано./ М. 1984. C.12 – 16.

Источник

Методические рекомендации по организации игрового аппарата у начинающих на занятиях по классу фортепиано

Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования по классу фортепиано. Они помогут педагогу организовать движения ребёнка за инструментом, избежать ряд «опасностей» в работе, устранить неполадки в постановке рук.

Скачать:

Вложение Размер
metod_rekom_po_organ_igr_apparata.doc 74 КБ

Предварительный просмотр:

Необходимость данных методических рекомендаций заключается в важности и сложности задачи, которая стоит перед педагогом на начальном этапе обучения: «создать» руки ребенка. С первого прикосновения к клавишам необходимо стараться сделать их гибкими, свободными, естественными. В этой работе каждый педагог должен проявить искусство, изобретательность, своего рода талант.

Ребенок должен ощутить, что его руки – передаточное звено для выражения в звуках его помыслов и желаний, это его голос. Он должен понять, что руки могут «говорить» , извлекая звуки и громко, и нежно, и сердито, и певуче, и резко, словом, как чувствуешь, так и «говоришь» — играешь.Только тогда, когда ребенок почувствует, как приятны и удобны свободные, естественные движения, ненапряженное состояние рук и всего организма, он сможет с первых шагов «подружиться» с инструментом.

Однако, дети нередко с трудом познают свободные приемы игры, лишенные «зажимов» и «перегрузок». Педагог должен искать причины тормозящих явлений и уметь их вовремя устранить. Неверные навыки развиваются по разным причинам. Одна из них – неконтролируемый рефлекс, который возникает у обучающегося в процессе обучения, причем часто – в самом его начале (например, некоторые дети судорожно цепляются за клавишу, поднимают плечи, напрягают спину, шею, мышцы лица). Скрытые напряжения при извлечении звука, если педагог не обратит на них внимание, входят в привычку, становятся основой неправильного приема игры. С другой стороны, случается, что сам педагог не всегда понимает некоторые естественные приемы обучающегося, подсознательно приспосабливающегося к инструменту, и борется с ними (так, например, пружинность некоторые педагоги принимают за зажатость). Иногда обучающемуся с самого начала прививаются нерациональные движения.

Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования по классу фортепиано. Они помогут педагогу организовать движения ребенка за инструментом, избежать ряд «опасностей» в работе, устранить неполадки в постановке рук.

Организацию движений обучающегося необходимо строить таким образом, чтобы воспитать у него правильное отношение к клавиатуре – струнам, отношение к фортепиано как к «поющему» инструменту.

Прикасаться к клавише надо не ногтем, а мягкой подушечкой пальца – всей или частью ее в зависимости от того, какой звук хотим получить. Такое прикосновение позволяет сохранить чуткость осязание кончика пальца и является одним из условий певучести. Педагог должен следить, чтобы ребенок чувствуя упругое сопротивление клавиши, не давил на нее, не извлекал звук толчками и тычками.

Положение пальца должно быть таким, чтобы его можно было бы легко изменить. Слишком вытянутые пальцы трудно сокращать, согнутые, крючкообразные неспособны разгибаться во второй фаланге. Поэтому предпочтительнее естественная, слегка закругленная форма пальцев, дающая возможность и сокращать, и свободно «открывать» и «закрывать» их (поднимать и опускать).

Лучше всего, если положение кисти с опорой не в так называемые «косточки» (пястно-фаланговые суставы), а дальше – в мякоть, в середину ладони, широкой, с пологим пружинящим «сводом». Пястно-фаланговые суставы при этом не выдаются наружу, но и не продавлены. Опора в поднятые «косточки» менее желательна, так как придает кисти несколько фиксированную форму, при которой сужается ладонь и затрудняется работа пальцев.

Широкое положение ладони, являясь условием независимости пальцев, позволяет добиться певучего, сочного звучания.

Первый палец, обладая способностью противополагаться другим пальцам и ладони, исключительно независим. Наиболее естественное положение первого пальца слегка в стороне от ладони, но так, чтобы было возможно сближение его с остальными пальцами (как в тех случаях, когда мы что-то берем). Педагог должен контролировать, чтобы ладонь ребенка у основания первого пальца была широкая, раскрытая, мышцы между пястными костями первого и второго пальцев были мягкие, ненапряженные. В таком случае первый палец будет работать легко, без всяких усилий.

Пятый палец также имеет в ладони специальные группы мышц. Сильные мышцы первого и пятого пальцев дают им возможность сближаться и раздвигаться. Умелое использование этого свойства позволит ребенку удобно менять позиции руки на клавиатуре. При поворотах кисти, при смене позиций первый и пятый пальцы удобно держать почти параллельно. Большую роль играют крупные части руки, с помощью которых производится смена позиций на клавиатуре. Наиболее удобны и естественны движения, совершаемые «всей рукой» в плечевом суставе – так называемая «игра всей рукой от плеча» . Наибольшая точность и управляемость движений достигается в том случае, когда рука находится в положении, при котором отсутствуют острые углы, вызывающие напряжение и придающие жесткость звучанию (в частности, исключаются такие крайности, как прижатые опущенные или неестественно раздвинутые локти). При этом лучше, если рука будет слегка отставлена от корпуса, так, чтобы в подмышечной впадине чувствовался воздух.

Такой принцип работы исключает лишние, неоправданные движения, которые «уводят» от ощущения контакта с клавиатурой. Эти движения, например, изолированные движения кисти без включения вышележащих частей руки, значительно менее точны и могут давать нежелательные «деревянные» и «шлепающие» призвуки.

Движения кисти, главным образом, дополняют движения предплечья и плеча.

Практически рука работает не «от плеча», а «от корпуса» . Основную нагрузку при этом несут самые сильные и выносливые мышцы плеча, спины, груди, плечевого пояса.

Сутулая, сгорбленная осанка сильно затрудняет их работу. Поэтому положение корпуса – это первое, на что следует обращать внимание при организации аппарата ученика.

Главным ощущением правильности осанки должно быть ощущение «стрежня» , проходящего вдоль спины, прогнутости торса, поддержки всего корпуса мышцами поясницы. При этом лопатки прилегают к спине, грудь открытая, широкая, плечи (надплечья) опушены. Их надо сохранять спокойными во время игры, не поднимать и не выдвигать. Центр тяжести тела проходит вертикально через туловище. Такая осанка позволяет сохранить устойчивость посадки и дает возможность свободно поворачиваться и наклоняться в разные стороны. При этих поворотах плечи и весь корпус ощущаются легкими и податливыми. Поддержка мышц спины — одно из главных условий неутомляемости аппарата.

Сохранять осанку помогает хорошая опора ноги. Наиболее удобна посадка, при которой можно было бы в любую минуту встать, не приготавливаясь заранее.

Рука поддерживается не только мышцами спины, но и своими «нижними» мышцами. Они облегчают работу «верхних» мышц, удерживающих руку на весу, и предохраняют их от утомления.

Поддержка нижних мышц регулирует вес руки, передаваемый в клавиши, придает руке упругость, легкость , от нее зависит рабочий тонус.

Упругость тонуса сочетается с таким состоянием рук, при котором по ним как бы «течет звук» из корпуса через пальцы и клавиши в струны. У играющего при этом создается впечатление, будто клавиатура «сама играет», а он только слышит, чувствует, легко управляет ею, почти не ощущая рук. Такое состояние рук называют «проводимостью звука» . «Проводимость звука» — это отсутствие зажатий, спазмов – состояние полной свободы, полного слияния исполнителя с инструментом.

Занимаясь над «постановкой рук» , педагог должен научится делать это незаметно, ненавязчиво, в большей степени при помощи своих рук.

Для того чтобы научить играть ребенка сочным, красивым звуком, необходимо для этого подготовить его руки.

Вот несколько упражнений, которые помогут ребенку полностью освобождать свое тело, правильно сидеть за инструментом, ровно держать спину, оставляя руки и плечи свободными, делая опору на ноги. Для упражнений придуманы названия, которые педагог может менять в зависимости от характера, возраста и особенностей обучающегося. Главное — чтобы эти упражнения превратились из упражнений в игру.

Упражнение №1: «Шалтай — Болтай»

Встать прямо. Опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперед. Начинать покачивать их навстречу друг другу, то скрещивая, то раздвигая руки в стороны. Одновременно с этим, наклон увеличивать, а затем, постепенно распрямляясь, возвращаться к исходному положению.

Упражнение №2: «Заводная кукла» или «Робот»

Кукла стоит подняв руки (все тело до кончиков пальцев напряжено),

завод кончился, постепенно падают, «выключаются» пальцы рук, кисти, руки, туловище, и ребенок наклоняется и качает расслабленными руками.

Упражнение №3 «Маятник»

Стать ровно, ноги на расстоянии ступни. Опустить обе руки свободно, пусть они висят вдоль туловища, как плети. Начинать раскачивать вначале одной, потом другой рукой, взад – вперед, как маятник. Выше! выше! – пока рука не начнет крутиться по инерции вокруг плеча, как ветряная мельница.

Упражнение №4 «Новая и сломанная кукла» (для девочек) и «Солдатик и медвежонок» (для мальчиков)

Выполнять сидя за фортепиано. Сидеть как кукла на витрине (от 2 до 20 секунд), затем расслабиться (5- 10 секунд). Выполнять 5-6 раз.

Исходная позиция «новая кукла» . Покачать туловищем с прямой, напряженной спиной вперед и назад. Затем расслабиться – кукла сломалась, кончился завод. Мальчики в этих упражнениях изображают солдатика и мягкого толстенького медвежонка.

Выполнять упражнение №5, усложнив его движениями рук, а именно: руками свободно размахивать, имитируя полет большой, красивой, нежной птицы. Выделите слова: «нежной», чтобы движения рук были плавными; «большой» — большая амплитуда движений; «красивой» — добиваться изящества в движениях.

На занятиях с детьми рекомендую :

  • не употреблять слово «упражнение» или словосочетание «делать упражнение» . Лучше использовать фразы: «Давай поиграем в «куклу» и т.п.»
  • стараться не делать замечания непосредственно ребенку: «Ты плохо сидишь, неправильно» Лучше сказать: «Так медвежонок сидит, а Леночка у нас как сидит?» На такое замечание ребенок не обидится и с удовольствием покажет свое умение красиво сидеть. Это поможет сохранить приятную атмосферу на занятии.

Следующие упражнения помогут в работе над постановкой руки. Помогут ребенку найти правильное взаимодействие всех частей игрового аппарата.

Упражнение №1. «Колобок».

Взять кисть руки ребенка, добившись чтобы она была свободной, «отданной» педагогу «на время». И затем крутить руку у запястья, как колобок их теста. Детям нравится, когда от свободного быстрого раскручивания кажется, что в воздухе мелькают сразу десять пальцев на каждой руке. «Раскручивать колобок» надо несколько минут, после этого кисть у детей становится неизмеримо более гибкой. Затем положить освободившуюся кисть ребенка на резиновый мячик или колени, чтобы рука, полежав, приняло форму «свода» , стала обтекаемый как купол. Потом в форме образовавшегося «свода» перенести руки на клавиатуру.

Упражнение №2. «Колечко»

Соединять поочередно первый палец со всеми остальными пальцами в «колечко». Затем расширить «колечко», чтобы между первым и остальными пальцами получалось «овальное окошко».

При этом у каждого пальца (кроме первого) должны быть видны три «бугорка» (места сгибания), которые и создают как бы «каркас свода» всей кисти.

Упражнение №3 « С карандашом»

Для того, чтобы ребенок понял, что прикасаться к клавишам нужно кончиком пальца, вертикально опуская его на подушечку, можно поиграть в игру – «поцелуй с карандашиком»: кончиками («носиками») пальцы по очереди «здороваются » с карандашом. Необходимо, чтобы на конце карандаша была мягкая резиночка.

Смена уровня опоры рук. Руки спокойно лежат на коленях. Положить их на крышку фортепиано, затем снова на колени. Следите, чтобы руки ребенок держал слегка отставленными от корпуса, при подъеме рук локти не опускались. Все движения должен выполнять просто и естественно.

Для того, чтобы ребенок почувствовал всю руку от корпуса до кончика пальца как единый рычаг, работающий «от плеча», можно предложить ему рисовать в воздухе любые закругленные линии поочередно вторым, третьим, четвертым и пятым пальцами, ощущая палец как продолжение руки (вся рука как бы один «длинный палец»).

Для ощущения контакта ладони с клавиатурой пусть ребенок погладит ладонью клавиатуру от черных клавиш к белым и к себе.

Для нахождения правильной опоры ребенку необходимо сесть боком к клавиатуре, положив всю руку ладонью вниз на закрытую крышку фортепиано. Постепенно приподнимаясь, последовательно переносить опору с плеча на предплечье, с предплечья в ладонь и ладонную поверхность пальцев и оттуда в кончики 2-5 пальцев (как бы встать на пальцы). Таким образом, все части руки естественно включаются друг в друга, и звук «переливается» из спины в кончик пальца. Сами пальцы при этом как бы упираются в середину широкой ладони. «Широким» ощущается и запястье – оно несколько ниже, чем «свод»: очень важно, чтобы оно было способно мягко «рессорить» при нажиме на него сверху.

Для того, чтобы ребенок почувствовал упругость руки, опираясь на ладонную поверхность пальцев, пусть даст руке свободно пружинить. Если будет опираться на все ладонь – в этом случае он сможет почувствовать, как она выдерживает вес руки.

Подготовительное упражнение к дуговым движениям. Ребенок переносит руки по дуге от середины крышки, закрывающей клавиатуру, к самым ее краям. Руки он кладет на ладони, чувствуя передачу их веса на крышку. Кисть не делает никаких самостоятельных движений.

Следующие упражнения за инструментом.

Предварительное упражнение для нахождения трудового тонуса. Положите любой предмет на пюпитр. Пусть ребенок возьмет его с пюпитра, положит его на колени, затем обратно на пюпитр. Это упражнение психологически настраивает на извлечение звука естественным движением.

Упражнение №1 Извлечение одного звука («опора звука»)

Перед началом упражнения руки спокойно лежат на коленях. Затем извлекать звук каждым пальцем по очереди сначала одной рукой, потом двумя – спокойно, без суеты, в медленном темпе, чтобы успеть дослушать до конца звучание струны. Обратите внимание ребенка на звук – он должен быть сочным и одинаковым у всех пальцев.

Чтобы ребенок нашел состояние «проводимости звука» , перед выполнением этого упражнения предложите ему поднять руки вверх и почувствовать их легкость – их вес как бы стекает в спину. В момент звукоизвлечения должно быть обратное ощущение: вес руки как бы передается от спины к кончику пальца и через него к клавише. Следите за тем, чтобы ребенок брал звук сразу и непосредственно, одним движением без прицела или остановки, вызывающий спазмы.

Упражнение №2 Проверка опоры и «проводимости звука».

  1. неиграющей рукой «покачаться» сверху на кисти, предплечья, плече играющей руки. Ребенок должен почувствовать как вся рука пружинит и «пропускает звук» в клавишу.
  2. незанятой рукой слегка приподнять снизу локоть, плечо и предплечье играющей руки, чтобы проверить их легкость. При этом кисть, предплечье и плечо как бы «включатся» друг в друга.

Упражнение №3 Проверка свободы незанятых пальцев и всей руки.

  1. взять звук одним пальцем, остальными легко без напряжения повибрировать в воздухе или похлопать по клавишам. При этом ребенок должен сохранять устойчивость опорного пальца и не менять положения кисти на клавиатуре, ощущать свободу и ширину запястья. Необходимо следить за тем, чтобы первый палец «отдыхал».
  2. держась на опорном пальце, слегка раздвинуть (без напряжения) свободные пальцы и затем вернуть их в исходное положение кисти. Звук должен все время тянуться. Ребенок должен ощущать раздвижение в ладони. Следите, чтобы уровень свода и положение кисти ребенка не менялось.
  3. проверка цепкости кончика пальца. Повиснуть одной рукой на кончике пальца, а другой попытаться стащить ее. Следите за тем, чтобы фаланги опорного пальца ребенок не скрючивал, держался на «подушечке».

Упражнение №4 «Погружение в клавиатуру»

Взять звук на черной клавише слегка закругленным пальцем. Медленно, как бы утюжа, движением от себя «погружать » палец вглубь клавиатуры (на клавишу стараться не давить). При этом расширяется ладонь, пальцы веерообразно расходятся.

Вместе с пальцем вглубь клавиатуры «погружается» ладонь и вся рука. Ребенок должен чувствовать ширину и свободу запястья, прогнутую спину. Следите, чтобы запястья ни в коем случае не поднимались, расширение не было преувеличенным, пальцы не натягивались, раздвигались естественно, без всякого труда. Затем вернуть пальцы в исходное положение, они сами собой собираются. При этом клавишу не отпускать, но и не цепляться за нее судорожно. Следите за тем, чтобы звук продолжал «тянуться».

Упражнение выполнять каждым пальцем по очереди одной и двумя руками. Следите, чтобы все время сохранялась устойчивость и пружинность свода, и широкое положение ладони у запястья.

При расширении ладони раздвигаются и слегка проминаются «косточки», контролируйте, чтобы ребенок не преувеличивал проминание, иначе наступит расслабление пальцев. При возращении в исходное положение следите, чтобы косточки не поднимались чрезмерно вверх, опорный палец не «ломался» в межфаланговых суставах, первый палец не опускался.

Это упражнение дает большую перспективу в овладении звуком. Ощущение, которое должно возникнуть при его выполнении у ребенка – ощущение «протекания» звука через корпус, руку, расправленную, мягкую ладонь и палец в клавишу, как будто он касается самой струны, минуя деревянные части инструмента.

Все упражнения следует проходить постепенно, от простого к сложному, умело, дозируя нормы работы и выбирая для ученика те упражнения, которые ему более все необходимы в данный момент.

При всей важности и сложности задачи по «созданию» рук ребенка не следует выдвигать ее на первый план. Ребенок не должен играть только для того, чтобы правильно поставить палец, руки. Обязательно следует оживить руки, придумать какую-нибудь игру, например, ноты веселые и хотят перекричать друг друга. Это позволит делать замечания ребенку в более мягкой форме (не говорить: «Что ты так громко играешь, барабанишь!» — а заметить: «Что то у тебя сегодня ноты раскричались, расшумелись» ). Тем самым внимание ребенка концентрируется не на нем самом, а на извлекаемых звуках. Главное, чтобы с первого занятия ребенок искал в звуках образ, настроение и с этим чувством работал над заданием.

Источник

Оцените статью