Фортепиано особенности дистанционного обучения

Дистанционное обучение в классе фортепиано

Плюсы и минусы дистанционного обучения при игре на музыкальных инструментах.

Скачать:

Вложение Размер
distantsionnoe_obuchenie_v_klasse_fortepiano.docx 18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение в классе фортепиано.

Сегодня мы перешли на, так называемый, «онлайн», иначе – дистанционный формат обучения. Согласитесь, для занятий на музыкальных инструментах – это малоподходящая идея. Но что поделаешь – сегодня мы оказались совершенно в сюрреалистическом пространстве. Однако жизнь не должна остановиться! И это означает, что надо искать свежие творческие стимулы для ее продолжения.

Эпидемия поломала планы миллионов людей на всей планете. Она радикально изменила и привычный ритм наших занятий. Сегодня приходится приспосабливаться к новым формам обучения.

Что выбираем? Онлайн урок в режиме реального времени или же видеозапись с последующими комментариями педагога?

Способ урока онлайн неизбежно влечёт за собой существенные искажения звука, что уже критично для возможности оценки звукового результата. Звук плывет, прерывается и тембрально имеет мало общего с реальным звучанием, искажения присутствуют на любых платформах.

Но этот способ – единственно возможный для проведения урока с младшим школьником. По двум причинам:

  1. репертуар младших детей простой, задачи ставятся конкретные. Чаще всего скорость исполнения пьесы невысока, а владение звуковыми красками (и педалью, при ее использовании) находится на базовом уровне;
  2. маленькому ребёнку намного привычнее находиться в прямом контакте с преподавателем, указывающим ему на ошибки здесь и сейчас и словесно помогающим их исправить.

Есть свои плюсы:

  1. Ребенку приходится играть с любого места, откуда скажет преподаватель. А уметь играть произведение с любого места – это очень хороший навык.
  2. Ребенок больше смотрит в ноты, следовательно, развивается читка с листа. Ведь педагог показывает свои руки и игру, только когда это реально необходимо.
  3. К онлайн уроку нужно всегда готовиться.

Но онлайн уроки не поддержат детей, которые не читают с листа ноты и начинающих учеников, у которых еще не поставлен или проблемный аппарат (это относится к первому году обучения). Показ преподавателя на инструменте тоже может быть использован; визуально можно контролировать и корректировать посадку, постановку игрового аппарата и применение штрихов. Способ же видеозаписи с комментариями может быть применён с малышами в том случае, если дома есть взрослый-музыкант, или, по крайней мере, способный помочь отработать замечания учителя.

Преимущества видео или аудио записи: пока ученик сделает запись, которая удовлетворит его собственные требования, он УЖЕ проведёт работу над качеством своей игры и повысит уровень самоконтроля.
Устные комментарии по телефону также возможны, но на заключительном этапе работы, когда уже основная работа среднего этапа выполнена и речь идёт о более глобальных задачах – форме, эмоциональном наполнении и т.д.
Можно использовать аудио или видео, записанные самим педагогом с показом отдельных мест.

Возможно ли при дистанционных занятиях на фортепиано повысить свой художественный уровень и уровень исполнительского мастерства?

Ответ: НЕТ. Все это вынужденная мера, призванная по большей части сохранить дисциплину и достигнутый прежде уровень у учеников в период, далекий от нормального течения жизни. Ни о каком творческом росте речи быть не может; напротив, мы наблюдаем сейчас явный эмоциональный спад у многих учеников, в обычной жизни бывших чуткими и горячо откликающимися на образную сторону исполняемой музыки.

Источник

Методический доклад «Дистанционное обучение игре на фортепиано: заметки на полях карантина»

Изложение педагогического опыта автора в процессе удаленной работы в классе фортепиано с детьми-обучающимися МХС «ВИТА» г. Новокузнецка. Вывод: дистанционное обучение неполноценно, не может заменить очного.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_o_distante_may_2020.docx 19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Городской дворец детского (юношеского) творчества им. Н. К. Крупской»

«Дистанционное обучение игре на фортепиано: заметки на полях карантина»

Выполнил: педагог МХС «ВИТА»

Дистанционное обучение игре на фортепиано: заметки на полях карантина

Данная работа является попыткой найти ответ на следующие вопросы:

  1. Какие плюсы и минусы по сравнению с традиционным, очным обучением детей школьного возраста игре на фортепиано выявились в ходе проведения дистанционных уроков?
  2. Может ли дистанционное обучение в полной мере заменить очное?

Время написания данной работы – май 2020 года. Известные события (распространение коронавирусной инфекции, введение режима повышенной готовности и отмена очных занятий с детьми согласно рекомендациям Роспотребнадзора РФ) явились причиной перевода занятий на дистанционный, удаленный режим. В связи с этим изменились буквально все аспекты проведения уроков.

Начать можно с элементарных бытовых аспектов. Сюда относится прежде всего доступность электронных каналов связи между учеником и учителем и такие характеристики этих каналов, как скорость, устойчивость связи, качество видео- и аудиоряда в процессе проведения уроков. Учеников, которым посчастливилось иметь хорошее качество связи (имеется в виду качество, позволившее минимизировать временнУю задержку в ходе передачи собственно игры на фортепиано), автор этих строк может пересчитать по пальцам одной руки. Занятия с этими учениками можно считать максимально приближенными к «живым» урокам. В остальных случаях, увы, задержка (отклик) между игрой педагога и ученика составляла, по ощущениям, от 1 до 3 секунд. Излишне говорить, что для игры на музыкальном инструменте такие «темпоральные дыры» неприемлемы. Мышление и слух музыканта во временнОм отношении настраиваются максимально точно, и полноценный показ или игра ученика становятся невозможными. К этой же проблеме относится и явление сбоев непосредственно ВО ВРЕМЯ исполнения произведения: даже если ученик играет все верно, часто бывают сбои связи, при которых целые куски музыки «наслаиваются» друг на друга, то задерживаясь на паузе, то потом резко догоняя друг друга. Очевидно, что данные явления связаны с разной пропускной способностью в сетях различных провайдеров услуг предоставления интернета, разными тарифами оплаты в разных семьях, а также разным местоположением этих точек доступа в интернет у учеников. Причем эти недостатки не зависели от платформы, на которых проводились уроки – WhatsApp, Viber, Zoom, Skype – по большому, профессиональному счету ВЕЗДЕ существует эта пресловутая задержка звука. У автора сложилось такое впечатление, что для профессиональных дистанционных занятий музыкой как исполнительским искусством необходима отдельная платформа с максимально возможной, моментальной скоростью отклика. Российская действительность показала, что до этого, видимо, еще очень и очень далеко. Все существующие каналы связи при одновременном нахождении в них сотен тысяч людей неизбежно «зависают», и говорить о качестве обучения игре на музыкальном инструменте в таком контексте можно лишь с огромной натяжкой.

Добавим сюда разные условия для занятий у разных детей. Большинству учеников автора родители обеспечили приемлемые условия для занятий – отдельную комнату, тишину. Некоторые уроки проходили с вмешательством членов семьи, как то, например, снующая через комнату мама с тазом белья, младшие братья и сестры, которых не могли или не хотели убрать взрослые. Такие помехи не добавляют оптимизма ни у ребенка, ни у педагога в условиях, и так приближенных к «боевым». Зато здесь всеобщая изоляция неожиданно сослужила хорошую службу: педагог может воочию увидеть, в каких условиях ученик занимается игрой на фортепиано, то есть: правильна ли посадка ребенка за инструментом, какого качества этот самый инструмент и так далее. Наконец-то все рассказы ребенка и родителей об этих аспектах занятий обретают зримую форму, здесь уже ничего не скроешь – ни качества звучания инструмента, который подчас расстроен, ни неправильной посадки на крутящихся офисных стульях… Хорошо, что посадку, по крайней мере, удалось исправить и больше не беспокоиться об этом. Родители получили точное представление о правильной посадке ребенка. Отдельно стоит сказать об электронных фортепиано, которые сейчас массово покупаются детям для домашних занятий. Практически все они НЕ ПОЗВОЛЯЮТ сформировать полноценный игровой аппарат детей, так как не дают ни правильного нажатия на клавишу пальцев, ни динамических оттенков звука. Кстати, звук электронного инструмента в передаче по интернет-каналу общего пользования оставляет желать много, много лучшего; часто это нельзя назвать музыкальным звуком…Те же фортепиано, которые позволяют, имеют высокую стоимость, что резко сужает круг потребителей таких инструментов, по крайней мере, в Кузбассе. Это огромная проблема, которая лишний раз во всей красе предстала во время вынужденных дистанционных занятий.

Некоторые детали домашних занятий оказались весьма неожиданными. Так, выяснилось, что у одной из учениц автора в ее комнате живет попугайчик, маленький, но очень голосистый. Птице не прикажешь, и она резко и очень звонко кричит именно тогда, когда маленькая хозяйка приступает к занятиям. (Видимо, и птицам нравится фортепианная музыка!) Проблема заключалась в том, что эти трели сбивали девочку с метра и ритма при исполнении. Эти сбои проявлялись и раньше при занятиях в классе с педагогом, и не могли быть объяснены: ребенок с абсолютно нормальным развитием не мог ритмично сыграть пьесу от начала до конца! Оказалось, что причина не в ребенке! После того, как договорились убирать птичку вместе с клеткой из комнаты на время занятий, метроритмическая сторона исполнения заметно улучшилась.

Отметим, что подобным образом удалось устранить некоторые «неправильности» в исполнении учеников. Но, к сожалению, кардинально на ситуацию это не влияет…

Перейдем к самому главному (и решающему, к сожалению!) недостатку дистанционных уроков. Он связан с абсолютной невозможностью показать ученику, как технически правильно он должен играть то или иное место или вообще произведение. Музыкальное исполнительство – это вид музыкального искусства, в котором двигательный, физический аспект является неотъемлемой составной частью. Эта часть, как выяснилось предельно быстро при дистанте, не может быть передана маленькому исполнителю никакими ухищрениями педагога. В такой ситуации ребенок может опираться только на тот технический багаж, который был им приобретен ранее на «живых» занятиях. И обучение приобретает однобокий характер, по ощущениям, от него остается примерно половина… Показать какой-то прием исполнения, оказывается, намного проще, понятнее и быстрее, чем объяснять его на расстоянии! И это еще не касаясь тонкостей исполнительского искусства, из которых, собственно, и состоит нормальный «живой» урок. Степень опоры в клавишу, требуемый характер прикосновения к ней, нюансы звукоизвлечения – все становится недоступным. «Лепка руки» маленького пианиста в таких условиях невозможна. Автору вспоминаются в этой связи кадры съемок того, как человекоподобные роботы играют иногда на выставках на электронных фортепиано. Металлические пальцы шевелятся, клавиши опускаются и поднимаются, но музыкой это назвать трудно…

На дистанционных занятиях можно заниматься ограниченным набором действий. Например, учить музыкальный текст (выгрываться, что называется, в него) по нотам и наизусть. Можно расширять свой музыкальный кругозор, в этом, конечно, всемирная сеть неоценима. Однако здесь появляется проблема количества времени, затрачиваемого на поиски нужного контента. При обращении к интернету выяснилось, что примеры для иллюстрации того или иного ДЕТСКОГО произведения еще нужно очень сильно поискать! Некоторых детских пьес в интернете в исполнении музыкантов, а тем более детей, просто не найти! Распространены лишь очень известные вещи, которые уже «заиграны» поколениями. И хорошо еще, если это достойное исполнение, а если это нечто неграмотное, неприемлемое? И здесь оказывается, что для педагога сыграть ученику в классе пьесу, передать все нужные аспекты исполнения, наконец, почувствовать ответную реакцию ученика намного проще и естественнее, чем на расстоянии.

Конечно, педагог может и должен записывать видеоролики для учеников. Но процесс видеозаписи отнимает огромное время и усилия именно потому, что нужно высокое качество таких записей, которое в итоге все равно не заменяет живого, непосредственного общения ученика и учителя. Ведь когда мы проигрываем ученику произведение, новое ли или то, над которым он уже работает, возникает множество нюансов, еле уловимых, тех, ради которых люди и ходят на концерты. Видеоролик не может передать всего этого.

Нельзя не сказать с благодарностью о мужестве и стойкости российских родителей и детей, конечно. Несмотря на всю неразбериху в процессе дистанционной работы, на всяческие ограничения, на крайне негативный и выхолощенный информационный фон вокруг, их желание продолжить обучение, готовность приспосабливаться, чтобы не потерять наработанное, проявилось явно. И это заслуживает безусловного уважения и желания работать и дальше.

Подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать: полноценное дистанционное обучение игре на музыкальном инструменте, в частности, на фортепиано – это утопия, которая показала свою полную несостоятельность. Образованием такое явление назвать нельзя, поскольку из такого процесса вырывается огромная часть неотъемлемых сторон игры на инструменте. В качестве вспомогательного такое образование вполне оправданно, в своих рамках оно может быть удобным для использования, расширяющим возможности. Но в качестве основы, базиса, на котором держится успешность обучения ребенка – безусловно, нет. Разница между очным и дистанционным образованием может быть сравнима с разницей между живым человеком и роботом. И музыканты как люди тонко ощущающие мир, конечно, остро это ощущают. Тем более маленькие музыканты, дети!

Источник

Особенности дистанционного обучения игре на фортепиано на современном этапе.

Просмотр содержимого документа
«Особенности дистанционного обучения игре на фортепиано на современном этапе.»

Муниципальное бюджетное учреждение дополни́тельного образования.

«Музыкальная хоровая школа «Радуга»

Методический доклад на тему :

Особенности дистанционного обучения игре на фортепиано на современном этапе.

Преподаватель Шикунова А. Ф.

Особенности дистанционного обучения игре на фортепиано на современном этапе.

Из-за зпидемии коронавируса всем участникам учебного процесса пришлось приспосабливаться к новым формам обучения.

Надо было выбирать — онлайн урок в режиме реального времени или же видеозапись с последующими комментариями педагога?

Способ урока онлайн неизбежно влечёт за собой существенные искажения звука, что затрудняет оценку звукового результата. Звук плывет, прерывается и тембрально имеет мало общего с реальным звучанием, искажения присутствуют на любых платформах.

Самоизоляция в период с марта и до конца учебного 2020 года заставила всех преподавателей дополнительного образования перейти на дистанционное обучение. Сначала было непонятно: как это будет, на каких платформах работать. После нескольких проб и ошибок было решено, что индивидуальные уроки можно проводить по видеозвонку в Skype.

Дома сразу возник вопрос об организации рабочего места для наилучшего обзора учеником преподавателя . Я установила синтезатор возле стационарного компьютера и закрепила веб камеру на синтезатор. Большинство учеников пользовались планшетами , которые устанавливали справа от инструмента, в этом им помогали родители, которые оказывали большую помощь в обучении в организации учебного пространства дома, фокусируя камеру на клавиатуре инструмента и положении ребенка в профиль, чтобы было видно игровые движения учащегося. Мне тоже приходилось продумывать и интерьер около видеокамеры, и свой внешний вид, урок я вела в деловой одежде.

Что касается начинающих пианистов: здесь велика была помощь родителей во время уроков. На первых занятиях дети очень терялись, они искали глазами учителя, им сложно было быстро ориентироваться на клавиатуре и в тексте. Там, где родители сами включились в процесс , адаптация детей к дистанционному обучению прошла более успешно и безболезненно. Конечно, проще было детям, чьи родители знакомы с музыкальной грамотой, они могли непосредственно показать детям, сыграть мотив, кусочек фразы. Но наиболее успешная была позиция родителей, которые сами не могли показать, а стимулировали учащихся к самостоятельному чтению нот и изучению знаков в музыкальном тексте, не раздражаясь, а подбадривая ребенка, мотивируя к преодолению трудностей.

Особенность онлайн- уроков заключается в том, что в работе с учащимися можно было отрабатывать уже разобранный текст. Очень трудно было разбирать новые произведения и практически невозможно было работать над звуковыми задачами, динамическими оттенками, проверить аппликатуру. Причиной этому были перебои со связью, часто звук не был синхронен с движениями. Особенно трудно было детям, не умеющим самостоятельно сочетать свою игру со счетом вслух, у которых не сформированы навыки чтения с листа, которые являются гарантией грамотного разбора нотного текста. Занятия с такими учениками сложны и требуют большой выдержки. Поэтому для профилактики и коррекции ошибок в нотном тексте часто приходилось записывать на видео образец грамотного разбора трудных фрагментов произведений в помощь учащимся, как отдельно каждой рукой, так и двумя.

Этот способ полезен для проведения урока с младшими школьниками.

У занятий онлайн есть и плюсы .

Ребенку приходится играть с любого места, откуда скажет преподаватель. А уметь играть произведение с любого места – это очень хороший навык.

Ребенок больше смотрит в ноты, следовательно, развивается читка с листа. Ведь педагог показывает свои руки и игру, только когда это реально необходимо.

К онлайн уроку нужно всегда готовиться.

Но онлайн уроки не поддержат детей, которые не читают с листа ноты и начинающих учеников, у которых еще не поставлен или проблемный аппарат (это относится к первому году обучения). Показ преподавателя на инструменте тоже может быть использован для этой группы обучающихся. Визуально можно контролировать и корректировать посадку, постановку игрового аппарата и применение штрихов. Способ же видеозаписи с комментариями может быть применён с малышами в том случае, если дома есть взрослый-музыкант, или, по крайней мере, способный помочь отработать замечания учителя.

Второй способ – применение видео или аудио записи .

Пока ученик сделает запись, которая удовлетворит его собственные требования, он уже проведёт работу над качеством своей игры и повысит уровень самоконтроля.
Устные комментарии по телефону также возможны, но на заключительном этапе работы, когда уже основная работа среднего этапа выполнена и речь идёт о более глобальных задачах – форме, эмоциональном наполнении и т.д , но здесь речь идет о выпусниках.
Возможно ли при дистанционных занятиях на фортепиано повысить свой художественный уровень и уровень исполнительского мастерства?

Ответ: НЕТ. Все это вынужденная мера, призванная по большей части сохранить дисциплину и достигнутый прежде уровень у учеников в период, далекий от нормального течения жизни. Ни о каком творческом росте речи быть не может; напротив, мы наблюдаем сейчас явный эмоциональный спад у многих учеников, в обычной жизни бывших чуткими и горячо откликающимися на образную сторону исполняемой музыки.

На начальных этапах дистанционного обучения было заметно снижение темпов разучивания музыкальных произведений из-за низкой мотивации к занятиям, проблем внимания, капризности, медленной реакции учащихся. Мне приходилось часто давать указания эмоционально, на повышенных тонах, что очень сильно выматывало, потому что не давало положительного обратного эффекта. Поэтому передо мной встал вопрос о профилактике эмоционального выгорания. С этой целью важно было соблюдать режим дня, высыпаться, равномерно распределить учебную нагрузку: не более 4 уроков в день, обязательный два выходных.

Детям с низкой мотивацией, у которых не сформированы навыки самостоятельной работы, эти занятия малоэффективны. А первые уроки по фортепиано, когда идет процесс постановки руки, ознакомления с инструментом, с клавиатурой, когда начинается только знакомство с педагогом, дистанционно проводить просто нереально. В целом, онлайн-уроки в фортепианной педагогике возможны, но как вынужденная мера в период самоизоляции, или в том случае, если ребенок долго болеет. Дистанционное обучение заметно сблизило преподавателей с родителями, которые зачастую сами становились участниками образовательного процесса.

Что нужно учитывать при подковке урока онлайн:

-«Эффект присутствия». Важно, чтобы ученик хорошо видел на экране лицо педагога. Желательно с привычной для себя стороны — это снимет часть напряжения у ребенка в новой обстановке. Ученик будет более спокоен и внимателен.
Постарайтесь убрать из кадра все отвлекающие предметы. Чем ярче и разнообразнее будет пространство, тем чаще Вы будете видеть взгляд ученика, направленный… мимо Вас.
Лицо учителя должно быть хорошо освещено — источник света чуть выше и впереди Вас: верхний свет — яркий, при необходимости можно дополнительно осветить лицо настольной лампой.
— Вести урок лучше в яркой одежде . Если Вы будете хорошо выделяться на спокойном фоне, ученик сможет быстрее реагировать на Ваши замечания.. — — Мимика должна быть более выразительной, голос — более громким, чем обычно.
Проветривание помещения — обязательное условие работы. Свежий воздух в помещении способствует концентрации, и предотвращает преждевременную усталость.
— Позаботьтесь, чтобы стояла рядом чашка с питьем. Во время дистанционного урока говорить приходится гораздо больше обычного, а из-за плохой связи и гораздо громче обычного, и горло пересыхает сильнее.
— Съемка на камеру часто вызывает внутреннее напряжение, и человек может выглядеть более суровым, суетливым, зажатым. Поэтому для поддержания комфортной обстановки на занятиях, постарайтесь почувствовать максимальную внутреннюю свободу, поддерживать добрый настрой и больше улыбаться .
Начинаем дистанционное занятие
Приветствие. Кроме здравствуй, улыбнитесь, спросите, как дела как настроение , похвалите внешний вид ,обстановку комнаты ,если для этого есть причины . Лицо которое видит на экране ученик должно быть максимально доброжелательным. , не стоит пугать его плохими отзывами о состоянии его программы .
В то же время учащийся должен с первых минут понять, что переход на дистанционный формат — это точно не каникулы, что работать придется гораздо больше, чем обычно, потому что грядет аттестация. Не стоит фиксировать внимание ученика на том, что дистанционное обучение — это «вынужденная мера», что «научиться играть oнлайн невозможно» и т.п. Похоже ,мы в дистанционном формате не в последний раз, поэтому задача ученика и педагога использовать эту ситуацию по максимуму и взять из нее все положительное, какое только возможно.
— Любые свои действия в компьютере во время урока комментируйте, например, если вам нужно что-то взять ,отойти от экрана , и т. д . Молчание педагога во время подобных действий может создать напряжение и ненужный эффект дистанции между взрослым и ребенком («вокруг меня что-то происходит, а я не знаю, что именно» и т.п.).
— Если вы открыто расскажете ученикам, что вам тоже непросто перестроиться на дистанционное обучение, что вы учитесь вместе с ними — это создаст доверительную атмосферу лучше любых специальных методик.
— Будьте готовы к тому, что на онлайн -уроке вы успеете сделать гораздо меньше, чем на уроке в классе. С некоторыми детьми почти вполовину. Это не ваша вина и не вина ученика.

По техническим причинам, помарка, которая в классе исправляется на ходу одним вашим словом, легким прикосновением или даже взглядом, в дистанционном формате может стать целой проблемой: пока до вас дошел звук, пока вы сделали замечание, пока ученик замечание услышал и отреагировал, он уже «ушел» на несколько тактов вперед и реально не понимает, о какой месте произведения идет речь, и так много раз а течение урока .После того ,как я несколько раз срывала голос ,я решила останавливать ученика с помощью стука ладонью по столу. Еще я пришла к выводу , что нужно нумеровать такты в музыкальном произведении —

так легче найти нужное место .

Смиритесь с тем, что замечания, объяснения, вопросы к ученику вам придется повторять два-три раза, и даже в этом случае на следующем уроке может выясниться, что он впервые об этом слышит.
— На первых уроках изучение сложного нового материала по возможности сводим к минимуму, сосредоточив внимание на отработке ранее разобранных в классе произведениях, повторении пройденного, а также разучивании этюдов и упражнений.
— Не пытайтесь сразу успеть все — работайте над тем, что дается ребенку легче, постепенно переходя к более сложному.

. Хочется отметить, не смотря на сложности с проведениями онлайн-уроков положительный момент: тесное сотрудничество с родителями, которые помогали организовать дистанционное обучение своим детям через подключение к телефону и планшету. Благодаря их помощи была проведена итоговая аттестация по видео исполнения программы, которое записывали родители. Причем многих детей приходилось записывать с нескольких попыток, многие сначала волновались перед камерой. Самые удачные видеозаписи отправлялись по почте на проверку .. Благодаря этим видео занятиями ,большинство учеников прошли промежуточною аттестацию , а все выпускники —- итоговую аттестацию.

Источник

Читайте также:  Музыкальная школа синтезатор или фортепиано
Оцените статью