Фортепиано открытый урок методическая разработка

Методическая разработка плана открытого урока по фортепиано
методическая разработка по музыке по теме

План-конспект занятия по фортепиано с учеником 1-го года обучения .

Скачать:

Вложение Размер
plan_zanyatiya__bez_kartin_.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРТЕПИАНО

педагог дополнительного образования

ГБОУ ДОД ДДТ «Современник»

Выборгского района Санкт-Петербурга

Программа дополнительного образования детей: « Игра на фортепиано».

Срок обучения: 5лет.

Авторская разработка дидактического материала: «10 пальчиков».

Раздел: « Работа над репертуаром».

Тип занятия: индивидуальное занятие по фортепиано с учеником 1-го года обучения.

Тема: « Закрепление навыка игры штрихом legato. Повторение жанров музыки».

Цель: формирование навыка игры legato.

— приобщение к классической музыке,

— формирование правильного воспроизведения полученных знаний на практике,

— формирование навыка чтения с листа произведения уровня сложности, соответствующего году обучения,

— закрепление умения слушать и слышать себя в процессе исполнения,

— развитие навыка связной игры на инструменте, внимания, памяти,

— формирование общего кругозора,

— развитие эстетического вкуса,

— развитие воли и управления своим поведением,

— снятие мышечных зажимов,

— правильная организация пианистического аппарата.

Методы и приемы:

— прослушивание музыкального произведения,

— нескучные способы разучивания,

Реализуемые педагогические технологии:

— дидактический материал : ритмические карточки, музыкальные ребусы,

Ожидаемый результат: правильное и свободное исполнение пьес штрихом legato, уверенное определение музыкальных жанров.

1. Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.

2. Основная часть:

Игра пьес штрихом легато.

2.1. Упражнения для правильной постановки руки и посадки за инструментом.

Напоминание о правильной посадке и постановке руки. Повторение игры-упражнения: «Колечки»- пальцы поочередно соединяются с первым. «Домик»- рука кладется на колено, а затем плавное ее перенесение на клавиатуру. Упражнение «Медвежонок и солдатик».

— Как сел бы за инструмент медвежонок? (сутулая спинка).

— А как сидит солдатик? (спина ровная, прямая).

2.2. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания.

Исполнение песенки «Два веселых гуся».

— Скажи, какие у гусей шеи? (Ответ: длинные и гибкие.)

— Запястье у руки тоже должно быть гибким, как шея у гуся. Пальчики плавно движутся, переходят с одного звука на другой.

— Получилось у тебя? Посмотри, как сыграю я, попробуй повторить.

2.3. Работа над ансамблем, просмотр иллюстраций по теме на компьютере.

Работа над ансамблем «Ехал казак за Дунай».

— Кто такой казак? Казак — это воин. Песня о том, что казак уезжает на войну. Семен Климовский сочинил эту песню, а она так понравилась людям, что в Германии сочинили слова, и она стала немецкой народной песней. А композитор Л. Бетховен использовал эту мелодию в одном из своих произведений. — Давай посмотрим, как выглядели казаки. (Просмотр при помощи компьютера картин: С.А. Гавриляченко «В поход» и П.А. Федотова «Казаки»). Казаки движутся неторопливо, на них тяжелое снаряжение. Попробуем передать это в характере исполнения пьесы.

— Послушай, как звучит партия сопровождения. (Как поступь коня).

2.4. Разучивание новой пьесы, чтение с листа пьесы «Теремок».

Знакомство с новой пьесой «Теремок». Пропевание со словами мелодии плавно и связно. Прохлопывание ритмического рисунка, а затем игра пьесы по нотам – такая же плавная, как пение. Чтение с листа пьесы «Теремок». Акцентирование внимания на опору пальцев в клавиатуру, перенос веса руки с одного пальца на другой.

2.5. Повторение нот, длительностей, прохлопывание ритмических рисунков.

Использование дидактического материала: нотных ребусов, ритмических карточек .

2.6. Проведение физкульт-минутки. Выполнение здоровьесберегающих упражнений.

Игра-упражнение «Робот» (постепенное расслабление и освобождение рук, начиная от кисти и заканчивая всем корпусом). При выполнении упражнения «Птица» — предлагается представить, что ученик — большая нежная птица, которая машет крыльями.

2.7. Повторение жанров музыки, прослушивание фрагментов пьес.

Повторение понятия «музыкальные жанры».

— Какие жанры ты помнишь? (Песня, марш, танец). Прослушивание фрагментов пьес из «Детского альбома» П.И Чайковского в исполнении педагога («Полька» и «Старинная французская песенка»). Определение жанров (танец, песня).

Прослушивание пьесы, с которой знакомились на прошлом занятии, но уже в оркестровом исполнении. Задание для ученика: вспомнить название пьесы и определить жанр. (При помощи компьютера прослушивание записи «Марша деревянных солдатиков»).

— Как можно понять, что это звучит марш? (Четкий, чеканный, упругий ритм, как барабанная дробь). Слышен ли барабан? Какие еще инструменты звучали? (Труба, флейта).

3. Подведение итогов, информация о домашнем задании. Рефлексия ученика

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки к уроку по теме« УРАВНЕНИЯ, ПРИВОДИМЫЕ К КВАДРАТНЫМ » ЗАДАЧИ:ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:ЗНАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КВАДРАТНЫХ, БИКВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ; ФОРМУЛЫ КОРНЕЙ КВАДРАТ.

Открытый урок в 11 классеУчитель: Ткачева Е.А.Тема: Моя любимая книгаЦель урока: развитие устной речи учащихся с использованием проектных технологийЗадачи урока: развитие устной речизнакомство с произ.

ГОУ СОШ № 111210.02.2009г.Открытый урок в 10 классеУчитель: Ткачева Е.А.Тема: Culture of behaviourЦель урока: развитие продуктивных умений говоренияЗадачи урока: развитие устной речизнакомство с матер.

Методическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин, работающих по интерактивным формам обучения.В методической разработке представлена методика проведения бинарног.

«Преобразующая сила музыки» тема четверти, и ее раскрытие через музыку В.А,Моцарта, главная задача педагога.

Данная презентация является опорным конспектом урока для учащихся 6-7 класса. Задания, представленные в рамках урока направлены на развитие навыков аудирования и говорения.

Источник

Разработка открытого урока по фортепиано (конспект урока) на тему: ««Штрихи, как средства музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения»
методическая разработка по музыке (6 класс)

Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения.

Скачать:

Вложение Размер
Работа над штрихами в классе фортепиано 20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» станица Северская Краснодарский край

Разработка открытого урока по фортепиано (конспект урока)

«Штрихи, как средства музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения»

Ф.И.О. преподавателя: Николаева Елена Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории

Учащиеся: Лисицына Елизавета, Баграмова Мария

Образовательная программа: Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»

Тема: «Штрихи, как средство музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения.»

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок творчества.

Форма организации деятельности: индивидуальная.

Продолжительность урока: 40 мин

Цель урока: формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения.

Сформировать и углубить знания о роли штрихов в раскрытии художественного образа музыкального произведения.

Научить использовать в произведении различные штрихи, добиваясь музыкальной выразительности;

Обогатить музыкально-слуховой и исполнительский опыт учащихся.

Развить умение сравнивать, анализировать, воспитывать слуховой контроль при исполнении произведений;

Реализовать исполнительские возможности учениц через учебную деятельность.

Расширить кругозор учащихся;

Найти активные и интересные формы работы над произведением.

Предметные: Учащиеся умеют анализировать музыкальное произведение, чувствуют образ произведения, свободно владеют средствами музыкальной выразительности.

Личностные: Учащиеся, получив необходимые навыки и знания, умеют применить их на практике. Ученицы демонстрируют мотивацию к занятиям музыкой.

Оборудование: компьютер, музыкальный инструмент фортепиано, нотная литература.

Музыкальный материал: Ю.Весняк «Эксцентрическое скерцо», А.Брицын «Романтическая импровизация».

Прослушивание музыкального произведения

Шмид-Шкловская А. «О воспитании пианистических навыков» М. Классика -XXI 2007г.

Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» М. Классика –XXI 2006г.

Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре» М. Классика-XXI 2002г.

Гольденвейзер А. Б. « О музыкальном искусстве: Сборник статей.» М. Музыка,1975г.

1. Организационный момент.

3. Новая тема: Штрихи, как средство музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения.»

4. Закрепление нового материала.

Для того, чтобы донести произведение до слушателя исполнителю необходимо владеть музыкально-выразительными средствами. В арсенале пианиста их много: динамика, темп, размер, артикуляция и т.д. Остановимся на таком понятии как артикуляция. Под артикуляцией понимается «искусство исполнять музыку и прежде всего мелодию, с той или иной степени расчлененности или связанности, искусство использовать в исполнении всё многообразие приемов легато и стаккато» — пишет А.Браудо. К видам артикуляции относятся способы звукоизвлечения, которые реализуются в штрихах. Каждому штриху соответствует определенный знак, который указывает как надо играть ноту.

Ясное слуховое представление штриховой палитры и забота о её разнообразии должны сопровождать работу над каждым музыкальным произведением. Кроме того каждый штрих имеет множество градаций, которыми нужно уметь пользоваться в зависимости от интонационно-смыслового содержания того или иного отрезка музыкального материала.

Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-художественного замысла. Задача педагога- научить ребенка относиться к музыке как к выразительному искусству, научить интонировать музыку, а на начальном этапе прежде всего-мелодию. Большое внимание следует уделить интонированию разнохарактерных мелодий: медленных и подвижных, песенных, танцевальных и маршеобразных, шутливых и печальных, суровых и светлых.

Разговаривая и рассуждая с учеником на равных, нельзя забывать, что перед нами ребенок, а ребенку свойственно конкретное мышление. Поэтому каждая музыкальная задача должна быть выражена непосредственна в звуке, темпе, ритме и соответствующих игровых приемах. Говорить лучше меньше, но сказанное должно быть ясным, конкретным и метким. Например, определив характер и построение пьесы, нужно сразу же найти звуковую окраску, пульс движения, элементарные нюансы, а также технические средства, вытекающие из характера пьесы и помогающие ярче раскрыть её образное содержание. Это и будет работой над художественно-музыкальным образом и над приобретением игровых приемов-не абстрактных, а конкретно увязанных с музыкальной задачей.

Штрихи являются важным средством музыкальной выразительности. От характера и качества выполнения штрихов во многом зависит правильное раскрытие музыкально-образного содержание и стиля исполняемого произведения. Штрихи делают музыку красочной и живой. У каждого штриха свой образ. Штрихи, взаимодействуя с другими средствами выразительности, способствуют воплощению исполнителем идейно-эмоционального содержания произведения. Выбор штриха зависит от характера музыки, которую исполняют. Поэтому, говоря о штрихах, необходимо учитывать в каком конкретно художественном произведении данный штрих будет применен, какое содержание и характер музыки он будет призван подчеркнуть: торжественный, лирический, скорбный, шутливый, повествовательный и т.д. Для каждой из этих образных сфер нужны соответствующие характерные звуковые формы, передающие мысли. При игре на фортепиано действуют три основных способа звукоизвлечения, без которых не обходится ни одно , даже самое миниатюрное произведение: легато, нон легато, стаккато.

Штрих легато является важнейшим средством кантиленой игры. Поэтому им должен в совершенстве владеть каждый пианист, если он хочет, чтобы «пение» его инструмента не прекращалось, а звучание было ровным и плавным. На примере пьесы «Романтическая импровизация» А. Брицына в исполнении Лисицыной Елизаветы, учащейся 6 класса, рассмотрим штрих легато.

-Лиза, что такое импровизация?

— «Импровизация» -это произведение искусства, которое создается во время процесса исполнения, либо процесс исполнения.

— А что такое романтика?

-Это сочетание различных идей, чувств, эмоций, которые создают эмоционально-возвышенное мироощущение. Возможно композитор, под впечатлением нахлынувших чувств, сел и стал импровизировать за инструментом. Передача человеческих чувств, эмоций вылилась в импровизацию.

-Определи характер произведения.

-По характеру — это спокойная, выразительная, эмоциональная, где-то взволнованная, музыка о человеческих чувствах.

— Как ты думаешь, какие штрихи характерны для такой музыки?

Свободная, мягкая кисть вместе с предплечьем должна как бы дышать, пластично следуя за изгибами мелодической линии и помогая тем самым работе пальцев. При этом важно равномерно распределять силу пальцев, особенно при атаке и окончании звука. При игре легато, пальцы располагаются на клавиатуре, поднимать их высоко нет никакой необходимости, не следует с излишней силой давить на клавишу. Так как человеческие чувства имеют разные градации и настроение, то они и передаются разными штрихами. Композитор в кульминации использует штрихи нон легато и портаменто. Возможно здесь передаются воспоминания и переживания человека. В заключении пьесы, буря чувств приходит в состояние покоя и поэтому певучее, ровное и плавное легато заканчивает пьесу.

Следующая наша пьеса совершенна противоположна по характеру и образу.

Ю. Весняк «Эксцентрическое скерцо» прозвучит в исполнении учащейся 6 класса Баграмовой Марии.

-Скажи ,Маша, что такое скерцо?

-В переводе шутка. Это прежде всего музыкальный юмор.

Неожиданное сопоставление художественных образов, смена настроений, переклички регистров и инструментов, подвижный темп- это лишь некоторые для этого произведения приемы, которыми пользуется композитор, создавая музыкальную шутку.

-Это необычный, чудаковатый, со странностями. Например: эксцентричный поступок, человек, наряд, манеры. Эксцентриком называют циркового или эстрадного артиста, номера которых строятся на неожиданностях.

-Это произведение ассоциируется с цирковой шуткой, а главный герой-клоун. Этот артист должен поразить всех не только своим нарядом, но и должен суметь развеселить публику удачной шуткой, исполнением веселых номеров, своей мимикой. Однако за внешней простатой скрывается сложный сценический образ. Он постоянно в движении: прыгает, кувыркается, смеется. — -Как ты думаешь, какой штрих используется при исполнении скерцо?

— Штрих стаккато чаще всего связан с исполнением танцевальной или скерцозной музыки.

Это область выразительности, воплощающей легкость, шутки, игру, танец. В пьесе воплощена игровая атмосфера в цирке. Постоянное стаккато характеризует и раскрывает образ клоуна. При исполнении стаккато мы используем быстрые, резкие приемы звукоизвлечения. Палец ударяет по клавише и сразу отпускает её. Этот прием можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей зерно. Этот штрих придает произведению тонкость, легкость, грациозность. Для скерцо характерны скачки в мелодии. Используются виды стаккато: пальцевое стаккато, стаккато-бросок, пиццикато, стаккато-мартелято.

В заключение нашего урока необходимо отметить, что в музыкально-исполнительском развитии учащихся важное значение имеет изучение штрихов, их влияние на образное содержание музыкального произведения.

Источник

Оцените статью