Фортепиано открытый урок по теме аппликатура

Конспект открытого урока в классе фортепиано

На уроке применяется метод облегчения материала для восприятия учащимися младших классов.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_dlya_sayta.docx 28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в младших классах по фортепиано.

Открытый урок по классу фортепиано преподавателя

Мусиной Л.А. с ученицей 1 класса.

Тема: « Как сложное сделать легким».

Формирование осознанного отношения к работе во время занятий в классе фортепиано.

Овладение аппликатурными принципами;

Овладение первоначальными навыками анализа формы;
Овладение полифонической фактурой.
Развивающие:
Развитие музыкальной памяти, образного мышления;
Развитие полифонического мышления, навыков работы над полифонией.
Воспитательные:
Воспитание усидчивости, внимания;

Воспитание навыков самоконтроля;

Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы.

Форма урока: индивидуальная.

I. Организационный этап.

2. сообщение цели и хода работы на уроке.

II. Основная часть урока.

работа над аппликатурой 1 группы (гамма До мажор);

работа над «Шествием слонов» Л. Шитте;

работа над «Каноном» А. Караманова.

III. Заключительный этап.

1.Овладение аппликатурой Гамм первой группы на основе До мажорной гаммы.

Учащаяся знает аппликатуру отдельными руками. На данном уроке научимся исполнять гамму двумя руками. Мы уже говорили, что каждая тональность это государство, где есть король – Тоника.

Педагог : какая тоника в До мажоре?

Тонику «До» играют либо 5, либо 1 пальцы. Итак, начинают 5 и 1 пальцы на тонике. Как у любого короля у Тоники есть охранник – 4 палец, т.е. 4 палец будет всегда появляться только возле Тоники, в данной гамме возле «ДО». 4 палец дружит только со 2 пальцем. Затем идут 3-тьи пальцы – «близнецы», далее «колечки» — 1,2-ые пальцы (если пиграть секунды в гармоническом виде они выглядят как «колечки»). После «колечек» опять играют 3тьи – близнецы. Подходим к Тонике – королю, значит должен появиться 4 палец – охранник. Далее Тоника 1, 5 пальцами. При исполнении вниз «колечки» исполняем в мелодическом виде и следим за «собачкой». (Ранее мы делали упражнение на подкладывание 1 пальца, где отрабатывалось самостоятельность 1пальца – «как собачка в конуру» 1 палец самостоятельно проходит под 3 палец). Далее исполняем в прямом и расходящемся виде. (Дети часто путают порядок движения: поднимаясь в прямом движении вверх, расходятся и идут вниз, забывая о движении во вторую октаву). Поэтому обговариваем «маршрут» движения таким образом: «гамма – подружки» — идем с подругой дружно в школу, по дороге ссоримся и расходимся, но решили помириться, т.е. сходимся и продолжаем дружно идти в школу. Отучились, пошли с подругой домой, опять ссора – помирились и пошли домой.

2. Анализ 2-х частной формы на основе «Шествия слонов» Л. Шитте.

Педагог : проанализируй текст.

Учащаяся: тональность – До мажор, размер — 4-х дольный, характер – грузно, тяжеловесно.

Форму пьесы учащаяся затрудняется определить, поэтому, сначала находим фразы.

Педагог : сколько фраз?

Учащаяся самостоятельно находит фразы (4).

Каждую фразу отмечаем буквами, причем одинаковые фразы – одинаковыми буквами. (1фраза –А, 2фраза – Б, 3фраза – А, 4фраза – В).

Педагог : мы с тобой изучали строение «Колыбельной» — И.Филиппа: 3-х частная форма, где были похожие 1 и 3 части и «начинка» — 2 часть (с фразами не похожими на начальные и заключительные фразы). В «Шествии слонов» есть «начинка»?

Педагог : значит там, где начинается повтор – это начало 2-ой части. Итак, пьеса 2-х частна.

Педагог : теперь эти буквы перенесем на карточки.

Учащаяся сама рисует буквы: I часть I часть IIчасть IIчасть

1 фраза 2 фраза 3 фраза 4фраза

Педагог : какую «Букву – карточку» вытянешь, ту фразу и исполняешь по нотам.

Педагог : давай поиграем в такую игру: на инструменте лежит ручка, для того чтобы заполучить ручку, ты должна исполнить фразу грамотно. Как ты понимаешь «грамотное исполнение»?

Учащаяся: верная аппликатура, верные ноты, штрихи, характер.

Детям очень нравится игра «заполучить ручку»: чтобы ручка скорее перешла на другую сторону клавиатуры, ученик сосредотачивается на правильном выполнении задания.

Учащаяся исполняет фразы по вытянутым карточкам, т.е. в разброс. Затем выстраивает карточки по порядку и исполняет целиком всю пьесу.

Обозначение фраз буквами дает ученикам наглядно видеть одинаковые фразы (одинаковые фразы – одинаковые буквы). Также исполнение по карточкам подряд помогает выстроить форму произведения.

Развитие начальных навыков работы над полифонией на основе «Канона» А. Караманова.

Учащаяся самостоятельно анализирует произведение: тональность – соль мажор, размер — 2-х дольный, характер – певучий.

Педагог : Рассмотри внимательно текст. Что еще можешь сказать о данном произведении по нотам?

Учащаяся: фразы проходят в разных регистрах и все одинаковы.

Педагог : правильно. Сколько раз повторяется одна и та же фраза?

Педагог : сегодня мы знакомимся с формой канона. Канон – это точное повторение одной мелодии разными, последовательно вступающими друг за другом голосами. Это форма многоголосной музыки.

Первоначальный напев повторяясь октавой ниже, затем октавой выше «изображает» хор, т.е. проведение основной мелодии (темы) в первой октаве можно представить как женский хор, в малой октаве – мужской, во второй – детский хор. Такое проведение одной и той же Темы в разных голосах называется имитацией. Попробуем исполнить голоса по ролям, какой бы хор ты хотела изобразить?

Учащаяся: «детский хор».

Педагог : хорошо, но сначала необходимо подобрать различную окраску звучания для каждого голоса. Как звучит в данной пьесе « женский хор»?

Учащаяся: нежно, певуче.

Преподаватель : как звучат «мужской хор», «детский хор»?

Учащаяся: думаю «мужской хор» — строго, «детский хор» — светло, задорно.

( Исполняем канон по ролям, применяя разную регистровку, меняясь ролями ).

Педагог : в Каноне есть еще одна мелодия. Она звучит в женском хоре во время проведения Темы в мужском хоре. ( Исполняем её, анализируем, выясняем, что она менее развита, чем Тема).

Педагог : где еще проходит эта мелодия? (Учащаяся самостоятельно находит и исполняет).

Педагог : давай эту мелодию назовем Противосложением, т.к. она лежит напротив Темы.

Затем исполняем в ансамбле с педагогом. (Все Темы – ученик, Противосложения – педагог).

Применяя полученные знания на уроке, самостоятельно отработать аппликатуру в следующей гамме 1 группы (Соль мажор).

Закрепить наизусть «Шествие слонов» работая с карточками. Самостоятельно найти фразы и сделать карточки – буквы в новом произведении (Р.Шуман – Марш).

Закрепить выразительное исполнение голосов применяя разные тембры.

1.Освоив аппликатуру гамм отдельными руками: 3+4 в правой руке и 4+3 в левой, многие учащиеся испытывают затруднение при соединении этой аппликатуры двумя руками. Детям легче следить за совпадающими пальцами, т.е. кто с кем «дружит»: Правая рука 1 палец 2 3 1 2 3 4

с с с со с с со и т.д.

Левая рука 5 пальцем 4 3 2 1 3 2

2. Осмысление нотного текста легче и качественнее, если учащаяся понимает форму произведения. Работа с карточками – буквами систематизирует в сознании ученика последовательность фраз, частей и в дальнейшем облегчает исполнение наизусть.

3. На начальном этапе обучения, ребенок не владеет достаточным умением слышания нескольких мелодических голосов. Поэтому полезна работа в многоголосной музыке по ролям. Полифоническое изложение на уроке объясняется доступным для ребенка языком. Ассоциация каждого голоса с образом дает понимание тембрового окрашивания каждого голоса.

Источник

«РАБОТА НАД АППЛИКАТУРОЙ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО»
методическая разработка по музыке (5, 6, 7 класс)

Работа над аппликатурой

Скачать:

Вложение Размер
rabota_nad_applikaturoy._listova_a.s.docx 22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования Ненецкого Автономного Округа

«Детская школа искусств г. Нарьян-Мар»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «РАБОТА НАД АППЛИКАТУРОЙ

В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО»

Аппликатуре уделялось значительное внимание на протяжении почти всего периода существования клавирного и фортепианного искусства.

Ознакомление с аппликатурными принципами различных мастеров пианистического искусства убеждает о чрезвычайной пестроте взглядов на эти вопросы.

С первых лет обучения необходимо воспитывать в ученике сознательное отношение к аппликатуре. Точно ориентироваться в выборе аппликатурных средств в зависимости от выразительности мелодии, характерных особенностей ритмики, голосоведения, артикуляции.

Аппликатурная узловая точка, в которой пересекаются музыкальные и двигательные возможности. Необходимо постепенно знакомить учащихся с основными аппликатурными принципами.

1 принцип — Наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с ее смыслом.

Музыкальное смысловое удобство бывает и не совпадает с удобствами физическими (двигательно-пальцевыми), но и противоречит ему.

Пример: Л. Бетховен Вариации

Гораздо удобнее эту гамму играть общепринятой аппликатурой. Удобными пальцами не удобно передать фразировку (музыкальный смысл). Если бы над всеми нотами стояла лига, это было бы удобно.

По возможности надо стремиться к естественной последовательности пальцев. Надо разъяснить, что рядом ноты – рядом пальцы. Постепенно в дальнейшей работе надо показать, как в связи с различными видами изложения от этой закономерности приходится отказываться.

В секвенционных последовательностях естественно в большинстве случаев играть одинаковые группы одними и теми же пальцами.

Это способствует быстроте и прочности запоминания (иногда приходится 1 и 5 на черных) надо подвинуть руку вглубь клавиатуры.

При подборе пальцев надо обратить внимание на то чтобы рука и находилась в естественно-собранном положении.

Сжатое состояние руки способствует извлечению певучего звука (Дед-мороз). Нелегко добиться сочности кантилены. Более тесное расположение помогает преодолевать трудность (быстрое последование).

Пример: Р. Шуман. Дед-мороз

П.И. Чайковский. Мазурка

Большие трудности для учеников представляют те места, требующие достижения максимальной связности при помощи пальцевого legato. Это относится к исполнению повторяющихся звуков legato. Используется подмена пальцев, придающая игре больше плавности.

Пример: Р. Шуман. Первая утрата

При повторении несвязных звуков, когда они должны прозвучать с одинаковой силой, целесообразнее применять одинаковые пальцы.

Пример: В.А. Моцарт. Сонатина

Внимание учащихся должна привлекать задача полного художественного раскрытия одного из важнейших выразительных средств музыки – мелодии.

Пример: С. Майкапар. Вариации

2 аппликатуры. Первая — не всегда способствует правильной фразировке, дробит мелодическую линию. Слишком частое употребление 1го пальца – короткие позиции, нарушают распевность.

Пример: П.И. Чайковский. Подснежник

«Ля» — 1 п. — утяжеляет данный звук для пластичности фразировки.

Разъединение конца одного построения и начало другого путем использования одного и того же пальца, требующего переноса руки (связь аппликатуры с мелодическим дыханием)

Сделать ясным мотивное строение. Мотив показывается не посредством цезуры, а путем легкого акцентирования первого тона мотива. Выполнению этого может содействовать аппликатура – употребление 1 (наиболее тяжелого) пальца.

Постепенно учащегося следует познакомить с более сложными видами аппликатуры, использующимися для достижения legato перекладыванием пальцев, беззвучной подменой и скольжением пальцев с клавиши на клавишу.

Пример: М. Мусоргский. Слеза

Особенно часто эти приемы используются в полифонической музыке, но нередко они применяются в сочинениях гомофонно-гармонического склада.

При перекладывании пальцев (4-5,3-4) важно обратить внимание на гибкость запястья, нужное ощущение в кончиках пальцев. Ни один палец не должен покидать клавишу, пока другой не возьмет следующую. Поработать полезно путем упражнений.

Один из важных аппликатурных принципов – соответствие пальцев правой руки и левой руки. Это дает возможности значительно быстрее осваивать трудность. Соответствие аппликатур может быть достигнуто при противоположном движении. К соответствию аппликатур нужно стремиться и в параллельном движении.

Аппликатура на принципе соответствия (одиночные группы по 4 звука в каждой руке)

Второй принцип из Нейгауза

«…Изучение и бережное отношение к авторской аппликатуре…»

Третий принцип – это принцип удобства аппликатуры для данной руки в связи с ее индивидуальными особенностями (он подчинен двум первым).

Не исключает авторских художественных намерений.

Не всем учащимся, например, подходит аппликатура, требующая широкого растяжения пальцев при выдержанных клавишах. Так например в Бахе.

Пример: И.С. Бах. Маленькая прелюдия

Если аппликатура с подменой пальцев окажется неподходящей, можно обойтись и без подмены, следя за плавным подведением 1 пальца к черной клавише.

Ученик, обладающий большой рукой легко сыграет тритон 2-4 пальцами, если трудно, то можно рекомендовать другой вариант.

Пример: В.А. Моцарт. Фантазия

Иногда можно прибегнуть к способу: изменению авторского распределения рук.

Например: детям с маленькой рукой неудобно на звуке соль менять с 4 на 5 палец, без чего они не могут сыграть последующую секунду. Можно распределить звуки секунда между руками.

Пример: Р. Шуман. Веселый крестьянин

В пьесе «Первая утрата» для исполнения фа# требуется довольно большое растяжение.

Иногда играют два раза подряд 1 пальцем – нарушается связность звучания.

Распределить между двумя руками:

Соль 1 п. правая рука, фа# 1 п. левая рука.

Понимание и ощущение индивидуальности отдельных пальцев – тоже один из лучших советчиков для нахождения хорошей аппликатуры.

Этот принцип аппликатуры был разработан еще пианистами-романтиками. Прекрасной иллюстрацией может служить аппликатура Шопена.

Знакомить с этим принципом целесообразно уже подвинутых учеников, так как использование его требует известной, степени владения инструментом.

Для выделения отдельных звуков в музыкальные ткани используются не только 1 п., но и другие «крепкие» пальцы, это «2» и «3».

Использование трехпальцевой аппликатуры, особенно в подвижных пассажах, не должно быть единственным решением. Например в «Клоунах» Д.Б. Кабалевского возможны два способа (1-2-3) и (2-3-4) – так как три длинных пальца часто являются опорными как для позиционных подвижных фигур, так и для пластичных интонирующих мелодий.

Пример: Пахульский. Мечты

При исполнении мягких окончаний, коротких кантиленных мотивов следует минимально применять 1-3 пальцы.

Часто заменяется 5 палец в аккомпанементах левой руки 3 п. или каким-нибудь другим (на f и ff). Для того чтобы было удобнее надо брать клавишу «плашмя» мякотью и тогда будет удобно 5 п.

Большой палец «наиболее тяжелый» уместно применять, если это окажется возможным, для извлечения особенно насыщенных звуков. Также первый палец берется, естественно, в случаях когда руку надо переводить из одного положения в другое (менять позицию). 4 палец – там, где требуется некоторая утонченность звучания.

Совершенно необязательно изучать аппликатуру гамм или арпеджио. Нередко исполнение вытекает из художественного образа.

Знание классически необходимо как исходный момент, позволяет по мере развития мышления и понимания стилевых закономерностей музыки.

Большое значение имеет своевременное приобретение учащимся элементарных практических навыков применения аппликатуры в наиболее типичных фактурных условиях (гаммы, арпеджио, ломаные интервалы, позиционные фигурации). Они усваиваются и автоматизируются главным образом на этюдах и подвижных произведениях с однородной фактурой.

Необходимо тщательно изучать классическую аппликатуру гамм.

Знание облегчает не только исполнение, но и разбор нотного текста помогает овладевать фактурой. Использование традиционной аппликатуры гамм способствует восприятию тонального плана произведения. Встречая в пьесах гаммообразующие последовательности и исполняя их соответствующей аппликатурой, пианист как бы закрепляет тональность пианистической пьесы.

Предпочтительное употребление одних и тех же пальцев в хроматических гаммах независимо от их быстроты и силы. Хроматических в медленном темпе трехпалой аппликатуры. Быстрый темп требует уменьшения подкладывания 1-го пальца за счет включения в аппликатуру 4 и 5-го пальцев.

При обдумывании аппликатуры связно исполняемого 3-хголосного произведения, прежде всего, следует определить исполнения среднего голоса.

Нижний голос исполняется левой рукой верхний голос правой рукой, а вот средний голос – можно распределить между двумя руками так, что каждая сможет связно исполнить порученный ей двухголосный фрагмент.

При 4-хголосии: 1) одна рука исполняет 1 голос, другая 3 голоса; 2) каждой руке поручается 2 голоса.

В первом случае рука не всегда сможет выполнить связно выполнять последовательность трезвучий. Но и во втором не всегда можно связно исполнить порученные ей 2 голоса.

Простейший пример это параллельные сексты. 3 приема их исполнения.

1) подмена пальцев, дающая возможности полного legato

2) Один голос исполняет legato, Другой staccato. Например, аппликатура в правой руке

3 4 3 4 4 5 4 5

| | | | | | | | при восходящем движении даст возможность исполнить связно верхний голос.

3) Оба голоса исполняются в одинаковой манере non legato.

Исполнение последовательности секст свободным non legato. производит часто более плавное впечатление, чем попытка связать трудно связуемое.

Это может быть перенесено на 4,5,6 голосов. Впрочем на фортепиано есть средство помогающее сочетать непринужденные, свободные движения рук со связностью звучания.

Это правая педаль.

Выучивать надо, как правило, одну твердо установленную, наилучшую из возможных аппликатур.

Уверенное исполнение, как известно, опирается на слуховую, и на логическую, и на моторно-осязательную память.

При отсутствии постоянной аппликатуры моторно-осязательная память функционирует недостаточно, поскольку нет привычки брать определенные клавиши требуемыми пальцами. Во время исполнения, когда основное внимание должно быть направлено на реализацию художественного замысла, происходит процесс обдумывания аппликатуры. Это может привести к срывам на выступлении.

Чем раньше установлена аппликатура, тем легче автоматизировать и закреплять в сознании.

Если педагогу приходится заменять или восполнять недостающие аппликатурные указания, то это следует делать, проигрывая сочинение в темпе. Надо помнить, что аппликатура удобная в медленном движении может оказаться неприемлемым в быстром Обозначая пальцы целесообразно выписывать их не все подряд, но лишь относительно которых может возникнуть неясность.

Постоянная тщательная работа над аппликатурой дисциплинирует учащихся.

Знание типичных аппликатурных формул облегчает разбор и выучивание нотного текста, поднимая оба эти процесса на более высокий уровень.

Выявление специфических особенностей разных пальцев развивает слуховое воображение и тембровый слух учащихся.

Изучение аппликатуры в тесной связи с техническими приемами исполнения способствует более осмысленному подходу учащихся к развитию пианистического мастерства.

Изучение авторской аппликатуры, сравнение аппликатуры различных редакторов развивает мышление, способствует выработке своего собственного отношения к исполнительским задачам.

Список использованной литературы

1.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано; М., Музыка, 1978

2.Вопросы фортепианной педагогики. Выпуски 1, 3; М., Музыка, 1963

3.Вопросы музыкальной педагогики. Выпуски 2, 5; М.. Музыка, 1980

4.Милич Б. Воспитание ученика-пианиста; Киев, Музыкальная Украина, 1977

5.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры; М., Музыка, 1987

6.Савшинский С. Детская фортепианная педагогика. Сборник Вопросы

фортепианной педагогики, выпуск 4; М., 1976.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока педагога Тураевой Е.Н. в классе фортепиано. Место проведения: кабинет музыкиДата проведения: 31.10.2011 г. Тема урока: работа над п.

Исполнение на фортепиано как процесс творческий возможно лишь при технической готовности учащегося к воспроизведению нотного текста, достижения свободы владения материалом для воплощения художественно.

Рассматриваются методы работы над кантиленными фортепианными произведениями. Особое внимание уделяется звукоизвлечению, фразировке, выразительному интонированию, фактурным особенностям.

В методическом собщении раскрыты основные подходы к работе над звуковой палитрой пианиста.

Целесообразный выбор пальцев помогает осуществлять разнообразнейшие художественные задачи и способствует преодолению многих пианистических трудностей. Нередко удачно найденная аппликатура позволяет сэ.

Полифонические произведения — область фортепианного репертуара, всегда предъявляющая максимально высокие требования к слуховой сфере учащегося – пианиста. Правильное полифоническое воспита.

Педагогический коллектив инструментального отдела Детской хоровой студии «Искра» ГБОУ ДО ДДЮТ «На Ленской» ведет большую работу по усовершенствованию программ обучения игре на разл.

Источник

Читайте также:  Звучание всех нот одновременно
Оцените статью